№ заказа

№89.4

Вариант, тема

Вариант 10

Дисциплина

Гражданское право

Исполнитель

Лещенко Н.А.

Содержание

Введение: 3

Глава 1: Понятие, предмет, форма договора строительного подряда. Правовое регулирование, осуществляемое в отношении договоров строительного подряда. 5

Глава 2: Стороны, содержание, элементы договора подряда. Техническая документация. 11

Глава 3: Распределение риска между сторонами. Основание и последствия консервации строительства. 21

Заключение. 25

Задача №1: 26

Задача 2: 27

Решение. 27

Библиография: 29

Введение:

Договоры строительного подряда заключаются на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт предприя­тий, зданий (в том числе жилых домов), сооружений или иных объектов, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных нераз­рывно связанных со строящимся объектом работ. Согласно ранее действовавшему законодательству возникающие при этом гражданско-правовые отношения в основном охватывались договорами подряда на капитальное строительство, которые занимали заметное место в систе­ме хозяйственных договоров. Порядок заключения указанных догово­ров, права и обязанности сторон, а также их ответственность за нарушение принятых обязательств детально регламентировались импе­ративными нормами обширного законодательства о капитальном стро­ительстве. При этом первостепенное внимание уделялось плановым предпосылкам данных договоров, с которыми они были неразрывно связаны и которые определяли их основное содержание.

Актуальность написания данной работы заключается в том, что в настоящее время договор строительного подряда - один из наиболее распространенных на практике видов договора подряда, и изменения, происшедшие в социально-экономическом строе стра­ны, внесли существенные коррективы во взаимоотношения между заказчиками строящихся (реконструируемых) объектов и подрядчика­ми, выполняющими соответствующие работы.

В настоящее время объемы строительных работ, осуществляемых за счет бюджетных средств, особенно в сфере жилищного строительства, многократно сократились, а в некоторых регионах сошли практически на нет. Инвестиционные вложения в области капитального строительства носят в основном негосударственный характер. Из-под опеки государства в результате приватизации вышло большинство предприятий строительной индустрии. Таким об­разом, уже к середине 90-х годов в рассматриваемой сфере явно преобладали частнособственнические отношения, которые потребова­ли адекватного правового регулирования. Указанная потребность была реализована в ходе очередной кодификации российского гражданского законодательства. С принятием части второй ГК в РФ создана, в сущности, новая правовая база отношений в области капитального строительства.

Цель написания данной работы- раскрыть основные положения договора строительного подряда:

Достижения поставленной цели возможно через решения следующих задач:

1.      Раскрыть понятие, особенность предмета и форму договора строительного подряда, показать его отличие от других видов договора подряда.

2.      Охарактеризовать законодательство, регулирующее отношения по данному договору.

3.      Дать характеристику сторонам.

4.      Определить существенные условия договора строительного подряда;

5.      Раскрыть взаимоотношения сторон по подготовке, уточнению и изменению технической документации;

6.      Раскрыть сущность распределения риска между сторонами.

7.      Раскрыть основания и последствия консервации сторон.

Объектом моего исследования является гражданское право.

Предметом исследования- договор строительного подряда.

При написании данной курсовой работы использовались следующие принципы: принцип научности, который выразился в том, что наши суждения были построены исключительно на источниках подлинность и точность которых проверены; принцип объективности, использование которого выразилось в том, что установленные при написании курсовой работы нами истины логически непротиворечивы.

При написании данной работы так же нами были использованы следующие методы: формально- догматический метод, который заключается в формально- юридическом анализе фактов, имеющих правовое значение и подлежащее истолкованию с помощью юридических терминов, определений; и юридико - догматический метод под которым понимается совокупность приемов узнавания и исследования юридических фактов, их оценка и истолкование с использованием специальных терминов, определений и конструкций.

Глава 1: Понятие, предмет, форма договора строительного подряда. Правовое регулирование, осуществляемое в отношении договоров строительного подряда.

По договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену (п. 1 ст. 740 ГК).

Договор подряда является двусторонним, консенсуальным и возмездным.

Предметом договора строительного подряда, как и договора обыч­ного подряда, является результат деятельности подрядчика, имеющий конкретную овеществленную форму. Им может быть объект нового строительства, в том числе построенный «под ключ»; реконструкция и техническое перевооружение действующего предприятия; капитальный ремонт здания или сооружения; монтаж технологического, энергети­ческого и другого специального оборудования; выполнение пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Договор может охватывать как весь комплекс работ по объекту, так и лишь часть из них. В случаях, предусмотренных договором, подрядчик может принимать на себя обязанность не только сдать построенный им объект в эксплуатацию, но и обеспечить его эксплуатацию в течение указанного в договоре срока.

По общему правилу, нормы о договорах строительного подряда не распространяются на отношения по непосредственному удовлетворе­нию потребностей граждан-потребителей. Если по договору строитель­ного подряда выполняются работы для удовлетворения бытовых или других потребностей гражданина (заказчика), к такому договору соот­ветственно применяются правила о бытовом подряде (п. 3 ст. 740 ГК). Не исключается, однако, субсидиарное применение к указанным от­ношениям положений о строительном подряде.

Форма договора строительного подряда в большинстве случаев письменная, причем договор составляется в виде единого документа, подписываемого сторонами. В прежние годы в рассматриваемой обла­сти на практике были широко распространены предельно краткие, состоящие буквально из нескольких пунктов договоры, к которым, однако, прилагались особые условия с пространным описанием взаим­ных прав и обязанностей сторон. Сейчас все чаще заключаются более основательные, многостраничные договоры, детально регламентирую­щие взаимоотношения заказчика и подрядчика. В ряде случаев при их составлении используются примерные формы договоров строительного подряда, рекомендованные для отдельных видов строительных работ, а также ведения строительства в различных отраслях.

Цена договора строительного подряда складывается из фактических затрат подрядчика, формирующихся в процессе строительства объекта, и суммы причитающегося ему вознаграждения за выполнение работ по строительству (п.2 ст.709 ГК РФ). Цена работы может быть твердой или открытой.

Твердая цена определена договорной стоимостью объекта строительства. Открытая цена состоит из возмещения фактической стоимости строительства в сумме принимаемых затрат, оцененных в текущих ценах, и прибыли подрядчика, согласованной договором на строительство.

Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию.

