Имеются две основные программы, в рамках которых проводится социальная работы с детьми на базе библиотеки школы-интерната №3 г. Хабаровска (ул. Мирная, 5). Эти программы имеют следующее содержание и целевую аудиторию:

1. Психокоррекционная программа работы с детскими страхами и тревожностью (для младших школьников)

2. «Путевка в жизнь» – программа коррекции девиации старшеклассников.

Приведем эти программы.

1. Психокоррекционная программа работы с детскими страхами и тревозностью

На основании изученного теоретического материала и исходя из наших возможностей нами была разработана психокоррекционная программа работы с детскими страхами. В основе программы лежат методы арттерапии, библиотерапии и сказкотерапии.

Цель программы: создание условий для снижения болезненных переживаний страха, улучшение социальной адаптации ребенка.

Для достижения этих целей необходима реализация следующих задач:

-                               создание атмосферы психологической безопасности на занятиях;

-                               отражение и вербализация чувств и переживаний ребенка, актуализируемых в процессе рисования;

-                               повышение уровня самооценки и уверенности в себе.

Ориентировочное количество занятий 8 – 10.

Продолжительность занятий от 15 минут два раза в неделю на начальном этапе до 1,5 часов 1 раз в неделю на заключительном этапе.

Возраст детей: 6 –9 лет.

Форма проведения – индивидуальная и групповая.

Программа включает в себя следующие блоки:

Диагностический блок. Цель: диагностика особенностей развития личности ребенка, выявление конкретных страхов, формирование общей программы психологической коррекции (при групповой форме проведения),  либо индивидуальной.

Установочный блок. Цель: снятие тревожности, повышение мотивации к взаимодействию с психологом.

Коррекционный блок. Цель: оптимизация развития ребенка, овладение адаптивными способами взаимодействия с окружающими и собой.

Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Цель: измерение динамики реакций, закрепление позитивной самооценки.

Основной используемый  метод коррекции страхов в нашей программе -  рисование. «Рисование, как и игра – это не только отражение в сознании детей окружающей действительности, но и её моделирование, выражение отношения к ней. Поэтому через рисунки можно лучше понять интересы детей, их глубокие, не всегда раскрываемые переживания и учесть это при устранении страхов. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими неприятными и травмирующими образами.

Отождествляя себя с положительными и сильными, уверенными в себе героями, ребенок борется со злом: отрубает дракону голову, защищает близких, побеждает врагов и т.д. Здесь нет места бессилию, невозможности постоять за себя, а есть ощущение силы, геройство, т.е. бесстрашие и способности противостоять злу и насилию.

В первую очередь, посредством рисования удается устранить страхи, порожденные воображением, т.е. то, что никогда не происходило, но может произойти в представлении ребенка. Затем по степени успешности идут страхи, основанные на реальных травмирующих событиях, но произошедших достаточно давно и оставивших не очень выраженный эмоциональный след в памяти ребенка.» [2, с.128-134]

Содержательное описание основных блоков программы

Диагностический блок. Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, каким конкретно страхам они подвержены. Выяснить спектр страхов можно специальным опросом при условии эмоционального контакта с ребенком, доверительных отношений и отсутствия конфликта. Беседа ведется неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответов «да – нет» или «боюсь – не боюсь». При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа «не боюсь темноты» или «боюсь темноты», а не «нет» и «да». Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда поглядывая в список, а не зачитывал его (см. список страхов в книге Захарова А.И. «Дневные и ночные страхи у детей»).

Установочный блок. Итак, после установления контакта переходят к беседе, цель которой – выявление страхов. После проведенного опроса ребенку предлагают нарисовать страхи: «нарисуй то, что ты боишься, каждый страх на отдельном листе». Не нужно требовать жестко от детей быстрого рисования всех страхов, как и стопроцентного выполнения плана рисования. Гораздо лучше поддержать, посочувствовать, напомнить и при затруднениях напомнить детям свои варианты. Рисование страхов можно продолжить и дома.

