Содержание

1.  В чем заключаются принципиальные отличия технического и организационного проектирования в производственных организациях. 3

2. Дайте определение понятия «управления» и объясните, почему  управление может осуществляться только в социальных системах. 4

3. Объясните общую типологию и классификацию управленческой деятельности  5

4. Особенности формирования стратегии социально-экономического развития  урбанизированных систем. 7

5. Дайте определение понятия «организационная структура управления» и опишите, как реализуются в системе управления линейные и функциональные связи. 8

Список литературы.. 11

1.  В чем заключаются принципиальные отличия технического и организационного проектирования в производственных организациях

Организационное проектирование в буквальном смысле означает проекти­рование социальных организованных систем. Однако в практике деятельно­сти проектирование социальных систем ограничилось только сферой мате­риального индустриального производства и оформилось как «техническое проектирование» в форме технических и технорабочих проектов производ­ственных организаций, основой которых является разработка технологиче­ских процессов (системы машин) и обьемно-планировочных условий произ­водственной деятельности. Причем в составе технических проектов есть, как правило, и формальные проработки вопросов управления этими предпри­ятиями, ограниченные численностью и типовой структурой функциональных подразделений, сложившейся в практике управления. Техническое про­ектирование предназначалось для организации капитального строительства (производства строительно-монтажных работ) и оформилось в специализи­рованную отрасль человеческой деятельности в виде проектных институтов и других форм организаций. В основе технического проектирования лежат технико-технологические расчеты инженерных и естественных наук[1].

Под организационным проектированием чаще всего понимается только проектирование систем управления. Теория управления ограничилась проработ­кой некоторых проблем менеджмента, т. е. управления корпоративными хозрасчетными производственно-хозяйственными системами — организа­циями материального производства.

Таким образом, отличие  технического и организационного проектирования в производственных организациях заключается в следующем:

1. Понятие организационного проектирования гораздо шире технического проектирования, однако теория организационного проектирования является менее разработанной.

2. В основе технического проектирования лежат технико-технологические расчеты инженерных и естественных наук, а в основе организационного проектирования  лежит теория управления.

  

2. Дайте определение понятия «управления» и объясните, почему  управление может осуществляться только в социальных системах

Управление это руководство организацией, что в экономической теории иногда рассматривается как фактор производства (factor of production) наряду с землей, трудом и капиталом. Управление состоит из двух основных компонентов: умения организовать, включая способность делегировать полномочия, и предпринимательской интуиции. Управление обычно подразделяется на категории, которые называются линейным и функциональным руководством  (line and staff management).

Итак, управление это, сознательный разумный акт воздействия субъекта управления на объект управления, то естественно, что разумное сознательное воздействие на объект управления может быть осуществлено только в том случае, когда и субъектом, и объектом управления является отдельный человек или хруп-па людей. Поэтому управление в прямом смысле является прерогативой человека. Следовательно, применять тер­мин «управление» по отношению к машине неправильно.

Руко­водство как непосредственная расстановка исполнителей по рабочим мес­там и выдача им заданий в строгом соответствии с функциональным на­значением рабочего места может осуществляться только в результате не­посредственных коммуникативных контактов (вербальных или невер­бальных) субъекта и объекта управления и является составной частью сис­темы управленческой деятельности (управления), обеспечивающей непо­средственный перевод абстрактных идей, решений, планов, проектов и т. п. в действия.

Следовательно, управление — это всегда разумная мыследеятельность, а точнее, система различных типов, классов и видов управленческой деятель­ности, реализуемых в форме процессов (а не только акта передачи управ­ляющих воздействий) абстрактной мыслительной деятельности, поэтому управление вне социальной системы реализовать невозможно.

3. Объясните общую типологию и классификацию управленческой деятельности

Очевидно, в структуре управленческой деятельности по содержанию можно выделить три взаимосвязанных типа деятельности, обеспечивающие функ­ционирование («жизнь») и развитие социальных организованных систем.

А. Стратегическое, прогнозное, или перспективное управление, представшющее собой абстрактное описание во времени (на ближайшие 5-20 лет) и в пространстве будущих возможных (предполагаемых, проектных, прогноз-пых) вариантов изменения объективного мира и целевых этапных состояний социальных систем организации жизнедеятельности на различных уровнях се организованности и стратегических (основных, генеральных) направле­ний (путей) достижения этих целей.