 В отличие от возмездных договоров о передаче имущества в собственность (иное вещное право) или пользование договор подряда, с одной стороны, регулирует процесс производительной деятельности, сопровождающейся созданием определенного овеществленного результата. Согласно п. 1 ст. 703 ГК договор подряда заключается на изготовление или переработку (обработку) вещи либо на выполнение другой работы.

Следовательно, интерес заказчика в договоре подряда состоит в получении новой вещи, изготовленной подрядчиком как стороной в данном договоре, или в улучшении качества и иных потребительских свойств уже существующей вещи.

С другой стороны изготовление, переработка (обработка) вещи или выполнение какой-либо иной работы должны сопровождаться передачей ее результата заказчику. В соответствии с п. 2 ст. 703 ГК по договору подряда, заключенному на изготовление вещи, подрядчик наряду с передачей новой вещи передает также права на нее заказчику. В иных случаях подрядчик должен передать заказчику результат выполненной работы, который не выражен в новой вещи, но является вещественным. В связи с этим передаваемый подрядчиком заказчику результат не обязательно должен представлять собой движимую или недвижимую вещь.

Еще одним важным отличием договора подряда от возмездных договоров о передаче имущества в собственность (иное вещное право) или пользование является то, что его предметом всегда выступают при изготовлении - индивидуально-определенные вещи, а при переработке (обработке) или выполнении иной работы - конкретный овеществленный результат в отношении индивидуально-определенных вещей. Необходимость создания новых индивидуально-определенных вещей или изменения их потребительских свойств предполагает осуществление подрядных работ по заданию заказчика. Согласно п. 1 ст. 715 и п. 3 ст. 703 ГК заказчик имеет право в любое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь, однако, в его деятельность. В свою очередь, подрядчик самостоятельно определяет способы выполнения задания заказчика, если иное не предусмотрено договором.

Договор подряда также отличается от договоров об оказании услуг, хотя к отдельным их видам могут субсидиарно применяться правовые нормы о договоре подряда. Например, согласно ст. 783 ГК общие положения о подряде (ст. 702-729 ГК) и положения о бытовом подряде (ст. 703-739 ГК) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит ст. 779-782 ГК, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.

Основным отличием договора подряда от договоров об оказании услуг является результат выполненных работ, имеющий овеществленную форму. В договорах об оказании услуг деятельность исполнителя и ее результат не имеют вещественного содержания и неотделимы от его личности, будь то концерт выдающегося музыканта, деятельность поверенного или перевозка груза.

Договор подряда, несмотря на внешнее сходство, имеет также существенные отличия от трудового договора. Прежде всего, подрядчик согласно ст. 704 и 705 ГК выполняет работу за свой риск и, если иное не предусмотрено договором подряда, собственным иждивением, т.е. из своих материалов, своими силами и средствами. В отличие от этого работник, заключивший трудовой договор, зачисляется в штат соответствующей организации, подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка и обязан выполнять указания работодателя. Таковы традиционно выделяемые признаки, отличающие договор подряда и трудовой договор.

Однако при надомном труде работник выполняет конкретный заказ и сдает соответствующий результат, не будучи связанным правилами внутреннего трудового распорядка. Индивидуальные предприниматели не обязаны устанавливать для своих работников правила внутреннего трудового распорядка. Следовательно, указанные отличия не являются достаточного четкими для указанного разграничения. В настоящее время главными критериями разграничения трудового договора и договора подряда являются:

- во-первых, выполнение работником по трудовому договору определенной трудовой функции, т.е. нормируемой законодательством о труде деятельности, не обязательно связанной с достижением определенного овеществленного результата;

- во-вторых, распространение на работника установленной законодательством о труде системы льгот по количеству и условиям труда, его оплате, а также социальному страхованию.

Положения _ 1 гл. 37 «Общие положения о подряде» применяются согласно п. 2 ст. 702 ГК к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд), если иное не установлено правилами ГК об этих видах договоров.[1]

В настоящее время основное ядро действующего законодательства о капитальном строительстве составляют правила, закрепленные главой 37 ГК. Прин­ципиально новым моментом является то, что в рассматриваемой сфере отныне действует подавляющее большинство общих норм о договорах подряда. В то же время многие правила, которые раньше применялись в основном лишь в области капитального строительства, например о системе генерального подряда, приобрели значение общих норм, а другие вопросы, например о риске случайной гибели предмета подряда, которые применительно к обычному подряду и подряду на капитальное строительство прежде решались по-разному, сейчас регулируются оди­наково.

Наряду с общими правилами о договорах подряда отношения в области капитального строительства регулируются нормами § 3 главы 37 ГК, специально рассчитанными на строительный подряд. Характе­ризуя правила, содержащиеся в данном параграфе, отметим два момен­та. Во-первых, с принятием части второй ГК гражданско-правовое регулирование отношений в такой важной отрасли хозяйственной деятельности, как капитальное строительство, впервые обеспечено на законодательном уровне. Хотя ГК 1964 г. и содержал специальную главу о подряде на капитальное строительство, ее нормы носили самый общий характер и не играли существенной роли на практике. Основным источником правового регулирования традиционно были Правила о Договорах подряда на капитальное строительство, утверждавшиеся на правительственном уровне. Действующий ГК существование подобно­го акта, равно как и принятие специального закона о строительном подряде, не предусматривает и исходит из того, что закрепленные им правила являются достаточной правовой базой для регулирования отношений в рассматриваемой области1.

Во-вторых, содержащиеся в ГК нормы о строительном подряде отражают лишь специфику данной разновидности договора подряда.

Те вопросы, которые решаются одинаково для любых договоров под­рядного характера, в § 3 главы 37 ГК в основном не затрагиваются. Поэтому полное представление о том, как обеспечивается ГК правовое регулирование подрядных отношений в области капитального строи­тельства, может сложиться только при одновременном учете как спе­циальных правил о строительном подряде, так и общих положений о договорах подряда, которые закреплены § 1 главы 37 ГК.

Помимо ГК к источникам правового регулирования отношений в области капитального строительства относятся и другие законодатель­ные акты РФ. Важнейшее место среди них занимают два закона Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26 июня - 1991 г.! и Закон РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 4 июля 1991 г.2 Указанные акты регламентируют хотя и не совпадаю­щие, но тесно связанные с подрядными отношения между субъектами инвестиционной деятельности, т. е. деятельности по вложению инве­стиций в создание и воспроизводство основных фондов.

