СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОМОЩЬЮ ПОДРЯДНЫХ ТОРГОВ.. 4

1.1. Понятие инвестиций и инвестиционной деятельности предприятий. 4

1.2. Регулирование инвестиционной деятельности. 5

1.3. Общая характеристика подрядных торгов. 8

2. РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА.. 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 24

ВВЕДЕНИЕ

Характерными чертами рыночной  экономики  являются  динамичность экономической среды, постоянное изменение внешних факторов, определяющих политику предприятия, изменение конкурентных цен  на продукцию, колебание  курсов  валют,  инфляционное  обесценивание средств хозяйствующего субъекта, появление конкурентов, предоставляющих продукцию идентичную или превосходящую по качеству  продукцию. Для поддержания конкурентоспособности предприятия и его доли рынка сбыта, предприятию постоянно необходимо производить реконструкцию производственных мощностей, обновление имеющейся материально-технической базы, наращивание объемов производственной деятельности, освоение новых видов деятельности.

Для этих целей предприятию необходимо крупное вложение денег, которое ему чаще всего недоступно по причине отсутствия свободных денежных средств. Для привлечения необходимых средств предприятие должно проводить агрессивную инвестиционную политику.

Инвестиционная деятельность в той или иной степени присуща любому предприятию. Принятие инвестиционного решения невозможно без учета следующих факторов: вид инвестиции, стоимость инвестиционного проекта, множественность доступных проектов, ограниченность финансовых ресурсов, доступных для инвестирования, риск, связанный с принятием того или иного решения и др.

Весьма часто предприятие сталкивается с ситуацией, когда имеется ряд альтернативных  инвестиционных проектов. Естественно, возникает необходимость в сравнении этих проектов и выборе наиболее привлекательных из них по каким-либо критериям.

При выборе инвестиционного проекта большое значение имеет правильная оценка эффективности (прибыльности) проекта, для которой используется ряд показателей: чистый дисконтированный доход, индексы доходности затрат и инвестиций, срок окупаемости и другие.

Теория

1. РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОМОЩЬЮ ПОДРЯДНЫХ ТОРГОВ

1.1. Понятие инвестиций и инвестиционной деятельности предприятий

Термин «инвестиции» происходит от латинского слова «invest», что означает «вкладывать». В соответствии с Федеральным законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ инвестиции – это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. [1]

Инвестиционная деятельность предприятия (организации) представляет собой комплекс практических действий по вложению его капитала в различные объекты инвестиционной деятельности с целью получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.[2]

Объектами инвестиционной деятельности в РФ являются вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства РФ, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, другие объекты собственности, а также имущественные права и права на интеллектуальную собственность.

Запрещается инвестирование  в объекты, создание и использование которых не отвечает требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других норм, установленных законодательством, действующим на территории РФ, или наносит ущерб охраняемым законом правам и интереса граждан, юридических лиц и государства.

Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, юридические лица (банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи) и другие участники инвестиционного процесса. Субъектами инвестиционной деятельности могут быть физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государства и международные организации.

Инвесторы – это субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие из собственных, заемных или привлеченных  средств финансирование строительства объекта.

Инвесторы могут выступать в роли вкладчиков, заказчиков, кредиторов, покупателей, а также выполнять функции любого другого участника инвестиционной деятельности.

Заказчиками могут быть инвесторы, а также любые иные физические и юридические лица, уполномоченные инвестором осуществить реализацию инвестиционного проекта, не вмешиваясь при этом в предпринимательскую и иную деятельность других участников инвестиционного процесса, если иное не предусмотрено договором (контрактом) между ними.

Все инвесторы имеют равные права на осуществление инвестиционной деятельности. Инвестор самостоятельно определяет объемы, направления, размеры и эффективность инвестиций. Он по своему усмотрению привлекает на договорной, преимущественно конкурсной, основе (в том числе через торги подряда) юридических и физических лиц, необходимых ему для реализации инвестиций.

1.2. Регулирование инвестиционной деятельности

Регулирование (экономическое) – целенаправленные действия на упорядочение, налаживание, определение направлений развития экономических явлений и процессов.

