СОДЕРЖАНИЕ

Бухгалтерская служба и ее место в структуре управления организацией.............................................................................................. 3

1. Особенности построения учетного процесса как основы формирования структуры бухгалтерской службы..................................................................................... 3

2. Особенности организации бухгалтерского дела в коммерческих организациях........................................................................................................................... 9

3. Особенности организации бухгалтерского дела в некоммерческих организациях......................................................................................................................... 12

4. Особенности организации бухгалтерского дела у субъектов малого предпринимательства..................................................................................... 14

5. Особенности организации бухгалтерского дела в финансово-промышленных группах........................................................................................................... 15

6. Оценка кадрового потенциала бухгалтерских служб.............................. 16

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ......................................................................... 17

Список литературы................................................................................ 39

Бухгалтерская служба и ее место в структуре управления организацией

1. Особенности построения учетного процесса как основы формирования структуры бухгалтерской службы

Основными элементами и средствами системы организации бухгал­терского учета являются: рабочий план счетов бухгалтерского учета; реги­стры бухгалтерского учета; первичные учетные документы; внутренняя бухгалтерская отчетность; документооборот; использование средств ме­ханизации и автоматизации учета; построение учетного аппарата и опре­деление выполняемых им функций.

Учетный процесс включает взаимосвязанные этапы системы бухгал­терского учета:

- текущее наблюдение, измерение и регистрация фактов хозяйствен­ной деятельности;

- систематизация и группировка учетной информации и обеспече­ние контроля за движением имущества организации и ее обязательств пу­тем отражения операций на счетах бухгалтерского учета;

- обобщение информации об имуществе организации, ее обязательствах и хозяйственных операциях путем составления бухгалтерской от­ четности и представления этой отчетности внутренним и внешним пользо­вателям информации с целью принятия решений.

Для построения учетного процесса как единой информационной систе­мы необходимо основываться на следующих организационных принципах:

- государственное регулирование общих принципов и правил орга­низации, методики и техники бухгалтерского учета;

- в учетной политике сочетание государственного регулирования при выборе организационно-технических аспектов реализации методоло­гии бухгалтерского учета с отраслевыми, технологическими и другими осо­бенностями организации;

- организация вопросов совершенствования бухгалтерского учета, повышения квалификации и НОТ работников бухгалтерского аппарата, и на этой основе постоянное повышение роли бухгалтерского учета в эф­фективности функционирования информационной системы организации;

- совершенствование форм и методов представления информации с целью контроля и анализа в управлении эффективностью процессами воспроизводства;

- применение экономических методов управления и обеспечения оптимизации построения учетного аппарата, динамичности организации и аналитичности получения информации бухгалтерского учета.

Организация для осуществления постановки бухгалтерского учета, ру­ководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации и органов, которым федеральными законами предоставлено право регулиро­вания бухгалтерского учета, самостоятельно формирует свою учетную по­литику, исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в орга­низации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных опе­раций несет руководитель организации.

Руководитель организации может в зависимости от объема учетной работы:

а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б)      ввести в штат должность бухгалтера;

в)      передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета цен­трализованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгал­теру-специалисту;

г)       вести бухгалтерский учет лично.

Случаи, предусмотренные в подпунктах «б», «в» и «г», рекомендует­ся применять в организациях, относящихся по законодательству Россий­ской Федерации к субъектам малого предпринимательства.

Основными предпосылками рациональной организации бухгалтерс­кого у чета являются: изучение организации, законоположений и инструк­ций и других регламентирующих документов по учету и отчетности; уста­новление наиболее рациональных взаимоотношений производственных участков организации с ее бухгалтерией; определение характера и объема бухгалтерской информации; рациональное распределение труда между работниками учетного аппарата.

При изучении специфики функционирования организации не­обходимо установить ее организационно-правовую форму, организа­ционную структуру и структуру управления, определить наличие раз­личных видов производств (основных, вспомогательных и др.) и видов хозяйственной деятельности, а также наличие структурных подразде­лений, филиалов, представительств и их территориальное расположе­ние. Изучению подлежат также организационно-технологические осо­бенности и системы методов управления видами деятельности орга­низации. Все эти аспекты оказывают существенное влияние на орга­низацию и построение учетного процесса, в частности на выбор ра­бочего плана счетов, других организационных, методических и техни­ческих аспектов бухгалтерского учета при разработке и принятии учет­ной политики организации.

Например, знание организационной структуры, структуры вспомо­гательных, основных и обслуживающих производств предопределяет воз­можность правильного документооборота, рациональной расстановки учетных работников и распределения между ними объемов учетных ра­бот. Знание технологии и организации производства позволяет правильно организовать учет затрат и выхода продукции, в практической деятельнос­ти использовать наиболее прогрессивные методы производственного и системы управленческого учета затрат на производство и т.д.

При организации учета важным условием является знание работни­ками бухгалтерской службы законодательных актов и инструктив­ных материалов, регламентирующих бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации. Без знания общеустановленных правил и принци­пов (вариантов) организации, методики и техники ведения бухгалтерского учета нельзя рационально организовать работу счетного аппарата и пра­вильно отражать хозяйственные операции.

При организации бухгалтерского учета необходимо установить наи­более рациональное взаимоотношение производственных подразделе­ний (бригад, цехов и т.п.) с бухгалтерией. Эти взаимоотношения должны обеспечить получение необходимой информации для контроля за ходом процессов воспроизводства и управления хозяйственной деятельностью организации и ее сегментов.

Для определения объема и характера бухгалтерской информации не­обходимо установление направлений и характера учетных работ путем оп­ределения штата аппарата бухгалтерии и распределения работ между от­дельными работниками бухгалтерии.

Рациональное распределение труда между работниками учетно­го аппарата означает составление перечня всех учетных операций, подле­жащих выполнению за месяц, и установление нормы времени выполнения каждой операции работниками бухгалтерии. Для этого разрабатывают план организации бухгалтерского учета. План организации бухгалтерского уче­та включает: план документации и документооборота; план инвентариза­ции; рабочий план счетов и проект их корреспонденции; план отчетности; план технического оформления учета; план организации труда и повыше­ния квалификации работников бухгалтерии; план проверок и ревизии; орга­низация бухгалтерского архива.

В плане документации перечисляют документы, необходимые для организации учета хозяйственных операций и составляют расчет потреб­ности в бланках. Определяют в плане также перечень документов, формы которых разрабатываются самостоятельно. Далее разрабатывается график документооборота.

В плане инвентаризации определяют порядок, сроки и количество проведения инвентаризации отдельных видов имущества, обязательств и отдельных процессов хозяйственной деятельности организации.

В плане отчетности определяют калькуляционный период и период определения финансовых результатов, а также формы внутренней и внеш­ней отчетности, сроки их составления и представления.

В плане технического оформления учета определяют форму бух­галтерского учета, которая будет применена в данной организации. Здесь дают подробную характеристику данной формы учета и приводят после­довательность выполнения всех процедур бухгалтерского учета при ис­пользовании выбранной его формы.

В плане организации труда и повышения квалификации работни­ков бухгалтерии определяют штат работников и структуру бухгалтерии, дают должностную характеристику каждому работнику, намечают мероприятия, по повышению их квалификации, составляют график учетных работ и посе­щения учебных занятий, семинаров, консультаций отдельных работников бух­галтерии, а также других работников, ответственных за представление ин­формации.

В плане (проекте) корреспонденции счетов рабочего плана счетов определяют проект корреспонденции счетов бухгалтерского учета по пред­полагаемым хозяйственным операциям.

Рациональность организации бухгалтерского учета в значительной степени зависит от правильности определения структуры бухгалтерии и бухгалтерского аппарата. Бухгалтерия является самостоятельной структур­ной единицей организации.

