Содержание

Введение. 3

1. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей. 5

2. Качество товара, работы, услуги. 10

3. Информация о товаре, работе, услуге. 14

Заключение. 21

Список литературы.. 23

 

Введение

О защите прав потребителей в последнее время в нашей стране говорят все чаще и чаще. В погоне за быстрой наживой продавцы и производители нарушают права потребителей на каждом шагу и идут на всевозможные ухищрения, обман и откровенное хамство, пользуясь незнанием покупателями своих прав. Однако главным виновником этого является сам потребитель. Ведь потребительское право никогда не будет реализовано, если на него нет спроса. На Западе, например, защита прав потребителей находится на очень высоком уровне. Общество защиты прав потребителей «Резонанс» уверено – это возможно и в России. Нужно только не молчать и терпеть, а бороться за свои права и всячески их отстаивать. В конечном счете, бракоделы и обманщики поймут, что выгоднее работать по-честному, так как расходы на удовлетворение претензий покупателей обходятся дороже, чем сам товар, из-за которого возник спор. Поэтому мы призываем всех учиться отстаивать свои права, а в нашем Обществе защиты прав потребителей Вам постараются в этом помочь.

Защита прав потребителей – понятие, недавно вошедшее в нашу действительность. Работы по ее правовому и организационному обеспечению выдвинули ее в число основных направлений социально-экономической политики государства.

До недавнего времени потребители в нашей стране по существу были бесправны. Производители товаров и услуг диктовали им свои условия. Судебная защита практически отсутствовала. Только с принятием Верховным Советом Российской Федерации 7 февраля 1992 года Закона «О защите прав потребителей» у граждан появилась возможность реализовать свои права, закрепленные в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (№ 39/248 от 9 апреля 1985 г.)

Закон «О защите прав потребителей» (Закон) - один из первых рыночных законов, имеющих прямое отношение к преобразованию экономики. Необходимость принятия специального закона была вызвана тем, что все действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя, а немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны интересов потребителя, были заблокированы ведомственными нормативными актами и практически не действовали. Начало же перестройки российского общества, ориентация экономики на нужды человека требовали максимального расширения прав потребителей и закрепления мер, обеспечивающих реальное их осуществление на законодательном уровне.

Значение Закона не только в усилении социальных гарантий гражданина. Закон объективно повышает ответственность производителей, продавцов, исполнителей за качество своей работы, что в условиях отсутствия развитой конкуренции способствует повышению качества продукции и услуг и других организаций. Одновременно с этим Закон вносит существенные изменения в представления о некоторых вопросах в области нормирования качества продукции, о гарантийных и других сроках, связанных с качеством,  информацией о продукции, ответственностью за нарушение прав потребителей и др.

Существующее законодательство о защите прав потребителей не исчерпывается одним только Законом РФ «О защите прав потребителей». Это целая группа нормативных актов, как законов, так и постановлений Правительства, регулирующих отдельные сферы потребительского законодательства.

Нормы потребительского законодательства  содержатся не только в различных  законах, но и принадлежат к различным отраслям законодательства. Перечень нормативных актов открывает Конституция РФ, которая закрепляет основные права граждан, а также устанавливает гарантии осуществления этих прав. От наиболее существенных нарушений потребителей защищают нормы административного и уголовного законодательства. Однако основное регулирование отношений с участием потребителей осуществляется нормами гражданского законодательства, в частности, Гражданского Кодекса РФ.

Кроме того, в сфере потребительского законодательства действуют несколько законов, напрямую затрагивающих интересы потребителей. Это, прежде всего, Закон «О стандартизации продукции и услуг», Закон РФ «Об антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур» и ряд других нормативных актов. Основное требование к содержанию таких актов – они не должны содержать нормы, противоречащие Закону РФ «О защите прав потребителей» и не должны снижать гарантии прав потребителей, уже предусмотренных действующим законодательством.

Цель работы – раскрыть сущность вопроса, связанного с качеством товара, продукции, работы и услуги, а так же правовым регулированием отношений в области защиты прав потребителей.

1. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей

Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом и принимаемыми в соответствии с ним иными федеральными законами и правовыми актами Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации не вправе поручать федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей.

В первой редакции Закона аналогичная статья называлась "Законодательство о защите прав потребителей".[1] Изменение названия статьи, в частности, связано с введением в действие нового ГК и изменением в нем содержания понятия "законодательство".

На различных этапах в состав законодательства включались наряду с законами (законодательными актами) также указы соответствующих государственных органов, постановления правительства и даже акты министерств и ведомств.

Статьей 3 ГК (п. 2) установлено, что гражданское законодательство состоит из ГК и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, предусмотренные ГК. При этом нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК.[2]

Закон в основном содержит нормы гражданского права, регулирующие имущественные отношения между гражданами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность. Вместе с тем в нем имеются также нормы других отраслей права (государственного, административного и др.), устанавливающие полномочия некоторых федеральных органов исполнительной власти, общественных организаций и т.д., то есть регулирующие отношения, не подпадающие под действие гражданского законодательства. При применении этих норм Закона следует руководствоваться основополагающими законами соответствующих отраслей права.

