ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

 ИНСТИТУТ

Филиал г. Липецка

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: “Финансы предприятий”

На тему: “Роль выручки от реализации продукции.”

                                                                                                           

                   

                                                                    

                                                                                                           

                                                                                           

                                                                                                                            

                                                                                                                Специальность: Финансы и кредит

                                                                                                    4 курс                                          

                                                                                                                                              

                                                                                                                Проверил: Черкосов А.В

                                                                                                                            

Липецк, 2007

 

Содержание

Введение. 3

1. Роль выручки от реализации продукции в формировании финансовых результатов предприятия. 4

2. Планирование и распределение выручки от реализации продукции. 10

3. Факторы роста выручки от реализации продукции и организация работы финансовых служб предприятий по обеспечению выполнения плана выручки от реализации продукции. 22

Заключение. 25

Список использованной литературы.. 26

Расчетная часть

Введение

В процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг создается новая стоимость, которая определяется суммой выручки от реализации. Выручка от реализации является основным источником возмещения затраченных на производство продукции (работ, услуг) средств, формирования фондов денежных средств, ее своевременное поступление обеспечивает непрерывность кругооборота средств, бесперебойность процесса деятельности предприятия. Несвоевременное поступление выручки влечет перебои в деятельности, снижение прибыли, нарушение договорных обязательств, штрафные санкции.

Использование выручки отражает начальный этап распределительных процессов. Из полученной выручки предприятие возмещает материальные затраты на сырье, материалы, топливо, электроэнергию, другие предметы труда, а также оказанные предприятию услуги. Дальнейшее распределение выручки связано с формированием амортизационных отчислений как источника воспроизводства основных фондов и нематериальных активов. Оставшаяся часть выручки – это валовой доход или вновь созданная стоимость, которая направляется на оплату труда и формирование прибыли предприятия, а также на отчисления во внебюджетные фонды, налоги, другие обязательные платежи.

Цель данной работы – изучить роль выручки от реализации продукции в формировании финансовых результатов и рассмотреть основные особенности планирования выручки на предприятии.

В связи с поставленной целью в работе будет решен ряд задач:

·        изучить роль выручки от реализации продукции в формировании финансовых результатов предприятия;

·        рассмотреть особенности планирования и распределения выручки от реализации продукции;

·        проанализировать факторы роста выручки от реализации продукции и организацию работы финансовых служб предприятий по обеспечению выполнения плана выручки от реализации продукции. 

1. Роль выручки от реализации продукции в формировании финансовых результатов предприятия

Финансовые результаты деятельности предприятия оцениваются с помощью абсолютных и относительных показателей. К абсолютным показателям относятся:

- прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг);

- прибыль (убыток) от прочей реализации;

- доходы и расходы от внереализационных операций;

- балансовая (валовая) прибыль;

- чистая прибыль.

В качестве относительных показателей используют различные соотношения прибыли и затрат (или вложенного капитала - собственного, заемного, инвестиционного и т.д.). Эту группу показателей называют также показателями рентабельности.

Экономический смысл показателей рентабельности состоит в том, что они характеризуют прибыль, получаемую с каждого рубля капитала (собственного или заемного), вложенного в предприятие.

Финансовые результаты деятельности предприятия, помимо производственной, зависят также от результатов инвестиционной деятельности, финансовых операций, поправок, не отражающих движение денежных средств, методов и процедур выбранной в текущем периоде учетной политики и других факторов.

Главным источником формирования валового дохода предприятия является выручка от реализации продукции (работ, услуг).

Реализация продукции – завершающая стадия кругооборота средств предприятия, имеющая первостепенное значение для нормального его функционирования. Реализованной продукцией считается готовая продукция, отпущенная потребителям или вывезенная ими со складов предприятия-изготовителя, в оплату которой полностью поступили средства на счет поставщика.

Выручка от реализации продукции (работ, услуг) является важнейшей финансовой категорией. Она представляет собой сумму денежных средств, поступивших на счет предприятия за реализованную продукцию и оказанные услуги. Косвенные налоги не входят в состав выручки от реализации продукции и учитываются отдельно.

Выручка от реализации продукции означает завершение производственного цикла предприятий, определенную стадию кругооборота денежных средств, возврат авансированных на производство средств предприятия в денежную форму и начало нового витка оборотных средств. Она характеризует воспроизводственный процесс предприятия в количественном и качественном отношении. С количественной стороны дается представление об объемах производства в натуральном и денежном выражении. Качественная сторона проявляется в потребительских свойствах продукции и услуг, так как они находят своих потребителей.  

Существуют разные точки зрения о понятии реализованной продукции. Экономическая теория исходит из того, что в основу определения сущности реализации продукции (работ, услуг) должны быть положены, во-первых, смена форм стоимости, во-вторых – смена субъектов собственности. После оплаты покупателем товара товарная форма сменяется денежной. До оплаты товара субъектом собственности является его производитель, а после оплаты – покупатель. Совокупность этих двух процессов (смены форм стоимости и субъектов собственности) является экономической сущностью понятия реализованной продукции.

К сожалению, на практике не всегда исходят из научно-теоретических понятий. Сейчас, например, широко распространены бартерные операции (товарообмен), которые, по существу, не могут быть квалифицированы реализацией продукции. Совершение таких сделок следовало бы запретить, так как они наносят вред денежному обращению, искажают многие экономические и финансовые показатели предприятия, позволяют уходить от налогообложения.

Размер выручки от реализации продукции зависит от количества, ассортимента, качества реализуемой продукции, цены и расчетно-платежной дисциплины. Количество реализованной продукции зависит от объема производства (товарной продукции) и переходящих остатков нереализованной продукции на начало и конец периода реализации (месяца, квартала, года).

 Выручка от реализации продукции за какой-либо период определяется по формуле:

ВРпл = Ог.п.н. + ГП – Ог.п.к., где

Ог.п.н., Ог.п.к. – остатки готовой продукции на начало и конец периода;

ГП – выпуск готовой продукции, предназначенной к реализации.

Доходы предприятий формируются из выручки от реализации продукции, товаров, вырабатываемых цехами ширпотреба, из отходов, сверхнормативных и излишних материалов, а также от выполнения работ и оказания услуг, включая капитальный ремонт собственного оборудования.

Выручка от реализации является основным доходом предприятия, главным источником его денежных поступлений, отражает результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период времени (год, квартал, месяц).

Выручка от реализации продукции составляет 90% всех доходов в производстве. Она является основным источником возмещения затрат на производство и сбыт продукции и используется предприятием для:

-   оплаты счетов поставщиков за материальные ценности

-   выплаты заработной платы рабочим и служащим

-   создания амортизации фонда

-   создания фондов экономического стимулирования

-   взноса платежей в бюджет (налога с оборота, плата за производственные фонды, фиксированных платежей, свободного остатка прибыли)

-   уплаты процентов за кредит

-   погашение банковского кредита и т.д.

Выручка представляет собой совокупность денежных поступлений за определенный период от результатов деятельности предприятия, и является основным источником  формирования его собственных финансовых ресурсов.  При этом деятельность предприятия можно характеризовать по нескольким направлениям:

- выручка от основной деятельности, поступающая от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг);

- выручка от инвестиционной деятельности, выраженная в виде финансового результата от продажи внеоборотных активов, реализации ценных бумаг;

- выручка от финансовой деятельности, включающая результат размещения среди инвесторов облигаций и акций предприятия.

Как принято в странах с рыночной системой хозяйствования, общая выручка складывается из выручки по этим трем направлениям. Однако основное значение в ней отдается выручке от основной деятельности, определяющей весь смысл существования предприятия.

С целью учета доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности подразделяются на:

- доходы от обычных видов деятельности;

 - операционные доходы;

- внереализационные доходы.

Доходами от обычных видов деятельности являются выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.

Операционными доходами являются: поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации; поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности; поступления от участия в уставном капитале других организаций; прибыль полученная организацией от совместной деятельности; поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров; проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке.

Внереализационными доходами являются: штрафы, пени, неустойки за нарушение договорных обязательств; активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения; поступления в возмещение причиненных организации убытков; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности; курсовые разницы; сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных активов); прочие внереализационные доходы.

Чрезвычайными доходами считаются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.): страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания не пригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов и т.п.

В условиях рыночной экономики получение прибыли является непосредственной целью производства. Прибыль создает определенные гарантии для дальнейшего существования предприятия, поскольку только ее накопление в виде различных резервных фондов помогает преодолевать последствия риска, связанного с реализацией товаров на рынке.

На рынке предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что не означает еще получения прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции.

Если выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Предприятие всегда ставит своей целью прибыль, но не всегда ее извлекает. Если выручка равна себестоимости, то удается лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. При затратах, превышающих выручку, предприятие превышает установленный объем затрат и получает убытки – отрицательный финансовый результат, что ставит предприятие в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство.

Для предприятия прибыль является показателем, создающим стимул для инвестирования в те сферы, где можно добиться наибольшего прироста стоимости. Прибыль как категория рыночных отношений выполняет следующие функции;

• характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия;

• является основным элементом финансовых ресурсов предприятия;

• является источником формирования бюджетов разных уровней.

Определенную роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты предприятия в направлениях использования финансовых средств, организации производства и сбыта продукции.