Количественный состав бухгалтерии зависит от размеров организа­ции, от видов деятельности и их отраслевой принадлежности, от организа­ции и технологии производства, от наличия структурных подразделений и их территориального расположения, от квалификации работников учета и автоматизации учетных работ и др.

Структура аппарата бухгалтерии и самой бухгалтерии зависит от осо­бенностей каждой организации. В современных условиях сложились три ос­новных типа организации структуры бухгалтерии: линейная (иерархическая), по вертикали (линейно-штабная) и комбинированная (функциональная).

При линейной организации все работники бухгалтерии подчиняют­ся непосредственно главному бухгалтеру. Такая структура бухгалтерии при­меняется на небольших организациях

При организации аппарата бухгалтерии по вертикали создаются про­межуточные звенья управления (отделы), возглавляемые старшими бухгал­терами. Работники бухгалтерии подчиняются непосредственно старшим бухгалтерам соответствующих отделов (звеньев управления). Данная модель струк­туры бухгалтерии применяется в средних и крупных организациях.

В бухгалтерии средних и крупных организаций могут создаваться отделы:

- расчетный — осуществляет учет расчетов с персоналом по опла­те труда, расчетов с органами социального страхования, поставщиками, покупателями и заказчиками и др.;

- материальный — ведет учет поступления и расходования матери­ально-производственных запасов;

- учет готовой продукции — ведет учет готовой продукции на складах и ее реализации;

- производства и калькуляции себестоимости — ведет учет затрат и выпуск продукции, калькулирует себестоимость продукции, составляет отчетность о затратах и выпуске продукции;

- общий отдел — осуществляет остальные операции и Главную книгу, составляет бухгалтерскую отчетность и налоговые декларации.

В крупных организациях, кроме перечисленных, могут открывать от­делы учета капитальных вложений, учета основных средств и др.

При функциональной (комбинированной) организации структуры бух­галтерии ее специальные структурные подразделения (по центрам ответ­ственности и другим организационным структурам) выполняют замкну­тый цикл работ. Права главного бухгалтера в этом случае передаются руко­водителем подразделений бухгалтерий в пределах установленной компе­тенции. Такая структура аппарата бухгалтерии применяется в крупных орга­низациях и в организациях, в которых созданы центры ответственности на базе организации внутрихозяйственной кооперации, аренды и т.д.

При использовании любого типа организации структуры бухгалтерии только хорошо наложенные взаимоотношения с другими службами и под­разделениями организации дают возможность получать необходимую ин­формацию для управления и обеспечения контроля за хозяйственно-фи­нансовой деятельностью организации.

2. Особенности организации бухгалтерского дела в коммерческих организациях

Распространенной формой организации в России является хозяйственное товарищество или общество. Это коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество товарищества или  общества принадлежит ему на праве собственности[1].

Прибыль и убытки полного товарищества распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале, если иное не предусмотрено учредительным договором. Не допускается соглашение об устранении кого-либо из участников товарищества от участия в прибыли или в убытках. Если вследствие понесенных товариществом убытков стоимость его чистых активов станет меньше размера его складочного капитала, полученная товариществом прибыль не распределяется между участниками до тех пор, пока стоимость чистых активов не превысит размер складочного капитала.

В товариществе на вере имеется один или несколько участников – вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Аудиторская проверка годовой финансовой отчетности общества может быть проведена по решению общества или по требованию любого его участника.

В акционерном обществе уставный капитала разделен на определенное число акций. Акции общества, распределенные при его учреждении, должны быть полностью оплачены в течение года с момента государствен­ной регистрации, если меньший срок не предусмотрен договором о создании общества (ст. 34 Федерального закона), причем не ме­нее 50% акций общества, распределенных при его учреждении, должно быть оплачено в течение 3 мес. с момента регистрации.

Если по окончании второго и каждого последующего финан­сового года в соответствии с годовым бухгалтерским балансом, предложенным для утверждения акционерам общества, или ре­зультатами аудиторской проверки стоимость чистых активов об­щества оказывается меньше его уставного капитала, общество обя­зано объявить об уменьшении своего уставного капитала до вели­чины, не превышающей стоимости его чистых активов (ст. 35 Федерального закона).

Под стоимостью чистых активов акционерного общества по­нимается величина, определяемая путем вычитания из суммы ак­тивов акционерного общества, принимаемых к расчету, суммы его пассивов, принимаемых к расчету. Стоимость чистых активов акционерного общества характеризует стоимость его имущества, свободного от обязательств. Имен­но поэтому показатель стоимости чистых активов и его соотно­шение с показателем уставного капитала общества фактически демонстрируют степень надежности общества и его способности отвечать по своим обязательствам в процессе хозяйственной дея­тельности. Стоимость чистых активов общества оценивается по данным бухгалтерского учета в порядке, установленном Приказом Минфи­на России и ФКЦБ России от 29 января 2003 г. № 10н/03-6/пз. Оценка стоимости чистых активов производится акционерным обществом ежеквартально и в конце года на соответствующие от­четные даты. Информация о стоимости чистых активов раскры­вается в промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности.

Достоверность данных, содержащихся в годовом отчете обще­ства, годовой бухгалтерской отчетности, должна быть подтверж­дена ревизионной комиссией (ревизором) общества. Перед опуб­ликованием для ежегодной проверки и подтверждения годовой финансовой отчетности общество обязано привлечь аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его акционерами.

Годовой отчет общества вначале утверждает Совет директоров (наблюдательный совет) общества, а в случае отсутствия в обще­стве Совета директоров (наблюдательного совета) — лицо, осуще­ствляющее функции единоличного исполнительного органа обще­ства, не позднее чем за 30 дней до даты проведения годового об­щего собрания акционеров.

У акционерного общества имеются так называемые «аффи­лированные лица» — юридические и физические лица, способ­ные оказывать влияние на его деятельность. Статья 4 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельно­сти на товарных рынках» № 948-1 от 22 марта 1991 включает в состав аффилированных лиц АО:

• членов его Совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, членов его кол­легиального исполнительного органа;

• лиц, относящихся к той группе лиц, к которой принадле­жит данное юридическое лицо;

• лиц, которые имеют право распоряжаться более 20% обще­го количества голосов, приходящихся на голосующие акции;

• юридических лиц, в котором данное АО имеет право рас­поряжаться более чем 20% общего количества голосов, при­ходящихся на голосующие акции либо составляющие устав­ный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;

• если АО является участником финансово-промышленной группы, к его аффилированным лицам также относятся чле­ны Советов директоров (наблюдательных советов) или иных коллегиальных органов управления, коллегиальных испол­нительных органов участников финансово-промышленной группы, а также лица, осуществляющие полномочия едино­личных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы.

Общество обязано вести учет аффилированных лиц и представ­лять отчетность о них в соответствии с требованиями Федераль­ной комиссии по рынку ценных бумаг.

В бухгалтерской отчетности информация об аффилированных лицах раскрывается в соответствии с требованиями ПБУ 11/2000.

Если АО контролирует другую организацию или АО контро­лируется непосредственно (или через третьи организации) одним и тем же юридическим или одним и тем же физическим лицом (одной и той же группой лиц), то характер отношений описыва­ется в бухгалтерской отчетности независимо от того, имели ли место в отчетном периоде операции между ними.

Имущество, находящееся в собственности производственного кооператива, делится на паи его членов в соответствии с уставом кооператива. Уставом кооператива может быть установлено, что определен­ная часть принадлежащего ему имущества составляет неделимые фонды, используемые на цели, определяемые уставом. Решение об образовании таких фондов принимается членами кооператива единогласно, если иное не предусмотрено уставом. Кооператив не вправе выпускать акции.

Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием, если иной порядок не пре­дусмотрен законом и уставом кооператива. В таком же порядке распределяется имущество, оставшееся после ликвидации кооператива и удовлетворения требований его кредиторов.

