СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
1. Логистические подсистемы, их характеристика и классификация. 4
2. Сравнительная характеристика каналов распределения. 7
Заключение. 9
Задача 1. 10
Задача 2. 11
Задача 3. 12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 15
Введение
Логистика – наука о планировании, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.
Проблемы логистики уже более 25 лет в нарастающих масштабах привлекают внимание ученых, специалистов, руководителей фирм, предприятий и корпораций развитых стран мира. Этот острый интерес проявляется в научном и практическом планах. Проникновение логистики в сферу экономики в существенной степени обязано компьютеризации управления. В действительности мы имеем дело с быстро развивающейся инфраструктурой в сфере экономики и организации производства и с новым научным направлением. Эта инфраструктура основывается на современных достижениях науки и техники. В России имеются некоторые удачные примеры логистических систем, хотя в своей повседневной практике мы не относим их к области логистики.
В настоящей контрольной работе будут затронуты несколько аспектов логистической проблематики, а именно:
1) расчленение логистической системы на подсистемы¸ классификация и характеристика логистических подсистем, функционирование подсистем в рамках логистической системы;
2) характеристика, классификация и критерии выбора каналов распределения.
1. Логистические подсистемы, их характеристика и классификация
Логистика ставит и решает задачу проектирования гармоничных, согласованных материалопроводящих (логистических) систем, с заданными параметрами материальных потоков на выходе. Отличает эти системы высокая степень согласованности входящих в них производительных сил в целях управления сквозными материальными потоками.
Часто в экономической литературе логистические системы рассматриваются с точки зрения системного анализа, а именно как состоящие из подсистем, которые в свою очередь опять могут расчленяться на подсистемы[1]. Поэтому часто термин «логистические подсистемы» заменяется на термин «логистические системы»; в виду этого в настоящем пункте будем использовать эти термины как синонимы.
«Логистическая система — это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой».[2]
Логистические системы делятся на микро - и макрологистические в зависимости от масштабов логистических подсистем, входящих в них.
«Макрологистическая система — это система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенные в разных регионах страны или в разных странах. Макрологистическая система представляет собой инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран»[3].
Макрологистические системы можно разделить на три группы по способу объединения подсистем:
o логистические системы с прямыми связями. В таких системах материальный поток доходит от производителей продукции до потребителей без посредников, с использованием прямых связей;
o эшелонированные логистические системы, т. е. системы, в которых материальный поток при движении от производителя к потребителю проходит хотя бы одного посредника;
o гибкие логистические системы. Являются гибридом систем с прямыми связями и эшелонированных систем. Материальный поток от производителя продукции к ее потребителю движется как через посредников, так и напрямую, минуя их.
Микрологистические системы образуют класс более мелких внутрипроизводственных логистических подсистем и являются составляющими макрологистических систем. К таким системам можно отнести технологически связанные производства, которые объединены одной инфраструктурой.
Дадим определение логических подсистем.
Логистическая подсистема (элемент логистической системы) — функционально обособленный объект, не подлежащий дальнейшей декомпозиции в рамках решаемой задачи анализа и синтеза логистической системы, выполняющий локальную целевую функцию"[4]. Для макрологи-стической системы элементами будут выступать предприятия и организации, а для микрологистической — подсистемы закупки, планирования и управления, сбыта.
Можно разработать несколько вариантов декомпозиции логистической системы на подсистемы:
На макроуровне элементами логистической системы могут быть предприятия, между которыми осуществляется движение материального потока, и транспорт, который их связывает.
На микроуровне логистическую систему можно разделить на подсистемы закупок, управления производством и сбыта. Подсистема закупок обеспечивает поступление материального потока в систему. Подсистема управления производством занимается приемом материального потока от подсистемы закупок и управлением этим материальным потоком во время технологического процесса. Наконец, задача подсистемы сбыта — выведение материального потока из логистической системы.
Элементы логистической системы (логистические подсистемы) можно объединить в несколько множеств, которые разделяются в зависимости от того, насколько упорядочены элементы в этих множествах:
• логистические каналы;
• логистические сети;
• логистические цепи.
Логистический канал — это наименее упорядоченная структура, которая представляет собой частично упорядоченное множество элементов логистической системы, которое осуществляет доставку материального потока от производителя к потребителю.
