Содержание

Введение. 3

1. Сущность и функции государственного кредита, его формы в Российской Федерации, управление государственным долгом. 4

2. Сущность, функции и виды рынка ценных бумаг. Первичный и вторичный рынки  15

3. Финансовые отношения и финансовые ресурсы коммерческих предприятий. 17

Задача 1. 22

Задача 2. 24

Заключение. 25

Список литературы.. 26

Введение

Деньги являются важнейшим атрибутом рыночной экономики. От того, как функционирует денежная система, во многом зависит стабильность экономического развития страны. Изучение природы и основных функций денег, процесса эволюции денежный систем, организации и развития денежного обращения, причин, последствий и методов борьбы с инфляцией необходимо для последующего анализа особенностей функционирования всей финансовой системы.

Предприниматели в своей хозяйственной деятельности постоянно имеют дело с денежными единицами своей страны и иностранных государств. Деньги – историческая категория, присущая товарному производству. До появления денег имел место натуральный обмен.

К древнейшим видам денег относятся товары, которые использовались повседневно, а при обмене служили всеобщим эквивалентом: продовольственные (скот, соль, чай, зерно, рис и др.), меховые (шкуры пушных зверей), орудие труда (мотыги, топоры, ножи, лопаты), украшения (кольца, браслеты, цепочки). Постепенно роль денег перешла к металлам, сначала в форме слитков разной формы, а с VII в. до н.э. – в форме чеканных монет. До капитализма роль денег выполняли медь, бронза, серебро, а в некоторых странах (в Ассирии и Египте) еще в древности (за два тысячелетия до н.э.) – золото. С развитием товарного производства золото и серебро стали денежными товарами.

Цель работы является рассмотрение основных вопросов фмнансов. В соответствии с целью пред работой поставлены следующие задачи:

1. Сущность и функции государственного кредита, его формы в Российской Федерации, управление государственным долгом

2. Сущность, функции и виды рынка ценных бумаг. Первичный и вторичный рынки

3. Финансовые отношения и финансовые ресурсы коммерческих предприятий

1. Сущность и функции государственного кредита, его формы в Российской Федерации, управление государственным долгом

Государственный кредит - это урегулированная нормами финансового права деятельность государства, направленная на получение в кредит, то есть взаймы, денежных средств в бюджет от юридических лиц и граждан на условиях возвратности, срочности, возмездности и добровольности. Сторонами этих отношений выступают: государство и юридические и физические лица. [1]

Необходимость использования государственного кредита для удовлетворения нужд общества обусловлена постоянным противоречием между величиной денежных средств, имеющихся в бюджете, и все возрастающими потребностями общества. Взятые взаймы денежные средства населения и хозяйствующих субъектов поступают в распоряжение органов государства, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Они могут быть использованы просто как планируемый бюджетный ресурс, ресурс для пополнения внебюджетных фондов на специальные цели, инвестиционный ресурс, но, как правило, государственные займы в разных формах используются особенно интенсивно для покрытия бюджетного дефицита.

Целесообразность использования государственного кредита вытекает из того, что привлечение средств в бюджет с помощью кредита дает меньше отрицательных последствий, чем эмиссия денежных знаков.

Возможность существования государственного кредита вытекает из особенностей формирования и использования доходов, получаемых физическими и юридическими лицами.

У населения и юридических лиц могут быть временно свободные денежные средства по различным причинам:

- отложенный спрос;

- накопление средств для приобретения ценных вещей или совершения крупных вложений;

- сезонности производства (неравномерное поступление доходов);

- несовпадение получения выручки от реализации продукции с расходованием средств;

- создание резервных фондов.

Государственный кредит направляется на финансирование финансовых расходов и прежде всего, на покрытие бюджетного дефицита, тогда как банковский кредит направляется на увеличение прибавочного капитала в обществе.[2]

Государственный кредит используется глобально  в соответствии с текущими потребностями народного хозяйства и для финансирования чрезвычайных расходов, а банковский кредит имеет строго целевое назначение;

при государственном кредите срок возврата не строго регламентирован, отношения между участниками строятся добровольно, экономические санкции к государству-должнику не применяются. А при банковском кредите нарушение срока возврата ссуды влечет за собой экономические санкции, например, повышение процента за кредит.