3. Особенности организации бухгалтерского дела в некоммерческих организациях

В некоммерческих организациях ПБУ 9/99 «Доходы организации» и 10/99 «Расходы организации» применяются только при осуществлении ими «предпринимательской и иной деятельности». Совсем не применяются в НКО такие положения по бухгалтерскому учету как «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98), «Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/98), «Информация об аффилированных лицах» (ПБУ 11/2000), «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000), «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000), «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2000). НКО могут получать доход от основной и разрешенной предпринимательской деятельности. К числу особенностей можно отнести отсутствие уставного каптала практически у всех НКО (кроме некоммерческого партнерства и потребительского кооператива) и наличие таких источников образования имущества как целевые, спонсорские, благотворительные взносы и гранты.

Особенностью ведения кассовых операций в НКО является отсутствие обязанности применения ККМ для приема наличных денежных средств от физических лиц в качестве пожертвований, вступительных и членских взносов.[2]

Размеры и структура доходов некоммерческой организации, а также сведения о размерах и составе имущества некоммерческой организации; о ее расходах, численности и составе работников, об| оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации не могут быть предметом коммерческой тайны.                              

Некоммерческие организации могут не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (ф. № 3), Отчет о движении денежных средств (ф. № 4), Приложение к бух­галтерскому балансу (ф. № 5) при отсутствии соответствующих данных. Некоммерческим организациям рекомендуется включать в состав бухгалтерской отчетности Отчет о целевом использова­нии полученных средств (ф. № 6). Общественными организаци­ями (объединениями), не осуществляющими предпринимательской деятельности и не имеющими кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), в составе бухгалтерской отчетности не представляются также формы № 3—5 и пояснительная записка[3].

4. Особенности организации бухгалтерского дела у субъектов малого предпринимательства

Малым предприятиям с простым технологическим процессом производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и имеющим незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более ста в месяц) рекомендуется применение упрощенной формы бухгалтерского учета[4].

Для организации учета по упрощенной форме бухгалтерского учета малое предприятие на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности предприятий составляет рабочий План счетов бухгалтерского учета хозяйственных операций, который позволит вести учет средств и их источников в регистрах бухгалтерского учета по основным счетам и тем самым обеспечивать контроль за наличием и сохранностью имущества, выполнению обязательств и достоверностью данных бухгалтерского учета.

Упрощенная форма бухгалтерского учета малым предприятием может вестись по простой форме бухгалтерского учета (без использования регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия) или по форме бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия.

Малые предприятия, совершающие незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более тридцати в месяц), не осуществляющие производства продукции и работ, связанного с большими затратами материальных ресурсов, могут вести учет всех операций путем их регистрации только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности.

Малое предприятие, осуществляющее производство продукции (работ, услуг), может применять для учета финансово - хозяйственных операций следующие регистры бухгалтерского учета:

Ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений;

Ведомость учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям;

Ведомость учета затрат на производство;

Ведомость учета денежных средств и фондов;

Ведомость учета расчетов и прочих операций;

Ведомость учета реализации;

Ведомость учета расчетов и прочих операций;

Ведомость учета расчетов с поставщиками;

Ведомость учета оплаты труда;

Ведомость шахматная.

Предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, могут не вести бухгалтерский учет, только налоговый.

5. Особенности организации бухгалтерского дела в финансово-промышленных группах

Финансово-промышленная группа - совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест[5].

В случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации о налогах, договором о создании финансово-промышленной группы, участники финансово-промышленной группы, занятые в сфере производства товаров, услуг, могут быть признаны консолидированной группой налогоплательщиков, а также могут вести сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс финансово-промышленной группы.

Консолидированная отчетность, в отличие от индивидуальной отчетности юридического лица, дает объемное представление о том, как работают деньги инвестора или акционера, как менеджмент компании распоряжается предоставленными ему ресурсами. Именно в такой отчетности отражаются финансовое положение и результат деятельности компании и всех контролируемых ею организаций. При этом все они рассматриваются как единое хозяйственное образование.

6. Оценка кадрового потенциала бухгалтерских служб

В бухгалтерских службах (по данным Госкомстата) работают преимущественно женщины (90%). 78,5% из всех работающих в бухгалтерской службе имеют профессиональное образование, из них 27% высшее и неполное высшее и 58% среднее профессиональное. Средний возраст работающих в бухгалтерских службах 37-40 лет.

Переход к рыночной экономике, в которой, как известно, грамотная финансовая отчетность организации является основой для привлечения инвестиций и кредитов, способствует повышению статуса бухгалтера как на законодательном уровне, так и на уровне отношений с собственниками, менеджерами и служащими родной компании. С изменением статуса многократно возросла и ценность профессии. Новые веяния прекрасно чувствуют и в обществе — на факультеты различных вузов, готовящие бухгалтеров, с каждым годом растет конкурс. Рынок пополняется молодыми специалистами, обладающими современными знаниями.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Аудиторская фирма «ОСД Аудит» организована в форме ООО одним юридическим лицом – Тихоокеанским экономическим институтом (ТЭИ) и двумя аттестованными аудиторами О.С. Донковой и К.С. Семеновой.

Фирма оказывает аудиторские и консультационные услуги, работы по восстановлению и ведению учета. Все работы выполняются на площадях заказчиков и ТЭИ без арендной платы. Уставный капитал в размере12 тысяч сформирован полностью. На аудиторские услуги фирма имеет лицензию, выданную сроком на 3 года. К выполнению работ по фирме привлекаются аттестованные аудиторы и бухгалтеры, работающие по договору подряда. Для директора фирмы О.С. Донковой и главного бухгалтера К.С. Семенова фирма является основным местом работы, для преподавателей, привлекаемых к консультационным услугам и семинарам,- работы по совместительству.

На 01.01.2004 года на счетах фирмы имеются следующие

 остатки в рублях:

Счет

Наименование счета

Сумма

04

Нематериальные активы

1200

10

«Материалы»

2000

20

«Основное производство»

2000

51

«Расчетные счета»

6800

80

«Уставный капитал»

12000

Журнал хозяйственных операций ООО «ОСД Аудит»

№ п/п

Документ

Содержание операции

Сумма

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

1

В.Р.С.

По договору №15 поступило от ОАО «Дальинвест» за выполненную аудиторскую проверку

100000

51

62

2

Расчетно-платежная ведомость№1

Начислена по договорам подряда заработная плата за выполненную аудиторскую проверку:

Ланской Д.В.

Петровской К.Т.

15000

5000

20

20

70

70

3

Расчетно-платежная ведомость№1

Произведены установленные законом удержания от начисленной заработной платы:

Ланской Д.В.

Петровской К.Т.

1950

650

73/3

73/3

68

68

4

Расчет бухгалтерии

Произведены отчисления органам социального страхования в установленном %(ЕСН+отчисления на травматизм)

-пенсионный фонд

-фонд социального страхования

-фонд обязательного медицинского страхования

2800

800

720

20

20

20

69

69

69

5

Расчет бухгалтериии

Удержанные установленные законом налоги из з/платы Ланской Д.В.

Петровской К.Т.

1950

650

70

70

73

73

6

В.Р.С.

Поступила на рсчетный счет оплата за участие в семинаре «Новое в учете» от фирмы «Восток»

500

51

62

7

Приходные кассовые ордера

Поступила в кассу оплата за участие в семинаре «Новое в учете»

45000

50

62

8

Ведомость учета ЗП

Начислена заработная плата представителям за участие в семинаре:

- Макаровой Н.П.

-Аксютиной Т.П.

-Даниной О.К.

Районный коэффициент

Всего

8750

2500

6250

3500

17500

20

20

20

20

70

70

70

70

9

Ведомость учета ЗП

Произведены установленные законом удержания от заработной платы:

- Макаровой Н.П.