2. Планирование и распределение выручки от реализации продукции

В процессе финансово-хозяйственной деятельности финансовые службы предприятия могут осуществлять планирование выручки на предстоящий год, квартал и оперативно.

От того, насколько достоверно будет спланирована выручка, будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятельность предприятия. Расчет плановой выручки должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществлять своевременное и полное финансирование инвестиций, прироста собственных оборотных средств, соответствующих выплат рабочим и служащим, а также своевременные расчеты с бюджетом, банками и поставщиками. Следовательно, правильное планирование выручки на предприятии имеет ключевое значение.

Годовое планирование выручки эффективно при стабильной экономической ситуации. В условиях нестабильности, когда соотношение спроса и предложения подтверждено трудно прогнозируемым изменениям и законодательно установленные правила поведения юридических лиц постоянно меняются, годовое планирование затруднено и не является объективным ориентиром для предприятия.  В такой ситуации более целесообразно поквартальное планирование.

Оперативное планирование выручки используется для контроля за своевременностью поступления денег за отгруженную продукцию на денежные счета предприятия.

Для определения выручки от реализации продукции необходимо знать объем реализации продукции в действующих ценах без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок и экспортных тарифов для экспортируемой продукции.

Выручка от выполненных работ и оказанных услуг определяется исходя  из объема продукции и соответствующих цен и тарифов.

Планирование выручки необходимо для определения плана прибыли и плановых платежей в бюджет. От обоснованности расчета плановой выручки во многом зависит реальность всех других финансовых показателей.

Плановая выручка может быть рассчитана несколькими способами:

·        путем прямого поассортиментного счета (метод прямого счета);

·        исходя из общего объема выпуска товарной продукции, скорректированного на изменение остатков нереализованной продукции на начало и конец планируемого периода (расчетный метод);

·        по факторный метод;

·        метод суммарного расчета (экстраполяции).

Планирование выручки от реализации продукции может осуществляться на предстоящий год, квартал и оперативно. Годовое планирование выручки возможно при стабильной экономической ситуации. В нестабильной ситуации оно затруднено и неэффективно, поэтому приходится использовать квартальное планирование. Оперативное планирование выручки преследует конкретную цель – контроль за своевременностью поступления денег за отгруженную продукцию на счет предприятия. Общая выручка от основной деятельности предприятия включает в себя выручку от реализации продукции, выполненных работ и оказанных услуг промышленного и непромышленного характера. Для определения выручки от реализации продукции надо знать объем реализации продукции в действующих ценах без налога на добавленную стоимость, акцизов и экспортных тарифов для экспортируемой продукции.

Метод прямого счета основан на гарантированном спросе. Предполагается, что весь объем произведенной продукции приходится  на предварительно оформленный пакет заказов. Это наиболее достоверный способ планирования выручки, когда план выпуска и объем реализации продукции заранее увязаны с потребительским спросом, известны необходимый ассортимент и структура выпуска продукции, установлены соответствующие цены, тогда выручку от реализации можно определить по формуле:

В = Р×Ц,

где  В – выручка от реализации продукции,

       Р – объем сопоставимой реализованной продукции,

       Ц – цена единицы реализованной продукции.

Как правило, в условиях рыночных отношений большинство предприятий не имеет гарантированного спроса на весь объем произведенной продукции. Для оптимизации затрат и роста финансовых результатов предприятие должно прилагать усилия для увеличения выпуска продукции, расширение его ассортимента, производства принципиально новых по потребительским качествам товаров.  Кроме того, в свою очередь количество проданных товаров будет зависеть и от уровня цены, причем эта зависимость на практике может быть эластичной, неэластичной и единичной с соответствующими коэффициентами эластичности (Кэ): в первом случае он больше единицы, во втором меньше, в третьем равен единице.

Физический смысл этих коэффициентов состоит в том, что при Кэ>1 изменение цены на 1% приводит к изменению спроса более чем на 1%; при Кэ=1 изменение цены на 1% приносит 1% изменения величины спроса; при Кэ<1 изменение цены на 1% приводит к изменению спроса менее чем на 1%.

Степень эластичности по-разному влияет на искомую величину. Например, при эластичном спросе (Кэ>1) В при снижении цены растет, а при неэластичном (Кэ<1) падает, т.к. потери от снижения цены не компенсируются приростом величины спроса. При единичной эластичности В не меняется, поскольку снижение цены полностью компенсируется  соответствующим ростом величины спроса.

Характер изменения выручки в зависимости от изменения цены и спроса можно показать в виде графика.

                                    Ц

                                                             

                                    Ц1          A (Ц11)

                                    Ц2               B (Ц22)    

                                    Ц3                                             C (Ц3,Р3)

                                       

                                О             Р1 Р2            Р3        Р

       В – выручка от реализации продукции,

       Р – объем сопоставимой реализованной продукции,

       Ц – цена единицы реализованной продукции

График  показывает, что выручка при цене Ц1 представляет собой площадь прямоугольника ОЦ1АР1 и характеризует эластичный спрос, т.е. при снижении цены выручка возрастает. Прямоугольник ОЦ2ВР2 соответствует нейтральной эластичности спроса, в зависимости от изменения цены, выручка в данной области изменения цены не меняется. Прямоугольник ОЦ3СР3 отображает условия неэластичности спроса. В этом случае снижение цены приведет к уменьшению выручки.

Поскольку на изменение величины В по-разному влияет характер спроса, в связи с этим  практический интерес представляет графическое построение зависимости выручки от изменения цены  при определенной функции спроса. Допустим, спрос понижается  в зависимости  от  цены. Получим следующий график:

                                   В

                                  Вк

                                                       

Цк                    Ц

График показывает, что выручка от реализации продукции до определенного увеличения объема его реализации возрастает при снижении цены (эластичный спрос), но после достижения критического объема (Вк) начинает снижаться. На первой стадии снижение цены может дать эффект в росте выручки, но по достижении  критической точки предприятие начнет терять в выручке за реализуемую продукцию. В политике цен это необходимо учитывать, чтобы не потерять возможные доходы.

В условиях нестабильного спроса на выпускаемую предприятием продукцию для планирования выручки также применяется расчетный метод, основой которого является объем реализуемой продукции, корректируемый на входные и выходные остатки. Планирование выручки от реализации продукции, осуществляется по аналогии с планированием  себестоимости:

В = Он.г.п.1  +  Т Р – Он.г.п.2,

где В – выручка от реализации продукции,

Он.г.п.1 – нереализованные остатки готовой продукции на начало планируемого периода;

ТР – товарная продукция, предназначенная к выпуску в планируемом периоде, 

Он.г.п.2 – нереализованные остатки готовой продукции на конец планируемого периода.

При планировании остатков готовой продукции на начало планируемого периода предприятие не имеет исчерпывающих данных о фактической величине остатков, поэтому в расчет принимаются ожидаемые остатки  нереализованной продукции. Их стоимость в ценах реализации определяется с помощью коэффициента пересчета, который равен частному от деления объема продукции в ценах отчетного периода на производственную себестоимость продукции этого периода. Если рассматривать кассовый метод планирования выручки, то ожидаемые остатки на начало планируемого периода будут состоять:

·          из готовой продукции на складе;

·          из товаров отгруженных, документы по которым не переданы в банк;

·          из товаров, срок оплаты которых не наступил;

·          из товаров отгруженных, но неоплаченных в срок;

·          из товаров, находящихся  на ответственном хранении у покупателей в виду отказа от акцепта.

Таким образом, сумма выручки может значительно отличаться от стоимости отгруженной продукции.

Можно рассмотреть подробнее на планирование этих факторов, влияющих на своевременное поступление выручки за произведенную продукцию. 

При планировании остатков нереализованной продукции на складе исходят, прежде всего, из их фактического наличия, а в случае отсутствия текущих данных - из данных на последнюю отчетную дату, и ожидаемого выпуска товарной продукции  с учетом ее реализации в  соответствии с имеющимися заказами на начало планируемого периода.

Планирование остатков товаров, срок  оплаты которых не наступил, производится на основе анализа структуры, графиков,  способов платежа по заключенным договорам, а также сложившихся сроков документооборота для внутригородских и иногородних расчетов, а также расчетов в валюте при ведении внешнеэкономической деятельности.

Планирование остатков товаров отгруженных, но неоплаченных в срок, товаров на ответственном хранении у покупателей, товаров отгруженных, документы по которым не переданы в банк,  опирается на оперативные данные о причинах неплатежей и принимаемых мерах по их сокращению.

Остатки готовой продукции на складе на конец планируемого периода определяются исходя из необходимости накопления для выполнения договорных обязательств,  срок действия которых находится за пределами планируемого периода, условий реализации и других причин.

При планировании выручки по отгрузке нереализованной продукции считается только готовая продукция на складе на начало и конец планируемого периода.

Выручка от реализации по третьему методу рассчитывается на основе фактической выручки от реализации продукции в базисном периоде и тех изменений, которые планируются в предстоящем периоде.

Основными факторами, корректирующими объем выручки, являются изменения:

-   объема реализации;

-   структуры реализуемой продукции;

-   цен на продукции.

ВРпл = ВРбаз × Jоб. × Jстр. × Jц.,

где ВРбаз. – фактическая выручка от реализации в базисном году;

Jоб. – индекс изменения объема реализации продукции;

Jстр. – индекс структурных изменений в номенклатуре реализуемой продукции;

Jц. – индекс изменения цен на реализуемую продукцию.

