Содержание

1. Дайте определение понятия «управления» и объясните, почему  управление может осуществляться только в социальных системах. 3

2. Раскройте основные принципы оформления схем организационных структур и объясните, как они реализуются в организационном проектировании. 4

3. Перечислите и дайте характеристику основным документам, включаемым в состав организационного проекта. 5

4. Основные требования  к оформлению нормативных документов организационного проекта. 7

5. Нормативные требования формирования прав и ответственности в должностных инструкциях. Приведите пример этих разделов какой-либо конкретной должностной инструкции. 9

Список литературы…………………………………………………………..……..12

1. Дайте определение понятия «управления» и объясните, почему  управление может осуществляться только в социальных системах

Управление это сознательный, разумный акт воздействия субъекта управления (человека или группы лю­дей) на объект управления (человека или группы людей) с целью побуждения его к действиям, или к деятельности. Даже если под управлением понимать только сознательный разумный акт воздействия субъекта управления на объект управления, то естественно, что разумное сознательное воздействие на объект управления может быть осуществлено только в том случае, когда и субъектом, и объектом управления является отдельный человек или группа людей. С этой точки зрения управление в истинном смысле этого поня­тия, безусловно, является прерогативой человека который является частью социальной системы[1].

Управление есть всегда разумная мыследеятельность, а точнее, система различных типов, классов и видов управленческой деятель­ности, реализуемых в форме процессов (а не только акта передачи управ­ляющих воздействий) абстрактной мыслительной деятельности. Так как деятельность реализуется в рамках специализированных по результату орга­низаций и социальных территориальных систем, управленческая деятель­ность всегда носит абстрактный предметно-духовный характер и осуществ­ляется в форме системы специализированных по предмету объекту дея­тельности и организационным условиям различных классов и видов управ­ленческой деятельности.

2. Раскройте основные принципы оформления схем организационных структур и объясните, как они реализуются в организационном проектировании

Схемы организационных структур управления должны строиться с соблю­дением определенных принципов:

1. Соблюдение принципа «вертикального зонирования», т. с. в «зоне» вер­тикального подчинения высшего должностного лица (главы администрации) и его заместителей (управляющих функциональными или отраслевыми на­правлениями) должны размещаться только те управленческие или производ­ственно-бытовые подразделения, службы или отдельные должностные по­зиции системы управления, которые непосредственно административно подчиняются этой должностной позиции;

2.  Соблюдение принципа «горизонтального зонирования» по уровням управления, т. е. когда каждое структурное подразделение системы управ­ления размещается строго по иерархическим уровням управления[2].

Соблюдение принципов «вертикального зонирования»  и «горизонтального зонирования»  позволит проводить системный анализ организационной структуры и её проектирование, исключающее дублирование подчиненности и рациональное функциональное распределение обязанностей.

3. Перечислите и дайте характеристику основным документам, включаемым в состав организационного проекта

В состав рабочей документации организационного проекта территориаль­ной системы управления должны включаться, как правило, следующие до­кументы:

- схема организационной структуры системы управления – в ней отража­ются все функциональные структурные управленческие и производственные подразделения, должностные позиции высшего управленческого персонала и организационные взаимосвязи непосредственного подчинения.

- схемы документооборота определяет установленный организационным про­ектом порядок прохождения документов между функциональными подраз­делениями и высшим управленческим аппаратом системы управления. Для построения схемы документооборота все документы, функционирующие в системе управления, шифруются и на схеме организационной структуры системы управления стрелками указывается последовательность их прохож­дения.

- схемы информационных связей  в отличие от схемы документооборота, по­казывает не только последовательность формирования документов, но и со­держание операций, осуществляемых в каждом функциональном подразде­лении. Для этого в схеме документооборота на документальных взаимосвя­зях между функциональными подразделениями и высшим управленческим персоналом указываются шифры операций, которые осуществля­ются в соответствующих функциональных подразделениях.  

