ОГЛАВЛЕНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА I : 4

1.Экономическая сущность бизнес – плана. 4

1.1. Понятие бизнес – план, его функции. 4

1.2.Место бизнес – плана в деятельности предприятия. 5

1.3 Методика составления бизнес – плана. 8

ГЛАВА II 17

Организационно-экономическая характеристика  ЧП «Стиль». 17

2.1. Организационно- правовые аспекты. 17

2.3. Финансовые показатели ЧП «Стиль». 19

2.4. Анализ розничного товарооборота ЧП «Стиль». 22

Розничный товарооборот ЧП «Стиль»  по кварталам года. 23

3.Анализ ситуации и планирование показателей. 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 38

СПИСОК ИСПОЛЬЗУМЫХ ИСТОЧНИКОВ: 39

 

ВВЕДЕНИЕ.

   В последние годы в российскую хозяйственную жизнь стремительно внедрилось понятие бизнес –план.

    В условиях быстрых изменений в экономике очень важно своевременно принимать соответствующие меры реагирования. Неоценимую помощь здесь оказывает планирование, позволяющее проанализировать весь комплекс будущих операций бизнеса. Именно на основе планирования дальнейшего развития предприятия появляется реальная возможность минимизировать  внутренние и часть внешних рисков компании. Если работа без плана является вынужденной реакцией на уже произошедшее события, то деятельность на основе плана – управленческая реакция на ожидаемые и запланированные явления.

      Составляя бизнес – план, надо помнить, что основной целью является получение прибыли через удовлетворение потребностей покупателей, а средствами ее достижения – новая продукция и услуги. Разработка его позволяет получить ответы на вопросы: как начать свое дело, как эффективно организовать производство, когда будут получены первые доходы, как скоро можно будет расплатиться с инвесторами, как уменьшить возможный риск.

         Данная курсовая работа посвящена составлению бизнес – плана. Целью курсовой работы является научиться анализировать экономические показатели и на основании анализа планировать хозяйственную деятельность предприятия.

       Задачами исследования являются: изучить понятие и функцию бизнес –плана, выявить место бизнес – плана в деятельности предприятия, определить структуру бизнес – плана, а также составить бизнес – план конкретной организации. Объектом исследования является фирма «Стиль» г. Хабаровск, направлением деятельности которой является производство и реализация форменной и профессиональной одежды.

ГЛАВА I :

1.Экономическая сущность бизнес – плана.

1.1. Понятие бизнес – план, его функции.

      Бизнес – план  - это план осуществления бизнес – операции, действий фирмы, содержание сведения о фирме, товаре, его производстве, рынке сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности[1]    

     Бизнес-план это план построения бизнеса, и к нему надо отнестись с соответствующем вниманием. Точно так же, как чертеж или расчет, бизнес- план – это размышление перед действием. Именно он позволяет проверить все «за» и «против», прежде чем браться за дело и искать ресурсы. Обращение к бизнес плану, как правило, происходит тогда, когда предприятию необходимы перемены и когда для их осуществления не хватает ресурсов предприятия. Важнейшим фактором, влияющим на судьбу обращения за необходимыми ресурсами и часто определяющим судьбу проекта, является качество предоставляемых материалов. Примерно 90% предлагаемых проектов отвергается уже на этапе рассмотрения бизнес –планов. Нередко деньги, запланированные иностранными  партнерами под совместные проекты, так и остаются невостребованными. Стандартная доля отсева проектов на самой первой стадии ( когда вы впервые приходите в банк или к инвестору и беседуете с рядовым клерком отдела кредитования) составляет 95%. Клерк может не принять 95 из 100 приходящих к нему заявок. Как только он доложит начальству о том, что «проект представляет интерес», шансы получить ресурсы значительно повышаются. Фактически все зависит от первого визита, от первой встречи. Именно здесь необходимо предоставить бизнес - план.

      Ценность бизнес – плана тем не менее не ограничивается необходимостью убедить инвесторов в том, что у предприятия есть достоянная поддержки бизнес –идея. Он имеет важное значение и для управленческого персонала фирмы, поскольку точно определяет содержание целей предприятия, а также время и пути их достижения.

      Бизнес – план представляет собой документ, содержащий обоснование действий, которые намечается осуществить для реализации какого – либо коммерческого проекта или создания нового предприятия. Он является важным инструментом при рассмотрении большого количества ситуаций для выбора приемлемых и определения средств для их достижения. Его назначение – помочь предпринимателям оценить свои возможности, выявить емкость и перспективы будущего рынка, оценить необходимые затраты и соразмерить их с темы ценами, по которым можно будет реализовать продукцию или услуги (для определения потенциальной прибыльности задуманного дела), убедить возможного инвестора в привлекательности и конкурентоспособности выбранной деятельности, обнаружить возможные «подводные камни» в первые годы работы предприятия, рассчитать по оценочным  показателям прибыльность и убыточность данной деятельности, установить возможные контакты с контрагентами.[2]

    Бизнес – план в конечном счете должен дать правильный ответ на такие важные вопросы рыночных отношений, как возможная стоимость проекта и планируемые доходы. Каждый предприниматель должен знать, сколько будет стоить новый проект и принесет ли это дело доходы, а если принесет, то когда и какова степень риска? Ответы на эти вопросы рационального хозяйствования в сложных рыночных отношениях дает правильно составленный бизнес – план.

      Бизнес – план – программа деятельности предприятия, план конкретных мер по достижению конкретных целей, включающий оценку ожидаемых расходов и доходов.[3]

1.2.Место бизнес – плана в деятельности предприятия.

     Опыт многих преуспевающих компаний зарубежных стран показывает, что в условиях рынка с его жесткой конкуренцией планирование хозяйственно – производственной деятельности является важнейшим, если не главным условием их выживаемости, экономического роста и процветания. На практике применяется стратегическое, долгосрочное, краткосрочное, а также текущее планирование.

             Понятие целей проекта. Цель любого проекта –  это доказуемый результат и заданные условия реализации общей задачи. Необходимо различать «цели – результаты» (доказуемый результат) и «цели – образ действий» (условия реализации). Вместе эти компоненты составляют цели проекта, которые возникают на основе потребностей, необходимости, желаний, идей и т. п.

Из анализа приведенных выше определений можно получить несколько полезных выводов относительно цели проекта:

·        определение (нахождение) цели проекта по своему значению и содержанию можно сравнить с постановкой задачи;

·        при нахождении цели, как и при постановке задачи, нельзя ограничиваться формулировкой только абстрактно желаемого результата проекта, а необходимо найти ответы на вопросы:

·        как в точности должен выглядеть результат проекта (характеристики результата проекта);

·        какие условия должны учитываться при реализации проекта (требования и ограничения)?

           Нахождение цели проекта равнозначно определению проекта и составляет важный этап в разработке концепции проекта. После нахождения цели проекта приступают к поиску и оценке альтернативных способов достижения проекта.

            Для возможности определения степени достижения целей проекта необходимо выбрать соответствующие критерии. На основе этих критериев можно оценивать альтернативные решения по достижению целей проекта. Таким образом, можно отметить, что цели проекта должны быть четко определены: они должны иметь ясный смысл; результаты, получаемые при достижении цели, должны быть измеримы, а заданные ограничения и требования должны быть выполнимы. То есть цели должны находиться в «области допустимых решений» проекта.

            Процесс определения целей бизнес проекта. Определение целей рассматривается как творческий процесс, который можно разделит на последовательные процедуры:

·           Определение указателей цели;

·           Определение возможных целей проекта;

·           Описание целей проекта.

             Определение указателей цели требует изучения различных источников, которые могут содержать искомую информацию:

·                    Требования к бизнес - проекту;

·                    Заказ на  бизнес-проект;

·                    Цели предприятия, для которого осуществляется проект;

·                    Окружение предприятия.

