Имеются две основные программы, в рамках которых проводится социальная работы с детьми на базе библиотеки школы-интерната №3 г. Хабаровска (ул. Мирная, 5). Эти программы имеют следующее содержание и целевую аудиторию:
1. Психокоррекционная программа работы с детскими страхами и тревожностью (для младших школьников)
2. «Путевка в жизнь» – программа коррекции девиации старшеклассников.
Приведем эти программы.
1. Психокоррекционная программа работы с детскими страхами и тревозностью
На основании изученного теоретического материала и исходя из наших возможностей нами была разработана психокоррекционная программа работы с детскими страхами. В основе программы лежат методы арттерапии, библиотерапии и сказкотерапии.
Цель программы: создание условий для снижения болезненных переживаний страха, улучшение социальной адаптации ребенка.
Для достижения этих целей необходима реализация следующих задач:
- создание атмосферы психологической безопасности на занятиях;
- отражение и вербализация чувств и переживаний ребенка, актуализируемых в процессе рисования;
- повышение уровня самооценки и уверенности в себе.
Ориентировочное количество занятий 8 – 10.
Продолжительность занятий от 15 минут два раза в неделю на начальном этапе до 1,5 часов 1 раз в неделю на заключительном этапе.
Возраст детей: 6 –9 лет.
Форма проведения – индивидуальная и групповая.
Программа включает в себя следующие блоки:
Диагностический блок. Цель: диагностика особенностей развития личности ребенка, выявление конкретных страхов, формирование общей программы психологической коррекции (при групповой форме проведения), либо индивидуальной.
Установочный блок. Цель: снятие тревожности, повышение мотивации к взаимодействию с психологом.
Коррекционный блок. Цель: оптимизация развития ребенка, овладение адаптивными способами взаимодействия с окружающими и собой.
Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Цель: измерение динамики реакций, закрепление позитивной самооценки.
Основной используемый метод коррекции страхов в нашей программе - рисование. «Рисование, как и игра – это не только отражение в сознании детей окружающей действительности, но и её моделирование, выражение отношения к ней. Поэтому через рисунки можно лучше понять интересы детей, их глубокие, не всегда раскрываемые переживания и учесть это при устранении страхов. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими неприятными и травмирующими образами.
Отождествляя себя с положительными и сильными, уверенными в себе героями, ребенок борется со злом: отрубает дракону голову, защищает близких, побеждает врагов и т.д. Здесь нет места бессилию, невозможности постоять за себя, а есть ощущение силы, геройство, т.е. бесстрашие и способности противостоять злу и насилию.
В первую очередь, посредством рисования удается устранить страхи, порожденные воображением, т.е. то, что никогда не происходило, но может произойти в представлении ребенка. Затем по степени успешности идут страхи, основанные на реальных травмирующих событиях, но произошедших достаточно давно и оставивших не очень выраженный эмоциональный след в памяти ребенка.» [2, с.128-134]
Содержательное описание основных блоков программы
Диагностический блок. Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, каким конкретно страхам они подвержены. Выяснить спектр страхов можно специальным опросом при условии эмоционального контакта с ребенком, доверительных отношений и отсутствия конфликта. Беседа ведется неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответов «да – нет» или «боюсь – не боюсь». При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа «не боюсь темноты» или «боюсь темноты», а не «нет» и «да». Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда поглядывая в список, а не зачитывал его (см. список страхов в книге Захарова А.И. «Дневные и ночные страхи у детей»).
Установочный блок. Итак, после установления контакта переходят к беседе, цель которой – выявление страхов. После проведенного опроса ребенку предлагают нарисовать страхи: «нарисуй то, что ты боишься, каждый страх на отдельном листе». Не нужно требовать жестко от детей быстрого рисования всех страхов, как и стопроцентного выполнения плана рисования. Гораздо лучше поддержать, посочувствовать, напомнить и при затруднениях напомнить детям свои варианты. Рисование страхов можно продолжить и дома.
