Содержание
1. Теоретическая часть. 3
1.1. Анализ издержек обращения в торговле. 3
1.2. Анализ показателей производства и реализации продукции в сельском хозяйстве. 7
2. Практическая часть. 14
Задача 1. 14
Задача 2. 16
Задача 3. 18
Задача 4. 19
Задача 5. 21
Список литературы.. 23
1. Теоретическая часть
1.1. Анализ издержек обращения в торговле
Издержками обращения называются выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда по планомерному доведению и реализации товаров потребителям. Они включают расходы на оплату труда работников торговли, транспортирование, хранение, упаковку, подсортировку и подготовку товаров к продаже, а также расходы на организацию закупки и реализации, на управление торговлей, ведение учета и контроля за выполнением планов торгово-финансовой деятельности[5,с . 87].
Текущие расходы авансируются ежегодно как по стоимости, так и в натурально-вещественной форме в виде средств и предметов труда, а также фонда потребления работников торговли.
В общую сумму общественных затрат на обращение товаров включаются и издержки обращения в сфере потребления, связанные с нахождением, покупкой и доставкой покупателями товаров на дом. Издержки потребления составляют примерно половину всех издержек сферы обращения и почти в полтора раза превосходят величину текущих затрат торговли.
Издержки обращения торгового предприятия могут быть выражены как абсолютной суммой, так и относительным показателем – уровнем издержек обращения, выраженном в % к розничному товарообороту. Абсолютный показатель характеризует общую сумму расходов предприятия за определенный период. Однако этот показатель не дает представления о результате, полученном на каждый рубль затрат, то есть не дает представления об эффективности произведенных расходов. Для характеристики результативности затрат и эффективности применяются такие относительные показатели, как уровень издержек обращения, издержкоотдача и рентабельность издержек обращения[5,с . 198].
Величина издержек обращения характеризуется абсолютной суммой и уровнем.
Уровень издержек обращения, рассчитанный как процентное отношение суммы издержек обращения к объему товарооборота, является одним из важнейших оценочных показателей результатов деятельности торгового предприятия. Он служит ориентиром для установления размера торговой надбавки к цене реализуемого товара.
В настоящее время средний уровень издержек обращения в розничной торговле страны составляет 18-20 % при рентабельности в пределах 4-6 %.
Уровень издержек обращения значительно колеблется по регионам и типам торговых организаций, что обусловлено особенностями покупательской способности населения, развитие производства товаров , транспортных коммуникаций, условиями товароснабжении торговой сети, объемом и структурой товарооборота[3, с. 133].
Различается уровень издержек обращения в зависимости от группы и видов реализуемых товаров. В торговле продовольственными товарами он выше в среднем 15-18 %, чем в торговле непродовольственными товарами (7-8 %), из-за больших расходов по транспортировке, хранению, расфасовке, естественной убыли товарных потерь и расходов по таре. Наиболее высок уровень издержек обращения при продаже овощей, картофеля, алкогольных напитков, молочных продуктов и хлебобулочных изделий. В группе непродовольственных товаров наиболее издержкоемкими являются товары хозяйственного и культурно-бытового назначения длительного пользования. Установлено , что расходы на реализацию продовольственных товаров в 1,5-2 раза больше расходов на реализацию непродовольственных товаров на ту же сумму. Большинство непродовольственных товаров в торговую сеть поставляют крупными партиями, по более высоким ценам, что обуславливает более низкий уровень расходов по их транспортированию, хранению и реализации. В определенной степени этим объясняется, различие уровней издержек обращения торговых предприятий в зависимости от их товарной специализации и ассортимента структуры товарооборота.
Помимо структуры и объема товарооборота, на уровень затрат предприятий влияет много других факторов. Так, неравномерное размещение предприятий-производителей товаров, определяет различие в транспортных расходах торговых предприятий; из-за сезонности производства и потребления ряда товаров приходится создавать запасы, что приводит к увеличению расходов по их хранению.