Государственный кредит в экономике страны играет важную роль - вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит, как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику. А именно:

Посредством государственного кредита кредитуются и гарантируются поставки отечественных производителей за рубеж, что обеспечивает конкурентную борьбу монополий на внешних рынках;

Путем привлечения государственных займов государством компенсируются потери банков при разорении добросовестных заемщиков из малого бизнеса, что способствует поддержанию малого и среднего бизнеса;

Так как государственные займы выступают средством, обеспечивающим риск неплатежей экспортерам отечественных высокотехнологичных товаров, тем самым поощряются экспортные операции;

За счет заемных средств могут предоставляться кредиты на развитие стратегических (обеспечение обороны и научно-технического прогресса) и социально значимых производств, что  приводит к стабилизации социальной обстановки и созданию благоприятного морального климата для бизнеса;

На заимствованные за рубежом средства правительство имеет возможность закупать товары отечественного производства, кроме того, государство может выдавать кредиты другим государствам и зарубежным фирмам, «связывая» их условием закупки товаров у отечественных производителей,  обеспечивая сохранение и создание новых рабочих мест;

Значительная доля средств, привлеченных с помощью государственных займов, используется для покрытия бюджетного дефицита;

Мобилизуя временно свободные денежные средства населения и юридических лиц государственный кредит способствует правильной организации сбережений, создает условия для достижения сбалансированности доходов и расходов населения, предприятий и организаций, служит одним из рычагов нормализации денежного обращения в стране.

В кредитных отношениях государство может выступать в качестве:[3]

·        заемщика (чаще всего) - пассивный кредит;

·        кредитора - активный кредит;

·        гаранта - условный кредит.

Основными формами государственного кредита являются:

1. Государственные займы;

2. Казначейские обязательства;

3. Обращение части вкладов населения в государственные займы через сберегательные учреждения;

4. Заимствование средств в Центральном банке;

5.  Гарантированные (условные) займы.

В целом государственные займы могут быть классифицированы по следующим признакам: [4]

1. По праву эмиссии, по эмитентам:

- займы, размещаемые центральным Правительством;

- займы, размещаемые Правительствами национально-государственных и административно-территориальных образований;

- займы, размещаемые органами местного самоуправления.

2. В зависимости от места размещения:

- внутренние займы;

- внешние займы.

3. По срокам действия:

- краткосрочные (до 1 года);

- среднесрочные (от 1 до 5 лет);

- долгосрочные (от 5 до 30 лет).

4. По признаку субъектов - держателей ценных бумаг:

- реализуемые только среди населения. Так, специально для населения 19 февраля 1992 года был выпущен государственный внутренний выигрышный заем;

- реализуемые только среди юридических лиц. Примером может служить внутренний государственный валютный облигационный заем;

- универсальные, реализуемые как среди юридических лиц, так и среди населения. Примерами могут служить широко обращающиеся сейчас ГКО и КО, которые государство намерено продавать не только коммерческим и государственным структурам, но и населению.

5. По методу определения дохода долговые обязательства государства бывают:

- с твердым или

- плавающим доходом.

6. В зависимости от формы выплаты дохода:

- процентные, которые представляются наиболее предпочтительными для инвесторов, так как получаемый по ним доход на основе купонов довольно стабилен и выплачивается 1, 2 или 4 раза в год;

- выигрышные (лотерейные), в настоящее время данный вид долговых обязательств не пользуется большим спросом, так как доход выплачивается в форме выигрыша и только по тем облигациям, которые попали в тиражи выигрышей, что не является гарантированной формой получения прибыли. Кроме того бывают займы беспроигрышные, однако в РФ они сейчас не выпускаются;

- процентно-выигрышные, часть получаемого дохода по которым выплачивается ежегодно на основе оплаты купонов (или один раз при погашении займа путем зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг, без ежегодных выплат),  а  другая участвует в тираже выигрышей;

- беспроцентные (целевые) займы предусматривают выплату доходов держателям облигаций или гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который в момент выпуска займа не удовлетворяется;

- облигации с нулевым купоном, весь доход по которым выплачивается вместе с суммой основного долга, продаются они со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу.

7. В зависимости от обеспеченности долговые обязательства бывают:

- закладные, которые обеспечиваются конкретным залогом, например определенным видом имущества, как правило, их выпускают местные органы власти;

- беззакладные, обеспечением по которым служит все имущество государства или отдельного муниципалитета, в связи с чем, надежность их исключительно высока, так как инвесторы не нуждаются в дополнительных гарантиях.

