4. Структура курсовой работы

Курсовая работа обычно состоит из введения, двух глав и заключения, библиографического списка и приложений.

Во введении студент раскрывает: значимость выбранной темы для науки и практики, дает оценку современному состоянию решаемой проблемы, обосновывает актуальность темы в совершенствовании методологии и организации бух­галтерского учета, аудита, финансового анализа и автоматизации учетно-экономической информации; определяет цели и задачи работы, границы исследования и период; приводит обоснование объема фактических материалов, степень их доста­точности для того, чтобы сделать соответствующие выводы и рекомендации; делает ссылки на апробацию результатов ра­боты, если последняя имела место; указывает объект исследования.

Первая глава, как правило, теоретическая, и в ней исследуется экономическая сущность и значимость поставленной пробле­мы; освещаются теоретические подходы к исследуемым вопросам: понятия и определения, сущность экономических категорий, крат­кий обзор литературных источников отечественных и зарубежных авторов и публикаций в периодической печати. Студент должен высказать свою точку зрения по отдельным теоретическим аспектам исследуемой проблемы. В первой главе необходимо дать характе­ристику исследуемого объекта: виды и основные показатели хозяйственной деятельности, организационно-правовая структура, формы ведения бухгалтерского учета и степень его автоматизации с указанием типа применяемых машин, особенности обработки и система­тизации информации.

При экономической характеристике объекта исследования дается оценка его деятельности по количественным и качественным показателям за отчетный год и в динамике показателей за ряд предшествующих лет в сопоставимых ценах.

Во второй главе рассматривается действующая методика и практика учета на предприятии. При этом следует ис­пользовать практический цифровой материал, который включают в приложения. Практический материал представляют в виде первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской отчетности.

Особое внимание следует обратить на реальность бухгалтерской отчетности; оперативность получения информации, ее полноту и достоверность. В связи с этим студент должен обосновать необходимость усовершенствования и реформирования бухгалтерского учета, перевода его на новые принципы в соответствии с международными стандартами.

В ходе изложения второй главы целесообразно осветить процесс автоматизации учета. При этом необходимо по­казать, насколько эффективно используется компьютерная техника, дать рекомендации по расширению автоматизации учетной работы.

Заключение представляет собой подведение итогов всей работы, поэтому здесь, как правило, не приводятся ни новые фактические данные, ни новые теоретические положения, а лишь даются общие выводы и рекомендации. В них сле­дует показать сущность новизны, практическое значение выполненной работы. Особое значение при этом имеет конкрет­ность рекомендаций и их обоснованность.                             

5. Оформление курсовой работы

К оформлению курсовой работы предъявляются единые требования, определяемые следующими стандартами:

ГОСТ 7.12. - 77. Сокращение русских слов и словосочетаний в библиографическом описании произведений печа­ти и др.;

ГОСТ 7.32. - 81. Общие требования и правила оформления отчетов о НИР;

ГОСТ 7.1. - 84. Библиографическое описание документа: общие требования и правила составления.

Курсовая работа должна быть выполнена на компьютере с использованием текстового редактора Word в Windows

- 98 (2000). Плотность текста - не менее 30 строк на листе через 1,5 межстрочных интервала. Размер шрифта - 14 пунктов.

Размер полей: левого - 25 мм, правого -15 мм, верхнего - 20 мм, нижнего -25 мм. Формат бумаги унифицирован - А4.

Общий объем курсовой работы - в пределах 40-50 страниц. Страницы текста, иллюстрации, таблицы и распечатки на компьютере должны соответствовать формату А4 и включаться в общую нумерацию. Допускается выполнение таблиц и их распечатка на принтере на листах формата АЗ, в этом случае они включаются в раздел «Приложения».

Курсовая работа должна быть написана грамотно, лаконичным и четким языком. В ходе изложения материала не принято применять языковые конструкции с личным местоимением «я». Вместо него рекомендуется использовать - «мы».

