Содержание
1. Перечислите достоинства и недостатки социометрических методов. Каковы перспективы применения этих методов для изучения неформальных отношений в органах власти_ 3
2. Какие меры можно принять для противодействия такому явлению как протекционизм? 7
3. В каких случаях в органах власти необходимо формирование команды? 8
Список литературы_ 11
1. Перечислите достоинства и недостатки социометрических методов. Каковы перспективы применения этих методов для изучения неформальных отношений в органах власти
Каждый член группы обладает определенным местом в системе отношений членов сообщества друг с другом. Эта позиция может быть названа социально-психологическим статусом. Статус любого человека в коллективе имеет свои специфические параметры, однако все многообразие оттенков отношений между членами группы можно свести к четырем наиболее существенным позициям: «звезды», «предпочитаемые» (или популярные), «отвергаемые» и «изолированные». Расшифруем суть этих категорий. «Звезды» - люди, пользующиеся максимальной популярностью среди своих сослуживцев, все хотели бы с ними дружить, входить в круг общения этих людей. Предпочитаемые — такие члены коллектива, которые обладают достаточно широким кругом связей со своими коллегами (заметим, что эта «широта» может сильно отличаться в разных коллективах). Отвергаемые - люди, с которыми подавляющее большинство коллег не хотят иметь дела, но сами они стремятся к общению с коллективом. И, наконец, изолированные - те люди, которые сами не проявляют инициативы в общении с коллегами, и те, в свою очередь, не имеют выраженного к ним отношения.
Итак, для оценки положения человека в коллективе, как правило, вполне достаточно бывает отнести его к одной из выделенных четырех категорий. Если человек обладает статусом «звезды» или предпочитаемого в коллективе, то можно быть уверенным, что особых проблем с коллегами у него нет. В случае, если человек отвергается коллективом, то наверняка испытывает серьезные проблемы в общении, переживает конфликты с коллегами, что неизбежно сказывается на его психическом состоянии. Статус изолированного может весьма по-разному переживаться человеком, однако мы можем с высокой долей вероятности предположить наличие каких-либо психологических сложностей у него.
Для характеристики отношений в коллективе существенно и определение статуса каждого члена коллектива, а также и общей статусной структуры, т. е. сколько в коллективе неблагополучных сотрудников (отвергаемых остальными или же живущих изолированно от них), сколько «звезд» и как сильно отличается их круг общения от связей среднепопулярных.
Для определения статусной структуры коллектива (как, впрочем, и многих других групп) часто используют социометрическую методику. Это один или несколько вопросов, в которых человека прямо спрашивают - с кем из сотрудников он хотел бы выполнять какую-либо работу, заниматься каким-то делом, иметь какие-то отношения. Ответом на этот вопрос являются фамилии сотрудников. Очень важно при формулировке вопросов учитывать реальные интересы людей и правильно прогнозировать, почему они будут выбирать для определенного вида деятельности тех или иных партнеров. Эти вопросы в социальной психологии называются социометрическими критериями, или критериями социометрического выбора. Они должны быть значимыми для людей, участвующих в исследовании, чтобы их взаимные оценки были не случайны, а имели под собой некоторое содержание[1].
Кроме проблемы формулировки значимых для участников эксперимента вопросов при проведении социометрии существует еще, как минимум, одна трудность. Речь идет о том, что если эту процедуру проводит руководитель, то участники редко бывают откровенны. Но, на наш взгляд, в этом нет большой беды, так как в большинстве случаев руководителю совершенно не нужно проводить социометрическое обследование в полном объеме. Это задача скорее для штатного психолога. Руководитель имеет такой большой опыт общения со своим коллективом в повседневной жизни, что всю необходимую информацию нужно только суметь извлечь из этого опыта.
Перейдем от проблемы индивидуального статуса человека в группе к описанию социально-психологической структуры группы в целом. Естественно, что видов структур также может быть великое множество. Приведем примеры отношений в коллективе, которые могут стать предметом беспокойства для руководителей.
Первый вариант представляет собой случай отсутствия структуры совсем. Т.е. групповой уровень отношений практически не сформирован. В лучшем случае сотрудники разбиваются на пары, ощущение коллектива как чего-то целостного отсутствует и у самих сотрудников, и у руководства.
Второй вариант — складывающаяся структура. В коллективе существует группировка, в которую входит небольшое число сотрудников, а остальные сотрудники существуют сами по себе. Наиболее неблагоприятный случай, если данная группировка противопоставляет себя всему остальному коллективу. Если же отношения нейтральны и носят скорее позитивный характер, то есть высокая вероятность, что действительно речь идет о начальном этапе развития коллектива как психологической общности.