Jоб. = ∑Ц1К1/∑Ц0К0,

Jстр. = ∑Ц0К1/∑Ц0К0,

Jц = ∑Ц1К1/∑Ц0К1,

где Ц0, Ц1 – цены соответственно базисного и планируемого периодов,

К0, К1- количество продукции в базисном и планируемом периодах.

Выручка от реализации продукции по четвертому методу определяется прогнозированием темпов роста или снижения объемов выручки на основе анализа их за предыдущие периоды времени и экспертных оценок по сохранению этих темпов или их изменению:

ВРпл. = ВРбаз.× К,

где К – коэффициент роста или снижения объемов;

Этот метод можно применять в условиях стабильной экономики.

Прогнозирование выручки от реализации возможно через установление ее минимального, оптимального и максимального объемов. Делается это при составлении гибких финансовых смет.

На предприятиях применяются различные методы прогнозирования продаж:

·        экспертные методы, основанные на использовании опыта и знаний руководителей;

·        статистические, основанные на исследовании тенденций изменения объема реализации за предыдущие годы;

·        метод заключения долгосрочных договоров форвардного типа.

Для планирования и прогнозирования выручки от реализации продукции, работ и услуг важное значение имеет анализ и расчет величины дебиторской задолженности, сроков ее погашения, размеров просроченной задолженности.

В практике работы предприятий обычно выделяют четыре вида дебиторской задолженности: по коммерческому кредиту, по авансам за товары в случае предоплаты, по потребительскому кредиту, прочая задолженность.

По срокам погашения выделяют нормальную дебиторскую задолженность, просроченную (срок инкассаций которой нарушен) и безнадежную.

В целом между поступлением денежных средств, объемом реализации и изменением остатков дебиторской задолженности существует следующая зависимость:

Сумма выручки = Сумма от отгрузки реализации + Дебиторская задолженность на начало периода – Дебиторская задолженность на конец периода

Для прогнозирования величины дебиторской задолженности необходимо знать выручку от реализации продукции, средние остатки дебиторской задолженности за предыдущий период и длительность периода ее оборота. Так как эти величины взаимозависимы, то

Одз = Вр × Тдз / Д,

где Одз – средние остатки дебиторской задолженности, руб.,

Тдз – период оборота дебиторской задолженности, дн.,

Вр – выручка от реализации продукции, руб.,

Д – длительность календарного периода, дн.

Руководство предприятия должно стремиться к сокращению сроков дебиторской задолженности, предоставлять льготные условия, скидки в случае более ранней оплаты за отгруженную продукцию, составлять графики погашения задолженности покупателей. Управление дебиторской задолженностью- важный этап планирования поступлений денежных средств за отгруженную продукцию, выполненные работы и услуги.  Для расчета выручки от реализации на предстоящий период составляется специальный раздел финансового плана предприятия.

Источниками информации для определения фактического объема и выручки от реализации продукции являются:

·        план-график выпуска готовой продукции и оказания услуг;

·        данные о поступлении готовой продукции на складе предприятия нарастающим итогом;

·        данные по отгрузке продукции нарастающим итогом;

·        отказы в отгрузке продукции;

·        остатки готовой продукции не имеющей сбыта;

·        данные о поступлении денежных средств на расчетный счет и в кассу за отгруженную или выданную со склада готовую продукцию предприятия нарастающим итогом;

·        данные по отгруженной продукции, но не оплаченной в срок;

·        данные об увеличении дебиторской задолженности;

·        сумма дебиторской задолженности к взысканию.

Отпуск готовой продукции или ее отгрузка на предприятии оформляются товарно-транспортной накладной или приказом-накладной, в которую включают приказ складу и товарно-транспортную накладную на отпуск продукции. Приказ складу выписывает соответствующая служба (отдел сбыта) в двух экземплярах на основании договора с покупателем, с указанием наименования и срока отгрузки продукции. Один экземпляр остается у кладовщика, второй- у экспедитора, который после сдачи продукции транспортной организации и получения квитанции передает ее в бухгалтерию предприятия для выписки платежного документа. Одновременно выписывается счет-фактура.

В финансовом отделе или в бухгалтерии предприятия ведется журнал по отгрузке, отпуску и выручке от реализации продукции и материальных ценностей. На основании журнала и платежных документов составляется оперативная ведомость, в которой отражаются ежедневные сведения об объеме отгруженной и реализованной продукции.

Кроме того, в ведомости имеется раздел, в котором по окончании месяца заполнятся общими суммами: А - оплата и списание реализованной продукции, Б - уменьшение списания в связи с возвратом продукции,  - не оплачено, не списано в связи с тем, что продукция оставлена на ответственном хранении. Это данные нужны для расчета переходящих остатков продукции.

Направления распределения выручки показаны на рис. 1. Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли.

Приведем пример расчета плановой выручки с помощью метода прямого счета. Плановую выручку от реализации продукции определяют, как было отмечено выше, с помощью нескольких методов. При использовании метода прямого счета умножают количество реализованных изделий на их реализационную цену и добавляют полученные суммы по всей номенклатуре изделий.

Выручку от реализации каждой номенклатуры изделий определяют по формуле:

В = Р × Ц,

где В – выручка, Р – количество реализованных изделий, Ц – цена реализации каждого изделия.

Объем реализации можно рассчитать, исходя из товарного выпуска изделий в плановом периоде, прибавляя остатки изделий на начало планового периода и отнимая такие на конец планового периода. Плановый объем реализации рассчитывают по формуле:

Р = О1 + Т - О2

где Р – объем реализации в плановом периоде;

О1 – остатки каждого вида готовых изделий на складе и отгруженных на начало планового периода;

Т – выпуск товарной продукции в плановом периоде;

О2 – остатки каждого вида изделий на складе на конец планового периода.

Реализационные цены в плановом периоде определяют на основе цен базового периода, которые корригируют на предвиденные изменения в плановом периоде, в том числе с учетом спроса и предложение.

Пример расчета объема реализации и выручки методом прямого счета приведен в таблице 1.

Таблица 1

Расчет выручки от реализации продукции

Номенклатура

Полная себестои-мость,

тыс. ден.ед.

Стоимость в свободных отпускных ценах, тыс. ден.ед.

в том числе

Стоимость без акцизного сбора и НДС,

тыс. ден.ед.

Прибыль (+) или убыток (-),

тыс. ден.ед.

акцизный сбор,

тыс. ден.ед.

НДС

тыс. ден.ед.

Основная продукция (товарный выпуск)

А

480

633,6

-

105,6

528

+48

Б

150

187,7

-

31,3

156,4

+6,4

В

240

302,4

-

50,4

252

+12

Г

400

782,4

228

130,4

424

+24

Всего основной продукции

1270

1906,1

228

317,7

1360,4

+90,4

Всего реализации основных видов продукции с учетом изменения ее остатков

1345

2146,1

228

487,7

1430,4

+85,4

Другие виды продукции

210

270

+60

Общий объем реализации

1555

1700,4

+145,4

Когда ассортимент изделий большой, расчет плана реализации можно осуществлять комбинированным методом. Выручку от реализации основных видов продукции определяют методом прямого счета, а для подсчета выручки от реализации изделий другого ассортимента пользуются укрупненным методом. Для расчета берут товарный выпуск по всей номенклатуре остатков изделий, прибавляют к нему стоимость остатков на начало планового периода и отнимают ожидаемые остатки на конец планового периода по отпускным свободным ценам и за себестоимостью (табл. 2).

Таблица 2

Укрупненный метод расчета выручки от реализации продукции

Номенклатура

Полная себестои-мость,

тыс. ден.ед.

Стоимость в свободных отпускных ценах, тыс. ден.ед.

в том числе

Стоимость без акцизного сбора и НДС,

тыс. ден.ед.

Прибыль (+) или убыток (-),

тыс. ден.ед.

акцизный сбор,

тыс. ден.ед.

НДС

тыс. ден.ед.

Остаток готовой продукции на начало планового периода

40

60,7

-

10,1

50,6

10,6

Товарный выпуск продукции в плановом периоде

220

333,7

-

55,7

278

58

Остаток готовой продукции на конец планового периода

50

75,8

-

12,6

63,2

13,2

Всего

210

318,6

-

53,2

265,4

55,4

Таким образом, мы можем подытожить, что выручка от реализации продукции, работ и услуг является основным источником возмещения средств на производство и реализацию продукции, образование доходов и формирования финансовых ресурсов. При рыночной экономике объемам продажи и выручке отводится особое место. От величины выручки зависит не только внутрипроизводственное возмещение затрат и формирования прибыли, а и своевременность и полнота налоговых платежей, погашение банковских кредитов, что в конечном счете сказывается на финансовом результате деятельности предприятия.

3. Факторы роста выручки от реализации продукции и орга­низация работы финансовых служб предприятий по обеспечению выполнения плана выручки от реализации продукции

На величину выручки от реализации продукции, работ, услуг влияют следующие факторы, непосредственно зависящие от деятельности предприятия:

-          в сфере производства: объем производства, его структура, ассортимент выпускаемой продукции, ее качество и конкурентоспособность, ритмичность производства;

-          в сфере обращения: уровень применяемых цен, ритмичность отгрузки, своевременное оформление платежных документов, соблюдение договорных условий, применяемые формы расчетов.

К числу факторов, не зависящих от деятельности предприятия, можно отнести нарушения договорных условий поставки предприятию материально-технических ресурсов, перебои в работе транспорта, несвоевременная оплата продукции вследствие неплатежеспособности покупателя.

Выпуск продукции в основном определяет объем реализации продукции: с увеличением ее выпуска растет объем реализации, и наоборот.

     Кроме того, сумма выручки зависит от:

-   ритмичности работы предприятия

-   комплектности продукции

-   характера отгрузки

-   спроса на данную продукцию

-   форм расчета за продукцию

Работа по графику содействует равномерной отгрузке продукции и своевременному поступлению выручки. Выпуск продукции пользующейся спросом, обеспечивает ее полную реализацию. Применение наиболее прогрессивных форм расчетов за продукцию, своевременность выписки платежных документов и передача их в банк – важный фактор в планировании выручки. Ассортимент продукции существенно влияет на размер выручки,  поскольку продукция реализуется не по одинаковым ценам. Выполнение планирования по ассортименту – непременное условие выполнения планирования по выручке от реализации продукции. Величина выручки предприятия от реализации продукции зависит также от уровня цен: если оптовые цены на продукцию снижаются, то выручка от ее реализации уменьшается, и наоборот.

К факторам, не зависящим от предприятия, относятся:

-   перебои в работе транспорта

-   несвоевременная оплата продукции вследствие неплатежеспособности покупателей

-   задержки банковских расчетов и т.д.

В рыночной экономике ведущее место приобретает уровень отпускных цен. Если в цену продукции не заложен определенный уровень рентабельности, то на каждой последующей стадии кругооборота капитала предприятие будет обладать все меньшими денежными средствами, что в конечном итоге скажется и на объемах производства, и на финансовом состоянии предприятия. В то же время в условиях конкуренции иногда допустимо применять убыточные цены для завоевания новых рынков сбыта, вытеснения конкурирующих фирм и привлечения новых потребителей. Предприятие с целью внедрения на новые рынки иногда сознательно идет на снижение выручки от реализации продукции, чтобы в последующем компенсировать потери за счет переориентации спроса на свою продукцию.

После проведения в России рыночных реформ предприятия в основном применяют свободные цены, величина которых определяется спросом и предложением. В этих условиях возросло значение маркетинговых и рекламных служб предприятия.

Однако для узкого круга товаров, производимых так называемыми естественными монополиями, используется государственное регулирование цен. Регулируемые цены на продукцию базовых отраслей (энергоносители, транспорт и т.п.) призваны оказывать сдерживающее влияние на рост издержек остальных отраслей, а также дают возможность управления инфляционными процессами на макроуровне.

Свободные (рыночные) цены устанавливаются в зависимости от спроса на продукцию на рынке, определяются непосредственно самим предприятием. Они могут меняться на одну и ту же продукцию в зависимости от объема продаж или от условий оплаты. Как правило, чем больше объем продаж приходится на одного потребителя, тем ниже отпускная цена единицы продукции. Применение более низких цен позволяет предприятию заинтересовать «выгодного» потребителя в своей продукции и за счет большего объема выручки решать свои производственные и финансовые задачи. Существенное значение имеют и условия продаж. Чем скорее наступает оплата в соответствии с заключенными договорами, тем быстрее предприятие способно вовлечь средства в хозяйственный оборот и получить дополнительные преимущества, а также снизить вероятность неплатежей.

Поэтому реализация по сниженным ценам при условии предоплаты или оплаты по факту отгрузки для предприятия зачастую выглядит предпочтительнее, чем, например, отгрузка продукции по более высоким ценам, но на условиях ее оплаты по мере реализации.

Кроме того, если предприятие не имеет льготы в виде полного освобождения от уплаты косвенных налогов, то эта группа налогов закладывается в цену товаров и соответственно поступает на денежные счета предприятия вместе с выручкой за реализованную продукцию. Косвенные налоги не входят в состав выручки от реализации продукции и учитываются отдельно. При определении налогооблагаемой базы по некоторым налогам (например, по налогу на реализацию ГСМ) такой косвенный налог, как акциз, включается в состав выручки или, например, налог на пользователей автодорог, то есть для налогового учета допустимо различное толкование состава выручки, поскольку это предусмотрено действующим законодательством и служит практическим целям для правильного исчисления отдельных налогов.

Заключение

В заключение курсовой работы, подводя итоги, следует отметить, что выручка от реализации является основным доходом предприятия, главным источником его денежных поступлений, отражает результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период времени (год, квартал, месяц). 

От того, насколько достоверно будет спланирована выручка будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятельность предприятия. Расчет плановой выручки должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществлять своевременное и полное финансирование инвестиций, прироста собственных оборотных средств, соответствующих выплат рабочим и служащим, а также своевременные расчеты с бюджетом, банками и поставщиками.

Изменения в объеме выручки от реализации оказывают большое влияние на финансовые результаты деятельности и на финансовую устойчивость предприятия, поэтому финансовый отдел предприятия организует ежедневный оперативный контроль за отгрузкой и реализацией продукции.

Следовательно, правильное планирование выручки на предприятии имеет ключевое значение.

Как видно, выручка зависит от очень многих факторов, как зависящих от предприятия (степень возможности влияния тоже в свою очередь зависит от многих факторов), так и независящих.

Таким образом, мы можем подытожить, что выручка от реализации продукции, работ и услуг является основным источником возмещения средств на производство и реализацию продукции, образование доходов и формирования финансовых ресурсов. При рыночной экономике объемам продажи и выручке отводится особое место. От величины выручки зависит не только внутрипроизводственное возмещение затрат и формирования прибыли, а и своевременность и полнота налоговых платежей, погашение банковских кредитов, что в конечном счете сказывается на финансовом результате деятельности предприятия.

Список использованной литературы

     1.            Белолипецкий В. Г. Финансы фирмы: Курс лекций. – М.: Инфра-М, 2001. - 298 с.

     2.            Бородина Е.И. Финансы предприятий / Е.И. Бородина, Ю.С. Голикова, Н.В. Колчина. – М.: Банки и биржи, 2002. – 208;

     3.            Жариков В. В., Жариков В. Д. Управление финансами: Учеб. пособие.  – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2002. – 80 с.

     4.            Кедров Б.И. Анализ и диагностика финансово-экономической деятельности предприятия. Курс лекций. Иваново: ИГТА, 2005. – 115 с.

     5.            Ковалев А.М., Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Финансы фирмы. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 496 с.

     6.            Крейнина М.Н. Управление выручкой и прибылью от продаж в условиях изменения спроса на продукцию предприятия. – М.: Финансовый менеджмент. – №4. – 2001;

     7.            Куксов А. Планирование деятельности предприятия // Экономист. – 2002. - № 6. – С. 61-67.

     8.            Румянцева Е.Е. Финансы организаций: финансовые технологии управления предприятием: Учеб. пособие / Е.Е. Румянцева. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 459 с.

     9.            Управление финансами предприятия / Под ред. Л.В. Тереховой. – М.: ЗАО «Издательский дом «Логос-Развитие», 2001. – 144 с.

10.            Хелферт Э. Техника финансового анализа / Пер. с англ. под ред. Л.П. Белых. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 2002. – 663 с.

11.            Юркова Т.И., Юрков С.В. Экономика предприятия. – М., 2006;

РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ

Таблица 1

Смета I затрат на производство продукции общества с ограниченной ответственностью

Таблица 3

Данные к расчету амортизационных отчислений на основные производственные фонды

 

1 кв. (февраль)

2 кв. (май)

3 кв.

(август)

4 кв.

(ноябрь)

Плановый ввод в действие основных фондов,  тыс.руб.

4100

3600

Плановое выбытие основных фондов,  тыс.руб.

6360

1070

К смете I стоимость основных фондов, на которые начисляется амортизация на начало года – 15530 тыс. руб.

Среднегодовая стоимость полностью амортизированного оборудования (в действующих ценах) – 1030 тыс. руб.

Средневзвешенная норма амортизационных отчислений для варианта 1.2. – 13,5%.

                                                                            Таблица 4

Расчет плановой суммы амортизационных отчислений и ее распределение

Таблица 5

Данные к расчету объема реализации и прибыли

№ строки

Показатель

1.1.

1

2

3

1

Фактические остатки нереализованной продукции на начало года:

 

1.1

а) в ценах базисного года без НДС и акцизов

2500

1.2

б) по производственной себестоимости

1950

2

Планируемые остатки нереализованной продукции на конец года:

 

2.1

а) в днях запаса

7

2.2

б) в действующих ценах (без НДС и акцизов)*

1676

2.3

в) по производственной себестоимости*

1006

 

Прочие доходы и расходы

 

 

Операционные доходы

 

3

Выручка от реализации выбывшего имущества

7600

4

Доходы, полученные по ценным бумагам (облигациям)

920

5

Прибыль от долевого участия в деятельности других предприятий

856

 

Операционные расходы

 

6

Расходы по реализации выбывшего имущества

5340

7

Проценты к уплате*

556

8

Расходы на оплату услуг банков

70

 

Внереализационные доходы

 

9

Доходы от прочих операций

10876

 

Внереализационные расходы

 

10

Расходы по прочим операциям

9100

11 

Налоги, относимые на финансовые результаты

1534

12

Содержание объектов социальной сферы - всего*

1220

 

в том числе:

 

12.1

а) учреждения здравоохранения

200

12.2

б) детские дошкольные учреждения

730

12.3

в) содержание пансионата

290

13

Расходы на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ

200

                                                           

Таблица 6

Расчет объема реализуемой продукции и прибыли

№ строки

Показатель

Сумма тыс. руб.