           Определение указателей можно рассматривать как предварительное обследование, после которого по найденным указателям может быть начат активный поиск цели и ее формулирование.

            Для определения цели проекта используются различные как индивидуальные, так и групповые методы. Поскольку поиск цели – процесс творческий, то здесь не существует строго регламентированных подходов.             Можно только отметить некоторые закономерности и общие подходы.

Описание целей проекта определяет сущность проекта. Если в проекте учитывались и рисковые соображения, то в описание бизнес -проекта входит:

·        Соглашение о результате бизнес - проекта;

·        Определение или заявление о намерениях по сроку осуществления бизнес - проекта и его бюджету;

·        Соглашение о разрешении возможного конфликта между результатом, сроками и расходами.

Готовое описание целей проекта является основой для дальнейшей работы над проектом.

1.3 Методика составления бизнес – плана.

       На начальных этапах составления бизнес – планов на те или иные бизнес – проекты достаточно приближенных ответов на основе выполнения укрупненных расчетов экономистами – менеджерами. В дальнейшем требуется проведения специалистами подробных или уточненных расчетов основных планово - экономических показателей. Содержание бизнес – плана, его состав и степень детализации определяются взаимодействием таких факторов, как вид и объем выпускаемой продукции, величина рыночного спроса и предложения, уровень развития и масштабы производства, источник финансирования бизнеса и платежеспособность предприятия и т.п. Для предварительного технико-экономического  с- экономическихелей очненных пспециалистами подробных или уточненных пасчетов основных обоснования бизнес – проекта, как подтверждает отечественная практика, необходимы следующие рыночные показатели:

1. общие исходные данные и условия выполнения проекта;

2. рынок сбыта продукции и производственная мощность;

3. материальные факторы производства и требуемые ресурсы;

4. местонахождение предприятия и транспортные связи;

5. проектно – конструкторская документация;

6.  организация предприятия и накладные расходы;

7. потребность в трудовых ресурсах и источниках покрытия;

8. планирование сроков осуществления проекта;

9. финансово – экономическая оценка бизнес – проекта.

     В теории и практике нет жестко регламентированной структуры бизнес – плана, она может быть различной : одна – для начинающего предпринимателя, другая – для существующего предприятия. Тем не менее в нем предусматриваются разделы, в которых раскрывается концепция выбранного бизнеса, характеризуется специфика предлагаемой продукции (или услуг) и удовлетворение ею потребности рынка, определяются производственная и организационные структуры, формируется финансовая стратегия и описываются перспективы роста бизнеса.  Приведем возможную структуру бизнес – плана:

1.Концепция выбранного бизнеса.

2.Ситуация в настоящее время (намерения, задачи, цели).

3.Характеристика создаваемого предприятия, его продукции и услуг.

4.Управление.

5.Исследование и анализ рынка.

6.План маркетинговых действий.

7.Производственный план.

8.Оценка риска.

9.Финансовый план.[4]

При составлении раздела «Концепция выбранного бизнеса» следует обратить: внимание на обоснование его привлекательности (преимущества предполагаемого продукта перед другими, на какой стадии разработки он находится и т.д.); конкурентоспособности (качество, формы поставок потребителю, цены, технология изготовления и т.д.); потребности в финансах.  В концепции должны быть отражены такие вопросы, как ситуация на рынке выбранного товара, сильные и слабые сторон предприятия в области данной сферы бизнеса, возможности выхода на другие рынки, проблемы и трудности, с которыми может встретиться предприятие, возможности финансирования. Этот раздел заканчивается формулированием целей и намерений выбранного бизнеса.

                 В разделе «Характеристика создаваемого предприятия, его продукции и услуг» даются описания самого предприятия, формы выхода на рынок, основной группы потребителей. В нем также дается обоснование покрытия затрат на производство.

         Формы собственности, профессионализм работающих, отношения с внешней средой указываются в разделе «Организационный план».

          После ответа на вопрос, как будут изготавливаться товары, важно решить проблему набора сотрудников и планирования их работы, если фирма только создается или меняет направление работы, для чего необходимо набрать новый штат. Поэтому следующий раздел бизнес-плана - "Организационный план". Команда управления является ключом к внедрению хороших идей в успешный бизнес. Инвесторы отдают предпочтение сформировавшейся команде руководителей, сочетающей технические, управленческие, коммерческие и деловые навыки.

В первую очередь, в этом разделе рассматриваются вопросы руководства и управления фирмой. Объясняется, каким образом организована руководящая группа, и описывается роль каждого ее члена. Приводятся краткие биографические данные о всех членах директоров (возраст, образование), анализируются знания и квалификация всей команды в целом. В идеальном случае таланты и умение каждого ее члена будут дополнять друг друга и охватывать все функциональные области бизнеса (маркетинг, финансы, производственный процесс). Также в этом же разделе должны быть представлены данные о руководителях основных подразделений, их возможностях и опыте, а также об их обязанностях; освещается механизм поддержки и мотивации ведущих руководителей, т.е. каким образом они будут заинтересованы в достижении намеченных в бизнес-плане целей, как будет оплачиваться труд каждого руководителя.

Не менее важным является разработка системы подбора кадров. Фирмой оговариваются  принципы отбора сотрудников, принципы найма, создание системы планирования профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров, выбор метода и периодичность оценки качества работы сотрудников, система продвижения работников по службе.

По сути дела этими вопросами занимается менеджмент, и желательно, чтобы этот раздел составлял человек, хорошо разбирающийся в этой дисциплине.

«Правовое обеспечение деятельности фирмы».

Этот раздел иногда называют "Юридическим планом". Он особенно важен для тех фирм, которым необходимо определить форму ведения своего будущего дела. Практически речь идет о форме собственности и правовом статусе организации: частное владение, кооператив, государственное владение, открытая или закрытая акционерная компания, совместное предприятие и т.д. Конкретное наполнение этого раздела зависит от выбранной формы организации. Одно дело, если у предпринимателя государственное предприятие и необходимо разъяснить систему подчиненности и границы вмешательства регулирующих органов в хозяйственную деятельность, а другое - акционерное общество и необходимо установить будущее распределение акционерного капитала. Но главное необходимо обосновать причины выбора той или иной формы собственности, наметить возможные перспективы изменения этих форм и объяснить, почему данная стратегия является наилучшей.

В этом разделе указывают не только дату создания и регистрации фирмы, где и кем она зарегистрирована, форму собственности и наиболее значительных пайщиков, но и определяют какие аспекты деятельности фирмы подлежать государственному регулированию, есть ли лицензии на виды деятельности, являющиеся предметом рассмотрения в бизнес-плане, какие изменения в законодательстве могут оказать влияние на деятельность фирмы  и другие документы (патенты, контракты, торговые марки и знаки).

         В разделе «Исследование и анализ рынка» обосновывается выбор рынка, рассматриваются конкуренты, выявляются формы конкурентной борьбы, определяется, что привлекает покупателей в продукте предприятия, как складывается цена на рынке и т.д.

Данный раздел призван объяснить своим потенциальным инвесторам и партнерам основные элементы своего маркетинга, т.е. для каждого товара (услуги) необходимо разработать свои собственные планы маркетинга. В данный раздел бизнес-плана любой предприниматель обязательно включает такие пункты, как цели и стратегии маркетинга, ценообразование, схема распространения товаров, методы стимулирования сбыта, организация послепродажного обслуживания клиентов, формирование общественного мнения о фирме и ее товарах.