В Законах РФ «Об основах градостроительства в Российской Фе­дерации» от 14 июля 1992 г и «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» от 17 ноября 1995 г. решаются вопросы, связанные с организационными предпосылками ведения работ по капитальному строительству, в частности подготовкой, проведением экспертизы и утверждением проектов строительства, с осуществлением архитектурного и градостроительного надзора и т.д.

Положения названных, а также других законов развиты в подза­конных актах, утверждаемых Правительством РФ, Министерством строительства РФ (ныне — Госкомитет РФ по жилищной и строитель­ной политике) и другими ведомствами. По сравнению с прошлым периодом число таких актов значительно сократилось. Следует также отметить, что среди ныне действующих подзаконных актов многие рассчитаны лишь на случаи, когда строительные работы ведутся за счет бюджетных средств. Наиболее важными из них являются: постановле­ние Правительства РФ от 20 июня 1993 г. № 585 «О государственной экспертизе градостроительной и проектно-сметной документации и утверждении проектов строительства»; постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 220 «Об утверждении Временного положения о финансировании и кредитовании капитального строительства на территории Российской Федерации»; постановление Министерства строительства РФ от 16 февраля 1995 г. № 18-18 «Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы проектов строитель­ства объектов с привлечением иностранного капитала в Российской федерации» Положение о подрядных торгах в Российской Федерации, утвержденное распоряжением Госкомимущества РФ и Государствен­ного комитета РФ по вопросам архитектуры и строительства от 13 апреля 1993 г. № 660 -р/18-7 и др.

Наряду с подзаконными актами, утвержденными на федеральном уровне, в рассматриваемой области действует немало актов, принятых субъектами РФ.

Завершая общую характеристику действующего законодательства о капитальном строительстве, следует отметить такую его особенность, как вхождение в него большого массива нормативно-технических норм, т. е. правил, регламентирующих технические процессы проектирования и ведения строительно-монтажных работ, содержащих требования к используемым в строительстве материалам, конструкциям и изделиям и т. п. Указанные правила содержатся в так называемых Строительных нормах и правилах (СНиПах), стандартах и технических условиях, различных инструкциях и положениях, принимаемых уполномоченны­ми государственными органами. Многие из действующих правил дан­ного вида были утверждены еще союзными ведомствами. Продолжается процесс их постепенного обновления, обусловленный как научно-тех­ническим прогрессом, так и повышением требований к качеству и безопасности объектов строительства.

Специфика правового регулирования отношений в рассматривае­мой области, нашедшая отражение в указанных выше актах, определя­ется основными особенностями капитального строительства как деятельности, направленной на создание новых и реконструкцию име­ющихся основных фондов производственного и непроизводственного назначения. Работы, выполняемые на основании договоров строитель­ного подряда, ведут к созданию или обновлению объектов недвижимо­сти. Вполне естественно, что начало таких работ должно быть увязано с решением целого ряда вопросов, в частности выделением соответст­вующего земельного участка, утверждением проектно-сметной доку­ментации, получением согласований органов, отвечающих за градостроительную политику, пожарную и экологическую безопасность и т. п.

Далее, договор строительного подряда рассчитан, как правило, на достаточно длительный период времени, в течение которого будут вестись строительные работы, а также осуществляться эксплуатация объекта в период гарантийного срока. За этот период может произойти существенное изменение цен на строительные работы и материалы, может возникнуть потребность внесения изменений в проектную до­кументацию и т.д., что также учитывается законодательством.

Договор строительного подряда предполагает также более активное взаимодействие участвующих в нем сторон, в частности, совместное преодоление препятствий к надлежащему исполнению договора; ши­рокое использование системы генерального подряда; соблюдение обя­зательных нормативов и правил, касающихся качества работ и их безопасности, и т.д.[2]

        

Глава 2: Стороны, содержание, элементы договора подряда. Техническая документация.

Стороны договора строительного подряда называются заказчик и подрядчик. Законом об инвестиционной деятельности значительно расширен круг возможных участников данного договора. Если ранее устанавливалось, что его сторонами могут быть только организации то в настоящее время ими могут быть и граждане-предприниматели. В качестве заказчиков могут выступать инвесторы. Инвесторами являются лица, осуществляющие вложение собствен­ных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обес­печивающие их целевое использование (п. 3 ст. 2 Закона РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»). Инвесторами могут быть органы, уполномоченные управлять государственным и муниципаль­ным имуществом, физические и юридические лица, в том числе ино­странные, международные организации и т.д. Инвесторы могут сами выступать в роли заказчиков, если они располагают для этого необхо­димыми возможностями, или могут возложить эти функции на других лиц. В этом случае между инвестором и заказчиком заключается особый инвестиционный договор, который по своей юридической природе чаще всего является либо договором поручения, либо договором комиссии.

Опираясь на данный договор, лицо, действующее по поручению инвестора, заключает с исполнителем работ договор строительного подряда, выступая в нем в качестве заказчика. Таким образом, заказчик в договоре строительного подряда — это лицо, которое от имени инве­стора или от своего собственного имени заключает договор с подряд­чиком и обладает всеми правами и обязанностями, вытекающими из этого договора.

Подрядчиками могут быть строительные, строительно-монтажные, проектно-строительные и другие организации, действующие в сфере строительного производства, а также граждане-предприниматели. Для выполнения соответствующих видов работ они должны иметь лицензию на право осуществления своей деятельности (п. 2 ст. 6 Закона об инвестиционной деятельности).

При осуществлении капитального строительства широко применяется система генерального подряда: заказчик заключает договор с одной строительной организацией - генеральным подрядчиком, который для выполнения отдельных комплексов работ привлекает специализированные организации на основе договора субподряда, т.е. в качестве субподрядчиков. В качестве генеральных подрядчиков и субподрядчиков могут выступать и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Заказчик состоит в договорных отношениях только с генеральным подрядчиком, который отвечает перед ним за выполнение всех работ качественно и в сроки, предусмотренные договором, в том числе работ, выполняемых субподрядными организациями. За выполнение порученного субподрядчику комплекса работ он отвечает перед генеральным подрядчиком.

Договор строительного подряда в настоящее время утратил плановый характер и заключается, как правило, по свободному усмотрению сторон. Это, однако, не означает, что отпали все административно-пра­вовые предпосылки договорных отношений в рассматриваемой обла­сти. И сейчас, чтобы реально приступить к строительству того или иного объекта, необходимо получить разрешения и согласования целого ряда уполномоченных государственных органов. Инвестор (заказчик) обыч­но принимает решение о начале строительства на основе подготовлен­ного по его заданию технико-экономического обоснования строительства объекта. Однако само технико-экономическое обосно­вание (ТЭО) и составленная на его основе проектная документация подлежат, во-первых, обязательной государственной экспертизе и, во-вторых, утверждению в установленном законом порядке.