Коррекционный блок. После чего необходимо обсуждение каждого из страхов. Порядок предъявления для обсуждения рисунков не имеет значения. Каждый рисунок показывается всем присутствующим (при групповой форме) либо в индивидуальной беседе с психологом, в то время как ребенок рассказывает о том, что изображено на рисунке, т.е. конкретизирует свой страх. Раньше это было трудноосуществимо, страх возникал от одного лишь представления и не мог быть обозначен словами. Подобная преграда только повышала внутреннее напряжение и удерживала страх в фиксированном состоянии. Теперь же ребенок может свободно говорить о страхе, осознанно управляя им в разговоре с человеком, которому он верит и который может понять его переживания. После просмотра первого рисунка следует спросить: «Ты нарисовал этот страх, а теперь скажи, боишься его или нет?». В дальнейшем фраза постепенно укорачивается: «Боишься или перестал?». Сочетание «… а теперь…» в какой-то мере обозначает призыв, выражение надежды, ободрение и оптимистический настрой при обсуждении рисования страхов.
После обсуждения страхов называются и показываются те рисунки, в отношении которых достигнут положительный эффект. Автора надо похвалить, дружески похлопать по плечу, подарить игрушку. А дальше сказать, что рисунки с его бывшими страхами останутся у психолога, который, таким образом, «принял» их к себе, освободив от них ребенка.
После обсуждения необходимо провести активную игру, в которой все участвуют, но так, чтобы ребенок сумел выиграть, что еще больше повышает его уверенность в себе. В конце встречи рисунки, на которых изображены оставшиеся страхи, отдаются обратно со словами: «А теперь нарисуй так, чтобы было видно, что ты не боишься, и принеси мне опять свои рисунки». Это подразумевает, что нужно нарисовать не только объект страха, как в первый раз, но и обязательно себя небоящимся. Происходит мобилизация всех психических ресурсов ребенка на деятельное противодействие страхам в жизнеутверждающей, активной позиции Творца.
Помимо рисунков страхи могут быть воплощены в виде специально сделанных дома масок, фигурок из пластилина, конструкции из подручных материалов. Когда подобные поделки – плод совместной деятельности детей и родителей, результаты устранения страхов, как правило лучше, особенно при участии отца.
Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. На последней встрече после игры-разминки (возможно с использованием различных предметов, отражающих прежние страхи – маски, куклы) проводится обсуждение домашнего задания с установкой: «Сейчас мы будем смотреть твои рисунки и спрашивать, боишься ли ты теперь или не боишься». Положительный результат каждый раз подкрепляется похвалой. За обсуждением следует опять игра, успехи в которой поощряются наградой в виде игрушки, книжки.
Эффект устранения страхов через рисование достаточно выражен и устойчив и составляет 50% при изображении страхов по типу «боюсь» и 80-85% от оставшихся страхов – при изображении себя в активной, противостоящей страху позиции. Если ребенок и первый раз рисует себя, а не только источник страха, то эффект сразу выше. Если же автор не включает себя и на втором рисунке, где он «обязан» быть по инструкции, то это указывает или на исключительную интенсивность страха, или на его навязчивый характер, что обычно сочетается при фобии. Оставшиеся страхи, а их обычно не больше 15-20%, можно проиграть по сочиненным на их тему историям.
Задание дается следующим образом: «Сочини какую-нибудь фантастическую или вспомни реальную историю, в которой найдет отражение твой страх (называются оставшиеся страхи). Твоя история будет проиграна и к ней можно сделать несколько рисунков, иллюстрирующих происходящие события, а также ты можешь изготовить маски страшных персонажей или вылепить их». Дошкольники делают это устно, а школьники излагают историю на бумаге.
Безусловным фактором является терпение при работе с детьми по устранению страхов, так как не всегда удается достичь незамедлительных результатов. В немалой степени это зависит и от способности самих детей перестраивать отношения и наполнять свою жизнь новым содержанием. Нередко ожидаемый эффект снижается из-за быстрой утомляемости ребенка, нервно-психических и частых заболеваний.
Кроме того, фактором, препятствующим избавлению детей от страхов, будет неблагополучное нервно-психическое состояние самих родителей и конфликты в семье. В этом случае необходима предварительная помощь родителям и нередко всей семье в целом.