-Аксютиной Т.П.

-Даниной О.К.

1137,5

325

812,50

73

73

73

68

68

68

10

Расчет бухгалтера

Произведены отчисления во внебюджетные фонды в установленном %(ЕСН+отчисления на травматизм)

-пенсионный фонд

-фонд социального страхования

-фонд обязательного медицинского страхования

2275

700

630

20

20

20

69

69

69

11

Чек, приходный кассовый ордер

Получена в кассу причитающаяся заработная плата преподавателям и аудиторам

16688

50

62

12

Расходный кассовый ордер

Выдана из кассы заработная плата преподавателям и аудиторам

16688

70

50

13

Расчет бухгалтера

Списывается на затраты января месяца начисленная амортизация за лицензию

120

20

05

14

Расчет бухгалтера

Списывается на затраты января месяца раздаточные материалы, выдаваемые на семинаре

500

20

04

15

Расчет бухгалтера

Начислен НДС от выручки- за проведение семинара

8190

19

62

16

Ведомость учета ЗП

Начислена ЗП

-директору (16000+К+ДВ)

-бухгалтеру(15000+К+ДВ)

20000

18750

20

20

70

70

17

Ведомость учета ЗП

Произвести установленные законом удержания налога

-директору(льгота по НДФЛ на 2 чел)

-бухгалтеру (льгота по НДФЛ на 1 чел., алименты на 1 ребенка)

Всего

2509

1724,13

4233,13

70

70

70

68

68

68

18

Расчет бухгалтера

Произведены отчисления во внебюджетные фонды в установленном %(ЕСН+отчисления на травматизм)

-пенсионный фонд

-фонд социального страхования

-фонд обязательного медицинского страхования

5425

1550

1395

20

20

20

69

69

69

19

В.Р.С.

Перечислить задолженность:

-бюджету

-в пенсионный фонд

-в фонд социального страхования

-в фонд обязательного медицинского страхования

9108,13

10675

3050

2745

68

69

69

69

51

51

51

51

20

Расчет бухгалтера

Списываются затраты фирмы за январь месяц

83991,87

91

20

21

Расчет бухгалтера

Определяется и списывается финансовый результат за январь месяц

68308,13

99

91

Расчетно-платежная ведомость

Расчетно-платежная ведомость за январь 2003

Ф.И.О.

Начислено

ЗП

НДФЛ

13%

ФСС

4%

ФОМС

3,6%

ПФ

14%

ИТОГО

К выдаче

Ланская

15000

1950

600

540

2100

13050

Петровская

5000

650

200

180

700

4350

Макарова

8750

1137,5

350

315

1225

7612,5

Аксютина

2500

325

100

90

350

2175

Данина

6250

812,5

250

225

875

5437,5

Донкова

20000

2509

800

720

2800

17491

Семенова

18750

1724,13

750

675

2625

17025,87

Итого

76250

9108,13

3050

2745

10675

67141,87

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ ДЛЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

ООО «ОСД АУДИТ» НА 2005 ГОД

Настоящее положение устанавливает основы формирования и раскрытия учетной политики ООО «ОСД Аудит», которая представляет собой совокупность принципов и правил, определяющих методологию и организацию бухгалтерского учета в компании.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Учетная политика ООО «ОСД Аудит» является внутренним документом, определяющим совокупность способов ведения бухгалтерского учета общества – первичного наблюдения (документация, инвентаризация), стоимостного измерения (оценка и калькулирование), текущей группировки (счета и двойная запись) и итогового обобщения (баланс и отчетность) фактов хозяйственной деятельности, которые регламентируются законодательством Российской Федерации, Уставом общества, внутренними документами ООО «ОСД Аудит». Основополагающими законодательными и нормативными документами при формировании учетной политики являются;

- Федеральный закон «0 бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года М 129-Ф3;

- Гражданский кодекс Российской Федерации;

- часть первая Налогового кодекса Российской Федерации (в части оценки имущества, полученного безвозмездно и в порядке товарообмена) от 31 июля 1998 года М 146-Ф3;

- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденные приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 года № 94н;

- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 года № 34н (с изменениями от 30 декабря1999 года, 24 марта 2000 года);

- Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденное приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 года № 60н (с изменениями от 30 декабря 1999 года);

- Другие Положения по бухгалтерскому учету.

2. ПОРЯДОК И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

2.1. Ведение бухгалтерского учета осуществляет бухгалтерия Общества во главе с главным бухгалтером, который подчиняется непосредственно Генеральному директору ООО «ОСД Аудит».

Структура бухгалтерской службы, численность работников отдельных бухгалтерских подразделений определяется внутренними правилами и должностными инструкциями.

2.2. Главный бухгалтер Общества несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности, обеспечивает соответствие хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, осуществляет контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

2.3. Требования главного бухгалтера Общества по документальному оформлению хозяйственных операций и предоставлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений, связанных с бухгалтерским и налоговым учетом, анализом хозяйственной деятельности, обязательны для всех служб Общества.

2.4. Без подписи главного бухгалтера Общества денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными.

2.5. В случае разногласий между Генеральным директором и главным бухгалтером Общества по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжению Генерального директора, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.

З. СИСТЕМА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

3.1. Бухгалтерский учет Общества ведется по журнально-ордерной форме с одновременной автоматизацией отдельных участков учета. Регистры бухгалтерского учета подлежат ежемесячной распечатке и брошюрованию в виде специальных книг (журналов), отдельных листов (справок) и карточек, а также в виде электронной информации, полученной при использовании вычислительной техники (на дисках, дискетах и иных машинных носителях).

Имущество организации, обязательства и хозяйственные операции для отражения в бухгалтерском учете оцениваются в рублях и копейках, а во внутренней отчетности в денежном выражении путем суммирования фактически произведенных расходов в целых рублях.

3.2. Состав и формы внутренней отчетности, периодичность, сроки составления и представления, перечень пользователей внутренней отчетности устанавливаются главным бухгалтером.

3.3. Бухгалтерская отчетность составляется в следующие сроки:

- ежемесячная (внутренняя) бухгалтерская отчетность составляется в срок до 30-го числа месяца, следующего за отчетным, нарастающим итогом с начала отчетного года;

- ежеквартальная отчетность составляется и представляется в срок до 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, нарастающим итогом с начала отчетного года в порядке, предусмотренном законодательством;

- годовая бухгалтерская отчетность составляется и представляется в срок до 30-го числа месяца, следующего за отчетным годом, нарастающим итогом с начала отчетного года в порядке, предусмотренном законодательством.

4. СПОСОБЫ ОЦЕНКИ ИМУЩЕСТВА И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ И МЕТОДЫ ОТРАЖЕНИЯ ИХ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ

4.1. Состав и оценка основных средств

4.1.1. Основные средства – часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев. Не относятся к основным средствам и учитываются организацией в составе средств в обороте предметы, используемые в течение периода менее 12 месяцев независимо от их стоимости,          а также канцелярские принадлежности независимо от стоимости.

4.1.2. Основные средства подразделяются на:

- здания;

- сооружения;

- рабочие и силовые машины и оборудование;

- измерительные и регулирующие приборы и устройства;

- вычислительная техника;

- транспортные средства;

- инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принaдлeжнocти;

- рабочий, продуктивный и племенной скот;

- многолетние насаждения;

- прочие основные средства.

К основным средствам относятся также капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы) и в арендованные объекты основных средств.

В составе основных средств учитываются находящиеся в собственности организации земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).

4.1.3. Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.

4.1.3.1. Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату (в том числе бывших в эксплуатации), признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств могут быть:

- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

- суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;

- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;

- регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;

- таможенные пошлины и иные платежи;

- невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;

- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;

- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.

