Содержание
1. В чем заключаются принципиальные отличия технического и организационного проектирования в производственных организациях. 3
2. Дайте определение понятия «управления» и объясните, почему управление может осуществляться только в социальных системах. 4
3. Объясните общую типологию и классификацию управленческой деятельности 5
4. Особенности формирования стратегии социально-экономического развития урбанизированных систем. 7
5. Дайте определение понятия «организационная структура управления» и опишите, как реализуются в системе управления линейные и функциональные связи. 8
Список литературы.. 11
1. В чем заключаются принципиальные отличия технического и организационного проектирования в производственных организациях
Организационное проектирование в буквальном смысле означает проектирование социальных организованных систем. Однако в практике деятельности проектирование социальных систем ограничилось только сферой материального индустриального производства и оформилось как «техническое проектирование» в форме технических и технорабочих проектов производственных организаций, основой которых является разработка технологических процессов (системы машин) и обьемно-планировочных условий производственной деятельности. Причем в составе технических проектов есть, как правило, и формальные проработки вопросов управления этими предприятиями, ограниченные численностью и типовой структурой функциональных подразделений, сложившейся в практике управления. Техническое проектирование предназначалось для организации капитального строительства (производства строительно-монтажных работ) и оформилось в специализированную отрасль человеческой деятельности в виде проектных институтов и других форм организаций. В основе технического проектирования лежат технико-технологические расчеты инженерных и естественных наук[1].
Под организационным проектированием чаще всего понимается только проектирование систем управления. Теория управления ограничилась проработкой некоторых проблем менеджмента, т. е. управления корпоративными хозрасчетными производственно-хозяйственными системами — организациями материального производства.
Таким образом, отличие технического и организационного проектирования в производственных организациях заключается в следующем:
1. Понятие организационного проектирования гораздо шире технического проектирования, однако теория организационного проектирования является менее разработанной.
2. В основе технического проектирования лежат технико-технологические расчеты инженерных и естественных наук, а в основе организационного проектирования лежит теория управления.
2. Дайте определение понятия «управления» и объясните, почему управление может осуществляться только в социальных системах
Управление это руководство организацией, что в экономической теории иногда рассматривается как фактор производства (factor of production) наряду с землей, трудом и капиталом. Управление состоит из двух основных компонентов: умения организовать, включая способность делегировать полномочия, и предпринимательской интуиции. Управление обычно подразделяется на категории, которые называются линейным и функциональным руководством (line and staff management).
Итак, управление это, сознательный разумный акт воздействия субъекта управления на объект управления, то естественно, что разумное сознательное воздействие на объект управления может быть осуществлено только в том случае, когда и субъектом, и объектом управления является отдельный человек или хруп-па людей. Поэтому управление в прямом смысле является прерогативой человека. Следовательно, применять термин «управление» по отношению к машине неправильно.
Руководство как непосредственная расстановка исполнителей по рабочим местам и выдача им заданий в строгом соответствии с функциональным назначением рабочего места может осуществляться только в результате непосредственных коммуникативных контактов (вербальных или невербальных) субъекта и объекта управления и является составной частью системы управленческой деятельности (управления), обеспечивающей непосредственный перевод абстрактных идей, решений, планов, проектов и т. п. в действия.
Следовательно, управление — это всегда разумная мыследеятельность, а точнее, система различных типов, классов и видов управленческой деятельности, реализуемых в форме процессов (а не только акта передачи управляющих воздействий) абстрактной мыслительной деятельности, поэтому управление вне социальной системы реализовать невозможно.
3. Объясните общую типологию и классификацию управленческой деятельности
Очевидно, в структуре управленческой деятельности по содержанию можно выделить три взаимосвязанных типа деятельности, обеспечивающие функционирование («жизнь») и развитие социальных организованных систем.
А. Стратегическое, прогнозное, или перспективное управление, представшющее собой абстрактное описание во времени (на ближайшие 5-20 лет) и в пространстве будущих возможных (предполагаемых, проектных, прогноз-пых) вариантов изменения объективного мира и целевых этапных состояний социальных систем организации жизнедеятельности на различных уровнях се организованности и стратегических (основных, генеральных) направлений (путей) достижения этих целей.
