Содержание

Введение.......................................................................................................... 2

1.Понятие и история возникновения туризма........................................... 4

1.1.Понятие и сфера деятельности туризма...................................................................... 4

1.2.Виды туризма...................................................................................................................... 6

1.3. История возникновения туризма................................................................................... 8

2. Туристский рынок в России: становление и регулирование............. 17

2.1.Индустрия туризма и её развитие в современных условиях..................................... 17

2.2.Особенности туристского рынка в России................................................................. 25

2.3.Юридические аспекты развития туристского рынка в России.............................. 27

Заключение.................................................................................................. 32

Список литературы..................................................................................... 34

Введение

Сервис - это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение потребностей потребителя посредством оказания индивидуальных услуг.

Объектами профессиональной деятельности специалиста по сервису являются человек и его потребности в индивидуальных услугах; способы и методы выявления и формирования этих потребностей с доведением их до устойчивого спроса в отношении различных индивидуальных услуг; методы моделирования, диагностики и разработки материальных объектов и услуг по индивидуальным заказам потребителя; технологические процессы, посредством которых выполняются индивидуальные заказы на услуги; оборудование, машины, приборы и их системы для осуществления технологических процессов сервиса

Жизнь современного человека, так или иначе, связана с услугами. Ведь к торговле услугами относятся и предоставление коммунальных  благ, и связь, и банковский бизнес, и оптовая и розничная торговля, транспортные перевозки, туризм, страхование, юридические, медицинские, образовательные услуги и т.д. От качества услуг зависит и доход государства, и прибыль фирм, комфорт, безопасность, и благосостояние потребителей.

Туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей экономики и за быстрые темпы он признан экономическим феноменом столетия.

В дни отдыха, в отпускное время, летом и зимой миллионы людей устремляются за город, на лоно природы, отправляются в многодневные туристские походы. В крови у нас эта страсть к дороге, желание увидеть новое, неизведанное. Туризм — наиболее доступная и рациональная форма активного отдыха, физической культуры и спорта. Смена обычной, повседневной обстановки дает человеку возможность встряхнуться, получить заряд бодрости и здоровья.

Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта,  активизация внешнеторгового баланса, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения.

Актуальность данной темы связана с тем, что туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным стабилизатором социально-экономического развития.

Цель работы – рассмотреть особенности развития социально-культурного сервиса и туризма в России.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

1.Рассмотреть понятие, виды и историю возникновения туризма

2. Проанализировать современный туристский рынок в России: становление,  регулирование, особенности, юридические аспекты развития.

1.Понятие и история возникновения туризма

1.1.Понятие и сфера деятельности туризма

Для того, чтобы определить понятие туризма и полнее описать сферу его деятельности, необходимо в первую очередь выделить различные группы субъектов, которые взаимодействуют в туризме.

1.  Туристы.  Это люди, которые испытывают различные психические и физические потребности, природа которых определяет направления и виды участия этих людей в туристской деятельности.

2.   Организации, предоставляющие туристам товары и услуги. Это предприниматели, которые видят в туризме возможность получать  прибыль посредством предоставления товаров и услуг с учетом спроса на туристском рынке.

3.   Местные органы власти.  Рассматривают туризм как важный фактор экономики, связанный с доходами, которые местные граждане могут получать от этого бизнеса в виде налогов, поступающих в местный бюджет.

4.   Принимающая сторона.  Местное население, воспринимающее туризм в первую очередь как фактор занятости населения. Для этой группы важным является результат взаимодействия с туристами, в том числе иностранными.[1]

Таким образом, туризм может быть определен как совокупность явлений и взаимоотношений, возникающих при взаимодействии туристов, поставщиков, местных органов власти и местного населения в процессе туристской деятельности.

Путешествия, туризм – это комплекс родственных сфер бизнеса. Наиболее близкой к туризму профессией является распространение туров, т.е. работа туристских агентств. Непосредственно привлечены к туризму авиакомпании, компании по прокату машин, железные дороги, автобусы, гостиницы и рестораны.  К сопряженным  видам бизнеса также можно отнести финансовые структуры, которые финансируют развитие сферы обслуживания и др.

Путешествия и туризм – два неразрывно связанных понятия, которые характеризуют определенный образ жизнедеятельности человека. Это отдых, активное развлечение, спорт, познание окружающего мира, торговля, лечение и множество других видов деятельности.  При этом всегда присутствует перемещение человека в иную местность или страну, континент, отличные от его обычного местонахождения или проживания.

Таким образом, путешествие – это перемещение людей во времени и пространстве, а человек, совершающий путешествие, независимо от целей, направлений, средств передвижения и временных промежутков, именуется путешественником.

В отличие от путешествия туризм – категория, испытывающая сильное влияние экономики и обладающая двойственностью внутренней природы явления, т.к. туризм – это и особый, массовый род путешествий, и деятельность по организации и осуществлению этих путешествий.

Туризм – временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны в свободное время в целях получения удовольствия и отдыха, оздоровительных, гостевых, познавательных или в профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой деятельностью в посещаемом месте.

В соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туризм – это временные выезды (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.[2]

Туризм как товар реализуется в форме услуг. Услуга туризма, как и услуга, вообще, есть действие определенной потребительской стоимости, выражающееся в полезном эффекте, который удовлетворяет ту или иную человеческую потребность. При этом услуга может быть оказаны либо вещью, т.е. при помощи товара, либо в процессе функционирования самого живого труда. Указанные два способа производства услуг обусловливают и два вида самих услуг: материальные (производственные), нематериальные (непроизводственные), не связанные с материальными продуктами, производство которых неотъемлемо от их потребления.

1.2.Виды туризма

В качестве признака, позволяющего классифицировать путешествия по видам туризма, можно использовать мотивационные факторы. При такой классификации следует исходить из основного мотива, побудившего человека от­правиться в поездку. Хотя мотивы не всегда определяются однозначно, все же можно выделить шесть видов туризма в системе его управления.

Туризм с целью отдыха. Данный вид заключается в крат­ковременном или более продолжительном отдыхе с целью физического или психологического восстановления орга­низма. Кроме того, к этой группе относится и курортный отдых, при котором для лечения или восстановления сил используются природные свойства почвы, климата и мор­ской воды.

