№ заказа

№ 228.2

Вариант, тема

Контрольная работа

Вариант № 3

Дисциплина

Законодательство в области образования

Исполнитель

Лещенко Н.

Оглавление.

Введение. 3

Вопрос 1.Действия руководства высшего учебного заведения при подготовке к его аттестации. 4

Вопрос 2.Имеет ли право ВУЗ зачислить на учебу абитуриента, имеющего минимальные результаты единого государственного экзамена?. 9

Заключение. 12

Библиография. 13

Введение.

Основу правового регулирования отношений в части образования составляют положения Конституции Российской Федерации, нормы международного права и нормы законодательства Российской Федерации.

Право граждан на образование в Российской Федерации закреплено в статье 43 Конституции Российской Федерации, где обеспечивается гарантия права личности на образование, общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Это означает приоритет свободного развития личности при условии гарантии жизни и здоровья обучающегося, реализуемый самостоятельно выбор желаемого образования, его вида, уровня и формы, доступность общего и начального профессионального и получение на конкурсной основе среднего и высшего профессионального образования, а также гуманистический характер образования, воспитание гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека.

Целью данной работы является подробно описать действия руководства высшего учебного заведения при подготовке к его аттестации и определить в каких случаях абитуриент имеет право быть зачисленным в высшее учебное заведение при минимальных результатах единого государственного экзамена.

Вопрос 1: Действия руководства высшего учебного заведения при подготовке к его аттестации.

В целях совершенствования правового регулирования порядка аттестации учреждений общего образования и начального профессионального образования, а также порядка государственной аккредитации образовательных учреждений всех типов и видов, реализующих общеобразовательные программы и программы начального профессионального образования независимо от их ведомственной принадлежности, Приказом Минобразования РФ от 22 мая 1998 г. N 327, в редакции Приказа Минобразования РФ от 11.08.2000 N 2439, было утверждено Положение о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений.

Данное Положение в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" устанавливает на единой нормативной и организационно - методической основе порядок аттестации образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, и учреждений начального профессионального образования, а также порядок государственной аккредитации образовательных учреждений всех типов и видов, реализующих общеобразовательные программы и программы начального профессионального образования, независимо от их ведомственной принадлежности. Порядок аттестации также регулируется и иными нормативными актами со ссылкой на вышеуказанное Положение. К ним относятся, в частности: ФЗ РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании"; ФЗ РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ; Типовое положение «Об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства от 05 апреля 2001 года № 264.

Аттестация является основной формой государственно - общественного контроля за качеством образования в образовательных учреждениях. Целью и содержанием аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательных учреждений (независимо от форм получения образования) требованиям государственных образовательных стандартов.

Условием аттестации образовательного учреждения, выдающего документ об образовании, являются положительные результаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников в течение трех последовательных лет, предшествующих аттестации.

Первая аттестация вновь созданного образовательного учреждения может проводиться по его заявлению после первого выпуска обучавшихся, но не ранее чем через три года после получения лицензии при условии положительных результатов итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников[1].

Первая аттестация вновь создаваемых образовательных учреждений начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования может проводиться поэтапно по ступеням образования - начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее.

Основными принципами аттестации образовательного учреждения являются объективность, гласность, компетентность, соблюдение норм педагогической этики.

Аттестация проводится по заявлению образовательного учреждения один раз в пять лет, если иное не предусмотрено законом.

До создания государственной аттестационной службы аттестация проводится: - Минобразованием России - образовательных учреждений, подчиненных Министерству, за исключением учреждений начального профессионального образования, а также российских образовательных учреждений, находящихся за пределами Российской Федерации; - государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации либо по их поручению или доверенности органами местного самоуправления, либо государственными аттестационными службами субъектов Российской Федерации - учреждений начального профессионального образования и других образовательных учреждений всех типов и видов, расположенных на территории данных субъектов Российской Федерации.

Затраты на проведение аттестации оплачиваются образовательным учреждением.

Нормативы трудозатрат для определения стоимости этих работ устанавливаются органом (службой), проводящим аттестацию.

Для аттестации образовательного учреждения решением органа (службы), проводящего аттестацию, создается аттестационная комиссия. В состав аттестационной комиссии, как правило, включаются представители образовательных учреждений, научных организаций, методических служб, профессиональных общественных организаций и объединений, кроме лиц, находящихся на оплачиваемой работе в аттестуемом образовательном учреждении. В случае необходимости, при аттестации учреждений начального профессионального образования, в состав аттестационной комиссии включаются представители Минобразования России, других заинтересованных министерств и ведомств. Порядок работы аттестационной комиссии регламентируется положением, утверждаемым органом (службой), проводящим аттестацию. Сроки проведения аттестации образовательного учреждения и ее продолжительность устанавливаются органом (службой), проводящим аттестацию.