Экспертиза градостроительной и проектно-сметной документации независимо от источников финансирования, форм собственности и принадлежности строящихся объектов проводится уполномоченными государственными органами в соответствии с их компетенцией. Так, наиболее крупные инвестиционные проекты с привлечением иностран­ного капитала, имеющие важное государственное значение и вносимые на рассмотрение Правительства РФ, подлежат государственной экспер­тизе в Экспертном совете при Правительстве РФ; экспертиза проектов строительства объектов, осуществляемых за счет государственных ка­питальных вложений, финансируемых полностью или частично из республиканского бюджета и внебюджетных фондов РФ, эксперимен­тальных и базовых проектов, разработанных за счет бюджетных средств и т. д., осуществляется Главным управлением государственной вневе­домственной экспертизы при Госкомитете РФ по жилищной и строительной политике; организации государственной вневедомствен­ной экспертизы субъектов РФ проводят экспертизу проектов строи­тельства любых объектов независимо от источников финансирования и вида собственности в части вопросов, относящихся к компетенции республиканских и местных органов управления, контроля за соблю­дением нормативных требований по надежности и эксплуатационной безопасности объектов и т.д.

Градостроительная документация и проекты строительства, про­шедшие экспертизу, подлежат утверждению в установленном порядке. Градостроительная документация утверждается государственными ор­ганами представительной и исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, определенной законодательством РФ. Проекты стро­ительства, осуществляемого за счет государственных капитальных вло­жений, финансируемых из республиканского бюджета РФ, утверждаются соответствующими органами государственного управле­ния или в устанавливаемом ими порядке. Наконец, проекты строитель­ства, осуществляемого за счет собственных финансовых ресурсов, заемных и привлеченных средств инвесторов (включая иностранных), утверждаются непосредственно заказчиками (инвесторами).

Договоры строительного подряда могут заключаться как в обычном порядке, т. е. путем вступления будущих контрагентов в прямой кон­такт, согласования ими всех необходимых условий будущего договора и его подписания, так и посредством проведения специальных подряд­ных торгов, на что и ориентирует действующее законодательство.

Под подрядными торгами понимается форма размещения заказов на строительство, предусматривающая выбор подрядчика для выпол­нения работ на основе конкурса. Конкурс проводится в виде тендера, представляющего собой соревнование представленных претендентами оферт (письменных предложений о заключении договора) с точки зрения их соответствия критериям, содержащимся в тендерной доку­ментации.

В связи с тем, что по договору строительного подряда подрядчик должен выполнить, как правило, большой объем строительных работ, парамет­ры которых заданы технической документацией, закон придает боль­шое значение тому, как должны строиться взаимоотношения сторон в связи с подготовкой, уточнением и изменением технической документа­ции. Вопрос о подготовке технической документации возникает тогда, когда при заключении договора строительного подряда имелось лишь технико-экономическое обоснование строительства, на основе которо­го должна быть разработана проектная документация, либо когда технический проект строительства требует уточнения в рабочей доку­ментации (так называемое двустадийное проектирование). В этих слу­чаях при заключении договора должны быть четко определены состав и содержание технической документации, а также должно быть пре­дусмотрено, какая из сторон и в какой срок должна предоставить соответствующую документацию (п. 2 ст. 743 ГК).

Независимо от того, кто — заказчик или подрядчик — готовит тех­ническую документацию, а также смету, оба эти документа подлежат обязательному согласованию сторонами и после этого остаются, как правило, неизменными до завершения строительства. Подрядчик дол­жен осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответ­ствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, опреде­ляющей цену работ.

Основополагающими первичными документами на строительство являются также локальные сметные расчеты (сметы), которые составляются на отдельные виды работ и затрат по зданиям и сооружениям или по общеплощадочным расчетам на основе объемов работ, определившихся при разработке рабочей документации, рабочих чертежей.

Локальные сметные расчеты составляются в случаях, когда объемы работ и размеры затрат окончательно не установлены и подлежат уточнению на основании рабочей документации или когда объемы работ, характер и методы их выполнения не могут быть достаточно точно определены при проектировании и уточняются в процессе строительства.

Локальные сметные расчеты на отдельные виды строительных и монтажных работ должны составляться на основе следующих данных:

параметров зданий, сооружений, их частей и конструктивных элементов, принятых в проектных решениях;

объемов работ по ведомостям строительных и монтажных работ и по проектным материалам;

номенклатуры и количества оборудования, мебели и инвентаря, по заказным спецификациям, ведомостям и другим проектным материалам;

действующих сметных нормативов и показателей на виды работ, конструктивные элементы, а также рыночных и регулируемых цен и тарифов на продукцию производственно-технического назначения и услуги. Локальные сметные расчеты составляются:

а) по зданиям и сооружениям: на строительные работы, специальные строительные работы, внутренние санитарно-технические работы, внутреннее электроосвещение, электросиловые установки, на монтаж и приобретение технологического и других видов оборудования, контрольно-измерительных приборов (КИП) и автоматики, слаботочных устройств (связь, сигнализация и т.п.), приобретение приспособлений, мебели, инвентаря и др.;

б) по общеплощадочным работам: на вертикальную планировку, устройство инженерных сетей, путей и дорог, благоустройство территории, малые архитектурные формы и др.

При проектировании сложных зданий и сооружений, разработке технической документации для строительства несколькими проектными организациями, а также при формировании сметной стоимости по пусковым комплексам допускается составление на один и тот же вид работ двух и более локальных сметных расчетов.

В локальных сметных расчетах данные в разделах группируются по отдельным конструктивным элементам здания (сооружения), видам работ и устройств. Порядок группировки должен соответствовать технологической последовательности работ с учетом особенностей отдельных видов строительства. По зданиям и сооружениям может быть допущено разделение на подземную часть (работы "нулевого цикла") и надземную часть.

Кроме того, составной частью документации является объектный сметный расчет (смета), который составляется при базисном уровне цен.

Объектные сметные расчеты объединяют данные из локальных сметных расчетов и подлежат уточнению, как правило, на основе рабочей документации.

В объектном сметном расчете построчно и в итоге приводятся показатели единичной стоимости на 1 м3 объема, 1 м2 площади зданий и сооружений, 1 м протяженности сетей и т.п.