1

Фактические остатки нереализованной продукции на начало года:

 

1.1

а) в ценах базисного года без НДС и акцизов

2500

1.2

б) по производственной себестоимости

1950

1.3.

в) прибыль

550

2

Выпуск товарной продукции (выполнение работ, оказание услуг):

 

2.1

а) в действующих ценах без НДС и акцизов

85200

2.2

б) по полной себестоимости

57005

2.3

в) прибыль

28195

3

Планируемые остатки нереализованной продукции на конец года:

 

3.1

а) в днях запаса

7

3.2

б) в действующих ценах без НДС и акцизов

1676

3.3

в) по производственной себестоимости

1006

3.4

г) прибыль

670

4

Объем продаж продукции в планируемом году:

 

4.1

а) в действующих ценах без НДС и акцизов

86024

4.2

б) по полной себестоимости

57949

4.3

в) прибыль от продажи товарной продукции (работ, услуг)

28075

Таблица 7

Показатели по капитальному строительству

№ стр.

Показатели

Cмета I,

тыс. руб.

1

Капитальные затраты производственного назначения

8100

 

в том числе:

 

1.1

объем строительно-монтажных работ, выполняемых хозяйственным способом

3500

2

Капитальные затраты непроизводственного назначения

3120

3

Норма плановых накоплений по смете на СМР, выполняемых хозяйственным способом, %

9,41

4

Средства, поступающие в порядке долевого участия в жилищном строительстве

710

5

Ставка процента за долгосрочный кредит, направляемый на капитальные вложения, %

17

Таблица 8

Данные к расчету потребности в оборотных средствах

№ стр.

Показатели

Вариант сметы, тыс. руб.

1.1.

1

Изменение расходов будущих периодов

-12

2

Прирост устойчивых пассивов

230

3

Норматив на начало года:

 

3.1.

    Производственные запасы.

3935

3.2.

    Незавершенное производство

236

3.3.

    Расходы будущих периодов

15

3.4.

    Готовая продукция

501

4

Нормы запаса в днях:

 

4.1.

    производственные запасы

45

4.2.

    незавершенное производство

4

4.3.

    готовые изделия

7

Таблица 9

Расчет источников финансирования капитальных вложений

№ строки

Источник

Капитальные вложения производственного назначения

Капитальные вложения непроизводственного назначения

1

Ассигнования из бюджета

 

 

2

Прибыль, направляемая на капитальные вложения

2750

2250

3

Амортизационные отчисления на основные производственные фонды

1912

 

4

Плановые накопления по смете на СМР, выполняемые хозяйственным способом

329

 

5

Поступление средств на жилищное строительство в порядке долевого участия

 

710

6

Прочие источники

 

 

7

Долгосрочный кредит банка

3109

160

8

Итого вложений во внеоборотные активы

8100

3120

9

Проценты к уплате (ставка 17% годовых)

529

27

Таблица 10

Данные к  распределению  прибыли, тыс. руб.

№ стр.

                  Показатель

Вариант сметы

 

 

1.1.

1

Отчисления в резервный фонд

3000

2

Реконструкция цеха

2750

3

Строительство жилого дома

2250

4

Отчисления в фонд потребления - всего*

3020

 

в том числе:

 

4.1

а) на выплату материальной помощи работникам предприятия

1120

4.2

б) удешевление питания в столовой

1000

4.3

в) на выплату дополнительного вознаграждения

900

5

Налоги, выплачиваемые из прибыли

980

6

Погашение долгосрочных кредитов**

3269

* определить

**самостоятельно принять решение по данному показателю

Таблица 12

Данные к расчету источников финансирования социальной сферы и НИОКР, тыс. руб.

№ стр.

Показатель

Смета I

1

Средства родителей на содержание детей в дошкольных учреждениях

50

2

Средства целевого финансирования

100

3

Общая сумма средств, направляемых на содержание детских дошкольных учреждений

730

4

Средства заказчиков по договорам на НИОКР

200

5

Общая сумма средств, направляемых на НИОКР

200

         

Таблица 11

Расчет потребности предприятий в оборотных средствах

Таблица 13

Проект отчета о прибылях и убытках

№ стр.

Показатель

Сумма тыс. руб.

1. Доходы и расходы по обычным видам деятельности

1

Выручка (нетто) от продажи продукции в планируемом году:

86024

2

Себестоимость реализуемой продукции в планируемом году

57949

3

Прибыль (убыток) от продажи

28075

2. Операционные доходы и  расходы

4

Проценты  к получению

920

5

Проценты  к уплате

556

6

Доходы от участия в других организациях

856

7

Прочие операционные доходы

7600

8

Прочие операционные расходы

5410

3. Внереализационные доходы и расходы

9

Внереализационные доходы

10876

10

Внереализационные расходы

12054

10.1

а) содержание учреждений здравоохранения

200

10.2

б) содержание детских дошкольных учреждений

730

10.3

в) содержание пансионата

290

10.4

г) расходы на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ

200

10.5

д) налоги, относимые на финансовый результат

1534

10.6

е) прочие внереализационные расходы

9100

11

Прибыль (убыток) планируемого года

30307

Таблица 14

Расчет налога на прибыль

№ стр.

Показатель

Сумма, тыс.руб.

1

2

3

1

Прибыль, всего

30307

 

в том числе:

 

1.1.

прибыль, облагаемая по ставке 9%

1776

1.2.

прибыль, облагаемая по ставке 24%

28531

 

Ставка налога, %

24

 

в федеральный бюджет

6,5

 

в бюджет субъекта федерации

17,5

 

в местный бюджет

 

2

Сумма налога к уплате по ставке 24% - всего, в том числе:

6847

2.1.

в федеральный бюджет

1855

2.2.

в бюджет субъекта федерации

4993

2.3.

в местный бюджет

0

 

Ставка налога на прочие доходы, %

9

3

Сумма налога к уплате по ставке 9% - всего, в том числе

160

3.1.

в федеральный бюджет

160

3.2.

в бюджет субъекта федерации

 

3.3.

в местный бюджет

 

4

Общая сумма налога в федеральный бюджет

2014

5

Общая сумма налога в бюджет субъекта федерации

4993

6

Общая сумма налога в местный бюджет

0

7

Итого сумма налога на прибыль (24% и 9%

7007

8

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов на прибыль (по ставкам 24% и 9%)

23300

Таблица 15

Распределение прибыли

№ стр.

Показатель

Сумма, тыс. руб.

1

Всего прибыль

30307

2

Отчисления в резервный фонд

3000

8

Налог на прибыль 24%

6847

9

Налог на прочие доходы 9%

160

3

Капитальные вложения производственного назначения (реконструкция цеха)

2750

4

Капитальные вложения непроизводственного назначения (строительство жилого дома)

2250

6

Прирост оборотных средств

1238

10

Погашение долгосрочного кредита

3269

5

Отчисления в фонд потребления - всего

3020

 

в том числе:

 

5.1.

а) на выплату материальной помощи работникам предприятия

1120

5.2.

б) удешевление питания в столовой

1000

5.3.

в) на выплату вознаграждения по итогам года

900

7

Налоги, выплачиваемые из прибыли

980

12

Выплата дивидендов*

6793

11

Остаток нераспределенной прибыли до выплаты дивидендов

6793

13

Нераспределенная прибыль после выплаты дивидендов

0

Таблица 16

Баланс доходов и расходов (финансовый план)

Шифр строки

Разделы и статьи баланса

Сумма, тыс. руб.

001

I. Поступления (приток денежных средств)

 

002

А. От текущей деятельности

 

003

Выручка от реализации продукции, работ, услуг (без НДС, акцизов и таможенных пошлин)

86024

004

Прочие поступления - всего, в том числе

 

005

 средства целевого финансирования

100

006

поступления от родителей за содержание детей в дошкольных учреждениях

50

007

Прирост устойчивых пассивов

230

008

Итого по разделу  А

86404

009

Б. От инвестиционной деятельности

 

010

Выручка от прочей реализации (без НДС)

7600

011

Доходы от внереализационных операций

10876

012

Накопления по строительно-монтажным работам, выполняемым хозяйственным способом

329

013

Средства, поступающие от заказчиков по договорам на НИОКР

200

014

Средства, поступающие в порядке долевого участия в жилищном строительстве

710

015

Высвобождение средств из оборота

 

016

Итого по разделу  Б

19715

017

В. От финансовой деятельности

 

018

Увеличение уставного капитала

 

019

Доходы от финансовых вложений

1776

020

Увеличение задолженности, в том числе:

 

021

получение новых займов, кредитов

3269

022

выпуск облигаций

 

023

Итого по разделу В

5045

024

ИТОГО ДОХОДОВ

111164

025

II. Расходы (отток денежных средств)

 

026

А. По текущей деятельности

 

027

Затраты на производство реализованной продукции (без амортизационных отчислений и налогов, относимых на себестоимость)

50471

028

Платежи в бюджет - всего

15088

 

в том числе:

 

029

Налоги, включаемые в себестоимость продукции

5567

030

Налог на прибыль, всего

7007

031

Налоги, уплачиваемые за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия

980

032

Налоги, относимые на финансовые результаты

1534

033

Выплаты из фонда потребления (материальная помощь и др.)

