Содержание

Введение. 3

1. Модели развития и размещения отраслей и предприятий социальной сферы.. 4

2. Прибыль, как экономическая категория. Виды прибыли. 9

Заключения. 13

Список литературы.. 14

Введение

Преобразование экономических отношений в нашей стране базируется на таких глубинных процессах, как диверсификация форм собственности, появление новых организационно-правовых форм функционирования предприятий и организаций, построение новой системы бюджетного федерализма. Эти процессы принципиальным образом влияют на деятельность организаций социальной сферы, что нашло отражение на страницах данного учебника.

Вместе с тем, быстроменяющееся правовое поле не дает возможности отразить в учебнике все многообразие федеральных, региональных и ведомственных нормативно-правовых актов. Поэтому авторы в изложении материала основываются на таких базовых правовых документах, как Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Кодекс законов о труде Российской Федерации, и ряде других.

С учетом того, что отраслевые особенности играют в социальной сфере весьма важную роль, авторы сочли возможным отойти от отраслевого принципа изложения материала, отдав предпочтение функциональному, основывающемуся на рассмотрении отдельных управленческих форм и видов деятельности организаций социальной сферы.[1]

Цель данной работы является рассмотрение экономических основ социальной работы. В соответствии с целью перед работой поставлены следующие задачи:

1.  Модели развития и размещения отраслей и предприятий социальной сферы

2. Прибыль, как экономическая категория. Виды прибыли

1. Модели развития и размещения отраслей и предприятий социальной сферы

Современное размещение социальной сферы в различных государствах ныне представлено тремя моделями (вариантами):

1. В высокоразвитых странах развиты практически все отрасли социальной сферы. При этом они размещены так, чтобы все районы и города этих государств были в достаточной мере обеспечены предприятиями социальной сферы. Правда, качество обслуживания предприятиями зависит от места индивидуума на иерархической общественной лестнице и особенно его материальной обеспеченности. Неравномерность размещения отраслей социальной сферы объясняется различиями природных и культурно-исторических особенностей или особенностями расселения населения.

2. В развивающихся странах, взятых в целом, социальная сфера развита относительно слабо. Исключения составляют ее отдельные отрасли, в частности туризм, который обслуживает, в основном, иностранцев, а также мелкорозничная торговля. В отдельных государствах, в силу их специфики и традиций, развиты и иные отрасли социальной сферы. Размещение предприятий последней отличается крайней неравномерностью. Можно говорить даже об очаговом их размещении в отдельных странах и регионах. Основная часть предприятий социальной сферы сосредоточена в городах, преимущественно крупных, в первую очередь - столичных или портовых. В последние десятилетия в связи с быстрым социально-экономическим развитием большой группы развивающихся стран в них намечаются значительные сдвиги в размещении социальной сферы, и они постепенно переходят на модель, свойственную высокоразвитым государствам, вместе с тем качество услуг, предоставляемых различным социальным и имущественным группам общества, различается здесь очень сильно - социальные контрасты в развивающихся странах исключительно велики.[2]

3. Постсоциалистические страны, чья экономика переживает переходный период, обладают и социальной сферой переходного типа. В них сохранились многие черты социального развития стран социалистического типа:

а) равное обеспечение социальной сферой, хотя бы на очень невысоком уровне, всего населения страны (с учетом региональных различий);

б) государственная собственность в социальной инфраструктуре;

в) жесткое государственное регулирование отраслей социальной сферы.

Однако это наследие недавнего прошлого все более дополняется (и в большой мере вытесняется) элементами рыночных отношений в социальной сфере. А это приводит к важным территориальным сдвигам в ее развитии, размещение предприятий социальной сферы все более сдвигается в районы инвестиционной активности. Именно там получают возможности ускоренного развития предприятия социальной сферы частного сектора. Там же возрастают возможности развития и предприятий, социальных объектов государственного сектора - за счет более высокого уровня налоговых поступлений от частного предпринимательства. Можно полагать, что эта модель развития и размещения социальной сферы представляет собой не какое-то временное, конъюнктурное явление, а довольно устойчивую закономерность. По-видимому, на длительную перспективу должно быть рассчитано и государственное регулирование всех трех секторов социальной сферы. Эта модель типична, в первую очередь, для России. Ее функционирование в целом по стране и (в виде модификаций) по ее отдельным регионам будет зависеть от решения ряда общих и частных задач, среди которых:[3]

1. Создание нормальных условий жизни населения, полного обеспечения его отраслями социальной сферы, что позволило бы прекратить (или, хотя бы, сократить) дорого обходящиеся обществу и отдельным его членам миграции населения.