8. По методам размещения:

- добровольные;

- принудительные.

9. В зависимости от формы выпуска бывают:

- облигационные займы, которые предполагают эмиссию ценных бумаг;

- безоблигационные, подобные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.

10. В зависимости от видов облигаций :

- рыночные (свободно продаются и покупаются);

- нерыночные (не подлежат обращению на рынке ценных бумаг, размещаются среди определенного круга инвесторов, которым выгодно приобретение подобных займов).

11. По срокам погашения займы делятся на:

- краткосрочные (сроком погашения до 1 года);

- среднесрочные (до 5 лет);

- долгосрочные (свыше 5 лет).

Сейчас используются займы всех сроков погашения.

При выпуске государственных займов необходимо учитывать следующие факторы:

·     на какую сумму уже размещены займы;

·     какова сумма вновь выпускаемого займа;

·     платежеспособный спрос населения;

·     кто выпускает облигационный заем: центр или местные органы власти;

·     какой процент по облигационному займу планируется выплачивать (он должен быть тесно связан с банковским процентом);

·     срок погашения займа.

Государственный долг РФ представляет собой долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юриди­ческими лицами, иностранными государствами, международны­ми организациями и другими субъектами международного права.[5]

Государственный долг РФ обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим госу­дарственную казну.

В состав государственного долга РФ входят долговые обяза­тельства в следующих формах:

1) кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени РФ с кредитными организациями, иностранными госу­дарствами и международными финансовыми организациями;

2)   государственные ценные бумаги, выпускаемые от имени РФ;

3) договоры о предоставлении государственных гарантий РФ, договоры поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

4) переоформленные долговые обязательства третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов;

5) соглашения и договоры, в том числе международные, за­ключенные от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет.

Долговые обязательства РФ подразделяются на краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от одного года до пяти лет) и дол­госрочные (от пяти до 30 лет). Они погашаются в сроки, определяе­мые конкретными условиями займа, и не могут превышать 30 лет.

Изменение условий выпущенного в обращение государст­венного займа, в том числе сроков выплаты и размера процент­ных платежей, срока обращения, не допускается.

Государственный долг субъекта РФ — это совокупность дол­говых обязательств субъекта РФ, обеспечиваемая всем находя­щимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляю­щим его казну.

Долговые обязательства субъекта РФ существуют в форме:

1) кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени субъекта РФ с физическими и юридическими лицами, кредитными организациями, иностранными государствами, ме­ждународными финансовыми организациями;

2) государственных займов субъекта РФ, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта РФ;

3) договоров о предоставлении государственных гарантий субъекта РФ, договоров поручительства субъекта РФ по обеспе­чению исполнения обязательств третьими лицами;

4) переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг субъекта РФ на основе принятых законов субъекта;

5) соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта РФ, о пролонгации и реструк­туризации долговых обязательств субъектов прошлых лет.

Долговые обязательства субъекта РФ погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 30 лет.

Формы и виды государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени субъекта РФ, условия их выпуска и обращения определяются соответствующими органами государственной власти субъектов РФ.[6]

Для проведения эффективной финансовой политики в об­ласти государственного и муниципального заимствований осо­бое значение имеет процесс управления государственным и му­ниципальным долгом. Управление государственным долгом РФ осуществляется Правительством РФ, управление государствен­ным долгом субъекта РФ — органом исполнительной власти субъекта РФ. Управление муниципальным долгом производится уполномоченным органом местного самоуправления.

Российская Федерация не несет ответственности по долго­вым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образова­ний, если такие обязательства не были гарантированы РФ. Субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если такие обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам Российской Федерации.

При возникновении финансового кризиса появляется необ­ходимость реструктуризации долга.

Реструктуризация — это погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований или принятием дру­гих долговых обязательств в объемах погашаемых долговых обяза­тельств с установлением других условий обслуживания и сроков погашения. Реструктуризация долга может осуществляться с час­тичным списанием или сокращением суммы основного долга.[7]

В целях регулирования размера государственного долга устанавливается его предельный объем. Предельные объемы государственного внутреннего долга и внешнего долга на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о феде­ральном бюджете с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств. Законом субъекта РФ о бюджете, правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете устанавли­вается верхний предел долга субъекта РФ, муниципального долга. Предельный объем государственного долга субъекта РФ, муниципального долга не может превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюдже­тов других уровней бюджетной системы РФ.

Эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг производится при утверждении федеральным законом, законом субъекта РФ или решением органа местного самоуправления о бюджете следующих показателей:

• предельного размера соответствующего государственного или муниципального долга;

•  предельного объема заемных средств, направляемых Рос­сийской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием в текущем финансовом году на финансиро­вание дефицита бюджета соответствующего уровня;

•  расходов на обслуживание государственного и муници­пального долга в текущем году.

Если при исполнении бюджета субъекта РФ или местного бюджета расходы на обслуживание государственного долга субъ­екта превышают 15% расходов его бюджета, а также в случае превышения предельного объема заемных средств, и при этом субъект РФ не в состоянии обеспечить обслуживание и погаше­ние своих долговых обязательств, уполномоченный орган госу­дарственной власти РФ может применить следующие меры:

•  назначить ревизию бюджета субъекта РФ;

•  передать исполнение бюджета субъекта РФ под контроль Минфина РФ;

• принять другие меры, предусмотренные бюджетным законодательством.

Все поступления средств в бюджет от заимствований и дру­гих долговых обязательств, включая средства, которые расходу­ются на обслуживание и погашение государственного или муни­ципального долга, отражаются в бюджете как источники финан­сирования дефицита бюджета.

Все расходы на обслуживание долговых обязательств, вклю­чая дисконт по дисконтным ценным бумагам, отражаются в бюджете как расходы на обслуживание государственного или муниципального долга.

Погашение обязательств государственного долга РФ учиты­вается в федеральном бюджете путем вычитания суммы пога­шаемых обязательств из суммы поступлений источников финан­сирования дефицита федерального бюджета и отражается соот­ветственно в Программе государственных внутренних или внешних заимствований РФ.

Все расходы на погашение обязательств государственного долга субъектов РФ, муниципального долга учитываются в расходной части бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов как расходы на погашение государственного или муниципального долга

Рассмотрим порядок обслуживания государственного внут­реннего долга Российской Федерации, субъектов РФ, муници­пального долга.

Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств РФ осуществляются за счет средств феде­рального бюджета. Обслуживание государственного внутреннего долга РФ производится, как правило, Центральным банком РФ и его учреждениями путем осуществления операций по разме­щению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате до­ходов в виде процентов по ним.

Выполнение ЦБ РФ, другим специализированным финансо­вым институтом функций генерального агента Правительства РФ по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним осуществляется на основе специальных соглашений, заключаемых с эмитентом го­сударственных ценных бумаг.

Обслуживание государственного внутреннего долга субъекта РФ, муниципального долга производится в соответствии с феде­ральными законами, законами субъекта РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.

По соглашению сторон государственный или муниципаль­ный долг, возникший из купли-продажи государственных или муниципальных ценных бумаг, может быть заменен заемным обязательством. Замена государственного и муниципального долга заемным обязательством осуществляется с соблюдением требований о новации и совершается в форме договора займа.

Новация связана с тем, что обязательство прекращается соглашени­ем сторон о замене первоначального обязательства, существовав­шего между ними, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим другой предмет или способ исполнения. Но­вация прекращает дополнительные обязательства, связанные с пер­воначальным обязательством.

2. Сущность, функции и виды рынка ценных бумаг. Первичный и вторичный рынки

В России интенсивно идет процесс формирования рыночных отношений. Конкретным подтверждением этому служит внедрение в хозяйственную практику рынка ценных бумаг. Его создание и развитие, дает возможность мобильно перераспределять денежные средства индивидуальных инвесторов для структурных преобразований в экономике. Развитие рынка ценных бумаг будет способствовать подъему экономики лишь при реализации других мер: формирования и развития товарного рынка, демонополизации, поддержке малых предприятий, укреплении денежного обращения. Рынок ценных бумаг и его институты играют важную роль в общем рыночном взаимодействии: через покупку и продажу акций осуществляется перелив капиталов между предприятиями, отраслями и секторами экономики. Происходит аккумуляция свободных денежных ресурсов для направления их в те сферы, которые остро в них нуждаются. Основу финансовой системы РФ составляет хозяйствующий субъект (предприятие, учреждение, организация).