Таблица 1
Анализ издержек обращения в торговле [5,с . 165]
Наименование показателя |
Формула расчета |
Экономический смысл показателя |
Уровень издержек обращения (издержкоемкость реализации товаров) |
Уи.=И/РТО*100 |
Сумма затрат, приходящаяся на сто рублей розничного товарооборота |
Издержкоотдача |
Иотд=РТО/И*100 |
Объем товарооборота, полученного на сто рублей произведенных затрат |
Рентабельность издержек обращения |
Ирент=П/И*100 |
Сумма прибыли, полученной на сто рублей произведенных затрат |
Уровень издержек обращения характеризует издержкоемкость осуществления торговой деятельности. Он может быть рассчитан, как на весь объем товарооборота предприятия, так и по отдельным товарным группам. Анализ издержек обращения необходимо проводить, как по абсолютному, так и по относительным показателям. Анализ осуществляется для решения следующих задач:
Ø изучение объема, структуры и динамики затрат;
Ø оценка эффективности затрат;
Ø исследование факторов, влияющих на издержки обращения;
Ø выявление резервов экономических затрат.
Анализ начинается с определения абсолютной суммы экономии (перерасхода) издержек обращения.
Аэк.пер=И1-И0 (1)
Аэк.пер – сумма абсолютной экономии (перерасхода) издержек обращения, тыс. руб.
И1 – фактическая сумма издержек обращения отчетного года, тыс. руб.
И0 – плановая сумма издержек обращения отчетного года или фактическая сумма базисного года, тыс. руб.
Расчет абсолютной суммы экономии (перерасхода) издержек обращения должен быть дополнен расчетом относительной экономии (перерасхода). Для определения относительного отклонения следует скорректировать базисное значение издержек обращения на фактический объем товарооборота отчетного года. При этом следует учитывать условное деление издержек обращения на переменные и постоянные:
Искор0=Ипост0+РТО1*Упер0/100 (2)
Ипост0 – условно-постоянные издержки обращения базисного года, в тыс. руб.
Искор0 – базисная сумма издержек обращения скорректированная на фактический товарооборот отчетного года, тыс. руб.
Упер0 – уровень условно переменных издержек обращения базисного года, %.
РТО1 – фактический объем розничного товарооборота отчетного года.
Сумма относительной экономии (перерасхода) издержек обращения представляет собой разницу между фактическими издержками отчетного года и базисными скорректированными издержками.
Оэк.пер=И1-Искор0 (3)
При проведении анализа издержек обращения определяется размер и темп изменения их уровня:
DУи=Уи1-Уи0 (4)
DУи – размер изменения уровня издержек обращения, %.
Уи1 и Уи0 – соответственно отчетный и базисный уровни издержек обращения, %.
Ти=DУи/DУи0*100 (5)
Ти – темп изменения уровня издержек обращения
Изменение розничных цен влияет, прежде всего, на изменение уровня издержек обращения. Изменение розничных цен на сумму затрат по некоторым статьям издержек обращения не оказывает влияния, но их уровень снижается с ростом цен. Скорректированный на индекс цен уровень издержек обращения торгового предприятия за отчетный год можно рассчитать:
Ускор.1=Ун/З1+(Изав1*100)/(РТО1/Ир) (6)
Ускор1 – скорректированный отчетный уровень издержек обращения, %.
Изав1 – сумма зависимых от изменения цен издержек обращения отчетного года, руб.
Ир – индекс цен.
РТО1 – фактический объем розничного товарооборота.
Стратегическая модель управления издержками, направленная на их оптимизацию, предусматривает необходимость обеспечения следующей пропорции в темпах роста прибыли, товарооборота и затрат.
Iп>Iрто>Iи (7)
1.2. Анализ показателей производства и реализации продукции в сельском хозяйстве
Под валовой продукцией материальной отрасли народного хозяйства подразумевается совокупный продукт этой отрасли, созданный за определенный период времени. При определении валовой продукции сельского хозяйства и других отраслей материального производства необходимо, прежде всего, четко ограничить продукцию каждой отрасли и уточнить содержание совокупного продукта отраслей в условиях их всесторонних внутренних и внешних взаимосвязей. Все отрасли в процессе производства связаны друг с другом: продукт одного производства или одной отрасли в течение периода, за который берется объем совокупного продукта, потребляется как сырье в другой отрасли данного предприятия, или других предприятий, т.е. совершает определенный оборот.