Третий тип возможной структуры коллектива — наличие в нём двух или более конкурирующих группировок. Такая ситуация в коллективе является результатом определенного развития отношений, изменение которых весьма проблематично. Каждая из сложившихся группировок уже прошла свой путь психологического развития, и критерий сплочения в одной подгруппе отличается от тех факторов, которые сыграли группообразующую роль для других сотрудников. Наличие же таких группировок приводит к атмосфере враждебности и конкуренции в коллективе.
Приведенные примеры структур отношений в коллективе не требуют специальных приемов диагностики. Они достаточно очевидны для внешнего наблюдателя. Сложнее понять, что выступило причиной того, что сложилась структура определенного типа, какой вид деятельности выполнил функцию группообразования для каждой из группировок. Но для ответа на эти вопросы, к сожалению, не существует формализованных методических процедур. Необходимо анализировать весь процесс динамики отношений в коллективе.
Таким образом, при исследовании неформальных коммуникаций в органах власти методом социометрии, можно получить обширные сведения о структуре отношений в коллективе, а так же о наличии в нем лидера.
Наличие лидера в коллективе может существенно облегчить руководителю взаимодействие с этим коллективом, а может, наоборот, серьезно усложнить отношения. Воздействие на группу через лидера является одним из наиболее эффективных каналов влияния. Ведь сотрудники сами выдвинули данного человека в эту позицию, опыт их взаимодействия привел к тому, что они доверяют ему и слушаются его. Если воздействие руководителя и влияние лидера однонаправлены, то результат будет благоприятным. С другой стороны, если руководитель идет против лидера, пытается дискредитировать его или же конкурировать с ним, то положение резко усложнится. В последнем случае руководитель столкнется не с одним или другим подчиненным, а с коллективом как единым целым, у сотрудников возникнет ощущение посягательства на их коллектив, на ценности, которые имеют для них важное значение (в противном случае лидера в коллективе просто бы не было)[2].
2. Какие меры можно принять для противодействия такому явлению как протекционизм?
Применительно к государственному и муниципальному управлению важнейшим направлением борьбы с нежелательными неформальными отношениями является противодействие коррупции и протекционизму. Протекционизм демонстрирует негативную роль неформальных коммуникаций в организационной культуре российских органов власти.
По данным социологических опросов, большинство госслужащих считает, что на карьерное продвижение влияют следующие факторы: протекционизм - 65,9%, профессионализм - 49,4%, богатство - 48,3%, национальность - 39,6%, умение работать с людьми - 30%[3].
Причины живучести протекционизма связаны с национальными традициями, экономической ситуацией, недостаточным распространением в государственном и муниципальном управлении рациональных технологий работы с кадрами.
Таким образом, для борьбы с протекционизмом можно применять следующие методы:
1. разработка законодательных актов;
2. формирование профессиональной госслужбы;
3. ограничение вмешательства государства в экономику;
4. совершенствование механизма государственного распределения и регулирования;
5. усиление контроля за органами управления;
6. гласность в работе органов власти.
3. В каких случаях в органах власти необходимо формирование команды?
Возможности формирования команд в органах государственного управления следует рассматривать через призму принципов построения государственного аппарата. К таковым можно отнести:
1. жесткую административно-иерархическую структуру;
2. строгую субординацию, подчинение нижестоящих вышестоящим;
3. бюджетное финансирование расходов па содержание государственных служащих[4].
В органах государственной власти взаимодействие персонала формализовано и регламентировано, и формирование рабочей команды в органах государственного управления происходит только тогда, когда работа включает взаимозависимые задачи, для решения которых необходимо сотрудничество разных специалистов и практиков. Все это создает основные проблемы в построении команд в органах государственной власти.
Трудно говорить о необходимости командного строительства в органах судебной власти. Другое дело — органы законодательной и исполнительной власти. Стоящие сегодня перед обществом сложные задачи государственного строительства, управления, экономического и социального развития требуют нестандартных подходов в их решении. Без высокого профессионального опыта, коллективного разума, глубокого понимания, слаженности и готовности действовать решить эти проблемы практически невозможно. Все это требует создания особых рабочих коллективов — команд с высоким потенциалом эффективности, настроенных на решение с максимально возможным успехом.
В органах государственной власти можно выделить два типа команд, регламентированных законодательными и нормативными правовыми актами федерального уровня.