Не включаются в фактические затраты на приобретение основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением основных средств. Фактические затраты, связанные с при обретением основных средств, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных российским законодательством), отражаются по дебету счета учета капитальных вложений в корреспонденции со счетами учета расчетов. В аналогичном порядке отражаются фактические затраты по возведению (сооружению) и изготовлению объектов основных средств, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных российским законодательством).

4.2. Порядок изменения стоимости основных средств (проведения переоценки основных средств).

4.2.1. Стоимость основных средств Общества, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, за исключением случаев достройки, дооборудования, модернизации, реконструкции и частичной ликвидации соответствующих объектов.

4.2.2. Общество не производит переоценку объектов основных средств.

4.3. Метод начисления износа (амортизации) основных средств

4.3.1. Объекты основных средств подразделяются на амортизируемые и неамортизируемые. Объектами для начисления амортизации являются объекты основных средств, находящиеся в Обществе на праве собственности. Амортизация не начисляется по жилищному фонду, объектам внешнего благоустройства дорожного хозяйства, специализированным сооружениям судоходной обстановки, а также другим объектам согласно пункту 17 ПБУ 6/01. Не подлежат амортизации объекты основных средств, потреби­тельские свойства которых с течением времени не изменяются (земель­ные участки, объекты природопользования).

4.3.2. Стоимость амортизируемых объектов погашается посредством начисления амортизации. Амортизация объектов основных средств Общества начисляется линейным способом исходя из первоначальной (восстановительной) стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исходя из срока полезного использования этого объекта. Выбранный способ начисления амортизации не меняется в течение срока полезного использования основных средств.

Срок полезного использования объекта основных средств определяется Обществом при принятии объекта к бухгалтерскому учету (пункт 20 ПБУ 6/01). Определение срока полезного использования объекта основных средств производится для всех способов исчисления амортизации основных средств исходя из:

- ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;

- ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрес­сивной среды, системы проведения ремонта;

- нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды).

В целях унификации бухгалтерского и налогового учета для определения срока полезного использования применяется классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1.

4.3.3. Амортизационные отчисления по объекту основных средств начинаются с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и начисляются до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета в связи с прекращением права собственности или иного вещного права. Амортизационные отчисления по объекту основных средств прекращаются с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта или списания этого объекта с бухгалтерского учета.

4.3.4. Начисление амортизационных отчислений приостанавливается в случаях нахождения основных средств на реконструкции и модернизации по решению руководителя организации, на период восстановления объектов основных средств, продолжительность которого превышает 12 месяцев, а также по основным средствам, переведенным по решению руководителя организации на консервацию на срок более трех месяцев. Перевод основных средств на консервацию производится распоряжением руководителя Общества о временной консервации объектов основных средств.

4.4. Восстановление основных средств

4.4.1. Восстановление основных средств может осуществляться посредством ремонта (текущего, среднего и капитального), а также модернизации, реконструкции и технического перевооружения.

4.4.2. К текущему и среднему ремонту объектов основных средств относятся работы по систематическому и своевременному предохра­нению их от преждевременного износа и поддержанию в рабочем состоянии.

4.4.3. К капитальному ремонту оборудования и транспортных средств относится полная разборка агрегата, ремонт базовых и корпусных деталей и узлов, замена или восстановление всех изношенных деталей и узлов на новые и более современные, сборка, регулирование и испытание агрегата.

К капитальному ремонту зданий и сооружений относится смена изношенных конструкций и деталей или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной замены основных конструкций, срок службы которых в данном объекте является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий, трубы подземных сетей и т. п.).

4.4.4. Затраты по законченному ремонту основных средств относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) Общества по мере их возникновения. Резерв расходов на ремонт основных средств не создается.

4.4.5. Учет затрат, связанных с модернизацией и реконструкцией (включая затраты по модернизации объекта, осуществляемой во время капитального ремонта) объектов основных средств, ведется в порядке, установленном для учета капитальных вложений.

4.4.6. Затраты на ремонт арендованных (сданных в аренду) основных средств, производимые в соответствии с условиями договора за счет средств Общества:

- в качестве арендодателя – включаются в себестоимость арендных услуг;

- в качестве арендатора – включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).

4.5. Нематериальные активы

4.5.1. Нематериальные активы принимаются к учету в Обществе при единовременном выполнении следующих условий:

а) отсутствие материально-вещественной (физической) структуры актива;

б) возможность идентификации (выделения, отделения) организацией от другого имущества;

в) использование актива в производстве продукции, при выполнении или оказании услуг либо для управленческих нужд Общества;

г) использование в течение длительного времени, то есть срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

д) Общество не предполагает последующей перепродажи данного имущества;

е) способность приносить Обществу экономические выгоды (доход) в будущем;

ж) наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т. п.).

4.5.2. В соответствии с пунктом 4 ПБУ 14/2000 к нематериальным активам Общества могут быть отнесены следующие объекты интеллектуальной собственности (исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности):

- исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;

- исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных;

- имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем;

- исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров;

- исключительное право патентообладателя на селекционные достижения.

В составе нематериалъных активов может учитываться также деловая репутация организации и организационные расходы (расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами частью вклада участников (учредителей) в уставный капитал организации).

4.5.3. В состав нематериалъных активов не включаются интеллектуальные и деловые качества персонала Общества, квалификация и способность к труду, поскольку они неотделимы от своих носителей и не могут быть использованы без них.

4.5.4. Нематериальные активы принимаются к бухгалтерскому учету в Обществе по первоначальной стоимости.

4.5.4.1. Первоначальная стоимость нематериальных активов, приобретенных за плату, определяется как сумма всех фактических расходов на приобретение за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных российским законодательством).

Фактическими расходами на приобретение нематериальных активов могут быть:

- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором уступки (приобретения) прав правообладателю (продавцу);

- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением нематериальных активов;

- регистрационные сборы, таможенные пошлины, патентные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с уступкой (приобретением) исключительных прав правообладателя;

- невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта нематериальных активов;

- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект нематериальных активов;

- иные расходы, непосредственно связанные с приобретением нематериальных активов.

Возникающие при приобретении нематериальных активов дополнительные расходы на приведение их в состояние, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, увеличивают их первоначальную стоимость.

4.5.4.2. Первоначальная стоимость нематериальных активов, созданных Обществом, определяется как сумма всех фактических расходов на создание, изготовление (израсходованные материальные ресурсы, оплата труда, услуги сторонних организаций по контрагентским (соисполнительским) договорам, патентные пошлины, связанные с получением патентов, свидетельств, и т. п.) за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Не включаются в фактические расходы на приобретение и создание нематериальных активов общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением активов.

4.5.4.3. Первоначальная стоимость нематериальных активов, внесенных в счет вклада в уставный капитал Общества, определяется ис­ходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации.

4.5.4.4. Первоначальная стоимость нематериальных активов, полученных организацией по договору дарения (безвозмездно), определяется исходя из их рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету с учетом требований налогового законодательства (статья 40 НК РФ).

4.5.4.5. Первоначальная стоимость нематериальных активов, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) не денежными средствами, определяется исходя из стоимости товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче Обществом. Стоимость таких товаров устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах Общество обычно определяет стоимость аналогичных товаров (ценностей).

При невозможности установить стоимость товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче Обществом по таким договорам, величина стоимости полученных нематериальных активов устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные нематериальные активы, но не ниже их рыночной стоимости, определяемой в соответствии с требованиями статьи 40 НК РФ.

4.5.4.6. Стоимость нематериальных активов, по которой они приняты Обществом к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных российским законодательством.

4.5.4.7. Оценка нематериальных активов, стоимость которых при приобретении определена в иностранной валюте, производится в руб­лях путем пересчета иностранной валюты по курсу ЦБР, действующему на дату приобретения Обществом объектов по праву собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления.