Совокупный продукт, определяемый как простая сумма продуктов различных взаимосвязанных в процессе производства отраслей, то есть с включением происходящего между ними взаимного оборота, представляет собой валовой оборот.
Валовая продукция сельского хозяйства исчисляется по методу валового оборота, то есть как сумма сырых продуктов растениеводства и животноводства. К сырой первичной продукции сельского хозяйства относится продукция, не подвергшаяся переработке в других отраслях, например зерно, сахарная свекла, семена подсолнечника, сырые овощи, плоды, молоко[6, с. 142].
Сельскохозяйственная продукция, реализуемая за пределы хозяйства, называется товарной продукцией. Часть продукции, потребляемой в данном хозяйстве или реализуемой за его пределы, может предварительно подвергаться промышленной переработке. Распределение физического объема сельскохозяйственной продукции может быть представлено в денежном выражении при условии единых цен для всех каналов реализации. Распределение продукции по стоимости (издержкам производства) предполагает учет фактически складывающихся цен.
Процентное отношение товарной продукции данного вида к валовой продукции этого же вида является показателем товарной продукции. При определении показателя товарности всей сельскохозяйственной продукции предприятия объемы товарной и валовой продукции берутся в денежной форме в единых ценах.
При исчислении показателя средней товарности продукции по сельскохозяйственному предприятию обычно не принимают во внимание (не включают ни в товарную, ни в валовую продукцию) нетоварные в основном виды продукции (сено, солому, силос, зеленый корм и др.).
Общественные явления, изучаемые статистикой, постоянно изменяются и развиваются. Например, в хозяйствах из года в год изменяется объем валовой продукции растениеводства и животноводства, поголовье скота, уровень производительности труда и т.д. При изучении этих процессов статистика применяет ряды динамики.
Рядами динамики называются ряды чисел, характеризующих изменение явлений во времени. Каждый ряд динамики состоит из двух элементов[11, с. 352]:
· уровней, характеризующих величину изучаемого признака;
· периодов (моментов), к которым относятся эти уровни.
В зависимости от характера уровней ряда различают два вида динамических рядов : моментные и интервальные (периодические).
Моментным называется ряд динамики, уровни которого характеризуют состояние явления на определенные моменты времени. Важное экономическое значение имеет определение разности уровней моментного ряда динамики, которая характеризует развитие (увеличение или уменьшение) изучаемого явления во времени.
Интервальным (периодическим) называется такой динамический ряд, уровни которого характеризуют размер явления за тот или иной период времени. Уровни интервального ряда в отличие от уровней моментного ряда не содержатся в предыдущих или последующих показателях. Поэтому важное экономическое значение имеет суммирование этих уровней. Сумма уровней периодического ряда динамики характеризует уровень данного явления за более длительный отрезок времени.
Часто ряды динамики приводят в виде абсолютных величин. Путем их обработки получают ряды динамики относительных и средних величин.
Рядом динамики относительных величин называется такой ряд, уровни которого характеризуют изменение относительных размеров изучаемых явлений во времени. Рядом динамики средних величин называется такой ряд, уровни которого характеризуют изменение средних размеров изучаемых явлений во времени.
Для анализа динамики общественных явлений исчисляют следующие показатели: 1) абсолютный прирост; 2) темп роста; 3) темп прироста; 4) значение одного процента прироста.
Абсолютный прирост (А) показывает, на сколько данный уровень больше или меньше базисного. Абсолютный прирост исчисляется как разница между сравниваемым и базисным уровнем :
А = Уn - Уо, где (8)
А – абсолютный прирост;
Уn – уровень, который сравнивается;
Уо – уровень, с которым производится сравнение.