В обладании акциями, как средством получения доходов, таким образом оказываются заинтересованы их покупатели — последующие владельцы, а не директораты предприятий, выпустивших акции.

Соответственно такому отношению к акциям рынок ценных бумаг распадается на два:

первичный, на котором продавцами выступают эмитенты акций, т.е. предприятия, их выпустившие с целью наращивания своих финансовых мощностей.

вторичный, на котором продавцами выступают владельцы акций, не являющиеся их эмитентами.

Под вторичным фондовым рынком понимаются отношения, складывающиеся при обращении ранее эмитированных на первичном рынке ценных бумаг.

Основу вторичного рынка составляют операции, оформляющие перераспределение сфер влияния вложений иностранных инвесторов, а также отдельные спекулятивные операции.

Важнейшая черта вторичного рынка - это его ликвидность, т.е. возможность успешной и обширной торговли, способность поглощать значительные объемы ценных бумаг в короткое время, при небольших колебаниях курсов и при низких издержках на реализацию.

 Вторичный рынок ценных бумаг подразделяется на:

-    организованный (биржевой) рынок

-    неорганизованный (внебиржевой или "уличный") рынок.

Eсли попытаться дать самые общие определения, то первичный рынок - это термин, который используется для описания тех случаев, когда ценные бумаги впервые появляются на публичной арене обычно в обмен на денежные средства. Вторичный рынок - это термин, который используется для описания случаев, когда вторые и последующие транши находящихся в обращении ценных бумаг появляются на публичной арене; это также тот рынок, на котором обращаются ценные бумаги, которые раньше появились на рынке. Очень важно отметить, что первичный рынок представляет собой рынок новых эмиссий и метод, который большинство заемщиков использует для привлечения новых ресурсов. Для того, чтобы этот рынок работал успешно, жизненно важно, чтобы вкладчики и инвесторы обладали уверенностью в том, что они не зря вкладывают свои деньги в этот рынок. Слабый первичный рынок подорвет ликвидность вторичного рынка. Следовательно, существует потребность в предоставлении точной информации с тем, чтобы инвесторы имели возможность проводить сравнение с другими формами инвестиций и принимать решения, следует ли вкладывать деньги в каждый новый выпуск.

3. Финансовые отношения и финансовые ресурсы коммерческих предприятий

Формирование и нормальное функционирование рыночных отношений органически связаны с многообразием форм собственности, обеспечивающих самостоятельность и экономическую ответственность хозяйствующих субъектов. Причём самостоятельность предприятий не зависит от различных форм собственности - будь то частная или государственная. В соответствии с принципами коммерческого расчета каждый хозяйствующий субъект в условиях рыночной экономики становится независимым товаропроизводителем, приобретает самостоятельность в  финансово - хозяйственной деятельности: в организации производства и реализации продукции; в распределении полученной выручки; в заключении договоров с поставщиками; в определении направлений и размеров использования прибыли, оставляемой в его распоряжении после уплаты налогов и обязательных платежей.

Предприятия приобретают возможность заимствовать финансовые ресурсы, в случае их недостаточности, в кредитной сфере и на финансовом рынке.[8]

Коммерческий расчет как метод ведения хозяйства основан на получении максимальной прибыли при минимальных затратах в условиях конкуренции. Достижение этой цели возможно при соизмерении размеров вложенного капитала с результатами финансовой деятельности. При этом необходимо рассчитать и определить наиболее эффективный вариант вложения капитала.

В условиях рыночной экономики предприятия, функционирующие на коммерческой основе должны обладать определённой совокупностью экономических признаков и, прежде всего, самоокупаемостью и платёжеспособностью. Эти два признака определяют финансовую состоятельность предприятия.

Самоокупаемость предприятия - экономический признак, характеризующий деятельность предприятия с позиции его способности к простому или расширенному воспроизводству. Самоокупаемость хозяйствующего субъекта достигается путём использования внутренних механизмов минимизации затрат и максимизации дохода, является внутренним признаком финансовой состоятельности предприятия.

