Содержание

I Роль и место обязательств  в составе имущества организации. 3

1.1 Сущность и состав обязательств организации. 4

1.2 Нормативное регулирование расчетов с поставщиками и подрядчиками. 10

Список литературы.. 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I Роль и место обязательств  в составе имущества организации.

Конечным выражением процесса учета хозяйственных операций предприятия является бухгалтерская отчетность, в которой представлены данные, отражающие имущественное положение организации, состояние ее финансов, результаты ее деятельности. Состав бухгалтерской отчетности определен Законом «О бухгалтерском учете», ее содержание, Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации». В соответствии с этими нормативными актами в состав отчетных форм организации входит бухгалтерский баланс - №1. Данную форму отчетности следует признать наиболее универсальной, поскольку наглядность и уровень обобщения учетных данных находятся в ней на качественно более высоком уровне. По своей сущности бухгалтерский баланс это источник информации об имущественном состоянии организации и его структуре, включая и стоимость вновь созданную в виде приращения собственного капитала. Другие формы отчетности характеризуют какую-либо часть представленной в балансе информации денежные средства, прибыль, состав и финансы собственного капитала. Баланс характеризует деятельность предприятия в целом, это главная и универсальная форма отчетности, все другие формы дополняют его, хотя в силу идентичности учетных данных все формы отчетности необходимо понимать как единое целое.

Бухгалтерский баланс представляет имущественную массу предприятия в двух разрезах - с точки зрения состава имущества, и с точки зрения источников его приобретения, причем последнее понимается не как местонахождение или адрес источника приобретения, а как обязательство за полученные ценности. Этот факт имеет важное значение для понимания структуры этой формы отчетности, т.к. некоторые ресурсы предприятия по юридической принадлежности могут являться собственными, но экономически представлять собой долговое обязательство.

1.1 Сущность и состав обязательств организации.

Обязательство – правоотношение, в силу которого одна сторона (должник) обязана совершить в пользу другой стороны (кредитора) определенное действие, а кредитор в свою очередь, в праве требовать от должника исполнения его обязанности[1].

Экономическую природу имущества организации можно понимать по-разному. Во-первых, ресурсы предприятия имеют правовую или вещественную форму, можно проверить их наличие и состояние. Во-вторых, имущество это затраты кем-то когда-то сделанные и полученные предприятием в виде правового и вещественного воплощения. В-третьих, это затраты, произведенные самим предприятием, или при создании предприятия его собственниками ради дохода в будущем.

В силу двоякого отражения имущества организации баланс имеет присущую только ему особенность, которая состоит в сопоставлении имущества и обязательств. Термин баланс происходит от латинских слов bis и lanx, которые в связке можно перевести как двучашие или двойная чаша, т.е. символ равновесия равенства. В силу этого в современном бухгалтерском учете слово «баланс» имеет два значения.

Представление в форме №1 имущества, как в реальном воплощении, так и в виде источника его формирования определяет внешний вид баланса, который в соответствии с этим подразделяется на две части. В первой, называемой активом, (от латинского activus деятельный) хозяйственные средства предприятия классифицируются по их составу. Во второй пассиве, по источникам их формирования. Разумеется, итоги обоих частей равны между собой, т.к. в обоих отражаются одни и те же средства, по-разному классифицированные и сгруппированные.

Таким образом, актив баланса это отражение хозяйственных средств в вещественно-затратной форме, которая тесно связана с правами и обязанностями предприятия, с целью его деятельности, подразумевающей результат этой деятельности.

В пассиве баланса имущество представлено по источникам его образования, по форме его создания предприятием. Величина пассива баланса это сумма обязательств организации, но эти обязательства неоднородны по своей экономической сущности. Одни, выступают как обязательства перед собственниками, другие как обязательства перед сторонними организациями и лицами.

В современном бухгалтерском учете источник образования имущества рассматривается как вид обязательств определенной величины, поэтому информация, представленная в этой части баланса, это скорее способы привлечения средств, необходимых для осуществления хозяйственной деятельности, чем место, из которого поступили ресурсы. В бухгалтерском балансе собственное и привлеченное имущества организации сгруппировано по трем разделам: - капитал и резервы; - долгосрочные пассивы; - краткосрочные пассивы. В первом разделе представлены собственные средства организации, в двух других привлеченные, или обязательства перед сторонними организациями и лицами.