Логистическая цепь — это линейно упорядоченное множество предприятий и организаций, которые связывают потребителя с производителем и осуществляют логистические операции по доставке внешнего материального потока от одной микрологистической системы (производителя) к другой (потребителю). Звенья логистической цепи:
• поставщики материалов, сырья и полуфабрикатов;
• склады;
• транспортные предприятия;
• производители товаров;
• потребители продукции;
• распределительные центры;
• финансовые учреждения (банки, биржи);
• предприятия информационно-компьютерного сервиса и связи.
Логистические подсистемы также можно объединить в логистическую сеть, т. е. связать между собой на основе материальных, финансовых и информационных потоков.
2. Сравнительная характеристика каналов распределения
В вопросах коммерческой логистики одним из наиболее важным для фирмы является вопрос о выборе канала распределения, т. е. выборе посредников в процессе товародвижения. Обращаясь к торговым посредникам, производитель теряет контроль над тем, кому и как продают товар. Но, вместе с тем, расходы на содержание собственной сети распределения высоки и не всегда оправданы[5].
Каналы распределения можно охарактеризовать по числу составляющих их уровней. Уровень канала распределения - это любой посредник, который выполняет ту или иную работу по приближению товара и права собственности на него к конечному покупателю. Поскольку определенную работу выполняет и сам производитель, и конечный потребитель, они тоже входят в состав любого канала. Протяженность канала обозначается по числу имеющихся в нем промежуточных уровней.
Канал нулевого уровня состоит из производителя, продающего свой товар непосредственно потребителям. Три основных способа прямой продажи: торговля в разнос, посылочная и через принадлежащие производителю магазины.
Одноуровневый канал включает в себя одного посредника. На потребительских рынках этим посредником обычно бывает розничный торговец, а на рынках товаров промышленного назначения - агент по сбыту или брокер.
Двухуровневый канал включает в себя двух посредников. На потребительских рынках такими посредниками обычно становятся оптовый и розничный торговцы, на рынках товаров промышленного назначения - промышленный дистрибьютор и дилеры.
Трехуровневый канал включает в себя трех посредников. Ими являются оптовый посредник, мелкий оптовик и розничный посредник.
Канал товародвижения, содержащий нулевой уровень, относится к прямому типу каналов, а канал, содержащий большее количество промежуточных уровней - к косвенным каналам. С точки зрения производителей, чем больше уровней имеет канал распределения, тем меньше возможностей контролировать его.
Если фирма сокращает длину канала, приобретая компанию на другом этапе товародвижения, например, когда производитель объединяется с оптовиком, имеет место вертикальная интеграция. Это позволяет фирме получить большую независимость, обеспечить снабжение, сократить расходы на посредников, контролировать каналы сбыта и координировать срок прохождения товаров через них. Критики вертикальной интеграции утверждают, что она ограничивает конкуренцию, развивает неэффективность и не снижает цены для потребителей.
Ширина канала определяет количество независимых участников на любом этапе товародвижения. При узком канале производитель продает через нескольких участников сбыта; при широком - через многих. Если фирма хочет усилить свое положение на определенном этапе канала, то она может осуществлять горизонтальную интеграцию или экспансию, и приобретать компании аналогичной специализации. Это позволят компании увеличить свой размер, долю на рынке, эффективнее использовать средства массовой информации и методы распределения и сбыта.
Фирмы, производящие потребительские товары, должны не только выбрать каналы товародвижения, но и определить интенсивность их использования, т.е. определить, какое число посредников будет использовано на каждом уровне канала. Существует три подхода к решению этой проблемы[6].
Заключение
Рассмотренные в настоящей контрольной работе вопросы разбиения логистической системы на подсистемы и вопросы выбора каналов распределения следует воспринимать в контексте внедрения логистических подходов в управлении товародвижением приобрело большую актуальность на современном этапе развития российской экономики. Это связано с интенсификацией и расширением товарно-денежных отношений, с динамичным увеличением горизонтальных хозяйственных связей между предприятиями и организациями сопряженных отраслей. Возросли возможности для улучшения их взаимодействия на основе расширения хозяйственной самостоятельности и инициативы посреднических структур и транспортных предприятий, совершенствование их договорных отношений и взаимного экономического стимулирования.