Темп роста показывает, во сколько раз (процентов) сравниваемый уровень больше или меньше базисного, и рассчитывается как отношение сравниваемого уровня и уровня, принятого за базу сравнения :
Тр = Уn / Уо . (9)
Темп прироста показывает, на сколько процентов сравниваемый уровень больше или меньше уровня, принятого за базу сравнения, и вычисляется как отношение абсолютного прироста к абсолютному уровню, принятому за базу сравнения.
Тпр = А / Уо . (10)
Значение одного процента прироста исчисляется как отношение абсолютного прироста к темпу прироста. Значение этого показателя можно вычислить также путем деления первоначального уровня на 100.
Значение 1% прироста = Уо / 100 . (11)
В зависимости от уровня, принятого за базу сравнения, показатели ряда динамики делятся на цепные и базисные. Базисными называются показатели, которые исчисляются по отношению к одному и тому же уровню, принятому за постоянную базу сравнения. Цепными называются показатели, которые исчисляются по отношению к предыдущему уровню. Для общей характеристики развития явления за весь период, охватываемый рядом динамики, исчисляют средний уровень ряда. Средние, исчисленные из абсолютных уровней динамики, называются средними хронологическими. Различают средние хронологические для интервальных и моментных рядов динамики.
Средняя хронологическая для интервального ряда рассчитывается по формуле средней арифметической простой, т.е. путем деления суммы всех уровней ряда на их число по формуле
`у = Sу / n (12)
где у – средний уровень;
у – уровни ряда;
n – число уровней.
Для моментного ряда динамики выглядит следующим образом :
ухронол = (у1/2 +у2+¼+уn-1+yn/2)/(n-1) (13)
где n –число уровней.
Средние темпы роста исчисляют для обобщения характеристики темпов роста изучаемого явления за ряд лет. Расчет среднего темпа роста производится по формуле средней геометрической :
угеом = nÖу1·у2¼уn, где (14)
угеом - средний темп роста;
у1 ¼уn – цепные индивидуальные темпы роста;
n –число цепных темпов роста.
Для исчисления среднего темпа роста пользуются также формулой
у геом = n-1√ yn / y1 (15)
где уn - конечный уровень динамического ряда;
у1 – начальный уровень динамического ряда.
Средние темпы прироста представляют собой разность между средним темпом роста и единицей (`у – 1) или 100, когда темп роста выражен в процентах.
`у пр = `у геом – 100 (16)
Ряды динамики не всегда сравнимы, что затрудняет их анализ. Чтобы обеспечить сравнимость рядов динамики, используется такой прием анализа, как аналитическое выравнивание. Аналитическое выравнивание представляет собой наиболее точный способ выявления общей закономерности развития явлений. При этом способе средняя линия развития, характеризующая общую закономерность, определяется путем построения соответствующих аналитических уравнений: прямой, параболы, гиперболы и т.д.
Прямая линия выражается при помощи следующего уравнения:
`уt = а + bt, (17)
где уt – выровненные значения ряда;
t – время, т.е. порядковые номера периодов или моментов времени;
а и b – параметры искомой прямой , т.е. начальный уровень и ежегодный прирост (b – коэффициент регрессии, который показывает, насколько единиц изменится результативный признак при изменении факторного на 1 единицу).
Для того, чтобы найти неизвестные параметры уравнения (а и b), необходимо по способу наименьших квадратов решить систему нормальных уравнений:
åy = na + båt ;
åyt = aåt + båt2 (18)
у – фактические уровни ряда динамики;
n – число лет.
Для упрощения расчетов в рядах динамики величинам t придают значения, которые при суммировании равны нулю, т.е. åt = 0. В этом случае система нормальных уравнений примет вид:
åy = na;
åyt = båt2 (19)
Из системы уравнений 20 следует:
а = åу / n
b = åyt /åt2. (20)
Порядок выравнивания изменения прибыли от реализации продукции растениеводства в расчете на 1 чел.-час представлен в таблице 3 и построенном на ее основании графике, отражающем динамику и тенденции изменения прибыли от реализации в расчете на один чел.- час.