4.5.5. Стоимость объектов нематериальных активов погашается путем начисления амортизации линейным способом - исходя из первоначальной стоимости нематериальных активов и нормы амортизации, исчисленной с учетом срока полезного использования этого объекта.

Срок полезного использования нематериальных активов определяется Обществом при принятии объекта к бухгалтерскому учету. При этом определение срока полезного использования нематериальных активов производится исходя из:

- срока действия патента, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности согласно законодательству Российской Федерации;

- ожидаемого срока использования этого объекта, в течение которого организация может получать экономические выгоды (доход).

По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, а также по положительной деловой репутации фирмы и организационным расходам нормы амортизационных отчислений устанавливаются в расчете на двадцать лет.

4.5.6. Амортизационные отчисления по нематериальным активам начинаются с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта Обществом к бухгалтерскому учету, и начисляются до полного погашения стоимости этого объекта либо выбытия этого объекта с бухгалтерского учета в связи с уступкой (утратой) Обществом исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (пункт 18 ПБУ 14/2000).

Амортизационные отчисления по нематериальным активам прекращаются с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта или списания этого объекта с бухгалтерского учета Общества.

4.5.7. Амортизационные отчисления по нематериальным активам отражаются в бухгалтерском учете Общества путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете учета амортизации нематериальных активов (пункт 21 ПБУ 14/2000).

                 

РАБОЧИЙ ПЛАН СЧЕТОВ

N2

Наименование счетов и субсчетов

Аналитические признаки

Аналитические признаки

счета

первого уровня

второго уровня

01

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА

 

 

1. Собственные основные средства

1.1. Основные средства производственного назначения

По группам ОС

По месту нахождения

1.2. Основные средства непроизводственного назначения

По группам ОС

По месту нахождения

1.3. Основные средства, переданные в аренду

По группам ОС

По месту нахождения

2. Выбытие основных средств

02

АМОРТИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

 

 

1. Амортизация собственных основных средств

1.1. Амортизация основных средств производственного

По группам ОС

По месту нахождения

назначения

1.2. Амортизация основных средств непроизводственного

По группам ОС

По месту нахождения

назначения

1.3. Амортизация основных средсТ8, переданных в аренду

По группам ОС

По месту нахождения

03

ДОХОДНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ В МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ

По видам доходных

Отсутствует

вложений

04

НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ

По видам НМА

По месту нахождения

05

АМОРТИЗАЦИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

По видам НМА

По месту нахождения

08

ВЛОЖЕНИЯ ВО ВНЕОБОРОТНЫЕАКТИВЫ

 

 

1. Приобретение объектов основных средств

По группам объектов

Отсутствует

2. Приобретение нематериальных активов

По видам НМА

Отсутствует

З. Реконструкция и модернизация объектов ОС

По группам объектов

Отсутствует

10

МАТЕРИАЛЫ

 

 

1. Сырье и материалы

По месту нахождения

По номенклатурным номерам

2. Покyпные полуфабрикаты и комплектующие изделия

По месту нахождения

По номенклатурным номерам

З. Топливо

По месту нахождения

По номенклатурным номерам

4. Тара и тарные материалы

По месту нахождения

По номенклатурным номерам

5. Запасные части

По месту нахождения

По номенклатурным номерам

6. Прочие материалы

По месту нахождения

По номенклатурным номерам

7. Материалы в пути

По поставщикам

По номенклатурным номерам

19

НДС ПО ПРИОБРЕТЕННЫМ ЦЕННОСТЯМ

 

 

1. НДС при приобретении основных средств

По ставкам НДС

По поставщикам

2. НДС по приобретенным нематериальным активам

По ставкам НДС

По поставщикам

З. НДС по приобретенным МПЗ

По ставкам НДС

По поставщикам

4. НДС по расходам в пределах норм

5. НДС по расходам сверх норм

По видам нормируемых

расходов

6. НДС по расходам будущих периодов

По ставкам НДС

7. НДС. уплаченный таможенным органам

По ставкам НДС

20

ОСНОВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

По видам деятельности

По заказам

23

ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

По видам расходов

По заказам

26

ОБЩЕХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ

ПО видам расходов

29

ОБСЛУЖИВАЮЩИЕ ПРОИЗВОДСТВА И ХОЗЯЙСТВА

 

 

1. Себестоимость работ (услуг), выполненных (оказанных) на сторону

По видам деятельности

2. Расходы на содержание объектов ЖКХ и соцсферы

По видам деятельности

41

ТОВАРЫ

 

 

1. Товары на складе

По месту нахождения

По номенклатурным видам

2. Товары в розничной сети

По месту' нахождения

По номенклатурным видам

З. Товары в пути

По поставщикам

По номенклатурным видам

42

ТОРГОВАЯ НАЦЕНКА

 

 

1. Торговая наценка

Отсутствует

Отсутствует

2.НДС

Отсутствует

Отсутствует

3. Налог с продаж

Отсутствует

Отсутствует

44

РАСХОДЫ НА ПРОДАЖУ

 

 

1. Списываемые в конце отчетного периода

По видам затрат

Отсутствует

2. Подлежащие распределению на остаток товаров

Отсутствует

Отсутствует

50

КАССА

 

 

1. Касса организации

Отсутствует

Отсутствует

2. Денежные документы

По видам денежных

Отсутствует

документов

51

РАСЧЕТНЫЕ СЧЕТА

 

 

1. Расчетный счет в банке N21

Отсутствует

Отсутствует

2. Расчетный счет в банке N22

Отсутствует

Отсутствует

З. Расчетный счет в банке N23

Отсутствует

Отсутствует

52

ВАЛЮТНЫЕ СЧЕТА

 

 

1. Текущие валютные счета внyтри страны

По банкам

Отсутствует

З. Транзитные валютные счета

По банкам

57

ПЕРЕВОДЫ В ПУТИ

 

 

Субсчета по видам денежных средств

Отсутствует

Отсутствует

58

ФИНАНСОВЫЕ ВЛОЖЕНИЯ

 

 

1. Паи и акции

По эмитентам

По видам вложений

2. Долговые ценные бумаги

По эмитентам

По видам вложений

З. Предоставленные займы

По заемщикам

По видам вложений

РАСЧЕТЬ/ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ

 

 

1. Расчеты с поставщиками за товары

По контрагентам

Облаг. или не облаг. НДС

2. Расчеты с поставщиками за услуги

По контрагентам

Облаг. или не облаг. НДС

З. Авансы выданные

По контрагентам'

Облаг. или не облаг. НДС

4. Векселя выданные

По контрагентам

Отсутствует

62

РАСЧЕТЫ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ

 

 

 

1. Расчеты с покупателями за товары

По контрагентам

Облаг. или не облаг. НДС

2. Расчеты с покупателями за услуги

По контрагентам

Облаг. или не облаг. НДС

З. Авансы полученные

По контрагентам

Облаг. или не облаг. НДС

4. Векселя полученные

По контрагентам

Отсутствует

63

РЕЗЕРВЫ ПО СОМНИТЕЛЬНЫМ ДОЛГАМ

 

Отсутствует

Отсутствует

66

РАСЧEТbl ПО КРАТКОСРОЧНЫМ КРЕДИТАМ И ЗАЙМАМ

 

 

По заимодавцам

1. Кредиты

2. Проценты по кредитам

З. Займы

4. Проценты по займам

-

67

РАСЧEТbI ПО ДОЛГОСРОЧНЫМ КРЕДИТАМ И ЗАЙМАМ

 

По видам кредитов и займов

По заимодавцам

67-1 Долгосрочные кредиты и займы

67-2 Проценты по долгосрочным кредитам

68

РАСЧEТbI ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

 

 

 