На основе логистических подходов экономические методы должны получить воплощение в практике производственных структур – у изготовителей и производственных потребителей, а также в системе коммерческо-посреднических организаций и предприятий. С помощью этих методов обеспечивается экономическая заинтересованность хозяйствующих субъектов в повышении эффективности конечных результатов хозяйственной деятельности за счет экономии и прибыли от логистических операций и услуг. Таким образом, вопросы исследования и анализа процесса разработки логистической системы на предприятии являются очень актуальными. В связи с актуальностью тема исследования разработки и анализа логистической системы на предприятии взята в качестве цели в данной работе.
Задача 1
Определить потребность
склада в стандартных плоских поддонах и пятиярусных шестисекционных стеллажах,
если запас хранимых материалов составляет 249,2 т, упакованы они в ящики
размерами 300х400х200 мм. Вес ящика
Решение
Методика расчета потребности в оборудовании для хранения следующая:
Количество контейнеров, поддонов определяется отношением запаса З (т) к грузоподъемности контейнера Р (т) (масса брутто), поддона:
Nпод =З(т) / Р(т). (1)
где З(т) – запас, т, З(т) = 249,2 т.
При расчете потребности в поддонах требуется определить фактический вес груза на поддонах (в отличие от возможного веса брутто). Вес пакета определяется весом одной малой грузовой единицы Рм.г.е. и количества их в пакете (nобщ.):
Р= Рм.г.е.* nобщ. (2)
Общее количество малых грузовых единиц в пакете определяется умножением их количества в основании пакета (nосн.) на число ярусов укладки (nяр.) в пакете:
N общ.= nосн.* nяр. (3)
Количество ярусов укладки в пакете зависит от высоты пакета (Нпак.), высоты малой грузовой единицы (h м.г.е.) и высоты поддона (h под.):
nяр. = (Нпак.- h под. ) / h м.г.е. (4)
Количество грузовых единиц в основании пакета определяется раскладкой, то есть сравнением размеров ящика с размерами поддона.
Потребность в каркасных стеллажах определяется отношением количества пакетов, в которые распределился весь запас к вместимости стеллажа:
Nкарк ст = Nпак. / nяч.* nпак. (5)
где nяч. − количество ячеек в стеллаже;
nпак. − количество пакетов, помещаемых в ячейку.
Определим путем раскладки количество ящиков в основании пакета:
1200
300 |
|||
400 |
800
Получаем 8 ящиков.
Определим количество ярусов укладки в пакете по формуле (4), по условию высота пакета составляет 750 мм:
nяр. = (750-150) / 200=3 яруса
Определим общее количество малых грузовых единиц в пакете по формуле (3):
N общ.= 8*3=24 ящика.
Определим вес пакета:
Р=35 кг*24 ящ.=840 кг, или 0,84 т.
Затем определяем потребность в поддонах:
Nпод =249,2 т/0,84 т=297 поддонов.
Определим емкость каркасного стеллажа. Она равна количеству ячеек в стеллаже, при условии, что в одной ячейке хранится один пакет. Так как по условию задачи стеллаж пятиярусный шестисекционный, то nяч. =5*6=30 ячеек. В одной ячейке хранится один пакет.
Определим потребность в каркасных стеллажах:
Nкарк ст =297 пакетов/30 яч=9,9≈10 стеллажей.
Таким образом, для хранения 249,2 т хранимых материалов необходимо 10 пятиярусных шестисекционных стеллажей.
Задача 2
Определить площадь склада
угля, если годовое поступление составляет 36 500 т, коэффициент использования площади склада 0,4.
Максимальный запас составляет 30 дней, хранение осуществляется в штабелях
высотой
Решение
Для насыпных материалов (в нашем случае – это уголь), укладываемых в штабель, грузовая площадь рассчитывается по формуле:
Fгр=З (т) / (Н (м)*γ), (6)
где Н – высота штабеля, м;
γ – объемная масса насыпного материала, т/м3.
Коэффициент использования площади склада определяется отношением грузовой площади (Fгр) к общей (Fобщ.):
Кi= Fгр / Fобщ. (7)
Сначала определяем размер запаса, хранимого на складе:
З (т) = 36500 т / 356 дн.*30 дн.=3076 т
Затем по формуле (6) определяем грузовую площадь:
Fгр=3076 т / 6 м*0,7 т/м3=358,87 м2
Определим общую площадь, используя коэффициент использования площади склада ( по условию задачи Кi=0,4):
Fобщ. = Fгр / Кi=
Таким образом, площадь
склада угля равна
Задача 3
Определить количество необходимых автопогрузчиков на складе тарно-штучных грузов с суточным грузооборотом 300 т, если продолжительность одного цикла 8 мин, грузоподъемность погрузчика 1 т, продолжительность смены 8 часов, время фактической работы 7 часов, коэффициент использования по грузоподъемности 0,75.