Коррекционный блок. После чего необходимо обсуждение каждого из страхов. Порядок предъявления для обсуждения рисунков не имеет значения. Каждый рисунок показывается всем присутствующим (при групповой форме) либо в индивидуальной беседе с психологом, в то время как ребенок рассказывает о том, что изображено на рисунке, т.е. конкретизирует свой страх. Раньше это было трудноосуществимо, страх возникал от одного лишь представления и не мог быть обозначен словами. Подобная преграда только повышала внутреннее напряжение и удерживала страх в фиксированном состоянии. Теперь же ребенок может свободно говорить о страхе, осознанно управляя им в разговоре с человеком, которому он верит и который может понять его переживания. После просмотра первого рисунка следует спросить: «Ты нарисовал этот страх, а теперь скажи, боишься его или нет?». В дальнейшем фраза постепенно укорачивается: «Боишься или перестал?». Сочетание «… а теперь…» в какой-то мере обозначает призыв, выражение надежды, ободрение и оптимистический настрой при обсуждении рисования страхов.

После обсуждения страхов называются и показываются те рисунки, в отношении которых достигнут положительный эффект. Автора надо похвалить, дружески похлопать по плечу, подарить игрушку. А дальше сказать, что рисунки с его бывшими страхами останутся у психолога, который, таким образом, «принял» их к себе, освободив от них ребенка.

После обсуждения необходимо провести активную игру, в которой все участвуют, но так, чтобы ребенок сумел выиграть, что еще больше повышает его уверенность в себе. В конце встречи рисунки, на которых изображены оставшиеся страхи, отдаются обратно со словами: «А теперь нарисуй так, чтобы было видно, что ты не боишься, и принеси мне опять свои рисунки». Это подразумевает, что нужно нарисовать не только объект страха, как в первый раз, но и обязательно себя небоящимся. Происходит мобилизация всех психических ресурсов ребенка на деятельное противодействие страхам в жизнеутверждающей, активной позиции Творца.

Помимо рисунков страхи могут быть воплощены в виде специально сделанных дома масок, фигурок из пластилина, конструкции из подручных материалов. Когда подобные поделки – плод совместной деятельности детей и родителей, результаты устранения страхов, как правило лучше, особенно при участии отца.

Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. На последней встрече после игры-разминки (возможно с использованием различных предметов, отражающих прежние страхи – маски, куклы) проводится обсуждение домашнего задания с установкой: «Сейчас мы будем смотреть твои рисунки и спрашивать, боишься ли ты теперь или не боишься». Положительный результат каждый раз подкрепляется похвалой. За обсуждением следует опять игра, успехи в которой поощряются наградой в виде игрушки, книжки.

Эффект устранения страхов через рисование достаточно выражен и устойчив и составляет 50% при изображении страхов по типу «боюсь» и 80-85% от оставшихся страхов – при изображении себя в активной, противостоящей страху позиции. Если ребенок и первый раз рисует себя, а не только источник страха, то эффект сразу выше. Если же автор не включает себя и на втором рисунке, где он «обязан» быть по инструкции, то это указывает или на исключительную интенсивность страха, или на его навязчивый характер, что обычно сочетается при фобии. Оставшиеся страхи, а их обычно не больше 15-20%, можно проиграть по сочиненным на их тему историям.

Задание дается следующим образом: «Сочини какую-нибудь фантастическую или вспомни реальную историю, в которой найдет отражение твой страх (называются оставшиеся страхи). Твоя история будет проиграна и к ней можно сделать несколько рисунков, иллюстрирующих происходящие события, а также ты можешь изготовить маски страшных персонажей или вылепить их». Дошкольники делают это устно, а школьники излагают историю на бумаге.

Безусловным фактором является терпение при работе с детьми по устранению страхов, так как не всегда удается достичь незамедлительных результатов. В немалой степени это зависит и от способности самих детей перестраивать отношения  и наполнять свою жизнь новым содержанием. Нередко ожидаемый эффект снижается из-за быстрой утомляемости ребенка, нервно-психических и частых заболеваний.

Кроме того, фактором, препятствующим избавлению детей от страхов, будет неблагополучное нервно-психическое состояние самих родителей и конфликты в семье. В этом случае необходима предварительная помощь родителям и нередко всей семье в целом.

2. Программа коррекции девиантного поведения старшеклассников «Путевка в жизнь»

Цель данной программы – максимальное содействие психическому здоровью и личностному развитию подростков, формирование психологической готов­ности к самоопределению в жизни и антикризисного поведения.