Инвестиционная деятельность в условиях перехода к рыночной экономике нуждается в государственном регулировании потому, что инвестиционная деятельность, как и экономика, подвергается реформированию.

Государство оказывает регулирующее влияние на инвестиционную деятельность в следующих формах:

1) посредством издания законов и подзаконных нормативных актов;

2) посредством прямого управления государственными инвестициями;

3) принятием государственных инвестиционных программ;

4) экономическими методами регулирования инвестиционной деятельности (налогообложение, участие государственных органов в инвестиционной деятельности и др.).

Регулирование инвестиционной деятельности в законе «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» формулируется следующим образом: проведение инвестиционной политики, направленной на социально-экономическое и научно-техническое развитие РСФСР, обеспечивается государственными органами РСФСР, республик в составе РСФСР, местными Советами народных депутатов в пределах их компетенции.

Государственная инвестиционная политика должна быть нацелена на создание благоприятного инвестиционного климата в стране, на стимулирование привлечения частного капитала как национального, так и иностранного, а также поиск новых форм совместного (частного и государственного) инвестирования в перспективные проекты.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности заключается в гарантиях прав субъектов и защите инвестиций. Государство гарантирует, прежде всего, стабильность прав, что очень важно при долгосрочных инвестициях. Инвестиции могут быть приостановлены лишь в случае стихийных бедствий, признании инвестора банкротом, чрезвычайного положения и экологических нарушениях.

Для регулирования деятельности инвесторов на территории РФ государство использует следующие методы:

− Контроль за соблюдением государственных норм и стандартов, а также за соблюдением правил обязательной сертификации, то есть согласно закона «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» субъекты инвестиционной деятельности обязаны соблюдать нормы и стандарты, установленные законодательством РФ и республик в ее составе. А в том случае, если направление инвестиционной деятельности требует получения государственного сертификата на ее осуществление, то государство контролирует получение такого сертификата.

− экспертизу инвестиционных проектов, то есть оценку экономической и иной целесообразности инвестиций в данный проект, отрасль или инвестиционную программу.

− антимонопольные меры, приватизацию объектов государственной собственности, в том числе объектов незавершенного строительства. Таким образом, для инвестирования того или иного направления экономики государство должно создавать равные условия для всех участников инвестиционной деятельности, не допускать монополизации отдельных участков экономики одним инвестором. В отдельных случаях должен происходить конкурсный отбор инвестора (объявляться тендер) на инвестирование того или иного сектора экономики.

Для выбора проектировщиков, подрядчиков на конкурсной основе проводятся подрядные торги. Они создают условия конкуренции между различными подрядчиками и позволяют заказчику выбрать наиболее выгодного исполнителя.

В целях регулирования инвестиционной деятельности с помощью подрядных торгов было разработано и утверждено Государственным Комитетом РФ по управлению государственным имуществом и Государственным Комитетом РФ по вопросам архитектуры и строительства Положение о подрядных торгах в РФ.

Положение определяет общий порядок и условия подготовки, организации, проведения подрядных торгов на выполнение всего комплекса работ и оказания услуг, связанных со строительством новых, расширением, реконструкцией и ремонтом действующих объектов на территории РФ. Также в нем  прописаны права и обязанности участников торгов (заказчика, организатора торгов, тендерного комитета и претендентов).

Проведение подрядных торгов по вновь начинаемым объектам для федеральных государственных нужд является обязательным.

В соответствии со статьей 12 закона об инвестиционной деятельности решения по государственным инвестициям принимаются высшим представительным органом на основе прогнозов экономического и социального развития РФ, научно-технических и технико-экономических обоснований, определяющих целесообразность этих инвестиций.

Предварительный объем государственных капитальных вложений устанавливается Министерством экономики и сообщается госзаказчикам. Они, на основании предварительных объемов, разрабатывают перечень объектов с технико-экономическим обоснованием и необходимыми расчетами. Утвержденный перечень является основанием проведения подрядных торгов.

1.3. Общая характеристика подрядных торгов

В целях поиска наиболее оптимальной реализации инвестиционного проекта в строительстве проводятся подрядные торги.