Подход к балансу, трактующий его пассив как свод обязательств позволяет объяснить парадоксы в размещении хозяйственных средств в балансе. Например, в раздел «краткосрочные пассивы» входит величина фондов потребления, которые образованы из прибыли, т.е. из собственных средств организации, однако последняя взяла на себя обязательство тратить эти средства способом, который не приводит к образованию нового имущества организации, передавать их сторонним лицам. Поэтому, несмотря на то, что эти фонды собственность организации, они принадлежат к составу заемных или привлеченных средств.

Структура актива и пассива нашей страны создана в порядке увеличения степени подвижности. Легко заметить, что актив бухгалтерского баланса начинается с имущества, которое может сохранять свою форму до конца своего существования и заканчивается наиболее подвижным имуществом, которое практически мгновенно может принимать другую форму (средства на расчетных счетах и в кассе, средства на валютном счете и т.д.). Можно сказать, что статьи актива располагаются в балансе по степени ликвидности, т.е. в зависимости от того, в какое время этого вида имущество может принять в денежную форму. Разумеется, убытки предприятия никаким образом не могут быть превращены в деньги, однако поскольку они подлежат обязательному возмещению, следовательно, могут считаться имуществом наиболее нестабильным.

Пассив баланса подобно активу сгруппирован по принципу возрастания срочности возврата обязательств. Начинается он основой собственных средств предприятия уставным капиталом. Эта статья пассива, называемая ещё финансовыми ресурсами предприятия, является наиболее устойчивой. Уставной капитал предприятия образуется за счет взносов участников и акционеров и является собственностью организации, из него не могут производиться выплаты дивидендов, его величина должна сохраняться. Величина уставного капитала предприятия это основа его рыночной устойчивости, и для защиты интересов третьих лиц, ведущих дела с данным предприятием, это основа не должна быть подорвана. За уставным капиталом следуют менее стабильные статьи собственных средств, затем обязательства, подлежащие погашению более чем через год и пассив бухгалтерского баланса краткосрочными займами и кредиторской задолженностью, статьи которой могут изменять значения и удельный вес в общей валюте баланса за очень короткие сроки.

При осуществлении практической деятельности хозяйствующим субъектом возникает необходимость периодической проверки фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета, регулярной проверки полноты отражения в учете обязательств. Эти задачи достигаются посредством проведения инвентаризаций. Целью инвентаризации является обеспечение достоверности данных бухгалтерского отчета и бухгалтерской отчетности организации. В ходе инвентаризации имущества и обязательств проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Объектами проверки при проведении инвентаризации являются:

·                    имущество организации, под которым понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы;

·                    финансовые обязательства – кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы[2].

Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств: расчеты с банками (по расчетным и другим счетам, ссудам, полученным из бюджета средствам и т.д.); расчеты по платежам в бюджет; расчеты с государственными внебюджетными фондами; расчеты со структурными подразделениями, выделенными на отдельные балансы; расчеты с дебиторами и кредиторами; долги работникам организации по оплате труда; расчеты с поставщиками и подрядчиками; расчеты с третьими лицами по алиментам.

В соответствии с пунктом 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения отчетного периода организация может создавать резервы на: предстоящую оплату отпусков работникам; выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; выплату вознаграждений по итогам работы за год; ремонт основных средств; производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства; предстоящие затраты на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий; предстоящие затраты по ремонту предметов, предназначенных для сдачи в аренду по договору проката; гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание; покрытие иных предвиденных затрат и другие цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, - т.е. на обеспечение обязательств организации.

Проведение инвентаризаций имущества и обязательств организации – часть общего процесса управления производством и реализацией продукции, работ или услуг. При проведении инвентаризации проверяется фактическое наличие имущества и реальность обязательств, числящихся в учете.