Введение, главы и заключение принято начинать с новой страницы. Каждая глава и параграфы должны иметь за­головки. Подчеркивать, переносить слова в заголовках или ставить точки в их окончании не рекомендуется. При оформле­нии курсовой работы недопустимо разрывать заголовки глав, параграфов, таблиц с текстом, т.е. печатать заголовок внизу одной страницы, а следующий за ним текст или таблицу - на другой. Заголовки глав размещают с отступлением 50-70 мм от верхней кромки листа и 15-20 мм от текста.

Оформленная курсовая работа должна включать:

•   титульный лист (Приложение 2);

•   содержание (Приложение 3);

•   введение;

• основную часть в порядке глав и параграфов;

• заключение;

• список использованных источников (Приложение 4);

• приложения.

Отзыв научного руководителя не брошюруется, а прилагается к работе,

Титульный лист заполняется по установленному образцу (Приложение 2).

В содержании последовательно указывают наименование частей курсовой работы: введение, названия глав и па­раграфов, заключение, список использованной литературы, приложения с указанием номера страницы, с которой начинает­ся данный раздел.

В библиографический список включают все литературные источники, на которые имеются ссылки в тексте.

Библиографический список по видам изданий используется для систематизации тематически однородной литера­туры.

При составлении библиографического списка источники располагают в следующем порядке:

-  законодательные и нормативные акты;

-   постановления правительства;

-   инструктивные, методологические и статистические документы;

литературные источники (книги, монографии, брошюры, статьи из периодических изданий и др.).

В конце списка литературы указывают специальные виды нормативно-технических документов по стандартиза­ции (ГОСТ, РСТ), патентные документы и т.п.

Приложения располагают вслед за библиографическим списком и включают различные формы бухгалтерской от­четности, учетные регистры, таблицы, схемы, вспомогательный материал, акты внедрения результатов исследования и т.д.

Каждое приложение следует начинать с нового листа, указывая в правом верхнем углу - «Приложение». Оно должно иметь содержательный заголовок. Если в работе больше одного приложения, их нумеруют последовательно араб­скими цифрами (без знака №'), например Приложение 1, Приложение 2.

Курсовая работа подписывается студентом на последней странице после окончания текста заключения (дата и подпись студента).

Требования к оформлению таблиц

Таблица представляет собой способ подачи информации, при котором цифровой или текстовый материал группи­руется в колонки.

Обычно таблица состоит из следующих элементов: порядкового номера и тематического заголовка, головки, заго­ловков вертикальных граф, горизонтальных строк.

Порядковый номер таблицы служит для ее связи с текстом. Он состоит из слова «Таблица» и цифры ее номера в курсовой работе. Слово «Таблица» пишется с прописной буквы справа над таблицей, значок «№» перед порядковым номе­ром и точку после него не ставят. Порядковый номер состоит из двух цифр: первая - номер главы курсовой работы, вторая - номер таблицы в данной главе (например: Таблица 2.2). Это означает, что данная таблица вторая во второй главе курсо­вой работы.

Тематический заголовок определяет содержание таблицы, он пишется с прописной буквы, без точки на конце. Ссылку на таблицу следует сформулировать таким образом, чтобы не дублировался тематический заголовок, в котором следует избегать употребления следующих слов: значение, величина, расчет, зависимость. В заголовке следует указывать

название организации и годы, за которые отражается информация. Например: Объём продаж Волчихинского сельпо Ал­тайского крайпотребсоюза по видам за 1998-2002 годы.

Головка - это часть таблицы, в которой приводится содержание вертикальных граф. Она может состоять как из одного, так и из нескольких этажей (ярусов).

Заголовки граф в первом ярусе следует писать с прописной буквы, в конце ни точку, ни запятую не ставят. Заго­ловки глав второго и последующих ярусов (подзаголовки) пишут следующим образом: если ярус составляет единую грам­матическую форму с предыдущим, то нижерасположенные подзаголовки пишут со строчной буквы, например:

Таблица 1.3

Анализ уровня расходов на продажу Волчихинского сельпо Алтайского крайпотребсоюза за 2000 -2002 гг.