При рассмотрении  пункта бизнес-плана необходимо на основе раздела "Резюме" детализировать цели маркетинга по продаже конкретных товаров (услуг) в отдельности или в ассортименте, по проникновению на конкретные рынки, по выпуску новых товаров (услуг), по конкурентной борьбе на рынках сбыта и т.д. Целесообразно также определить, будет ли товар (услуги) первоначально внедряться на международном, общегосударственном или местном уровнях. После этого необходимо определить конкретные стратегии маркетинга для достижения каждой из поставленных целей.  Существует 5 возможных концепций  по определению стратегии маркетинга:

- концепция совершенствования производства, которая утверждает, что товары (услуги) найдут сбыт на рынке, если они будут широко распространены и доступны по цене;

- концепция совершенствования товара, утверждающая, что найдут сбыт те товары (услуги), которые отличаются наилучшим качеством, лучшими характеристиками;

- концепция интенсификации коммерческих усилий утверждает, что товары (услуги) найдут сбыт на рынке, если фирма затратит значительные усилия и средства на сферу сбыта и стимулирования продаж;

- концепция маркетинга, утверждающая, что товары (услуги) найдут сбыт, если фирма верно определит нужды и потребности выбранного ею сегмента рынка и удовлетворит их более эффективно, чем конкуренты;

- концепция социально-этичного маркетинга состоит в применении концепции маркетинга с учетом одновременного выполнения потребностей не только потребителей товара, но и общества в целом.[5]

В соответствии с этим фирма на основе целей маркетинга выбирает определенные стратегии маркетинга, определяет сроки их реализации и ответственных за проведение этих стратегий.

Прежде чем приступить к рассмотрению методик ценообразования необходимо осознать, что ценовая политика продавца зависит от типа рынка.      Экономисты выделяют 4 типа рынков, каждый из которых определяет свои способы в области ценообразования: на рынке чистой (совершенной) конкуренции продавцы не тратят много времени на разработку стратегии маркетинга, поскольку роль маркетинговых исследований, политики цен, рекламы и стимулирования сбыта минимальна; на рынке монополистической конкуренции продавцы, чтобы выделиться чем-то, помимо цены, широко  пользуются практикой присвоения товарам марочных названий, рекламой и методами личной продажи; на олигополистическом рынке продавцы весьма чувствительны к политике ценообразования и маркетинга друг друга, и поэтому олигополист никогда не испытывает уверенности, что может добиться какого-то долговременного результата за счет снижения цены; а на рынке чистой монополии монополист может установить цену с расчетом на покрытие издержек и получения хороших доходов, или любую другую.

Вопрос о типе рынка, на который собирается выходить предприниматель уже решается в разделе 4 «Анализ рынка сбыта» и соответственно накладывает отпечаток на все последующие решения.

  Постановка задач ценообразования.

Постановка задач ценообразования является по сути дела попыткой предпринимателя ответить на вопрос: чего желательно добиться с помощью политики цен на свои товары? Самыми распространенными ответами на этот вопрос являются: обеспечение выживаемости (эта цель ставится, когда на рынке царит очень острая конкуренция и чтобы обеспечить работу фирмы и сбыт товара, она должна устанавливать низкие цены в надежде на благожелательную ответную реакцию потребителей); максимизация текущей прибыли (такая потребность вызывается необходимостью быстро вернуть заимствованные средства, поэтому фирма устанавливает цены с высокой долей прибыли в них, если можно надеяться на  сбыт товаров даже при такой цене); завоевание лидерства по показателям доли рынка (при этом фирмы идут на максимально возможное снижение цен); завоевание лидерства по показателям качества товара (обычно фирма устанавливает высокую цену, чтобы покрыть издержки на достижение высокого качества и проведения НИОКР).]

 Определение спроса.

В принципе здесь речь идет об определении эластичности спроса на товар по цене, по который фирма намеревается его продавать. Спрос будет менее эластичным, когда товару нет замены или отсутствуют конкуренты, покупатели не сразу замечают повышение цен, медленно меняют свои привычки и не торопятся искать дешевые товары или покупатели считают, что повышенная цена оправдана повышением качества товара. Если спрос можно считать эластичным, то продавцам стоит задуматься о снижении издержек, поскольку сниженная цена принесет больший объем общего дохода.

Оценка издержек.

Определившись со спросом, можно перейти к третьему этапу рыночного ценообразования - оценке издержек. Оценка издержек, а затем поиск путей их снижения - этап, обязательный для любого предпринимателя. Одной из причин, оправдывающих необходимость такого анализа является то, что от вида издержек зависит вид кривой предложения фирмы. Используя график рыночного равновесия предприниматель может смоделировать различные варианты своей коммерческой стратегии: чем ниже цена, по которой предполагается продавать товар, тем более пологой будет кривая предложения, и в этом случае фирма теряет в прибыли с единицы товара, но выигрывает в общей ее массе. И наоборот, когда кривая предложения будет более крутой, абсолютное количество проданных товаров уменьшится, хотя прибыль с каждой единицы будет достаточна велика. Какую из этих стратегий выбрать - дело предпринимателя. Но нельзя забывать, что в бизнес-плане необходимо обосновать причины этого выбора и показать, чем он выгоден для инвесторов и кредиторов.

Еще одной предпосылкой анализа издержек является то, что издержки в краткосрочном периоде времени делятся на постоянные (не зависящие от количества выпускаемой продукции) и переменные (зависящие от количества произведенных товаров).

         В разделе «Производственный план» дается описание производственного процесса, перечисляются операции, которые предполагается поручить суб­подрядчику с указанием адреса, описывается производственное помещение и оборудование, которое требуется купить (арендовать), дается перечень не­обходимого сырья и материалов, комплектующих изделий и их поставщи­ков, указываются иены на сырье и материалы, а также себестоимость про­изводимой продукции, перечисляется производственное оборудование, ко­торое потребуется в будущем.

 Главная задача здесь - доказать потенциальным партнерам, что фирма будет реально в состоянии производить нужное количество товаров в нужные сроки и с требуемым качеством. 

Но перед написанием этого раздела предприниматель должен собрать предварительную производственную информацию. Здесь ему надо установить перечень всех базовых операций по обработке и сборке; составить список всех видов сырья и материалов; установить названия фирм-поставщиков, их ориентировочные цены; составить спецификацию всего необходимого оборудования и по каждой единицы оборудования выяснить, можно ли его арендовать или нужно покупать; определить потребность в производственных площадях, возможности аренды помещений, их покупки; определить ориентировочно расходы на покупку инструментов, спецодежды, канцелярских товаров, на оплату счетов за электроэнергию и другие муниципальные услуги и т.д.

       Раздел «Финансовый план» содержит баланс денежных доходов и поступ­лений, таблицу доходов и затрат, сводный баланс активов и пассивов, стра­тегию финансирования, оценку деятельности фирмы по основным финан­совым показателям. Баланс денежных расходов и поступлений позволит уз­нать, сколько денег необходимо вложить в бизнес с разработкой по времени, проверить синхронность поступления и расходования денежных средств, а зна­чит, оценить будущую ликвидность предприятия (ликвидность — способность своевременно погашать обязательства перед кредиторами за счет средств, находящихся на расчетном счете).

        Таблица доходов и затрат покажет, как будет формироваться и изменять­ся прибыль: для первого года - помесячно, для второго - поквартально, для третьего — в расчете на год. Она включает следующие показатели: доходы от продажи продукции (услуг), издержки производства продукции, сум­марную прибыль от продаж, общепроизводительные расходы по видам, чистую прибыль.[6]

       Сводный баланс активов и пассивов предприятия рекомендуется составлять на начало и конец первого года реализации бизнеса. По этому доку­менту надо провести анализ и оценить, какие суммы необходимо вложить в активы различных типов и за счет каких пассивов можно финансировать создание или приобретение данных активов. В этом же разделе бизнес-плана стоит привести график прибыльности и дать расчеты к нему, которые готовятся при выборе цены.

  

  ГЛАВА II

Организационно-экономическая характеристика  ЧП «Стиль».