Анализ и прогноз динамики внешней ситуации; определение цели организованной социальной системы и ее декомпозиция; выявление проблем на пути к достижению пели, разработка возможных вариантов стратегических направлении поэтапного достижения цели, разработка сценариев и стратегических программ; оценка экономической эффективности реализации различных вариашоп стратегических программ, разработка организационных проектон реализации стратегических программ
В Текущее (календарное) управление:
Технологическая, организационно-экономическая подготовка производства — разработка технологии, организации производства, календарных и оперативных планов реализации отдельных этапов выбранного варианта стратегической программы, контроле, учет и анализ выполнения текущих решений
С. Оперативное регулирование (руководство):
Управляющие воздействия на персонал с целью реализации производственных процессов
В свою очередь, в стратегическом управлении можно выделить следующие классы, или этапы управленческой деятельности, которые характеризуют последовательность осуществления стратегического управления:
1. Анализ динамики внутреннего состояния социальной организованной системы.
2. Анализ и прогноз динамики внешней ситуации, определяющей выбор стратегической цели социальной системы и возможные стратегические варианты направлений се достижения.
3. Формулировка миссии и постановка целей социальных организованных систем жизнедеятельности как желаемого прогнозируемого состояния системы.
4. Декомпозиция целей по основным сферам (отраслям) жизнедеятельности территориальных сметем и элементам деятельное™ производственных организаций и но этапам ее достижения, как поэтапного (желаемого) прогнозируемого состояния системы и ее составных элементов к определеннь1м моментам будущего перспективного периода.
5. Разработка вариантов стратегических программ — комплекса целевых специализированных (отраслевых, элементных) стратегических программ поэтапного достижения декомпозированных целей во взаимосвязи с прогнозом динамики окружающей среды.
6. Разработка организационных проектов (или проектов организации) реализации отдельных этапов вариантов целевых специализированных стратегических программ, т. е. выбор технологии и средств поэтапной реализации различных альтернатив целевых специализированных стратегических программ.
7. Обоснование социального критерия эффективности и технико-экопомическая опенка вариантов целевых специализированных стратегических программ и организационных проектов их поэтапной реализации[2].
По существу организационное проектирование стратегического управления является теоретическим научным обоснованием состава, структуры и осуществления текущего управления.
4. Особенности формирования стратегии социально-экономического развития урбанизированных систем.
Концентрация больших масс населения и его высокая плотность на относительно ограниченной селитебной территории естественным образом порождает целый спектр социальных проблем совместной жизнедеятельности, связанных с обеспечением соответствующего социального уровня физической безопасности населения, городских зданий и сооружений, проблем здравоохранения, санитарно-гигиенических условий жизнедеятельности, воспитания, образования, медицинского обслуживания, организации досуга и т. п.
Стратегически эффективное решение таких разнохарактерных проблем в условиях искусственно ограниченной селитебной территории объективно требует системного подхода, который может быть реализован на принципах программно-целевого управления в форме целевых специализированных программ в соответствии с приоритетами, складывающимися в рамках исторического времени развития урбанизированных систем многих поколений людей с учетом миграционных процессов населения[3].
Исходя из специфики урбанизированных систем стратегия развития городов может осуществляться по следующей методологической схеме.
Во-первых, необходимо сосредоточить внимание, все усилия и финансовые средства городских, региональных и федеральных властей на развитии (восстановлении уровня использования) градообразующих промышленных предприятий независимо от форм собственности.
Во-вторых, в условиях роста промышленного производства для нашей страны объективно необходимо кардинальное решение топливно-энергетических проблем.
В-третьих, приоритетное положение должны занимать городские инженерные и транспортные коммуникации, обеспечивающие территориальное единство организаций жизнедеятельности городов.
В-четвертых, в сфере образования, здравоохранения и медицины приоритет в развитии следует отдать организациям, имеющим градообразующее и региональное значение.
При таком решении стратегических задач существенно облегчается решение собственно городских проблем в части коммунально-бытового обслуживания населения, здравоохранения, медицинского обслуживания, воспитания и образования. Приоритет градообразующих предприятий города предполагает решение проблем финансового обеспечения на уровне Федерации и субъектов Федерации, для чего усилия всех уровней органов власти должны быть сосредоточены именно на решении этих проблем.