Статьи расходов на продажу

Удельный вес, %

предшествующий год

отчетный год

Если ярус имеет самостоятельное значение, то с прописной буквы пишутся и подзаголовки, например:

Таблица 1.4

Типовая корреспонденция счетов, принятая учетной политикой Волчихинского сельпо Алтайского крайпотребсоюза на 200_г.

№ п/п

Содержание операции

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

Заголовки граф приводятся в именительном падеже единственного числа.

При переносе таблицы на следующую страницу головку таблицы следует повторить и над ней поместить слова «Продол­жение табл. 3.2». Если головка громоздкая, то пронумеровывают графы и повторяют их нумерацию на следующей странице. Заго­ловок таблицы не повторяют.

В каждой таблице должна быть единица измерения. Если единица измерения единая, то она указывается после те­матического заголовка, если используются разные единицы измерения, то вводится соответствующая графа «Единица из­мерения».

Требования к оформлению отдельных видов иллюстративного материала

Все иллюстрации в курсовой работе должны быть пронумерованы. Нумерация их обычно бывает сквозной, т.е. через всю работу.

В тексте на иллюстрации делаются ссылки, содержащие порядковые номера, под которыми они помещены в кур­совой работе, например: (рис. 3) или «... как это видно из рис. 3».       

Каждую иллюстрацию необходимо снабжать подрисуночной подписью, которая должна соответствовать основ­ному тексту и самой иллюстрации.

Подпись под иллюстрацией обычно имеет четыре основных элемента:

•   наименование графического сюжета, обозначаемого сокращенным словом «Рис.   «;

•   порядковый номер иллюстрации, который указывается арабскими цифрами без знака номера;

•   тематический заголовок иллюстрации, содержащий текст с характеристикой изображаемого сюжета в наиболее краткой форме;

•   экспликацию', которая строится так: детали сюжета обозначают цифрами, затем эти цифры выносят в подпись,

сопровождая их текстом. Основными видами иллюстративного материала в курсовой работе являются: схема, диаграмма и график.

Экспликация - это объяснение символов, используемых при оформлении иллюстрации.

Схема - это изображение, передающее обычно с помощью условных обозначений и без соблюдения масштаба основную идею какого-либо устройства, предмета, сооружения или процесса и показывающее взаимосвязь их главных эле­ментов.

Диаграмма - один из способов графического изображения зависимости между величинами. Она составляется для наглядности и анализа массовых данных. Диаграммы могут быть линейными, а из плоскостных - столбиковыми и сектор­ными.

*     Результаты обработки числовых данных можно дать в виде графиков, т.е. условных изображений величин и их соотношений через точки, геометрические фигуры.

График должен содержать:

•   общий заголовок, где следует указать название организации и годы, используемые для иллюстрации явлений, процессов;

•   словесные пояснения условных знаков и смысла отдельных элементов графика;

•   оси координат, шкалу с масштабами и числовые сетки с указанием единиц измерения;

•   числовые данные, дополняющие или уточняющие величину нанесенных на график показателей.

Требования к оформлению ссылок

Для связи основного текста курсовой работы с литературными источниками чаще всего используют порядковый номер источника, указанного в библиографическом списке. В основном тексте этот номер берется в квадратные скобки.

При ссылке в основном тексте на страницу источника последняя также заключается в квадратную скобку. Напри­мер: [50, с. 234], что означает 50-й источник, 234-я страница.

Требования к порядку нумерации страниц

Страницы курсовой работы должны быть пронумерованы арабскими цифрами. Нумерация - сквозная, от титуль­ного листа до последней страницы. Но на титульном листе (первая страница), содержании (вторая и, может быть, третья страницы) и первой странице введения номер не ставят, на последующих страницах номер проставляют в правом верхнем углу.

Требования к оформлению уравнений и формул

Уравнения и формулы выключают из текста в отдельные строки. Если уравнение (формула) не умещается в одну строку, оно может быть перенесено на другую строку, но только после знаков равенства (=), плюс (+), минус (-), умноже­ния (х) и деления (:).

Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в какой они даны в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента пишут с новой строки. Первую строку объяснения начинают со слова «где» без двоеточия.