Упомянутое новое содержание понятия "гражданское законодательство" полностью реализовано в ст. 1 Закона, где ГК закреплен как основополагающий закон для отношений в области защиты прав потребителей.

В редакции ст. 1 1996 г. сохранен приоритетный характер Закона по отношению к другим федеральным законам, регулирующим отношения в области защиты прав потребителей: другие законы должны приниматься в соответствии с ним и не могут ему противоречить. В случае коллизии должны применяться нормы Закона.

Под иными правовыми актами Российской Федерации согласно ГК понимаются указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации. Эти акты не входят в состав понятия "законодательство". Они должны приниматься в соответствии с ГК и Законом и не могут им противоречить. В случае коллизии должны применяться нормы ГК и Закона. ГК предоставляет Президенту Российской Федерации право регулировать гражданские правоотношения в полном объеме, т.е. указы Президента могут быть изданы по любому вопросу гражданского права (следовательно, и в области защиты прав потребителей), за исключением отношений, регулирование которых может осуществляться только федеральными законами: ограничение перемещения товаров и услуг на территории РФ; отношения с участием иностранных граждан и лиц без гражданства; защита определенных нематериальных благ (прав и свобод человека).

Статьей 3 ГК предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права на основании и во исполнение ГК и иных законов, указов Президента Российской Федерации.

В тех случаях, когда отдельные виды гражданско-правовых отношений с участием потребителей помимо норм ГК РФ регулируются и специальными законами Российской Федерации (например, договоры перевозки, энергоснабжения), то к отношениям, вытекающим из таких договоров, Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" может применяться в части, не противоречащей ГК РФ и специальному закону. При этом необходимо учитывать, что специальные законы, принятые до введения в действие части второй ГК РФ, применяются к указанным правоотношениям в части, не противоречащей ГК РФ и Закону Российской Федерации "О защите прав потребителей".

Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 1994 года N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" (в редакции Постановлений Пленума от 17 января 1997 года N 2 и от 21 ноября 2000 года N 32) законодательство о защите прав потребителей распространяется на отношения, могущие возникнуть из договоров: розничной купли - продажи; аренды, включая прокат; найма жилого помещения, в том числе социального найма, в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение, по представлению или обеспечению представления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг (п. 2 ст. 676 ГК); подряда (бытового, строительного, подряда на выполнение проектных и изыскательных работ, на техническое обслуживание приватизированного, а также другого жилого помещения, находящегося в собственности граждан); перевозки граждан, их багажа и грузов; комиссии; хранения; из договоров на оказание финансовых услуг, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд потребителя - гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе предоставление кредитов, открытие и ведение счетов клиентов - граждан, осуществление расчетов по их поручению, услуги по приему от граждан и хранению ценных бумаг и других ценностей, оказание им консультационных услуг; и других договоров, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Кроме того, с 20 декабря 1999 года (времени опубликования Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 17 ноября 1999 года) отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать из договора банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин, и других договоров, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Некоторые суды считают, что Закон не распространяется на отношения, вытекающие из договоров международной воздушной перевозки пассажиров, багажа и грузов в части возможности взыскания морального вреда в связи с нарушением перевозчиком условий договора. При этом по конкретному делу суд сослался на то, что такая возможность не предусмотрена ни договором, ни правилами международных воздушных перевозок, ни Варшавской конвенцией для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок от 12 октября 1929 года.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ по протесту заместителя Генерального прокурора РФ отменила решение суда в части отказа во взыскании морального вреда, указав при этом, что в упомянутом Постановлении Пленума Верховного Суда РФ возможность применения Закона к отношениям, вытекающим из договора перевозки пассажиров, не ставится в зависимость от вида перевозки. Варшавская конвенция, на которую сослался суд первой инстанции, устанавливает лишь некоторые правила и не регулирует все без исключения отношения между перевозчиком и потребителем транспортных услуг, в частности, отношения по компенсации морального вреда. Судебная коллегия указала, что Закон в этой части не противоречит нормам международного права, а дополняет их, устанавливая меры дополнительной правовой защиты интересов пассажиров в виде возможности компенсации морального вреда.

В последнее время распространилась практика строительства жилья за счет привлечения средств населения. Оформляются эти отношения договорами об инвестировании, где сторонами являются организации, уполномоченные органами власти субъектов РФ или органами местного самоуправления, и граждане.

В связи с этим в практике возник вопрос о применимости к отношениям, вытекающим из упомянутых договоров, законодательства о защите прав потребителей. Пленум Верховного Суда РФ (Постановление от 17 января 1997 года N 2), давая судам разъяснения по этому поводу, не упомянул конкретно эти договоры в числе тех, из которых могут возникать отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей. Однако приведенный в Постановлении Пленума перечень договоров не является исчерпывающим. Под действие этого законодательства, как разъяснил Пленум, подпадают отношения, вытекающие из любых договоров, направленных на удовлетворение личных (бытовых) нужд граждан, не связанных с извлечением прибыли. В этих случаях гражданин становится потребителем и приобретает права в соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей".

Таким образом, для решения поставленного вопроса главным является не вид договора, а соответствие его содержания определению потребителя, данному в упомянутом Законе.

