Содержание

1. Основные экологические требования к строительству объектов железнодорожного транспорта. 3

2. Лесные ресурсы. Меры по их охране и рациональному использованию.. 4

3. Принципы разработки и использования шумовых карт. 8

4. Задача. 10

Список литературы.. 12

1. Основные экологические требования к строительству объектов железнодорожного транспорта

Строительство объектов железнодорожного транспорта оказывает воздействие на окружающую природную среду всех климатических зон и географических поясов нашей страны. Но по сравнению с автомобильным неблагоприятное воздействие железнодорожного транспорта на среду обитания существенно меньше. В первую очередь это связано с тем, что железные дороги – наиболее экономичный вид транспорта по расходу энергии на единицу работы. Тем не менее, перед строительством объектов железнодорожного транспорта серьёзно стоят проблемы уменьшения и предотвращения загрязнения окружающей среды.[1]

Железнодорожный транспорт постоянно воздействие на природную среду. Уровень воздействия может лежать  в допустимых равновесных и кризисных границах.

Характер воздействия транспорта на окружающую среду определяется составом техногенных факторов, интенсивностью их воздействия, экологической весомостью воздействия на элементы природы. Техногенное воздействие может быть локальным от единичного фактора или комплексным – от группы различных факторов, характеризующихся коэффициентами экологической весомости, которые зависят от вида воздействия, их характера, объекта воздействия.

Для оценки уровня воздействия объектов транспорта на экологическое состояние природы используют следующие  интегральные характеристики:

-             Абсолютные потери окружающей среды, выражаемые в конкретных единицах измерения состояния биоценозов (флоры, фауны, людей);

-             Компенсационные возможности экосистем, характеризующие их восстанавливаемость в естественном или искусственном режиме, создаваемом принудительно;

-             Опасность нарушения природного баланса, возникновение неожиданных потерь и локальных экологических сдвигов, которые могут вызвать экологический риск и кризисные ситуации в окружающей природной среде;

-             Уровень экологических потерь, вызываемых воздействием объектов транспорта на окружающую среду;

Эти характеристики и позволяют определить экологическую безопасность в регионах расположения транспортных объектов.

2. Лесные ресурсы. Меры по их охране и рациональному использованию

Леса - основной тип растительности России, они занимают 45% ее территории.  Леса играют огромную роль в экономике России как источники древесины и многих видов сырья - растительного (смолы, грибы, ягоды, лекарственные растения) и животного (мясо, меха, ценные лекарственные препараты - панты, бобровая и кабарожья струя, медвежья желчь и т.п.[2]

Для русского населения лес - важнейший рекреационный ресурс. В отличие от большинства западных народов, любительские сбор грибов, ягод, лекарственных растений и охота - не только экономическое подспорье, но и совешенно необходимая часть жизненного уклада. В пейзажах русской живописи и литературы, как профессиональной, так и фольклорной, леса абсолютно преобладают над другими ландшафтами.

Россия обладает самыми большими в мире запасами леса. На 1993 г. площадь лесной части лесного фонда составляла 886.5 млн.га, а общий запас древесины - 80.7 млрд. м3, что составляет соответственно 21.7 и 25.9% мировых запасов. Превышение второй цифры над первой говорит о том, что Россия располагает более зрелыми и более продуктивными лесами, чем остальная планета в целом.

Леса играют огромную роль в газовом балансе атмосферы и регулировании планетарного климата Земли. Общий баланс для лесов России, рассчитанный Б.Н.Моисеевым составил для углекислого газа 1789064.8 тыс. тонн, а для кислорода - 1299019.9 тыс. тонн. Ежегодно в лесах России депонируется 600 млн. тонн углерода. Эти гигантские объемы миграции газов существенно стабилизируют газовый состав и климат планеты.

Основные запасы лесов России концентрируются в Сибири и на Дальнем Востоке, а также на Европейском севере. Максимальные проценты лесопокрытой площади отмечаются в Иркутской области и Приморском крае, несколько ниже они на юге Хабаровского края, юге Якутии, в приенисейской части Красноярского края и в республике Коми, Вологодской Костромской и Пермской областях. Однако лесистость совпадает с высокими запасами древесины лишь в Приморском крае и, в меньшей степени, на юге Красноярского края В других регионах, где произрастают наиболее продуктивные леса (на Кавказе, Алтае, Европейском центре) лесистость заметно снижена, причем в значительной степени благодаря деятельности человека.