Анализ и прогноз динамики внешней ситуации; определение цели организованной социальной системы и ее декомпозиция; выявление проблем на пути к достижению пели, разработка возможных вариантов стратегических направлении поэтапного достижения цели, разработка сценариев и стратегических программ; оценка экономической эффективности реализации различных вариашоп стратегических программ, разработка организационных проектон реализации стратегических программ

В Текущее (календарное) управление:

Технологическая, организационно-экономическая подготовка производства — разработка технологии, организации производства, календарных и оперативных планов реализации отдельных этапов выбранного варианта стратегической программы, контроле, учет и анализ выполнения текущих решений

 С. Оперативное регулирование (руководство):

Управляющие воздействия на персонал с целью реализации производственных процессов

В свою очередь, в стратегическом управлении можно выделить следующие классы, или этапы управленческой деятельности, которые характеризуют по­следовательность осуществления стратегического управления:

1. Анализ динамики внутреннего состояния социальной организованной системы.

2.   Анализ и прогноз динамики внешней ситуации, определяющей выбор стратегической цели социальной системы и возможные стратегические ва­рианты направлений се достижения.

3. Формулировка миссии и постановка целей социальных организованных систем жизнедеятельности как желаемого прогнозируемого состояния сис­темы.

4. Декомпозиция целей по основным сферам (отраслям) жизнедеятельности территориальных сметем и элементам деятельное™ производственных орга­низаций и но этапам ее достижения, как поэтапного (желаемого) прогнози­руемого состояния системы и ее составных элементов к определеннь1м мо­ментам будущего перспективного периода.

5.   Разработка вариантов стратегических программ — комплекса целевых специализированных  (отраслевых, элементных) стратегических программ поэтапного достижения декомпозированных целей во взаимосвязи с прогно­зом динамики окружающей среды.

6.   Разработка организационных проектов (или проектов организации) реа­лизации отдельных этапов вариантов целевых специализированных страте­гических программ, т. е. выбор технологии и средств поэтапной реализации различных альтернатив целевых специализированных стратегических про­грамм.

7.   Обоснование    социального    критерия    эффективности    и    технико-экопомическая опенка вариантов целевых специализированных стратегических программ и организационных проектов их поэтапной реализации[2].

По существу организационное проектирование стратегического управления является теоретическим научным обоснованием состава, структуры и осу­ществления текущего управления.

4. Особенности формирования стратегии социально-экономического развития  урбанизированных систем.

Концентрация больших масс населения и его высокая плот­ность на относительно ограниченной селитебной территории естественным образом порождает целый спектр социальных проблем совместной жизне­деятельности, связанных с обеспечением соответствующего социального уровня физической безопасности населения, городских зданий и сооруже­ний, проблем здравоохранения, санитарно-гигиенических условий жизне­деятельности, воспитания, образования, медицинского обслуживания, орга­низации досуга и т. п.

Стратегически эффективное решение таких разнохарактерных проблем в ус­ловиях искусственно ограниченной селитебной территории объективно тре­бует системного подхода, который может быть реализован на принципах программно-целевого управления в форме целевых специализированных про­грамм в соответствии с приоритетами, складывающимися в рамках исто­рического времени развития урбанизированных систем многих поколений людей с учетом миграционных процессов населения[3].

Исходя из специфики урбанизированных систем стратегия развития городов может осуществляться по следующей методологической схеме.

Во-первых, необходимо сосредоточить внимание, все усилия и финансовые средства городских, региональных и федеральных властей на развитии (вос­становлении уровня использования) градообразующих промышленных предприятий независимо от форм собственности.

Во-вторых, в условиях роста промышленного производства для нашей стра­ны объективно необходимо кардинальное решение топливно-энергетических проблем.

В-третьих, приоритетное положение должны занимать городские инженер­ные и транспортные коммуникации, обеспечивающие территориальное единство организаций жизнедеятельности городов.

В-четвертых, в сфере образования, здравоохранения и медицины приоритет в развитии следует отдать организациям, имеющим градообразующее и ре­гиональное значение.

При таком решении стратегических задач существенно облегчается решение собственно городских проблем в части коммунально-бытового обслужива­ния населения, здравоохранения, медицинского обслуживания, воспитания и образования. Приоритет градообразующих предприятий города предполага­ет решение проблем финансового обеспечения на уровне Федерации и субъ­ектов Федерации, для чего усилия всех уровней органов власти должны быть сосредоточены именно на решении этих проблем.