За итогом объектного сметного расчета справочно указываются возвратные суммы, которые являются итоговым результатом возврата, предусмотренного локальными сметными расчетами.

Следует отметить, что стоимость строительных работ должна определяться на основе унифицированных форм первичной учетной документации, применяемой в строительстве.[3]

Предполагается, что технической документацией охватывается весь комплекс работ по строительству, а в согласованной сторонами смете учтены затраты на все необходимые работы.

Нередки, однако, случаи, когда в ходе строительства выявляются не учтенные в технической документации работы и в связи с этим возникает необходимость проведения дополнительных работ и увели­чения сметной стоимости строительства. Следует подчеркнуть, что закон не ставит последствия данного обстоятельства в зависимость от того, кем готовилась техническая документация.

Выявив необходимость проведения дополнительных работ, не уч­тенных в технической документации, подрядчик должен немедленно информировать об этом заказчика и ждать его указаний. Ввиду того, что такому сообщению придается важное юридическое значение, в договоре строительного подряда обычно оговаривается, что оно пере­дается в письменной форме уполномоченному должностному лицу заказчика.

Заказчик должен прямо выразить свое согласие на производство подрядчиком этих работ и соответствующее увеличение сметной сто­имости строительства. Если заказчик в течение десяти дней или в иной установленный законом или договором срок не ответит на сообщение подрядчика, последний обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика. Под­рядчик, не выполнивший данную обязанность, равно как и подрядчик, вообще не сообщивший заказчику о выявлении неучтенных работ, но выполнивший их, лишается права требовать от заказчика оплаты вы­полненных им дополнительных работ и возмещения вызванных этим убытков. Если, однако, он сумеет доказать необходимость немедленных действий в интересах заказчика, в частности, в связи с тем, что приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта строительства, заказчик не может отказаться от оплаты выпол­ненных работ. В свою очередь, заказчику предоставляется возможность освободиться от возмещения убытков, вызванных простоем подрядчика в связи с приостановлением работ, если он докажет отсутствие необ­ходимости в проведении дополнительных работ (п. 3 ст. 743 ГК).

Если заказчик согласен на проведение и оплату дополнительных работ, подрядчик не вправе отказаться от их выполнения. Пункт 5 ст. 743 ГК устанавливает лишь два исключения из данного правила. Во-первых, подрядчик может сослаться на то, что соответствующие работы не входят в сферу его профессиональной деятельности, напри­мер, когда речь идет о специальных работах, которые выполнялись другой организацией по прямому договору с заказчиком. Во-вторых, подрядчик может быть освобожден от их выполнения, если докажет, что он не может выполнить соответствующие работы по не зависящим от него причинам, например, из-за отсутствия у него специальной техники или оборудования.

Считая согласованную сторонами проектно-сметную документа­цию в принципе неизменяемой до окончания строительства, законо­датель, однако, учитывает, что в период действия договора у сторон может возникнуть объективная потребность в ее пересмотре. Необхо­димость в этом может быть обусловлена разными причинами, в част­ности, усовершенствованием отдельных проектных решений, изменением конкретных потребностей заказчика, требованиями упол­номоченных государственных органов, непредвиденным ростом цен на строительные материалы и конструкции и т.д.

Заказчик в этом отношении находится в более привилегированном положении, так как ему предоставляется возможность вносить измене­ния в техническую документацию без каких-либо ссылок на не зави­сящие от него обстоятельства. Он может сделать это и по своему усмотрению, но при условии, что вызываемые этим дополнительные работы по стоимости не превышают 10% указанной в смете общей стоимости строительства и не меняют характера предусмотренных в договоре строительного подряда работ. Если указанное условие заказ­чиком соблюдено, подрядчик не вправе отказаться от проведения дополнительных работ, вызванных изменением технической докумен­тации. Разумеется, все дополнительные работы должны быть оплачены заказчиком в порядке, установленном договором.

В том случае, когда предлагаемые заказчиком изменения техниче­ской документации вызывают необходимость выполнения больших по объему дополнительных работ либо меняют сам характер предусмот­ренных договором работ, данный вопрос подлежит обязательному согласованию с подрядчиком. Если подрядчик готов взяться за выпол­нение новых работ, стороны согласуют дополнительную смету и вносят в договор строительного подряда другие необходимые изменения.

Что касается подрядчика, то он вправе требовать лишь изменения сметы, но не технической документации. В техническую документацию подрядчик без согласования с заказчиком не может вносит никаких, даже незначительных, изменений. Лишь в том случае, когда в техни­ческой документации им обнаружен явный дефект, подрядчик вправе его устранить и потребовать от заказчика возмещения связанных с этим разумных расходов (п. 4 ст. 744 ГК). По смыслу закона, такое право появляется у подрядчика лишь тогда, когда, во-первых, техническая документация готовилась не самим подрядчиком, а заказчиком, и, во-вторых, он своевременно известил заказчика о наличии ошибки в технической документации.

Право требовать пересмотра сметы у подрядчика возникает в слу­чае, если по не зависящим от него причинам стоимость работ превысила смету не менее чем на 10% (п. 3 ст. 744 ГК). Как известно, подрядчик выполняет работу за свой риск, понятием которого в широком смысле охватывается и риск подрядчика не уложиться в согласованную с заказчиком смету. Поэтому если выход подрядчика за пределы сметы не обусловлен какими-либо экстремальными обстоятельствами, он не вправе требовать от заказчика никаких доплат.

Следующий аспект содержания договора строительного подряда, который заслуживает быть выделенным особо,— это права и обязанно­сти сторон, связанные с осуществлением заказчиком контроля и надзора за выполнением работ. Хотя подобный вопрос затрагивается и в общих положениях о подряде (ст. 715 ГК), для строительного подряда он имеет особое значение ввиду сложности выполняемых работ, возможности осуществления эффективного надзора лишь при наличии специальных познаний в области строительства, необходимости постоянного конт­роля за ходом работ, особенно носящих скрытый характер, и т.д.

Право заказчика осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения, качеством предоставляемых подрядчиком материалов, а также правиль­ностью использования подрядчиком материалов заказчика нередко выступает одновременно и как его обязанность.

Технический надзор за строительством осуществляется во всех случаях, когда строительство ведется за счет бюджетных средств и т. д. В подобной ситуации заказчик должен проявлять особую внимательность, так как подрядчик, ненад­лежащим образом выполнивший работы, может впоследствии сослать­ся на то, что появление недостатков и их неустранение обусловлены тем, что заказчик не осуществлял должного контроля и надзора за выполнением работ (п. 4 ст. 748 ГК).