Согласно пункту 3.35 Методический указаний по инвентаризации имущества и обязательств инвентаризационная комиссия по документам устанавливает сумму, подлежащую отражению на счете расходов будущих периодов и отнесению на издержки производства и обращения (либо на соответствующие источники средств организации) в течение документально обоснованного срока в соответствии с разработанными в организации расчетами и учетной политикой.

Согласно пункту 3.44. Методических указаний по инвентаризации имущества и обязательств инвентаризация расчетов с поставщиками, подрядчиками, а также другими дебиторами и кредиторами, заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета.

Исходя из этого, в основу инвентаризации расчетов должны быть положены сведения о задолженности, отраженной по состоянию на соответствующую календарную дату по балансовым счетам 60, 62, 76 и другим счетам учета.

Для проведения инвентаризации расчетов одной из сторон договора (по согласованию) составляется акт сверки взаиморасчетов. Инициатива в оформлении актов сверки может исходить от обеих сторон. Фактически заинтересованность в оформлении актов имеют кредиторы (поставщики, подрядчики и т.п.). Могут иметь место также и случаи оформления актов обеими сторонами.

Учитывая, что целью инвентаризации является также подтверждение данных бухгалтерской отчетности и бухгалтерского учета, акты сверки составляются по состоянию на отчетную дату. Данные годовой бухгалтерской отчетности должны подтверждать остатки, выведенные по состоянию на 1 января следующего года, а потому фактически сверка расчетов в составе годовой обязательной инвентаризации может быть осуществлена только в январе следующего года.

Согласно пункту 3.49 Методических указаний по инвентаризации имущества и обязательств при инвентаризации резервов предстоящих расходов и платежей проверяется правильность и обоснованность созданных в организации резервов, а также реальность оставшейся суммы резерва на конец года.

Сверка взаимных расчетов организаций с юридическими лицами и прочими организациями, выступающими в роли поставщиков, подрядчиков, покупателей и заказчиков имеют свои особенности, которые связаны прежде всего с содержанием пункта 73 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности[3].

Согласно данному нормативному акту расчеты с дебиторами и кредиторами отражаются каждой стороной в своей бухгалтерской отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными. Дословно это означает следующее – даже если в бухгалтерском учете организации по каким-либо причинам будут отражены не все хозяйственные операции, связанные с выполнением сторонами своих обязательств по заключенным договорам, или же данные обязательства у контрагентов будут отражены в различных суммах, при проведении сверки организация вправе настаивать на правильности своих записей и не обязательно приводить свои данные в соответствие с данными поставщика (подрядчика).

Пользователями финансовой отчетности вообще и бухгалтерского баланса в частности, являются инвесторы, кредитные учреждения и кредиторы, поставщики и заказчики, органы законодательной и исполнительной власти. Каждого из этих пользователей, вне зависимости от того, носит ли его интерес прямой или косвенный характер, интересует информация об имуществе предприятия, составе и структуре этого имущества. Разумеется, каждая категория пользователей предъявляет свои требования к составу информации, содержащейся в форме №1. Так, например, поставщики и кредитные учреждения в основном интересуются платежеспособностью предприятия (текущей или перспективной), потенциальных инвесторов интересует деловая активность предприятия и, в особенности, показатели эффективности его деятельности (прибыльность), внутренних пользователей, кроме вышеперечисленных, регулярно занимает проблема оценки финансового состояния, т.е. способности предприятия формировать свои запасы и затраты (финансовая устойчивость), скорости оборота оборотных средств предприятия.

Денежная оценка имущества и обязательств организации является одним из основных правил бухгалтерского учета, посредством которого осуществляется стоимостное измерение объектов бухгалтерского учета.

1.2 Нормативное регулирование расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Законом РФ “О бухгалтерском учете” разработана система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России. Эта система состоит из документов трех уровней.

Первый уровень - законы и иные законодательные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ), которые прямо или косвенно регулируют бухгалтерский учет в России.

Второй уровень - положения по бухгалтерскому учету, утвержденные Минфином РФ как методологическим центром, а также методические указания (инструкции, указания, письма, рекомендации и т.п.) по ведению бухгалтерского учета (разрабатываемые как Минфином РФ так и другими органами в соответствии с российским законодательством. Например, Банком России, Государственной налоговой службой и т.д.