Первый тип командной работы возможен на этапе избирательной кампании и создании штаба кандидата на государственную должность в представительные (законодательные) либо в исполнительные органы власти разного уровня — федерального и/или субъектов Федерации. Это избирательные штабы, деятельность которых современные политтехнологи иначе и не видят, как работу команд.
Формирование штаба является довольно длительным, растянутым во времени процессом. Его создание начинается с ядра, в которое, как правило, входят руководитель кампании, руководители оргмассового и агитационно-рекламного направления. В состав ядра также могут входить имиджмейкер, пресс-секретарь, руководитель информационно-аналитического направления, консультанты. В ходе кампании ядро штаба действует как единый орган, или команда, которая принимает все принципиальные решения по избирательной кампании.
Второй тип команд в органах государственной власти, регламентированный Законом «Об основах государственной службы РФ»,— это управленческая команда лица, замещающего государственную должность государственного органа. В го избрание на определенный срок предполагает возможность назначения на «патерные» должности. Срок службы на этих должностях ограничен сроком исполнения полномочий первого руководителя: «патрон пришел — патрон ушел».
Как правило, в состав управленческой команды первого руководителя органа государственной власти, в круг его ближайшего окружения входят бывшие активисты штаба или спонсоры избирательной кампании. Именно они чаще всего становятся членами управленческой команды в силу действия принципа «возврата долгов» за помощь в победе на выборах и личную преданность. Опыт совместной работы в предвыборной кампании, высокий уровень сплоченности, разделяемая ответственность являются теми положительными характеристиками, которые дают основания считать их единой командой.
Вместе с тем принцип профессионализма диктует требования, несколько отличные от тех, которые были востребованы в ходе избирательной кампании. Помимо навыков работы в команде, развитых коммуникативных навыков, умения принимать решения и разрешать возникающие проблемы, служба в органах государственной власти нуждается и в иных проявлениях профессиональных и личностных качеств государственных служащих, а именно: умения доводить до подчиненных необходимую информацию, умение делегировать полномочия, предвидеть возможные последствия тех или иных решений, анализировать противоречивую информацию, умения включаться в определенную систему отношений и другие профессиональные и специальные навыки и умения.
Создание команд в органах государственной власти возможно для разработки социальных программ или проектов, требующих привлечение специалистов различных департаментов и отделов. Оно помогает налаживать взаимодействие и взаимопонимание между различными отделами.
Важно осознавать, что в органах государственной власти есть структурные подразделения (отделы, комитеты), в которых командная деятельность не только нецелесообразна, но и противопоказана. Это проистекает из характера решаемых задач и выполняемых функций, которые предполагают в большей степени специализированную работу и индивидуальную ответственность (контрольно-ревизионные отделы, организационно-кадровые структуры и т. п.).
В то же время можно выделить ряд подразделений, где имеются потенциальные возможности для командной работы. Однако реализация имеющихся возможностей в первую очередь зависит от личности руководителя, его понимания важности работы по формированию команды и тех преимуществ, которые предоставляет работа эффективной команды[5].
Список литературы
1. Зверинцев А. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера PR. - СПб.: Изд-во Буковского, 1997. – 439 с.
2. Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации. - Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 385 с.
3. Линчевский Э.Э. Контакты и конфликты: Общение в работе руководителя. - М.: Экономика, 2000. - 286с.
4. Меньшова В.Н. Формирование профессиональной команды. – Новосибирск: СибАГС, 2003. – 116 с.
5. Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. - М.: Центр, 1998. – 422 с.
6. Руководство сотрудниками фирмы: Учеб. пособие /Под ред. А.А. Крылова, Ю.А. Цыпкина. - М.: ЮНИТИ, 2002. - 352с.
7. Фахрутдинова А.З. Коммуникации в организации. - Новосибирск: СибАГС, 2004. – 183 с.
[1] Руководство сотрудниками фирмы: Учеб. пособие /Под ред. А.А. Крылова, Ю.А. Цыпкина. - М.: ЮНИТИ, 2002. С. 38.
[2] Линчевский Э.Э. Контакты и конфликты: Общение в работе руководителя. - М.: Экономика, 2000. С. 163.
[3] Фахрутдинова А.З. Коммуникации в организации. - Новосибирск: СибАГС, 2004. С. 108.
[4] Меньшова В.Н. Формирование профессиональной команды. – Новосибирск: СибАГС, 2003. С. 86.
[5] Меньшова В.Н. Формирование профессиональной команды. – Новосибирск: СибАГС, 2003. С. 90.