Подрядные торги представляют собой форму размещения заказа на строительство и ремонтные работы, предусматривающую выбор подрядчика для выполнения работ и оказания услуг на основе конкурса.[3]

Объектом торгов является производственный или непроизводственный объект, к которому относится предмет торгов – право на выполнение конкретных видов работ и услуг.

Подрядные торги могут проводиться при размещении заказов:

• на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт предприятий, зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, в том числе на условиях «под ключ»;

• выполнение проектных инженерно-изыскательских конструкторских, строительных, монтажных, ремонтных и других видов работ;

• поставку комплектного технологического оборудования;

• управление проектом, консультирование, надзор;

• любые технически и организационно обоснованные сочетания указанных работ и услуг.

В подрядных торгах могут принимать участие любые российские и зарубежные предприятия и организации независимо от форм собственности, а если эта деятельность подлежит лицензированию – имеющие лицензию на право ее осуществления.

Запрещается участие в торгах организаций и фирм, имеющих непосредственную организационно-правовую или финансовую зависимость друг от друга (учредительство, финансовое участие, холдинг).

Основными видами подрядных торгов являются:

а) торги с предварительной квалификацией претендентов или без нее;

б) торги с участием иностранного оферента и без участия иностранного оферента (оферент – лицо, от имени которого представлено предложение заключить контракт в отношении конкретного предмета торгов);

в) гласные и негласные торги;

г) первичные и вторичные.

Основными участниками подрядных торгов являются заказчик, организатор торгов, тендерный комитет, претенденты, оференты.

Заказчик – это лицо, для которого строится, реконструируется или оснащается объект торгов. Заказчик на момент принятия решения о проведении подрядных торгов должен обладать необходимыми инвестиционными ресурсами, подтвержденными соответствующими финансовыми документами, обязан иметь статус официального юридического лица с соответствующей регистрацией.

При проведении торгов заказчик осуществляет следующие функции:

− определяет лицо, которое будет выполнять функции организатора торгов и издает в связи с этим официальный распорядительный документ;

− контролирует работу организатора торгов и участвует в работе тендерного комитета через своего представителя;

− устанавливает окончательные условия контракта и заключает его с победителем торгов;

− определяет предмет торгов и форму их проведения (открытые или закрытые);

− определяет потенциальных претендентов и через тендерный комитет направляет им приглашения к участию в торгах.

Организатором торгов является лицо, которому заказчиком поручено проведение торгов. Организатором торгов  может быть заказчик либо любое юридическое лицо, им уполномоченное на организацию подрядных торгов. В качестве организатора торгов могут выступать специализированные на проведение  подрядных торгов организации, а также предприятия, организации и учреждения независимо от форм собственности.

Организатор торгов осуществляет следующие функции:

1) подготавливает документы для объявления торгов, осуществляет публикацию, объявления или рассылку приглашений;

2) формирует тендерный комитет, используя своих специалистов, представителей проектных, научно-исследовательских и других организаций, отдельных экспертов;

3) направляет и контролирует деятельность тендерного комитета и привлекаемых инженерно-консультационных организаций  по подготовке тендерной и другой необходимой информации;

4) утверждает результаты торгов;

5) рассматривает апелляции на решения тендерного комитета;

6) контролирует заключение договоров заказчика с победителем торгов.

Тендерный комитет представляет собой постоянный или временный орган, создаваемый заказчиком или организатором для проведения торгов. Состав тендерного комитета утверждается заказчиком, к работе тендерного комитета могут привлекаться представители проектных, научно-исследовательских, инженерно-консультационных и других организаций. К функциям тендерного комитета относятся:

1) сбор заявок на участие в торгах, на предварительную квалификацию;

2) предварительная квалификация претендентов;

3) разработка и распространение тендерной документации;

4) определение победителя или принятие иного решения по результатам торгов и представление их на утверждение;

5) публикация в средствах массовой информации отчета о результатах торгов.

