Оглавление
Реферативная часть. 3
Введение. 3
1. Факторы, определяющие дивидендную политику. 5
2. Виды дивидендных выплат и их источники. 8
3. Регулирование курса акций. 11
4. Порядок выплаты дивидендов. 13
Заключение. 16
Расчётная часть. 18
Управление внеоборотными активами. 19
Управление источниками средств. 25
Заключение: 33
Список литературы.. 34
Реферативная часть.
Виды дивидендной политики и их влияние на результаты финансово-хозяйственной деятельности организации.
Введение.
Дивидендная политика, как и управление структурой капитала, оказывает существенное влияние на цену акций предприятия. Дивиденды представляют собой денежный доход акционеров и в определенной степени сигнализируют им о том, что предприятие, в акции которого они вложили свои деньги, работает успешно. С теоретической позиции выбор дивидендной политики предполагает решение двух ключевых вопросов: влияет ли величина дивидендов на изменение совокупного богатства акционеров? Если да, то какова должна быть оптимальная их величина?
Существуют два различных подхода в теории дивидендной политики. Первый подход носит название "Теория начисления дивидендов по остаточному принципу". Основные теоретические разработки в рамках этой теории были выполнены Франко Модильяни и Мертоном Миллером в 1961 г. Они выдвинули идею о существовании так называемого "эффекта клиентуры", согласно которой акционеры в большей степени предпочитают стабильность дивидендной политики, чем получение каких-то экстраординарных доходов. Кроме того, Модильяни и Миллер считают, что дисконтированная цена обыкновенных акций после финансирования за счет прибыли всех приемлемых проектов плюс полученные по остаточному принципу дивиденды в сумме эквивалентны цене акций до распределения прибыли. Иными словами, сумма выплаченных дивидендов примерно равна расходам, которые в этом случае необходимо понести для изыскания дополнительных источников финансирования. Тем не менее Модильяни и Миллер все же признают определенное влияние дивидендной политики на цену акционерного капитала, но объясняют его не собственно влиянием величины дивидендов, а информационным эффектом - информация о дивидендах, в частности о их росте, провоцирует акционеров на повышение цены акций. Основной вывод этих ученых - дивидендная политика не нужна. Оппоненты теории Модильяни - Миллера считают, что дивидендная политика влияет на величину совокупного богатства акционеров. Основным представителем оппонентов является М. Гордон. Основной его аргумент выражается крылатой фразой "Лучше синица в руке, чем журавль в небе" и состоит в том, что инвесторы, исходя из принципа минимизации риска, всегда предпочитают текущие дивиденды возможным будущим, равно как и возможному приросту акционерного капитала[1]. Кроме того, текущие дивидендные выплаты уменьшают уровень неопределенности инвесторов относительно целесообразности и выгодности инвестирования в данное предприятие; тем самым их удовлетворяет меньшая норма дохода на инвестированный капитал, что приводит к возрастанию рыночной оценки акционерного капитала. Напротив, если дивиденды не выплачиваются, неопределенность возрастает, возрастает и приемлемая для акционеров норма дохода, что приводит к снижению рыночной оценки акционерного капитала.
Можно сказать, что второй подход является более распространенным. Вместе с тем признается и тот факт, что какого-то единого формализованного алгоритма в выработке дивидендной политики не существует - она определяется многими факторами, в том числе и трудно формализуемыми, например психологическими. Поэтому каждое предприятие должно выбирать свою субъективную политику исходя прежде всего из присущих ему особенностей.
Можно выделить две основополагающие инвариантные задачи, решаемые в процессе выбора оптимальной дивидендной политики. Они взаимосвязаны и заключаются в обеспечении: а) максимизации совокупного достояния акционеров; б) достаточного финансирования деятельности предприятия. Для решения поставленных задач, в данной работе необходимо рассмотреть: источники дивидендов, порядок их выплат, виды дивидендных выплат и др.
1. Факторы, определяющие дивидендную политику
В любой стране имеются определенные нормативные документы, в той или иной степени регулирующие различные стороны хозяйственной деятельности, в том числе и порядок выплаты дивидендов. Кроме того, существуют и национальные традиции в содержании дивидендной политики, общие тенденции в отношении выплаты дивидендов. Существуют и некоторые другие обстоятельства формального и неформального, объективного и субъективного характера, влияющие на дивидендную политику. Приведем наиболее характерные из них.
1. Ограничения правового характера
Собственный капитал предприятия состоит из трех крупных элементов: акционерный капитал, эмиссионный доход, нераспределенная прибыль. В большинстве стран законом разрешена одна из двух схем - на выплату дивидендов может расходоваться либо только прибыль (прибыль отчетного периода и нераспределенная прибыль прошлых периодов), либо прибыль и эмиссионный доход.
В национальных законодательствах имеются и другие ограничения по выплате дивидендов. В частности, если предприятие неплатежеспособно или объявлено банкротом, выплата дивидендов в денежной форме, как правило, запрещена. Поскольку налогом облагаются только полученные акционерами дивиденды, а отложенные к выплате дивиденды (нераспределенная прибыль) налогом не облагаются, нередко компании не выплачивают дивиденды с тем, чтобы избежать налога. В этом случае по усмотрению местных налоговых органов превышение нераспределенной прибыли над установленным нормативом облагается налогом. Причина введения подобных ограничений кроется в необходимости защиты прав кредиторов и предотвращения возможного "проедания" собственного капитала предприятия.
Согласно российскому Положению об акционерных обществах процедура объявления дивиденда проводится в два этапа: промежуточный дивиденд объявляется директоратом и имеет фиксированный размер; окончательно - дивиденд утверждается общим собранием по результатам года с учетом выплаты промежуточных дивидендов.[2] Величина окончательного дивиденда в расчете на одну акцию предлагается на утверждение собранию директоратом общества. Размер дивиденда не может быть больше рекомендованного директорами, но может быть уменьшен собранием. Что касается фиксированного дивиденда по привилегированным акциям, равно как и процента по облигациям, то он устанавливается при их выпуске.