2.1. Организационно- правовые аспекты.

        ЧП «Стиль» - предприятие, учреждённое  несколькими двумя учредителям, находящееся  по  адресу: г. Хабаровск  ул. Шеронова, 20  предприятие  является  юридическим  лицом. Зарегистрировано  администрацией  Индустриального  района  г. Хабаровска  19 января 1998г. за  № 666к.

      Предприятие  имеет  круглую  печать  с  указанием  своего  полного  наименования, а  так  же  штампы, бланки  и  расчётный  счёт, открытый  в  Коммерческом  Банке  «Русский стандарт».

      Предприятие  является  самостоятельным  хозяйствующим  субъектом, созданным  для  производства  продукции, выполнения  работ  и  оказания  услуг  в  целях  удовлетворения  общественных  потребностей  и  получения  прибыли. Предприятие  осуществляет  свою  деятельность  в  соответствии  с  Уставом  и  законодательством  РФ.[7]

     Предприятие  самостоятельно  осуществляет  свою  деятельность, распоряжается  своей  продукцией, полученной  прибылью, оставшейся  в  его  распоряжении  после  уплаты  налогов  и  других обязательных  платежей.                Основным  видом  деятельности  предприятия  является  оптовая  и  розничная  торговля. Предприятие  заключает  сделки (договоры, контракты) со  многими  предприятиями  г. Хабаровска  и  края (г. Комсомольск, п.Ургал, г.Вяземск)  на  поставку  товаров  народного  потребления. Предприятие  может  закупать  товары  у  разных  российских  юридических  и  физических  лиц. Источниками  формирования  финансовых  результатов  предприятия  являются  прибыль, амортизационные  отчисления, средства, полученные  от  продажи  ценных  бумаг.

      На  предприятии  созданы  следующие  фонды: уставный, социального  развития, резервный  и  другие  фонды  общего  и  специального  назначения. Предприятие  имеет  самостоятельный  баланс, в  котором  отражается  его  имущество. Имущество  предприятия  состоит  из  основных  и  оборотных  средств, а  также  иных  материальных  и  финансовых  ценностей. Управление  деятельностью  предприятия  осуществляется  его  собственником, который  является  директором  предприятия. Директор  самостоятельно  определяет  структуру  управления  предприятия  и  формирует  штаты.

           Предприятие  обеспечивает  гарантированный  законом  минимальный  размер  оплаты  труда, условия  труда  и  меры  социальной  защиты  работников. Размеры  оплаты  труда  работников  предприятия  установлены  согласно  штатному  расписанию.  

Предприятие  ведёт  бухгалтерскую  и  статистическую  отчётность  в  порядке, установленном  законодательством  РФ.[8]
Хозяйственно-финансовая  деятельность  частного предприятия  «Стиль»  характеризуется  следующими  данными:
РТО  предприятия  достиг  в  2004г. 3105,2тыс. руб. и  увеличился  по  сравнению  с  2003г.  на  18,5%. В  РТО  преобладающую  долю  занимают  продовольственные  товары. Так, в 2004 г. их удельный вес в товарообороте предприятия составил более 90%, на долю непродовольственных товаров приходится только 6% от общей суммы товарооборота. Среди продовольственных товаров больше всего реализуется мясопродуктов, колбасных изделий, молочной продукции и др.
Предприятие «Стиль» имеет хозяйственные связи со многими поставщиками, в частности, с Хабаровским, Благовещенским,  и Палласовским мясокомбинатами, хлебозаводами №№ 2, 4 и 6, молочными заводами № 2 3, кондитерской фабрикой «Сладомир», маргариновым заводом, маслосырбазой и др. Всего от этих и других предприятий поступило в предприятие товаров на 3170 тыс. руб. в 2004 году. Объем товарных ресурсов увеличился по сравнению с 2003 годом на 19,3% или на 513,0 тыс. руб.
За 2004 год было закуплено сельскохозяйственных продуктов на 510 тыс. руб., что составило 15% к общему товарообороту предприятия, в том числе закуплено мяса - 25 тонн, меда - 14 тонн, овощей - 7 тонн, зерна-146 тонн.
 Торговлю продовольственными и непродовольственными товара­ми ведут восемь отделов предприятия: мясной, колбасные изделия, ликероводочный, соки-воды, рыбный, бакалейный, хлебный и отдел, тор­гующий сопутствующими непродовольственными товарами. По объему реализованных товаров самыми большими отделами являются : колбас­ные изделия (годовой оборот 650 тыс. руб.), ликероводочный (600 тыс. руб.), мясной и бакалейный ( по 370 тыс. руб.).
Средний срок реализации товаров в 2004 году составил 32 дня. По сравнению с 2003 годом оборачиваемость средств, вложенных в товарные запасы, замедлилась на один день (2003 год - 31 день). Это повлияло на ухудшение финансового состояния предприятия, так как замедление оборачиваемости товаров влечет за собой нерациональные расходы и снижение прибыли.                           
На замедление оборачиваемости товаров повлиял рост остатков товаров в предприятии на начало и конец 2004 года. Если на начало года сумма остатков возросла на 33,8 тыс. руб., то на конец года - на 63,1 тыс. руб. Увеличение остатков товаров в предприятии снижает обеспеченность розничного товарооборота товарными ресурсами.

2.3. Финансовые показатели ЧП «Стиль»

Большое влияние на развитие розничного товарооборота предприятия оказывают состояние, развитие и использование материально-технической базы предприятия. В 2004 году была проведена реконструкция магазина. В результате сокращения подсобных и складских помещений, перепланировке торгового зала удалось получить дополнительно 20 кв. м. торговой площади. В 2004 году торговая площадь магазина составила 420 кв. м., в том числе площадь торгового зала - 250 кв. м. Торговый зал и складские помещения предприятия оснащены современными видами оборудования, кассовыми аппаратами, электронными ве­сами и др.
Эффективность использования материально-технической базы предприятия характеризуется объемом товарооборота на 1 кв.м. торго­вой площади. Этот показатель составил за 2004 год 7,8 тыс. руб., а в 2003 году он был равен 6,6 тыс. руб.
Использование материально-технической базы торговли непосред­ственно связано с режимом работы предприятия и, в частности, со сменностью их работы, временем начала и окончания рабочего дня, временем обеденного перерыва, выходными и санитарными днями.         Предприятие работает с 8 до 20 часов. Средняя продолжительность рабочего дня составляет почти 12 часов. В 2004 году в результате простоя предприятия из-за ремонта и других причин продолжительность рабочего дня в предприятии снизилась на 0,1 часа, в результате чего потеряно товарооборота на сумму 23 тыс. руб.
В предприятии работает 28 человек, из них 21 являются продавцами. Удельный вес продавцов в общей численности работников предприятия составляет 75%, По сравнению с прошлым годом соотношение между численностью продавцов и административных работников изменилось в пользу продавцов (в 2003 году - 74%). Растет эффективность труда продавцов. Если в 2003 году на одного продавца приходилось 131,0 тыс. руб. товарооборота, то в 2004 году - 142,0 тыс. руб. За счет роста Эффективности труда получено 73,3% прироста общей суммы товарооборота, а за счет увеличения численности продавцов (экстенсивный фактор) – 26,7%

Предприятие  уделяет внимание осуществлению режима экономии. Уровень издержек обращения составил в 2004г. 16,75% к товарообороту. По сравнению с прошлым годом он снизился на 0,22% к обороту (2003г.- 16,97% ), что позволило за счёт этого получить больше прибыли на 7,0 тыс. руб.