- линейная карта распределения полномочий; рабочие формы управленческой документации; Для оптимизации схемы документооборота и схемы информационных свя­зей предварительно разрабатываются линейная карта распределения полно­мочий (обязанностей) и матрица цеитртизашш принятия решении (рис. 11). Матрица цетрализадии принятия решений по существу является частью линейной карты распределения полномочий. Линейная карта распределения полномочий и матрица централизации принятия решений являются обоб­щенной характеристикой распределения операционального содержания управленческой деятельности но всем должностным позициям системы управления. Они составляются на основе организационной структуры и опе-рограмм всех документов, действующих в систем управления. На основании матрицы определяется рациональный уровень централизации принятия ре­шений путем распределения принятия решений по должностным позициям высшего управленческого персонала в соответствии с их индивидуальными характеристиками. После уточнения уровня централизации принятия реше­ний корректируются схемы документооборота и информационных связей и линейная карта распределения полномочий.

- положения о функциональных структурных подразделениях системы управления разрабатываются на основании параметров организационного проекта по результатам всех стадий организационного проектирования систем управления.

- должностные инструкции работникам системы управления это набор рабочих заданий, которые составляют работу, и обязанности работника при выполнении этой работы. Должностная инструкция обычно составляет часть контракта о работе по найму.

Документы статистической, бухгалтерской и финансовой отчетности при­нимаются в соответствии с установленными формами этих документов.

В дополнение к общей схеме организационной структуры системы управле­ния могут разрабатываться схемы организационных структур отдельных функциональных подсистем и функциональных подразделений (отделов и служб). При разработке организационных структур отдельных функцио­нальных подсистем и подразделений соблюдаются те же принципы, что и при оформлении организационной структуры системы управления в целом[3].

4. Основные требования  к оформлению нормативных документов организационного проекта

Основным назначением положений о функциональных подраз­делениях являются распределение основных функциональных задач, решае­мых в территориальной системе управления, и нормативная регламентация взаимоотношений между подразделениями в процессе разработки функцио­нальных задач.

Положения о функциональных структурных подразделениях должны со­ставляться в следующей структуре:

Титульный лист указываются основные реквизиты отдела: полное и сокращенное наименование функционального структурного подразделения, срок ввода в действие и длительность действия положения, подпись, дата, должность, фамилия, имя и отчество лица, утвердившего положение. Нали­чие всех указанных реквизитов придает документу юридическую силу.

1. Общая часть  в данном разделе указываются место и роль (назначение) функ­ционального структурного подразделения в системе управления, кому непо­средственно подчиняется подразделение в структуре управления, порядок его создания, переформирования и ликвидации (кто решает, когда и при ка­ких условиях изменяются состав, структура и назначение), какими норма­тивными актами руководствуется отдел в своей работе (какие нормативные акты определяют сферу деятельности и ответственность отдела). В общей части может быть указан порядок назначения, перемещения и увольнения начальника функционального подразделения.

2. Организационная структура, в данном разделе  указываются схема организационной структуры и распреде­ление функциональных задач по должностным позициям. В этом разделе может быть приведено также штатное расписание функционального подраз­деления.

3. Функциональные задачи, в данном разделе  указывается перечень функциональ­ных задач и операций, выполняемых непосредственно отделом и совместно с другими подразделениями.

4.  Права и ответственность начальника функционального подразделения здесь указываются права, необходимые отделу для выполнения функ­циональных задач, и ответственность за их выполнение. Права и ответст­венность устанавливаются в полном соответствии с функциональными зада­чами и обязанностями функционального подразделения.

Должностные инструкции работникам системы управления разрабатывают­ся с учетом следующих требований. Прежде всего, необходимо помнить, что должностная инструкция предназначена для регламентации технологии вы­полнения работ на данном рабочем месте, т. е. должна устанавливать поря­док, операции, способы, методы, приемы, последовательность их выполне­ния работ на данном рабочем месте. Именно конкретный характер работ по­зволяет правильно сформулировать права и ответственность работника за выполнение работы[4].

Должностная инструкция должна состоять из следующих разделов: Титульный лист

1. Общие положения.

2. Квалификационные требования.

3. Функциональные обязанности.

