Связи с общественностью

Организация PR-программ и мероприятий в социокультурном сервисе и туризме

Содержание

Введение.......................................................................................................................................................................................... 3

1. Понятие и сфера деятельности туризма...................................................................................................... 4

2. Виды туризма.......................................................................................................................................................................... 6

3. Организация PR-программ и мероприятий в социокультурном сервисе и туризме     8

Заключение................................................................................................................................................................................ 10

Список использованной литературы............................................................................................................... 11

Введение

В современный период туриндустрия в мировой экономике занимает одно из ведущих мест. Очень важно учитывать особенности туризма как профессиональной деятельности, ведь в основе ее предоставление туруслуг и полезный эффект туристского сервиса характеризуется субъективным восприятием его потребителей.

Поэтому особую важность приобретает процесс создания и закрепления положительного имиджа фирмы в общественном сознании. Эта деятельность и является основным предназначением Public Relations.

Цель работы: описать организацию PR-программ и мероприятий в социокультурном сервисе и туризме.

1. описать понятие и сферу деятельности туризма;

2. выделить виды туризма;

3. описать направления организации PR-программ и мероприятий в социокультурном сервисе и туризме.

1. Понятие и сфера деятельности туризма

Выделим различные группы субъектов, которые взаимодействуют в туризме.

1. Туристы. Это люди, которые испытывают различные психические и физические потребности, природа которых определяет направления и виды участия этих людей в туристской деятельности.

2. Организации, предоставляющие туристам товары и услуги. Это предприниматели, которые видят в туризме возможность получать прибыль посредством предоставления товаров и услуг с учетом спроса на туристском рынке.

3. Местные органы власти. Рассматривают туризм как важный фактор экономики, связанный с доходами, которые местные граждане могут получать от этого бизнеса в виде налогов, поступающих в местный бюджет.

4. Принимающая сторона. Местное население, воспринимающее туризм в первую очередь как фактор занятости населения. Для этой группы важным является результат взаимодействия с туристами, в том числе иностранными.[1]

Таким образом, туризм может быть определен как совокупность явлений и взаимоотношений, возникающих при взаимодействии туристов, поставщиков, местных органов власти и местного населения в процессе туристской деятельности.

Путешествия, туризм – это комплекс родственных сфер бизнеса. Наиболее близкой к туризму профессией является распространение туров, т.е. работа туристских агентств. Непосредственно привлечены к туризму авиакомпании, компании по прокату машин, железные дороги, автобусы, гостиницы и рестораны.  К сопряженным  видам бизнеса также можно отнести финансовые структуры, которые финансируют развитие сферы обслуживания и др.

Путешествия и туризм – два неразрывно связанных понятия, которые характеризуют определенный образ жизнедеятельности человека. Это отдых, активное развлечение, спорт, познание окружающего мира, торговля, лечение и множество других видов деятельности.  При этом всегда присутствует перемещение человека в иную местность или страну, континент, отличные от его обычного местонахождения или проживания.

Таким образом, путешествие – это перемещение людей во времени и пространстве, а человек, совершающий путешествие, независимо от целей, направлений, средств передвижения и временных промежутков, именуется путешественником.

В отличие от путешествия туризм – категория, испытывающая сильное влияние экономики и обладающая двойственностью внутренней природы явления, т.к. туризм – это и особый, массовый род путешествий, и деятельность по организации и осуществлению этих путешествий.

Туризм – временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны в свободное время в целях получения удовольствия и отдыха, оздоровительных, гостевых, познавательных или в профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой деятельностью в посещаемом месте.

В соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туризм – это временные выезды (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.[2]

Туризм как товар реализуется в форме услуг. Услуга туризма, как и услуга, вообще, есть действие определенной потребительской стоимости, выражающееся в полезном эффекте, который удовлетворяет ту или иную человеческую потребность. При этом услуга может быть оказаны либо вещью, т.е. при помощи товара, либо в процессе функционирования самого живого труда. Указанные два способа производства услуг обусловливают и два вида самих услуг: материальные (производственные), нематериальные (непроизводственные), не связанные с материальными продуктами, производство которых неотъемлемо от их потребления.

2. Виды туризма

В качестве признака, позволяющего классифицировать путешествия по видам туризма, можно использовать мотивационные факторы. При такой классификации следует исходить из основного мотива, побудившего человека отправиться в поездку. Хотя мотивы не всегда определяются однозначно, все же можно выделить шесть видов туризма в системе его управления[3].

Туризм с целью отдыха. Данный вид заключается в кратковременном или более продолжительном отдыхе с целью физического или психологического восстановления организма. Кроме того, к этой группе относится и курортный отдых, при котором для лечения или восстановления сил используются природные свойства почвы, климата и морской воды.