Третий уровень - рабочие документы организации (фирмы, корпорации и др.), формирующие учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах.

В документах первого уровня системы закрепляются основные задачи, принципы, правила ведения бухгалтерского учета, обязательные для выполнения всеми хозяйствующими субъектами (организациями) на всей территории страны. Такими документами являются Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон РФ “О бухгалтерском учете”, законы РФ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, “Об упрощенной системе налогообложения учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства”, Налоговый кодекс РФ и другие.

Второй уровень системы составляют положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). Они определяют принципы и базовые правила ведения бухгалтерского учета по отдельным участкам учета, видам хозяйственных операций без раскрытия механизма их применения к определенному виду деятельности организаций. Разрабатываются эти положения исходя из принципов, предусмотренных документами первого уровня, например, Законом “О бухгалтерском учете”.

К поставщикам и подрядчикам относят организации, поставляющие сырье и другие товарно-материальные ценности, а также оказывающие различные виды услуг (отпуск электроэнергии, пара, воды, газа и др.) и выполняющие разные работы (капитальный и текущий ремонт основных средств и др.).

Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются после отгрузки ими товарно-материальных ценностей, выполнения работ или оказания услуг либо одновременно с ними с согласия организации или по ее поручению.

Без согласия организации в безакцептном порядке оплачиваются требования за отпущенный газ, воду тепловую и электрическую энергию, выписанные на основании показателей измерительных приборов и действующих тарифов, а также за канализацию, пользование телефоном, почтово-телеграфные услуги.

Основная масса расчетов за продукцию, работы и услуги осуществляется безналично через банк путем перечисления средств со счета плательщика на счет покупателя, поставщика. Формы и методы расчетов устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.

Аккредитивная форма расчетов – это поручение банка, обслуживающего покупателя, банку поставщика произвести оплату продукции, отгруженной в адрес покупателя[4]. Эта форма расчетов используется в основном в иногородних расчетах. Аккредитив является приказом об оплате продукции, работ и услуг на условиях, указанных в заявлении покупателя.

Аккредитив открывают для расчетов только с одним поставщиком на срок до 45 дней. Оплату счетов за продукцию осуществляет отделение банка, обслуживающее поставщика. Продукция может быть оплачена в полном размере или частично. Оплаченные платежные документы пересылаются в отделение банка, обслуживающее покупателя. На основании платежных документов покупатель списывает с аккредитива суммы по мере их использования: дебет счета № 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», кредит счета № 55, субсчет «Аккредитивы».

Платежные поручения – это письменное распоряжение плательщика обслуживающему его банку осуществить платеж[5]. Форма расчета применяется как при одногородних, так и иногородних расчетах. Платежные поручения используют в расчетах как по товарным операциям (за продукцию и услуги), так и по нетоварным (по налогам, с пенсионным фондом, с работниками предприятия при перечислении заработной платы на их лицевые счета).

Платежные поручения выписывают в нескольких экземплярах, но не менее чем в трех. Первый экземпляр, подписанный руководителем организации-плательщика и главным бухгалтером, скрепляется печатью и остается в документах банка плательщика. Второй экземпляр направляется в банк организации – получателя денежных средств. Третий экземпляр вместе с выпиской из расчетного счета о списании денежных средств возвращается организации плательщику. Платежные поручения действительны в течение 10 дней со дня выписки и принимаются к оплате, если на расчетном счете плательщика имеются средства.

Разновидностью платежных поручений являются требования-поручения. Их выписывает поставщик. Вместе с требованием-поручением в банк покупателя направляют все расчетные и отгрузочные документы. Покупатель, получив данный документ, дает согласие на его оплату (акцептует) и заполняет вторую часть документа (поручение). Банк плательщика, получив заполненный документ, осуществляет списание средств с расчетного счета.