Осуществляя надзор за выполнением работ, заказчик не должен вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика, например, давать подрядчику указания о том, как следует организовать

Заказчик, обнаруживший при осуществлении контроля и надзора за выполнением работ отступления от условий договора строительного подряда, которые могут ухудшить качество работ, или иные их недо­статки, обязан немедленно заявить об этом подрядчику.

Заказчик, выявивший недостатки, но не сообщивший о них под­рядчику и не потребовавший их устранения, теряет право в дальнейшем ссылаться на обнаруженные им недостатки (п. 2 ст. 748 ГК). Иными словами, закон исходит из того, что заказчик не должен заниматься простым сбором сведений о допущенных подрядчиком недостатках с тем, чтобы заявить о них лишь тогда, когда строительство объекта будет завершено. Напротив, при осуществлении надзора за строительством заказчик должен вести себя активно и своей деятельностью способст­вовать созданию качественного продукта.

В качестве третьей важной особенности содержания договора стро­ительного подряда целесообразно выделить такой момент, как сотруд­ничество сторон, поскольку для обычного подряда он в целом не характерен.

Духом сотрудничества проникнуты и многие конкретные правила закона, рассматривающие права и обязанности сторон. Например, ст. 747 ГК особо упоминает о возможности возложения на заказчика ряда дополнительных обязан­ностей, способствующих выполнению подрядчиком его собственных обязательств (передача подрядчику в пользование необходимых для осуществления работ зданий и сооружений, обеспечение транспорти­ровки грузов в его адрес, временная подводка сетей энергоснабжения, водо-, паропровода и т. п.).

Однако наряду с этим сотрудничество сторон понимается законом и в особом смысле, а именно как совместная деятельность сторон, направленная на достижение общей цели. Необходимость в объеди­нении усилий заказчика и подрядчика возникает тогда, когда в ходе строительства и выполнения связанных с ним работ обнаруживаются неожиданные препятствия, преодолеть которые можно только об­щими усилиями. В этом случае каждая из сторон обязана принять все зависящие от нее разумные меры по устранению таких препят­ствий (п. 2 ст. 750 ГК).

Поскольку в устранении препятствий к исполнению договора за­интересованы обе стороны, закон устанавливает, что расходы, поне­сенные заказчиком и подрядчиком на их преодоление, каждая из сторон несет самостоятельно (п. 2 ст. 750 ГК). Впрочем, данное правило яв­ляется диспозитивным, так как в договоре строительного подряда может быть предусмотрено и иное. Разумеется, это правило не приме­няется также в тех случаях, когда соответствующее препятствие воз­никло из-за виновных действий какой-либо из сторон.

Рядом важных особенностей обладает, далее, сдача-приемка закон­ченного строительством объекта. Приемка выполненных работ осуще­ствляется в порядке, установленном законом и договором строительного подряда.

Организует и осуществляет приемку результата выполненных работ заказчик, причем за свой счет, если иное не предусмотрено договором. Заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору работ, обязан немедленно приступить к его приемке. В предусмотренных законом или иными правовыми актами случаях в приемке должны участвовать представители государственных органов и органов местного самоуправления. В случае просрочки передачи или приемки результата работы сторона, допустившая просрочку, несет риск случайной гибели или случайного повреждения результата работы (п. 2 ст. 705 ГК).

Сдача результата выполненных работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляется актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными. Заказчик вправе отказаться от приемки результата работ в случае обнаружения недостатков, которые исключают возможность его использования для указанной в договоре цели и не могут быть устранены подрядчиком или заказчиком.

объект предъявляется подрядчиком к приемке после завершения всех предусмотренных договором работ по объекту. Приемку законченных строительством объектов производит заказчик или уполномоченное инвестором другое лицо. Заказчик может привлекать к приемке пользователя объекта (эксплуатирующую организацию), разработчиков технической документации, специализированные организации и других юридических и физических лиц, создавая в необходимых случаях приемную комиссию.

Приемка в эксплуатацию объектов производственного назначения, строительство которых производится за счет средств федерального бюджета, осуществляется с учетом отраслевых особенностей, устанавливаемых министерствами Российской Федерации и другими органами федеральной исполнительной власти по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, государственными приемочными комиссиями, назначаемыми этими органами. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливать по согласованию с указанным Государственным комитетом особенности порядка приемки объектов на соответствующих территориях.

Объекты производственного назначения, строительство которых производится за счет средств федерального бюджета, подлежат приемке только в том случае, когда они подготовлены к эксплуатации и на установленном оборудовании начат выпуск продукции (выполнение работ, оказание услуг) в объеме, предусмотренном договором строительного подряда.[4]

Договор строительного подряда может предусматривать как сдачу-приемку объекта в целом, так и сдачу-приемку его по частям (этапам, очередям). Если объект сдается заказчику по частям, стороны должны оговорить, кто из них будет осуществлять пользование переданной частью объекта, обеспечивать ее охрану, нести эксплуатационные рас­ходы и т.д. На заказчика, предварительно принявшего результат от­дельного этапа работ, по общему правилу, переходит риск последствий гибели или повреждения результата работ, которые произошли не по вине подрядчика (п. 3 ст. 753 ГК).

Нередко приемке результатов работ должны предшествовать пред­варительные испытания эксплуатационных качеств построенного объ­екта (проверка работы механизмов, узлов, агрегатов и т.д.). В этом случае приемка объекта осуществляется только при положительном результате предварительных испытаний.

Глава 3: Распределение риска между сторонами. Основание и последствия консервации строительства.

Одним из главных признаков договора строительного подряда, определяющих основы взаимоотношений сторон данного договора является распределение между ними риска.

Статья 741. ГК РФ устанавливает, порядок распределение риска между сторонами, согласно которой

1. Риск случайной гибели или случайного повреждения объекта строительства, составляющего предмет договора строительного подряда, до приемки этого объекта заказчиком несет подрядчик.

2. Если объект строительства до его приемки заказчиком погиб или поврежден вследствие недоброкачественности предоставленного заказчиком материала (деталей, конструкций) или оборудования либо исполнения ошибочных указаний заказчика, подрядчик вправе требовать оплаты всей предусмотренной сметой стоимости работ при условии, что им были выполнены обязанности, предусмотренные пунктом 1 статьи 716 ГК РФ, согласно которой подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:

непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;

возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;

иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.

