Содержание
Задание №1. Выписать из словаря и уяснить следующие понятия темы.. 3
Задание №2. «Познавательная деятельность человека и ее философское осмысление». 5
1. Познание как социальное, исторически развивающееся отношение человека к миру. 5
2. Дискуссии о познаваемости мира в истории философии: гносеологический оптимизм, агностицизм, скептицизм. 8
3. Созерцательная и деятельностная концепции познавательного отношения к действительности. 11
4. Принципы построения современной гносеологии: познаваемость, объективность, активность творческого отображения действительности субъектов, историзм, практика, конкретность истины.. 12
Задание №3. Составьте таблицу, отображающую суть споров между эмпириками, рационалистами и иррационалистами. 15
Задание №4. «Истина не дается нравственно-ущербному человеку». 16
Задание №5 Тестовая проверка знаний. 18
Список литературы.. 21
Задание №1. Выписать из словаря и уяснить следующие понятия темы
Абстракция - одна из операций мышления, при которой мысль отвлекает нечто от непосредственно данного воспринимаемого представления и сохраняет для себя некую часть, что бы использовать ее на последующих этапах мышления.
Агностицизм - философская идея о полной или частичной непознаваемости мира
Восприятие – совершающееся в субъекте превращение многообразия раздражений в чувственное восприятие.
Герменевтика – искусство перевода, искусство объяснения.
Гипотеза – хорошо продуманное предположение, выраженное в форме научных понятий.
Гносеология - раздел философии, посвященный исследованию проблем познания
Заблуждение – представление, мысль или ход мысли, относительно которых хотя и существует уверенность, что они правильны, тем не менее, они не соответствуют истине.
Глупость – банальное заблуждение, очевидное несоответствие реальности.
Знание – проверенный практикой результат познания действительности.
Незнание – отсутствие результата познания действительности, выражающийся в непонимании, неспособности действовать по определенным законам.
Интуиция - способность к непосредственному постижению истины без доказательств и обоснований
Иррационализм - философское положение, по которому действительность невозможно постичь рассудочными способами.
Истина – правильное, адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом.
Категория – наиболее общие и простейшие формы действительности.
Критерий истины – совокупность правил и принципов, проверяющих соответствие знание на истинность.
Метод – способ познания действительности.
Методология - философское учение о методах познания и деятельности, а также - сама совокупность этих методов.
Моделирование – процесс создание модели объекта – уменьшенной копии реального предмета.
Наблюдение – преднамеренное и целенаправленное восприятие внешнего мира с целью изучения и отыскания смысла в явлениях.
Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая схематизация объективных знаний о действительности.
Объект - внешний по отношению к человеку мир.
Субъект - человек, познающий внешний по отношению к нему мир.
Парадигма – совокупность предпосылок, определяющих конкретное научное исследование т признанных на данном этапе.
Парадокс – мнение, рассуждение, резко расходящееся с общепринятым, противоречащее здравому смыслу.
Понимание – иметь о чем-либо правильное понятие.
Предметная область – область непосредственного изучения.
Представление – предмет мышления, чувствования, волнения, когда он целиком является наглядным, когда индивиду удается как бы поставить его перед собой как нечто воспринимаемое.
Рационализм - философское положение, по которому мир устроен разумно и поэтому вполне может быть познан рассудочными средствами, а также идея о приоритете последних перед чувственным опытом в деле познания
Редукция – действия или процессы, приводящие к упрощению структуры объекта.
Рефлексия – процесс осмысления чего-либо при помощи изучения и сравнения.
Сенсуализм – философская идея, по которой органы чувств предоставляют нам более верную информацию об окружающем мире, чем разум.
Скептицизм – философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надежности истины.
Теория – система основных идей в той или иной отрасли знаний.
Факт – событие.
Экспиремент – планомерно проведенное наблюдение.
Эмпирический – основанный на опыте.
Эмпиризм - философская идея, по которой основным источником познания должен быть чувственный опыт.
Эпистема – знание.
Эпистемология – теория познания, гносеология.[1]
Задание №2. «Познавательная деятельность человека и ее философское осмысление»
1. Познание как социальное, исторически развивающееся отношение человека к миру
Познание, несомненно, относится к базовым потребностям человека. Некоторые ученые говорят даже о врожденной любознательности или познавательном инстинкте человека. Познание, знание было тем светом, который вывел наших далеких предков из тьмы дикости и варварства на путь цивилизации и прогресса.