Платёжеспособность предприятия - экономический признак (внешний признак финансовой состоятельности), характеризующий деятельность предприятия с позиции его способности удовлетворять требования кредиторов и оплачивать производственные расходы. Основой платёжеспособности является достаточность оборотных средств и их структура. Платёжеспособность достигается путём использования механизмов ускорения оборачиваемости капитала, посредством распределения активов предприятия по группам с последующим контролем за их степенью ликвидности и надёжности.

Организация финансов предприятия строится на следующих принципах: хозяйственной самостоятельности, самофинансировании, материальной ответственности, заинтересованности в результатах деятельности, формировании финансовых резервов.

Финансовые ресурсы (ФР) предприятия - это денежные доходы и поступления, которые находятся в распоряжении предприятия. Они предназначены для выполнения финансовых обязательств предприятия (перед бюджетом, страховыми компаниями, банками и прочими организациями), финансирования текущих затрат и затрат, связанных с расширением производства, материального стимулирования работников и др.

Источниками формирования финансовых ресурсов являются собственные денежные доходы и поступления извне (заемные и привлечённые средства). Первоначально формирование финансовых ресурсов происходит в момент учреждения предприятия, когда формируется его уставный капитал. Величина уставного фонда показывает размер основных и оборотных средств, которые вложены в процесс производства, либо в сферу оказания услуг. В дальнейшем финансовые ресурсы формируются за счёт прибыли, амортизации (собственные средства). Кроме этого, предприятия могут получать финансовые ресурсы от концернов и ассоциаций, в которые они входят, от страховых компаний в случае наступления страхового случая.

Заемные средства привлекаются, как правило, на условиях платности и возвратности в виде кредитов банков, выданных на разные сроки, средств предприятий в виде векселей, облигационных займов.

Бюджетные ассигнования могут использоваться как на безвозвратной, так и на возвратной основе. Обычно, они выделяются для финансирования государственных заказов, отдельных инвестиционных программ или в качестве краткосрочной государственной поддержки предприятий, производство продукции которых имеет общегосударственное значение.

Классификация финансовых ресурсов предприятия может быть представлена следующим образом:[9]

финансовые ресурсы, образуемые за счёт собственных и приравненных к ним средств (прибыль от основной деятельности, прибыль от реализации имущества прибыль от финансовых операций, амортизационные отчисления, паевые и иные взносы);

финансовые ресурсы, мобилизуемые на финансовом рынке (продажа собственных акций, облигаций и других ценных бумаг, кредитные инвестиции);

финансовые ресурсы, поступающие в порядке перераспределения (дивиденды по ценным бумагам, страховые возмещения, прочие поступления).

Финансовые ресурсы используются предприятием в процессе производственной и инвестиционной деятельности. Они находятся в постоянном движении и пребывают в денежной форме лишь в виде остатков денежных средств на расчетном счете в банке и в кассе предприятия.

Часть финансовых ресурсов, вложенных в производство и приносящих доход по завершении оборота, называется капиталом. Капитал выступает как превращенная форма финансовых ресурсов.

Источники финансирования деятельности предприятия (инвестиционной, текущей) можно разбить на три группы:

собственный капитал (капитал, инвестированный собственником и накопленная прибыль);

заемный капитал;

текущие обязательства.

Платные источники финансирования являются капиталом. Своего рода «платой» за использование собственного капитала выступают дивиденды. А платой за использование заемного капитала – ссудный процент. Источники финансирования в форме текущих обязательств обычно являются бесплатными (задолженность по заработной плате, по налогам в бюджет).

Финансовая структура капитала – структура основных источников средств. С точки зрения анализа и эффективного управления финансами важным является вопрос о структуре инвестированного капитала (соотношение собственного и заемного). При этом оценивается целесообразность привлечения заемного капитала, сопоставляется величина будущей прибыли с ценой привлечения капитала. Основные показатели, характеризующие финансовую структуру капитала, - коэффициенты оценки финансовой устойчивости (платежеспособности) и финансовой независимости предприятия. Они определяют степень защищенности интересов кредиторов и инвесторов. С этой целью используются два основных показателя: коэффициент концентрации собственного капитала (коэффициент автономии) и коэффициент финансовой зависимости.

Коэффициент концентрации собственного капитала характеризует долю собственного капитала в финансовой структуре капитала. Для большей финансовой устойчивости желательно, чтобы данный показатель был на уровне 60%. Коэффициент финансовой зависимости отражает соотношение заемного и собственного капитала и показывает зависимость предприятия от внешних займов. Желательным является, чтобы величина данного показателя была меньше 100%. Чем выше данный коэффициент, тем более рискованна ситуация и выше вероятность возникновения дефицита денежных средств.