Подрядчик, не предупредивший заказчика об выше названных обстоятельствах, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.

Если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика об выше указанных обстоятельствах, в разумный срок не заменит непригодные или недоброкачественные материал, оборудование, техническую документацию или переданную для переработки (обработки) вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков.

Таким образом, можно сделать вывод, что заказчик отвечает за гибель или повреждение объекта в соответствующих случаях только при наличии своей вины.

Статья 741 ГК РФ не содержит специальных правил относительно риска случайной гибели или случайного повреждения материалов, оборудования или переданной для переработки вещи. Применительно к рассматриваемому договору такая ситуация может возникнуть при реконструкции, которая представляет собой, в частности, «переустройство существующих цехов и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения, как правило, без расширения имеющихся зданий и сооружений основного назначения, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономического уровня на основе достижений научно-технического прогресса и осуществляемое по комплексному проекту на реконструкцию предприятия в целом в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции» В подобных случаях следует руководствоваться ст.705 ГК РФ, включенной в общие положения о подряде, согласно которой, если иное не предусмотрено ГК РФ, иными законами или договором подряда:

  • риск случайной гибели или случайного повреждения материалов, оборудования, переданной для переработки (обработки) вещи или иного используемого для исполнения договора имущества несет предоставившая их сторона;
  • риск случайной гибели или случайного повреждения результата выполненной работы до ее приемки заказчиком несет подрядчик.

При просрочке передачи или приемки результата работы выше названные риски, несет сторона, допустившая просрочку.

 Статья 705 ГК РФ, в свою очередь, основана на ст.211 ГК, в силу которой риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник. При этом, как и ст.211 ГК, ст.705 ГК представляет собой диспозитивную норму, вследствие чего стороны могут предусмотреть в договоре подряда, в т.ч. и строительного, иное (например, то, что подрядчик несет риск случайной гибели не только материалов и оборудования, но и переданных ему для реконструкции или капитального ремонта объектов).[5]

            Договором строительного подряда может быть предусмотрена обязанность стороны, на которой лежит риск случайной гибели или случайного повреждения объекта строительства, материала, оборудования и другого имущества, используемых при строительстве, либо ответственность за причинение при осуществлении строительства вреда другим лицам, застраховать соответствующие риски.

Сторона, на которую возлагается обязанность по страхованию, должна предоставить другой стороне доказательства заключения ею договора страхования на условиях, предусмотренных договором строительного подряда, включая данные о страховщике, размере страховой суммы и застрахованных рисках.

Страхование не освобождает соответствующую сторону от обязанности принять необходимые меры для предотвращения наступления страхового случая Ст.742 ГК РФ).

Таким образом, данной статьей охватывается два различных вида страхования. Речь идет о страховании имущества и страховании ответственности за причинение вреда.

В первом случае на сторону договора строительного подряда может быть возложена обязанность страховать имущество по договору, заключенному в свою пользу или в пользу контрагента

Во втором случае выбор вида страхования при заключении договора строительного подряда определяется характером интереса контрагента. Обычно интерес направлен на то, чтобы при наступлении страхового случая или самому получить соответствующую сумму, или быть свободным от несения ответственности за причиненный вред перед третьим лицом.

Обязанность страхования при строительном подряде может возникать не только из заключенного между сторонами договора строительного подряда, но и непосредственно из закона. Так, на время строительства гидротехнического сооружения его собственник обязан страховать риски гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни и здоровью физических лиц, а также имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения

Ст. 752 ГК РФ устанавливает, что если по не зависящим от сторон причинам работы по договору строительного подряда приостановлены и объект строительства законсервирован, заказчик обязан оплатить подрядчику в полном объеме выполненные до момента консервации работы, а также возместить расходы, вызванные необходимостью прекращения работ и консервацией строительства, с зачетом выгод, которые подрядчик получил или мог получить вследствие прекращения работ.

Наиболее распространенные случаи - консервация, вызванная явлениями стихийного характера и невыделением инвестиций.

Основанием применения положений выше названной статьи ГК РФ является приостановка работ и консервация строительства при наличии обстоятельств непреодолимой силы, т.е. таких обстоятельств чрезвычайного характера, возникших после заключения договора, которые стороны не могли ни предвидеть, ни предотвратить разумными мерами. При этом необходимо установление причинно-следственной связи между событиями чрезвычайного характера и невозможностью выполнения подрядных работ по договору. Сторона, ссылающаяся на обстоятельства непреодолимой силы, обязана доказать, что невозможность выполнения работ явилась результатом препятствия, находящегося вне ее контроля, что от нее нельзя было разумно ожидать, что при заключении договора будет принята в расчет возможность производства работ при наличии препятствия. Таким препятствием может быть препятствие, являющееся следствием действия природных стихий, широкомасштабных военных действий, издания государственными органами актов общего характера.

Возможно использование положений данной статьи при наличии существенных изменений обстоятельств. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях. Наличие существенных изменений обстоятельств является основанием для проведения переговоров между сторонами. Если договором предусмотрена возможность приостановки работ либо консервации строительства до окончания таких переговоров, то могут применяться правила статьи 572 ГК РФ.[6]

Консервация обычно оформляется соглашением. Стороны могут установить в нем условия, на которых строительство будет впоследствии возобновлено.

Заключение

Таким образом, в данной работе мной были рассмотрены основные вопросы, касающиеся договора строительного подряда.

Договор строительного подряда - соглашение сторон, по которому подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

Данный договор заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором.

Подрядчиками по рассматриваемому договору могут быть субъекты предпринимательства, действующие в сфере строительного производства: строительно-монтажные, строительные, проектно-строительные и другие подобные организации, а также граждане-предприниматели. Указанная предпринимательская деятельность подлежит лицензированию.

В качестве заказчика по строительству, как правило, выступают субъекты предпринимательства, специализирующиеся на реализации строительных инвестиционных программ. Заказчиками могут быть и инвесторы

Существенными условиями договора строительного подряда являются условия о предмете, цене и сроке договора.

Необходимо отметить, что еще на стадии заключения такого договора следует учесть, что он относится к наиболее сложным видам договоров, так как охватывает широкий круг вопросов, таких, как поставка материалов; установка технологического оборудования; условия и график сдачи и оплаты различных этапов работ; устранение недостатков, обнаруженных после сдачи объекта, и т.д.