Знание делает человека образованным, а образованность - одно из самых ценных социальных качеств человека. Только образованный человек может быть свободным, только там, где образование определяет или существенным образом влияет на социальный статус человека, общество считается современным, в нем может успешно развиваться демократия.
Знание просвещает. Знание, образование - синонимы просвещения. Так, видимо, это было всегда, но особенно ярко - в эпоху Просвещения (18 век в жизни Европы и Америки), породившую веру в разумное решение всех вопросов человеческого бытия. Одно из самых удачных определений данной эпохи принадлежит И. Канту: "Просвещение есть выход человека из состояния незрелости, ответственность за которую несет он сам. Незрелость есть неспособность обходиться собственным разумом без чужого руководства". Увы, ныне мы больше скептики, чем оптимисты в отношении своей просвещенности. Есть основания сомневаться в способности знания, просвещения, разума разгонять тучи невежества, заблуждений и предрассудков. И, тем не менее, у многих, если не у большинства сохраняется положительное отношение к разуму, его жизнеустроительной способности.
Адам Смит как-то заметил, что "человека, получившего образование путем упорного труда, можно уподобить дорогостоящим машинам". Сравнение с машиной понравится, наверное, немногим, но в нем содержится, безусловно, правильная мысль: знание - это богатство, причем не только личное, но и общественное. Роль познания, знания особенно возрастает с переходом общества от индустриального к постиндустриальному этапу в своем развитии. Главным ресурсом, капиталом при этом становится знание, превращающееся в информационные технологии.
Таким образом, познание – определенное отношение человека к миру, в процессе которого человек расширяет свое пространство и изменяет мир.[2]
Познание есть процесс активного взаимодействия субъекта, т.е. того, кто познает, с объектом, т.е. тем, что познается.
Иногда говорят, что познает дух, некое общечеловеческое Я. Или даже "безличностный логический сгусток интеллектуальной активности". Это, конечно, не так. Познает всегда и фактически конкретный живой человек. И не как "гносеологический субъект", а как целостный индивид - в единстве всех своих сущностных сил: разума, чувственности, действия, речи.
Человек - существо общественное. Эту свою определенность он сохраняет и как субъект познания. Способность к познанию не наследуется - ни в виде готовых когнитивных механизмов, ни в форме неких врожденных идей. Она приобретается, вырабатывается в контексте приобщения к культуре (категориальному строю) общества, его интеллектуальным нормам, ценностям, идеалам, в процессе образования и воспитания. На пути освоения средств и методов познания, уже наличествующих в обществе, формирования соответствующих навыков и умений. А это значит, что реальным (читай: в конечном счете, в сущности или по сути) субъектом познания выступает общество. Его более конкретные и вполне законные представители - научное сообщество, исследовательский коллектив.
Объект познания - тот или иной фрагмент мира (реальности, действительности), вовлеченный в практико-познавательную деятельность человека и преобразованный по ее законам. Именно это вовлечение-преобразование и превращает девственный фрагмент мира в полноценный объект познания. Тождества здесь не бывает. Объект всегда неполон, частичен. На месте его связи с целым сияет глубокая рана отсечения, выхватывания, локализации. Рану эту интуитивно чувствуют все ученые. Чувствуют и стараются залечить выявлением, а фактически - восстановлением невольно порванных связей познаваемой части с непознанным целым. В результате растет знание, картина изучаемого становится все более полной и цельной. Убедительным подтверждением сказанного является история познания атома. Вначале он был далее не анализируемой абстракцией в виде некоего первокирпичика мира. Но по мере своего все более тщательного вписывания в контекст целого он становился и все более сложным. Теперь он состоит из множества элементарных частиц. Вообще же надо сказать, что объектом познания может быть все что угодно, в том числе и человек как субъект познания. В объект превращается все, на что направляется познавательное внимание человека.
2. Дискуссии о познаваемости мира в истории философии: гносеологический оптимизм, агностицизм, скептицизм
Проблема познаваемости мира является одной из важнейших в философии. Она стояла как центральная в Древней Греции, в средние века и Новое время (И. Кант, Гегель), особенно остро встала эта проблема в нашем столетии (Франк, Гартман, Витгенштейн). На всем протяжении развития философии в ней сталкивались различные подходы и направления: гносеологический оптимизм и агностицизм, сенсуализм и рационализм, дискурсивизм (логоцизм) и интуитивизм и др.