2. Ограничения контрактного характера
Во многих странах величина выплачиваемых дивидендов регулируется специальными контрактами в том случае, когда предприятие хочет получить долгосрочную ссуду. Чтобы обеспечить обслуживание такого долга, в контракте, как правило, оговаривается либо предел, ниже которого не может опускаться величина нераспределенной прибыли, либо минимальный процент реинвестируемой прибыли. В России подобной практики нет; отдаленным аналогом ее выступает обязательность формирования резервного капитала в размере не менее 10% уставного капитала общества.
3. Ограничения в связи с недостаточной ликвидностью
Дивиденды в денежной форме могут быть выплачены лишь в том случае, если у предприятия есть деньги на расчетном счете или денежные эквиваленты, конвертируемые в деньги, достаточны для выплаты. Теоретически предприятие может взять кредит для выплаты дивидендов, однако это не всегда возможно и, кроме того, связано с дополнительными расходами. Таким образом, предприятие может быть прибыльным, но не готовым к выплате дивидендов по причине отсутствия реальных денежных средств. В России в условиях исключительно высокой взаимной неплатежеспособности такая ситуация вполне реальна.
4. Ограничения в связи с расширением производства
Многие предприятия, особенно на стадии становления, сталкиваются с проблемой поиска финансовых источников целесообразного расширения производственных мощностей. Дополнительные источники финансовых ресурсов нужны как предприятиям, наращивающим объемы производства высокими темпами, для приобретения дополнительных основных средств, так и предприятиям с относительно невысокими темпами роста для обновления материально-технической базы. В этих случаях нередко прибегают к практике ограничения дивидендных выплат. Известна практика, когда в учредительных документах оговаривается минимальная доля текущей прибыли, обязательная к реинвестированию.
5. Ограничения в связи с интересами акционеров
Как было отмечено выше, в основе дивидендной политики лежит общеизвестный ключевой принцип финансового управления - принцип максимизации совокупного дохода акционеров. Величина его за истекший период складывается из суммы полученного дивиденда и прироста курсовой стоимости акций. Поэтому, определяя оптимальный размер дивидендов, директорат предприятия и акционеры должны оценивать, как величина дивиденда может повлиять на цену предприятия в целом. Последняя, в частности, выражается в рыночной цене акций, которая зависит от многих факторов: общего финансового положения компании на рынке товаров и услуг, размера выплачиваемых дивидендов, темпа их роста и др.
Имеются и другие обстоятельства, увязывающие размер дивидендов и интересы акционеров. Так, если на рынке капиталов имеются возможности участия в инвестиционных проектах с более высокой нормой дохода, чем обеспечивается данным предприятием, его акционеры могут проголосовать за более высокий дивиденд (еще раз отметим, что в России ситуация несколько иная). Определенные противоречия могут возникать среди самих акционеров. Так, более богатые акционеры могут настаивать на реинвестировании всей прибыли с тем, чтобы избежать налога; другие интересы могут быть у относительно небогатых акционеров.
6. Ограничения рекламно-финансового характера
В условиях рынка информация о дивидендной политике компаний тщательно отслеживается аналитиками, менеджерами, брокерами и др. Сбои в выплате дивидендов, любые нежелательные отклонения от сложившейся в данной компании практики могут привести к понижению рыночной цены акций. Поэтому нередко предприятие вынуждено поддерживать дивидендную политику на достаточно стабильном уровне, несмотря на возможные колебания конъюнктуры. Степень стабильности дивидендной политики для многих неискушенных акционеров служит своеобразным индикатором успешности деятельности данного предприятия.
2. Виды дивидендных выплат и их источники
Согласно российскому законодательству источниками дивидендов могут выступать: чистая прибыль отчетного периода, нераспределенная прибыль прошлых периодов и специальные фонды, созданные для этой цели (последние используются для выплаты дивидендов по привилегированным акциям в случае недостаточности прибыли или убыточности общества). Поэтому теоретически предприятие может выплатить общую сумму текущих дивидендов в размере, превышающем прибыль отчетного периода. Однако базовым является вариант распределения чистой прибыли текущего периода.
Величина чистой прибыли любого предприятия подвержена колебаниям; не исключена также ситуация, когда предприятие может отработать с убытком. Принятие решения о размере дивидендов в любом случае является непростой задачей. Во-первых, в условиях рынка всегда имеются возможности для расширения производственных мощностей или участия в новых инвестиционных проектах. Во-вторых, нестабильность выплаты дивидендов или резкое изменение их величины чреваты снижением курсовой стоимости акции. Именно поэтому в мировой практике разработаны различные варианты дивидендных выплат. Коротко охарактеризуем их.
Методика постоянного процентного распределения прибыли
Как известно, чистая прибыль распределяется на выплаты дивидендов по привилегированным акциям (Дпа) и прибыль, доступную владельцам обыкновенных акций (Поа). Последняя, в свою очередь, распределяется решением собрания акционеров на дивидендные выплаты но обыкновенным акциям (Доа) и нераспределенную прибыль (ПН).
Одним из основных аналитических показателей, характеризующих дивидендную политику, является коэффициент "дивидендный выход", представляющий собой отношение дивиденда по обыкновенным акциям к прибыли, доступной владельцам обыкновенных акций (в расчете на одну акцию)[3]. Дивидендная политика постоянного процентного распределения прибыли предполагает неизменность значения коэффициента "дивидендный выход", т. е.
В этом случае, если предприятие закончило год с убытком, дивиденд может вообще не выплачиваться. Такая методика, кроме того, сопровождается значительной вариацией дивиденда по обыкновенным акциям, что, как отмечалось выше, может приводить и, как правило, приводит к нежелательным колебаниям рыночной цены акций. А именно снижение выплачиваемого дивиденда вызывает падение курса акций. Такая дивидендная политика используется некоторыми фирмами, но большинство теоретиков и практиков в области финансового менеджмента не рекомендуют пользоваться ею.
Методика фиксированных дивидендных выплат
Эта политика предусматривает регулярную выплату дивиденда на акцию в неизменном размере в течение продолжительного времени, например 1,3 дол., безотносительно к изменению курсовой стоимости акций. Если фирма развивается успешно и в течение ряда лет доход на акцию стабильно превышает некоторый уровень, размер дивиденда может быть повышен, т. е. имеется определенный лаг между двумя этими показателями. Определяя размер фиксированного дивиденда на некоторую перспективу, компании в качестве ориентира нередко используют приемлемые для них значения показателя "дивидендный выход". Данная методика позволяет в определенной степени нивелировать влияние психологического фактора и избежать колебания курсовых цен акций, характерного для методики постоянного процентного распределения прибыли.