2. Такое развитие отраслей социальной сферы, которое позволило бы вовлечь в нее максимальное число трудоспособного населения - для решения обостряющейся ныне проблемы занятости.

3. Увеличение объема социальных услуг- в целом по России, по ее регионам и на душу населения. В тесной связи с этим положением находится проблема социального районирования.

Этой проблемой занимались многие отечественные ученые, в первую очередь А.А. Долинин. Он показал, что социальные районы формируются и выявляются в связи с территориальной дифференциацией развития отдельных отраслей социальной сферы в разных регионах. Выявить социальные или социально-географические районы возможно на основе анализа системы социальных показателей на душу населения. К таким показателям относится число мест в учреждениях образования разного типа, число больничных коек, посещений театров, кинотеатров и многие другие. Анализ всех этих показателей (социальных и социально-инфраструктурных) свидетельствует, что есть существенные различия между районами по уровню социального развития. Более   того,   границы   экономических   (экономико-географических) и социальных (социально-географических) районов очень часто не совпадают.

4. Уменьшение величины трудовых и материальных затрат на предоставление единицы услуг - в целом по стране, ее отдельным регионам и городам.

5. Изменение (увеличение или уменьшение) радиуса территории обслуживания- в направлении оптимизации последнего (увеличения доступности объектов социальной сферы для населения).

В связи с этим представляют интерес предложенные В.И. Акоповым количественные показатели, характеризующие транспортную доступность для населения услуг организаций социальной сферы.

Показатель средней временной (транспортной) доступности центра для жителей прилегающего района представляет собой средневзвешенную величину затрат одним жителем района для достижения центра и рассчитывается по формуле:

, где

Тср - средняя временная (транспортная) доступность центра для жителей рассматриваемого района;

I, - население i-го населенного пункта;

t, - время достижения центра по существующим дорогам из /-го пункта;

т - множество населенных мест;

N- население района.

Этот показатель как бы аккумулирует два других: размещение населения по отношению к центру и транспортную обеспеченность района.

Для дополнительной характеристики расселения тем же автором предложен показатель средней удаленности жителей от центра. Он представляет собой средневзвешенную величину радиуса расстояния:

где Ry - показатель средней удаленности жителей от центра;

ri— удаленность от центра ;i-го населенного пункта.

Эти показатели приобретают особую значимость в условиях сельского, как правило дисперсного расселения.

6. Оптимизация соотношения платных и бесплатных услуг отраслей социальной сферы населению.

7. Региональная дифференциация отраслевой структуры социальной сферы - в зависимости от предпосылок ее нормирования, современного состояния и перспектив развития.

В связи с существенной региональной дифференциацией социальной сферы стоит вопрос об этой сфере как отрасли народнохозяйственной специализации. При этом речь может идти о специализации общегосударственной и внутрирегиональной. Кроме того, можно говорить о специализирующей роли всей социальной сферы или ее отдельных отраслей. Наконец, можно рассуждать об отраслях специализации самой социальной сферы страны или района (любого ранга).

Во всех названных случаях можно воспользоваться хорошо известными в экономике и экономической географии простыми коэффициентами. Применим их к социальной сфере, где К и К, - коэффициенты специализации социальной сферы во всей экономике района

где Ср, -доля социальной сферы в экономике района;

Сс- доля социальной сферы в экономике страны.

, где

Ср/с— доля социальной сферы района в социальной сфере всей страны;

Нр/с—доля населения района в населении всей страны.