Одним из направлений в гносеологии является агностицизм. Его специфика заключается в выдвижении и обосновании положения о том, что сущность объектов (материальных и духовных) непознаваема.[3] Это положение первоначально, когда философское знание окончательно еще не порвало с представлением о богах, касалось именно богов, а затем уже природных вещей. Древнегреческий философ Протагор (ок. 490 – 420 гг. до н.э.) сомневался в существовании богов. Он писал: “О богах я не могу знать, есть они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию, - и вопрос темен, и людская жизнь коротка”. По отношению природных явлений он обосновывал взгляд, согласно которому “как оно кажется, так оно и есть”. Разным людям свойственны разные понимания и разные оценки явлений, поэтому “человек есть мера всех вещей”. Сущности же самих вещей, сокрытые их проявлениями, человек вообще не способен постичь. Древнегреческий философ Пиррон (360 – 270 гг. до н.э.) считал, что от проникновения в глубь вещей должен воздерживаться. Его обоснование не лишено интереса. Пиррон считал, что человек стремится к счастью. Ни о чем нельзя сказать, что он поистине существует, и никакой способ познания не может быть признан истинным или ложным. Сама сущность постоянно изменчива. Всякому утверждению о любом предмете может быть с равным правом противопоставлено противоречащее ему утверждение.
На смену античному агностицизму впоследствии пришли на смену многие другие. В Новое время, характеризовавшееся быстрым развитием экспериментального естествознания, сложились две наиболее влиятельные агностические разновидности агностицизма – юмизм (Д. Юм 1711 – 1776) и кантианство (И. Кант 1724 – 1804).
В дальнейшем наиболее значительной разновидностью агностицизма был конвенциализм А. Пуанкаре (1854 – 1912). Согласно конвенциализму наши теории и гипотезы являются лишь соглашениями между учеными, но эти теории не способны отражать достоверно сущность исследуемых предметов, или предметных областей действительности. В наши дни встречаются многие разновидности агностицизма, в том числе “технический агностицизм” Г. Башляра (1884 – 1962), замыкающий познавательную деятельность преимущественно на созданной человеком технической реальности. Есть квантово-механический, кибернетический, психиатрический, социальный агнностицизм.
Во всех своих разновидностях агностицизм сохраняет свое своеобразие как течение внутри гносеологии, отрицающее (полностью или частично) достоверное познание сущности материальных систем.Он не отвергает возможности познания мира, но не идет дальше признания познаваемости явлений (как проявлений сущности материальных объектов).
Противоположностью такой позиции является гносеологический оптимизм. Он имеет многих ярких своих представителей. Достаточно вспомнить Демокрита, Платона, Аристотеля, Ф. Аквинского, Н. Кузанского, Ф. Бекона, Р. Декарта, Шеллинга, Гегеля, К. Маркса, Ж.-П. Сартра и др. Среди них имеются представители идеализма и материализма, сенсуализма и рационализма и других философских направлений. Агностицизм ограничивает человека в его стремлении к познанию действительности.
Сторонники гносеологического оптимизма не отвергают сложности познания, сложности и трудности выявления сущности вещей. Вместе с тем у разных его представителей имеются различные аргументы, доказывающие несостоятельность агностицизма. Одни из них опираются при этом на ясность и отчетливость мысли об объектах и их сущности, другие – на общезначимость получаемых результатов, третьи – на невозможность существование человека без адекватного отражения законов объективного мира, четвертые указывают на практику как на ведущий критерий при определении достоверного знания о сущности вещей и т.п. Данная позиция находится в полном соответствии со здравым смыслом, с точки зрения которого ближайшие сущности причины обыденных явлений познаваемы.