Доходы предприятия от реализованных торговых надбавок и прочих внереализационных доходов составили 19,88% к обороту. При сложившимся уровне издержек обращения (16,75% к обороту) это обеспечило предприятию рентабельность 2,85% к обороту. За 1999г. предприятие получило прибыли 88,5 тыс. руб. На её увеличение оказали влияние рост объёма товарооборота, рост доходности предприятия и снижение уровня издержек обращения по предприятию. По данным бухгалтерского баланса предприятия на 1 января 2005г.активы предприятия «Стиль» составили на конец года 442,9 тыс. руб. За год они возросли на 140,9 тыс. руб.

Увеличение валюты баланса свидетельствует о расширении хозяйственного оборота, объёмов торговой деятельности. Это увеличение произошло, в основном, за счёт прироста оборотных активов на 108,6 тыс. руб. Недвижимое имущество возросло за год на 32,3 тыс. руб.

По состоянию на 1 января 2005г. у предприятия отсутствуют убытки (раздел III актива баланса).    

Увеличение имущества предприятия обеспечено за счет роста соб­ственного капитала. Сумма заемного капитала за год снизилась с 41,8 тыс. руб. на начало года до 18,8 тыс. руб. на конец года. Это снижение явилось следствием сокращения дорогостоящих краткосрочных креди­тов банка и кредиторской задолженности на 46,2 тыс. руб.

На начало года предприятие «Стиль» испытывало не­достаток собственных оборотных средств, но в результате предприня­тых мер по привлечению средств  достигнут   излишек средств в обороте и 39,4 тыс. руб. Это создало условия  для досрочного погашения банковских кредитов.

Способность  предприятия своевременно погашать свои обязательства характеризуется его ликвидностью. По данным предприятия можно сказать, что баланс на конец года является ликвидным, так как каждая группа актива покрывает сопоставимую с ней группу пассивных обязательств  предприятия. Предприятие является платежеспособным и кредитоспособным.

2.4. Анализ розничного товарооборота ЧП «Стиль».

Основным видом деятельности индивидуально-частного предпри­ятия «Стиль» является розничная торговля. Развитие розничной реализации товаров предприятия за последние три года ха­рактеризуется следующими данными:

Таблица 1.Динамика  розничного товарооборота ЧП «Стиль» за 2002-2004 г.г.

Годы

Фактический розничный товарооборот (тыс. руб.)

Цепные темпы роста товарооборота, %

Базисные темпы роста товарооборота, %

В действующих ценах

В сопоставимых ценах

В действующих ценах

В сопоставимых ценах

В действующих ценах

В сопоставимых ценах

1

2

3

4

5

6

7

2002

2141,5

2141,5

100,0

100,0

100,0

100,0

2003

2620,7

2176,6

122,4

101,7

122,4

101,7

2004

3105.2

2227,5

118,5

102,3

145,0

104,0

Данные таблицы показывают, что за последние три года темпы роста розничного товарооборота снижаются: в 2003 году рост товарооборота составил 122,4%, а в 2004 году - 118,5%.Эго объясняется тем, что цены на товары, реализуемые в предприятии, выросли в 1999 году по сравнению с 1998 годом, но меньше, чем в

2003 году по сравнению с 1997 годом ( средний индекс цен в 1998 году - 1,204 или 120,4%, в 2004 году - 1,158 или 115,8%). Количество реализованных товаров увеличилось в 1998году на 1,7%, в 2004 году на 2,3%. Темпы роста физического объема товарооборота (количества товаров) невысокие, но тенденция намечается положительная.

За три года розничный товарооборот предприятия возрос на 45,0% (в действующих ценах) или на 963,7 тыс. руб. (3105,2 -141,5). Этот прирост произошел за счет увеличения количества реализованных товаров (физического объема розничного товарооборота) на 4,0%, что составило 86,0 тыс. руб. (2227,5 - 2141,5), и в связи с увеличением розничных цен на товары - на 877,7 тыс. руб. (3105,2 - 2227,5).

По данным этих расчетов можно сказать, что свыше 90% прироста товарооборота получено за счет роста цен. Потери покупателями денежных средств от повышения розничных цен (в связи с покупкой товаров по более высоким ценам в предприятии) составили 877,7 тыс. руб.

За 1997-1999 г.г. среднегодовой темп роста товарооборота предприятия в действующих ценах составил 120,4%, в сопоставимых ценах 102,0%.

По кварталам розничный товарооборот предприятия распределялся неравномерно. Наибольший удельный вес в годовом   товарообороте.

По кварталам розничный товарооборот предприятия распределялся неравномерно. Наибольший удельный вес в годовом товарообо­роте занимает оборот четвертого квартала - свыше 27,0%, а наименьший удельный вес в годовом обороте приходится на первый квартал - свыше 23,0%. И распределение оборота по кварталам года продолжает изменяться.

Ритмичность развития розничного товарооборота предприятия по кварталам рассмотрим на основе данных таблицы 2

Таблица 2.

Розничный товарооборот ЧП «Стиль»  по кварталам года

Откло

2004год в

2003 год

2004 год

нение

% к

Кварталы

сумма,

удельный

сумма,

удельный

в

2003 году

тыс. руб.

вес, %

тыс. руб.

вес, %

сумме

(+,-)

1

2

3

4

5

6

7

1

610,8

23,3

714,0

23,0

+103,2

116,9

2

655.2

25,0

770,5

24,8

+115,3

11 7,6

3

647,3

24,7

770.1

24,8

+122,8

119,0

4

707,4

27,0

850,6

27,4

+143,2

120,2

Всего за год

2620,7

100,0

3105,2

100,0

+484,5

118,5

Данные таблицы свидетельствуют о неритмичном развитии товарооборота предприятия по кварталам: наиболее напряженным был четвертый квартал, а наименее напряженным - первый. Самый  низкий  темп роста товарооборота достигнут в  первом квартале (116,9%), а самый высокий - в третьем и четвертом кварталах (119,0% и 120,0%). Неритмичное развитие розничного товарооборота по кварталам при­вело к изменению удельного веса оборота каждого квартала в годовом объеме товарооборота. Так, снизился удельный вес оборотов первого квартала на 0,3% и второго квартала - на 0,2% по сравнению с 1998 годом, потому что в этих кварталах темпы роста оборота ниже, чем в целом за год (118,5%).

Доля оборота третьего квартала возросла с 24,7% в 2003 году до  24,8% в 2004 году (темп роста оборота в этом квартале 119,0%), а доля  оборота четвертого квартала составила в 2004 году 27,4% и возрос­ла по сравнению с 2003 годом на 0,4% (темп роста товарооборота -119,6%). Таким образом, товарооборот предприятия по кварталам года распределялся неравномерно и развивался неритмично.

Еще более неритмичное развитие получил товарооборот по месяцам года. (см. Таблицу 3.)

Ритмичность развития розничного товарооборота ЧП «Стиль» по месяцам года.Кварталы

2003 год

2004 год

Откло­нение в сумме

(+, - )

2004 г. в % к 2003г.

сумма, тыс. руб.

удельный вес, %

сумма, тыс. руб.

удельный вес, %

1

2

3

4

5

6

7

Январь

202,1

33,1

228.2

32.0

+26,1

112,9

Февраль

198,3

32,5

225,0

31,5

+26,7

113,5

Март

210,4

34,4

260,8

36,5

+50,4

124,0

Итого за 1 кв,

610,8

100,0

714,0

100,0

+103,2

116,9

Апрель

220,9

33,7

243,3

31,5

+22,4

110,1

Май

215,4

32,9

256,4

33,3

+41,0

119,0 1

Июнь

218,9

33,4

270,8

35,2

+51,9

123,7

Итого за 2 кв.

655,2

100,0

770,5

100,0

+115.3

117,6

Июль

216,0

33,4

256,2 |

33,3

+40,2

118.6

Август

214,8

33,2

255,2

33,1

+40,4

118,8

Сентябрь

216,5

33,4

258,7

33,6

+42,2

119.5

Итого за 3 кв.