Исходя из полученных данных исследования мы считаем необходимым направить социально-психологический практикум на решение таких задач:

1  - помочь подростку лучше узнать себя, свои сильные и слабые стороны; развивать потребность в познании себя и окружающих;

2  - создать условия для осознания своих проблем, а также научить вырабатывать собственную позицию и отношение к проблемам, ясно и точно излагать свои мысли;

3  - обучить способам конструктивного поведения, внутреннего самоконтроля, разрешения межличностных конфликтов;

4 - способствовать преодолению неуверенности в себе, развивать навыки уверенного поведения;

5  - развивать навыки эффективного общения в различных жизненных (в том числе кризисных) ситуациях (со сверстниками, учи­телями, родителями и с другими людьми);

6  - развивать рефлексивно-оценочные способности подростков, направленные на анализ собственного поведения и поступков окружа­ющих людей;

7 - обучить подростка способам психологической защиты, способствовать формированию стрессоустойчивости.

В программе определены 8 содержательных блоков.

I. Проблемы подросткового возраста. На занятиях рассматрива­ются физические и психические новообразования подросткового возраста, обусловленные пубертатным периодом развития. Обсуждение вопросов под­ростковых «комплексов» позволит предупредить многие трудности личност­ного становления учащихся.

II. Начни с себя. Данный круг вопросов связан с интересом подростка к своему внутреннему миру, рассчитан на углубление самопознания и ока­зания помощи в становлении представлений о себе, своих жизненных целей и стремлений. Подросткам предлагается освоить навыки самоконтроля, саморегуляции и уверенного поведения.

III.  Ты и сверстники. Учащимся предлагается разговор о дружбе и любви и работа но овладению навыками конструктивного поведения в отно­шениях со сверстниками: поиск решения в конфликтной ситуации, умение активно слушать партнера, прилагать усилия для развития отношений и другие коммуникативные навыки.

IV. Школьная жизнь. Темы данного содержательного блока посвяще­ны вопросам взаимодействия с одноклассниками и учителями. Па занятиях подростки смогут обсудить разногласия, возникающие между сверстниками и в отношениях с учителями в учебных и неучебных ситуациях, спроекти­ровать адекватную модель поведения в школьных конфликтах.

V.  Ты и твоя семья. Рассматриваются внутрисемейные отношения, семейные проблемы. Занятия помогут учащимся проанализировать собст­венное отношение к своей семье и свои обязанности по отношению к семье и близким, а также использовать навыки эффективного общения в отноше­нии членов семьи различного возраста.

VI.  Крик о помощи. Рассматриваются вопросы эмоционального само­чувствия подростка вследствие неспособности самостоятельно справиться с критическими жизненными ситуациями. Большая роль отводится овладению учащимися способами саморегуляции, самозащиты, самовнушения, повыше­нию самооценки для развития эмоциональной устойчивости подростка.

VII. Опасный путь. Рассматриваются вопросы о вредных привычках как стратегиях поведения подростка в трудных для него ситуациях. Уча­щимся предлагаются практические советы «скорой помощи» себе и другим, а также способы волевого противостояния давлению группы.

VIII. Путевка в жизнь. Для подростков создается возможность для изучения своих склонностей и способностей с целью профессионального и личностного самоопределения. Рассматриваются вопросы притязания лич­ности, освоения навыков планирования, соотнесения ближней и дальней жизненной перспективы, формируется умение самостоятельно принимать решения, способность к самопрезентации.

Поскольку каждый блок проблемно направлен, содержит специфиче­ский круг вопросов и является содержательно законченным, тематику про­граммы можно применять выборочно, в зависимости от запросов учителей и учащихся, от актуальности возникших трудностей.

Программа предназначена для подростков 13-15 лет и рассчитана на 2 года. Занятия организуются в форме социально-психологического прак­тикума, что позволяет учащимся общаться. Общению нужно учиться, поэто­му по характеру предлагаемый курс является прежде всего клубом общения.

Занятия целесообразно проводить 1 раз в неделю в течение 40—45 ми­нут. Время может изменяться в зависимости от особенностей конкретной группы: количества участников, уровня из заинтересованности, глубины осоз­нания членами группы стоящих перед ними проблем. Однако полноценная работа группы возможна только при условии, что при каждой встрече обязательно соблюдается алгоритм занятия — от упражнений на групповое сплочение до обсуждения итогов работы в группе.