При аттестации образовательного учреждения устанавливаются:

1) исполнение образовательным учреждением требований государственных образовательных стандартов при организации обучения по образовательным программам соответствующего уровня и направленности в части обязательного минимума содержания основных образовательных программ; максимального объема учебной нагрузки обучающихся, воспитанников; полноты выполнения основных образовательных программ - на основе экспертизы учебных планов, образовательных программ, реализуемых образовательным учреждением, расписания учебных занятий, классных журналов;

2) соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов - на основе результатов итоговых аттестаций и (или) выполнения специализированных тестовых заданий, контрольных и других квалификационных работ, рекомендованных к применению государственным органом управления образованием соответствующего уровня.

Форма и процедура проведения аттестации, аттестационные технологии, критерии аттестации определяются органом (службой), осуществляющим аттестацию.

По итогам работы аттестационная комиссия составляет заключение, которое подписывается всеми ее членами и доводится до сведения коллектива образовательного учреждения. Член комиссии, имеющий особое мнение, может изложить его в письменной форме.

В случае если образовательное учреждение реализует образовательные программы разных уровней, заключение аттестационной комиссии должно содержать выводы об аттестации образовательного учреждения по образовательной программе каждого уровня. Отрицательное заключение по одной из реализуемых образовательных программ является основанием для признания образовательного учреждения не аттестованным по этой образовательной программе.

Заключение аттестационной комиссии является основанием для издания в 2-недельный срок с момента оформления заключения проводящим аттестацию органом (службой) приказа о признании образовательного учреждения аттестованным или не аттестованным по соответствующим образовательным программам.

Приказ и копия заключения аттестационной комиссии в 2-недельный срок со дня издания приказа выдаются (высылаются) образовательному учреждению и его учредителю (учредителям).

Повторная аттестация может проводиться по требованию образовательного учреждения не ранее чем через двенадцать месяцев с момента отказа ему в государственной аккредитации.

Отрицательное заключение аттестационной комиссии может быть обжаловано в судебном порядке только в части процедуры аттестации.

На каждое образовательное учреждение, проходящее аттестацию, формируется аттестационное дело, состоящее из: документов, представляемых образовательным учреждением на аттестацию; приказа органа (службы), проводящего аттестацию, о создании аттестационной комиссии; заключения аттестационной комиссии; приказа органа (службы), проводящего аттестацию, о признании образовательного учреждения аттестованным или неаттестованным и других документов, связанных с проведением аттестации. Аттестационное дело хранится в органе (службе), проводившем аттестацию, до следующего срока прохождения аттестации образовательным учреждением.

Положительное заключение аттестационной комиссии является условием для получения образовательным учреждением государственной аккредитации.

Таким образом, согласно п.9 Положения о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, для проведения аттестации образовательное учреждение представляет следующие документы: а) заявление с приложением информационной карты (паспорта) образовательного учреждения; б) копию устава образовательного учреждения; в) копию лицензии на образовательную деятельность; г) учебный план образовательного учреждения; д) гарантийное письмо об оплате затрат, связанных с проведением аттестации; е) данные о результатах итоговых аттестаций выпускников в течение 3 последних лет; ж) материалы, отражающие специфику образовательной деятельности, представляются дополнительно по желанию образовательного учреждения[2].

Вопрос 2: Имеет ли право ВУЗ зачислить на учебу абитуриента, имеющего минимальные результаты единого государственного экзамена?

Согласно Положения о проведении единого государственного экзамена, утвержденного Приказом Минобразования России от 09.04.2002 N 1306, Единый государственный экзамен предусматривает совмещение государственной (итоговой) аттестации выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний для поступления в ссузы и вузы. Результаты ЕГЭ признаются общеобразовательными учреждениями в качестве результатов государственной (итоговой) аттестации, а ссузами и вузами - в качестве результатов вступительных испытаний.