В том случае, когда коэффициенты К и Ki больше 1, социальную сферу можно считать отраслью специализации района. В иных случаях социальная сфера представляет собой обслуживающую отрасль. Примерно те же подходы можно применить при выявлении отраслей специализации внутри самой социальной сферы. Определить долю социальной сферы в хозяйстве страны или региона можно, пользуясь, в основном, показателями структуры занятости (ибо многие показатели материального производства в данном случае мало приемлемы). Можно отчасти ориентироваться и на роль (долю) социальной сферы при формировании НД, ВНП, ВВП и других макроэкономических показателей. Лучше всего, конечно, использовать всю систему доступных количественных параметров.[4]

2. Прибыль, как экономическая категория. Виды прибыли

Прибыль как экономическая категория характеризует результат предпринимательской деятельности предприятия. Прибыль является показателем наиболее полно отражающим эффективность функционирования предприятия. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию деятельности при любой форме собственности.

Прибыль – один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по техническому и социально-экономическому развитию предприятий торговли, увеличение фонда оплаты труда его работников.  Она не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятия, но и приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов,  внебюджетных и благотворительных фондов.[5]

Ведущее значение прибыли в качестве финансового показателя предпринимательской деятельности предприятия вместе с тем не означает его уникальности. Анализ стимулирующей роли прибыли показывает, что в отдельных хозяйствующих субъектах преобладает стремление извлечь высокую  прибыль в целях увеличения фонда уплаты труда в ущерб техническому и социальному развитию коллектива.

Экономическая нестабильность искажает формирование прибыли как чистого дохода, приводит к стремлению получения доходов главным образом в результате повышения цен. Устранению инфляционного наполнения прибыли способствует финансовое оздоровление экономики, развитие рыночных механизмов ценообразования, оптимальная налоговая система. Эти задачи должно выполнять государство в ходе осуществления экономических реформ.

В условиях рыночных отношений повышается ответственность и самостоятельность предприятий в выработке и принятии управленческих решений по обеспечению эффективности их деятельности. Эффективность деятельности предприятия выражается в достигнутых финансовых результатах, т.е. в величине прибыли. Поэтому каждое предприятие, ориентированное на долгое успешное функционирование на рынке уже оценили преимущества проведения анализа прибыли и ее планирования. В системе управления прибылью современного торгового предприятия планированию прибыли принадлежит главная роль. Планирование прибыли позволит не только спрогнозировать ее величину в будущем, но и выявить возможные резервы (пути) ее увеличения.  Кроме прибыли в числе экономических показателей эффективности хозяйствования используются показатели рентабельности.

Если прибыль выражается в абсолютной сумме, то рентабельность – это относительный показатель интенсивности производства. Он отражает уровень прибыльности относительно определенной базы.

Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. На стадии продажи товара  выявляется его стоимость, включающая стоимость прошлого овеществленного труда и живого труда.

На уровне предприятий в условиях товарно-денежных отношений чистый доход принимает форму прибыли. На рынке товаров предприятие, установив цену, реализует продукцию, потребителю, получая при этом денежную выручку, что не означает, однако получения прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции.

Когда выручка превышает затраты, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли.

Предприниматель всегда ставит своей целью прибыль, но не  всегда ее извлекает. Если выручка равна затратам, то удалось лишь возместить затраты на продукцию. Реализация состоялась без убытков, но отсутствует и прибыль как источник технического и социального развития. При затратах превышающих выручку, предприятие получает убытки – отрицательный финансовый результат, что ставит его в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство.

Много аспектное значение прибыли усиливается с переходом экономики государства на рыночное хозяйство. Дело в том, что акционерное, арендное, частое или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и обязательных  платежей и отчислений.

Значение прибыли состоит в том, что она отражает конечный финансовый результат. Вместе с тем величину прибыли и ее динамику воздействуют как зависящие от усилий предприятия факторы, так и не зависящие от них. Практически вне сферы воздействия предприятия находится конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, политическая стабильность, состояние экономики. В известной степени зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата. К факторам, зависящим от предприятия, относятся уровень хозяйствования, компетентность руководства, конкурентоспособность продукции, применение прогрессивных форм торговли. Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо а через объем реализуемой продукции затраты, поэтому для выявления конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в процессе реализации.