3020

034

Прирост собственных оборотных средств

1468

035

Итого по разделу А

70047

036

Б. По инвестиционной деятельности

 

037

Инвестиции в основные фонды и нематериальные активы - всего

11620

 

из них:

 

038

Капитальные вложения производственного назначения

8100

039

Капитальные вложения непроизводственного назначения

3120

040

Затраты на проведение НИОКР

400

041

Платежи по лизинговым операциям

 

042

Долгосрочные финансовые вложения

 

043

Расходы по прочей реализации

5410

044

Расходы по внереализационным операциям

9100

045

Содержание объектов социальной сферы

1370

046

Прочие расходы

 

047

Итого по разделу Б

27500

048

В. От финансовой деятельности

 

049

Погашение долгосрочных кредитов

3269

050

Уплата процентов по долгосрочным кредитам

556

051

Краткосрочные финансовые вложения

 

052

Выплата дивидендов

6793

053

Отчисления в резервный фонд

3000

054

Прочие расходы

 

055

Итого по разделу В

13617

056

ИТОГО РАСХОДОВ

111164

057

Превышение доходов над расходами (+)

0

058

Превышение расходов над доходами (-)

0

059

Сальдо по текущей деятельности

16357

060

Сальдо по инвестиционной деятельности

-7785

061

Сальдо по финансовой деятельности

-8572

Пояснительная записка

Основным доходом предприятия является прибыль от реализации продукции – 28075 тыс. руб.

Денежными накоплениями предприятия являются:

-       амортизация – 1912 тыс. руб.;

-       накопления по СМР, выполняемым хозяйственным способом – 329 тыс. руб.

Денежными поступлениями на планируемый период являются:

-       средства целевого финансирования – 100 тыс. руб.;

-       поступления от родителей за содержание детей в дошкольных учреждениях – 50 тыс. руб.;

-       средства, поступающие в порядке долевого участия в жилищном строительстве – 710 тыс. руб.;

-       средства, поступающие от заказчиков по договорам на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы – 200 тыс. руб.;

-       получение долгосрочных кредитов – 3269 тыс. руб.

-       прирост устойчивых пассивов – 230 тыс. руб.

Направления использования финансовых ресурсов предприятия следующие.

-       Капитальные вложения.

Капитальные затраты предприятия производственного характера составляют 8100 тыс. руб. Прибыль предприятия, направляемая на капитальное строительство, составляет 2750 тыс. руб. Сюда же направляются амортизационные отчисления – 1912 тыс. руб. Поскольку предприятие планирует провести строительно-монтажные работы подрядным способом, планируются накопления по смете в сумме 329 тыс. руб. Кредит предприятия на производственное строительство составляет 3109 тыс. руб.

Капитальные затраты непроизводственного характера составляют 3120 тыс. руб. Прибыль предприятия, направляемая на капитальное строительство – 2250 тыс. руб. Поступления средств на жилищное строительство в порядке долевого участия – 710 тыс. руб. Кредит предприятия на непроизводственное строительство составляет 160 тыс. руб.;

-       прирост собственных оборотных средств за счет прибыли предприятия – 1468 тыс. руб.;

-       осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ – 400 тыс. руб.;

-       содержание объектов социальной сферы – 1370 тыс. руб.;

-       уплата налогов – 15088 тыс. руб.;

-       распределение прибыли между собственниками организации – 6793 тыс. руб.;

-       стимулирование работников организации (отчисления в фонд потребления) – 3020 тыс. руб.;

-       отчисления в резервный фонд – 3000 тыс. руб.

За недостаточностью средств на капитальное строительство предприятие привлекает дополнительные средства в форме долгосрочных кредитов в сумме 3269 тыс. руб. В течение года по полученным кредитам предприятие выплачивает проценты по ставке 17% в сумме 556 тыс. руб.

Предприятие своевременно рассчитывается по обязательствам с бюджетом – это налог на прибыль в сумме 7007 тыс. руб.; налоги, уплачиваемые с прибыли – 980 тыс. руб.; налоги, относимые на финансовые результаты – 1534 тыс. руб.

Прибыль является основным источником финансирования затрат предприятия. Это затраты по капитальному строительству – 5000 тыс. руб., отчисления в фонды предприятия – 6020 тыс. руб., налоги, выплачиваемые за счет прибыли – 980 тыс. руб. Прибыль в сумме 6793 тыс. руб. распределяется между собственниками предприятия. За счет прибыли погашаются долгосрочные ссуды в сумме 3269 тыс. руб.

Основным источником формирования финансовых ресурсов предприятия является выручка от реализованной продукции – 86024 тыс. руб.

Следующий источник формирования финансовых ресурсов на предприятии – средства целевого финансирования (100 тыс. руб.), средства, поступающие в порядке долевого участия в жилищном строительстве (710 тыс. руб.), а так же средства, поступающие от заказчиков по договорам на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (200 тыс. руб.). Кроме того, это поступления от родителей за содержание детей в дошкольных учреждениях (50 тыс. руб.).

Заемным источником являются долгосрочные кредиты банка в сумме 3269 тыс. руб.

Предприятие не достаточно обеспечено собственными ресурсами – за счет прибыли ООО погашает обязательства перед бюджетом, осуществляет отчисления в фонды, отчисляет дивиденды собственникам предприятия, погашает часть кредитов предприятия, в том числе проценты по ним, однако предприятие ведет капитальное строительство, для финансирования которого недостаточно средств предприятия и целевых средств – предприятие привлекает заемные ресурсы. Финансирование социальной сферы на предприятии составляет 730 тыс. руб., тогда как поступления по этой статье доходов в совокупности составляют лишь 150 тыс. руб. Финансирование НИОКР осуществляется так же только на 50% за счет целевых источников, 50% средств обеспечиваются чистой прибылью предприятия. Прирост оборотных средств (1468 тыс. руб.) также осуществляется не за счет дополнительных ресурсов, а за счет чистой прибыли предприятия.

Расчеты к финансовому плану предприятия

Таблица 4. Расчет плановой суммы амортизационных отчислений и ее распределение.

Стоимость основных фондов, на которые начисляется амортизация на начало года – 15530 тыс. руб. (п.1)

Среднегодовая стоимость вводимых (Свв) основных фондов исчисляется:

;

 (тыс. руб.) (п.2)

Среднегодовая стоимость выбывающих основных фондов (Свыб) исчисляется:

;

(тыс. руб.) (п.3)

Среднегодовая стоимость полностью амортизированного оборудования – 1030 тыс. руб. (п.4).

Среднегодовая стоимость амортизируемых основных фондов (п.5):

п.1 + п.2 – п.3 – п.4 = п.5

15530 + 4038 – 4376 – 1030 = 14161 тыс. руб.

Сумма амортизируемых отчислений (п.7):

п.5 × п.6 / 100 = п.7

14161 × 13,5 / 100 = 1912 тыс. руб.

Использование амортизационных отчислений на капитальные вложения (п.8) = сумма амортизируемых отчислений (п.7) = 1912 тыс. руб.

Таблица 1. Расчет сметы затрат на производство продукции ООО

Расчеты ведутся на год и на квартал.

Амортизация основных фондов (п.3) = Сумма амортизационных отчислений (Таблица 4 п.7) = 1912 тыс. руб.

Единый социальный налог (п.4.2.1.) = Затраты на оплату труда (п.2) × 0,26 = 17608 × 0,26 = 4578 тыс. руб.

Налоги, включаемые в себестоимость (п.4.2.) = единый социальный налог (п.4.2.1.) + прочие налоги (п.4.2.2) = 4578 + 989 = 5567 тыс. руб.

Прочие налоги, всего (п.4) = уплата процентов за краткосрочный кредит (п.4.1) + налоги, включаемые в себестоимость (п.4.2.) + арендные платежи и другие расходы (п.4.3) = 430 + 5567 + 256 = 6253 тыс. руб.

Итого затрат на производство (п.5) = Материальные затраты (за вычетом возвратных отходов) (п.1) + Затраты на оплату труда (п.2) + Амортизация ОФ (п.3) + Прочие расходы (п.4):

36540 + 17608 + 1912 + 6253 = 62313 тыс. руб.

Затраты на валовую продукцию (п.7) = Итого затрат на производство (п.5) – Списано на непроизводственные счета (п.6):

62313 – 10238 = 52075 тыс. руб.

Изменение остатков незавершенного производства (п.8) = Прирост незавершенного производства (Таблица 11 п.2) = 343 тыс. руб.

Производственная себестоимость товарной продукции (п.10) = Затраты на валовую продукцию (п.7) – Изменение остатков незавершенного производства (п.8) – Изменение остатков по расходам будущих периодов (п.9):

52075 – 343 + 12 = 51744 тыс. руб.

Полная себестоимость товарной продукции (п.12) = Производственная себестоимость товарной продукции (п.10) + Внепроизводственные (коммерческие) расходы (п.11):

51744 + 5261 = 57005 тыс. руб.

Прибыль на выпуск товарной продукции (п.14) = Товарная продукция в отпускных ценах (без НДС и акцизов) (п.13) – полная себестоимость товарной продукции (п.12):

85200 – 57005 = 28195 тыс. руб.