Туризм с целью изучения культуры. Туризм, ориентиро­ванный на познание чужой культуры, подразделяется на познавательный и паломнический. Познавательный туризм охватывает собой посещение исторических, культурных или географических достопримечательностей. Туристы, путе­шествующие с познавательной целью, чаще всего интере­суются социальными и экономическими отношениями посещаемых ими стран. Целью паломнического туризма является посещение мест, имеющих особое религиозное значение.

Общественный туризм. В качестве общественного туриз­ма выступают поездки с целью посещения родственни­ков, знакомых, друзей (в международной терминологии известен как visiting friends and relatives — VFR), а также клубный туризм. Клубный туризм отличается тем, что пу­тешествующие сознательно интегрируются в группы. Объе­динение в группы происходит при наличии интересую­щей людей развлекательной или спортивной программы.

Спортивный туризм. К спортивному туризму относят­ся поездки с целью активного участия в спортивных ме­роприятиях, а также поездки, которые носят пассивный характер участия в спортивных соревнованиях.

Экономический туризм — поездки, совершаемые из профессионального и коммерческого интереса: посеще­ние бирж, выставок, ярмарок и т.д.

Конгрессовый (политический) туризм подразделяется на дипломати­ческий туризм, участие в конгрессах, а также туризм, свя­занный с политическими событиями и мероприятиями.

Всемирная туристская организация предлагает классифицировать туризм по следующим ти­пам: внутренний туризм — путешествия жителей како­го-либо региона по этому региону; въездной туризм — путешествия по какой-либо стране лиц, не являющихся ее жителями; выездной туризм — путешествия жителей какой-либо страны в другую страну. Эти основные типы туризма могут по-разному сочетаться, образуя категории туризма. Эти категории туризма могут от­носиться не только к какой-либо стране, но и к региону; термин «регион» — к какому-то району в пределах какой-либо страны, либо к группе стран. Определение «туризм в пределах страны» охватывает собой внутренний и въезд­ной туризм; «национальный туризм» — внутренний и выез­дной туризм; «международный туризм» — въездной и выезд­ной.[3]

1.3. История возникновения туризма

Туристское движение в России возникло в конце прошлого столетия. В начале XX века отдельные, разрозненные общества и клубы объединяются в Российское общество туристов (РОТ) и Русское горное общество (РГО), членами которых постепенно становятся многие тысячи любителей путешествий.

В первые годы Советской власти, годы гражданской войны и разрухи было не до туризма. Но уже и тогда при Наркомпросе создаются Бюро школьных экскурсий и Объединенное лекционно-экскурсионное бюро. В 1929 г. РОТ преобразовывается в Общество пролетарского туризма (ОПТ) РСФСР, а в 1930 г. на его базе создается Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ). Возглавил его нарком юстиции, соратник В. И. Ленина, замечательный турист и альпинист Н. В. Крыленко. Благодаря большой организационной и агитационной работе, проделанной этим обществом, уже к 1932 г. его членами стали сотни тысяч человек, работали 92 туристские базы всесоюзного значения. Созданная в эти же годы Центральная детская экскурсионно-туристская станция (ЦДЭТС) стала активно развивать туризм среди школьников.[4]

Придавая большое значение развитию туризма и экскурсий, а также с целью укрепления материальной базы и структурной организованности ЦИК СССР в 1936 г. принял решение о передаче туризма профсоюзам. В ВЦСПС создали туристско-экскурсионное управление (ТЭУ), которое призвано было заниматься организацией массового туризма, местных и дальних путешествий и экскурсий. Спортивный (самодеятельный) туризм вошел в систему добровольных спортивных обществ. Во Всесоюзном комитете физической культуры и спорта при СНК СССР была создана Всесоюзная секция туризма. Начали создаваться секции туризма в ДСО и коллективах физкультуры крупных предприятий и учебных заведений. Был разработан статус значка «Турист СССР» (номерной, с .удостоверением), введены инструкторские звания по туризму.

Все это способствовало массовому развитию туризма.

В предвоенный год в самодеятельных походах "выходного" дня и дальних участвовало почти 3 млн. человек, на туристских базах было обслужено более 200 тыс. туристов.

Война прервала деятельность туристских организаций. Понадобилось 10 лет для достижения довоенного уровня. В 1949 г. была произведена классификация спортивного туризма, введены спортивные разряды и звание «Мастер спорта СССР» по туризму.[5]

1962 год

В 1962 г. спортивный туризм был полностью передан советам профсоюзов. Центральным органом управления и развития туризма стал образованный при ВЦСПС Центральный совет по туризму (впоследствии — по туризму и экскурсиям). Такие советы вскоре были созданы во всех республиках, краях, областях и ряде городов. Наряду с туристско-экскурсионным обслуживанием населения? а им были поручены организация и развитие самодеятельного туризма в стране. При советах начали работать секции по видам туризма и комиссии по разделам работы.

1972 год

В 1972 г. в системе Центрального совета по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ) была создана туристская контрольно-спасательная служба. Ее подразделения — службы (КСС) и отряды (КСО) — есть практически во всех туристских районах со сложным рельефом. Служба при- Д звана проводить профилактическую работу по предупреждению несчастных случаев, осуществлять контроль за прохождением маршрутов как плановыми, так и самодеятельными туристскими группами, а также оказывать им, в случае необходимости, квалифицированную помощь, организовывать поисково-спасательные работы.

1976 год

В 1976 г. Секретариат ВЦСПС принял постановление о. создании единого общественного туристского органа — Федерации туризма ЦСТЭ и об образовании соответствующих органов на местах. С конца 1985 г, федерация стала называться Всесоюзной, а федерации на местах — республиканскими, краевыми и областными. Советы федераций л их президиумы выбираются самими туристами.

Их деятельность строится на принципах широкой демократии и гласности. Основными задачами и направлениями работы федераций являются: объединение усилий всех общественных комиссий и секций для дальнейшего развития и совершенствования массового самодеятельного туристского движения, его планирование, активизация развития туризма в ДФСО, создание новых и укрепление имеющихся туристских секций коллективов физкультуры, обеспечение пропорционального развития видов туризма, пропаганда туризма, координация работы советов по туризму и экскурсиям и ДФСО.[6]

В систему управления спортивным туризмом в СССР входят также советы ДФСО, при которых должны образовываться секции туризма. Свою деятельность они призваны осуществлять в тесном контакте с федерациями туризма и советами по туризму и экскурсиям. Органы управления спортивным туризмом имеются в системе народного образования (ЦДЭТС и станции юных туристов) и в системе Министерства обороны СССР (Управление и отделы по туризму и экскурсиям в военных округах).