Теоретическое значение прибыли от реализации в расчете на один отработанный в растениеводстве чел.-час определяется по уравнению прямой
Уt = a + bt (21)
a – свободный член уравнения (среднее значение прибыли за исследуемый период);
b – коэффициент регрессии (среднегодовое изменение прибыли в расчете на 1 чел.-час);
t – порядковый номер года.
Для нахождения параметров уравнения а и b решим систему уравнений :
åy = na + båt ;
åyt = aåt + båt2 . (22)
Так как åt = 0, то система примет вид:
åy = na; (23)
åyt = båt2 .
Из системы 22
а = åу / n;
b = åyt /åt2. (24)
a = 4,724;
b = 1,254. (25)
2. Практическая часть
Задача 1
УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ
Определить влияние факторов на изменение стоимости проживания контингента турфирмы в арендуемых помещениях гостиниц «Восток» и «Южная». Сделать выводы о том, где выгоднее фирме размещать туристов при условии равнозначности гостиничных услуг и расположения гостиниц.
Таблица 2
Исходные данные
Показатели |
Базисный год |
Отчетный год |
1. Количество койко- суток проживания |
1250 |
1400 |
2. Стоимость койко- суток при аренде , руб. |
||
2.1. в гостинице Восток |
300 |
350 |
2.2. в гостинице Южная |
310 |
340 |
3. Стоимость проживания |
РЕШЕНИЕ
1.Стоимость проживания в гостинице определяется по формуле:
Ст = К* Скс (26)
Где Ст – стоимость проживания в гостинице, руб.
К – количество койко- суток
Скс – стоимость койко – суток при аренде, руб.
2. В таблице 3 представлены основные условные обозначения и расчет стоимости проживания по гостиницам
Таблица 3
Показатели |
Базисный год |
Отчетный год |
||
1. Количество койко- суток проживания |
К баз |
1250 |
К отч |
1400 |
2. Стоимость койко- суток при аренде , руб. |
Скс баз |
Скс отч |
||
2.1. в гостинице Восток |
300 |
350 |
||
2.2. в гостинице Южная |
310 |
340 |
||
3. Стоимость проживания |
Ст баз |
Ст отч |
||
3.1. в гостинце "Восток" |
375000 |
490000 |
||
3.2. в гостинице "Южная" |
387500 |
476000 |
3. Исследуем влияние факторов на величину стоимости проживания методом цепных подстановок
гостиница «Восток»:
-влияние изменения количества койко- суток:
(К отч * Скс баз) – (К баз * Скс баз) = (1400* 300) – (1250 * 300) = 45000 (руб.)
За счет роста количества койко- суток стоимость проживания выросла на 45000 (руб.)
- влияние изменения стоимости койко – суток
(К отч * Скс отч) – (К отч * Скс баз) = (1400* 350) – (1400 * 300) = 70000 (руб.)
За счет роста стоимости койко- суток стоимость проживания выросла на 70000 руб.
Общее изменение и влияние факторов:
45000+70000 = 115000 (руб.)
ПРОВЕРКА:
490000-375000 = 115000 (руб.)
В целом стоимость проживания в гостинице «Восток» выросла на 115 000 руб., в том числе в большей степени за счет влияния изменения стоимости койко- суток
гостиница «Южная»
-влияние изменения количества койко- суток:
(К отч * Скс баз) – (К баз * Скс баз) = (1400* 310) – (1250 * 310) = 46500 (руб.)
За счет роста количества койко- суток стоимость проживания выросла на 46500 (руб.)
- влияние изменения стоимости койко – суток
(К отч * Скс отч) – (К отч * Скс баз) = (1400* 340) – (1400 * 310) = 42000 (руб.)
За счет роста стоимости койко- суток стоимость проживания выросла на 42000 руб.
Общее изменение и влияние факторов:
46500+42000 = 88500 (руб.)
ПРОВЕРКА:
476000-387500 = 88500 (руб.)
В целом стоимость проживания в гостинице «Южная» выросла на 88500 руб., в том числе в большей степени за счет влияния изменения стоимости койко- суток.
ОТВЕТ
Стоимость проживания в гостинице «Восток» выросла на 115000 руб., вы том числе за счет роста количества койко- суток на 45000 руб., за счет роста стоимости койко- суток на 70000 руб.
Стоимость проживания в гостинице «Южная» выросла на 88500 руб., в том числе за счет роста количества койко- суток на 46500 руб., за счет роста стоимости койко- места на 42000 руб.
Выгоднее проживание в гостинице «Южная» так как прирост стоимости проживания под влиянием факторов меньше, чем в гостинице «Восток».
Задача 2
УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ
Провести анализ объема грузовых перевозок транспортной организации, определить влияние факторов на изменение объема перевозок.
Таблица 4
Исходные данные задачи
Показатели |
Базисный год |
Отчетный год |
Изменение |
1. количество автомобилей |
12 |
14 |
|
2. средний пробег, км |
150 |
120 |
|
3. средняя производительность автомобиля, т |
3 |
3,5 |
|
4. тариф за 1 т\км, руб. |
250 |
280 |
|
Объем перевозок, тыс.руб. |
РЕШЕНИЕ
1. Объем перевозок определяется формулой:
ОП = К * СПр * Пр * Т (27)
Где К – количество автомобилей
СПр – средний пробег, км
Пр – производительность , т
Т – тприф за 1т\км, руб.
2. В таблице 5 представлен расчет объема перевозок и изменения
Таблица 5
Расчет объема перевозок
Показатели |
Обозначение |
Базисный год |
Обозначение |
Отчетный год |
Изменение |
1. количество автомобилей |
К баз |
12 |
К отч |
14 |
2 |
2. средний пробег, км |
СПр баз |
150 |
СПр отч |
120 |
-30 |
3. средняя производительность автомобиля, т |
Пр баз |
3 |
Пр отч |
3,5 |
0,5 |
4. тариф за 1 т\км, руб. |
Т баз |
250 |
Т отч |
280 |
30 |
Объем перевозок, тыс.руб. |
ОП баз |
1350000 |
ОП отч |
1646400 |
296400 |
3. Определяем влияние факторов методом цепных подстановок:
- влияние изменения количества автомобилей:
(Котч* СПр баз*Пр баз* Т баз) – (К баз * СПр баз * Пр баз * Т баз) = (14*150*3*250)-(12*150*3*250) = 225000 (руб.)
под влиянием роста количества автомобилей объем перевозок вырос на 225000 руб.
- влияние изменения среднего пробега:
(Котч* СПр отч*Пр баз* Т баз) – (К отч * СПр баз * Пр баз * Т баз) = (14*1 20*3*250)-(14*150*3*250) = -315000 (руб.)
Сокращение среднего пробега вызвало снижение объема перевозок на 315000 руб.
- влияние изменения производительности
(Котч* СПр отч*Пр отч* Т баз) – (К отч * СПр отч * Пр баз * Т баз) = (14*120*3,5*250)-(14*120*3*250) = 210000 (руб.)
За счет роста производительности объем перевозок вырос на 210000 руб.
- влияние изменения тарифа:
(Котч* СПр отч*Пр отч* Т отч) – (К отч * СПр отч * Пр отч * Т баз) = (14*120*3,5*280)-(14*120*3,5*250) = 176400 (руб.)
За счет роста тарифа объем перевозок вырос на 176400 руб.
Общее изменение под влиянием всех факторов:
225000-315000+210000+176400=296400 (руб.)
Таким образом, под влиянием всех факторов объем перевозок вырос на 296400 руб.
ПРОВЕРКА:
1646400-1350000=296400 (руб.)
ОТВЕТ
В отчетном году объем перевозок вырос на 296400 руб., в том числе вырос на 225000 руб. за счет роста количества автомобилей, снизился на 315000 руб. за счет снижения среднего пробега, вырос на 210000 руб. за счет роста производительности, вырос на 176400 руб. а счет роста тарифа.