Расчеты по плановым платежам осуществляются при наличии постоянных связей поставщиков с покупателями, когда поставки носят равномерный характер. При расчетах по плановым платежам покупатель 1 – 2 раза в неделю производит оплату запланированной или уже поставленной ему продукции за предыдущий период (за неделю). Не реже одного раза в месяц производится окончательный расчет между поставщиком и покупателем, исходя из фактически поставленной продукции. На разницы покупатель выписывает «Платежное поручение».

Покупатель учет расчетов с поставщиком продукции ведет на счете 60 «Расчет с поставщиками и подрядчиками», субсчет «Расчеты в порядке плановых платежей». При этом в дебете указанного субсчета аккумулируется сумма уплаченных плановых платежей а по кредиту – сумма, фактически причитающаяся поставщику. В ведомости по счету 60 наряду с синтетическими данными ведется и аналитический учет по каждой поставке и поставщику.

Вексель – это вид ценной бумаги, представляющей собой письменное долговое обязательство, составленное в закрепленной законом форме и дающее его владельцу безусловное право требовать по наступлении конца срока с лиц выдавших или акцептовавших обязательства, уплаты оговоренной в нем денежной суммы.

Различают простые и переводные векселя. Простой вексель – это письменное долговое обязательство одной стороны заплатить сумму денег, указанную в документе, по наступлении срока платежа другой стороне за совершенные торговые операции или за выполненные работы и услуги. В документе указывают: место, дату выдачи, сумму обязательств, сумму процентов, срок и место платежа, наименование получателя, подпись векселедателя. Переводной вексель (вексель-тратта) выписывает векселедатель-кредитор (трассант). Он содержит приказ дебитору (трассату) уплатить указанную в векселе сумму третьему лицу (ремитенту) или предъявителю. Документ становится долговым обязательством только после его акцепта трассатом. На документе должна быть сделана передаточная запись (индоссамент) и тогда его можно использовать неоднократно, т.е. как кредитно-расчетный документ. В этом случае существенно ускоряется оборот средств и учет (дисконтирование) векселей в банках. При этом векселедержатель предает его в банк посредством индоссамента до наступления срока платежа и получает в банке сумму, указанную в векселе, за вычетом процента в пользу банка.

При выдаче векселя под приобретение товарно-материальных ценностей дебетуются счета 10 «Материалы», 41 «Товары» и т.д. и кредитуются счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» субсчет «Векселя выданные» или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - на стоимость приобретенных ценностей или издержек производства в части принятых работ, услуг. Выдача векселя на сумму, равную стоимости полученного имущества, не изменяет валюту баланса, но меняет состав кредиторской задолженности между субсчетами одного и того же пассивного счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (дебет счета 60, субсчет «По акцептованным платежным поручениям» - кредит счета 60, субсчет «Векселя выданные»)[6].

Если сумма выданного векселя превышает стоимость приобретенного имущества сумма разницы должна быть отнесена на стоимость имущества. Возникновение этой разницы происходит, как правило, из-за того, что поставщик должен компенсировать свои убытки в связи с несвоевременным поступлением денежных средств в оплату отпущенной продукции (вексельный процент). Поэтому на сумму процентов по векселю дебетуют счета учета имущества и кредитуют счет 60, субсчет «Векселя выданные».

В настоящее время организации сами выбирают форму расчетов за поставленную продукцию или оказанные услуги.

На предъявленные на оплату счета поставщиков кредитуют счет № 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и дебетуют соответствующие материальные счета (10, 11, 15 и др.) или счета по учету соответствующих расходов (20, 26, 97 и др.)[7].

На счете № 60 задолженность отражается в пределах сумм акцепта. При обнаружении недостач по поступившим товарно-материальным ценностям, несоответствия цен, обусловленных договором, и арифметических ошибок счет № 60 кредитуют на соответствующую сумму в корреспонденции со счетом № 76 «Расчеты с разными кредиторами и дебиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям».[8]

Сумма НДС включается поставщиками и подрядчиками в счета на оплату и отражается у покупателя по дебету счета № 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и кредиту счета № 60.[9]

Погашение задолженности перед поставщиками отражается по дебету счета № 60 и кредиту счетов денежных средств (51, 52, 55) или кредитов банка (66, 67). Порядок бухгалтерских записей при погашении задолженности перед поставщиками зависит от применяемых форм расчетов. Помимо указанных расчетов на счете № 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отражают выданные авансы под закупаемое имущество, суммовые и курсовые разницы, а также прекращение обязательств.