Наиболее бедны лесами области юга Европейской России - Ростовская, Волгоградская, Астраханская, Оренбургская, Ставропольский край и республика Калмыкия, а также равнинные тундровые районы. Следует отметить, что на значительной части этих территорий современная лесистость заметно ниже естественной. Русские в степной зоне и крупноотгонные оленеводы на юге тундры существенно снизили площади лесов.

Площади лесов на территории России постоянно сокращаются вот уже 500 лет, но, безусловно, наиболее резко - в ХХ в. Но все же этот процесс затронул Россию в меньшей степени, чем основной мир. Считается (Виноградов и др.), что в последние 10 тыс. лет было сведено 2/3 лесов Евразии. Для России этот показатель не оценивался, но он, безусловно, меньше 1/3.[3]

Общая лесная площадь за 10 лет (1983 - 1993 гг.) в России даже возросла на 6 млн. га, но это отчасти вызвано изменением системы учета. Однако, во многих регионах имеет место восстановление лесов, связанное с глубоким кризисом сельского хозяйства и экономики в целом. Но в то же время запасы древесины снизились на 1.2 млрд. м3, что говорит о том, что леса России молодеют, то есть вырубаются наиболее ценные - спелые и продуктивные леса, в восстановление идет за счет малоценных мелколиственных молодняков.

К мерам, обеспечивающим благополучие экологической обстановки в лесных экосистемах, относятся рубки ухода за лесом, включая рубки обновления и рубки формирования ландшафта, создание лесонасаждений, соответствующих условиям пользования природными ресурсами на определенных участках леса, восстановительные мероприятия на землях, нарушенных прошлой хозяйственной деятельностью человека, и т. д.

Меры по оздоровлению санитарной обстановки в лесах и повышению их устойчивости к неблагоприятным факторам внешней среды включают:

-             выборочные санитарные рубки усыхающих и сухостойных, ветровальных, буреломных, снеголомных, заселенных стволовыми вредителями и пораженных болезнями, поврежденных деревьев;

-             сплошные санитарные рубки погибших или расстроенных насаждений с последующей рекультивацией земель путем посадки культур или оставлением их под естественное заращивание (заповедные и особо охраняемые зоны);

-             рубки ухода и формирования ландшафта (уход в молодняках, ландшафтные рубки, рубки обновления и т. п.);

-             очистку леса от захламленности.

Вмешательство в естественные процессы развития лесных экосистем возможно и необходимо лишь в тех случаях, когда:

-             природный потенциал лесной экосистемы серьезно нарушен прошлой хозяйственной деятельностью человека и его самовосстановление невозможно (сплошные рубки, подсочка, выборка хозяйственно ценных пород при рубках ухода, сильное нарушение гидрологического режима, разрушение нижних ярусов растительности в результате рекреационной дигрессии и т. д.);

-             произошло полное уничтожение лесной растительности в результате стихийных бедствий (пожаров, сходов снежных лавин, ветровой и водной эрозии);

-             необходимо провести определенную коррекцию в структуры лесных насаждений для повышения их функциональных свойств;

-             существует угроза нашествия насекомых или распространения инфекций, которые без вмешательства человека могут привести к серьезным неблагоприятным последствиям.

Охрана и пользование лесными ресурсами организуются для того, чтобы, по возможности не нарушая процессов естественного развития лесных экосистем и без нужды не вмешиваясь в них, дать возможность восстановления естественного состояния лесной экосистемы.

3. Принципы разработки и использования шумовых карт

Под шумом понимают беспорядочное сочетание звуков различной частоты и интенсивности (силы).[4]

В целях устранения акустического дискомфорта в городах, возникающего в результате высокого уровня шума, государство и местные органы управления проводят комплекс мер по снижению шума, как в источниках возникновения, так и на путях его распространения. В РФ действуют санитарные нормы, строго регламентирующие предельно допустимые уровни шума на предприятиях, улицах городов и поселков, в жилых районах, зонах отдыха, районах новостроек, а также на рабочих местах. Нарушение установленных нормативов опасно для здоровья людей и поэтому недопустимо.