Несмотря на естественные особенности инвестиционной деятельности, несомненной и единственной целью гражданина в упомянутых договорах является приобретение жилья для удовлетворения личных (бытовых) нужд. Цель извлечения прибыли гражданином при этом не преследуется.

Поэтому к отношениям, вытекающим из этих договоров, Закон РФ "О защите прав потребителей" подлежит применению с учетом упомянутых особенностей и оснований приобретения гражданином права собственности на квартиру.

При рассмотрении требований потребителей, вытекающих из договоров розничной купли - продажи и бытового подряда, необходимо иметь в виду, что, исходя из п. 3 ст. 492 и п. 3 ст. 730 ГК РФ, к отношениям по указанным договорам применяются положения ГК РФ об этих видах договоров (ст. ст. 492 - 505 и 730 - 739 ГК РФ), общие положения ГК РФ о договорах купли - продажи и подряда, если иное не предусмотрено параграфом 2 главы 30 и параграфом 1 главы 37 ГК РФ (п. 5 ст. 454, п. 2 ст. 702 ГК РФ), а также положения Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" в части, не урегулированной ГК РФ.

В редакции Закона 1996 года сохранена норма, запрещающая Правительству РФ поручать федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей.

Таким образом, обязательные правила, касающиеся защиты прав потребителей, могут приниматься исключительно законодательным органом, Президентом РФ и Правительством РФ в установленных случаях. Всякие акты в указанной области, принятые какими-либо иными государственными органами, должны признаваться незаконными и отменяться в установленном порядке.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 1992 года N 359 министерствам и ведомствам Российской Федерации предложено до 1 августа 1992 года отменить ведомственные нормативные акты, регулирующие отношения в области прав потребителей. При этом ведомственные нормативные акты, регулирующие отношения по вопросам, отнесенным Законом к компетенции Правительства Российской Федерации, действуют до принятия Правительством Российской Федерации решений по данному вопросу, поскольку они не противоречат Закону.

Это, разумеется, не означает, что федеральные органы исполнительной власти не вправе принимать вообще никаких актов, связанных с Законом. Напротив, в некоторых случаях это является их прямой обязанностью, вытекающей из их компетенции и смысла Закона. Так, например, в соответствии с главой 4 Закона органы, упомянутые в ней, должны принимать ведомственные акты о порядке организации работы по реализации представленных им полномочий. Однако эти акты должны носить чисто внутренний характер, не затрагивающий ни материального, ни процессуального права в области защиты прав потребителей.

В связи с тем, что согласно Конституции РФ гражданское законодательство отнесено к исключительному ведению Российской Федерации, из редакции Закона 1996 г. исключены ранее содержавшиеся в нем полномочия республик в составе РФ по регулированию отдельных вопросов в области защиты прав потребителей. Какие-либо полномочия других субъектов РФ и органов местного самоуправления Законом не предусматривались.

Таким образом, согласно ст. 1 Закона отношения в области защиты прав потребителей могут регулироваться исключительно актами федерального уровня.

Республики в составе РФ имели право устанавливать:

- перечень и способы доведения информации до потребителя по отдельным видам товаров (работ, услуг);

- ответственность виновных должностных лиц за нарушение режима работы государственного, муниципального предприятия;

- ответственность продавца, исполнителя, изготовителя за нарушение прав потребителей по обязательствам, за которые Законом ответственность не установлена, а также определять более высокий размер ответственности, в том числе за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя;

- льготы и преимущества потребителям в сфере торговли, бытового и иных видов обслуживания;

- перечень не подлежащих обмену доброкачественных товаров;

- порядок оплаты потребителем выполненной работы (услуги);

- последствия нарушения условий договора об оказании услуги, если такой договор по своему характеру не попадает под действие главы 4 Закона;

- порядок деятельности общественных организаций потребителей.

Единственным исключением является не только сохранение полномочия республик по установлению сроков наступления сезонов (для сезонных товаров), но и распространение его на всех субъектов Российской Федерации, а также их изъятие из компетенции РФ. При применении ст. 1 Закона следует иметь ввиду, что согласно ст. 4 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории РФ, в соответствие с ГК применяются законы и акты РФ, Основы гражданского законодательства СССР и Союзных республик, иные акты законодательства СССР, поскольку они не противоречат новому ГК. Изданные до введения в действие части первой ГК нормативные акты Президента РФ, Правительства РФ, Правительства СССР по вопросам, которые согласно ГК должны регулироваться федеральными законами, действуют до введения в действие соответствующих законов. Аналогичное правило установлено Законом о введении в действие части второй ГК.[3]

2. Качество товара, работы, услуги

Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями.

При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.

Если законами или в установленном ими порядке, в частности стандартом предусмотрены обязательные требования к качеству товара (работы, услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

Одним из важнейших прав потребителя, провозглашенных Законом, является право на получение товаров, результатов работ и услуг (продукция) надлежащего качества, под которой понимается продукция, соответствующая по качеству требованиям, установленным в соответствии со ст. 4 Закона.

Четкое определение этого понятия имеет важное значение для применения Закона, в особенности норм об ответственности за продукцию ненадлежащего качества (с недостатками). Содержание этого понятия не является неизменным.

Гражданский кодекс РСФСР (ст. 245, не действующая с 01.03.96) устанавливал, что качество проданной вещи должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии указаний в договоре - обычно предъявляемым требованиям. Вещь, продаваемая торговой организацией, должна соответствовать стандарту, техническим условиям или образцам, если иное не вытекает из характера данного вида купли - продажи (в редакции 1987 года).

Закон, в первоначальной редакции ст. 4, сохранил определенную преемственность в критериях качества товара, но вместе с тем внес существенные новшества. Во-первых, были установлены единые критерии требований к качеству товаров, работ, услуг. В прежнем законодательстве качество работ и услуг в основном определялось условиями договора и обычно предъявляемыми требованиями и, в меньшей степени, - требованиями стандартов.

Во-вторых, Закон распространил требования соответствия товара стандартам на все товары независимо от того, где они продаются, - в торговой организации или гражданином в порядке предпринимательской деятельности.

В-третьих, Гражданский кодекс РСФСР отсылал к обычно предъявляемым требованиям в тех случаях, когда требования о качестве договором вообще не предусмотрены.

Закон придал обычно предъявляемым требованиям самостоятельное значение, не зависящее от наличия или отсутствия в договоре условия о качестве. Такое решение является целесообразным, поскольку имеются обычные требования, включение которых в нормативную документацию выглядело бы странным ввиду их общеизвестности.

В-четвертых, Закон дополнительно к традиционным формам определения качества продукции (договор, стандарты) ввел новый весьма важный критерий - информация о продукции. Информация о потребительских свойствах продукции не является для нашей промышленности чем-то совершенно новым. И раньше можно было увидеть на отдельных товарах, в частности на упаковке пищевых продуктов, химикатов, лекарств и др. такую информацию. Однако она не играла той роли, которую ей придал Закон, - одного из необходимых критериев качества.

Следует отметить, что предусмотренные в первоначальной редакции ст. 4 правила применения обычных требований к качеству товара не совпадали с соответствующими формулировками Основ гражданского законодательства СССР и Союзных республик, принятыми в 1991 году, которые были ближе к ГК РСФСР.

В редакции 1996 г. в ст. 4 Закона произошли дальнейшие существенные изменения критериев качества товара (работы, услуги).

Содержание ст. 4 практически полностью (почти текстуально) соответствует ст. 469 ГК, регулирующей качество товара, реализуемого по договору купли - продажи. Однако ст. 4 Закона регулирует качество не только товаров, но также работ и услуг.

Такое механическое перенесение критериев качества товаров на регулирование качества услуг в Законе ничем не оправдано, тем более что в ГК впервые оказание услуг регулируется самостоятельно.

В соответствии со ст. 783 ГК к договору о возмездном оказании услуг применяются общие положения о подряде и положения о бытовом подряде, если это не противоречит специальным статьям о договоре возмездного оказания услуг, а также особенностям предмета договора.

Таким образом, качество услуг должно определяться по критериям, установленным ст. 721 ГК: условия договора; при отсутствии или неполноте условий договора о качестве - требования, обычно предъявляемые к услугам соответствующего рода; обязательные требования стандартов.

Нетрудно заметить, что критерии качества товаров (ст. 469 ГК) и услуг (ст. 721 ГК) совпадают, за исключением критерия обычных требований к качеству. В ст. 721 ГК он сохранен (для работ и услуг), а в ст. 469 ГК (для товаров) и в ст. 4 (п. 2) Закона (для товаров, работ и услуг) - заменен целями использования.

Структура ст. 4 заимствована из Основ гражданского законодательства СССР и союзных республик (ст. 76). Однако при изложении статьи в Законе были утрачены некоторые детали, что привело к возникновению ряда проблем. Основным критерием качества вновь определен договор, являющийся наиболее естественной юридической формой закрепления отношений потребителя и продавца (исполнителя).

ГК предусмотрены два новых вида договоров, которые, как правило, опосредуют отношения с участием гражданина - потребителя: публичный договор и договор присоединения.

Согласно ст. 426 ГК публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицина, гостиничное обслуживание, договоры банковского вклада, личного страхования и т.п.). Практически речь идет о всех договорах с участием гражданина - потребителя. Организация, как правило, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения договора. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей.

Отказ организации от заключения договора при наличии возможности предоставить товар (услугу) не допускается. При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор и о взыскании причиненных в результате этого убытков (п. 4 ст. 445 ГК).

Важно подчеркнуть, что бремя доказывания отсутствия возможности передать потребителю товар, выполнить соответствующую работу, оказать услугу лежит на коммерческой организации (см. п. 55 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части 1 ГК РФ".

Ст. 426 ГК признает публичным договор, заключенный коммерческой организацией, т.е. организацией, занимающейся предпринимательской деятельностью.

В случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.

Условия публичного договора, не соответствующего установленным для всех потребителей или указанным обязательным правилам, являются ничтожными (п. 5 ст. 426 ГК). В настоящее время действует большое количество правил продажи товаров и оказания услуг, утвержденных Правительством РФ (см. комментарии к ст. ст. 26 и 38 Закона).

Договором присоединения согласно ст. 428 ГК признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могут быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом. К таким договорам относятся практически все договоры о продаже товаров, проведении работ и оказании услуг гражданам - потребителям. Эти договоры исключают возможность обсуждения и выработки согласованных условий. Диктат одной стороны (продавца, исполнителя), вынужденный объективными условиями розничной торговли и оказания бытовых услуг, все же имеет некоторые ограничения. Присоединившаяся к договору сторона вправе потребовать расторжения или изменения договора, если договор присоединения, хотя и не противоречит закону и иным правовым актам, но лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств либо содержит другие явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она, исходя из своих разумно понимаемых интересов, не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора.

Таким образом, к предусмотренному Законом "О защите прав потребителей" праву на расторжение договора в связи с ненадлежащим качеством товара ГК предоставляет право на расторжение и изменение договора по ряду других оснований. [4]

Жизненная ситуация.

«Катись колбаской…» или в 70% колбасных изделий на рынке Москвы обнаружены трансгенные компоненты

Проведенные в сентябре 2005 года в Москве государственные проверки колбасных продуктов установили присутствие генно-модифицированных источников (ГМИ) в 70 процентах проб. Об этом сообщил советник Государственной инспекции Москвы по качеству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Алексей Нестеренко на круглом столе, прошедшем в Российском региональном экологическом центре. По его словам, в большинстве проверенных изделий содержалась трансгенная соя импортного происхождения. Об этом сообщили в пресс-службе Общенациональной Ассоциации генетической безопасности. "Принятая 21 декабря 2004 года новая редакция Закона о защите прав потребителей требует, чтобы продукт, содержащий ГМИ, имел соответствующую маркировку ". "Однако ни один из производителей, у которых обнаружили такие компоненты, не указывал информацию о ГМИ на этикетке". Одним из нарушителей закона оказалось ОАО "Лианозовский колбасный завод". "В пробах колбасных изделий этого производителя доля ГМИ составила более 5 процентов".

Расторжение договора купли-продажи с диллером компании "Тойота" в Москве

В Общество "Резонанс" обратился гражданин П. с просьбой помочь расторгнуть договор купли-продажи автомобиля Тойота-Авенсис с диллером компании "Тойота", у которого была приобретена машина. Проблема заключалась в следующем: после покупки нового автомобиля потребитель, как того и требуют правила сервисного и гарантийного обслуживания, регулярно проходил техническое обслуживание на одном из авторизованный сервисов компании "Тойота". Во время одного из таких ТО при пробеге авто в 70 тыс. км в автомобиле был обнаружен деффект - низкий уровень масла, причину которого механники на месте выявить не смогли. При эксплуатации машины автовладелец отметил, что уровень масла понижался слишком быстро: после долива до нормы и пробега около 1 тыс. км уровень опять падал до критической нормы. Поскольку работники сервиса не смогли выявить причину происходящих процессов, сославшись на необходимость тщательного изучения двигателя в лаборатории автоконцерна "Тойота", владелец машины решил на основании ст. 18 закона "О защите прав потребителя" расторгнуть договор купли продажи и вернуть свои деньги. Стоимость автомобиля при покупке составляла 639 тыс. рублей. Однако автомобиль уже побывал в эксплуатации и сумма компенсации, которая удовлетворила обе стороны составила 550 тыс. рублей. Таким образом претензия была удовлетворена в досудебном порядке.

3. Информация о товаре, работе, услуге

Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:

обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать товары (работы, услуги);

сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), а в отношении продуктов питания - сведения о составе (в том числе перечень использованных в процессе их изготовления иных продуктов питания и пищевых добавок), о весе и об объеме, о калорийности продуктов питания, о содержании в них вредных для здоровья веществ в сравнении с обязательными требованиями стандартов, а также противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний, утверждается Правительством Российской Федерации;

цену и условия приобретения товаров (работ, услуг);

гарантийный срок, если он установлен;

правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);

срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;

место нахождения (юридический адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца) и место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара (работы);

информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг);

информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);

указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);

указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.

Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.

Информация, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг) требованиям Закона, представляется в виде маркировки товаров (работ, услуг) в установленном порядке знаком соответствия и (или) способом, установленным законами, иными правовыми актами или обычно предъявляемыми требованиями, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.

Продукты питания, упакованные или расфасованные на территории Российской Федерации, должны быть снабжены информацией о месте их изготовления.

 Закон устанавливает, что основной задачей предоставления информации о товаре (работе, услуге) является обеспечение его компетентного выбора. Компетентность выбора обеспечивается предоставлением информации о назначении товара, его качестве, условиях использования, гарантиях и т.п. Изготовитель (исполнитель, продавец) сам должен определять необходимый объем этой информации, памятуя о своей ответственности за неполноту предоставленной информации в соответствии с Законом. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень информации и способы ее доведения до потребителя могут устанавливаться постановлениями Правительства РФ, которые имеют общеобязательную силу на всей территории РФ. Так, например, Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1996 года N 435 утвержден Порядок доведения до потребителей информации о происхождении алкогольной и табачной продукции иностранного производства. Как правило, эти сведения устанавливаются в правилах торговли и оказания услуг.

Правительство РФ Постановлением от 27 декабря 1996 года N 1575 утвердило Правила, обеспечивающие наличие на продуктах питания, ввозимых в Российскую Федерацию, информации на русском языке и запретило с 1 мая 1997 года продажу на территории Российской Федерации импортных продуктов питания без информации о них на русском языке. Согласно Правилам импортеры в контрактах на поставку должны обязательно предусматривать наличие на товаре информации на русском языке о составе, пищевой ценности, сроках годности, условиях хранения и применения, а также других установленных сведений.

Согласно разъяснениям Государственного антимонопольного комитета от 20 мая 1998 года недостоверный перевод информации об импортных товарах на русский язык следует рассматривать как предоставление недостоверной информации.

Поскольку Закон содержит перечень обязательной информации о товаре (работе, услуге), информация, устанавливаемая Правительством РФ, а также изготовителем (исполнителем, продавцом), может являться дополнительной или отражать специфику товара (работы, услуги).

В некоторых случаях состав информации о товаре определяется законом. Например, ст. 13 Федерального закона РФ от 15 июня 1996 года "О товариществах собственников жилья" установлен перечень сведений и документов, которые продавец помещений обязан предоставить покупателю, а также ответственность продавца за убытки, понесенные покупателем в результате непредоставления указанных сведений либо их недостоверности.

Постановлением Госстандарта России от 17 июля 1997 года N 255 принят и введен в действие с 1 января 1998 года ГОСТ Р 51074-97 "Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования.". Стандарт распространяется на пищевые продукты отечественного и импортного производства, реализуемые в оптовой и розничной торговле, поставляемые предприятиям общественного питания, школам, детским, лечебным учреждениям и другим предприятиям, непосредственно связанным с обслуживанием потребителей.

В стандарте указано, что в соответствии с Законами РФ "О защите прав потребителей" и "О стандартизации" его требования являются обязательными, а требования межгосударственных и российских стандартов на маркировку конкретных видов продуктов применяются в части, не противоречащей требованиям данного стандарта. В стандарте даны определения применяемых понятий и наименований продуктов. Стандарт содержит состав информации с разъяснениями конкретного содержания и порядка изложения каждой составляющей информации. В состав информации входят: наименование продукта; наименование, местонахождение изготовителя, упаковщика, экспортера и импортера; наименование страны и места происхождения; товарный знак изготовителя (при наличии); масса нетто, объем или количество продукции; состав продукта, его пищевая ценность, условия хранения; срок годности, срок хранения, срок реализации; обозначение нормативного или технического документа; информация о сертификации продукта.

Кроме указанных общих сведений, стандарт содержит требования к информации по группам продуктов: для детского питания; мясной промышленности; птицеперерабатывающей промышленности; молоко и молочные продукты; нерыбные продукты промысла и вырабатываемые из них; консервы и пресервы из рыбы и морепродуктов; продукты переработки зерна; мука, крупа, хлопья, толокно, пищевые отруби; хлебобулочные изделия; макаронные изделия; кондитерские изделия; плодоовощные продукты; пищевые концентраты; чай, кофе и напитки из них, пряности и приправы, ароматизаторы, вкусовые вещества; масложировые продукты; продукты пивобезалкогольной промышленности; водка, ликероводочные изделия и питьевой спирт; мед; крахмал и крахмалопродукты.

Аналогичный стандарт для непродовольственных товаров ГОСТ Р 51121-97 принят и введен в действие с 1 июля 1998 года Постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1997 года N 439. Стандарт не распространяется на информацию о продукции многих отраслей: авиационная техника, судостроение, ракетно - космическая техника; строительная индустрия, вооружение и военная техника; изделия и материалы атомной промышленности, а также на отдельные виды продукции (полиграфическая, парфюмерно - косметические изделия, лекарства и лекарственные препараты; отечественные товары, изготавливаемые по конструкторской документации). Таким образом, область применения стандарта - это в основном продукция химической, легкой и некоторых других отраслей. Под потребителем в стандарте понимаются как граждане, так и юридические лица. Стандарт не содержит указания об обязательности его требований, очевидно, в связи с тем, что в отличие от ГОСТ Р 51074-97 данный стандарт содержит как обязательные (в основном совпадающие), так и необязательные данные. В число последних входят, в частности, срок годности или службы, обозначение нормативного или технического документа, хотя согласно Закону они являются обязательными.

В стандарте содержатся ошибки, связанные со сроком службы. Так, в п. 4.20 указано, что срок службы исчисляют с даты изготовления товара. Согласно ст. 19 Закона этот срок исчисляется со дня продажи (передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором). Устанавливая в примечании к этому пункту, что срок годности указывается, если товар включен в специальный перечень товаров, утверждаемый Правительством РФ, не разъясняют, что аналогичный перечень существует для товаров, на которые обязательно установление срока службы.

К стандарту приложен обширный перечень ГОСТов, регламентирующих требования к маркировке непродовольственных товаров (по состоянию на 1 января 1998 года). Этот перечень может служить определенным ориентиром для определения области распространения стандарта.

 Закон требует обязательно указывать в информации обозначение стандартов, обязательным требованиям которых товар (работа, услуги) должен соответствовать. Согласно ГОСТ Р 1.5-92 Государственной системы стандартизации Российской Федерации обозначение государственного стандарта РФ состоит из индекса - ГОСТ Р, регистрационного номера и отделенных тире двух последних цифр года утверждения. Это обозначение является базовым. Обозначения некоторых государственных стандартов РФ имеет свою специфику. К этим стандартам относятся:

- входящие в определенный комплекс стандартов (например, стандартов единой системы конструкторской документации);

- на изделия, используемые только в атомной энергетике;

- оформленные на основе применения международных стандартов и др.[5]

Жизненная ситуация.

«Подкованный турист» или о том, как надо писать претензию туроператору и отстаивать свои права .

Благосостояние россиян в последние годы растет и многие наши согаждане все чаще выезжают на отдых за границу. Однако нередко получается так, что оказанные в поездке услуги не совпадают с теми, на которые турист рассчитывал при заключении контракта. Отдых оказывается испорченным и неизбежны нервотрепки при общении с сотрудниками турфирмы. Однако все ли так плохо на самом деле? Многие порой забывают, что многие туристические компании, нацеленные на долгую и успешную работу в этой отрасли, так же заинтересованы в оказании качественных услуг, как и туристы в их получении. Практически любой конфликт или претензию можно урегулировать в момент их возникновения прямо на месте, приложив немного усилий, прежде чем вступать в конфронтацию с сотрудниками турфирм. Если же договориться ни о чем не удалось, следуйте нескольким правилам: сохраняйте все письменные доказательства нарушения турфирмой условий договора (чеки, акты, справки, счета, договора, заявки и тому подобное); по возможности обеспечьте наличие свидетелей, которые смогут подтвердить происходящие события; учтите, соглашаясь на альтернативные услуги, замену отеля, экскурсии вы теряете возможность требовать компенсации за их неоказание; сумма ваших требований должна быть разумна (лучше договориться о приемлемой сумме компенсации или об адекватной замене услуги, решив спор без участия суда); вы имеете право подать претензию турфирме в течение двадцати дней с момента окончания путешествия, претензия должна быть предъявлена письменно с отметкой о получении.

Специалисты общества защиты прав потребителей советуют: «Если отдых, организованный туристической компанией, оказался далек от того, что вам было обещано договором, то надо отстаивать свои права». По статье 10 закона «Об основах туристской деятельности», турист вправе потребовать от туроператора или турагента оказания всех услуг, входящих в тур, независимо от того, кем эти услуги оказываются. В силу статьи 6 того же закона, турист вправе требовать полного возмещения убытков и морального вреда в случае, если условий договора розничной купли-продажи туристского продукта не были выполнены туроператором или турагентом. На основании статьи 39 закона «О защите прав потребителей», потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги. Гражданский кодекс (статья 1095) говорит, что вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина вследствие недостаточно полной информации об услуге, подлежит возмещению исполнителем независимо от вины. Первым делом нужно попытаться урегулировать возникшее недоразумение с представителем туристической компании, который сопровождает группу в поездке, или с принимающей стороной. Если отстоять свои права на комфортабельное проживание, человеческое питание и экскурсионное обслуживание не удается, то надо составить акт с указанием тех пунктов, которые идут вразрез с договором. Акт составляется в произвольной форме. Например, вы пишете, что по приезде в город Кемер вы были размещены впятером в номере, а затем переведены в другой отель, с худшими условиями.

Следует подробнейшим образом описать те условия, в которых вы оказались по вине турфирмы. Документ нужно заверить у представителя туроператора принимающей стороны, руководителя гостиницы. В случае отказа должностного лица подписать акт, заручитесь свидетельскими показаниями «коллег»-туристов. Желательно, чтобы они были из вашего города: в случае судебных разбирательств их могут вызвать в суд. Поэтому помимо подписи они должны указать в акте свой адрес проживания. Хорошо если в описываемой вами ситуации сфотографировать стройку под окнами отеля, пустынную территорию. Словом, запастись по максимуму доказательствами, чтобы у судьи, если дело дойдет до судебного разбирательства, не осталось никаких сомнений в правоте туриста. Сразу же по приезду домой, составьте письменную претензию к туристической фирме, приложите копии всех вещественных доказательств их вины. И выдвиньте свои требования: возместить убытки, понесенные вами в связи с ненадлежащим исполнением условий договора; компенсировать причиненный моральный вред. Сделать это надо не позднее, чем в двадцатидневный срок с момента истечения срока договора. Представители компании должны расписаться на претензии (один экземпляр вы оставляете у себя), поставить дату и входящий номер. Если они отказываются это делать, то пошлите претензию заказным письмом с уведомлением о вручении. Согласно закону у компании есть десять дней для рассмотрения претензии и ответа вам. Если не согласны с ответом или его просто не последовало, то вы тогда (и не раньше) вправе обратиться в суд, расположенный либо по месту вашего жительства, либо по месту нахождения туристической компании. Это вы определяете сами. Судиться с турфирмой проще простого, ведь все отношения с ней строго документированы.