1. Расчеты по налогу на прибыль

По филиалам

Отсутствует

2. Расчеты по НДС

Отсутствует

Отсутствует

З. Расчеты по налогу на имущество

По филиалам

Отсутствует

4. Расчеты по налогу на пользователей автодорог

Отсутствует

Отсутствует

5. Расчеты по налогу с продаж

Отсутствует

Отсутствует

6. Расчеты по налогу на доходы с физических лиц

По филиалам

Отсутствует

69

РАСЧEТbI ПО СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ

 

 

1. Расчеты по социальному страхованию

Отсутствует

Отсутствует

2. Расчеты по пенсионному обеспечению

Отсутствует

Отсутствует

3. Расчеты по обязательному медицинскому страхованию

Отсутствует

Отсутствует

4. Расчеты по страхованию от несчастных случаев

Отсутствует

Отсутствует

на производстве

70

РАСЧЕТЫ С ПЕРСОНАЛОМ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА

 

 

1. Расчеты с основным персоналом

По видам оплаты

По лицевым счетам

2. Расчеты с совместителями

По видам оплаты

По лицевым счетам

З. Расчеты по договорам гражданско-правового характера

По видам оплаты

По лицевым счетам

71

РАСЧЕТЫ С ПОДОТЧЕТНЫМИ ЛИЦАМИ

По подотчетным лицам

По направлению

расходования

73

РАСЧЕТЫ С ПЕРСОНАЛОМ ПО ПРОЧИМ ОПЕРАЦИЯМ

По сотрудникам

Отсутствует

субсчета по операциям с персоналом

75

РАСЧЕТЫ С УЧРЕДИТЕЛЯМИ

 

 

1. Расчеты по BК1IMaM в уставный капитал

По учредителям

Отсутствует

2. Расчеты по выплате доходов

По учредителям

Отсутствует

76

РАСЧЕТЫ С РАЗНЫМИ ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ

 

 

1. Расчеты по претензиям

По контрагентам

Отсутствует

2. Расчеты по депонированным суммам

По сотрудникам

Отсутствует

З. Расчеты с учредителями по оборотным средствам

По учредителям

Отсутствует

4. Расчеты по НДС

По ставкам НДС

Отсутствует

5. Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами

По контрагентам

Отсутствует

6. Расчеты по целевому финансированию

По источникам

Кредиторы

финансирования

79

ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РАСЧЕТЫ

По структурным"

Отсутствует

подразделениям

80

УСТАВНЫЙ КАПИТАЛ

Отсутствует

Отсутствует

81

СОБСТВЕННЫЕ АКЦИИ (ДОЛИ)

Отсутствует

Отсутствует

82

РЕЗЕРВНЫЙ КАПИТАЛ

Отсутствует

Отсутствует

83

ДОБАВОЧНЫЙ КАПИТАЛ

Отсутствует

Отсутствует

84

НЕРАСПРЕДЕЛЕННАЯ ПРИБЫЛЬ (НЕПОКРЫТЫЙ УБЫТОК)

Отсутствует

Отсутствует

1. Прибыль (убыток) отчетного года

2. Прибыль (убыток) прошлых лет

86

ЦЕЛЕВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ

По видам финансирования

Кредиторы

90

ПРОДАЖИ

1. Выручка

1.1. Выручка от реализации товаров, облагаемых НДС

По видам товаров

Отсутствует

91

ПРОЧИЕ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ

1. Прочие доходы

По видам доходов

Отсутствует

2. Прочие расходы

По видам расходов

Отсутствует

9. Сальдо прочих доходов и расходов

Отсутствует..

Отсутствует

97

РАСХОДЫ БУДУЩИХ ПЕРИОДОВ

По видам расходов

Отсутствует

98

ДОХОДЫ БУДУЩИХ ПЕРИОДОВ

1. Доходы, полученные в счет будущих периодов

По видам доходов

Отсутствует

2. Безвозмездные поступления

По видам доходов

Отсутствует

99

ПРИБЫЛИ И УБЫТКИ

Отсутствует

Отсутствует

4 ПОЛОЖЕНИЕ о бухгалтерской службе ООО «ОСД Аудит»

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Бухгалтерия является самостоятельным подразделением ООО «ОСД Аудит»и подчиняется непосредственно генеральному директору.

2. Структуру и штат бухгалтерии утверждает генеральный директор ООО «ОСД Аудит»  учетом объемов работы и особенностей финансово-хозяйственной деятельности.

3. Главному бухгалтеру непосредственно подчинены: заместитель главного бухгалтера, бухгалтеры, бухгалтер-кассир.

4. Главный бухгалтер назначается и освобождается от занимаемой должности приказом генерального директора ООО «ОСД Аудит».При назначении и увольнении главного бухгалтера прием и сдача дел оформляется актом после проверки состояния учета и отчетности.

5. На время отсутствия главного бухгалтера (командировка, болезнь, отпуск), права и обязанности главного бухгалтера переходят к его заместителю, а при отсутствии последнего – к другому должностному лицу, о чем объявляется приказом генерального директора по ООО «ОСД Аудит».

6. На должность главного бухгалтера назначаются лица, имеющие высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж работы не менее5 лет, в том числе на руководящих должностях.

7. Все распоряжения по бухгалтерии отдаются по подчиненности соответственно: заместителю главного бухгалтера – бухгалтерам – кассирам.

8. Работники бухгалтерии в своей деятельности руководствуются приказами ООО «ОСД Аудит»,а также действующими законодательными и нормативными документами.

 2. ЗАДАЧИ

1. Формирование полной и достоверной информации о деятельности ООО «ОСД Аудит», его имущественном положении, доходах и расходах для пользователей бухгалтерской отчетности.

2. Бухгалтерский учет и отчетность должны обеспечить необходимую информацию для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении хозяйственных операций и их целесообразностью и эффективностью, наличием и движением имущества и обязательств, а также за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами сметами.

3. Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов, обеспечивающих финансовую устойчивость ООО «ОСД Аудит».

4. Ведение бухгалтерского учета непрерывно с момента создания ООО «ОСД Аудит» до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5. Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков и изъятий.

 3. ФУНКЦИИ

1. Организация учета основных фондов, материалов, денежных средств, исполнение смет расходов, издержек производства и обращения.

2. Организация расчетов по заработной плате с работниками.

3. Составление отчетных калькуляций себестоимости продукции, пояснений к бухгалтерской отчетности.

4. Отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с движение денежных средств, начислением и перечислением налогов и иных платежей в бюджет.

5. Осуществление контроля за своевременным проведением инвентаризации денежных средств, товарно-материальных ценностей организации.

6. Принятие мер к предупреждению недостач, растрат и других злоупотреблений и нарушений.

7. Участие в проведении анализа финансово-хозяйственной деятельности ООО «ОСД Аудит»  целью выявления внутрихозяйственных резервов, ликвидации потерь и непроизводственных расходов.

8. Применение утвержденных в установленном порядке типовых унифицированных форм первичной учетной документации, строгое соблюдение порядка оформления этой документации.

9. Осуществление мероприятий по повышению уровня автоматизации учетно-вычислительных работ.

10. Обеспечение строгого соблюдения кассовой и расчетной дисциплины, расходование полученных в ООО «ОСД Аудит» редств по назначению.

11. Обеспечение сохранности первичных документов и бухгалтерского архива.

12. Осуществление контроля за своевременным оформлением приема и расхода денежных средств и товарно-материальных ценностей, правильным расходованием фонда заработной платы, исчислением и выдачей всех видов премии, соблюдение смет расходов.

13. Распределение обязанностей между отделами регламентирует главный бухгалтер в соответствии с должностными инструкциями.

14. Бухгалтерия выполняет также следующие функции:

– готовит отчетность для представления ее в налоговые и другие финансовые органы;

– обеспечивает правильность оформления первичных документов, их своевременную обработку;

– осуществляет своевременное начисление налогов;

– своевременно готовит платежные документы для представления их в банк;

– оперативно решает возникающие в процессе работы вопросы по ведению бухгалтерского учета;

– акцептует счета, проводит сверку взаимных расчетов за товары, выполненные работы, оказанные услуги, ТМЦ, основные средства, составляет акты сверок;

– осуществляет переписку по работе с дебиторами и кредиторами.