Течение, отрицающее существование истины, называется "скептицизм". Именно скептики взяли основным тезисом своего учения провозглашение "истины нет". Что было, конечно, далеко не случайно. К своему тезису - как это ни странно на первый взгляд - скептики пришли доказательно, то есть логически развивая некие положительные утверждения. В известных апориях Зенона доказывалось, что пространство одновременно и прерывно, и непрерывно, то есть что оно, следовательно, не может быть ни тем, ни другим. Пространство, понимаемое как прерывное, приводило к абсурду. Как непрерывное - тоже. Тем самым оно должно было соединять в себе противоречивые свойства. И этот вывод выглядел логически непогрешимым. Тут вроде бы обнаруживалась ограниченность логики, ущербность ее правила о том, что явление всегда однозначно, всегда тождественно самому себе. То есть что истина непротиворечива. Исследователям тут показалось, что истинными являются и прямое, и обратное утверждения. Что же оставалось делать этим исследователям? Только опустить руки и признать: "Истины нет". Ведь истина - однозначное суждение. Нет истины там, где наряду с одним суждением допускается еще и суждение диаметрально противоположное - как равно истинное. Вот так и получилось, что древние скептики, столкнувшись с некоторыми особенностями движения, с его кажущимися противоречиями, сломали на них свои зубы мудрости.[4]
3. Созерцательная и деятельностная концепции познавательного отношения к действительности
В истории гносеологии обозначены несколько различных способов познавательного отношения к миру: созерцательный, деятельностный, формирующийся сегодня - диалоговый. В современной теории познания активно разрабатывается эволюционная эпистемология. Каждая из этих эпистемологий является социально-обусловленной и представляет собой определенную традицию.
В контексте созерцательной эпистемологии познание понимается как отражение (копирование) объекта субъектом. Заранее предполагается, что законы устройства мира должны быть буквально соразмерны постигающему их устройству человеческого разума. Результат познания полностью определен параметрами объекта, поэтому можно сказать, что вектор познавательной активности направлен от объекта к субъекту (О>С). Ограниченность созерцательной эпистемологии была осознана И. Кантом. Согласно трансцендентальному априориоризму, внешний мир привносит в опыт только содержание, в то время как его форма зависит от субъекта.[5]
В деятельностной эпистемологии познание трактуется уже не как акт созерцания, а как процесс, в котором вектор познавательной активности направлен от субъекта к объекту (С>О). Процесс познания трактуется как деятельность, в которой субъект сначала конструирует теоретическую модель и затем проецирует ее на сферу объекта. При этом субъект в ходе практической деятельности (эксперимент) соотносит степень соответствия своих теоретических представлений с действительностью, затем вновь обращается к теоретической модели ("доводка" модели). Познавательный процесс напоминает "челночное" движение от субъекта к объекту и обратно: С>О>С>О... Познавательная модель в деятельностной эпистемологии получила название проективно-конструктивной.
4. Принципы построения современной гносеологии: познаваемость, объективность, активность творческого отображения действительности субъектов, историзм, практика, конкретность истины
Гносеология имеет свою историю, которая свидетельствует о сложном пути ее становления и развития. Нередко формирование гносеологии заводило ее либо в туник крайнего эмпиризма, либо некритического рационализма.
Принцип объективности
Этот основополагающий принцип гносеологии утверждает, что объект познания существует вне и независимо от субъекта и самого процесса познания. Из этого принципа следует методологическое требование — любой объект исследования надо принимать таковым, как он есть. Полученный результат исследования должен исключать любое проявление субъективности, чтобы не выдать желаемое за действительное.
Кроме того, принцип объективности познания ориентирован на учет используемых субъектом познания средств исследования, способов кодирования звания и различение кода и содержания знания. И наконец, принцип объективности требует фиксировать не только существующую форму объекта, но и его возможные проекции в других ситуациях. Только таким образом можно обеспечить чистоту гносеологического отношения в системе «субъект-объект».[6]
Принцип познаваемости
Если принцип объективности требует познания реальности такой, как она есть, то принцип познаваемости утверждает, что объект реальности можно познать только таким, как он есть. Для субъекта познания не существует барьеров на пути освоения объекта, а если и существуют какие-либо границы, то только между тем, что познано и еще не познано. Но такой оптимизм не разделяется представителями агностицизма. Свою позицию они аргументируют тем, что объект познания неизбежно преломляется сквозь призму наших чувств и категорий мышления, а посему мы получаем о нем информацию лишь в том виде, какой он приобрел в результате такого преломления. Каков же объект в действительности, этот вопрос остается открытым.
Принцип определяющей роли практики в познании
Этот принцип является отправной точкой отсчета в формировании гносеологического отношения в системе «субъект-объект» познания.
Движение является способом бытия мира, активность — условием жизни, а деятельность человека — способ его существования и осуществления. Жизнедеятельность человека есть непрерывный процесс удовлетворения, воспроизводства и рождения новых потребностей, осуществляющихся на базе материального производства, в котором производство орудий труда становится потребностью. Эта потребность превращается в предпосылку самой жизнедеятельности. Последняя проявляется в самых различных формах, в том числе и как потребность познания.
Процесс познания (отражения объективной действительности в сознании людей) осуществляется не зеркально, а через призму интересов людей, как форму выражения их потребностей. Стало быть, практика выступает основой познания, его конечной целью и критерием истинности.
Практика является основой познания в том смысле, что обеспечивает познанию заказ. Более того, она представляет рабочую информацию, определяет набор и характер средств познания. Нельзя понять сущность и смысл познания (познавательной деятельности), не уяснив природы человеческой деятельности вообще, существенным аспектом которой она является. Практика не только основа познания, но и конечная цель познания, сфера приложения полученных знаний.
В процессе практики человек поднимается до осознания объективных законов, тенденций развития мира, необходимости познания сущности мира и своей собственной сущности. Поэтому можно сказать, что человеческое познание есть особое функциональное единство чувственного и рационального освоения мира и человека на основе практики.
Принцип творческой активности субъекта познания
Субъект познания больше чем система, извлекающая информацию о внешних явлениях природы и общественной жизни. Он (субъект) органически включен в систему общественных отношений, которые определяют направленность познания и его меру активности.
Активность задает основание гносеологического отношения, предопределяет инициативу субъекта. В процессе «превращения» материального в идеальное, объективного в субъективное можно выделить три этапа:
- активный зондаж объекта и последующее снятие копии с объекта, его моделирование, формирование образа;
- превращение внешнего состояния объекта во внутреннее состояние субъекта, готовность оперировать не реальным объектом, а его образом;
- процесс творческого конструктивного отношения субъекта к объекту, его идеальное преобразование. От субъекта зависит направленность его отношения к объекту, вычленение того содержания, которое так или иначе связано с деятельностью субъекта, его целями и потребностями. Избирательность субъекта — это одна из форм выражения его активности.[7]
Другой формой выражения активности является способность субъекта к созданию целостного образа объекта. Последний обеспечивает возможность проникновения внутрь объекта и преодоление своей субъективности.
Принцип конкретности истины
Этот принцип требует определенной гносеологической культуры, требующей рассматривать истинность того или иного суждения только с учетом конкретных гносеологических предпосылок. Посему истинность суждения будет сомнительна, если не будут известны условия места, времени осуществления гносеологического отношения в системе «субъект-объект». Суждение, верно отражающее объект в одних условиях, становится ложным по отношению к тому же объекту в других условиях (обстоятельствах). Например, суждение «вода кипит при 100 градусах по Цельсию» истинно лишь при условии, что речь идет о нормальной, чистой воде и нормальном давлении. Это суждение теряет свою истинность, если изменить давление или взять т. н. тяжелую воду. Основные положения классической механики истинны применительно к макротелам. За пределами макромира они теряют свою истинность.
Заявленный принцип ориентирует исследователя на тот факт, что нет и не может быть абстрактной истины. Она всегда конкретна. И любая попытка распространить конкретную истину «за пределы ее действительной применимости* носит характер абсурда. Попытки реализовать в странах тропической Африки модель политической организации общества, зарекомендовавшей себя в Европе, имели отрицательные последствия, ибо в этом случае игнорировался принцип конкретности истины.
Все отмеченные принципы задают комплекс требований осуществления гносеологического отношения в системе «субъект—объект», ориентированного на постижение истины. Последнее влечет за собой необходимость рассмотреть вопрос, что есть истина, заблуждение, ложь, выявить специфику социального познания, где к проблеме истины добавляется еще и проблема правды.