4. Права.

5. Ответственность.

5. Нормативные требования формирования прав и ответственности в должностных инструкциях. Приведите пример этих разделов какой-либо конкретной должностной инструкции

В разделе «Права» перечисляются права, необходимые для выполнения каждой функциональной обязанности. Для сокращения объема данного раз­дела одинаковые права, необходимые для выполнения различных функцио­нальных обязанностей, могут быть сгруппированы.

Раздел  «ответственность» разрабатывается в точном соответствии со структурой и содержанием разделов «Функциональные обязанности» и «Права», т. е, по каждому пункту прав и обязанностей должны быть уста­новлены вид (административная, материальная или уголовная) и мера (сте­пень) ответственности. В этом разделе так же, как и в разделе «Права» от­ветственность может быть сгруппирована по отдельным видам (администра­тивной, материальной (экономической) или уголовной) ответственности. Однако здесь группировка должна производиться только в том случае, если совпадает мера ответственности.

Должностная инструкция должностного лица таможенного органа Российской Федерации

Раздел II «Права»

 Сотрудник таможенного органа имеет право на:

1) ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой в таможенном органе должности, критерии оценки качества прохождения службы в таможенных органах, которые способствуют продвижению по службе, а также на организационно-технические условия, необходимые для исполнения должностных обязанностей;

2) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

3) посещение для исполнения должностных обязанностей организаций независимо от форм собственности;

4) принятие решений и участие в подготовке решений в соответствии с его должностными обязанностями;

5) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности в таможенном органе;

6) продвижение по службе в таможенных органах, увеличение размера денежного довольствия с учетом выслуги лет, результатов службы и уровня квалификации;

7) ознакомление со всеми материалами своего личного дела, с отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений;

8) переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств, предусмотренных на содержание Государственного таможенного комитета Российской Федерации;

9) пенсионное обеспечение с учетом выслуги лет;

10) проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

11) объединение в профессиональные союзы;

12) участие в собраниях сотрудников таможенных органов;

13) применение физической силы, специальных средств, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия в порядке и случаях, предусмотренных ТК РФ[5].

Разделе IV. «Ответственность»

Ответственность сотрудника наступает при нарушении служебной дисциплины (дисциплинарный проступок) - виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудником возложенных на него должностных обязанностей.

К грубым нарушениям служебной дисциплины относятся:

1) невыполнение сотрудником обязанностей, установленных подпунктами 1, 3 и 7 пункта 1 статьи 17 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации";

2) утрата сотрудником документов, предоставляющих право перемещения товаров или транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, а также имущества, задержанного или конфискованного при осуществлении таможенного оформления или таможенного контроля, личной номерной печати, боевого оружия;

3) прогул без уважительных причин;

4) появление сотрудника на службе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения;

5) несоблюдение ограничений, установленных для сотрудников статьей 7 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации". Список литературы

1.                Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации"

2.                 Приказ ГТК РФ от 29 ноября 2002 г. N 1277 "Об утверждении Положения о порядке разработки и утверждения должностной инструкции должностного лица таможенного органа Российской Федерации"

3.                 Соловьев В. С.   Теория   стратегического   управления   социальными   организованными системами: Монография.-— Новосибирск: СибАГС, 2000.— 500 с.

4.                 Соловьев В. С.    Формирование    эффективных   систем    управления   региональных   и муниципальных образований: Учеб. пособие.— Новосибирск: СибАГС, 2003.— 152 с.

5.                Соловьев В.С. Формирование эффективной структуры организации УМК Новосибирск 2003


[1] Соловьев В.С. Формирование эффективной структуры организации УМК Новосибирск 2003.- с. 25

[2] Соловьев В.С. Формирование эффективной структуры организации УМК Новосибирск 2003.- С. 96

[3] Соловьев В.С. Формирование эффективной структуры организации УМК Новосибирск 2003.- С. 120

[4] Соловьев В.С. Формирование эффективной структуры организации УМК Новосибирск 2003.- с.122

[5] Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" ст. 16