Методика выплаты гарантированного минимума и экстра-дивидендов
Эта методика является развитием предыдущей. Компания выплачивает регулярные фиксированные дивиденды, однако периодически (в случае успешной деятельности) акционерам выплачиваются экстра-дивиденды. Термин "экстра" означает премию, начисленную к регулярным дивидендам и имеющую разовый характер, т. е. получение ее в следующем году не обещается. Более того, здесь также рекомендуется использовать психологическое воздействие премии - она не должна выплачиваться слишком часто, поскольку в этом случае становится ожидаемой, а сама методика выплаты экстра-дивидендов становится бесполезной. Данные о премии также публикуются в финансовой прессе. Например, если компания объявила о выплате дивиденда в размере 1,2 дол. и премии в размере 30 центов, информация в прессе может иметь вид: 1,2 + 0,3.
Методика выплаты дивидендов акциями
При этой форме расчетов акционеры получают вместо денег дополнительный пакет акций. Причины ее применения могут быть разными. Например, компания имеет проблемы с денежной наличностью, ее финансовое положение не очень устойчиво. Чтобы хоть как-то избежать недовольства акционеров, директорат компании может предложить выплату дивидендов дополнительными акциями. Кстати, именно такой подход был применен многими чековыми инвестиционными фондами в нашей стране в 1994 г.
Возможен и второй вариант: финансовое положение компании устойчиво, более того, она развивается быстрыми темпами, поэтому ей нужны средства на развитие - они и поступают к ней в виде нераспределенной прибыли.
При этой методике акционеры на деле практически не получают ничего, поскольку выплаченный им дивиденд равен по величине уменьшению принадлежащих им средств, капитализированных в акциях и резервах. Количество акций увеличилось, валюта баланса не изменилась, т. е. стоимостная оценка активов на одну акцию уменьшилась. Тем не менее до некоторой степени этот вариант устраивает и акционеров, поскольку они все же получают ценные бумаги, которые могут быть при необходимости проданы ими за наличные.
В зависимости от размера выплачиваемого акциями дивиденда рыночная цена акций ведет себя по-разному. Считается, что небольшие дивиденды (до 20%) практически не оказывают влияния на цену; если дивиденд превышает указанную величину, рыночная цена акций может существенно упасть.[4]
Выплата дивидендов акциями может сопровождаться либо одновременным увеличением уставного капитала и валюты баланса, либо простым перераспределением источников собственных средств без увеличения валюты баланса. В экономически развитых странах второй вариант встречается чаще. В этом случае происходит увеличение уставного капитала за счет уменьшения эмиссионного дохода и нераспределенной прибыли прошлых лет.
3. Регулирование курса акций
Курсовая цена акций и дивидендная политика взаимосвязаны, хотя какой-то предопределенной формализованной зависимости не существует. Выше отмечалось, что разумная дивидендная политика может способствовать снижению флуктуации курсовой цены. Курсовая цена складывается под воздействием различных случайных факторов. В финансовом менеджменте разработаны некоторые приемы искусственного регулирования курсовой цены, которые при определенных условиях могут оказать влияние и на размер выплачиваемых дивидендов. К ним относятся дробление, консолидация и выкуп акций.
Методика дробления акций
Эта методика, называемая еще методикой расщепления, или сплита, акций, не относится непосредственно к форме выплаты дивидендов, однако она может влиять на их размер. Дробление акций производится обычно процветающими компаниями, акции которых со временем повышаются в цене. Многие компании стараются не допускать слишком высокой цены своих акций, поскольку это может повлиять на их ликвидность (общеизвестно, что при прочих равных условиях более низкие в цене акции более ликвидны). Техника дробления такова. Получив разрешение от акционеров на проведение этой операции, директорат компании в зависимости от рыночной цены акций определяет наиболее предпочтительный масштаб дробления: например, две новые акции за одну старую, три новые акции за одну старую и т. д. Далее производится замена ценных бумаг. Валюта баланса, а также структура собственного капитала в этом случае не меняются, увеличивается лишь количество обыкновенных акций. Возможна и обратная процедура (консолидация акций) - несколько старых акций меняются на одну новую (пропорции могут быть любыми). Что касается дивидендов, то здесь все зависит от директората и самих акционеров; в частности, дивиденды могут измениться пропорционально изменению нарицательной стоимости акций, т.е. дробление акций в принципе не влияет на долю каждого акционера в активах компании. Однако если новая нарицательная стоимость и новый размер дивиденда были установлены с использованием разных алгоритмов, это может оказать влияние на получаемый акционерами доход. Следует отметить, что и эта, и предыдущая методика имеют одну общую негативную черту - они сопровождаются дополнительными расходами по выпуску новых ценных бумаг.
Методика выкупа акций
Выкуп собственных акций разрешен не во всех странах, в частности в Германии он запрещен. Основная причина - желание избежать преувеличения общей величины активов компании за счет отражения в балансе активов, ценность которых не вполне очевидна. Могут быть и другие причины, заставляющие компанию выкупать свои акции в случае, если это не запрещено законом. В частности, акции в портфеле нужны для предоставления своим работникам возможности стать акционерами своей компании. Для уменьшения числа владельцев компании, для повышения курсовой цены и др. В определенной степени эта операция оказывает влияние на совокупный доход акционеров.
4. Порядок выплаты дивидендов
Дивидендом является часть чистой прибыли предприятия, подлежащая распределению среди акционеров, приходящаяся на одну обыкновенную или привилегированную акцию. Чистая прибыль, направляемая на выплату дивидендов, распределяется между акционерами пропорционально числу и виду принадлежащих им акций.
Предприятие вправе ежеквартально, раз в полгода или раз в год принимать решение (объявлять) о выплате дивидендов по размещенным акциям, если иное не установлено Федеральным законом "Об акционерных обществах" и Уставом предприятия. Предприятие обязано выплатить объявленные по каждой категории (типу) акций дивиденды. Дивиденды выплачиваются деньгами, а в случаях, предусмотренных Уставом предприятия, - иным имуществом.
Дивиденды выплачиваются из чистой прибыли предприятия за текущий год. Дивиденды по привилегированным акциям определенных типов могут выплачиваться за счет специально предназначенных для этого фондов предприятия. Решение о выплате промежуточных (ежеквартальных, полугодовых) дивидендов, размере дивиденда и форме его выплаты по акциям каждой категории (типа) принимается Советом Директоров (наблюдательным советом) предприятия. Решение о выплате годовых дивидендов, размере дивиденда и форме его выплаты по акциям каждой категории (типа) принимается Общим Собранием акционеров по рекомендации Совета Директоров (наблюдательного совета) предприятия. Размер годовых дивидендов не может быть больше рекомендованного Советом Директоров (наблюдательным советом) предприятия и меньше выплаченных промежуточных дивидендов. Общее Собрание акционеров вправе принять решение о невыплате дивиденда по акциям определенных категорий (типов), а также о выплате дивидендов в неполном размере по привилегированным акциям, размер дивиденда по которым определен в Уставе. Дата выплаты годовых дивидендов определяется Уставом предприятия или решением Общего Собрания акционеров о выплате годовых дивидендов. Дата выплаты промежуточных дивидендов определяется решением Совета Директоров (наблюдательного совета) Общества о выплате промежуточных дивидендов, но не может быть ранее 30 дней со дня принятия такого решения.
Для каждой выплаты дивидендов Совет Директоров (наблюдательный совет) предприятия составляет список лиц, имеющих право на получение дивиденда. В список лиц, имеющих право на получение промежуточных дивидендов, должны быть включены акционеры и номинальные держатели акций, включенные в реестр акционеров предприятия не позднее чем за 10 дней до даты принятия Советом Директоров (наблюдательным советом) предприятия решения о выплате дивидендов, а в список лиц, имеющих право на получение годовых дивидендов, - акционеры и номинальные держатели акций, внесенные в реестр акционеров предприятия на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом Общем Собрании акционеров.
Предприятие не вправе принимать решение о выплате (объявлении) дивидендов по акциям: до полной оплаты всего уставного капитала предприятия; до выкупа всех акций, которые должны быть выкуплены в соответствии с "Положением о порядке приобретения и выкупа предприятием размещенных акций"; если на момент выплаты дивидендов оно отвечает признакам несостоятельности (банкротства) в соответствии с правовыми актами Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) предприятий или указанные признаки появятся у предприятия в результате выплаты дивидендов; если стоимость чистых активов предприятия меньше его уставного капитала, и резервного фонда, и превышения над номинальной стоимостью определенной уставом ликвидационной стоимости размещенных привилегированных акций либо станет меньше их размера в результате выплаты дивидендов. Предприятие не вправе принимать решение о выплате (объявлении) дивидендов по обыкновенным акциям и привилегированным акциям, размер дивиденда по которым не определен, если не принято решение о выплате в полном размере дивидендов по всем типам привилегированных акций, размер дивиденда по которым определен Уставом предприятия[5].
Предприятие не вправе принимать решение о выплате (объявлении) дивидендов по привилегированным акциям определенного типа, по которым размер дивиденда определен Уставом, если не принято решение о полной выплате дивидендов по всем типам привилегированных акций, предоставляющим преимущество в очередности получения дивидендов перед привилегированными акциями этого типа.
Заключение
В этой работе был рассмотрен вопрос о том, какая часть прибыли компании должна выплачиваться акционерам в форме дивидендов. Дивидендная политика должна рассматриваться в свете общей финансовой задачи компании, которая заключается в максимизации богатства акционеров. Это не всегда означает выплату максимальных дивидендов, так как может быть найдено более прибыльное применение для дивидендов внутри самой компании. Дивидендная политика имеет большое значение, потому что она влияет на структуру капитала и финансирование компании, а в случае с акционерными компаниями и на информационную ценность.
Существует две точки зрения на значение дивидендной политики для общей оценки фирмы и задачи максимизации богатства акционеров: одна состоит в том, что дивиденды не играют роли при общей оценке фирмы (теория отсутствия значимости), а другая утверждает, что дивиденды имеют большое значение для оценки фирмы (теория значимости).
Главными защитниками теории отсутствия значимости являются Модильяни и Миллер, которые также выдвинули теорию о том, что структура капитала не имеет значения для оценки фирмы.
Аргументы в пользу значимости дивидендов для оценки фирмы взяты из практики и подтверждаются всей предыдущей практической деятельностью на рынке. Существует четыре основных аргумента: информационное содержание дивидендов, предпочтение инвесторами текущего дохода, качество дохода, полученного в форме дивиденда, и колебания рыночной стоимости, которые не связаны с эффективностью деятельности компании.
Противовесом этим аргументам в пользу дивидендных выплат является более благоприятное налогообложение доходов от прироста капитала, однако трудностью рассмотрения вопроса о налогообложении является то, что решающим фактором будет налоговый статус отдельного акционера, который часто будет невозможно установить.
Если дивидендная политика является чисто финансовым решением, то количество привлекательных инвестиционных проектов, доступных для фирмы, будет определять уровень выплат. Если внутри фирмы имеются хорошие инвестиционные возможности, то должны анализироваться соответствующие цены заемного капитала и нераспределенной прибыли. Если в настоящее время инвестиционные возможности отсутствуют, но они возможны в будущем, то может быть предпочтительнее выплатить дивиденд, чтобы акционеры смогли индивидуально найти наилучшее применение средствам, а не оставлять в компании избыточные средства в ожидании будущих возможностей с неопределенным результатом.
Чтобы объявить дивиденд, вам необходимо иметь достаточную текущую или нераспределенную прибыль для его покрытия, но для выплаты дивиденда вам необходимы наличные денежные средства. Следовательно, при принятии решения по дивидендной политике следует учитывать ликвидность, а также возможности по получению ссуды.
В периоды инфляции бухгалтерский учет по первоначальной стоимости завышает операционную прибыль компании. Выплата дивидендов из прибыли по первоначальной стоимости в такое время приведет к распределению части капитала компании.
Согласно закону дивиденды могут выплачиваться только из текущей или нераспределенной прибыли. Они не могут выплачиваться, если нет достаточной прибыли для их покрытия. Иногда могут устанавливаться законодательные ограничения на допустимый уровень повышения дивидендов. Соглашения на получение ссуды могут ограничивать или запрещать выплаты дивидендов на время срока их действия.
Если нераспределенная прибыль уменьшается из-за высокого уровня дивидендных выплат, то может возникнуть необходимость в последующем получении дополнительного собственного капитала. Это может привести к размыванию контроля за компанией со стороны акционеров.
Опыт показал, что фирмы, всегда имеющие стабильные дивидендные потоки, обычно выше котируются на рынке, чем фирмы с менее стабильными потоками. Дивиденды могут выплачиваться в форме дополнительных акций, а не денежных средств, особенно когда имеются проблемы с ликвидностью. Дробление акций (также называемое льготными выпусками) - это то же самое, что и выплата дивидендов акциями, но обычно оно производится в дополнение к выплате дивидендов в денежной форме.
Расчётная часть.
Задание на курсовую работу.
Исходные данные:
Планируется создание предприятия по выпуску товара Х.
Организационно-правовая форма – акционерное общество.
Уставной капитал будет создан за счёт эмиссии акций номиналом 100 рублей, объём эмиссии 100000 акций. Размещение выпуска планируется завершить к 1.12.2006 года. Планируется распределение средств, полученных в результате эмиссии, к 1.01.2006 года следующим образом:
Направление расходов в процентах от уставного капитала
Приобретение патентов, лицензий – 2%;
Приобретение зданий – 39%;
Приобретение оборудования – 42%;
Аванс работникам – 10%;
Приобретение авторских прав программных продуктов – 5%;
Денежные средства – 2%.
Объём продаж в январе 220000 штук по цене 14 рублей.
Темпы роста объёма продаж по кварталам: 1 - 100%; 2 - 120%; 3 - 125%; 4 – 150%. Оплата за товар осуществляется следующим порядком: 50% за наличные; инкассация задолженности через один месяц 30%; через два 20%.
Для производства единицы товара требуется – материалов группы А 4 единицы по цене 2 рубля за единицу. Электроэнергия на 1000 штук – 600 кВт. По цене 50 копеек за кВт. Оплата коммунальных услуг 10000 рублей в месяц . Тара и упаковка – 0,5 рублей на единицу товара.
Коммерческие расходы 30000 рублей в месяц. Заработная плата составляет без начислений 15% от стоимости товара. Затраты на подготовку и переподготовку кадров 150000 рублей за квартал.
Запланирована выплата дивидентов по простым акциям в размере 7% от прибыли, остающейся в распоряжении организации.
Управление внеоборотными активами.
Целью данного раздела является прогнозирование величины внеоборотного капитала, расчёт амортизации по видам внеоборотных активов. В разделе также рассчитываются варианты амортизации по вновь поступившим основных фондов, варианты лизинга.
Сумма годовой амортизации Аi определяется по формуле:
Аi= На*Фп/100% , где
Аi – сумма годовой амортизации за i-год, начисленная пропорциональным методом;
На – норма годовой амортизации,%;
Фп – первоначальная стоимость фондов.
Норма амортизации определяется по формуле:
На = ((Фп-Фл)/(Фп*Тп))*100%, где Фл – ликвидная стоимость основных фондов; Тп – срок полезного использования, в годах.
Балансовая стоимость активов определяется по формулам:
Фкг=Фнг- Аi. Фнг=Фп-∑Аi
Фкг(нг) – балансовая стоимость фондов на конец (начало) года;
Пусть Фп=10 млн. рублей, тогда Фл=0,2*10млн.руб= 2 млн.руб. Тогда На = (8000000/1000000*3,2)*100%=25%
Аi = 10000000*0,25=2500000
Расчёт амортизации кумулятивным методом.
Амортизация рассчитывается по двум вариантам: повышение сумм амортизации в первые годы и понижение. Сумма амортизации i- года определяется по формуле: Аi = (ki/K)*100%, где Аi – сумма амортизации i- года, определенная методом суммы чисел; ki – составляющая кумулятивного числа, выбранная последовательно слева, направо (справа налево); К – кумулятивное число. Кумулятивное число рассчитывается по формуле:
К=∑кi*100%.
Срок полезного пользования активом (Тп) составляет 3,2 года, то кумулятивное число будет равно К=1+2+3=6. Соответственно к1=3(1), к2=2, к3=1(3). Сумма амортизации первого года А1=3/6*100%=50%, А2=2/6*100%=33%, А3=1/6*100%=17%. Другим методом аналогично лишь всё наоборот.
Метод уменьшаемого остатка.
Сумма годовой амортизации по методу уменьшаемого остатка определяется по формуле:
Аi=к*Нп*Фнг, где
Аi – сумма амортизации i-года, рассчитанная методом уменьшаемого остатка;
К – коэффициент регрессии, принимает значения от 1 до 2.
Фнг = Фп-Аi – остаточная стоимость активов на начало года.
А1 =2*10 млн.* 25%=5 млн. руб.
А2=2*5 млн. *25% = 2,5 млн. руб.
А3= 2,5 млн. *2 *25% = 1,25 млн. руб.
А1 =1*10 млн.* 25%=2,5 млн. руб.
А2=1*7,5 млн. *25% = 1,9 млн. руб.
А3=5,6 млн. *1 *25% = 1,4 млн. руб.
Результаты расчетов по пяти вариантам амортизации заносим в таблицу:
Год\Метод |
линейный |
Суммы чисел |
Уменьшаемого остатка |
||
В-1 |
В-2 |
В-1 |
В-2 |
||
1 |
2,5 млн. руб |
5 млн. руб |
1,7 млн. руб |
2,5 млн. руб |
5 млн. руб |
2 |
2,5 млн. руб |
3,3 млн. руб |
3,3 млн. руб |
1,9 млн. руб |
2,5 млн. руб |
3 |
2,5 млн. руб |
1,7 млн. руб |
5 млн. руб |
1,4 млн. руб |
1,25 млн. руб |
Итого |
7,5 млн. руб |
10 млн. руб |
10 млн. руб |
5,8 млн. руб |
8, 75 млн. руб |
2. Управление оборотным капиталом.
В этом разделе рассчитывается потребность в оборотном капитале под запасы товароматериальных ценностей (ТМЦ), моделируется оптимальный режим поставок. Определяется влияние на затраты и оборотный капитал методов списания. Определяется политика управления дебиторской задолженностью. Определяется влияние эластичности спроса на продукцию на ценовую стратегию предприятия. Рассчитывается движение денежных средств (в кассе и на расчетном счете).
Управление запасами.
При управлении запасами определяется потребность в оборотных средствах под запасы ТМЦ. Может быть использован метод АВС для группировки материальных затрат. Примерно 80% материальных затрат относится к группе А. Для материалов группы А применяется точный метод. Для определения потребности в оборотном капитале используется следующая формула:
Оi = Цi*Дi*Зi , где
Оi – потребность в оборотном капитале под запасы i-материала;
Цi – цена единицы i-материала;
Дi – дневная потребность в i-материале;
Зi – производственный запас;
Дневная потребность в i-материале определяется по формуле:
Дi = Гi/360, где:
Гi – годовая потребность в i-материале.
Производственный запас измеряется в днях и рассчитывается по формуле:
Зi = Тi+Сi+Рi, где:
Тi – текущий запас i-материала;
Сi – страховой запас i-материала;
Рi – подготовительный запас i-материала;
Текущий запас определяется по формуле:
Т=50%* Iср, где Iср – средневзвешенный интервал между поставками материала.
Страховой запас равен: С=50%*Т.
Подготовительный запас состоит из двух: Р=ПР+ТЗ,
Где ПР – время на погрузочно-разгрузочные работы;
ТЗ – время технологической подготовки материала.
Средневзвешенный интервал между поставками материала определяется по следующей формуле: Iср=∑(Ii*Vi)/ ∑Vi, где:
Ii – интервал между очередными поставками;
Vi – объём очередной поставки;
Для варианта 3 посчитаем Iср:
∑(Ii*Vi) = 2*27+ 15*30+ 25*24 + 20*25 + 16*22+ 17*30 + 18*28 + 18*30 + 22*29 + 12*28 + 18*30 + 20*27 + 22*25 + 23*32 + 17*30 + 21*26 + 14*30 + 17*29 + 19*27 + 13*30 =9722.
∑Vi = 27+30+24+25+22+30+28+30+29+28+30+27+25+32+30+26+30+29+27 +30=559.
Iср=∑(Ii*Vi)/ ∑Vi = 9722/559=17,4.
Т=50% *Iср =17,4*0,5=8,7.
С=50%*Т=8,7*0,5=4,35.
Средний объём поставок равен 559/20=28, следовательно, время ПР=0,5 дней. Время ТЗ=22 дня, тогда Р=ТЗ+ПР=22+0,5=22,5 дней.
З = Т+С+Р= 8,7+4,35+22,5=35,55 дней.
Г = 220000*4*3*(1+1,2+1,25+1,5)=13068000 единиц.
Д=Г/360=13068000/360=36300 единиц в день.
И, наконец, теперь мы можем рассчитать О – потребность в оборотном капитале: Оi = Цi*Дi*Зi = 2*36300*35,55=2580930 рублей.
Оптимальная величина поставки.
Если организация может вносить изменения в графики поставок, она должна оптимизировать их. Критерием оптимизации является минимум суммарных издержек по заказу и хранению материалов. Оптимальная величина поставки определяется по формуле:
EOQ=((2*F*M)/H), где:
EOQ – оптимальная величина поставки;
F – расходы на выполнение одного заказа;
Н – расходы по содержанию единицы запаса;
М – годовая потребность в материале.
М = 13068000 единиц;
F = 30 руб./заказ.
Н = 35 руб. /шт.
EOQ = ((2*30*13068000)/ 35)=22402285,7.
Количество поставок оптимальной величины составляет:
N=ГП/EOQ= 13068000/22402285,7 = 0,6.
Тогда, Iср=360/ N=360/0,6=600 дней.
Совокупные затраты определяются по формуле: С=(H*V)/2+(F*M/N)= 35*22402285,7/2+30* 13068000/0,6=1045440000 рублей=104 млн. рублей в год.
При новом оптимизированном графике поставок необходимо рассчитать изменение производственного запаса и потребности в оборотном капитале.
Оi = Цi*Дi*Зi , где
Оi – потребность в оборотном капитале под запасы i-материала;
Цi – цена единицы i-материала;
Дi – дневная потребность в i-материале;
Зi – производственный запас;
Зi = Тi+Сi+Рi, где:
Тi – текущий запас i-материала;
Сi – страховой запас i-материала;
Рi – подготовительный запас i-материала;
З=Т+С+Р=0,5*Iср+0,25* Iср + 22,5=300+150+22,5=472,5.
Оi = Цi*Дi*Зi = 2*36300*472,5=34303500 рублей.
Изменение производственного запаса равно 472,5-35,55=436,95 дней.
Метод списания материальных затрат.
В соответствие с ПБУ 5/01 разрешено списывать затраты одним из следующих методов:
1. По себестоимости каждой единицы;
2. По средней себестоимости;
3. По себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО);
4. По себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ЛИФО).
В курсовой работе сравниваются последние три способа. Годовая потребность в материале группы А на 5% меньше годового объёма поставок. Запас на начало года не превышает 50% квартальной потребности производства и определяется самостоятельно. Базисные темпы роста цены на материалы группы А увеличиваются ежемесячно на 1%.
Объём производства совпадает с объёмом реализации и меняется поквартально. Внутри квартала объёмы распределяются равномерно.
Управление дебиторской задолженностью.
Величина дебиторской задолженности в выручке составляет стабильный процент, 55%, в том числе, погашаемая через месяц – 5%, через два месяца – 20%, через три месяца – 30%. Прочие затраты, связанные с оплатой труда, 20% к соответствующим затратам; прочие затраты, не связанные с оплатой труда 10%. Рентабельность продукции 27%.
Выручка за год составляет 220000*14*12=37 млн. руб. Затраты составляют: 37/1,27=29,1 млн.руб.
Элементы Статьи |
Матер-иалы |
Зарплата |
Соц. Страхование |
Аморти-зация |
Прочие |
Всего |
Прямые: Осн.материалы Осн. Зарплата Экспл. Машин и механизмов |
5,8 5,8 млн. 0 0 |
11,16 0 10 млн. 1,16 |
0 0 0 0 |
5,8 0 0 5,8 |
3,2 0,6 2,0 0,7 |
26 6,4 млн. 12 7,6 млн. |
Накладные: - адм.-хоз. Обсл. Рабочих Орг. Пр-ва |
0,4 0,1 0,2 0,09 |
0,5 0,5 0 0 |
2,1 0 2,1 0 |
1,9 1,4 0 0,48 |
0,03 0 0 0,03 |
4,9 2 млн. 2,3 млн. 0,6 |
Всего |
6,2 |
11,66 |
2,1 |
7,7 |
3,3 |
31 млн. |
Постоянные затраты; Переменные затраты.
Управление источниками средств.
Составляется прогнозный годовой баланс организации. Рассчитывается средневзвешенная стоимость капитала и эффект рычага.
Эффект финансового рычага характеризует приращение рентабельности собственного капитала при использовании заемного капитала, несмотря на платность последнего. Эффект финансового рычага может быть рассчитан по формуле:
ЭФР=(1-Н)*(ROA-СРСП)*(ЗК/СК), где:
ЭФР – эффект финансового рычага;
Н – уровень налогообложения прибыли;
ROA – рентабельность активов;
СРСП – средняя расчетная ставка процента;
ЗК – величина заемного капитала;
СК – величина собственного капитала.
Бухгалтерский баланс на 1 января.
Актив |
Код строки |
На начало года |
На конец года |
1. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
100 |
||
В том числе: Патенты, лицензии |
111 |
200 |
200 |
Организационные расходы |
112 |
600 |
600 |
Деловая репутация организации |
113 |
100 |
100 |
Основные средства |
120 |
9000 |
10000 |
В том числе: Земельные участки и объекты природопользования |
121 |
1000 |
700 |
Здания, машины и оборудование |
122 |
8000 |
9000 |
Незавершенное строительство |
130 |
0 |
300 |
Доходные вложения в материальные ценности |
135 |
0 |
0 |
Долгосрочные финансовые вложения |
140 |
700 |
700 |
В том числе: инвестиции в дочерние общества |
141 |
0 |
0 |
Инвестиции в зависимые общества |
142 |
0 |
0 |
Инвестиции в другие организации |
143 |
300 |
300 |
Займы, предоставляемые другим организациям на срок более 12 месяцев. |
144 |
0 |
0 |
Прочие долгосрочные финансовые вложения |
145 |
400 |
400 |
ИТОГО по разделу 1. |
190 |
10600 |
11600 |
2. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Запасы |
210 |
60000 |
56000 |
В том числе: Сырье материалы и другие ценности |
211 |
25000 |
19000 |
Животные на выращивание, откорме. |
212 |
0 |
0 |
Затраты в незавершенном производстве |
213 |
0 |
0 |
Готовая продукция и товары для перепродажи |
214 |
1000 |
2000 |
Товары отгруженные |
215 |
34000 |
35000 |
Расходы будущих периодов |
216 |
0 |
0 |
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям |
220 |
3000 |
4000 |
Дебиторская задолженность: |
230 |
308 |
320 |
В том числе: Покупатели и заказчики |
231 |
200 |
250 |
Векселя к получению |
232 |
100 |
50 |
Задолженность дочерних и зависимых обществ |
233 |
0 |
0 |
Авансы выданные |
234 |
0 |
0 |
Прочие дебиторы |
235 |
8 |
70 |
Дебиторская задолженность платежи по которым ожидаются в течении 12 месяцев |
240 |
1000 |
1200 |
В том числе: Покупатели и заказчики |
241 |
700 |
1000 |
Векселя к получению |
242 |
200 |
100 |
Задолженность дочерних и зависимых обществ |
243 |
0 |
0 |
Задолженность участников по взносам в уставной капитал |
244 |
100 |
100 |
Авансы выданные |
245 |
0 |
0 |
Прочие дебиторы |
246 |
0 |
0 |
Краткосрочные финансовые вложения |
250 |
2000 |
4000 |
В том числе: Займы предоставленные организациям на срок менее 12 месяцев |
251 |
1000 |
3000 |
Собственные акции, выкупленные у акционеров |
252 |
1000 |
700 |
Прочие средства |
253 |
0 |
300 |
Денежные средства |
260 |
800 |
1000 |
В том числе: Касса |
261 |
0 |
300 |
Расчётные счета |
262 |
400 |
200 |
Валютные счета |
263 |
400 |
500 |
Прочие денежные средства |
264 |
0 |
0 |
Прочие оборотные активы |
270 |
0 |
0 |
ИТОГО по разделу 2. |
290 |
67108 |
66520 |
БАЛАНС |
300 |
77708 |
78120 |
3. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ Уставной капитал |
410 |
10000 |
10000 |
Добавочный капитал |
420 |
2000 |
2000 |
Резервный капитал |
430 |
4000 |
3500 |
В том числе: Резервы, образованные в соответствии с законодательством |
431 |
1000 |
1000 |
Резервы, образованные в соответствие с учредительными документами |
432 |
3000 |
2500 |
Фонд социальной сферы |
440 |
2100 |
2100 |
Целевые финансирования и поступления |
450 |
0 |
0 |
Нераспределенная прибыль прошлых лет |
460 |
0 |
0 |
Непокрытый убыток прошлых лет |
465 |
0 |
0 |
Нераспределенная прибыль отчетного года |
470 |
0 |
0 |
Непокрытый убыток отчетного года |
475 |
0 |
0 |
ИТОГО по разделу 3. |
490 |
18100 |
17800 |
4.ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА |
|||
Займы и кредиты |
510 |
5000 |
4000 |
В том числе: кредиты банков, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев |
511 |
4000 |
4000 |
займы, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев |
512 |
1000 |
0 |
Прочие долгосрочные обязательства |
520 |
0 |
0 |
ИТОГО по разделу 4. |
590 |
6000 |
4000 |
5. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Займы и кредиты |
610 |
4000 |
4000 |
В том числе: Кредиты банков, подлежащие погашению в течение 12 месяцев |
611 |
3000 |
3000 |
Займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев |
612 |
1000 |
1000 |
Кредиторская задолженность |
620 |
5000 |
5000 |
В том числе: поставщики и подрядчики |
621 |
2000 |
3000 |
Векселя к уплате |
622 |
2000 |
1000 |
Задолженность перед дочерними и зависимыми предприятиями |
623 |
0 |
0 |
Задолженность перед персоналом организации |
624 |
0 |
0 |
Задолженность перед государственными внебюджетными фондами |
625 |
1000 |
1000 |
Задолженность перед бюджетом |
626 |
0 |
0 |
Авансы полученные |
627 |
0 |
0 |
Прочие кредиторы |
628 |
0 |
0 |
Задолженность участникам по выплате доходов |
630 |
0 |
0 |
Доходы будущих периодов |
640 |
0 |
0 |
Резервы предстоящих расходов |
650 |
0 |
0 |
Прочие краткосрочные обязательства |
660 |
0 |
0 |
ИТОГО по разделу 5. |
690 |
9000 |
9000 |
БАЛАНС |
700 |
33100 |
30800 |
Отчёт о прибылях и убытках.
Наименование показателя |
Код строки |
За отчётный период |
1. Доходы и расходы по обычным видам деятельности |
010 |
35200 |
В том числе от продажи готовой продукции |
011 |
35200 |
Себестоимость проданных товаров |
020 |
23232 |
Валовая прибыль |
029 |
11968 |
Коммерческие расходы |
030 |
360 |
Управленческие расходы |
040 |
3000 |
Прибыль от продаж |
050 |
8608 |
2. Операционные доходы и расходы. Проценты к получению |
060 |
5,7 |
Проценты к уплате |
070 |
9,0 |
Доходы от участия в других организациях |
080 |
2,3 |
Прочие операционные доходы |
090 |
0 |
Прочие операционные расходы |
100 |
0 |
3. Внереализационные доходы и расходы. Внереализационные доходы |
120 |
0 |
Внереализационные расходы |
130 |
0 |
Прибыль до налогообложения |
140 |
8608 |
Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи |
150 |
1600 |
Прибыль от обычной деятельности |
160 |
7000 |
4. Чрезвычайные доходы и расходы Чрезвычайные доходы |
0 |
|
Чрезвычайные расходы |
0 |
|
Чистая прибыль |
7000 |
|
Дивиденды, приходящиеся на одну акцию По привилегированным |
1050 |
|
По обычным |
490 |
Оценка и выявление резервов роста бизнеса.
В разделе проводится оценка бизнеса на основе двух методов: активов и будущих доходов. Рассчитывается рост выручки за счёт внутренних финансовых ресурсов, без привлечения заемного капитала по формуле:
SGR =(b(П/В)(1+ЗК/СК))/(А/В-( b(П/В)(1+ЗК/СК), где:
SGR – рост выручки в %, за счёт внутренних финансовых ресурсов;
B – коэффициент реинвестирования прибыли;
П – прибыль чистая, после выплаты обязательных платежей;
ЗК – заемный капитал;
СК – собственный капитал;
А – активы.
SGR = (0,52(7000/37000)(1+ЗК/СК))/ (77708/37000-(0,52(7000/37000) )(1+ЗК/СК)=(0,01*(1+ЗК/СК))/(2,1-0,01(1+ЗК/СК))= (0,01*(1+0,43))/(2,1-(0,01*(1+0,43)) = 0,0143/2,0857= 0,007
Т.е. возможен рост выручки на 0,7%. 37000*0,007=259 тыс. рублей.
Рассчитав значения результатов финансовой деятельности за год, можно определить позицию организации. Назначение матрицы не только в том, чтобы определить позицию предприятия и источники поступления, либо оттока средств. Матрица позволяет определить возможные пути развития бизнеса и выработать наилучшую стратегию. Наше предприятие находится в зоне успеха, достаточно близко к диагонали равновесия. Организации, находящиеся в этих позициях относительно успешны, но есть опасность игнорирования возможных неблагоприятных изменений, недостаточной готовности к ним. Это может превратить благополучную фирму в испытывающую финансовые затруднения.
Заключение:
В данной курсовой работе мы проанализировали финансовую деятельность абстрактной организации по производству товара Х. Для этой организации были рассмотрены управление пассивами, активами, источниками средств. Рассчитаны нормы амортизации, определены балансовые стоимости оборудования на начало и конец года. Произведены расчеты для выявления стратегии фирмы, перспектив её роста и эффективности использования имеющихся ресурсов и возможностей. Был построен анализ финансовой среды, в которой существует данная организация.
При выполнении данной курсовой работы мы строго следовали предложенному варианту выполнения работы, опирались на приведенные данные по организации производства, затратам и источникам поступления. Все формулы, использованные в данной курсовой работе обоснованны в методическом материале.
На основе проделанного анализа можно сделать выводы, что организация грамотно строит свою политику, взаимодействует с поставщиками, кредиторами и дебиторами. Мы получили, что рост выручки за счёт внутренних финансовых ресурсов, без привлечения заемного капитала составляет лишь 0,07% или 259 тысяч рублей, что свидетельствует о правильной политике организации, грамотном ведении производства и точных стратегических расчётах.
Список литературы:
1. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. – М.: Финансы и статистика, 1994 год.
2. Балабанов И.Т. Финансовый менеджмента. – М.: Финансы и статистика, 1994 год.
3. Бланк И.А. Финансовый менеджмент. – Киев: Эльга Ника-Центр, 2004 год.
4. Брейли Р., Майрес С. Принципы корпоративных финансов. /Пер. с англ. – М.: Олимп – бизнес, 1997.
5. Гвоздев Б.З. Финансовый менеджмент. – М.: ИКФ «ЭКСМОС», 2003 год
6. Каратуев А.Г. Финансовый менеджмент. Учебное справочное пособие. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2001 год.
7. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2004 год.
8. Павлова Л. Финансовый менеджмент. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995 год.
9. Росс С. и др. Основы корпоративных финансов. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2000 год.
10. Палий В.Ф. Анализ деятельности акционерного общества. М.: Финансы и статистика, 1996.
[1] Гвоздев Б.З. Финансовый менеджмент. – М.: ИКФ «ЭКСМОС», 2003 год, с.89
[2] Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. – М.: Финансы и статистика, 1994 год, с. 93
[3] Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. – М.: Финансы и статистика, 1994 год, с. 127
[4] Росс С. и др. Основы корпоративных финансов. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2000 год, с.43
[5] Каратуев А.Г. Финансовый менеджмент. Учебное справочное пособие. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2001 год, с.53