Туризм с целью изучения культуры. Туризм, ориентированный на познание чужой культуры, подразделяется на познавательный и паломнический. Познавательный туризм охватывает собой посещение исторических, культурных или географических достопримечательностей. Туристы, путешествующие с познавательной целью, чаще всего интересуются социальными и экономическими отношениями посещаемых ими стран. Целью паломнического туризма является посещение мест, имеющих особое религиозное значение.

Общественный туризм. В качестве общественного туризма выступают поездки с целью посещения родственников, знакомых, друзей (в международной терминологии известен как visiting friends and relatives – VFR), а также клубный туризм. Клубный туризм отличается тем, что путешествующие сознательно интегрируются в группы. Объединение в группы происходит при наличии интересующей людей развлекательной или спортивной программы.

Спортивный туризм. К спортивному туризму относятся поездки с целью активного участия в спортивных мероприятиях, а также поездки, которые носят пассивный характер участия в спортивных соревнованиях.

Экономический туризм поездки, совершаемые из профессионального и коммерческого интереса: посещение бирж, выставок, ярмарок и т.д.

Конгрессовый (политический) туризм подразделяется на дипломатический туризм, участие в конгрессах, а также туризм, связанный с политическими событиями и мероприятиями.

Всемирная туристская организация предлагает классифицировать туризм по следующим типам: внутренний туризм путешествия жителей какого-либо региона по этому региону; въездной туризм – путешествия по какой-либо стране лиц, не являющихся ее жителями; выездной туризм путешествия жителей какой-либо страны в другую страну. Эти основные типы туризма могут по-разному сочетаться, образуя категории туризма. Эти категории туризма могут относиться не только к какой-либо стране, но и к региону; термин «регион» – к какому-то району в пределах какой-либо страны, либо к группе стран. Определение «туризм в пределах страны» охватывает собой внутренний и въездной туризм; «национальный туризм» – внутренний и выездной туризм; «международный туризм» – въездной и выездной.[4]

Индустрия туризма представляет собой огромное количество составляющих ее отраслей, делающих вклад в ее развитие (как в виде товаров, так и в виде услуг).

Можно выделить следующие секторы, функционирующие внутри индустрии туризма:

1) сектор жилья, размещения туристов;

2) сектор питания;

3) сектор развлечений;

4) транспортный сектор;

5) сектор товаров и услуг;

6) информационный сектор;

7) сектор организации туристской деятельности.

3. Организация PR-программ и мероприятий в социокультурном сервисе и туризме

Туризм имеет свою специфику: здесь есть место как торговле товарами, так и услугами (услуги - 75%, товары –25%), а также особый характер потребления туруслуг и товаров. В туризме результат деятельности сводится к турпродукту (любая услуга, удовлетворяющая те или иные потребности и подлежащая оплате). Следовательно, турпродукт будет составлять совокупность товаров и услуг вышеперечисленных секторов. Как было выше означено, турпродукт на две трети состоит из услуг. Туруслуги, как и любые другие услуги, имеют несколько особенностей:

1) Неосязаемость, или нематериальный характер услуг означает, что их невозможно продемонстрировать, увидеть, попробовать или изучить до получения. Отсюда вытекает и первая особенность деятельности турфирмы: чрезвычайно сложно показать клиентам свой товар и объяснить им, за что они платят деньги. Продавец может лишь описать, какие преимущества получит клиент, воспользовавшись именно этой услугой.

2) Неразрывность производства и потребления услуги. Оказать услугу можно лишь тогда, когда появляется заказ или клиент. В этой связи турфирма, заинтересованная в том, чтобы воспользовались ее услугами, должна проявлять заботу не только о том, что производить, но и как производить. Поэтому очень важен отбор и обучение персонала, контактирующего с клиентами, ведь почти всегда продавец услуги становится как бы ее частью.

Следствием неразрывности производства и потребления является изменчивость качества услуги, ведь качество услуги зависит от того, кто, где и когда ее предоставляет.

3) Неспособность к хранению. Это выражается в отсутствии равновесия между спросом и предложением; для его выравнивания фирме необходимо принимать особые меры – применение скидок, введение системы предварительных заказов, увеличение скорости обслуживания и т.д.

Рассмотренные характеристики услуг увеличивают покупательский риск и затрудняют его оценку. Полезный эффект туристского сервиса может быть охарактеризован субъективным восприятием его потребителей. Фирма, которая стремится добиться успеха и выиграть в конкурентной борьбе, должна уделять большое внимание созданию и сохранению положительного мнения о себе, своих товарах и услугах, своей работе. В процессе внешних и внутренних коммуникаций формируется имидж фирмы как форма отражения мнения о фирме в сознании людей, причем это может происходить стихийно или целенаправленно. Большинство турфирм пускают этот процесс на самотек, что не лучшим образом отражается на их процветании.