Занятия должны проводиться в отдельном помещении, в котором мож­но было бы довольно быстро организовать учебное пространство — перестав­лять стулья и столы, освобождать место для выполнения упражнений, свя­занных с двигательной активностью детей, а также чтобы участники могли сесть в круг. Желательно, чтобы это было хорошо звукоизолированное помещение либо находящееся в значительном удалении от других классов.

Оптимальной является группа из 10 или 12 человек (количество участ­ников четное), в которой объединяются уча­щиеся разного пола и возраста. Успех занятий возможен, если состав группы будет постоянен.

Занятие по каждой теме содержит теоретическую и практическую части. Теоретическая часть направлена на выявление знаний и представлений уча­щихся но конкретной проблеме и сообщение новой информации. Практи­ческая часть направлена на отработку различных навыков и включение их в контекст поведения в конкретных ситуациях.

На занятиях используются самые разные методы работы: наблюдение, беседа, дискуссия, анкетирование, тестирование, психогимнастика, рассматри­вание рисунков, фотографий и таблиц; свободное и тематическое рисование; импровизация; моделирование и анализ заданных ситуаций; игры с прави­лами, ролевые игры; чтение отрывков из художественных произведений; минисочинения; тесты, опросники, анкеты; мини-конкурсы; релаксационные техники, прослушивание аудиозаписей, просмотр видеоматериалов.

Работа по предлагаемой программе требует от ведущего определенного уровня подготовленности: соответствующее психологическое образование, опыт ведения занятий в школе, опыт работы в психологических группах в качестве участника, владение навыками поддержки, слушания, я-высказывания.

Задачи ведущего: дать участникам группы информацию, организовать процесс групповой работы и главное — самому в общении с группой демон­стрировать партнерский стиль взаимоотношений. Постоянная психологиче­ская поддержка дает ребятам больше, чем час дискуссии на эту тему. Слу­шая каждого участника, реагируя на его переживания и обеспечивая адек­ватную обратную связь, ведущий сможет создать в группе атмосферу доверия и взаимопомощи.

Учебно-тематический план

Названия содержательных блоков Темы занятий

Кол-во часов

ВВЕДЕНИЕ.  Знакомство с программой курса

1

I.

Проблемы подросткового возраста

Трудный возраст

Половое созревание

Подростковые «комплексы»

1

2

3

II.

Начни с себя

Твое представление о самом себе

О чем мечтаешь ты?

Повлияй на самого себя

Свободная речь и уверенные манеры

О чем  «говорит» твое тело

2

1

1

2

1

III.

Ты и сверстники. Дружба и любовь

По законам общения

Без друзей не обойтись

Найди себе друга

Твои «враги»

Искусство общения

Мальчики и девочки

Любовь! Любовь... Любовь?

Путь к сердцу

На свиданье приходи без опозданья!

Превратности любви

«Разбитое» сердце

Подростковые браки

2

1

1

2

2

2

2

3

2

2

1

2

IV.

Школьная жизнь

Школа в твоей жизни

Блюз на тему успеваемости

Учителя хорошие и не очень

Твои одноклассники

1

2

1

1

V.

Ты и твоя семья

Мой дом — моя крепость

 «Отцы и дети»

Как «воспитывать» родителей

Братья и сестры

Братья наши меньшие

1

1

2

1

1

VI.

Крик о помощи

Ситуация выходит из-под контроля. «Пилюли» от стресса

Депрессия — штука заразная

Жить не хочется или нет в жизни счастья

1

1

1

VII.

Опасный путь

«Брось сигарету!»

Сто грамм для храбрости

Жизнь «в кайф». Дорога в ад. Оружие массового уничтожения

Чума ХХ века

Умей сказать «нет»

Преодоление давления сверстников

1

1

1

1

1

1

VIII.

Путевка в жизнь

Кто такой взрослый

Кем я хочу быть?

Хотеть — значит мочь

Достижение цели

Что такое успех. Успех в твоих руках!

Самопрезентация

1

2

1

1

2

2

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ. Чемодан в дорогу

1

ИТОГО:

60