СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

1.   Сущность, место и роль акцизов в системе косвенных налогов. 4

2.   Субъекты и объект обложения. 6

3.   Порядок расчета акцизов. 12

4.   Порядок и сроки уплаты в бюджет акцизов. 19

заключение. 22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 23

ВВЕДЕНИЕ

При формировании налоговой системы большое значение имеет определение оптимального соотношения между прямыми и косвенными налогами. С.Ю. Витте анализировал преимущества и недостатки прямых и косвенных налогов. В пользу прямых налогов он выделял их большую равномерность по сравнению с косвенными. В отличии от прямых, косвенные налоги падая большей частью на предметы общераспространенные, потребление которых не находится в прямом соответствии с имущественною состоятельностью потребителей, ложатся особенно тяжело на бедные классы населения и нередко оказываются обратно пропорциональными к средствам плательщиков.

Следует отметить, что в нынешних условиях делаются акцент на косвенных налогах, прежде всего за счет удержания высоких ставок налога на добавленную стоимость, повышения акцизов.

Акцизы – это федеральные косвенные налоги, включаемые в отпускную цену товара и перелагаемые таким образом на конечного потребителя, представляют собой налог на потребление, непосредственным и неизбежным эффектом от установления которого на тот или иной товар является повышение цены на данный товар.

Целью работы является изучение косвенного налогообложения в части акцизов. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

ü  раскрыть сущность, место и роль акцизов в системе косвенных налогов;

ü  рассмотреть и дать характеристику плательщиков акцизов и объектов обложения;

ü  рассмотреть порядок расчета акцизов и определить их ставки;

ü  охарактеризовать порядок и сроки уплаты акцизов в бюджет.

1.    Сущность, место и роль акцизов в системе косвенных налогов

Акцизы, включаемые (как косвенный налог) в отпускную цену товара и перелагаемые таким образом на конечного потребителя, представляют собой налог на потребление, непосредственным и неизбежным эффектом от установления которого на тот или иной товар является повышение цены на данный товар.

Именно в связи с этим круг товаров народного потребления, включенных в перечень подакцизных товаров, четко определен и строго ограничен, и из него исключены потребительские товары первой необходимости, обладающие социальной значимостью для населения страны.

С появлением акцизов в налоговой системе РФ косвенные налоги стали открыто играть решающую роль при мобилизации доходов в бюджет. В консолидированном бюджете РФ поступления от акцизов уступают только налогу на прибыль и составляют около четверти всех доходов.

Несмотря на огромное фискальное значение данного налога, нельзя отрицать его регулирующее влияние на экономику. Через механизм обложения акцизом и, в частности, через систему построения ставок он влияет на ценообразование и инфляцию, так как фактически увеличивает цену товара на сумму налога. Безусловно, открытым остается вопрос о положительной стороне этого влияния, так как увеличение цены способствует развитию инфляционных процессов. [1]

В то же время акцизы являются одними из наиболее тяжелых для предприятий налогов. Немногие граждане России представляют себе значение акцизов в росте стоимости потребляемых ими продуктов. Например, в 2000 г. акциз в расчете на 1 литр водки вырос с 24 рублей до 33,6 рубля. В результате при себестоимости 0,5 л бутылки водки 4-5 рублей акциз составлял 16-17 рублей. Именно в результате непомерного акциза цена бутылки составляет 50-70 рублей, превышает себестоимость в 10-14 раз.

Себестоимость плюс акциз, выплачиваемый производителем и включаемый в цену товара, служат базой для НДС. При этом уже нарушаются закон да и сама сущность НДС. Ведь налог этот начисляется на добавленную стоимость. Акциз же таковой не является, а представляет собой косвенный налог. Соотношение между добавленной стоимостью и акцизом на алкоголь составляет один к шести - один к восьми. Таким образом - НДС начисляется не на добавленную стоимость, а на другой налог.

Но и это еще не все. Спиртосодержащая продукция с заводов поступает на оптовые склады. Здесь к стоимости продукции прибавляется наценка оптовой торговли, а также НДС. Наценка начисляется в проценте к стоимости товара, то есть фактически к величине акциза, составляющего до 70 процентов цены производителя товара. Значит, и НДС опять начисляется на акциз.

Следующее звено - магазин. Здесь к оптовой цене товара прибавляются наценка розничной торговли и НДС. При этом происходит то же самое, что и в оптовой торговле - НДС начисляется на акциз. В результате, что нетрудно подсчитать, реальная величина НДС примерно в 1,5 раза превышает установленную законом (20 процентов).

Существующая в стране система косвенного налогообложения удушает производителей подакцизной продукции, в первую очередь спиртосодержащей. И дело здесь не только в величине акцизов. Самое главное, что они берутся с производителей, когда товар еще не продан конечному потребителю. Это самое настоящее кредитование предприятиями бюджета.[2]

2.    Субъекты и объект обложения

В соответствии со ст. 180 НК РФ налогоплательщиками (субъектами) акциза признаются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

Перечисленные организации и лица признаются налогоплательщиками, если они совершают операции, подлежащие налогообложению.

Подакцизными товарами в соответствии со 181 ст. НК РФ признаются:

1) спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;

2) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 %.

3) алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 % за исключением виноматериалов);

4) пиво;

5) табачная продукция;

6) автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);

7) автомобильный бензин;

8) дизельное топливо;

9) моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

10) прямогонный бензин – это бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, за исключением бензина автомобильного. Бензиновой фракцией является смесь углеводородов, кипящих в интервале температур от 30 до 215о С при атмосферном давлении 760 мм ртутного столба.

Не рассматривается как подакцизные товары следующая спиртосодержащая продукция:

- лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения, лекарственные, лечебно-профилактические средства (включая гомеопатические препараты), изготавливаемые аптечными организациями по индивидуальным рецептам и требованиям лечебных организаций, разлитые в емкости в соответствии с требованиями государственных стандартов лекарственных средств (фармакопейных статей), утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

- препараты ветеринарного назначения, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов, разработанных для применения в животноводстве на территории РФ, разлитые в емкости не более 100 мл;

- парфюмерно-косметическая продукция, прошедшая государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти, разлитая в емкости не более 270 мл;

- подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий, соответствующие нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей продукции в РФ;

- товары бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке.

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации (за исключением нефтепродуктов).

При этом следует учитывать, что передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому лицу на возмездной и (или) безвозмездной основе, а также использование их при натуральной оплате признаются реализацией подакцизных товаров;

2) оприходование организацией или индивидуальным предпринимателем, не имеющими свидетельства, нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), получение нефтепродуктов в собственность в счет оплаты услуг по производству нефтепродуктов из давальческого сырья и материалов. Оприходованием признается принятие к учету подакцизных нефтепродуктов, произведенных из собственного сырья и материалов (в т.ч. подакцизных нефтепродуктов);

3) получение нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими свидетельство, признаются:

- приобретение нефтепродуктов в собственность;

- оприходование нефтепродуктов, полученных в счет оплаты услуг по их производству из давальческого сырья и материалов (в том числе из подакцизных нефтепродуктов);

- оприходование подакцизных нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов);

- получение собственником сырья и материалов нефтепродуктов, произведенных из этого сырья и материалов на основе договора переработки;

4) передача организацией или индивидуальным предпринимателем нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), собственнику этого сырья и материалов, не имеющему свидетельства. Передача нефтепродуктов иному лицу по поручению собственника приравнивается к передаче нефтепродуктов собственнику;

5) реализация организациями с акцизных складов алкогольной продукции, приобретенной у налогоплательщиков - производителей указанной продукции, либо с акцизных складов других организаций.

Не признается объектом налогообложения реализация алкогольной продукции с акцизного склада одной оптовой организации акцизному складу другой оптовой организации;

6) продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность;

7) передача на территории РФ лицами произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров, за исключением операций по передаче нефтепродуктов, собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе получение указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья (материалов);

8) передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) для дальнейшего производства неподакцизных товаров;

9) передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) для собственных нужд;

10) передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности);

11) передача на территории РФ организацией (хозяйственным обществом или товариществом) произведенных ею подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) своему участнику (его правопреемнику или наследнику) при его выходе (выбытии) из организации (хозяйственного общества или товарищества), а также передача подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов), произведенных в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), участнику (его правопреемнику или наследнику) указанного договора при выделе его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или разделе такого имущества;

12) передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе (за исключением нефтепродуктов);

13) ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ;

14) первичная реализация подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов), происходящих с территории Республики Беларусь и ввезенных на территорию РФ с территории Республики Беларусь.

К производству приравниваются розлив подакцизных товаров, осуществляемый как часть общего процесса производства этих товаров в соответствии с требованиями государственных стандартов и (или) другой нормативно-технической документации, которые регламентируют процесс производства указанных товаров и утверждаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, а также любые виды смешения товаров в местах их хранения и реализации (за исключением организаций общественного питания), в результате которого получается подакцизный товар.

Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие операции:

1) передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, для производства других подакцизных товаров другому такому же структурному подразделению этой организации;

2) реализация организациями денатурированного этилового спирта из всех видов сырья в установленном Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" порядке.

Этиловый спирт признается денатурированным (освобождается от налогообложения) только при условии, если его денатурация производится на основе этилового спирта в рамках единого технологического процесса на производственных мощностях одной организации (без передачи в ходе этого технологического процесса от одного структурного подразделения организации другому ее структурному подразделению, если организация имеет такие структурные подразделения);

3) реализация организациями денатурированной спиртосодержащей продукции в установленном Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" порядке.

При этом спиртосодержащей денатурированной продукцией признается спиртосодержащая непищевая продукция, содержащая денатурирующие добавки в концентрации, исключающей возможность использования этой продукции для производства алкогольной и другой пищевой продукции, изготовленная в соответствии с утвержденными (согласованными) уполномоченными федеральными органами исполнительной власти нормативными и техническими документами, прошедшая государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенная в Государственный реестр этилового спирта и спиртосодержащих растворов из непищевого сырья или в Государственный реестр этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей продукции в РФ;

4) реализация подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов), помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории РФ с учетом потерь в пределах норм естественной убыли.

5) реализация нефтепродуктов налогоплательщиком;

6) первичная реализация (передача) конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, на промышленную переработку под контролем таможенных и (или) налоговых органов либо уничтожение.

Перечисленные операции не подлежат налогообложению только при ведении и наличии отдельного учета операций по производству и реализации (передаче) таких подакцизных товаров.

Также освобождается от налогообложения ввоз на таможенную территорию РФ подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность.[3]

3.    Порядок расчета акцизов

В соответствии со 187 статьей НК РФ налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара.

Налоговая база при реализации произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок определяется:

1) как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения);

2) как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисленная исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений статьи 40 НК РФ, без учета акциза, налога на добавленную стоимость - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки;

3) как стоимость переданных подакцизных товаров, исчисленная исходя из средних цен реализации, действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии исходя из рыночных цен без учета акциза, налога на добавленную стоимость - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки. В аналогичном порядке определяется налоговая база по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, при их реализации на безвозмездной основе, при совершении товарообменных (бартерных) операций, а также при передаче подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации и передаче подакцизных товаров при натуральной оплате труда.

При определении налоговой базы выручка налогоплательщика, полученная в иностранной валюте, пересчитывается в валюту РФ по курсу ЦБ РФ, действующему на дату реализации подакцизных товаров. Не включаются в налоговую базу полученные налогоплательщиком средства, не связанные с реализацией подакцизных товаров.

Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе при ввозе на территорию РФ), в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы.

Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе ввозимым на территорию РФ), в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе ввозимым на территорию Российской Федерации), в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки (состоящие из твердой и адвалорной налоговых ставок), исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой налоговой ставки и объема реализованных (переданных, ввозимых) подакцизных товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной налоговой ставке процентная доля стоимости (суммы, полученной в результате сложения таможенной стоимости и подлежащей уплате таможенной пошлины) таких товаров.

Общая сумма акциза при совершении операций с подакцизными товарами представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм акциза, исчисленных для каждого вида подакцизного товара, облагаемых акцизом по разным налоговым ставкам. Общая сумма акциза при совершении операций с подакцизными нефтепродуктами определяется отдельно от суммы акциза по другим подакцизным товарам.

Сумма акциза по подакцизным товарам исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям по реализации подакцизных товаров, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду, а также с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.

При ввозе на территорию РФ нескольких видов подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов), облагаемых акцизом по разным налоговым ставкам, сумма акциза представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм акциза, исчисленных для каждого вида этих товаров.

В случае, если налогоплательщик не ведет раздельного учета, сумма акциза по подакцизным товарам определяется исходя из максимальной из применяемых налогоплательщиком налоговой ставки от единой налоговой базы, определенной по всем облагаемым акцизом операциям.

Налогообложение подакцизных товаров осуществляется по следующим налоговым ставкам:[4]

┌─────────────────────────────────┬──────────────────────────────┐

│    Виды подакцизных товаров     │Налоговая ставка (в процентах │

│                                 │ и (или) в рублях и копейках  │

│                                 │     за единицу измерения)    │

├─────────────────────────────────┼──────────────────────────────┤

│               1                 │              2               │

└─────────────────────────────────┴──────────────────────────────┘

 Этиловый спирт из всех видов       19 руб. 50 коп. за 1 литр

 сырья (в том числе этиловый        безводного этилового спирта

 спирт-сырец из всех видов сырья)

 Алкогольная продукция с объемной   146 руб. 00 коп. за 1 литр

 долей этилового спирта свыше       безводного этилового спирта,

 25 процентов (за исключением       содержащегося в подакцизных

 вин) и спиртосодержащая            товарах

 продукция

 Алкогольная продукция с            108 руб. 00 коп. за 1 литр

 объемной долей этилового спирта    безводного этилового спирта,

 свыше 9 и до 25 процентов          содержащегося в подакцизных

 включительно (за исключением вин)  товарах

 Алкогольная продукция с объемной   76 руб. 00 коп. за 1 литр

 долей этилового спирта до          безводного этилового спирта,

 9 процентов включительно           содержащегося в подакцизных

 (за исключением вин)               товарах

 Вина (за исключением               95 руб. 00 коп. за 1 литр

 натуральных, в том числе           безводного этилового спирта,

 шампанских, игристых,              содержащегося в подакцизных

 газированных, шипучих)             товарах

 Вина шампанские, игристые,

 газированные, шипучие              10 руб. 50 коп. за 1 литр

 Вина натуральные (за исключением

 шампанских, игристых,

 газированных, шипучих)             2 руб. 20 коп. за 1 литр

 Пиво с нормативным

 (стандартизированным) содержанием

 объемной доли этилового спирта

 до 0,5 процента включительно       0 руб. 00 коп. за 1 литр

 Пиво с нормативным

 (стандартизированным) содержанием

 объемной доли этилового спирта

 свыше 0,5 и до 8,6 процента

 включительно                       1 руб. 75 коп. за 1 литр

 Пиво с нормативным

 (стандартизированным) содержанием

 объемной доли этилового спирта

 свыше 8,6 процента                 6 руб. 28 коп. за 1 литр

 Табачные изделия:

 табак трубочный                    620 руб. 00 коп. за 1 кг

 табак курительный, за исключением

 табака, используемого в качестве

 сырья для производства табачной

 продукции                          254 руб. 00 коп. за 1 кг

 Сигары                             15 руб. 00 коп. за 1 штуку

 Сигариллы                          170 руб. 00 коп. за 1 000 штук

 Сигареты с фильтром                65 руб. 00 коп. за 1 000 штук

                                    + 8 процентов, но не менее 20

                                    процентов от отпускной

                                    цены <*>

 Сигареты без фильтра, папиросы     28 руб. 00 коп. за 1 000 штук

                                    + 8 процентов, но не менее 20

                                    процентов от отпускной

                                    цены <*>

 Автомобили легковые с мощностью

 двигателя до 67,5 кВт (90 л.с.)    0 руб. 00 коп. за 0,75 кВт

 включительно                       (1 л.с.)

 Автомобили легковые с мощностью

 двигателя свыше 67,5 кВт

 (90 л.с.) и до 112,5 кВт           15 руб. 00 коп. за 0,75 кВт

 (150 л.с.) включительно            (1 л.с.)

 Автомобили легковые с мощностью

 двигателя свыше 112,5 кВт

 (150 л.с.), мотоциклы с мощностью

 двигателя свыше 112,5 кВт          153 руб. 00 коп. за 0,75 кВт

 (150 л.с.)                         (1 л.с.)

 Бензин автомобильный с октановым

 числом до "80" включительно        2 657 руб. 00 коп. за 1 тонну

 Бензин автомобильный с иными

 октановыми числами                 3 629 руб. 00 коп. за 1 тонну

 Дизельное топливо                  1 080 руб. 00 коп. за 1 тонну

 Масло для дизельных и (или)

 карбюраторных (инжекторных)

 двигателей                         2 951 руб. 00 коп. за 1 тонну

 Прямогонный бензин                 0 руб. 00 коп. за 1 тонну

Налогоплательщик имеет право уменьшить сумму акциза по подакцизным товарам на, установленные статьей 200 НК РФ, налоговые вычеты.

Вычетам подлежат суммы акциза, предъявленные продавцами и уплаченные налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) на таможенную территорию РФ, выпущенных в свободное обращение, в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов).

В случае безвозвратной утери указанных подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) в процессе их хранения, перемещения и последующей технологической обработки суммы акциза также подлежат вычету. При этом вычету подлежит сумма акциза, относящаяся к части товаров, безвозвратно утерянных в пределах норм естественной убыли, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для соответствующей группы товаров.

При передаче подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, в случае, если давальческим сырьем являются подакцизные товары, вычетам подлежат суммы акциза, уплаченные собственником указанного давальческого сырья при его приобретении либо уплаченные им при ввозе этого сырья на таможенную территорию РФ, выпущенного в свободное обращение, а также суммы акциза, уплаченные собственником этого давальческого сырья при его производстве.

Вычетам подлежат суммы акциза, уплаченные на территории РФ по спирту этиловому, произведенному из пищевого сырья, использованному для производства виноматериалов, в дальнейшем использованных для производства алкогольной продукции.

Суммы акциза, уплаченные налогоплательщиком, в случае возврата покупателем подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) (в том числе возврата в течение гарантийного срока) или отказа от них также подлежат вычетам.

Также вычетам подлежат суммы авансового платежа, уплаченные при приобретении акцизных марок либо при приобретении специальных региональных марок, по подакцизным товарам, подлежащим обязательной маркировке.

Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму акциза по подакцизным товарам на сумму акциза, исчисленную налогоплательщиком с сумм авансовых и (или) иных платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок подакцизных товаров.

Вычетам подлежат суммы акциза, начисленные при получении нефтепродуктов налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство, и (или) свидетельство на оптовую реализацию, и (или) свидетельство на оптово-розничную реализацию, при их реализации (передаче) налогоплательщику, имеющему свидетельство.

Суммы акциза, начисленные налогоплательщиком, имеющим свидетельство на розничную реализацию нефтепродуктов, в части сумм акциза, начисленных при получении нефтепродуктов, направляемых на реализацию в розницу, вычетам не подлежат.

Вычетам также подлежат суммы акциза, начисленные налогоплательщиком при дальнейшем использовании подакцизных нефтепродуктов в производстве других подакцизных нефтепродуктов, в том числе при розливе и (или) смешении.