5. Дайте определение понятия «организационная структура управления» и опишите, как реализуются в системе управления линейные и функциональные связи
Организационная структура это схема иерархически упорядоченной совокупности функциональных подразделений и должностных позиций высшего управленческого персонала территориальных систем управления и их административных взаимосвязей подчинения, субординации, обеспечивающих целостность системы управления. Организационная структура территориальных органов власти является ее основной статической характеристикой, определяющей, с одной стороны, потенциальную устойчивость и стабильность существования — функционирования ее как системы, а с другой стороны — динамическую характеристику, адекватно отражающую изменение целевых стратегических приоритетов и политику, проводимую органами власти всех уровней в условиях постоянной динамики объективного мира[4].
Понятием «линейные связи» обозначают организационно-управленческие административные связи подчинения. В линейных связях наряду с властной компонентой обязательно должно содержаться функциональное (регламентированное) содержание. Основой линейных связей является прежде всего смысловое содержание, которое в действительности скрыто в профессиональной подготовке исполнителей.
Если рассматривать управление как систему различных классов и видов управленческой деятельности, то, есть такой класс управленческой деятельности, как оперативное регулирование или руководство, которое предполагает обязательный коммуникационный контакт субъекта и объекта управления в форме связей подчинения. При этом коммуникации успешны и эффективны только в сфере функционального содержания в рамках профессиональной подготовки исполнителей. Коммуникационное взаимодействие осуществляется как руководство (оперативное управление) в текущем времени именно в форме линейных связей, как наиболее эффективная форма устной передачи оперативных указаний при непосредственном контакте исполнителя и руководителя. В этом смысле линейные связи действительно отражают административные связи непосредственного подчинения.
Таким образом, по существу линейные, административные связи непосредственного подчинения являются основными распорядительными связями, которые обеспечивают системную организацию любой деятельности и корректнее их обозначать как организационно-распорядительные (командные), которые реализуются в форме руководства (непосредственного коммуникационного контакта) или через нормативно-правовые акты (законы, государственные стандарты, приказы, распоряжения и т. п.).
Под функциональными связями элементов любой системно организованной деятельности необходимо понимать жестко регламентированные, нормированные, кооперативно-последовательные зависимости одних элементов от других, выражающиеся в форме операциональных содержательных закономерностей, предопределяемых технологией процессов кооперированной деятельности. Функциональные связи отвечают на вопрос: «как, каким образом (способом)?», «с помощью каких средств?», «в какой последовательности?» решать ту иди иную задачу. Они предполагают операциональное описание технологии, методики выполнения управленческой деятельности, т. е. описывают последовательность выполнения операций и собственно сами способы, операции или отдельные приемы и действия. Таким образом, содержание любой кооперированной деятельности формально может быть описано через технологическую структуру функциональных взаимосвязей отдельных операций. Именно это позволяет структурировать и дифференцировать функциональную управленческую деятельность по отдельным функциональным подразделениям и должностным позициям. И наоборот, творческая, нефункциональная деятельность стратегического управления[5].
Список литературы
1. Качалина Л. Н. Научная организация управленческого труда - оргпроектирование.— М.: Экономика, 1973.
2. Соловьев В. С. Организационное проектирование систем управления: Учеб. пособие.— М: ИНФРА-М.— Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002.— 136 с.
3. Соловьев В. С. Теория стратегического управления социальными организованными системами: Монография.-— Новосибирск: СибАГС, 2000.- 500 с.
4. Соловьев В. С. Формирование эффективных систем управления региональных и муниципальных образований: Учеб. пособие.— Новосибирск: СибАГС, 2003.— 152 с.
5. Соловьев В.С. Формирование эффективной структуры организации УМК Новосибирск 2003
[1]Соловьев В.С. Формирование эффективной структуры организации УМК Новосибирск 2003.- с. 10
[2] Соловьев В.С. Формирование эффективной структуры организации УМК Новосибирск 2003.- С. 28
[3] Там же с. 52
[4] Соловьев В.С. Формирование эффективной структуры организации УМК Новосибирск 2003.- С. 88
[5] Соловьев В.С. Формирование эффективной структуры организации УМК Новосибирск 2003.- С. 89