Задача №1:

Для строительства нового предприятия по производству бытовых химикатов по итогам торгов заключен государственный контракт между заказчиком- акционерным обществом «Северный химик» и подрядчиком- акционерным обществом «Седьмой специализированный трест». Стройка была включена в титульный список вновь начинаемых строек с периодом строительства в три года. Финансирование строительства осуществлялось за счет средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной основе, и собственных финансовых ресурсов заказчика.

После двух лет строительства ввиду отсутствия бюджетных ассигнований и пересмотра экологических требований стройка была законсервирована. Заказчик отказался возмещать подрядчику связанные с консервацией расходы и оплачивать последний этап выполненных работ, ссылаясь на то, что в государственном контракте установлен особый порядок оплаты работ и компенсации расходов в этом случае (предусмотрено его определение в дополнительном соглашении сторон к договору подряда, которое не было заключено). Подрядчик не согласился с такой аргументацией и предложил руководствоваться ст.767 ГК РФ. Так как стороны не достигли соглашения, подрядчик обратился в арбитражный суд к заказчику.

Кто прав в этом споре? Каково должно быть решение арбитражного суда?

Решение

Ст. 752 ГК РФ устанавливает, что если по не зависящим от сторон причинам работы по договору строительного подряда приостановлены и объект строительства законсервирован, заказчик обязан оплатить подрядчику в полном объеме выполненные до момента консервации работы, а также возместить расходы, вызванные необходимостью прекращения работ и консервацией строительства, с зачетом выгод, которые подрядчик получил или мог получить вследствие прекращения работ.

Ст.767 ГК РФ устанавливает, что при уменьшении соответствующими государственными органами в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ. Подрядчик вправе требовать от государственного заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ.

Если иное не предусмотрено законом, изменения государственного контракта, не связанные с выше названными обстоятельствами производится согласно заключенному дополнительному соглашению между сторонами.

Согласно условию задачи стройка была законсервирована в связи с отсутствием бюджетных ассигнований и пересмотра экологических требований. Т.е. обстоятельства изменились таким образом, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях. Соглашение между сторонами заключено не было. Поэтому в данном случае, на основании ст.572 и ст.767 ГК РФ, которые предписывают обязанность заказчика возместить подрядчику понесенные расходы арбитражный суд должен удовлетворить исковые требования подрядчика.

Задача 2:

Проектный институт по заказу станции технического обслуживания автомобилей разработал проект и техническую документацию для строительства автомобильной мойки. Спустя два года после приемки работ, выполненных в соответствии с проектной документацией, станция технического обслуживания потребовала от института безвозмездно внести исправления в техническую документацию. Данное требование было вызвано тем, что органы санитарного и пожарного надзора отказываются дать разрешение на работу мойки ввиду существенного нарушения санитарных и пожарных требований, допущенных в проекте.

Устранив имеющиеся недостатки в документации, проектный институт потребовал оплатить выполненную работу, а так же выплатить неустойку за использование документации без согласия института. В ходе предварительных переговоров было установлено, что проектный институт разработал проектную документацию для размещения автомойки в промышленной зоне, причем все необходимые требования были соблюдены. Станция же технического обслуживания на основании имеющей ся документации построила еще одну автомойку в жилом квартале эксплуатацию которой органы санитарного и пожарного надзора не дали согласие.

Правомерна ли позиция института? Изменится ли решение, если станция технического обслуживания докажет, что здание на проектирование с нею не согласовывались?

Решение

С.758 ГК РФ устанавливает, что по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.

В ст.762 ГК РФ определена одна из основных обязанностей заказчика, а именно

использовать техническую документацию, полученную от подрядчика, только на цели, предусмотренные договором, не передавать техническую документацию третьим лицам и не разглашать содержащиеся в ней данные без согласия подрядчика;

Таким образом, станция технического обслуживания автомобилей обязана была использовать разработанную проектную документацию согласно заключенному договору, а именно для размещения автомойки в промышленной зоне.

            Внесенные проектным институтом изменения в техническую документацию на строительство автомойки в жилом квартале по сути означают выполнение проектным институтом нового объема работ, на который должен быть заключен отдельный договор.

Таким образом, позиция проектного института правомерна.

Ст.759 ГК РФ устанавливает, что по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации. Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком.

Подрядчик обязан соблюдать требования, содержащиеся в задании и других исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ, и вправе отступить от них только с согласия заказчика.

Таким образом, станция технического обслуживания обязана было согласовать с проектным институтом здание на проектирование или по крайне мере утвердить его. Поэтому решение о необходимости оплатить проектному институту произведенные работы не должно быть изменено.

Библиография:

  1. ГК РФ, ч.2

2.      Комментарий к Гражданскому кодексу РФ (постатейный) (под ред. О.Н.Садикова) - М.: Юридическая фирма Контракт; Инфра - М, 1998 г.

  1. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (под ред. Т.Е.Абовой и А.Ю.Кабалкина) - М.: Юрайт-Издат, 2004.
  2. Предпринимательское право Российской Федерации (под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно). – «Юристъ», 2003 г.
  3. Гражданское право. Том II. Полутом 1 (под ред. доктора юридических наук, профессора Е.А.Суханова) - М.: Волтерс Клувер, 2004;
  4. Гражданское право, под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого, М.1998г.
  5. Завидов Б. А. «Договорное право». М.: 1997.
  6. Завидов Б. А. «Общие положения о подряде» // «Российская юстиция» 1996, № 11.
  7. Виговский Е. В. «Финансовая газета» // Региональный выпуск № 12, март 2002.
  8. Воинов В. Р. «Вложение во внебюджетные активы» // «Консультант бухгалтера», № 3, 2001.
  9. Юрасов М. В. «Учет в строительстве» // «Главбух», № 3, III квартал 2001.

[1] Гражданское право, под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого, М.1998г С.326

[2]Гражданское право, под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого, М.1998г С.331

[3]Е. Виговский, «Заключение договоров строительного подряда»// «Финансовая газета. Региональный выпуск», N 12, март 2002 г.

[4] Гражданское право, под ред. А.В. Суханова, М.2003г.

[5] Комментарий к Гражданскому кодексу РФ (постатейный) (под ред. О.Н.Садикова) - М.: Юридическая фирма Контракт; Инфра - М, 1998 г.

[6] Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (под ред. Т.Е.Абовой и А.Ю.Кабалкина) - М.: Юрайт-Издат, 2004.