647.3

100,0

770,1

100,0

+122,8

119,0

Октябрь

232,5

32,9

279,7

32,9

+47,2

120,3

Ноябрь

229,0

32,4

270,8

31.8

+41,8

118,3

Декабрь

229,0

32,4

270,8

31,8

+41,8

118,3

Итого за 4 кв.

707,4

100,0

850,6

100,0

+143,2

120,2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего за год

2620,7

----------------

3105,2

-----------------

+484,5

118,5 1

Из данных таблицы видно, что размах колебаний роста рознич­ного товарооборота еще больше, чем по кварталам. Темп роста това­рооборота колеблется от 110,1 % (апрель) до 124,0% (март).

Самыми напряженными периодами реализации товаров в каждом квартале являются последние месяцы квартала. Например, рост обо­рота в целом за первый квартал составил 116,9%, а в марте - 124,0%, за второй квартал - соответственно 117,3% и 123,7%, за третий квар­тал - 119,05 и 119,5% и за четвертый квартал - 120,2% и 122,0%.

Эта напряженность в работе последних месяцев квартала ведет к неравномерному удовлетворению спроса покупателей на товары. При­чинами этого были недостатки в снабжении товарами, в организации торговли, в рекламе и др.

 Таблица 4.Розничный товарооборот по отделам ЧП  «ДЛЯ ВАС» за  2003-2004 г. 

Отделы предприятия

Фактический розничный то­варооборот, тыс. руб.

Отклонение в сумме (+,-)

2002г. в % к 2001 г.

2003

2004

В действующих ценах

В сопоставимых ценах

В  дей­ствую­щих ценах

В сопоставимых ценах

В  дей­ствую­щих ценах

В сопо­стави­мых ценах

1

2

3

4

5

6

7

8

Мясной

372,1

447.0

376,6

+74,9

+4,5

120,1

101,2

Колбасные изделия

652,6

767.0

653,8

+114,4

+1,2

117,5

100,2

Ликероводочные изделия

597,4

705,0

604,7

+107,6

+7,3

118,0

101,2

Соки-воды

264,7

321,8

304,8

+57,1

+40,1

121,6

115,1

Рыбный

76,1

90,1

77,3

+ 14,2

+1,2

118,7

101,6

Бакалейный

369,5

441.7

378,5

+72,2

+9,0

119,5

102,2

Хлебный

117,9

136,6

117,5

+18,7

- 0,4

115.9

99,7

Непродоволь­ственные товары

170,4

195.8

168,3

+25,4

- 2,1

114,9

98,8

Итого по предприятию

2620,7

3105,2

2681,5

+485,5

+60,8

118,5

102,3

 

Таблица 5. Розничный товарооборот ЧП  «ДЛЯ ВАС» по товарным группам за 2003-2004 г.г.

Товарные группы

1998

1999

1999г. в % к 1998г.

 

сумма млн. руб.

удель ный

вес, %

 в действующих ценах

в сопостави­мых ц енах

в сопо

стави мых

цепях

в деист

вующих ценах

 

сумма тыс. руб.

удель ный вес ,%

сумма тыс.

руб.

удель ный вес, %

ценах

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

Мясо и птица

372,1

14,2

447,0

14,4

376,2

14,0

120.1

101,2

 

Колбасные изде­лия

340,8

13,0

403,4

13,0

342,7

12,8

118,4

100,6

 

Рыба, сельдь

76.1

2,9

90,3

2,9

77,3

2,8

118,7

101.6

 

Масло животное

97.0

3,7

114,9

3,7

98,8

3,7

118.5

101,9

 

Молоке, сыр и молочные продукты

214,8

8,2

248.7

8,0

212,2

7,9

115,8

98.8

 

Яйца

68,2

2,6

80,9

2,6

69,8

2,6

118,6

102.3

 

Сахар

81.3

3,1

99,3

3,2

84,0

3,2

122,1

103,3

 

Кондитерские изделия

157,3

6,0

186,8

6,0

160,5

5,9

118.8

102.0

 

 Хлеб и хлебобулочные изделия

117,9

4,5

136,6

4,4

117,5

4.4

115,9

99,5

 

Мука, крупа и  макаронные изделия

62,7

2,4

74,7

2,4

 64,2

2.4

119,1

102,4

 

Водка и ликероводочные изделия

314,4

12,0

375,7

12,1

323,5

12,1

119.5

102„9

 

Вина, шампанское, коньяк

283,0

10,8

329,3

10.4

281,2

10,5

116.4

99,4

 

Прочие   продовольсгвенные  товары

264,7

10,1

321,8

10,4

304,8

11,4

121,6

115,1

Непродовольст­венные товары

170,4

6,5

195,8

6,3

168,3

6,3

114,9

98,8

Всего товаров

2620,7

100,0

3105,2

100,0

2681,5

100,0

118,5

102,3

Розничный товарооборот в действующих ценах возрос по всем товарным труппам. Особенно значительный рост достигнут по реали­зации мяса и птицы, рыбы и рыбопродуктов, яиц, сахара, кондитерских изделий, ликероводочных изделий и прочих продовольственных то­варов.

Однако в сопоставимых ценах темпы роста товарооборота по то­варным группам значительно ниже, и это говорит о том, что большой заслуги предприятия в росте суммы товарооборота нет, так как она растет за счет увеличения цен. Об удовлетворении спроса покупателей на отдельные товары и товарные группы магазин заботится мало. Сни­зился физический объем товарооборота (количество реализованных товаров) но таким товарным группам, как молоко и молочная продук­ция - на 1,2%, хлебобулочные изделия - на 0,5%, непродовольственные товары - на 1,2%, вина, шампанское, коньяк - на 0,6%.

Неравномерность развития розничного товарооборота в ассорти­ментном разрезе привела к изменению его структуры. В частности, по сравнению с 2003 годом в общем объеме товарооборота (в сопоставимых ценах) возросла доля продажи сахара, водки и ликероводочных изделий, прочих продовольственных товаров при: относительном сни­жении реализации мяса и птицы, колбасных изделий, молока и молоч­ной продукции, кондитерских изделий, хлебобулочных изделий , вина, шампанского и коньяка, непродовольственных товаров. Это говорит об ухудшении структуры розничного товарооборота предприятие.

Таблица 6 .Товарный баланс по ЧП «Стиль» за 2003-2004 г.г.                                                                  (суммы в   тыс. руб.)

Отклон

Влия­

ение

ние на

в

изме­

Показатели

2003

2004

сумме

нение

това­

(+-)

рообо­

рота

(+-)

1

2

3

4

5

Запасы товаров на начало года

209,2

243,0

+33,8

+33,8

Поступление товаров

2656,3

3169,3

+513,0

+513,0

Прочее выбытие  товаров

1.8

1,0

-0,8

+0,8

Запасы товаров на конец года

243,0

306,1

+63,1

-63,1

Розничная реализация товаров

2620,7

3105,2

+484,5

+484,5

Розничный товарооборот предприятия возрос в 2004 году по сравнению с 2003годом на 484,5 тыс. руб. за счет завышенных товар­ах запасов на начало года (+33,8 тыс. руб.), роста поступления товаров в магазин (+513,0 тыс. руб.) и уменьшения прочего выбытия това­ров (+0,8 тыс. руб.). Но возможности роста товарооборота в динамике уменьшились в результате увеличения товарных запасов на конец года (–63,1 тыс. руб.).

Недостатком использования поступающих в предприятие товар­ных ресурсов является их неполное вовлечение в товарооборот, что явилось следствием завоза в магазин товаров, имеющих высокую цену, что снижало спрос покупателей на них, нарушением ритмичности от­грузки товаров поставщиками, связанными с магазином договорными обязательствами. Часть товаров, поступивших в магазин в излишнем количестве и в конце года, осело на остатках товаров в магазине, что может привести к замедлению оборачиваемости оборотных средств, вложенных в товарные запасы, и возникновению потерь.