Собственный капитал предприятия подразделяется на постоянный и переменный. Постоянный капитал – минимальный объем средств, необходимых предприятию для осуществления деятельности (уставный капитал). Переменный капитал характеризует дополнительные средства, необходимые в экстремальные периоды деятельности (капитал, который предполагается использовать в качестве дополнительного источника). переменная часть собственного капитала во многом зависит от финансовых результатов деятельности предприятия. За счет него формируются резервный капитал, добавочный капитал, нераспределенная прибыль.

Проблема желаемой структуры дополнительного капитала (соотношение эмиссии акций и новых кредитов) относится к вопросам финансового планирования. Здесь важным является поиск такой структуры дополнительного капитала, при которой его цена является минимальной.[10]

Задача 1

Рассчитать объемы финансовых ресурсов, поступивших из прибыли. Составить план распределения прибыли совместного предприятия

Данные для расчета

Доля российского участника в уставном капитале совместного предприятия 30 %.

Ставки налогов: на прибыль 24%, на доходы от долевого участия 6%.

Валютный курс рубля к евро составляет при получении выручки и при учете затрат 32 руб. 30 коп., а при получении доходов иностранным партнером 34 руб. 15 коп.

Решение

План распределения прибыли совместного предприятия

1. Выручка поступившая на текущий валютный счет, тыс. евро

98,0

2. Выручка, тыс. руб.

7500

3. Выручка всего в пересчете на рубли

10665

4. Затраты, тыс. евро

64,0

5. Затраты тыс. руб.

5800

6. Себестоимость всего, тыс. руб.

7867,2

7. Прибыль от реализации продукции, тыс. руб.

2798,2

8. Прибыль от прочей реализации, тыс. руб.

3000

9. Балансовая прибыль, тыс.руб.

5798,2

10. Сумма прочих налогов, тыс. руб.

219

11. Налогооблагаемая прибыль, тыс. руб.

5579,2

12. Сумма налога на прибыль, тыс. руб.

1339

13. Чистая прибыль, тыс. руб.

4240,2

14. Резервный фонд, тыс. руб.

900

15. Фонд накопления, тыс. руб.

1000

16. Фонд потребления, тыс. руб.

2000

17. Прибыль к распределению между участниками, тыс. руб.

340,20

18. Доля российского участника, ты сруб.

102,06

19. Сумма налога от долевого участия, тыс. руб.

6,12

20. Чистый доход российского участника, тыс. руб.

95,93

21. Доход иностранного участника, тыс. руб.

238,13

22. Доход иностранного участника, тыс. евро

6,9732

Всего выручка = 98,0 * 32,30 + 7500 = 10665 тыс. руб.

Себестоимость = 64,0 * 32,30 + 5800 = 7867,2 тыс. руб.

Прибыль от реализации продукции = 10665 – 7867,2 = 2798,2 тыс. руб.

Балансовая прибыль = 2798,2 + 3000 = 5798,2 тыс. руб.

Налогооблагаемая прибыль = 5798,2 – 219 = 5579,2 тыс. руб.

Сумма налога на прибыль = 5579,2 * 24/100 = 1339 тыс. руб.

Чистая прибыль = 5579,2 – 1339 = 4240,2 тыс. руб.

Прибыль к распределению между участниками = 4240, 2 – 900 – 1000 – 2000 = 340,20 тыс. руб.

Доля российского участника = 30% * 340,20 = 102,06 тыс. руб.

Сумма налога от долевого участия = 6 * 102,06 = 6,12 тыс. руб.

Чистый доход российского участника = 102,06 – 6,12 = 95,9 тыс. руб.

Доход иностранного участника = 340,20 – 102,06 = 238,13 тыс. руб.

Доход иностранного участника = 238,13 / 34,15 = 6,9732 тыс. евро[11]

Задача 2

Составить план распределения чистой прибыли российского акционерного общества на год и определить размер дивидендов по обыкновенным акциям.

Данные для расчета

Уставной капитал составляет 1000 тыс. руб. Сумма привилегированных акций 250 тыс руб. Привилегированные акции выпущены с фиксированным дивидентом 33 %. Акционерное общество выпустило облигаций на сумму 500 тыс. руб. с купонной ставкой 12 % годовых. Купонный доход выплачивается раз в год.