Для создания положительного имиджа фирме необходимо предоставлять не только высококачественные услуги, но и сделать акцент на кадровой политике, корпоративной культуре,  продвижении.

Говоря о кадровой политике турфирмы, надо отметить обязательное использование совокупности новейших технологий работы с персоналом. Корпоративная культура фирмы подразумевает наличие духовных и материальных носителей последней (в т.ч. фирменной символики и ее носителей). Программа продвижения турфирмы обеспечивает трансляцию корпоративной культуры во внешнюю среду, а также создает устойчивые позитивные отношения с обществом.

Создание и закрепление положительного имиджа фирмы является основным предназначением Public Relations. Любое предприятие туристской индустрии имеет разветвленную сеть внешних коммуникаций: партнеры по бизнесу, клиенты, гос.учреждения, общественные организации, СМИ и др. Все они формируют отношение общественности к данной фирме. Поэтому важно вести целенаправленную работу, чтобы контролировать этот процесс (что большинство фирм не делает и позволяет своему имиджу формироваться спонтанно).

К мероприятиям PR в области внешних коммуникаций в туризме относятся выставки, семинары, презентации, организация рекламных туров, информационные нерекламные кампании в СМИ, спонсорство и т.д. Реализуя эти мероприятия, фирма сможет контролировать процесс формирования своего собственного имиджа (позитивного, социально одобряемого), что позволит ей привлекать большее количество клиентов и успешно функционировать.

Заключение

В ходе проведения теоретического и методологического исследования были сделаны следующие выводы.

Туристская индустрия в мировой экономике в современный период по праву занимает одно из ведущих мест. Во многом это связано с происходящими в настоящее время глобальными изменениями: политическими, экономическими, социальными, демографическими, культурными, экологическими, т.е. туризм становится решающим двигателем экономики всего мирового сообщества.

Туризм как индустрия представляет собой разнообразный спектр продуктов и услуг, предназначенных для организации и реализации турпоездок. Однако если речь идет о туризме как о профессиональной деятельности, то нужно подразумевать не просто поездки с целью отдыха, культурно-познавательными или развлекательными целями, а, главным образом, подчеркивать идею обслуживания гостей (клиентов), которая опирается на щедрость и дружелюбие по отношению к гостям.

Список использованной литературы

1.     Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (с изменениями от 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.)

2.     Бургонова Г.Н., Коморджанова Н.А. Гостиничный и туристский бизнес. Учеб. пособ. - М.: Финансы и статистика, 1999. - 352с.

3.     Власова И. Б., Зорин И. В., Ильина Е. Н. Основы туристской деятельности. — М.: Российский международный институт туризма, 1996.

4.     Герасимова А. Особенности осуществления бухгалтерского учёта в международном туризме. // Экономика и жизнь. 1996 №14.

5.     Гуляев В. Г. Организация туристской деятельности. — М.: Нолидж, 1996.

6.     Гуляев В.Г. Новые информационные технологии в туризме. М.: «Издательство ПРИОР», 2001. - 144с.

7.     Дмитревский Ю. Д. Страноведение и география международного туризма. — СПб.: Изд-во СП6УЭФ, 1997.

8.     Добрецов А. Экспорт услуг и международный туризм. // Экономика и жизнь. 2003. №42.

9.     Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности. Учеб. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 256с.

10.           Кабушкин Н.И., Бондаренко Г.А. Менеджмент гостиниц и ресторанов: Учеб. пособ. - Мн.: ООО «Новое знание», 2000. - 216с.

11.           Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 320с.

12.           Квартальное В. А. Туризм, экскурсии, обмены: Современная практика. — М.: Наука, 2001.

13.           Легорнев С. Ф. Туризм в экономике открытого типа. // Вестник московского Университета 2001 №2.

14.           Попчиковский В.Ю. Организация и проведение туристических походов. - М.: Профиздат, 1987. - 224с.

15.           Туристская декларация: Всемирная конференция министров по туризму (4 ноября 2002 г.) //Туринфо. № 16. 2002.

16.           Туристские услуги//Спрос. №3. 2003.

17.           Уваров В. Д., Борисов К. Г. Международные туристские организации. - М.: Междунар. отношения, 2001.

18.           Чеботарь Ю.М. Туристский бизнес. - М.: Мир деловой книги, 1997.


[1] Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (с изменениями от 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.)

[2] Квартальное В. А. Туризм, экскурсии, обмены: Современная практика. — М.: Наука, 2001. с. 8-9

[3] Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 320с. – с.56

[4] Уваров В. Д., Борисов К. Г. Международные туристские организации. - М.: Междунар. отношения, 2001 с.12