2. Программа коррекции девиантного поведения старшеклассников «Путевка в жизнь»
Цель данной программы – максимальное содействие психическому здоровью и личностному развитию подростков, формирование психологической готовности к самоопределению в жизни и антикризисного поведения.
Исходя из полученных данных исследования мы считаем необходимым направить социально-психологический практикум на решение таких задач:
1 - помочь подростку лучше узнать себя, свои сильные и слабые стороны; развивать потребность в познании себя и окружающих;
2 - создать условия для осознания своих проблем, а также научить вырабатывать собственную позицию и отношение к проблемам, ясно и точно излагать свои мысли;
3 - обучить способам конструктивного поведения, внутреннего самоконтроля, разрешения межличностных конфликтов;
4 - способствовать преодолению неуверенности в себе, развивать навыки уверенного поведения;
5 - развивать навыки эффективного общения в различных жизненных (в том числе кризисных) ситуациях (со сверстниками, учителями, родителями и с другими людьми);
6 - развивать рефлексивно-оценочные способности подростков, направленные на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
7 - обучить подростка способам психологической защиты, способствовать формированию стрессоустойчивости.
В программе определены 8 содержательных блоков.
II. Начни с себя. Данный круг вопросов связан с интересом подростка к своему внутреннему миру, рассчитан на углубление самопознания и оказания помощи в становлении представлений о себе, своих жизненных целей и стремлений. Подросткам предлагается освоить навыки самоконтроля, саморегуляции и уверенного поведения.
III. Ты и сверстники. Учащимся предлагается разговор о дружбе и любви и работа но овладению навыками конструктивного поведения в отношениях со сверстниками: поиск решения в конфликтной ситуации, умение активно слушать партнера, прилагать усилия для развития отношений и другие коммуникативные навыки.
IV. Школьная жизнь. Темы данного содержательного блока посвящены вопросам взаимодействия с одноклассниками и учителями. Па занятиях подростки смогут обсудить разногласия, возникающие между сверстниками и в отношениях с учителями в учебных и неучебных ситуациях, спроектировать адекватную модель поведения в школьных конфликтах.
V. Ты и твоя семья. Рассматриваются внутрисемейные отношения, семейные проблемы. Занятия помогут учащимся проанализировать собственное отношение к своей семье и свои обязанности по отношению к семье и близким, а также использовать навыки эффективного общения в отношении членов семьи различного возраста.
VI. Крик о помощи. Рассматриваются вопросы эмоционального самочувствия подростка вследствие неспособности самостоятельно справиться с критическими жизненными ситуациями. Большая роль отводится овладению учащимися способами саморегуляции, самозащиты, самовнушения, повышению самооценки для развития эмоциональной устойчивости подростка.
VII. Опасный путь. Рассматриваются вопросы о вредных привычках как стратегиях поведения подростка в трудных для него ситуациях. Учащимся предлагаются практические советы «скорой помощи» себе и другим, а также способы волевого противостояния давлению группы.
VIII. Путевка в жизнь. Для подростков создается возможность для изучения своих склонностей и способностей с целью профессионального и личностного самоопределения. Рассматриваются вопросы притязания личности, освоения навыков планирования, соотнесения ближней и дальней жизненной перспективы, формируется умение самостоятельно принимать решения, способность к самопрезентации.
Поскольку каждый блок проблемно направлен, содержит специфический круг вопросов и является содержательно законченным, тематику программы можно применять выборочно, в зависимости от запросов учителей и учащихся, от актуальности возникших трудностей.
Программа предназначена для подростков 13-15 лет и рассчитана на 2 года. Занятия организуются в форме социально-психологического практикума, что позволяет учащимся общаться. Общению нужно учиться, поэтому по характеру предлагаемый курс является прежде всего клубом общения.
Занятия целесообразно проводить 1 раз в неделю в течение 40—45 минут. Время может изменяться в зависимости от особенностей конкретной группы: количества участников, уровня из заинтересованности, глубины осознания членами группы стоящих перед ними проблем. Однако полноценная работа группы возможна только при условии, что при каждой встрече обязательно соблюдается алгоритм занятия — от упражнений на групповое сплочение до обсуждения итогов работы в группе.