Затраты на 1 рубль товарной продукции (п.15) = Полная себестоимость товарной продукции (п.12) / Товарная продукция в отпускных ценах (без НДС и акцизов) (п.13):

57005 / 85200 = 0,67.

Таблица 5. Данные к расчету объема реализации и прибыли

Планируемые остатки нереализованной продукции на конец года в действующих ценах (без НДС и акцизов) (п.2.2.) = Товарная продукция в отпускных ценах (без НДС и акцизов) в т.ч. на 4 кв. (Таблица 1 п.13) /90 × Планируемые остатки нереализованной продукции на конец года в действующих ценах (в днях запаса) (п.2.1.)

21550 / 90 × 7 = 1676 тыс. руб.

         Планируемые остатки нереализованной продукции на конец года по производственной себестоимости (п.2.3.) = Производственная себестоимость товарной продукции в т.ч. на 4 кв. (Таблица 1 п.10) / 90 × Планируемые остатки нереализованной продукции на конец года в действующих ценах (в днях запаса) (п.2.1.):

12934 / 90 × 7 = 1006 тыс. руб.

         Проценты к уплате (п.7) = Проценты к уплате (ставка 17% годовых) капитальных вложений производственного назначения (Таблица 9 п.9) + Проценты к уплате (ставка 17% годовых) капитальных вложений непроизводственного назначения (Таблица 9 п.9):

529 + 27 = 556 тыс. руб.

         Содержание объектов социальной сферы, всего (п.12) = учреждения здравоохранения (п.12.1) + детские дошкольные учреждения (п.12.2) + содержание пансионата (п.12.3):

200 + 730 + 290 = 1220 тыс. руб.

Таблица 6. Расчет объема реализуемой продукции и прибыли

Фактические остатки нереализованной продукции на начало года:

а) в действующих ценах без НДС и акцизов (п.1.1.) – 2500 тыс. руб. (таблица 5 п.1.1.);

б) по производственной себестоимости (п.1.2.) – 1950 тыс. руб. (таблица 5 п.1.2.);

в) прибыль (п.1.3.) = в действующих ценах без НДС и акцизов (п.1.1.) – по производственной себестоимости (п.1.2.):

2500 – 1950 = 550 тыс. руб.

Выпуск товарной продукции (выполнение работ, оказание услуг):

а) в действующих ценах без НДС и акцизов (п.2.1.) – 85200 тыс. руб. (таблица 1, п.13);

б) по полной себестоимости (п.2.2.) – 57005 тыс. руб. (таблица 1 п.12);

в) прибыль (п.2.3.) = в действующих ценах без НДС и акцизов (п.2.1.) – по полной себестоимости (п.2.2.):

85200 – 57005 = 28195 тыс. руб.

Планируемые остатки нереализованной продукции на конец года:

а) в днях запаса (п.3.1.) – 7 тыс. руб. (Таблица 5 п.2.1.)

б) в действующих ценах без НДС и акцизов (п.3.2.) – 1676 тыс. руб. (таблица 5, п.2.2.).

б) по производственной себестоимости (3.3.) – 1006 тыс. руб. (таблица  5, п.2.3.):

в) прибыль (п.3.4.) = в действующих ценах без НДС и акцизов (п.3.2.) – по производственной себестоимости (3.3.):

1676 – 1006 = 670 тыс. руб.

Объем продаж продукции в планируемом году:

а) в действующих ценах без НДС и акцизов (п.4.1.) = Фактические остатки нереализованной продукции на начало года в действующих ценах без НДС и акцизов (п.1.1.) + Выпуск товарной продукции (выполнение работ, оказание услуг) в действующих ценах без НДС и акцизов (п.2.1.) - Планируемые остатки нереализованной продукции на конец года в действующих ценах без НДС и акцизов (п.3.2.):

2500 + 85200 – 1676 = 86024 тыс. руб.

б) по полной себестоимости (п.4.2.) = Фактические остатки нереализованной продукции на начало года по производственной стоимости (п.1.2.) + Выпуск товарной продукции (выполнение работ, оказание услуг) по производственной стоимости (п.2.2.) – Планируемые остатки нереализованной продукции на конец года по производственной стоимости (п.3.3.)::

1950 + 57005 – 1006 = 57949 тыс. руб.

в) прибыль от продажи товарной продукции (п.4.3.) = Объем продаж продукции в планируемом году в действующих ценах без НДС и акцизов (п.4.1.) – Объем продаж продукции в планируемом году по полной себестоимости (п.4.2.):

86024 – 57949 = 28075 тыс. руб.

 

Таблица 9. Расчет источников финансирования капитальных вложений

Источниками финансирования капитальных вложений являются:

1) Собственные источники финансирования – 7241 тыс. руб. (65%) (п.2 + п.3 + п.4):

-      Прибыль, направляемая на капитальные вложения производственного назначения (п.2) – 2750 тыс. руб. (Таблица 10 п.2);

-      Прибыль, направляемая на капитальные вложения непроизводственного назначения (п.2) – 2250 тыс. руб. (Таблица 10 п.3);

-      Амортизационные отчисления на основные производственные фонды (п.3) – 1912 тыс. руб. (Таблица 4 п.7);

-      Плановые накопления по смете на СМР, выполняемые хозяйственным способом (п.4) = Объем строительно-монтажных работ, выполняемых хозяйственным способом  (Таблица 7 п.1.1.) × Норма плановых накоплений по смете на СМР, выполняемых хозяйственным способом, % (Таблица 7 п.3)/100:

3500 × 9,41 / 100 = 329 тыс. руб.

2) Заемные денежные средства – 3979 тыс. руб. (35%) (п.5 + п.6 + п.7):

-      Поступление средств на жилищное строительство в порядке долевого участия непроизводственного назначения (п.5) – 710 тыс. руб. (Таблица 7 п.4);

-      Долгосрочный кредит банка (п.7) = Итого вложений во внеоборотные активы (п.8) – Прибыль, направляемая на капитальные вложения (п.2) – Амортизационные отчисления на основные производственные фонды (п.3) – Плановые накопления по смете на СМР, выполняемые хозяйственным способом (п.4):

             Производственного назначения:

8100 – 2750 – 1912 – 329 = 3109 тыс. руб.

             Непроизводственного назначения:

3120 – 2250 – 710 = 160 тыс. руб.

             Итого долгосрочный кредит банка составляет 3109 + 160 = 3269 тыс. руб.

             Итого вложений во внеоборотные активы производственного назначения (п.8) - 8100 тыс. руб. (таблица 7 п.1);

             Итого вложений во внеоборотные активы непроизводственного назначения (п.8) – 3120 тыс. руб. (таблица 7 п.2);

             Итого вложений во внеоборотные активы составят:

8100 + 3120 = 11220 тыс. руб. (100%)

Капитальные вложения в объекты производственного назначения составляют 72%, в объекты непроизводственного назначения – 28%.

Соотношение собственных источников финансирования в целом по капитальным вложениям больше чем заемных. Что является положительным моментом, т.к. чем меньше предприятие вынуждено прибегать к внешним заимствованиям, тем оно более устойчивое.

Проценты к уплате (ставка 17% годовых) (п.9) = долгосрочный кредит банка (п.7) × 17 / 100:

Производственного назначения: 

3109 × 17 / 100 = 529 тыс. руб.

Непроизводственного назначения:

160 × 17 / 100 = 27 тыс. руб.

Таблица 10. Данные к распределению прибыли

Отчисления в фонд потребления всего (п.4) = на выплату материальной помощи работникам предприятия (п.4.1.) + удешевление питания в столовой (п.4.2.) + на выплату дополнительного вознаграждения (п.4.3.):

1120 + 1000 + 900 = 3020 тыс. руб.

Погашение долгосрочных кредитов определим самостоятельно в размере 3269 тыс. руб. (п.6).

Таблица 11. Расчет потребности предприятия в оборотных средствах

Норматив на начало года, а так же норма запасов в днях по статьям затрат по статьям «Производственные запасы», «Незавершенное производство», «Расходы будущих периодов» и «Готовая продукция» приведены в Таблице 8. Производственные затраты рассчитаны в таблице 1.

1) Затраты IV кв., тыс. руб. / день:

производственные затраты: 9135 / 90 = 102 тыс. руб.;

незавершенное производство: 13016 / 90 = 145 тыс. руб.

готовые изделия: 12934 / 90 = 144 тыс. руб.

2) Норматив на конец года, тыс.руб.:

производственные запасы: 102 × 45 = 4568 тыс. руб.;

незавершенное производство: 145 × 4 = 579 тыс. руб.;

готовые изделия: 144 × 7 = 1006 тыс. руб.

Изменение (+, -) по статье определяется как разность норматива на конец периода и на начало периода по статье затрат:

производственные запасы: 4568 – 3935 = 633 тыс. руб.;

незавершенное производство: 579 – 236 = 343 тыс. руб.;

готовая продукция: 1006 – 501 = 505 тыс. руб.

Прирост по статье «Расходы будущих периодов» приведен в Таблице 8 (п.1) и равен -12. Норматив на начало периода равен 15. Норматив на конец года по расходам будущих периодов равен 3 тыс. руб.

Совокупный норматив оборотных средств на начало года равен (п.5):

3935 + 236 + 15 + 501 = 4687 тыс. руб.

Совокупный норматив оборотных средств на конец года равен (п.5):

4568 + 579 + 3 + 1006 = 6155 тыс. руб.