Решение

1. Прибыль, полученная от основной деятельности, тыс. руб.

1300

2. Выплата процентов по облигациям, тыс. руб.

60

3. Чистые доходы от долевого участия в совместной деятельности, тыс. руб.

1240

4. Чистая прибыль, всего тыс. руб.

125

Отчисления от прибыли:

в резервный фонд, тыс. руб.

в фонд накопления, тыс. руб.

на социальные нужды, тыс. руб.

на благотворительные цели, тыс. руб.

1115

250

315

420

130

Фонд дивидендов по привилегированным акциям, тыс. руб.

82,5

Фонд дивидендов по обыкновенным акциям, тыс. руб.

42,5

Выплата процентов по облигациям = 500 *12/100 = 60 тыс. руб.

Чистые доходы от долевого участия в совместной деятельности = 1300 – 60 = 1240 тыс. руб.

Чистая прибыль = 1240 – 1115 =  тыс. руб.

Фонд дивидендов по привилегированным акциям  = 250 * 33 /100 = 82,5 тыс. руб.

Д = Р/Эао * 100% = 42,5/(1000 - 250) = 0,056 * 100 = 5,6%

Заключение

Банковская система - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков, товарного производства и обращения шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуя хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда. [12]

Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры - одна из важнейших (и чрезвычайно сложных) задач экономической реформы. Особенно важным видится развитие банковской системы за рубежом, так как именно практика зарубежных банков (в частности, используемых в данной работе - банков Франции) предопределяет становление современной отечественной банковской системы, приближает её к международным стандартам и, таким образом, обусловливает выход российских банков на мировой уровень, а значит и восстановление и укрепление доверия со стороны иностранных партнеров по отношению к нашей стране.

Сегодня, в условиях развитых товарных и финансовых рынков, структура банковской системы резко усложняется. Появляются новые виды финансовых учреждений, новые кредитные учреждения, инструменты и методы обслуживания клиентуры.

Список литературы

1.     Основы рыночной экономики. Терминологический словарь. Москва: МАИ, 2001.-566с.

2.     Основы экономической теории / Под ред проф. А.К. Шуркалина М.: Экономика, 2001. – 199 с.

3.     Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. — М. Издательство Норма, 2002. — 456 с.

4.     Стенлейк Дж. Ф. Экономикс для начинающих. Москва: Республика, 2004-549с.

5.     Эдвин Дж. Долан. Микроэкономика. СПб: Издательство АО “Санкт-Петербург оркестр”, 1994. -566с.

6.     Экономика: Учебник / Под ред. А.И. Архипова и др. – М.: Проспект, 2003.-642с.

7.     Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынин, Л.С. Тарасевич. – Спб.: Питер: Издательство Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 2003. – 544с.


[1] Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. — М. Издательство Норма, 2002. —223с.

[2] Куликов А. А., Голосов В. В., Пеньков Е. Е.. Кредиты. Инвестиции. – М.: Экономика, 2001.-236с.

[3] Общая теория денег и кредита: Учебник / Под ред. Е. Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005.-267с.

[4] Дробозина Л. А., Окунева Л. П., Андрисова Л. Д. и др. Финансы. Денежное обращение. Кредит. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2005.-311с.

[5] Стенлейк Дж. Ф. Экономикс для начинающих. Москва: Республика, 2004-315с.

[6] Эдвин Дж. Долан. Микроэкономика. СПб: Издательство АО “Санкт-Петербург оркестр”, 1994. -221с.

[7] Эдвин Дж. Долан. Микроэкономика. СПб: Издательство АО “Санкт-Петербург оркестр”, 1994. -268с.

[8] Экономика: Учебник / Под ред. А.И. Архипова и др. – М.: Проспект, 2003.-356с.

[9] Экономика: Учебник / Под ред. А.И. Архипова и др. – М.: Проспект, 2003.-426с.

[10] Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынин, Л.С. Тарасевич. – Спб.: Питер: Издательство Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 2003. –324с.

[11] Основы рыночной экономики. Терминологический словарь. Москва: МАИ, 2001.-236с.

[12] Основы экономической теории / Под ред проф. А.К. Шуркалина М.: Экономика, 2001. –115с.