Претендентом является лицо, решившее принять участие в торгах до момента регистрации оферты (предложения заключить контракт). Для участия в подрядных торгах  претендент должен предоставить следующие документы:

1. заявку на участие в подрядных торгах;

2. временное поручительство в форме гарантии банка;

3. копию платежного документа, подтверждающего внесение первого задатка;

4. расчет цены предмета торгов с указанием порядка ее исчисления и распределения по основным видам работ;

5. пояснительную записку с приложением необходимой экономической, технической и технологической документации. В отдельных случаях состав представляемых документов по решению заказчика может быть изменен.

Оферент – лицо, от имени которого представлена оферта. Статус оферента приобретает претендент с момента регистрации оферты.

Существуют следующие формы торгов:

1) Закрытые торги – заказчик приглашает для участия в торгах уже известные ему фирмы, из которых он выбирает самую приемлемую.

2) Открытые торги – проводятся путем объявления в средствах массовой информации, где приглашаются участвовать все желающие.

Организатором торгов или по его поручению тендерным комитетом публикуется объявление о проведении торгов. Объявление о торгах должно быть произведено за 2 – 6 месяцев до срока представления оферт.

Существует следующая процедура торгов:

Подрядные торги на объекты, расположенные на территории Российской Федерации, проводятся по месту нахождения организатора торгов. Торги должны происходить в день, час и месте, официально объявленных организатором торгов. В торгах могут принимать участие по приглашению тендерного комитета эксперты и иные специалисты без права голоса.

Оценку оферт осуществляет оценочная комиссия, формируемая  тендерным комитетом в составе заказчика (организатора торгов), проектных и других организаций. Оценка оферт осуществляется на основе балльной системы, разрабатываемой тендерным комитетом.

Тендерный комитет выбирает победителем оферента, предложение которого наиболее полно отвечало всем требованиям, содержащимся в тендерной документации. Решение тендерного комитета о выборе победителя торгов принимается простым большинством голосов членов, присутствующих на заседании тендерного комитета полномочного состава. В случае равенства голосов принимается решение, за которое проголосовал председатель тендерного комитета.

Тендерный комитет извещает участников о результате торгов. После утверждения результатов торгов заказчиком торги считаются завершенными. Результаты торгов публикуются тендерным комитетом в недельный срок с момента утверждения заказчиком.

Практическая часть

Вариант 21

2. РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА

Эффективность инвестиционного проекта оценивается в течение расчетного периода, охватывающего временной интервал от начала проекта до его прекращения. По условию задания  временной интервал составляет 7 лет.

Проект порождает денежные потоки. Денежный поток инвестиционного проекта – это разность между чистыми притоками и оттоками денежных средств на данном расчетном периоде.

Денежный поток состоит из потоков от отдельных видов деятельности:

─ денежного потока от инвестиционной деятельности;

─ денежного потока от операционной деятельности;

─ денежного потока от финансовой деятельности;

На каждом шаге значение денежного потока характеризуется притоком, оттоком денежных средств и сальдо (разность между притоком и оттоком).

Таблица 1

Состав денежных потоков

Вид деятельности

Притоки

Оттоки

Инвестиционная деятельность

• Продажа активов;

• Поступления за счет уменьшения оборотного капитала.

• Капитальные вложения;

• Затраты на пуско-наладочные работы;

• Ликвидационные затраты в конце проекта;

• Затраты на увеличение оборотного капитала.

Операционная деятельность

• Выручка от реализации;

• Внереализационные доходы.

• Производственные издержки;

• Налоги.

Финансовая деятельность

• Вложения собственного капитала;

• Привлеченные средства (субсидии, дотации, выпуск долговых ценных бумаг);

• Заемные средства.

• Затраты на возврат и обслуживание займов;

• Выплата дивидендов.

Показатели эффективности проекта  в целом определяются по результатам инвестиционной и операционной деятельности. Показатели эффективности для участников проекта включают все фактические притоки и оттоки денежных средств, в том числе и от финансовой деятельности.

На основании  данных таблицы 1 сгруппируем притоки и оттоки денежных средств для проекта в целом и для участника проекта и занесем их в таблицу 2.

Таблица 2

Состав притоков и оттоков

Наименование

Состав притока

Состав оттока

Проект в целом:

     инвестиционная деятельность

     операционная деятельность

-

Выручка от реализации

Инвестиционные затраты

Производственные затраты, налоги

Заказчик (собственник):

     инвестиционная деятельность

     операционная деятельность

     финансовая деятельность

-

Выручка от реализации

Вложения собственного капитала; заемные средства

Инвестиционные затраты

Производственные затраты; налоги

Затраты на возврат и обслуживание займов

На основании исходных данных (прил. 2)  и табл. 2 рассчитаем денежный поток для проекта и для заказчика. Все притоки заносятся в таблицу со знаком «+», а оттоки со знаком «-».

Выручка задана в первом интервале планирования – 538 руб. и задан шаг наращения выручки в каждый последующий интервал – 375 руб.

Производственные затраты определяются исходя из следующих процентов от выручки: 1-й год – 57%; 2-й год – 43%; 3-й год – 41%; 4-й год и все последующие – 40%.

Все рассчитанные данные вносим в табл. 3 и 4. Рассчитываем денежный поток для проекта и для заказчика.

Таблица 3

Расчет денежного потока для проекта

Наименование показателя

Интервал планирования

0

1

2

3

4

5

6

7

ПРИТОКИ:

1. Инвестиционная деятельность

ИТОГО по ИД:

2. Операционная деятельность

Выручка от реализации

ИТОГО по ОД:

ВСЕГО притоков:

0

0

0

0

0

0

0

+538

+538

+538

0

0

+913

+913

+913

0

0

+1288

+1288

+1288

0

0

+1663

+1663

+1663

0

0

+2038

+2038

+2038

0

0

+2413

+2413

+2413

0

0

+2788

+2788

+2788

ОТТОКИ:

1. Инвестиционная деятельность

Инвестиционные затраты

ИТОГО по ИД:

2. Операционная деятельность

Производственные затраты

Налоги

ИТОГО по ОД:

ВСЕГО оттоков:

-1289

-1289

0

0

-1289

-1289

-844

-844

-306,7

-152,4

-459,1

-1303

0

0

-392,6

-289,2

-681,8

-681,8

0

0

-528,1

-414,2

-942,3

-942,3

0

0

-665,2

-538,8

-1204

-1204

0

0

-815,2

-660,3

-1475,5

-1475,5

0

0

-965,2

-781,8

-1747

-1747

0

0

-1115

-903,3

-2018

-2018

Денежный поток NCF

-1289

-765

+231,2

+345,7

+459

+562,5

+666

+770

Для расчета суммы налоговых отчислений воспользуемся дополнительной таблицей 4. По заданию определяется налог на добавленную стоимость (18%) и налог на прибыль (24%). Налогооблагаемая прибыль определяется как разность между выручкой и производственными затратами.

Таблица 4. Расчет налоговых отчислений

Наименование показателя

Интервал планирования

1

2

3

4

5

6

7

Выручка от реализации, у.е.

538

913

1 288

1 663

2 038

2 413

2 788

НДС (18%)

96,84

164,34

231,84

299,34

366,84

434,34

501,84

Балансовая прибыль, у.е.

231,34

520,41

759,92

997,80

1 222,80

1 447,80

1 672,80

Налог на прибыль (24%)

55,52

124,90

182,38

239,47

293,47

347,47

401,47

Итого налоговых выплат, у.е.

152,36

289,24

414,22

538,81

660,31

781,81

903,31

Для расчета затрат на возврат и обслуживание займа воспользуемся дополнительной таблицей 5. Потребность в дополнительном финансировании находится как максимальное значение абсолютной величины отрицательного накопленного сальдо от инвестиционной и операционной деятельности (1 289 у.е.). При выплате долга исходим из предположения, что долг погашается равными частями, начиная с третьего интервала планирования.

Таблица 5

Расчет затрат на возврат и обслуживание займа

Наименование показателя

Интервал планирования

0

1

2

3

4

5

6

7

Возврат суммы кредита

0

0

0

257,8

257,8

257,8

257,8

257,8

Остаток кредита в пользовании

1289

1289

1289

1031,2

773,4

515,6

257,8

0

Обслуживание кредита (25%)

0

322,25

322,25

257,8

193,35

128,9

64,45

0

Итого возврата и обслуживания кредита

0

322,25

322,25

515,6

451,15

386,7

322,25

257,8

В качестве основных показателей, используемых для расчетов эффективности инвестиционных проектов, выступают следующие:

─ чистый доход;

─ чистый дисконтированный доход;

─ внутренняя норма доходности;

─ индексы доходности затрат и инвестиций;

─ срок окупаемости.