Решение
Методика расчета потребности в подъемно-транспортном оборудовании следующая:
Потребность в средствах механизации определяется по формуле:
Nпто=Асут / (Р*Т), (8)
где Асут ─ суточная грузопереработка, т;
Р – часовая производительность механизма, т/час;
Т – суточный фонд времени работы одного механизма, час.
Суточная грузопереработка механизма включает переработку грузов при поступлении Qпост (выгрузка), внутрискладскую переработку 2Qскл: укладка, затем выемка, при отпуске Qотп (отпуск):
Асут = Qпост+2Qскл+ Qотп = Qпост+Qукл+ Qвыем+Qотп (9)
Суточный фонд времени работы одного механизма определяется количеством и продолжительностью смен:
Т=Тсм*Nсм, (10)
где Тсм ─ продолжительность смены, час;
Nсм ─ количество смен за сутки.
Часовая производительность механизма Р т/час определяется следующим образом:
Р=60*q*Кпто / t, (11)
где q ─ грузоподъемность механизма по паспорту, т;
t ─ длительность одного цикла работы механизма, мин;
Кпто ─ коэффициент использования механизма по времени и грузоподъемности, который определяется:
Кпто = Кпто t*Кпто q, (12)
где Кпто t ─ коэффициент использования механизма по времени;
Кптоq ─ коэффициент использования механизма по грузоподъемности.
Кпто t = Тфак. / Тсм, (13)
где Тсм – продолжительность смены, час;
Тфак. – продолжительность фактической работы за смену, час.
Кптоq = q фак. / q пасп, (14)
где q пасп – грузоподъемность по паспорту, т;
q фак. – средняя фактическая грузоподъемность механизма, т.
Сначала определим суточную грузопереработку автопогрузчиков по формуле (9):
Асут = 300+2*300+300=1200 т.
Для расчета часовой производительности механизма необходимо определить коэффициент использования механизма по времени и грузоподъемности по формуле (12). Коэффициент использования механизма по грузоподъемности задан в условии задачи (Кптоq = 0,75). Коэффициент использования механизма по времени найдем по формуле (13): Кптоq = 7/8=0,875.
Тогда коэффициент использования механизма по времени и грузоподъемности составит:
Кпто=0,75*0,875=0,656
Затем определяем часовую производительность автопогрузчика:
Р = 60*1*0,656 / 8 = 4,92 т
Теперь определим потребность склада в автопогрузчиках:
Nпто= 1200 т / (4,92 т*8 ч) = 30,5 пто ≈31 автопогрузчик.
Таким образом, потребность в автопогрузчиках на складе тарно-штучных грузов составит 31 пто.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гаджинский A.M. Логистика: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К0", 2004.
2. Логистика: учебное пособие / Под ред. Б.А. Аникина. – М.: ИНФРА-М, 1999.
3. Миротин Л.Б., Ташбаев Р.Э. Логистика для предпринимателя: основные понятия, положения и процедуры: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003.
4. Миротин Л.Б. Системный анализ в логистике: учебник. – М.: «Экзамен», 2004.
5. Неруш Ю. М. Логистика. – М.: ИНФРА-М, 2003.
6. Семенов В. Е. Логистика. – М.: Инфра-М, 2001.
[1] Миротин Л.Б. Системный анализ в логистике: учебник. – М.: «Экзамен», 2004. – с. 78.
[2] Гаджинский A.M. Логистика: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К0", 2004. стр 90.
[3] Там же стр. 91.
[4] Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э. Логистика для предпринимателя: основные понятия, положения и процедуры: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2003. стр. 12.
[5] Миротин Л.Б., Ташбаев Р.Э. Логистика для предпринимателя: основные понятия, положения и процедуры: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 199.
[6] Миротин Л.Б., Ташбаев Р.Э. Логистика для предпринимателя: основные понятия, положения и процедуры: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 206.