Непосредственной организацией и проведением туристских походов занимаются туристские клубы советов по туризму и экскурсиям, коллективы физкультуры предприятий, организации, учреждений, колхозов, совхозов, и учебных заведений, станции юных туристов, общеобразовательные школы, Дворцы и Дома пионеров, туристские базы. В системе советов по туризму и экскурсиям во всех республиках, краях и областях создано 950 городских я районных туристских клубов, которые имеют свои помещения, прокат снаряжения, библиотеки, штатных работников и объединяют квалифицированный туристский общественный актив. Туристские секции и клубы туристов созданы и работают в 90 тыс. коллективах физкультуры. Занимаются в них 8 млн. человек.[7]

Этими организациями разработано более 20 тыс. туристских маршрутов по родному краю. По этим маршрутам ежегодно совершают походы, в основном выходного дня, свыше 20 млн. туристов. За последние годы на различных семинарах и в школах без отрыва от производства подготовлено более 700 тыс. инструкторов туризма, руководителей походов, судей туристских соревнований и других категорий общественного туристского актива.

Но если говорить о спортивном туризме, то показатели намного ниже. По данным государственной статистической отчетности и сведениям, поступающим от маршрутно-квалификационных комиссий, в зарегистрированных спортивных походах I—VI категорий сложности ежегодно участвуют не более 200 тыс. туристов (не многим более 20 тыс. туристских групп). С учетом того, что не все группы оформляют или могут оформить маршрутные документы на свои походы и что не все туристы-спортсмены ходят в походы каждый год, можно утверждать: регулярно занимающихся спортивным туризмом 400—500 тыс. человек.

Из наиболее опытного актива при федерациях, в туристских клубах и крупных туристских секциях коллективов физкультуры создаются комиссии по видам туризма и разделам работы. Их число и необходимость определяются в зависимости от уровня развития того или иного вида туризма, направлений работы.

Видовые комиссии способствуют развитию своего вида туризма, оказывают практическую помощь нижестоящим комиссиям, туристским секциям, ДФСО, осуществляют подготовку и повышение квалификации общественных туристских кадров, организуют и проводят слеты и соревнования, занимаются вопросами повышения безопасности, разработкой новых образцов туристского снаряжения и способствуют их внедрению.

Среди межвидовых комиссий наиболее важными являются: маршрутно-квалификационные, но общественным туристским кадрам, по слетам и соревнованиям, организационно-массовые. Могут быть и комиссии по пропаганде и агитации, охране природы, школьного и юношеского туризма, походов выходного дня и сдачи туристских нормативов комплекса ГТО, походов по местам революционной, боевой и трудовой славы Коммунистической партии и советского народа и др.

Комиссии по общественным туристским кадрам и по слетам и соревнованиям не должны подменять и дублировать практическую деятельность видовых комиссий по этим направлениям работы. Их задачами являются координирование этой деятельности, ее планирование, помощь в подборе инструкторских и судейских кадров и их учет, рассмотрение представлений на присвоение инструкторских и судейских званий, выработка единого направления в деле подготовки кадров и проведения соревнований. Эти комиссии должны оказывать практическую помощь туристским секциям ДФСО и коллективов физкультуры в организации. школ и семинаров по подготовке инструкторов и руководителей походов, в проведении слетов и соревнований.[8]

Значение туристских маршрутно-квалификационных комиссии (МКК) в структуре самодеятельного туризма.. трудно переоценить. Как говорят сами туристы, поход' начинается и заканчивается в МКК. Здесь туристской группе окажут квалифицированную помощь в выборе и разработке маршрута, подборе снаряжения, продуктов питания и медикаментов, организации и проведении похода, помогут схемами и описаниями наиболее сложных участков маршрута. В МКК оформят маршрутные документы, а потом рассмотрят отчет о совершенном походе и выдадут справки о его зачете, оформят спортивный разряд по туризму. В этих общественных комиссиях работают опытные и авторитетные специалисты по всем видам туризма, руководители многих походов высоких категорий сложности, мастера спорта. МКК совершенствуют правила проведения походов, нормативы спортивных разрядов, классификацию туристских маршрутов. Они разрабатывают положения и методику проведения чемпионатов по туризму, образуют судейские коллегии для подведения их итогов. Им принадлежит основная работа по профилактике несчастных случаев в туризме, они определяют, готова ли группа к прохождению запланированного маршрута.

Практически МКК может быть создана в любом коллективе физкультуры, где имеется туристская секция. Но целесообразность ее создания не всегда оправдана. Если групп, ежегодно отправляющихся в походы, немного, а в городе (районе) действует МКК, создавать комиссию в своем коллективе нецелесообразно.

МКК федераций туризма являются вышестоящими на территории республики, края, области. Они осуществляют контроль и помощь в деятельности МКК -туристских клубов, советов ДФСО и коллективов физкультуры. Высшим туристским маршрутно-квалификационным органом является МКК Всесоюзной федерации туризма. При других организациях всесоюзного масштаба (а также республиканского — в республиках, имеющих областное деление) МКК не создаются.

Полномочия МКК при рассмотрении походов той или иной категории сложности, оформлении разрядов по туризму в зависимости от опыта ее членов определяют вышестоящие МКК. Безусловно, не все, даже областные и республиканские МКК могут рассматривать заявочные документы на походы любой категории сложности по всем видам туризма для туристских групп своей территории. Поэтому ряд областных в РСФСР и Украинской ССР и республиканских МКК получил статус зональных. Этим МКК поручено обслуживать туристские группы соседних областей и республик.

Наиболее широкими полномочиями по большинству видов туризма обладают МКК Российской, Литовской, Казахской, Эстонской, Украинской, Латвийской, Белорусской республиканских, Московской и Киевской городских, Ленинградской, Харьковской, Свердловской, Пермской, Московской, Ростовской, Новосибирской, Томской, Куйбышевской, Башкирской областных, Красноярской и Алтайской краевых федераций туризма.

Документы на походы до V категории сложности включительно могут сейчас рассматривать: по пешеходному туризму—33, по водному—33, по горному—31, по лыжному — 19, по автомото — 15, по велосипедному — 11, по спелео — 4 МКК.

Заключения по походам VI категории сложности, помимо МКК Всесоюзной федерации туризма, дают МКК Российской, Украинской республиканских, Ленинградской областной и Московской городской федераций туризма.[9]

В стране насчитывается около 900 маршрутно-квалификационных комиссий, в работе которых участвует почти 15 тыс. человек. Ответственными секретарями МКК республиканских, краевых и областных федераций туризма, а также большинства туристских клубов .являются штатные работники. Все МКК имеют свой штамп установленного образца, в котором обозначены принадлежность МКК, шифр и полномочия по каждому виду туризма.

На развитие самодеятельного туризма советы профсоюзов выделяют советам по туризму и экскурсиям значительные средства. В 1986 г. сумма этих средств составила около 9 млн. рублей. Советы по туризму и экскурсиям расходуют их на работу и содержание туристских клубов и КСС, на массовые туристские мероприятия (слеты, соревнования и др.), подготовку туристских кадров, пропаганду туризма, проведение совещаний, обеспечение безопасности путешествий. Расходование этих средств регламентируется специальными нормативными документами. Так, ассигнования на слеты, соревнования, чемпионаты определены Положением о порядке проведения спортивных мероприятий профсоюзов и материального обеспечения их участников и судей, утвержденным постанов--пением Секретариата ВЦСПС от 2 сентября 1983 г. В этом документе установлены нормы расходов на оплату проезда, суточных в пути, работу судей, питание и размещение в дни проведения мероприятий.[10]

Нормы расходов на проведение учебно-тренировочных походов по подготовке общественных туристских кадров .устанавливаются на основании письма ЦСТЭ от 24 января 1974 г., а командирование участников к месту их про-. ведения осуществляется на общих основаниях.

Финансирование туристских экспедиций, проводимых ежегодно советами по туризму и экскурсиям, производится в соответствии с Инструкцией, утвержденной постановлением президиума ЦСТЭ от 19 ноября 1974 г., и постановлением бюро ЦСТЭ «Об ассигнованиях на питание участников походов по подготовке общественных туристских кадров и участников экспедиций при разработке новых туристских маршрутов» от 19 июля 1974 г.

Активно участвуют в финансировании туристской работы физкультурно-спортивные организации. Они проводят массовые туристские мероприятия, готовят общественные туристские кадры. Профсоюзные комитеты выделяют коллективам физкультуры средства на развитие самодеятельного туризма из отчислений предприятий на культурно-массовые и спортивные мероприятия.

Самодеятельные туристские походы проводятся в свободное от работы и учебы время, во время отпусков и в основном за счет средств самих туристов.[11]

2. Туристский рынок в России: становление и регулирование

2.1.Индустрия туризма и её развитие в современных условиях

В настоящее время индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся форм международной торговли услугами. В последние 20 лет среднегодовые темпы роста числа прибытий иностранных туристов в мире составили 5, 1%, валютных поступлений - 14%. Согласно данным всемирной туристической организации, в 1995 году в мире было зарегистрировано 576 миллионов прибытий туристов, поступления от международного туризма достигло 372 миллиарда долларов (без учёта поступлений от международного транспорта). В целом объёмы валютных поступлений от туризма за период с 1950 по 1995 год выросли в 144 раза[12].

По прогнозам экспертов, бурное развитие международного туризма будет продолжаться и далее. По разным подсчётам, к 2000 году эта отрасль станет ведущей экспортной отраслью в мире. Ожидается, что при сохранении сложившихся темпов роста число международных путешествий к 2005 году достигнет 900 млн. человек, а к 2010 году увеличится и составит порядка 937 млн. человек. [13]

По мнению различных аналитиков, в основе развития международного туризма лежат следующие факторы:

Экономический рост и социальный прогресс привели к расширению объёма деловых поездок и поездок с познавательными целями.

Совершенствования всех видов транспорта удешевило поездки.

Увеличение числа наёмных рабочих и служащих в развитых странах и повышение их материального и культурного уровня.

Интенсификация труда и получение трудящимися более продолжительных отпусков.

Развитие межгосударственных связей и культурных обменов между странами привело к расширению межличностных связей между и внутри регионов.

Развитие сферы услуг стимулировало развитие сферы перевозок и технологический прогресс в области телекоммуникаций.

Ослабление ограничений на вывоз валюты во многих странах и упрощение пограничных формальностей.

Под туристической индустрией понимается совокупность производственных, транспортных и торговых предприятий, производящих и реализующих туристические услуги и товары туристического спроса.

С развитием массового организованного туризма и переходом его на новую основу, опирающуюся на развитую туристическую индустрию и современные средства транспорта, произошли некоторые изменения в формах организации международного туризма.

Во-первых, существенно возросло число розничных фирм, предлагающие туристические услуги турагентов и лишённых зачастую юридической и хозяйственной независимости.

Во-вторых, изменился характер деятельности туристических оптовых фирм, которые превратились в туроператоров, предлагающих полный комплекс услуг в виде инклюзив - туров.

В-третьих, появились крупные корпорации, основанные на капитале транспортных, торговых, страховых компаний и банков, осуществляющие операции по представлению туристических услуг клиентам.

Все вышеназванные категории фирм отличаются друг от друга по функциям и характеру деятельности.

Туристические агентства — это розничные фирмы, выполняющие роль посредников между туроператорскими фирмами и обслуживающими предприятиями, с одной стороны, и клиентами-туристами, с другой. Турагенства либо организуют туры, предлагаемыми туроператорскими фирмами, либо занимаются предоставлением отдельных видов услуг индивидуальным туристам или группам лиц, устанавливая непосредственные связи с транспортными организациями, гостиничными корпорациями, экскурсионными бюро. Продажа туров осуществляется по ценам, устанавливаемым туроператорами и указанным в их проспектах. За реализацию инклюзив-туров турагенства получают определённое комиссионное вознаграждение от туроператоров. [14]

Реализация отдельных видов услуг осуществляется по ценам, устанавливаемым их производителями, а за оказание разрозненных услуг турагенства могут устанавливать определённые наценки к розничным ценам производителя. Большинство турагенств находится в сфере влияния крупных туристических оптовых фирм, авиационных компаний, гостиничных корпораций и торговых фирм.

Туроператорские фирмы — это прежде всего оптовые фирмы, выступающие посредниками между предприятиями туристической индустрии и турагенствами. Они реализуют туры от своего имени через турагенства либо непосредственно клиентам. В процессе организации поездок туроператоры устанавливают связи с предприятиями размещения, питания, транспорта, культурно- просветительскими учреждениями и экскурсионными бюро. Часто туроператоры арендуют на основе долгосрочных контрактов гостиницы и другие средства размещения, самолёты, автобусы, обеспечивая их максимальную загрузку и получая значительные скидки.

Туроператорские фирмы в зависимости от используемого вида транспорта подразделяются на специализирующиеся на организации туров с использованием специально оборудованных самолётов; автобусных экскурсий; железнодорожных экскурсий; морских круизов и путешествий в какую-либо одну страну или специализированных туров.

Туристические корпорации — это крупные предприятия, которые путём участия объединяют широкий круг фирм, представляющих различные виды туристических услуг. Они в значительной степени монополизировали рынок и превратились в мощные межотраслевые производственно-хозяйственные комплексы, включающие предприятия самых различных отраслей промышленности, обслуживающих туристический бизнес, транспортные банковские, страховые и другие компании и реализующие туры через широкую сеть туроператоров и турагенства в разных странах.

Оснащение самыми современными автоматизированными системами управления и связи позволяет им оперативно изучать и удовлетворять потребности и интересы туристов. Наибольшего развития подобные крупные компании достигли в развитых капиталистических странах. Во Франции, например, на долю 13 крупнейших туристических корпораций приходится 50% реализуемых туров, в германии 3 крупнейшие туристические корпорации “TUI”, “Nekkerman” и “ITS” сосредоточили в своих руках 70% рынка. [15]

Помимо крупных корпораций, в настоящие время получили широкое развитие гостиничные комплексы, которые предоставляют туристам услуги не только по их размещению, но и широкий комплекс других услуг, например, питание в ресторане при отеле, предоставление залов для проведения совещаний, приобретение билетов на транспорт, вызов такси, экскурсионное обслуживание, организация развлечений, торговля сувенирами и прочими товарами.

Крупнейшие гостиничные комплексы объединяются через автоматизированные системы управления и распределения гостиничного фонда в так называемые “цепи”, что позволяет быстро и точно учитывать каждую индивидуальную сделку и с минимальными затратами времени производить резервирование мест в гостиницах, на транспорте без задержки выдавать всю расчётную документацию и осуществлять платежи. Всего в мире насчитывается около ста таких гостиничных “цепей” с общим числом номеров 1, 6 млн. Ведущие из них - “Holiday Inn”, “Sharaton”, “Hilton”[16].

Важной особенностью современного этапа развития международного туризма и изменения его организационных форм является проникновение в туристический бизнес транспортных, торговых, банковских, промышленных, страховых компаний. Транспортные компании предоставляют как отдельные виды услуг, так и самостоятельные разработанные туры на основе гостиничной базы. Такие фирмы организуют обслуживание на основе деловых отношений с гостиничными и другими предприятиями на обычных условиях туроператора. Торговые фирмы стали активно заниматься реализацией туристических услуг примерно с начала 70-х годов. Это относится, в основном, к крупным розничным концернам и к торгово-посылочным фирмам.[17]

Первоначально универсальные магазины, стремясь улучшить обслуживание клиентуры, сдавали в аренду свои помещения для деятельности турагенств. В дальнейшем, по мере спроса, они перешли к практике организации в своём составе формально не зависимых туристических фирм с ограниченной ответственностью, которые затем стали их дочерними фирмами.

В целях быстрого и прочного завоевания рынка эти компании начали калькулировать цены на туры с расчётом лишь на минимальную прибыль, что было возможно благодаря громадному капиталу торговых фирм. Промышленные фирмы, представляющие в первую очередь отрасли, обслуживающие туристический бизнес, на основе системы участия стали приобретать и включать в свою структуру туристические фирмы. Заметно усилилось проникновение банков и страховых компаний в сферу международного туризма путём приобретения всего или части контрольного пакета акций. Обладая разветвлённой сетью филиалов и обширным штатом страховых агентов, банки и страховые компании стали успешно осуществлять эти операции, получая дополнительную прибыль за счёт экономии на комиссии, выплачиваемой турагенту. Туры, предлагаемые банками, как правило, дешевле, чем у турагентов. Кроме того, банки и страховые компании имеют собственные автоматизированные системы учёта и управления, в памяти которых заложены все основные данные о вкладчиках и застрахованных лицах. Это позволяет им осуществлять целенаправленную рассылку рекламы и информации, предлагая клиенту такие туры, которые могут соответствовать его интересам и средствам.

Дисконтные карточки, выпускаемые банками, в отличие от кредитных и дебетовых пластиковых, являющихся платёжным средством, не предназначены для оплаты, но дают своим владельцам права на самые разнообразные скидки. В мире существует несколько глобальных систем дисконтных карточек. Лидирующее положение занимают “ETN”, “IAPA”, “COUNTDOWN”[18].

В условиях, когда конкуренция в туристском бизнесе и индустрии отдыха и развлечений очень высока, владельцы отелей принимают участие в дисконтных программах, так как бесплатная информация о скидках, которая даётся в каталогах для владельцев карточек, привлекает потенциальных клиентов. Банковские структуры также заинтересованы в распространении карточек. Они выдают их как дополнение к эмитируемым кредитным карточкам бесплатно или гораздо дешевле розничной цены, тем самум расширяя спектр услуг для своих клиентов.

Кроме распространения дисконтных карточек, банки реализуют дорожные чеки. Система дорожных чеков схожа с системой аккредитивов, но, в отличие от последних, можно не только обменивать в банке на деньги, но ими можно расплачиваться в магазинах, которые их принимают.

Дорожные чеки позволяют обезопасить деньги от кражи, так как платёжный документ становится действительным только после сличения подписи владельца с подписью на корешке книжки. В отличие от пластиковых карточек, для приобретения чека не обязательно иметь счёт в банке.

Дорожный чек ещё называют туристским чеком, под которым понимается платёжный документ, денежное обязательство выплатить обозначенную в нём сумму валюты его владельцу.

В Европе с 1968 года широкую популярность приобрёл еврочек — чек в евровалюте, который выписывается банком без предварительного взноса клиентом наличных денег в счёт банковского кредита сроком до месяца. Чек оплачивается в любой стране-участнице соглашения “Еврочек”, к которым относятся страны ЕС. [19]

На мировом рынке сравнительно недавно появился новый вид размещения — тайм-шер. Это не продажа стандартной недвижимости и не размещение в гостинице, а среднее между ними — собственность, ограниченная по пользованию во времени. За единицу времени принимается одна неделя.

Сегодня тайм-шер-индустрия состоит из двух частей:

— продажа клубов или апартаментов, разделённых на недели;

— обмен этих недель через единый центр по обмену, называемый клубом для отдыха, где собственники могут обменяться своими неделями.

В мире насчитывается пять обменных организаций, среди которых лидируют “RCI”и “II” (Interval International).

Индустрия тайм-шера неуклонно развивается с начала семидесятых годов. С 1989 года мировое число курортов, работающих по системе тайм-шер, возросло на 600%, годовой объём продаж недель увеличился на 300%. К 1994 году в мире было продано тайм-шеров на четыре миллиарда долларов[20].

С ростом популярности тайм-шеров менялась и сама индустрия. Если в годы формирования она привлекала в основном мелких предпринимателей, то сейчас ею занимаются такие корпорации как “Хилтон”, “Марриот”, “Дисней”, “Шэратон”, “Баррат”, “Вамли”.

Сегодня тайм-шер является одной из наиболее быстро развивающихся отраслей индустрии отдыха. Он считается самой современной технологией в области между туризмом и недвижимостью.

Курорты тайм-шер есть в 75 странах. Европа занимает второе место по развитию тайм-шера после США. Многие принимающие страны рассматривают тайм-шер как существенный элемент всей системы организации отдыха. В большинстве регионов он расширяет сезон каникул, способствует продолжительному экономическому росту, улучшает перспективы для инвестиций, повышает занятость.

Как и любая другая сфера хозяйственной деятельности, индустрия туризма является весьма сложной системой, степень развития которой зависит от степени развития экономики страны в целом.

На промышленно развитые страны приходится свыше 60% всех прибытий иностранных туристов и 70-75% совершаемых в мире поездок. При этом на долю ЕС приходится около 40% прибытий туристов и валютных поступлений

2.2.Особенности туристского рынка в России

В России туристский рынок развивается с преимущественной ориентацией на выезд. Подавляющее большинство действующих у нас тур фирм предпочитают заниматься направлением своих соотечественников за рубеж, и лишь небольшая их часть работает на привлечение гостей в РФ - т.е. все делается для "уплыва" капиталов от турбизнеса за рубеж. Можно привести такие цифры: если в 1988 году за границу СССР выезжало 4,3 млн. чел. (из них по линии туристских организаций около 1 млн.), а въезд иностранных граждан составил более 6 млн. чел. (из них 2,5 млн. туристов), то в 1995 году цифры кардинально изменились - из России выехало 8,4 млн. чел (2,6 млн. по линии тур фирм), а въезд иностранных граждан составил 5,3 млн. (из них 1,8 млн. туристов). Кроме этой невеселой для казны государства статистики можно добавить еще один неприятный момент: за последние три года в РФ осели не менее миллиона иностранных граждан из стран Юго-Восточной Азии, что существенно осложняет криминогенную ситуацию в нашей стране[21].

По ставшей уже своего рода традицией "первопроходцами" в новые для нашего рынка страны являются, прежде всего, "новые русские" и "челноки". Шоп-туры предлагают не только любые виды товаров, но и целевые поездки: за автомашинами - в Германию, Швецию, Финляндию и Голландию, за шубами - в Грецию, за мебелью - в Польшу и ОАЭ, за стеклом и люстрами - в Чехию, за обувью и трикотажем - в Италию, Португалию и Сирию, за летним текстилем - в Индонезию.

Заметна тенденции возврата на наш туристский рынок стран, занимавших ведущее положение в бывшем СССР - Болгарии, Венгрии, Чехии и Польши.

Значительную часть (более 30 %) тур фирм России составляют такие, где присутствует в той или иной форме иностранный капитал. В ряде случаев это отнюдь не добавляет фирмам надежности, так как иногда иностранные фирмы образованы случайными людьми. Разумеется, речь в данном случае не идет о представительствах крупных международных фирм, которые уже не первый год успешно работают на российском туристскою рынке.

Еще одна характерная тенденция для российского тур-бизнеса - обострение конкурентной борьбы между турфирмами, так как число последних превышает спрос на туруслуги. Появление новых фирм, их успешная деятельность возможны в том случае, если они приходят на рынок с явно новым продуктом. Однако в большинстве случаев новые тур фирмы ищут доходы в уже освоенных сегментах рынка, что повышает опасность проявления новичками полной несостоятельности и обман клиентов (вплоть до исчезновения с деньгами клиентов без предоставления тур услуг вообще).

Что касается регионального туризма, то здесь самая грустная картина: количество организованных туристов по сравнению с 1988 годом уменьшилось в 12 (!) раз; наиболее посещаемой остается узкая полоска сочинского побережья; речные круизы стали полностью нерентабельными и близки к исчезновению; о пешем туризме уже почти не вспоминают. И так далее. Перспектива у регионального туризма в России может появиться только в том случае, когда на него наконец обратят внимание местные органы власти.

Групповой туризм российских граждан по целям путешествий распределяется следующим образом[22]:

Отдых и экскурсии

60,1%

Бизнес

13,8%

Лечение

11,0%

Учёба

9,0%

"Шопинг"

6,1%

2.3.Юридические аспекты развития туристского рынка в России

К сожалению, сфера туризма и по сей день остается одним из "белых пятен" на правовом поле России. По сути дела только Закон РФ от 9 января 1996 года №2 Ф3 "О защите прав потребителей" и Положение о лицензировании международной туристской деятельности (утвержденное постановлением Правительства РФ от 12декабря1995 года № 1222) напрямую (помимо конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, кодекса законов "О труде" РФ и Таможенного кодекса РФ) относятся к правовому регулированию туристской деятельности. При этом надо отметить следующие моменты.

3акон "О защите прав потребителей" обеспечивает защиту прав клиентов тур фирм и фактически обозначает обязанности последних при выполнении туристских услуг.

Положение о лицензировании международной туристской деятельности закладывает основы системы лицензирования рассматриваемой области и разрешает введение конкретных количественных и качественных ограничений, а также собственно выдачу лицензий по туризму местным органам власти и управления - что, в общем-то, является достаточно спорным моментом.[23]

До недавнего времени в России не было ни закона о туризме, ни правил туристского обслуживания, ни типовых договоров, определяющих ответственность тур фирмы перед клиентом, ни даже пригодной для между народного туризма типовой путевки. Правда, в послед нее время лед тронулся: Закон о туризме прошел первое чтение в Государственной Думе РФ, а Министерство финансов России 10 апреля 1996 года утвердило типовую туристскую путевку.

Далее, хотя механизма сертификации тур услуг на Западе нет, прежде чем получить лицензию на туристскую деятельность, фирма там должна доказать, что она в состоянии нормально работать: что она имеет необходимый стартовый капитал, что у неё есть страховые вклады и банковские гарантии; в ряде стран от предпринимателя в области туризма требуют отдельный баланс по туруслугам (ежегодный) и данные независимой аудиторской проверки.

Практически во всем мире тур фирмы не имеют права заниматься ничем, кроме туризма. И, безусловно, требования и персоналу турагенства несравнимо выше, чем в России - почти повсеместно введена аттестация персонала тур фирм на государственном и/или муниципальном уровне с выдачей соответствующих сертификатов.

Международное методическое и организационное обеспечение туристской деятельности напрямую связано с деятельностью Всемирной туристской организации (ВТО), созданной по инициативе ЮНЕСКО в 1975 году. Сфера интересов ВТО предполагает не только выдачу методических рекомендаций по организации туризма в стране и отдельных ее регионах, по отдельным вопросам подготовки и проведения международных туров, но и обучение и сертификацию специалистов по туризму, обмен опытом в рассматриваемой области, в том числе на межгосударственном уровне (яркий пример - Межпарламентская конференция по туризму в Гааге в 1989 году). [24]

Вообще практика показывает, что сфера туризма, особенно его международных составляющих, без участия государства развиваться не может. После ликвидации в 1989 году Госкомтуриста СССР в нашей стране в течение трех лет не было ведомства, ответственного за развитие сферы туризма. С учетом рекомендаций ВТО и итоговых документов Гаагской Межпарламентской конференции, а также той нерадостной ситуации, которая стала складываться как во внутреннем, так и в международном туризме России, в марте 1992 года было образовано Министерство культуры и туризма РФ, которое менее чем через год было разделено на два самостоятельных ведомства: Министерство культуры и Комитет по туризму. Дальнейшая реорганизация аппарата правительства России привела к тому, что было образовано совмещенное ведомство - Комитет по делам молодежи, физической культуре и туризму, затем - Комитет физкультуры и туризма. С 9 августа 1994 года стал функционировать Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму в его нынешнем виде и составе (ГКФТ РФ). Частые реорганизации национальной туристской администрации в 1991 - 1994 годах, естественно, не способствовали развитию туризма в России, но тем не менее была проделана соответствующая работа по вхождению российского туризма в рыночные условия.

Сегодня ГКФТ России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление и межотраслевую координацию в сфере туризма, в том числе:

*               методическое обеспечение туристской деятельности в РФ (ГКФТ РФ разработал законопроект "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации, Положение о лицензировании международной туристской деятельности в РФ, типовой договор тур услуг, типовую туристскую путевку и т.д.);

*               организация и руководство системой лицензирования тур фирм;

*               обучение и повышение квалификации в сфере туризма;

*               международные связи в рассматриваемой области.[25]

На региональном уровне лицензирование, руководство и координацию деятельности тур фирм (турагенств) осуществляют обычно отделы культуры в составе администрации региона и/или специально созданные местной исполнительной властью муниципальные организации.

В условиях перехода к рыночной экономике и, с учетом специфики туристской деятельности, наиболее эффективной системой организации и оплаты труда в туризме следует признать контрактную систему. Правовые основы такой системы заложены в КЗОТ РФ (статьи 15-40). Именно трудовой договор (контракт) может в определенной степени упорядочить трудовые отношения между руководителем тур фирмы и штатным (наемным) работником, четко определить функциональные обязанности сотрудников и, особенно, во взаимоотношениях с клиентами туристского агентства. Наиболее распространенной (и вполне оправданной) формой трудового договора в турфирме является срочный трудовой контракт, который заключается на срок от 6 месяцев до года (с работниками структурных подразделений и вспомогательным персоналом тур фирмы) и от одного до 3 лет (с управленческим составом фирмы).

При этом следует подчеркнуть следующие особенности трудовых контрактов в туристской деятельности:

резко возрастает значение испытания при приеме на работу и испытательного срока (в связи с отсутствием достаточно квалифицированных кадров в сфере туризма в настоящее время);

в соответствии со статьей 80 КВОТ РФ тур фирма самостоятельно устанавливает режимы рабочего времени, формы и системы оплаты труда сотрудников;

вместе с тем, необходимо очень дифференцированно подходить к выбору режимов рабочего времени для различных категорий работников тур фирмы (наиболее часто используются суммарный учет рабочего времени, скользящий график, гибкие формы занятости) и внедрять наиболее эффективные в условиях туристской деятельности системы оплаты труда (к таковым относятся комиссионная форма, а также различные варианты бестарифных систем оплаты труда);

целесообразно усилить ответственность сотрудников тур фирмы за нарушение коммерческой тайны организации и различные виды нарушений Положения о лицензировании международной туристской деятельности (с введением соответствующей системы штрафов и компенсаций в трудовые контракты работников фирмы).

Заключение

Туризм – один из немногих устойчиво развивающихся видов отечественного бизнеса. В туристской индустрии с 1991 по 1996 год создано и сохранено около 600 тыс. рабочих мест. В ближайшие 10 лет  туризм останется крупнейшим источником создания новых рабочих мест в европейских странах.

Кроме того, велико значение туризма как источника валютных поступлений, расширения международных контактов.

С экономической точки зрения привлекательность туризма, как составной части услуг – более быстрый  окупаемости вложенных средств и получение доходов в СКВ. На долю туризма приходится около 6 % мирового ВНП, 7 % суммарных капитальных вложений, 11 % мировых потребительских расходов и 5 % всех налоговых поступлений. В 1995 году каждое 16 –е рабочее место в мире приходилось на туризм.