Иск против автосервиса "Пежо"

В Общество "Резонанс" обратился гражданин К. (далее Истец), который произвел замену тормозных колодок на своем автомобиле Пежо-406 на сервисе "Ред-Алети" (далее Ответчик). Практически сразу после ремонта, выехав с территории сервиса, Истец не сумел остановить свой автомобиль на перекрестке и врезался в стоящий впереди автомобиль Хонда-Акорд. Причиной инцидента стала небрежность механиков сервиса "Ред-Алети", непрокачавших тормоза после замены тормозных колодок, как того тредует руководство по проведению подобных работ компании "Пежо", и не предупредивших Истца о подобной необходимости.

Урегулировать спор в досудебном порядке не удалось. Ответчик проигнорировал требование Истца оплатить ремонт его машины и ремонт пострадавшей в ДТП Хонды-Акорд. Юристы "Резонанса" подали иск в суд, согласно решению, которого автосервису пришлось уже оплачивать не только первоначально заявленные истцом требования (ремонт его машины (8.000р.) и ремонт пострадавшей в ДТП Хонды-Акорд (13.000р.), но также вернуть стоимоть работ по замене колодок (1.200р.), оплатить неустойку - стоимость замены колодок (1.200р.), компенсировать истцу причиненный моральный вред (5.000р.), оплатить услуги представителей "Резонанса" (10.000р.).[6]

Заключение

Правовое регулирование отношений граждан- потребителей товаров и услуг с организациями, осуществляющими деятельность в сфере торговли, бытового и иного обслуживания, регулируется не только Законом РФ «О защите прав потребителей», но и принятыми в соответствии с ним иными законодательными актами Правительства РФ, а также другими законами, содержащими нормы потребительского законодательства. Нормы потребительского право содержаться не только в различных законах, но и принадлежат к различным отраслям законодательства (к уголовной, административной и другим отраслям). Однако основное регулирование отношений с участием потребителей осуществляется Законом РФ «О защите прав потребителей».

В Законе «О защите прав потребителей» нашла свое отражение тенденция усиления законодательного регулирования отношений, направленных на охрану прав граждан.

Закон закрепил важнейшие международно-признанные права потребителей: право на надлежащее качество, право на безопасность, на информацию, на государственную и общественную защиту интересов потребителей. Кроме того, Закон установил ряд дополнительных гарантий прав. К ним можно отнести право на льготы в сфере торгового, бытового и иного обслуживания, право на обмен товара ненадлежащего качества, признание недействительными условий договора, ущемляющих права потребителей. В Законе особое внимание уделено имущественной ответственности за нарушение прав потребителей и, в особенности, возмещению убытков. При этом положения Закона опираются на принципы гражданского права. Наряду с этим Закон содержит нормы, регулирующие ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потребителей.

Вместе с индивидуальной защитой интересов потребителей в Законе предусмотрена и коллективная защита. Основное ударение сделано на специальные государственные органы по защите прав потребителей, определена их компетенция.

Закон содержит фундаментальные права потребителей, опирается на основные принципы гражданского законодательства. Он регулирует гражданско-правовые отношения между потребителями-гражданами и организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере бытового, торгового и иного обслуживания. Закон тесно взаимодействует с законодательными актами, устанавливающими требования к деятельности таких организаций, качеству товаров и т.д.

Можно сказать, что с принятием Закона «О защите прав потребителей» в РФ начало формироваться потребительское законодательство как специфическая надстройка над отраслевым законодательством (не только гражданским, но и уголовным, административным и т.д.), основной целью которого является предоставление дополнительных гарантий защиты прав потребителей при их взаимодействии с организациями на рынке товаров и услуг и возложение на последних дополнительной ответственности за нарушение этих прав.

Однако, несмотря на явные преимущества последней  редакции Закона по сравнению с предыдущими, она, тем не менее,  содержит некоторые недостатки, которые можно устранить принятием новых изменений и дополнений.

Список литературы

1.     Гражданский кодекс РФ. – М.: Юристъ, 2004.

2.     Гражданское право./Под ред. А.П. Сергеева, В.К. Толстого. – М.: Проспект, 2003.

3.     Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 17.12.1999 №212-ФЗ.

4.     Закон «О защите прав потребителей». Практический комментарий. - М.: КонфОП, 2005.

5.     Парций Я.Е. Постатейный комментарий к Закону РФ «О защите прав потребителей. – СПб.: Нева, 2004.

6.     Распопин А.Н., Смолянинов В.П. Справочник потребителя. Виды ответственности. – Новосибирск: ЮКЭА, 2005.


[1] Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 17.12.1999 №212-ФЗ.

[2] Гражданский кодекс РФ. – М.: Юристъ, 2004. – С. 12

[3] Гражданское право./Под ред. А.П. Сергеева, В.К. Толстого. – М.: Проспект, 2003. – С. 183

[4] Закон «О защите прав потребителей». Практический комментарий. - М.: КонфОП, 2005. – С. 171

[5] Парций Я.Е. Постатейный комментарий к Закону РФ «О защите прав потребителей. – СПб.: Нева, 2004. – С. 47

[6] Распопин А.Н., Смолянинов В.П. Справочник потребителя. Виды ответственности. – Новосибирск: ЮКЭА, 2005. – С. 105