Важным условием защиты населения от воздействия шума является строгое соблюдение установленных предельно допустимых уровней. Одним из главных способов борьбы с шумом является снижение его в источниках возникновения.

В настоящее время действуют нормативы удаления жилых домов от источников автомобильного шума, строительства аэропортов, вокруг них создается санитарно-защитная зона в зависимости от класса аэропорта.

С учетом шума, создаваемого во время спортивных соревнований, предусмотрено удаление спортивных объектов от жилого дома на определенное расстояние, исходя из видов спорта и расположения жилья. При этом имеет значение наличие или отсутствие зеленые насаждений, этажность застройки и планировка.

Борьба с шумом, таким образом, является борьбой за здоровье человека, за создание ему нормальных условий труда, быта и отдыха. Комплексное решение всех перечисленных и других вопросов и проблем позволяет успешно бороться с шумом в городах.

Для того, чтобы выбрать и применить более эффективные пути и методы борьбы с шумом, в каждом городе составляется шумовая карта города, являющаяся основным исходным материалом.

Шумовая карта города (жилого района, микрорайона или жилой группы) создается исходя из следующих принципов:

-             Использование результатов измерений шума на улицах и дорогах города;

-             Использование информации о условиях движения или перспектив роста интенсивности движения, характера транспортных потоков как для существующих, так и для проектируемых городов.[5]

Для составления шумовой карты изучают интенсивность движения по улицам и дорогам в обоих направлениях машин в час, среднюю скорость движения потока (км/час), количество грузовых транспортных единиц в потоке (в % к общему числу машин в потоке), наличие рельсового транспорта.

Уровень шума измеряется шумомером с установкой микрофонов в 7 метрах от проезжей части дороги, т.е. В 5 метрах от бордюрного камня (международный стандарт).

4. Задача

Определить предельно допустимый выброс оксида углерода в атмосферу из трубы котельной узловой станции.

Исходные данные

Объем выбрасываемой газовоздушной смеси Q, м3/ч*102 = 260;

Высота трубы Н, м = 11;

Фоновая концентрация в населенном пункте Сф, мг/м3 = 0,03;

Разность температур выбрасываемой смеси и окружающего воздуха ∆Т, 0С – 8,0;

Коэффициент, учитывающий условия выхода из устья источника выброса, m = 0,54;

Климатическая зона: Среднее Поволжье.

Решение:

а) По ГОСТ 12.1.005-88 и ГОСТ 17.2.3.02-78 определяем среднесуточное значение ПДК вредностей в атмосфере воздуха для оксида углерода. ПДК = 0,5 мг/м3.

б) допустимую концентрацию оксида углерода в приземном слое атмосферы найдем по формуле:

 мг/м3.

в) рассчитаем величину параметра Vм по формуле:

;

Значение коэффициентов n = 1; A = 200 (Среднее Поволжье);

Предельно допустимый выброс оксида углерода рассчитаем по формуле:

 г/с;

Рассчитаем концентрацию вредного вещества около устья источника по формуле:

г/м3.

Итак, концентрация вредного вещества около устья источника равна 0,025 г/м3 или 0,25 мг/м3, что не превышает ПДК = 0,5 мг/м3.

Список литературы

1.           Авартьянов М.В. Основы безопасности жизнедеятельности человека: учебник для ВУЗов. – М.: Инфра-М, 2003.

2.           Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник. – М.: Инфра-М, 2002.

3.           Хухлаев Д.В. Безопасность жизнедеятельности. - М.: Просвещение, 2004.

4.           Экология и природопользование. Учебник / Под ред. Алескина А.А. – М.: Инфра-М, 2003.

5.           Экология. Учебник. Е.А.Криксунов. – М.: Инфра-М, 2004.


[1] Экология и природопользование. Учебник / Под ред. Алескина А.А. – М.: Инфра-М, 2003. – с. 115.

[2] Экология. Учебник. Е.А.Криксунов. – М.: Инфра-М, 2004. – с. 147.

[3] Экология. Учебник. Е.А.Криксунов. – М.: Инфра-М, 2004. – с. 153.

[4] Авартьянов М.В. Основы безопасности жизнедеятельности человека: учебник для ВУЗов. – М.: Инфра-М, 2003. – с. 193.

[5] Хухлаев Д.В. Безопасность жизнедеятельности. - М.: Просвещение, 2004. – с. 341.