Значение туризма, как стимулятора развития других отраслей хозяйства: строительство, торговли. Сельского хозяйства, производство товаров народного потребления, связи и т.д. постоянно растет.

В туристской индустрии динамика роста объемов предоставляемых услуг приводит к увеличению числа рабочих мест не много быстрее, чем в других отраслях. Временной промежуток между ростом спроса на туристские услуги и появлением новых рабочих мест в туристском бизнесе минимальны..

Данный бизнес привлекает предпринимателей по многим причинам: небольшие стартовые инвестиции, растущих спрос на туристские услуги, высокий уровень рентабельности.

В ряде зарубежных стран туризм является одной из самых приоритетных отраслей, вклад ВНП которых составляет 15 – 35 %.

Несмотря на продолжающийся туристский бум в России, влияние туризма на экономику страны пока незначительно. Оно адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли и сдерживаемости в основном отсутствием реальных инвестиций, низким уровнем частичного сервиса, недостаточным количеством гостиничных мест, дефицитом квалифицированных кадров.

По самым оптимистическим подсчетам в российской индустрии туризма занят лишь 1 работник из 300, что в 30раз меньше аналогичного мирового показателя.

Неразвитость туристской инфраструктуры, невысокая качество сервиса, высокий уровень преступности в стране привели к тому, что в настоящее время на Россию приходится менее 1 % мирового туристского потока.

Список литературы

1.     Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (с изменениями от 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.)

2.     Бургонова Г.Н., Коморджанова Н.А. Гостинничный и туристский бизнес. Учеб. пособ. - М.: Финансы и статистика, 1999. - 352с.

3.     Власова И. Б., Зорин И. В., Ильина Е. Н. Основы туристской деятельности. — М.: Российский международный институт туризма, 1996.

4.     Герасимова А. Особенности осуществления бухгалтерского учёта в международном туризме. // Экономика и жизнь. 1996 №14.

5.     Гуляев В. Г. Организация туристской деятельности. — М.: Нолидж, 1996.

6.     Гуляев В.Г. Новые информационные технологии в туризме. М.: «Издательство ПРИОР», 2001. - 144с.

7.     Дмитревский Ю. Д. Страноведение и география международного туризма. — СПб.: Изд-во СП6УЭФ, 1997.

8.     Добрецов А. Экспорт услуг и международный туризм. // Экономика и жизнь. 2003. №42.

9.     Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности. Учеб. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 256с.

10.            Кабушкин Н.И., Бондаренко Г.А. Менеджмент гостиниц и ресторанов: Учеб. пособ. - Мн.: ООО «Новое знание», 2000. - 216с.

11.            Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 320с.

12.            Квартальное В. А. Туризм, экскурсии, обмены: Современная практика. — М.: Наука, 2001.

13.            Легорнев С. Ф. Туризм в экономике открытого типа. // Вестник московского Университета 2001 №2.

14.            Попчиковский В.Ю. Организация и проведение туристических походов. - М.: Профиздат, 1987. - 224с.

15.            Туристская декларация: Всемирная конференция министров по туризму (4 ноября 2002 г.) //Туринфо. № 16. 2002.

16.            Туристские услуги//Спрос. №3. 2003.

17.            Уваров В. Д., Борисов К. Г. Международные туристские организации. - М.: Междунар. отношения, 2001.

18.            Чеботарь Ю.М. Туристский бизнес. - М.: Мир деловой книги, 1997.


[1] Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (с изменениями от 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.)

[2] Квартальное В. А. Туризм, экскурсии, обмены: Современная практика. — М.: Наука, 2001.

[3] Уваров В. Д., Борисов К. Г. Международные туристские организации. - М.: Междунар. отношения, 2001

[4] Власова И. Б., Зорин И. В., Ильина Е. Н. Основы туристской деятельности. — М.: Российский международный институт туризма, 1996

[5] Попчиковский В.Ю. Организация и проведение туристических походов. - М.: Профиздат, 1987. - 17с.

[6] Власова И. Б., Зорин И. В., Ильина Е. Н. Основы туристской деятельности. — М.: Российский международный институт туризма, 1996

[7] Квартальное В. А. Туризм, экскурсии, обмены: Современная практика. — М.: Наука, 2001.

[8] Легорнев С. Ф. Туризм в экономике открытого типа. // Вестник московского Университета 2001 №2.

[9] Попчиковский В.Ю. Организация и проведение туристических походов. - М.: Профиздат, 1987. - 224с

[10] Там же.

[11] Экономика современного туризма. Под ред. доктора эконом. наук Г.А. Карповой. М.-СПб., Издательский Торговый Дом «Герда», 1998.-105с.

[12] Добрецов А. Экспорт услуг и международный туризм. //Экономика и жизнь. 1995 №42.

[13]

[14] Легорнев С. Ф. Туризм в экономике открытого типа. // Вестник московского Университета 2001 №2.

[15] Легорнев С. Ф. Туризм в экономике открытого типа. // Вестник московского Университета 2001 №2.

[16] Ходорков Л. ф. Мировое гостиничное хозяйство. —М.: ВКШпо иностранному туризму, 1991. С.142.

[17] Легорнев С. Ф. Туризм в экономике открытого типа. // Вестник московского Университета 2001 №2.

[18] Гуляев В.Г. Новые информационные технологии в туризме. М.: «Издательство ПРИОР», 2001.

[19] Гуляев В.Г. Новые информационные технологии в туризме. М.: «Издательство ПРИОР», 2001.

[20] Власова И. Б., Зорин И. В., Ильина Е. Н. Основы туристской деятельности. — М.: Российский международный институт туризма, 1996. С. 203.

[21] Бургонова Г.Н., Коморджанова Н.А. Гостинничный и туристский бизнес. Учеб. пособ. - М.: Финансы и статистика, 1999. - 352с

[22] Туристские услуги//Спрос. №3. 2003. С. 32.

[23] Легорнев С. Ф. Туризм в экономике открытого типа. // Вестник московского Университета 2001 №2

[24] Туристская декларация: Всемирная конференция министров по туризму (4 ноября 2002 г.) //Туринфо. № 16. 2002

[25] Легорнев С. Ф. Туризм в экономике открытого типа. // Вестник московского Университета 2001 №2