5. Дайте определение понятия «организационная структура управления» и опишите, как реализуются в системе управления линейные и функциональные связи

Организационная структура это  схема  иерархически упорядоченной совокупности функциональ­ных подразделений и должностных позиций высшего управленческого пер­сонала территориальных систем управления и их административных взаи­мосвязей подчинения, субординации, обеспечивающих целостность системы управления. Организационная структура территориальных органов власти является ее основной статической характеристикой, определяющей, с одной стороны, потенциальную устойчивость и стабильность существования — функционирования ее как системы, а с другой стороны — динамическую характеристику, адекватно отражающую изменение целевых стратегических приоритетов и политику, проводимую органами власти всех уровней в усло­виях постоянной динамики объективного мира[4].

Понятием «линейные связи» обозначают  организационно-управленческие административные связи подчинения. В линейных связях наряду с властной компонентой обязательно должно содержаться функциональное (регламентированное) содержание. Основой линейных связей является прежде всего смысловое содержание, которое в действительности скрыто в профессио­нальной подготовке исполнителей.

Если рассматривать управление как систему различных классов и видов управленческой деятельности, то,  есть такой класс управленческой деятельности, как оперативное регулирование или ру­ководство, которое предполагает обязательный коммуникационный контакт субъекта и объекта управления в форме связей подчинения. При этом ком­муникации успешны и эффективны только в сфере функционального содер­жания в рамках профессиональной подготовки исполнителей. Коммуника­ционное взаимодействие осуществляется как руководство (оперативное управление) в текущем времени именно в форме линейных связей, как наи­более эффективная форма устной передачи оперативных указаний при непосредственном контакте исполнителя и руководителя. В этом смысле ли­нейные связи действительно отражают административные связи непосред­ственного подчинения.

Таким образом, по существу линейные, административные связи непосредственного подчинения являются основными распорядительными связями, которые обеспечивают системную организацию любой деятельности и корректнее их обозначать как организационно-распорядительные (ко­мандные), которые реализуются в форме руководства (непосредственно­го коммуникационного контакта) или через нормативно-правовые акты (законы, государственные стандарты, приказы, распоряжения и т. п.).

Под функциональными связями элементов любой системно организованной деятельности необходимо понимать жестко регламентированные, нормиро­ванные, кооперативно-последовательные зависимости одних элементов от других, выражающиеся в форме операциональных содержательных законо­мерностей, предопределяемых технологией процессов кооперированной деятельности. Функциональные связи отвечают на вопрос: «как, каким обра­зом (способом)?», «с помощью каких средств?», «в какой последовательно­сти?» решать ту иди иную задачу. Они предполагают операциональное опи­сание технологии, методики выполнения управленческой деятельности, т. е. описывают последовательность выполнения операций и собственно сами способы, операции или отдельные приемы и действия. Таким образом, со­держание любой кооперированной деятельности формально может быть описано через технологическую структуру функциональных взаимосвязей отдельных операций. Именно это позволяет структурировать и дифферен­цировать функциональную управленческую деятельность по отдельным функциональным подразделениям и должностным позициям. И наоборот, творческая, нефункциональная деятельность стратегического управления[5].

Список литературы

1. Качалина Л. Н. Научная организация управленческого труда - оргпроектирование.— М.: Экономика, 1973.

2. Соловьев В. С. Организационное проектирование систем управления: Учеб. пособие.— М: ИНФРА-М.— Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002.— 136 с.

3.   Соловьев В. С.   Теория   стратегического   управления   социальными   организованными системами: Монография.-— Новосибирск: СибАГС, 2000.- 500 с.

4.   Соловьев В. С.    Формирование    эффективных   систем    управления   региональных   и муниципальных образований: Учеб. пособие.— Новосибирск: СибАГС, 2003.— 152 с.

5.   Соловьев В.С. Формирование эффективной структуры организации УМК Новосибирск 2003


[1]Соловьев В.С. Формирование эффективной структуры организации УМК Новосибирск 2003.- с. 10

[2] Соловьев В.С. Формирование эффективной структуры организации УМК Новосибирск 2003.- С. 28

[3] Там же с. 52

[4] Соловьев В.С. Формирование эффективной структуры организации УМК Новосибирск 2003.- С.  88

[5]  Соловьев В.С. Формирование эффективной структуры организации УМК Новосибирск 2003.- С.  89