 4. ПРАВА

1. Требовать от других отделов (служб) ООО «ОСД Аудит» воевременного предоставления первичных документов согласно установленным нормативными актами срокам, а также предоставления других сведений для осуществления работы, входящей в компетенцию бухгалтерии.

2. Не принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, которые противоречат действующему законодательству и установленному Порядку приема, хранения и расходования денежных средств, оборудования, материальных и других ценностей.

3. Представлять руководству ООО «ОСД Аудит» редложения о наложении взыскания на лиц, допустивших недоброкачественное оформление составление документов, несвоевременную передачу их для отражения на счетах бухгалтерского учета и отчетности, а также за недостоверность содержащихся в документах данных.

4. Подписывать бухгалтерские отчеты и балансы ООО «ОСД Аудит», окументы, служащие основанием для приема и выдачи денег, материальных и других ценностей, а также изменяющие кредитные и расчетные обязательства предприятия. Указанные документы без подписи главного бухгалтера и его заместителя считаются недействительными.

5. Указания бухгалтерии в пределах функций, предусмотренных настоящим положением, являются обязательными к руководству и исполнению работниками всех отделов ООО «ОСД Аудит»

.

6. В случае разногласий между генеральным директором и главным бухгалтером ООО «ОСД Аудит» документы могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения главного бухгалтера. В случае, если главный бухгалтер ООО «ОСД Аудит» не даст письменного распоряжения по таким документам, они применяются к исполнению только за подписью генерального директора ООО «ОСД Аудит».

7. Требовать от работников бухгалтерии сохранения служебной и коммерческой тайны по информации, не подлежащей разглашению.

 5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

1. Всю полноту ответственности за качество и своевременность исполнения возложенных настоящим Положением на бухгалтерию ООО «ОСД Аудит» задач и функций несет главный бухгалтер.

2. Дисциплинарная, материальная и уголовная ответственность главного бухгалтера определяется в соответствии с действующим законодательством. Степень ответственности других работников бухгалтерии устанавливается должностными инструкциями и законодательством РФ.

3. Сохранение конфиденциальности информации, полученной в связи с исполнением служебных обязанностей, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством РФ.

Должностная инструкция главного бухгалтера

                                                           УТВЕРЖДАЮ

                                                генеральный директор

                                             _______________________

                                             _______________________

                                             "__" __________ 200_ г.

 

                       Должностная инструкция

                        главного бухгалтера

1. Обязанности главного бухгалтера

1.1. Главный бухгалтер осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия.

1.2. Формирует в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику, исходя из структуры и особенностей деятельности предприятия, необходимости обеспечения его финансовой устойчивости.

1.3. Возглавляет работу по подготовке и принятию рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, разработке форм документов внутренней бухгалтерской отчетности

1.4. Обеспечивает порядок проведения инвентаризаций, контроль за проведением хозяйственных операций, соблюдения технологии обработки бухгалтерской информации и порядка документооборота.

1.5. Обеспечивает рациональную организацию бухгалтерского учета и отчетности на предприятии и в его подразделениях на основе максимальной централизации учетно-вычислительных работ и применения современных технических средств и информационных технологий, прогрессивных форм и методов учета и контроля, формирование и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской информации о деятельности предприятия, его имущественном положении, доходах и расходах, а также разработку и осуществление мероприятий, направленных на укрепление финансовой дисциплины.

1.6. Организует учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением, учет издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, реализации продукции, выполнения работ (услуг), результатов хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, а также финансовых, расчетных и кредитных операций.

1.7. Обеспечивает законность, своевременность и правильность оформления документов, составление экономически обоснованных отчетных калькуляций себестоимости продукции, выполняемых работ (услуг), расчеты по заработной плате, правильное начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения, средств на финансирование капитальных вложений, погашение в установленные сроки задолженностей банкам по ссудам, а также отчисление средств на материальное стимулирование работников предприятия.

1.8.  Осуществляет контроль за соблюдением порядка оформления первичных и бухгалтерских документов, расчетов и платежных обязательств, расходования фонда заработной платы, за установлением должностных окладов работникам предприятия, проведением инвентаризаций основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, проверок организации бухгалтерского учета и отчетности, а также документальных ревизий в подразделениях предприятия.

2. Главный бухгалтер должен знать

2.1. Законодательство о бухгалтерском учете; постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие, методические и нормативные материалы вышестоящих, финансовых и контрольно-ревизионных органов по вопросам организации бухгалтерского учета и составления отчетности, а также касающиеся хозяйственно-финансовой деятельности предприятия; гражданское право, финансовое, налоговое и хозяйственное законодательство;

2.2. Структуру предприятия, стратегию и перспективы его развитии.

2.3. Положения и инструкции по организации бухгалтерского учета на предприятии, правила его ведения; порядок оформления операций и организацию документооборота по участкам учета; формы и порядок финансовых расчетов;

2.4. Методы экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, выявления внутрихозяйственных резервов; порядок приемки, оприходования, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей;

2.5. Правила расчета с дебиторами и кредиторами; условия налогообложения юридических и физических лиц; порядок списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь;

2.6. Правила проведения инвентаризаций денежных средств и товарно-материальных ценностей; порядок и сроки составления бухгалтерских балансов и отчетности;

2.7. Правила проведения проверок и документальных ревизий; современные средства вычислительной техники и возможности их применения для выполнения учетно-вычислительных работ и анализа производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия;

3. Главный бухгалтер вправе:

3.1. Требовать от руководства создания необходимых условий  для выполнения служебных обязанностей.

3.2. В пределах  своей  компетенции сообщать  непосредственному руководителю о всех выявленных в процессе деятельности недостатках и вносить предложения по их устранению, а также вносить предложения по совершенствованию работы бухгалтерии.

3.3. Знакомиться с  проектами решений руководства  организации, касающимися его деятельности.

3.4. Запрашивать лично или по поручению генерального  директора у руководителей и  специалистов предприятия информацию и  документы, необходимые для выполнения должностных обязанностей.

3.5. Проверять  соблюдение   действующего  законодательства   и локальных нормативных актов в структурных подразделениях.

4. Ответственность

Главный бухгалтер несет ответственность в пределах, определенных действующим законодательством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, за правонарушения,  совершенные  в процессе  осуществления своей деятельности, нарушение внутреннего распорядка предприятия.

5. Требования к квалификации

Высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж финансово-бухгалтерской работы, в том числе на руководящих должностях, не менее 5 лет.

Список литературы

1. Приказ Минфина РФ от 21.12.1998 № 64н. О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.

2. Федеральный закон РФ от 30.11.1995 № 190-ФЗ. О финансово-промышленных группах.

3. Бычкова О.А. Проблемы формирования консолидированной отчетности // Финансы, 2005, № 12.

4. Гамольский П.Ю. Некоммерческие организации: налогообложение и бухгалтерский учет в 2002 году. – М.: Бухгалтерский учет, 2002.

5. Климова М.А. Бухгалтерское дело: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005.


[1] Климова М.А. Бухгалтерское дело: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005. – с. 97-111.

[2] Гамольский П.Ю. Некоммерческие организации: налогообложение и бухгалтерский учет в 2002 году. – М.: Бухгалтерский учет, 2002.- с. 109.

[3] Климова М.А. Бухгалтерское дело: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005. – с.119.

[4] Приказ Минфина РФ от 21.12.1998 № 64н. О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.

[5] Федеральный закон РФ от 30.11.1995 № 190-ФЗ. О финансово-промышленных группах.