В предприятии в 2004 году прочее выбытие товаров снизилось по сравнению с 2003 годом на 0,8 тыс. руб. Прочее выбытие товаров включило товарные потери, бой, лом, недостачу товаров. Следует на­звать работу магазина по снижению прочего выбытия товаров в 2004 году положительной.

Показатели товарного баланса по товарным группам приведены в следующей таблице 7.

Данные таблицы показывают, что по всем товарным группам розничная реализация возросла за счет роста поступления товаров. При­чем темпы роста поступления товаров выше темпов реализации, что привело к увеличению их остатков. В целом за счет этого фактора не использованы резервы роста товарооборота на 63,1 тыс. руб.

Одним из факторов успешного развития розничного товарооборота является обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность труда торговых работников.

Оценку показателей по труду ЧП «Стиль» Произведем на основе следующей таблицы:

 Таблица 7. Показатели по труду по ЧП «Стиль» за 2003 -2004 г.г.

Откло

2004 г.

Показатели

2003

2004

нение

В%к

(+,-)

2003 г.

1

2

3

4

5

Розничный товарооборот, тыс.руб.:

·         в действующих ценах

2620,7

3105,2

+484,5

118,5

·         в сопоставимых ценах

2620,7

2681,5

+60,8

102,3

Среднесписочная численность

торговых работников - всего ,чел.

27

28

+1

103,7

в т.ч. продавцов

20

21

+1

105,0

Удельный вес продавцов в общей численности работников, %

73,2

75,0

+1,8

-------

Среднегодовая выработка

на одного торгового работни

ка, тыс.руб.:

·        в действующих ценах

97,06

110,90

+13,84

114,2

·        в сопоставимых ценах

97,06

95,77

-1,29

98,7

Среднегодовая выработка на

 

одного продавца, тыс. руб.

 

·         в действующих ценах

131,04

147,87

+16,83

112,9

 

·         в сопоставимых ценах

131,04

127,69

-3,35

97,5

 

Прирост товарооборота в

 

действующих ценах за счет

 

роста производительности

71,8

73,3

+1,5

-------

 

труда, %

 

Как видно из таблицы, среднегодовая выработка одного торгово­го работника в действующих ценах составила 110,9 тыс. руб. и по сравнению с 2003 годом возросла на 13,8 тыс. руб. или на 14,2%. За счет роста производительности труда получена сумма прироста това­рооборота в размере 354,9 тыс. руб. (+16,9 тыс. руб. х 21 чел.). В об­щей сумме прироста товарооборота в действующих ценах за 2004 год это составило 73,3%.

На изменение суммы розничного товарооборота в 2004 году ока­зало влияние и увеличение численности продавцов на одного человека или на 5,0% по сравнению с 2003 годом. За счет роста численности продавцов получена дополнительная сумма розничного товарооборота в размере 131,0 тыс. руб. (+1 чел. Х 131,0 тыс. руб.) или 26,7% общей суммы прироста товарооборота.

Влияние трудовых факторов на динамику розничного товарооборота в действующих ценах рассмотрим на основе таблицы 8.

Таблица 8.Расчет влияния трудовых ресурсов на динамику розничного товарооборота

Влияние на динамику товарооборота

Наименование

факторов

расчет

сумма,

тыс. руб.

1

2

2

Изменение численности

продавцов

(21-20) х 131,0

+131.0

Изменение среднегодо

вой выработки продавцов

(147,9-131,0) х21

+354,9

Всего

+484,5

Большое влияние на динамику розничного товарооборота оказывает эффективность использования материально-технической базы предприятия. По ЧП «Стиль» имеются следующие данные об использовании материально-технической базы:

 Таблица 9. Показатели эффективности использования материально-технической базы ЧП «Стиль» за 2003-2004 г.г.

Показатели

2003

2004

Отклоне

ние (+,-)

2003 г. в %

к 2004 г.

1

2

3

4

5

Торговая площадь, м 2

400

420

+20

105,0

Количество рабочих дней за год

324

319

-5

98,5

Средняя продолжительность рабочего

11,6

11,5

-0,1

99,1

дня, час

Выработка на 1 м тор­

готовой площади за час работы, руб.

174,3

201,5

+27,2

115,6

Розничный товарооборот

рот в действующих ценах, тыс. руб.

2620,7

3105,2

+484,5

118,5

Из данных таблицы видно, что в 2004 году возросла торговая площадь магазина за счет проведенной реконструкции, переоборудо­вания и лучшей планировки торгового зала, оптимального размещения в нем товаров. Прирост составил 20 кв. метров или 5,0%.Количество рабочих дней в году сократилось с 324 дней в 2003 году до 319 дней в 2004году. Это произошло в результате нарушения сроков проведения реконструкции, которая затянулась из-за недостат­ка строительных материалов, несвоевременного поступления оборудо­вания. Сократилась и средняя продолжительность рабочего дня на 0,1 часа. Выработка на один квадратный метр торговой площади за час работы составила в 1999 году 201,5 рублей против 174,3 рублей в 1998 году. Это свидетельствует о повышении эффективности использования торговой площади.

 Таблица 10. Расчет влияния показателей эффективности использования материально-технической базы предприятия на динамику розничного товарооборота

Показатели

2003

Цепная подстановка

2004

торго­вая площадь

число

рабо­чих

дней

средняя

продолжительность

рабоче­го дня

1

2

3

4

5

6

Фактическая торговая

площадь, кв.м.

400

420

420

420

420

Фактическое число рабо­чих

 дней

324

324

319

319

319

Фактическая средняя про­-

должительность рабочего

дня, час

11,6

11,6

11,6

11,5

11,5

Фактическая выработка на

1 кв.м. торговой площади

за час работы, руб.

174,3

174,3

174,3

174,3

201,5

Розничный товарооборот

в действующих ценах за

год, тыс. руб.

2620,7

2751,4

2708,9

2685,6

3105,2

Из данных таблицы следует, что на динамику товарооборота предприятия повлияли следующие факторы:

·                   рост торговой площади      2751,4 - 2620,7 = + 130,7 тыс. руб.

·                   уменьшение количества рабочих дней  2708,9 - 2751,4 = - 42,5 тыс. руб,

·                   уменьшение продолжитель­ности рабочего дня 2685,6 - 2708,9 = - 23,3

тыс. руб.

·        повышение выработки на 1 кв. метр торговой площади за час работы               3105,2 - 2685,6 = + 419,6 тыс. руб.

Итого                   3105,2 - 2620,7 = + 484,5 тыс. руб.

Использование материально-технической базы позволяло предприятию добиться роста товарооборота в 1999 году на 550,3 тыс. руб. (130,7 +419,6), но в результате нарушения режима работы предприятия  розничный товарооборот уменьшился на 65,8 тыс. руб.(42,5 + 23,3). В совокупности эти факторы обеспечили прирост товарооборота в 1999 году на 484,5 тыс. руб.

ГЛАВА III. 3.Анализ ситуации и планирование показателей

Формирование рыночных отношений в стране,  переход к многообразию форм собственности, приватизации требуют дальнейшего развития теории и практики бухгалтерского учета и анализа розничной продажи товаров как составной части единой системы управления эко­номикой предприятия. В ЧП «Стиль», как показал анализ доку­ментального оформления и учета розничной продажи товаров, бухгал­терский учет ведется в соответствии с законодательными актами, нор­мативно-методическими документами и инструктивными материалами. Данные бухгалтерского учета дают разнообразную экономическую информацию для проведения всестороннего и глубокого анализа хо­зяйственно-финансовой деятельности предприятия, что позволяет ут­верждать о тесной связи между бухгалтерским счетом и анализом хо­зяйственной деятельности на данном предприятии.