Занятия должны проводиться в отдельном помещении, в котором можно было бы довольно быстро организовать учебное пространство — переставлять стулья и столы, освобождать место для выполнения упражнений, связанных с двигательной активностью детей, а также чтобы участники могли сесть в круг. Желательно, чтобы это было хорошо звукоизолированное помещение либо находящееся в значительном удалении от других классов.
Оптимальной является группа из 10 или 12 человек (количество участников четное), в которой объединяются учащиеся разного пола и возраста. Успех занятий возможен, если состав группы будет постоянен.
Занятие по каждой теме содержит теоретическую и практическую части. Теоретическая часть направлена на выявление знаний и представлений учащихся но конкретной проблеме и сообщение новой информации. Практическая часть направлена на отработку различных навыков и включение их в контекст поведения в конкретных ситуациях.
На занятиях используются самые разные методы работы: наблюдение, беседа, дискуссия, анкетирование, тестирование, психогимнастика, рассматривание рисунков, фотографий и таблиц; свободное и тематическое рисование; импровизация; моделирование и анализ заданных ситуаций; игры с правилами, ролевые игры; чтение отрывков из художественных произведений; минисочинения; тесты, опросники, анкеты; мини-конкурсы; релаксационные техники, прослушивание аудиозаписей, просмотр видеоматериалов.
Работа по предлагаемой программе требует от ведущего определенного уровня подготовленности: соответствующее психологическое образование, опыт ведения занятий в школе, опыт работы в психологических группах в качестве участника, владение навыками поддержки, слушания, я-высказывания.
Задачи ведущего: дать участникам группы информацию, организовать процесс групповой работы и главное — самому в общении с группой демонстрировать партнерский стиль взаимоотношений. Постоянная психологическая поддержка дает ребятам больше, чем час дискуссии на эту тему. Слушая каждого участника, реагируя на его переживания и обеспечивая адекватную обратную связь, ведущий сможет создать в группе атмосферу доверия и взаимопомощи.
Учебно-тематический план
Названия содержательных блоков Темы занятий |
Кол-во часов |
|
ВВЕДЕНИЕ. Знакомство с программой курса |
1 |
|
I. |
Проблемы подросткового возраста Трудный возраст Половое созревание Подростковые «комплексы» |
1 2 3 |
II. |
Начни с себя Твое представление о самом себе О чем мечтаешь ты? Повлияй на самого себя Свободная речь и уверенные манеры О чем «говорит» твое тело |
2 1 1 2 1 |
III. |
Ты и сверстники. Дружба и любовь По законам общения Без друзей не обойтись Найди себе друга Твои «враги» Искусство общения Мальчики и девочки Любовь! Любовь... Любовь? Путь к сердцу На свиданье приходи без опозданья! Превратности любви «Разбитое» сердце Подростковые браки |
2 1 1 2 2 2 2 3 2 2 1 2 |
IV. |
Школьная жизнь Школа в твоей жизни Блюз на тему успеваемости Учителя хорошие и не очень Твои одноклассники |
1 2 1 1 |
V. |
Ты и твоя семья Мой дом — моя крепость «Отцы и дети» Как «воспитывать» родителей Братья и сестры Братья наши меньшие |
1 1 2 1 1 |
VI. |
Крик о помощи Ситуация выходит из-под контроля. «Пилюли» от стресса Депрессия — штука заразная Жить не хочется или нет в жизни счастья |
1 1 1 |
VII. |
Опасный путь «Брось сигарету!» Сто грамм для храбрости Жизнь «в кайф». Дорога в ад. Оружие массового уничтожения Чума ХХ века Умей сказать «нет» Преодоление давления сверстников |
1 1 1 1 1 1 |
VIII. |
Путевка в жизнь Кто такой взрослый Кем я хочу быть? Хотеть — значит мочь Достижение цели Что такое успех. Успех в твоих руках! Самопрезентация |
1 2 1 1 2 2 |
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ. Чемодан в дорогу |
1 |
|
ИТОГО: |
60 |