Задача 3
УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ
Определить необходимый объем продаж на предстоящий год с таким расчетом , чтобы получить прибыль от торговой деятельности в сумме 500 тыс. руб.
Таблица 6
Исходные данные
Показатели |
Базисный год |
Отчетный год |
Сумма условно- постоянных расходов, тыс. руб. |
250 |
|
Уровень условно- переменных расходов, % |
15 |
|
Уровень валового дохода в % к товарообороту |
30 |
|
Прибыль |
500 |
|
Товарооборот |
РЕШЕНИЕ
Товарооборот для достижения целевой прибыли определяется по формуле:
Тпц = (Ис + Пц) * 100 : (Увд – Уип) (28)
Где Тпц – объем товарооборота для достижения целевой прибыли, тыс. руб.
Ис – постоянный издержки обращения, тыс. руб.
Пц – целевая прибыль, тыс. руб.
Увд – уровень валового дохода, %
Уип – уровень переменных издержек обращения, %
Тогда, Тпц = (250+1500) * 100 : (30-15) = 5000 (тыс. руб.)
ОТВЕТ
Таким образом, для достижения прибыли в размере 1500 тыс. руб. необходимый объем продаж равен 5000 тыс. руб.
Задача 4
УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ
Пропускная способность предприятия (ПС) общественного питания характеризуется количеством посетителей, обслуживаемых за период времени и определяется по формуле: ПС = (ВР * Чм) : ВО, где ВР - продолжительность работы предприятия за день, мин; Чм – число посадочных мест в зале; ВО – время обслуживании посетителя. Определить влияние факторов на изменение показателя пропускной способности кафе.
Таблица 7
Исходные данные
Показатели |
Базисный год |
Отчетный год |
Время работы кафе, мин |
10 |
12 |
Число посадочных мест |
45 |
50 |
Время обслуживания 1 посетителя, мин |
25 |
30 |
РЕШЕНИЕ
В таблице 8 представлены основные обозначения и расчет пропускной способности по формуле:
ПС = (ВР * Чм): ВО (29)
Таблица 8
Расчет пропускной способности
Показатели |
Обозначения |
Базисный год |
Обозначения |
Отчетный год |
Время работы кафе, мин |
ВР баз |
10 |
ВР отч |
12 |
Число посадочных мест |
Чм баз |
45 |
Чм отч |
50 |
Время обслуживания 1 посетителя, мин |
ВО баз |
25 |
ВО отч |
30 |
Пропускная способность |
ПС баз |
18 |
Пс отч |
20 |
Расчет влияния факторов на пропускную способность определим методом цепных подстановок:
- влияние изменения времени работы:
(ВР отч * Чм баз : ВО баз) – (Вр баз * Чм баз : ВО баз) = (12*45:25) – (10*45:25) = 3,6
За счет изменения времени работы пропускная способность увеличилась на 3,6
- влияние изменения числа посадочных мест:
(ВР отч * Чм отч : ВО баз) – (Вр отч * Чм баз : ВО баз) = (12*50:25) – (12*45:25) = 2,4
За счет роста числа посадочных мест пропускная способность выросла на 2,4
- влияние изменения времени обслуживания:
(ВР отч * Чм отч : ВО отч) – (Вр отч * Чм отч : ВО баз) = (12*50:30) – (12*50:25) = -4
За счет роста времени обслуживания пропускная способность уменьшилась на 4
Таким образом, совместное влияние факторов:
2,4+3,6-4 = 2
ПРОВЕРКА:
20-18= 2
ОТВЕТ
Пропускная способность кафе в отчетном году выросла на 2, в том числе за счет роста времени работы на 3,6, за счет роста числа посадочных мест на 2,4, а за счет роста времени обслуживания уменьшилась на 4.
Задача 5
УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ
Провести анализ себестоимости единицы продукции животноводства . Определить влияние факторов на изменение себестоимости 1 ц молока
Таблица 9
Исходные данные
Показатели |
Базисный год |
Отчетный год |
Затраты на содержание животных, руб. |
120500 |
135500 |
Количество животных (коров) |
80 |
75 |
Продуктивность 1 коровы, ц |
4,5 |
5 |
Себестоимость 1ц молока, руб. |
РЕШЕНИЕ
1. Себестоимость 1 ц определяется по формуле (30)
С = З : (П * К) (30) где С – себестоимость 1 ц , руб.
З – затраты на содержание коров, руб.
К – количество коров
П – производительность животных
2. В таблице 10 отражен расчет себестоимости и обозначения
Таблица 10
Расчет себестоимости 1 ц молока
Показатели |
Обозначение |
Базисный год |
Обозначение |
Отчетный год |
Затраты на содержание животных, руб. |
З баз |
120500 |
З отч |
135500 |
Количество животных (коров) |
К баз |
80 |
К отч |
75 |
Продуктивность 1 коровы, ц |
П баз |
4,5 |
П отч |
5 |
Себестоимость 1ц молока, руб. |
С баз |
335 |
Сотч |
361 |
3. Влияние факторов определим методом цепных подстановок:
- влияние изменения затрат:
(З отч : (П баз* К баз)) – (З баз – (П баз* К баз) = (135500:(4,5*80))- (120500 : (4,5*80)) = 42 (руб.)
В связи с ростом затрат себестоимость выросла на 42 руб.
- влияние изменения количества животных:
(З отч : (П отч* К баз)) – (З отч – (П баз* К баз) = (135500:(5*80))- (135500 : (4,5*80)) = -38 (руб.)
В связи со снижением количества животных себестоимость снизилась на 42 руб.
- влияние изменения продуктивности:
(З отч : (П отч* К отч)) – (З отч – (П отч* К баз) = (135500:(5*85))- (135500 : (5*80)) = 23 (руб.)
В связи с ростом продуктивности животных себестоимость выросла на 23 руб.
Общее влияние факторов:
42 – 38 + 23 = 27 (руб.)
ПРОВЕРКА:
361-335= 26 (руб.)
Таким образом, в целом себестоимость 1 ц молока выросла на 26 руб.
ОТВЕТ
В отчетном году себестоимость 1 ц молока выросла на 26 руб., в том числе за счет роста затрат она выросла на 42 руб., за счет снижения количества животных она снизилась на 38 руб., за счет роста продуктивности она выросла на 23 руб.
Список литературы
1) Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учеб. пособ.- М.: Финансы и статистика, 2002.- 456с.
2) Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – 4-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 352 с.
3) Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учеб. – М.: Инфра- М, 2003. – 392 с.
4) Ефимова О.В. Финансовый анализ. - 3 изд., переаб., доп. – М.: Бух. учет, 2003. – 351 с.
5) Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 344 с.
6) Финансы: Учеб. пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 384 с.
7) Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. – 2 изд., пераб., доп. – М.: Центр экономика и маркетинга, 2003. – 188 с.
8) Кожинов В.Я. Бухгалтерский учет: Прогнозирование финансового результата: Учебно- метод. пособ. –М.: Экзамен, 2002. – 319 с.
9) Кошкина Г.М. Финансы предприятия: Тексты лекций. – Новосибирск: НГАЭиУ, 2001. – 150 с.
10) Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент: Задачи, деловые ситуации и тесты. – М.: Дело и сервис, 2002. – 111с.
11) Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дькова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. – 471 с.
12) Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность, -М.: ИКЦ. «Маркетинг», 2002.
13) Справочник финансиста предприятия/ Баранникова Н.П., Бурмистрова Л.А., Винслав Ю.Б. – 2 изд., доп., переаб. – М.: Инфра- М, 2002. – 558с.
14) Финансовый менеджмент: Теория и практика: Учеб./Под ред. Е.М. Стояновой. – М.: Перспектива, 2002. – 656 с.
15) Финансы: Учеб. пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 384 с.