Проведенный на основе данных бухгалтерского учета анализ ди­намики   развития   розничного   товарооборота   ЧП «Стиль» за 2002-2004гг. позволяет сделать следующие выводы:

·        розничный товарооборот предприятия из года в год увеличивается, темпы роста его высокие;

·                   достигнут рост товарооборота по всем отделам предприятия и по всем товарным группам которыми торгует предприятие;

·        прирост товарооборота, в основном, достигнут за счет эффективного использования всех видов ресурсов: товарных, трудовых и др.;

·                   предприятие в 2004 году активно вело работу по дополнительной закупке товаров у производителей и других поставщиков.

Вместе с этим предприятие не использовало всех возможностей роста товарооборота в 2004 году. Так, объем розничного товарообо­рота мог бы возрасти за счет:

·                   улучшения обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов на 63,1 тыс. руб.;

·                   повышения: эффективности использования трудовых ресурсов на 70,4 тыс. руб.;

·                   повышения   эффективности   использования   материально-технической базы предприятия на 68,8 тыс. руб.

Таким образом, неиспользованные резервы роста товарооборота составили 202,3 тыс. руб.

Предложения по дальнейшему развитию розничного товарообо­рота ЧП «Стиль»:

·        совершенствовать товароснабжение предприятия и повышать эффективность и пользования товарных ресурсов;

С этой целью коммерческой службе предприятия производить за­купки товаров непосредственно у производителей (промышленных и сельскохозяйственных предприятий, кооперативных предприятий, предприятий общественного питания и др.), значительно расширить

закупку и реализацию сопутствующих непродовольственных товаров, имеющихся в достаточном количестве у производителей и других по­ставщиков, большее внимания уделять заключению договоров с по­ставщиками.

Расчеты показывают, что если в 2005 году темпы роста поступления сохранятся на уровне 2004 года - 119,3%, то прирост товарных ресурсов составит в сумме 610 тыс. руб. Прирост товарных ресурсов позволит получить прирост товарооборота на 219,6%

(610:3105,2 х100)

·                   добиться роста эффективности труда торговых работников;

С этой целью привлекать на работу лиц на не полный рабочий день, произвести установку современных кассовых аппаратов, элек­тронных весов, добиться от поставщиков увеличения доли фасованных товаров в общем объеме поставок, осуществлять совмещение профес­сий, должностей, вести работу по предупреждению прогулов и сокращению потерь рабочего времени по болезни и другим причинам. При неизменной численности работников и увеличении средней выработки одного продавца (в сопоставимых ценах) в соответствии с рос­том количества , реализованных товаров в 2004 году розничный това­рооборот может увеличиться в 2005 году на 65,0 тыс. руб. (131,0х2. .%х21).

·                   улучшить пользование материально-технической базы пред­приятия;

С этой целью установить оптимальный режим работы предпри­ятия, вести внедрение прогрессивных форм торговли, сократить до минимума проведение инвентаризаций, проверок.

Произведенные расчеты говорят о том, что доведение в 2005 го­ду числа рабочих дней в году до уровня 2003года (324 дня) и увеличения средней продолжительности  рабочего дня на 0,1 часа позволят

дополнительно получить в 2005 году 75,5 тыс. руб. товарооборота, т.е. возрастет на 2,4%

В совокупности за счет повышения эффективности ресурсов можно получить прирост товарооборота в 2005 году на 750,5 тыс. руб. или на 24,2%.

·                   экономической службе предприятия разрабатывать прогнозы развития розничного товарооборота на предстоящий период и вести оперативный контроль за ходом реализации прогнозов;

Это позволит руководству предприятия и его службам оператив­но решать вопросы обеспечения и эффективности использования всех видов ресурсов, добиться ритмичного и равномерного развития роз­ничного товарооборота по периодам года и по отделам предприятия.

·                   совершенствовать систему материального стимулирования труда работников предприятия (увеличение количества реализованных това­ров, обслуживание наибольшего количества покупателей,  получение доходов от рёализации товаров и др.);

·                   внедрить на предприятии журнально-ордерную форму учета, оперативнее представлять данные по розничной продаже для принятия управленческих решений;

·                   осуществить компьютеризацию бухгалтерского учета на предприятии, использовать справочную компьютерную систему для консультаций, разъяснении и др.

  

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В данной работе были проанализированы финансовые показатели ЧП «Стиль». На основании их был составлен бизнес-план для дальнейшего развития фирмы.

      Таким образом, бизнес – план выполняет несколько функций, как внешних

 ( познакомить с предприятием и раскрыть суть его деятельности различным представителям делового мира), так и внутренних, жизненно важных для самого предприятия:

1)                   С помощью бизнес – плана стандартизируется процесс ознакомления с предприятием, экономится время, упорядочиваются контакты. К примеру, при поисках делового партнера, инвестора или кредитора не придется несчетное количество раз повторять одно и тоже о предприятии.

2)                   Наличие бизнес – плана – обязательное требование со стороны цивилизованного рынка. Его отсутствие вызовет настороженное отношение со стороны партнеров, кредиторов и клиентов. 

 В бизнес – плане обосновываются:

- общие и специфические детали функционирования предприятия в условиях рынка;

- выбор стратегии и тактики конкуренции;

- оценка финансовых, материальных, трудовых ресурсов, необходимых для достижения.

Приведенные показатели бизнес – плана определяют не только содержание, но и последовательность выполнения необходимых планово – экономических расчетов. Поэтому для качественной разработки бизнес – планов необходима достоверная исходная маркетинговая, производственная, финансовая и другая планово – экономическая информация.  

СПИСОК ИСПОЛЬЗУМЫХ ИСТОЧНИКОВ:

     1. Анализ хозяйственной деятельности предприятия.Савицкая Г.В. 4-е издание.- Минск. ЧП  «Новое знание»,2000.-688с.

2. Бизнес-план. Практика составления и реализации\ под ред. Доктора эк. Наук, профессора М.З.Дубинского.-М.:Инфра-М,2000

    3.  Внутрифирменное планирование., Бухалкова М.И.учебник. М.-ГРИФ.2000       с.-418

4.Гражданский кодекс РФ.

     5. Методика финансового анализа. Шеремет А.Д.и др.Учеб.практ.пособие\М. Инфра-М.2000.-  108с.

6.Налоговый кодекс РФ.

7.  Современный экономический словарь -2-е изд. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б., М.: ИНФРА-М, 1998.

     8. Экономика предприятия. Грузинова В.П. Учебник .М.-ЮНИТИ,1998.-454с.

     9. Экономика организаций (предприятий): Учебник для средних профессиональных учебных заведений\ под.ред. проф В.Я. Гофинкеля, проф. В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-431с.

   10. Экономика предприятия: учебник для ВУЗов . под ред. проф. Р.Д. Семенова. – М.: Инфра-М, 2004. – 397 с.

             

        


[1] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь -2-е изд.,М.: ИНФРА-М, 1998.-с.35

[2] Грузинова В.П. Экономика предприятия. Учебник .М.-ЮНИТИ,1998.-454с.

[3] В.Я. Гофинкель, Швандар В.А. Экономика организаций (предприятий): учебник для средних профессиональных уч.заведений.М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-402 с.

[4] Грузинова В.П. Экономика предприятия. Учебник .М.-ЮНИТИ,1998. -455с.

[5] БухалковМ.И., Внутрифирменное планирование.,учебник. М.-ГРИФ.2000 с.-237

[6] Шеремет А.Д. и др. Методика финансового анализа.Учеб.-практ.пособие\М. Инфра-М.2000.-108с.

[7] Гражданский кодекс РФ часть I ст.87-93.

[8] Налоговый кодекс РФ. Глава 26.2 ст.346.11-346.24