В школе № 5 г. Хабаровска сотрудниками библиотеки было проведено три урока, целью которых являлось повышение уровня информационной культуры учащихся. Данные уроки входят в состав интегрированного курса «Основы информационной культуры школьника», разработанного методическим отделом школы. Настоящий курс разработан педагогами и библиотекарями школы. Опишем цели и задачи проведения трех описываемых к курсовой работе уроков.

В современный период происходит становление информационного общества, в котором главными ценностями являются творческий потенциал и умственные способности человека. Успех и устойчивость личности в меняющемся обществе зависит от способности легко учиться, осуществлять непрерывное образование.        

Программа формирования основ информационной культуры разрабатывалась и корректировалась в течение последних 10-15 лет. За это время апробировались разные варианты, в результате сформировались основные сквозные линии программы, определились принципы ее организации, наработался репертуар форм и приемов практической реализации программы.

Прошедшее 10-летие многое изменило в восприятии проблемы информационной культуры. Серьезно изменилась структура информационных ресурсов;  в практику взаимодействия с информацией вошли новые информационные технологии; реальностью школьной жизни стали наукоемкие и информационноемкие формы учебной деятельности – все это потребовало иного уровня информационных знаний и навыков, иного их состава и сочетания. Значительно изменился и сам реципиент информационных знаний – ребенок, подросток рубежа третьего тысячелетия. Иной стала его система приоритетов и ценностей, общий информационный багаж, операционные возможности.

Все обозначенные реалии наложили свой отпечаток на формирование данного программного проекта.

Библиотекари и педагоги школы при разработке уроков исходили из того, что программированию подлежат все основные уровни информационной культуры:

·                   социальный;

·                   психологический;

·                   операционно-технологический;

·                   коммуникативный

в том их сочетании, которое наиболее целесообразно для каждой возрастной ступени.

Таким образом, принцип комплексности и интегративности становится для библиотечных уроков одним из основополагающих. Реализуется он сочетанием в каждом уроке основных содержательных линий Курса; привлечением разнообразных видов информационных ресурсов, сопровождением разных подходов, форм и методов работы.

Принцип адаптивности видится также одним из ведущих в практической реализации программы. При этом адаптивность понимается, как способность быстро реагировать и гибко приспосабливать свои программные установки к динамично меняющимся социокультурным условиям, общевозрастным и индивидуальным особенностям школьников, пользователей библиотек.

Очевидно, что соотношение и сочетание тем в каждой возрастной параллели будет разным в каждой отдельной региональной ситуации, и будет зависеть от исходного уровня информационных знаний и навыков школьников, степени актуальности для них тех или иных программных позиций. В этом смысле предварительные исследования, предшествующие внедрению программы, видятся как необходимые и обязательные для получения эффективного результата.

Плотность познавательной жизни современного школьника предельно высока. В связи с этим, введение в его обиход еще одного обучающего курса представляется делом весьма непростым. Преодоление, в этом случае, возможной реакции отторжения и агрессии мы связываем с активным использованием в своих программных установках принципа действенной включенности. В программе заложены позиции, согласно которым школьники выступают не только восприемниками информации, но на каждой ступени получают множество возможностей для реализации себя в роли транслятора и создателя информации. В структуре программы, таким образом, деятельностные формы работы превалируют над чисто знаниевыми.

Используется и хорошо зарекомендовавший себя в библиографической практике и практике формирования библиотечно-библиографических знаний, принцип концентричности. Темы, базисные для формирования багажа информационной культуры личности, повторяются на каждой ступени с определенным приращением – знаниевым или операционным.

Наконец, одним из ключевых при определении содержания и структуры данных уроков был принцип целостного подхода. Исходная позиция – формировать не отдельные информационные умения и навыки, а личность читателя в целом, апеллируя к сфере читательских потребностей и интересов, к читательскому самовыражению и поведению, к читательскому творчеству.

Итак, сформулируем целевые посылы этих уроков.  В их числе выделяются, как основные, следующие:

·                   формирование читателя «информационного века», информационного общества;

·                   развитие у детей и подростков основных информационных умений и навыков – в качестве базиса для формирования информационно-независимой личности, обладающей способностью к самостоятельному и эффективному информационному поведению;

·                   развитие, на основе информационных знаний, умений, навыков, коммуникативных и креативных способностей читателя.

Результатами проведения уроков должны стать следующие новообразования в активе личности школьника:

·                   определенный уровень информационной независимости;

·                   представления об информационных перспективах;

·                   способность к информационным коммуникациям.

Организационно уроки реализуется через школьную библиотеку, выступающую в качестве методического и координирующего центра.

Курс, в рамках которого проводились описываемые три урока, поддержан системой индивидуальной работы, имеющей два направления:

·                   создание поддерживающего фона информационной культуры в индивидуальной читательской деятельности (через систему индивидуальных заданий, тренингов, индивидуального консультирования);

·                   помощь отдельным читателям в ликвидации пробелов в информационной подготовке, появившихся в результате пропусков посещениях отдельных занятий, либо в силу индивидуально-личностных причин.