Налоговые вычеты производятся на основании расчетных документов и счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком подакцизных товаров, либо предъявленных налогоплательщиком собственнику давальческого сырья (материалов) при его производстве, либо на основании таможенных деклараций или иных документов, подтверждающих ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ и уплату соответствующей суммы акциза.

Вычетам подлежат только суммы акциза, фактически уплаченные продавцам при приобретении подакцизных товаров либо предъявленные налогоплательщиком и уплаченные собственником давальческого сырья (материалов) при его производстве.

В случае оплаты подакцизных товаров, использованных в качестве сырья для производства других товаров, третьими лицами, налоговые вычеты производятся, если в расчетных документах указано наименование организации, за которую произведена оплата.

В случае, если в качестве давальческого сырья использовались подакцизные товары, по которым на территории РФ уже был уплачен акциз, налоговые вычеты производятся при представлении налогоплательщиками копий платежных документов с отметкой банка, подтверждающих факт уплаты акциза владельцем сырья (материалов) либо факт оплаты владельцем стоимости сырья по ценам, включающим акциз.

Вычеты сумм акциза по спирту этиловому, произведенному из пищевого сырья, использованному для производства виноматериалов, в дальнейшем использованных для производства алкогольной продукции производятся при представлении налогоплательщиками платежных документов с отметкой банка, подтверждающих факт оплаты продавцом, производящим виноматериалы, спирта этилового, произведенного из пищевого сырья по ценам, включающим акциз. При этом вычету подлежит сумма акциза в размере, не превышающем сумму акциза, исчисленную по формуле:

С = ((А * К) / 100%) * О,

где С - сумма акциза, уплаченная по спирту этиловому, использованному для производства вина; А - налоговая ставка за 1 литр стопроцентного (безводного) этилового спирта; К - крепость вина; О - объем реализованного вина.

Сумма акциза, превышающая сумму акциза, исчисленную по указанной формуле, относится за счет доходов, остающихся в распоряжении налогоплательщиков после уплаты налога на прибыль организаций.

Налоговые вычеты сумм акциза, начисленные при получении нефтепродуктов налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство, производятся при представлении налогоплательщиком в налоговые органы следующих документов:

1) копии договора с покупателем (получателем) нефтепродуктов, имеющим свидетельство;

2) реестров счетов-фактур с отметкой налогового органа, в котором состоит на учете покупатель (получатель) нефтепродуктов.

Указанная отметка проставляется в случае соответствия сведений, указанных в налоговой декларации налогоплательщика-покупателя, имеющего свидетельство, сведениям, содержащимся в представленных налогоплательщиком-покупателем реестрах счетов-фактур. Указанная отметка проставляется налоговым органом не позднее пяти дней с даты представления налоговой декларации в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации.[5]

4.    Порядок и сроки уплаты в бюджет акцизов

Сумма акциза, подлежащая уплате налогоплательщиком, определяется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на налоговые вычеты, сумма акциза.

Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает сумму акциза, исчисленную по реализованным подакцизным товарам, налогоплательщик в этом налоговом периоде акциз не уплачивает.

Сумма превышения налоговых вычетов над суммой акциза, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения, подлежит зачету в счет текущих и (или) предстоящих в следующем налоговом периоде платежей по акцизу.

Сумма превышения налоговых вычетов над суммой акциза, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения, совершенным в отчетном налоговом периоде, подлежит вычету из общей суммы акциза в следующем налоговом периоде в первоочередном по сравнению с другими налоговыми вычетами порядке.

Уплата акциза при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в отношении нефтепродуктов производится не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики, имеющие только свидетельство на оптовую реализацию, уплачивают акциз не позднее 25-го числа второго месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики, имеющие только свидетельство на розничную реализацию, уплачивают акциз не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится исходя из фактической реализации (передачи) указанных товаров за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем.