Чистый доход предприятия от реализации инвестиционного проекта представляет собой разницу между поступлениями (притоком средств) и выплатами (оттоком средств) предприятия в процессе реализации проекта применительно к каждому интервалу планирования.[4]

Таблица 6

Расчет денежного потока для заказчика

Наименование показателя

Интервал планирования

0

1

2

3

4

5

6

7

ПРИТОКИ:

1. Операционная деятельность

 Выручка от реализации

ИТОГО по ОД:

2. Финансовая деятельность

Вложения собственного капитала

Заемные средства

ИТОГО по ФД:

ВСЕГО притоков:

0

0

+457

+1289

+1746

+1746

+538

+538

0

0

0

+538

+913

+913

0

0

0

+913

+1288

+1288

0

0

0

+1288

+1663

+1663

0

0

0

+1663

+2038

+2038

0

0

0

+2038

+2413

+2413

0

0

0

+2413

+2788

+2788

0

0

0

+2788

ОТТОКИ:

1.Инвестиционная деятельность

Инвестиционные затраты

ИТОГО по ИД:

2. Операционная деятельность

Производственные затраты

Налоги

ИТОГО по ОД:

3. Финансовая деятельность

Затраты на возврат и обслуживание займов

ИТОГО по ФД:

ИТОГО оттоков:

-1289

-1289

0

0

0

0

0

-1289

-844

-844

-306,7

-152,4

-459,1

-322,25

-322,25

-1625,3

0

0

-392,6

-289,2

-681,8

-322,25

-322,25

-1004,1

0

0

-528,1

-414,2

-942,3

-515,6

-516,6

-1457,9

0

0

-665,2

-538,8

-1204

-451,15

-451,15

-1655,2

0

0

-815,2

-660,3

-1475,5

-386,7

-386,7

-1862,2

0

0

-965,2

-781,8

-1747

-322,25

-322,25

-2069,3

0

0

-1115

-903,3

-2018

-257,8

-257,8

-2276,1

Денежный поток NCF

+457

-1087,3

-91,1

-169,9

+7,8

+175,8

+343,7

+511,9

Чистый доход (NV) – это  накопленный эффект (сальдо денежного потока) за расчетный период. Он определяется по формуле:

                                               NV=∑ NSF n                                                                              (1)

Чистый дисконтированный доход ( NPV ) – это накопленный дисконтированный эффект за расчетный период:

                     NPV=NSF(0)+ NSF(1)*DF(1)+……… NSF(n)*DF(n)         (2)

Дисконтирование денежного потока осуществляется путем умножения денежного потока на коэффициент дисконтирования:

                                            DF=1/(1+Е)n                                                                     (3)

где Е – норма дисконта, Е=28%.

DF(1)=1/(1+0,28)1=0,78

DF(2)=1/(1+0,28)2=0,61

DF(3)=1/(1+0,28)3=0,48

DF(4)=1/(1+0,28)4=0,37

DF(5)=1/(1+0,28)5=0,29

DF(6)=1/(1+0,28)6=0,23

DF(7)=1/(1+0,28)7=0,18

Чистый доход составит:

─ для проекта  в целом

NV=(-1289)+(-765)+231,2+345,7+459+562,5+666+770=980,4 у.е.

─ для заказчика проекта

NV=457+(-1087,3)+(-91,1)+(-169,9)+7,8+175,8+343,7+511,9=147,9 у.е.

Чистый дисконтированный доход составит:

─ для проекта  в целом

NPV=(­1289)+(­765)*0,78+231,2*0,61+345,7*0,48+459*0,37+562,5*0,29+666*0,23+770*0,18=-1117,12 у.е.

─ для заказчика проекта

NPV=457+(­1087,3)*0,78+(­91,1)*0,61+(­169,9)*0,48+7,8*0,37+

175,8*0,29+343,7*0,23+511,9*0,18=-303,15 у.е.