Содержание прибыли состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Доля чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения деятельности, технического и социального  развития предприятия, материального поощрения работников.

Основными направлениями использования прибыли являются:

·            выполнение обязательств перед бюджетами;

·            расчеты с банками предприятиями и организации;

·            инвестиции в развитие предприятия;

·            выплаты дивидендов  по акциям;

·            удовлетворение материальных и социальных потребностей работников.

Различают следующие виды прибыли:[6]

прибыль бухгалтерская – прибыль от предпринимательской деятельности, рассчитанная по бухгалтерским документам без учета документально не зафиксированных издержек самого предпринимателя, в том числе упущенной выгоды;

прибыль валовая – часть добавленной стоимости, которая остается у производителей после вычета расходов, связанных с оплатой труда и налогов;

прибыль нормальная -  издержки предпринимателя, не включенные в затраты, не отраженные в предпринимательских издержках согласно бухгалтерской документации, условно включенные в бухгалтерскую прибыль. Представляет минимально необходимую прибыль для возмещения неучтенных издержек самого предпринимателя;

прибыль чистая (остаточная) – прибыль, остающаяся в распоряжении фирмы после выплаты налогов, отчислений, обязательных платежей;

прибыль экономическая – разница между доходами и экономическими издержками, включающими наряду с общими издержками альтернативные (вмененные) издержки. Исчисляется как разность между бухгалтерской и нормальной прибылью предпринимателя.

Заключения

Территориальная организация социальной сферы

- это совокупность процессов или действий по размещению ее объектов.

При этом формируются социальные пространственные структуры, тесно связанные со структурами производственными.

Формирование территориальной структуры социальной сферы сложный и, как правило, длительный процесс, развивающийся под воздействием многочисленных факторов, которые могут быть объединены в три группы: природные, на-селенческие, экономические.

Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. На стадии продажи товара  выявляется его стоимость, включающая стоимость прошлого овеществленного труда и живого труда.

Значение прибыли для предприятия огромно в условиях рыночной экономики. Во-первых, потому, что предприятия находятся в условиях самофинансирования и от размера прибыли, получаемой в результате хозяйственной деятельности зависит, не только техническое и социальное развитие предприятия, но и сама возможность его дальнейшего функционирования на рынке. Во-вторых, прибыль как финансовый результат хозяйственной деятельности проявляет свою стимулирующую роль в деятельности предприятия.

Содержание прибыли состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия.[7]

Список литературы

1.     Дмитревский   Ю.Д.   Территориальные   проблемы современной России: Попул.очерк. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. ун-та экономики и финансов, 2003.-587с.

2.     Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2003.-558с.

3.     Ковалев В.В.. Финансовый анализ: методы и процедуры. Финансы и статистика. М.: 2001.-467с.

4.     Колосовский Н.Н. Основы экономического районирования.- М.: Мир, 2001.-573с.

5.     Справочник финансиста предприятия. 3-е изд., доп. и перераб. ИНФРА-М, 2003.-586с.

6.     Ткаченко   А.А.   Территориальные   общности   в региональном развитии и управлении. - Тверь: ТГУ, 2003.-644с.

7.     Хорев Б.С. Территориальная организация общества: (Актуал. пробл. регион, управления и планир. в РФ). -М.: Мысль, 2001.-371с.


[1] Хорев Б.С. Территориальная организация общества: (Актуал. пробл. регион, управления и планир. в РФ). -М.: Мысль, 2001.-117с.

[2] Ткаченко   А.А.   Территориальные   общности   в региональном развитии и управлении. - Тверь: ТГУ, 2003.-326с.

[3] Колосовский Н.Н. Основы экономического районирования.- М.: Мир, 2001.-231с.

[4] Дмитревский   Ю.Д.   Территориальные   проблемы современной России: Попул.очерк. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. ун-та экономики и финансов, 2003.-268с.

[5] Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2003.-234с.

[6] Ковалев В.В.. Финансовый анализ: методы и процедуры. Финансы и статистика. М.: 2001.-267с.

[7] Справочник финансиста предприятия. 3-е изд., доп. и перераб. ИНФРА-М, 2003.-226с.