Уплата акциза при реализации (передаче) алкогольной продукции с акцизных складов оптовых организаций производится исходя из фактической реализации (передачи) за истекший налоговый период:

- не позднее 25-го числа отчетного месяца (авансовый платеж) - по алкогольной продукции, реализованной с 1-го по 15-е число включительно отчетного месяца;

- не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным - по алкогольной продукции, реализованной с 16-го по последнее число отчетного месяца.

Акциз по подакцизным товарам (за исключением нефтепродуктов) уплачивается по месту производства таких товаров, а по алкогольной продукции уплачивается по месту ее реализации (передаче) с акцизных складов, за исключением реализации (передачи) на акцизные склады других организаций.

При совершении операций с нефтепродуктами уплата суммы налога производится налогоплательщиком по месту нахождения налогоплательщика, а также по месту нахождения каждого из его обособленных подразделений исходя из доли налога, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как величина удельного веса объема реализации нефтепродуктов (в натуральном выражении) указанным обособленным подразделением в общем объеме реализации нефтепродуктов в целом по налогоплательщику.

Исчисление сумм налога, подлежащих уплате по месту нахождения обособленных подразделений, осуществляется налогоплательщиком самостоятельно.

В случае, если указанные операции осуществляются налогоплательщиком через свои обособленные подразделения, расположенные на территории одного субъекта РФ и на одной территории с головным подразделением, сумма акциза может определяться налогоплательщиком централизованно и уплачиваться по месту нахождения головного подразделения.

Налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения налоговую декларацию за налоговый период:

- в части осуществляемых ими операций в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

- Налогоплательщики, осуществляющие деятельность по реализации алкогольной продукции с акцизных складов оптовой торговли, - не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

- Налогоплательщики, имеющие только свидетельство на оптовую реализацию, - не позднее 25-го числа второго месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

- Налогоплательщики, имеющие свидетельство на розничную реализацию, - не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.[6]

заключение

В результате проведенной работы можно сделать следующие выводы.

Акцизы – это косвенный федеральный налог, включаемый в отпускную цену товара и перелагаемые таким образом на конечного потребителя, представляют собой налог на потребление, непосредственным и неизбежным эффектом от установления которого на тот или иной товар является повышение цены на данный товар. В то же время акцизы являются одними из наиболее тяжелых для предприятий налогов.

Налогоплательщиками (субъектами) акциза признаются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

Сумма акциза по подакцизным товарам исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям по реализации подакцизных товаров, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду, а также с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.

Налогоплательщик имеет право уменьшить сумму акциза по подакцизным товарам на, установленные статьей 200 НК РФ, налоговые вычеты.

Сумма акциза, подлежащая уплате налогоплательщиком, определяется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на налоговые вычеты, сумма акциза.

Уплата акциза при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в отношении нефтепродуктов производится не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.    Гуревич С.В. Косвенное налогообложение в реформируемой налоговой системе // Финансы. – 2004. - № 3. – С. 33.

2.    Налоги и налогообложение: Учебник / Под ред. М.В. Романовского. – 4-е изд., испр. и доп. – СПб: ПИТЕР, 2003. – 576 с.

3.    Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. Принят 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. от 01.07.2005).

4.    Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в РФ: Учебник. – М.: Изд-во МЦФЭР, 2004. – 640 с.

5.    Потемкин А.  Акциз –  инструмент  рынка  //  Российская газета.  -  № 50. – С. 4.

6.    Тедеев А.А. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. – СПб: ПРИОР, 2004. – 493 с.


[1] Гуревич С.В. Косвенное налогообложение в реформируемой налоговой системе // Финансы. – 2004. - № 3. – С. 33.

[2] Потемкин А. Акциз – инструмент рынка // Российская газета. - № 50. – С. 4.

[3] Налоги и налогообложение: Учебник / Под ред. М.В. Романовского. – 4-е изд., испр. и доп. – СПб: ПИТЕР, 2003. – с. 129-131.

[4] Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. Принят 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. от 01.07.2005).

[5] Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в РФ: Учебник. – М.: Изд-во МЦФЭР, 2004. – с. 358-360.

[6] Тедеев А.А. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. – СПб: ПРИОР, 2004. – с. 364-365.