Отрицательное значение чистого дисконтированного дохода свидетельствует о неэффективности инвестиционного проекта.

Внутренняя норма доходности (окупаемости) – это расчетная процентная ставка, при которой получаемые  выгоды (доходы) от проекта становятся равными затратам на проект, то есть расчетная процентная ставка, при которой чистая приведенная стоимость равняется нулю. [5]

Внутренняя норма доходности (IRR) представляет собой такое положительное число Е, при котором чистый дисконтированный доход проекта обращается в «0».

Для оценки эффективности инвестиционных проектов значение IRR необходимо сопоставить  с нормой дисконта Е. Проекты, у которых IRR>Е, имеют положительный NPV и поэтому эффективны. Проекты, у которых IRR<Е, имеют отрицательный NPV и поэтому неэффективны.

IRR определяется путем подбора значения нормы дисконта и графически (рис. 1, 2).

Посчитаем чистый дисконтированный доход при разных ставках дисконта:

─  для проекта  в целом

NPV при Е=10% = -107,42 у.е.

NPV при Е=5% =+366,94 у.е.

NPV при Е=7% =+154,86 у.е.

─ для заказчика проекта

NPV при Е=10% =-167,64 у.е.

NPV при Е=5% =-40,04 у.е.

NPV при Е=2% =+59,24 у.е.

Рис. 1 Зависимость NPV от нормы дисконта (для проекта в целом)

Рис. 2 Зависимость NPV от нормы дисконта (для заказчика)

По графику, изображенному на рис. 1, и путем подбора определяем внутреннюю норму доходности для проекта в целом. IRR находится на промежутке от 7 до 9%.

По графику, изображенному на рис. 2, и путем подбора определяем внутреннюю норму доходности для заказчика. IRR находится на промежутке от 1 до 2%.

Индекс доходности инвестиций (ИД) – отношение суммы элементов денежного потока от операционной деятельности к абсолютной величине суммы элементов денежного потока от инвестиционной деятельности. Он равен увеличенному на единицу отношению ЧД к накопленному объему инвестиций:

                                    ИД=1+ЧД / Σ In                                                        (4)

При расчете ИД и ИДД могут учитываться либо все капитальные вложения за расчетный период, включая вложения в замещение выбывающих основных фондов, либо только первоначальные капитальные вложения, осуществляемые до ввода в эксплуатацию. В нашем случае учитываем первоначальные капитальные вложения.

Таким образом, индекс доходности инвестиций составит:

Для проекта в целом: ИД=981,4 / 457=2,1

Для заказчика: ИД=148,9 / 457=0,3

Индекс доходности дисконтированных затрат – отношение суммы дисконтированных денежных притоков к сумме дисконтированных денежных оттоков (по абсолютной величине):

                     ИДДЗ= NSF(прит.) / NSF (отток.)                                        (5)

Найдем дисконтированные денежные притоки и дисконтированные денежные оттоки (с учетом коэффициентов дисконтирования, рассчитанных по формуле (3).)

Для проекта в целом :

дисконтированные денежные притоки составят:

538*0,78+913*0,61+1288*0,48+1663*0,37+2038*0,29+2413*0,23+

+2788*0,18=3785,8 у.е.

дисконтированные денежные оттоки составят:

-1289+(-1303)*0,78+(-681,8)*0,61+(-942,3)*0,48+(-1204)*0,37+

+(-1475,5)*0,29+(-1747)*0,23+(-2018)*0,18=4811,7 у.е.

Таким образом, ИДДЗ для проекта в целом =3785,8/4811,7=0,8

Для заказчика:

дисконтированные денежные притоки составят:

1746+538*0,78+913*0,61+1288*0,48+1663*0,37+2038*0,29+2413*0,23+

+2788*0,18=5531,8 у.е.

дисконтированные денежные оттоки составят:

-1289+(-1625,3)*0,78+(-1004)*0,61+(-1458)*0,48+(-1655,2)*0,37+

+(-1862,2)*0,29+(-2069,3)*0,23+(-2276,1*0,18=5907,2 у.е.