Выданные авансы учитывают по дебету счета № 60 с кредита счетов учета денежных средств (51, 52 и др.).

Суммовые разницы по приобретенному имуществу после его оприходования или выполненным работам (услугам) учитывают на счетах № 60 и 91 «Прочие доходы и расходы» в качестве операционных доходов и расходов в зависимости от значения суммовых разниц.

Курсовые разницы по приобретенному имуществу (работам, услугам) также отражают на счетах № 60 и 91 в качестве операционных доходов и расходов в зависимости от значения курсовых разниц.

И в заключение необходимо отметить:

1) учетная политика организации хотя и регламентирует деятельность бухгалтерии, но также прямо или опосредованно касается деятельности всей организации в целом и отдельных ее подразделений в частности, поэтому является важным распорядительным документом;

2) принимать решения при установлении положений учетной политики должен руководитель организации (а не главный бухгалтер) исходя из предварительной оценки экономических последствий того или иного выбора и детального рассмотрения всех возможных вариантов; при этом должны учитываться стратегические цели организации и ее экономическое положение на текущий момент;

3) участвовать в подготовке и проработке учетной политики должны практически все структурные подразделения организации по направлениям своей деятельности;

4) работу по подготовке и совершенствованию учетной политики следует вести планомерно в течение всего года; при этом целесообразно осуществлять постоянный мониторинг изменений в законодательстве и различных нормативных документах, а также непосредственно в деятельности организации;

5) учетная политика организации должна применяться последовательно из года в год, изменения в ней должны носить несущественный характер и являться исключением из правил.

Список литературы

1.     ФЗ «О бухгалтерском учете», в ред. от 01.10.2003 г.

2.     Богатая И. Н., Хахонова Н.Н. Бухгалтерский учет. Серия «Высшее образование». - Ростов н/Д.: «Феникс», 2003. – 608 с.

3.     Бородин В. А. Бухгалтерский учет. Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 528 с.

4.     Бухгалтерский учет. Учебник для вузов. / Под ред. Бабаева Ю. А. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 476 с.

5.     Гусева Т.М., Шеина Т.Н. Бухгалтерский учет. Учебно-практическое пособие. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2004. – 504 с.

6.     Захарьин В.Р.Теория бухгалтерского учета. Учебник. – М.: Форум-Инфра, 2004. – 303 с.

7.     Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. Учебник. – М.: Инфра-М, 2004. 592 с.

8.     Кожинов В. Я. Бухгалтерский учет. Пособие для начинающих. – М.: «Экзамен», 2001. – 736 с.

9.     Реформа бухгалтерского учета 2005. Все 21 ПБУ. – Новосибирск: РИПЭЛ. – 176 с.

10.Самойлов И.В. Случаи и порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств организации.// Бухгалтерский учет и налоги №12 / 2004.


[1] Носова С.С., Талахадзе А.А. Экономика: энциклопедический словарь. – М.: Гелиос АРВ, 2003. – с. 288.

[2] Захарьин В.Р.Теория бухгалтерского учета. Учебник. – М.: Форум-Инфра, 2004. – с. 117.

[3] Самойлов И.В. Случаи и порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств организации.// Бухгалтерский учет и налоги №12 / 2004.

[4] Гусева Т.М., Шеина Т.Н. Бухгалтерский учет. Учебно-практическое пособие. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2004. –  с.145.

[5] Гусева Т.М., Шеина Т.Н. Бухгалтерский учет. Учебно-практическое пособие. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2004. – с. 148.

[6] Гусева Т.М., Шеина Т.Н. Бухгалтерский учет. Учебно-практическое пособие. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2004. – с. 154.

[7] Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. Учебник. – М.: Инфра-М, 2004. –  с. 239.

[8] Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. Учебник. – М.: Инфра-М, 2004. –  с. 239.

[9]Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. Учебник. – М.: Инфра-М, 2004. –  с. 239.