Совокупный прирост норматива оборотных средств равен:

6155 – 4687 = 1468 тыс. руб.

Прирост устойчивых пассивов по условию составляет 230 тыс. руб., значит, источником прироста оборотных средств будет являться прибыль предприятия в сумме 1238 тыс. руб.

Таблица 13. Расчет Проекта о прибылях и убытках

Исходные данные приведены в Таблице 5 и 6.

I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности

Выручка от продажи продукции в планируемом году (п.1) – 86024 тыс. руб. (таблица 6 п.4.1.)

Себестоимость реализуемой продукции в планируемом году (п.2) – 57949 тыс. руб. (таблица 6 п.4.2.)

Прибыль (п.3): 86024 – 57949 = 28075 тыс. руб.

II. Операционные доходы и расходы:

Проценты к получению (п.4) – 920 тыс. руб. (таблица 5 п.4)

Проценты к уплате (п.5) – 556 тыс. руб. (таблица 9 п.9 сумма)

Доходы от участия в других организациях (п.6) – 856 тыс. руб. (таблица 5 п.5)

Прочие операционные доходы (п.7) – 7600 тыс. руб. (таблица 5, п.3)

Прочие операционные расходы (п.8) – 5410 тыс. руб. (таблица 5 п.6 + п.8)

III. Внереализационные доходы и расходы

Внереализационные доходы (п.9) – 10876 тыс. руб. (таблица 5, п.9)

Внереализационные расходы (п.10) – всего 12054 тыс. руб., в том числе:

а) содержание учреждений здравоохранения (п.10.1) – 200 тыс. руб. (таблица 5, п.12.1)

б) содержание детских дошкольных учреждений (10.2) – 730 тыс. руб. (таблица 5, п.12.2)

в) содержание пансионата (п.10.3) – 290 тыс. руб. (таблица 5, п.12.3)

г) расходы на проведение НИОКР (п.10.4) – 200 тыс. руб. (таблица 5, п.13)

д) налоги, относимые на финансовые результаты (п.10.5) – 1534 тыс. руб. (таблица 5, п.11)

е) прочие внереализационные расходы (п.10.6) – 9100 тыс. руб. (таблица 5, п.10)

Прибыль (убыток) планируемого года (п.11) = Прибыль (убыток) от продажи (п.3) + проценты к получению (п.4) + Доходы от участия в других организациях (п.6) + прочие операционные доходы (п.7) + внереализационные доходы (п.9) – (проценты к уплате (п.5) + прочие операционные расходы (п.8) + внереализационные расходы (п.10)):

28075 + 920 + 856 + 7600 + 10876 – (556 + 5410 + 12054) = 30307 тыс. руб.

Таблица 14. Расчет налога на прибыль

В соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ определим налоговые ставки для расчета налога на прибыль.

Пункт 1. Налоговая ставка устанавливается в размере 24 процентов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2-5 статьи 284. При этом:

- сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6,5 процента, зачисляется в федеральный бюджет;

- сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17,5 процента, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Пункт 3. К налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, применяются следующие ставки:

1) 9 процентов – по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями и физическими лицами - налоговыми резидентами Российской Федерации.

Пункт  6. Сумма налога, исчисленная по налоговым ставкам, установленным пунктами 2-4 статьи 284, подлежит зачислению в федеральный бюджет.

Прибыль всего (п.1) – 30307 тыс. руб. (таблица 13, п.11)

Прибыль, облагаемая по ставке 9% (п.1.1.) – 1776 тыс. руб. (таблица 13, п.4 + п.6)

Прибыль, облагаемая по ставке 24% (п.1.2.) = Прибыль всего (п.1) - Прибыль, облагаемая по ставке 9% (п.1.1.).

30307 – 1776 = 28531 тыс. руб.

        Сумма налога к уплате по ставке 24% в федеральный бюджет (п.2.1.) = Прибыль, облагаемая по ставке 24% (п.1.2.)× Ставка налога в федеральный бюджет (6,5%):

28531 × 0,065 = 1855 тыс. руб.

Сумма налога к уплате по ставке 24% в бюджет субъекта федерации (п.2.2.) = Прибыль, облагаемая по ставке 24% (п.1.2.)× Ставка налога в бюджет субъекта федерации (17,5%):

28531 × 0,175 = 4993 тыс. руб.

Сумма налога к уплате по ставке 24%, всего (п.2) = Сумма налога к уплате по ставке 24% в федеральный бюджет (п.2.1.) + Сумма налога к уплате по ставке 24% в бюджет субъекта федерации (п.2.2.):

1855 + 4993 = 6847 тыс. руб.

Сумма налога к уплате по ставке 9%, всего и в федеральный бюджет (п.3 и п.3.1) = Прибыль, облагаемая по ставке 9% (п.1.1.) × Ставка налога в (9%):

1776 × 0,09 = 160 тыс. руб.

Общая сумма налога в федеральный бюджет (п.4) = Сумма налога к уплате по ставке 24% в федеральный бюджет (п.2.1.) + Сумма налога к уплате по ставке 9% в федеральный бюджет (п.3.1).

1855 + 160 = 2014 тыс. руб.

Общая сумма налога в бюджет субъекта федерации (п.5) = Сумма налога к уплате по ставке 24% в бюджет субъекта федерации (п.2.2.) + Сумма налога к уплате по ставке 9% в бюджет субъекта федерации (п.3.2) = 4993 тыс. руб.

Итого сумма налога на прибыль (24% и 9%) (п.7) = Общая сумма налога в федеральный бюджет (п.4) + Общая сумма налога в бюджет субъекта федерации (п.5) + Общая сумма налога в местный бюджет (п.6):

2014 + 4993 = 7007 тыс. руб.

        Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов на прибыль (по ставкам 24% и 9%) (п.8) = прибыль всего (п.1) – Итого сумма налога на прибыль (24% и 9%) (п.7):

30307 – 7007 = 23300 тыс. руб.

Таблица 15. Распределение прибыли

Всего прибыль (п.1) – 30307 тыс. руб. (таблица 13, п.11)

Отчисления в резервный фонд (п.2) – 3000 тыс. руб. (таблица 10, п.1)

Налог на прибыль 24% (п.8) – 6847 тыс. руб. (таблица 14, п.2)

Налог на прочие доходы 9% (п.9) – 160 тыс. руб. (таблица 14, п.3)

Капитальные вложения производственного назначения (реконструкция цеха) (п.3) – 2750 тыс. руб. (таблица 10, п.2)

Капитальные вложения непроизводственного назначения (строительство жилого дома) (п.4) – 2250 тыс. руб. (таблица 10, п.3)

Прирост оборотных средств (п.6) – 1238 тыс. руб. (таблица 11, п.7)

Погашение долгосрочного кредита (п.10) – 3269 тыс. руб. (таблица 10, п.6)

Отчисления в фонд потребления всего (п.5) – 3020 тыс. руб. (таблица 10, п.4)

Отчисления в фонд потребления на выплату материальной помощи работникам предприятия (п.5.1) – 1120 тыс. руб. (таблица 10, п.4.1)

Отчисления в фонд потребления на удешевление питания в столовой (п.5.2) – 1000 тыс. руб. (таблица 10, п.4.2)

Отчисления в фонд потребления на выплату вознаграждения по итогам года (п.5.3) – 900 тыс. руб. (таблица 10, п.4.3)

Налоги, выплачиваемые из прибыли (п.7) – 980 тыс. руб. (таблица 10, п.5)

Остаток нераспределенной прибыли до выплаты дивидендов (п.11) =  Всего прибыль (п.1) – Отчисления в резервный фонд (п.2) – Налог на прибыль 24% (п.8) – Налог на прочие доходы 9% (п.9) – Капитальные вложения производственного назначения (реконструкция цеха) (п.3) – Капитальные вложения непроизводственного назначения (строительство жилого дома) (п.4) – Прирост оборотных средств (п.6) – Погашение долгосрочного кредита (п.10) – Отчисления в фонд потребления всего (п.5) – Налоги, выплачиваемые из прибыли (п.7):

30307 – 3000 – 6847 – 160 – 2750 – 2250 – 1238 – 3269 – 3020 – 980 = 6793 тыс. руб.

         Оставшуюся часть нераспределенной прибыли определим на выплату дивидендов (п.12) – 6793 тыс. руб.

         Таблица 16. Баланс доходов и расходов

Основным документом текущего финансового планирования является баланс доходов и расходов. При разработке те­кущего финансового плана необходимо исходить из це­лей финансового планирования на предстоящий год. Балансировка доходов и расходов фи­нансового плана достигается как регулированием расходов (прежде всего отчислений в фонды накопления и потребления, дивидендных выплат), так и оптимизацией размера и состава за­емных средств. Разработка текущего финансового плана должна быть ориентирована на обеспечение финансовой устойчивости предприятия.

Баланс доходов и расходов представляет собой финансовый план деятельности предприятия. Он заполняется на основе предыдущих расчетов, причем все доходы и расходы разделены по видам: текущая деятельность, инвестиционная и финансовая.

В итоге таблицы сравниваются не только суммы доходов и расходов, но и определяется сальдо по каждому виду деятельности.

По текущей деятельности расходы обеспечены доходами более чем на 16357 тыс. руб.

По инвестиционной деятельности имеет место недостаток средств в сумме  на 7785 тыс. руб.

По финансовой деятельности имеет место недостаток средств в сумме 8572 тыс. руб.