Таким образом, ИДДЗ для заказчика =5531,8/5907,2=0,9

ИДДЗ<1, значит, проект неэффективен.

Индекс доходности дисконтированных инвестиций равен увеличенному на единицу отношению ЧДД к накопленному дисконтированному объему инвестиций:

                                  ИДД=1+ЧДД / РVI                                                    (6)

Индекс доходности дисконтированных инвестиций составит:

Для проекта в целом: ИДД=1+ (-1117,12)/457=-2,4

Для заказчика: ИДД=1+(-303,15)/457=-0,7

ИДД<1 и имеет отрицательное значение, значит, проект неэффективен.

Сроком окупаемости называется период времени, в течение которого текущий чистый доход становится неотрицательным. Так, срок окупаемости для проекта в целом равен 2-ому интервалу планирования. Проект для заказчика окупится на 4-ом интервале планирования.

Таким образом, по результатам расчета всех показателей эффективности инвестиционных проектов можно сделать вывод, что данный проект неэффективен как для проекта в целом, так и для заказчика.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня от эффективности инвестиционной политики зависят состояние производства, положение и уровень технической оснащенности основных фондов предприятий народного хозяйства, возможности структурной перестройки экономики, решение социальных и экологических проблем.

Процесс инвестирования играет важную роль в экономике любой страны. Инвестирование в значительной степени определяет экономический рост государства, занятость населения и составляет существенный элемент базы, на которой основывается экономическое развитие общества. Поэтому проблема, связанная с эффективным осуществлением инвестирования, заслуживает серьезного внимания.

Инвестиционная деятельность предприятия – важная неотъемлемая часть его общей хозяйственной деятельности. Для современного производства характерны постоянно растущая капиталоемкость и возрастание роли долгосрочных факторов. Чтобы предприятие могло успешно функционировать, повышать качество продукции, снижать издержки, расширять производственные мощности, повышать конкурентоспособность своей продукции и укреплять свои позиции на рынке, оно должно вкладывать капитал, и вкладывать его выгодно. Поэтому ему необходимо тщательно разрабатывать инвестиционную стратегию и постоянно совершенствовать ее для достижения вышеназванных целей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Источники

1. Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26.06.91 г. (с изменениями от 19.06.95 г., 25.02.99 г.)

2. Положение о подрядных торгах в Российской Федерации (с изменениями на 18 октября 1994 года)

Литература

1. Абрамов С. Управление инвестициями в основной капитал. М.: Экзамен. 2002. – 544 с.

2. Инвестиционная деятельность / Под редакцией Подшиваленко Г. П., Киселевой Н. В. М.: КНОРУС. 2005. – 432 с.

3. Крушвиц Л.  Инвестиционные расчеты. СПб.: Питер. 2001. – 432 с.

4. Мазурина Т. Ю. Финансы организаций (предприятий): учебное пособие. М.: Издательство РИОР. 2005. − 140 с.

5. Нешитой А. С.  Инвестиции: Учебник. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К». 2005. − 376 с.

6. Шарп У., Александер Г. Д., Бэйли Д. В. Инвестиции. М.: ИНФРА-М. 1999. – 1028 с.

7. Экономика предприятия / Под редакцией Сафронова Н. А. – М.: Юристъ. 2002. – 608 с.

8. Экономика фирмы / О. И. Волков, В. К. Скляренко, В. М. Прудников, Е. П. Моргунова. М.: ИНФРА-М.  2000. − 280 с.


[1] Мазурина Т. Ю. Финансы организаций (предприятий): учебное пособие. М.: Издательство РИОР. 2005. − с.113

[2] Инвестиционная деятельность / Под редакцией Подшиваленко Г. П., Киселевой Н. В. М.: КНОРУС. 2005. –

с. 404

[3] Абрамов С. Управление инвестициями в основной капитал. М.: Экзамен. 2002. – с. 436

[4] Экономика фирмы / О. И. Волков, В. К. Скляренко, В. М. Прудников, Е. П. Моргунова. М.: ИНФРА-М.  2000. − с. 85

[5] Экономика предприятия / Под редакцией Сафронова Н. А. – М.: Юристъ. 2002. – с. 422.