В соответствии с пунктом 3.7 Положения о проведении единого государственного экзамена, вне конкурса при условии успешной сдачи ЕГЭ в ссузы и вузы принимаются лица, имеющие право на внеконкурсное зачисление в образовательные учреждения профессионального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации. Результаты ЕГЭ на основании решения ученого совета могут засчитываться в качестве результатов вступительных испытаний образовательными учреждениями среднего и высшего профессионального образования. Указанные образовательные учреждения вправе самостоятельно устанавливать шкалу перевода баллов, полученных поступающими при сдаче ЕГЭ, в используемую ими систему оценивания (пункт 3.9)[3].

Согласно ст. 11 ФЗ РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», прием в высшие учебные заведения проводится по заявлениям лиц, имеющих среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование, на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об образовании. Порядок приема граждан в высшие учебные заведения в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом, определяется учредителем (учредителями) высшего учебного заведения.

ФЗ РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», и Порядок приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации, учрежденные федеральными органами исполнительной власти, утвержденного Приказом Минобразования России от 14.01.2003 N 50, устанавливают определенный круг лиц, имеющих право на поступление в ВУЗ с минимальными результатами единого государственного экзамена.

 Лица, окончившие с медалями образовательные учреждения среднего (полного) общего или начального профессионального образования, которые имеют государственную аккредитацию, а также лица, окончившие с отличием образовательные учреждения среднего профессионального образования, которые имеют государственную аккредитацию, принимаются в высшие учебные заведения по результатам собеседования, за исключением вступительных испытаний профессиональной направленности (профильные испытания), которые могут быть установлены высшим учебным заведением.

Председатель приемной комиссии утверждает программу собеседования с указанными категориями лиц, а также перечень вступительных испытаний, которые приемная комиссия считает профильными направлениям подготовки и специальностям вуза[4].

Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных испытаний в высшие учебные заведения принимаются:

дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих высших учебных заведениях;

граждане в возрасте до двадцати лет, имеющие только одного родителя - инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

граждане, уволенные с военной службы и поступающие в соответствующие высшие учебные заведения на основании рекомендаций командиров воинских частей, участники боевых действий и инвалиды боевых действий, а также граждане других категорий, предусмотренных законодательством.

Преимущественным правом на поступление в высшие учебные заведения пользуются граждане, уволенные с военной службы, а также граждане других категорий, предусмотренных законодательством.

Интервал между датой окончания вступительных испытаний и датой предъявления подлинника документа об образовании для поступающих на места, финансируемые из государственного бюджета, должен составлять не менее двух рабочих дней. По письменному заявлению абитуриентов подлинники документов об образовании должны возвращаться вузами в течение следующего рабочего дня после подачи заявления.

При этом датой окончания вступительных испытаний считается момент объявления на стенде приемной комиссии пофамильного перечня лиц, зачисление которых может рассматриваться приемной комиссией по различным условиям конкурса, а также лиц, набравших полупроходной балл[5].

Заключение.

Образование - часть процесса формирования личности. При помощи этого процесса общество передаёт знания, навыки от одного человека другим. В процессе обучения обучаемому навязываются определённые культурные ценности; процесс обучения направлен на социализацию личности, но иногда обучение конфликтует с истинными интересами обучаемого.

Таким образом, в контрольной работе мной отражен и, в процессе написания, изучен порядок проведения аттестации высших учебных заведений, а также случаи зачисления на учебу абитуриентов, имеющих минимальные результаты единого государственного экзамена, при использовании нормативной базы.

 

Библиография.

1.      Конституция Российской Федерации, 1993

2.     ФЗ РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании".

3.     ФЗ РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ.

4.     Положение о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, утвержденное Приказом Минобразования РФ от 22 мая 1998 г. N 327, в редакции Приказа Минобразования РФ от 11.08.2000 N 2439.

5.     Типовое положение «Об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации», утвержденное Постановлением Правительства от 05 апреля 2001 года № 264.

6.     Положение о проведении единого государственного экзамена, утвержденного Приказом Минобразования России от 09.04.2002 N 1306

7.     Порядок приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации, учрежденные федеральными органами исполнительной власти, утвержденный Приказом Минобразования России от 14.01.2003 N 50


[1] Статья 33 пункт 20 ФЗ РФ "Об образовании"

[2] П.9 Положения о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, утвержденное Приказом Минобразования РФ от 22 мая 1998 г. N 327.

[3] Положение о проведении единого государственного экзамена, утвержденного Приказом Минобразования России от 09.04.2002 N 1306

[4] ст.11 п.3 ФЗ РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», пункт 16  Порядка приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации

[5] ст.11 п.3 ФЗ РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», пункт 21  Порядка приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации