В школе № 5 г. Хабаровска сотрудниками библиотеки было проведено три урока, целью которых являлось повышение уровня информационной культуры учащихся. Данные уроки входят в состав интегрированного курса «Основы информационной культуры школьника», разработанного методическим отделом школы. Настоящий курс разработан педагогами и библиотекарями школы. Опишем цели и задачи проведения трех описываемых к курсовой работе уроков.
В современный период происходит становление информационного общества, в котором главными ценностями являются творческий потенциал и умственные способности человека. Успех и устойчивость личности в меняющемся обществе зависит от способности легко учиться, осуществлять непрерывное образование.
Программа формирования основ информационной культуры разрабатывалась и корректировалась в течение последних 10-15 лет. За это время апробировались разные варианты, в результате сформировались основные сквозные линии программы, определились принципы ее организации, наработался репертуар форм и приемов практической реализации программы.
Прошедшее 10-летие многое изменило в восприятии проблемы информационной культуры. Серьезно изменилась структура информационных ресурсов; в практику взаимодействия с информацией вошли новые информационные технологии; реальностью школьной жизни стали наукоемкие и информационноемкие формы учебной деятельности – все это потребовало иного уровня информационных знаний и навыков, иного их состава и сочетания. Значительно изменился и сам реципиент информационных знаний – ребенок, подросток рубежа третьего тысячелетия. Иной стала его система приоритетов и ценностей, общий информационный багаж, операционные возможности.
Все обозначенные реалии наложили свой отпечаток на формирование данного программного проекта.
Библиотекари и педагоги школы при разработке уроков исходили из того, что программированию подлежат все основные уровни информационной культуры:
· социальный;
· психологический;
· операционно-технологический;
· коммуникативный
в том их сочетании, которое наиболее целесообразно для каждой возрастной ступени.
Таким образом, принцип комплексности и интегративности становится для библиотечных уроков одним из основополагающих. Реализуется он сочетанием в каждом уроке основных содержательных линий Курса; привлечением разнообразных видов информационных ресурсов, сопровождением разных подходов, форм и методов работы.
Принцип адаптивности видится также одним из ведущих в практической реализации программы. При этом адаптивность понимается, как способность быстро реагировать и гибко приспосабливать свои программные установки к динамично меняющимся социокультурным условиям, общевозрастным и индивидуальным особенностям школьников, пользователей библиотек.
Очевидно, что соотношение и сочетание тем в каждой возрастной параллели будет разным в каждой отдельной региональной ситуации, и будет зависеть от исходного уровня информационных знаний и навыков школьников, степени актуальности для них тех или иных программных позиций. В этом смысле предварительные исследования, предшествующие внедрению программы, видятся как необходимые и обязательные для получения эффективного результата.
Плотность познавательной жизни современного школьника предельно высока. В связи с этим, введение в его обиход еще одного обучающего курса представляется делом весьма непростым. Преодоление, в этом случае, возможной реакции отторжения и агрессии мы связываем с активным использованием в своих программных установках принципа действенной включенности. В программе заложены позиции, согласно которым школьники выступают не только восприемниками информации, но на каждой ступени получают множество возможностей для реализации себя в роли транслятора и создателя информации. В структуре программы, таким образом, деятельностные формы работы превалируют над чисто знаниевыми.
Используется и хорошо зарекомендовавший себя в библиографической практике и практике формирования библиотечно-библиографических знаний, принцип концентричности. Темы, базисные для формирования багажа информационной культуры личности, повторяются на каждой ступени с определенным приращением – знаниевым или операционным.
Наконец, одним из ключевых при определении содержания и структуры данных уроков был принцип целостного подхода. Исходная позиция – формировать не отдельные информационные умения и навыки, а личность читателя в целом, апеллируя к сфере читательских потребностей и интересов, к читательскому самовыражению и поведению, к читательскому творчеству.
Итак, сформулируем целевые посылы этих уроков. В их числе выделяются, как основные, следующие:
· формирование читателя «информационного века», информационного общества;
· развитие у детей и подростков основных информационных умений и навыков – в качестве базиса для формирования информационно-независимой личности, обладающей способностью к самостоятельному и эффективному информационному поведению;
· развитие, на основе информационных знаний, умений, навыков, коммуникативных и креативных способностей читателя.
Результатами проведения уроков должны стать следующие новообразования в активе личности школьника:
· определенный уровень информационной независимости;
· представления об информационных перспективах;
· способность к информационным коммуникациям.
Организационно уроки реализуется через школьную библиотеку, выступающую в качестве методического и координирующего центра.
Курс, в рамках которого проводились описываемые три урока, поддержан системой индивидуальной работы, имеющей два направления:
· создание поддерживающего фона информационной культуры в индивидуальной читательской деятельности (через систему индивидуальных заданий, тренингов, индивидуального консультирования);
· помощь отдельным читателям в ликвидации пробелов в информационной подготовке, появившихся в результате пропусков посещениях отдельных занятий, либо в силу индивидуально-личностных причин.