Задание №3. Составьте таблицу, отображающую суть споров между эмпириками, рационалистами и иррационалистами
Гносеологические установки |
Представители |
Суть аргументов |
Сила аргументов |
Слабость аргументов |
Эмпиризм |
Д.Локк Ф.Бэкон Дж. Милль |
Все познание выходит из чувственного опыта. Источником истины является эксперимент. |
Эмпирические методы познания позволяют дать более точную характеристику объекта познания. Нет ничего в знаниях, чего не было в чувствах. |
Не везде можно поставить эксперимент или провести наблюдение. Опыт – понятие субъективное. Знание, вытекающее из опыта, не может быть объективным. |
Рационализм |
Декарт Спиноза Лейбниц Вольф |
Все познание выходит из разума, самосознания. Источником истины является эксперимент. |
Знание, вытекающее из разума более объективно, чем основанное на опыте, значит более истинно. |
Знать нельзя того, чего не видел или не ощущал эмпирически. Абстрактного знания не бывает. |
Иррационализм |
Шопенгауер Кьеркегор Ницше |
Инстинкт, интуиция, чувство, любовь – решающие источники познания, данные которых разум лишь разрабатывает дальше. |
Интуиция, внутреннее чувство и любовь порой являются решающими при совершении глобальных открытий или событий. Не разум или ощущения, но иррациональные факторы. |
Инстинкт, интуиция, чувство, любовь не поддаются логическому описанию. подводить критерий познания под иррациональные факторы нерационально. |
Задание №4. «Истина не дается нравственно-ущербному человеку»
1. Растолкуйте это высказывание русского философа-славянофила И.В. Киреевского.
И.В. Киреевский имел в виду, что безнравственный человек не способен познать истину. Нравственность и красота – один из критериев истины. Если человек не обладает содержанием данных критериев, то и истина ему не доступна.
2. Согласны ли Вы с ним?
Да, согласен. Все, что красиво – истинно и все что истинно – красиво. Нравственный аспект является одним из важнейших при познании, т.к. благодаря нравственности, человек расширяет свое видение мира, учится ценить мир и творить его. Человек, которому открывается истина, становится более утонченным, он становится творцом.
3. Разве безнравственные люди не познают мир?
Познают, но их познание ограничено, как и их внутренний мир. То, что они принимают за истину, скорее иллюзии, чем реальный мир, потому что они безнравственны, т.к. их познание направлено на получение эгоистической выгоды. Безнравственный человек не способен понять истину, т.к. она в нем не усвоится. Она намного шире его внутреннего мира. Чем больше и глубже человек познает окружающий мир, тем более нравственным он становится. Это связано с тем, что ему начинает приоткрываться красота этого мира.
Безнравственный человек не сможет познать истину, осознать ее, т.к. не может увидеть эту красоту.
4. Почему для постижения истинного знания важна нравственная сторона дела?
Для постижения истинного знания важна нравственная сторона дела, т.к. это может «навредить истине». Безнравственное использование сокровенных знаний может привести к необратимым последствиям.
Например, когда американцы испытывали водородную бомбу, они не знали наверняка, что реакция синтеза ядер остановится и не перейдет на окружающие предметы. В этом случае человечеству просто повезло. Но сам факт опасности безнравственного использования сокровенных знаний атома и его внутренних реакций на лицо.
Задание №5 Тестовая проверка знаний
1. Сделайте выбор, указав правильный ответ.
Существует два противоположных взгляда на соотношение науки и религии:
a) Наука и религия непримиримы, успехи науки подрывают религиозное мировоззрение.
b) Наука и религия совместимы в мировоззрении личности как два независимых начала, относящихся к разным сферам духовного освоения мира.
2. Выделите формы, в которых осуществляется логическое познание:
a) представление;
b) понятие;
c) восприятие;
d) интуиция;
e) суждение;
f) умозаключение.
3. Определите, какому направлению гносеологии принадлежит автор данного высказывания? «Все мысли и действия нашей души вытекают из ее собственной сущности и не могут сообщены нам из чувств» (Г.Лейбниц):
a) Эмпиризм;
b) Рационализм;
c) Сенсуализм;
d) Интуитивизм.
4. Какие из следующих положений являются результатом наблюдения, а какие – эксперимента?
a) Сатурн имеет кольца – наблюдение.
b) Энергию электромагнитного поля можно превратить в звуковую – эксперимент
c) На поверхности Луны имеются кратеры – наблюдение.
d) Вода разлагается на водород и кислород – эксперимент
e) Все тела состоят из атомов – наблюдение
f) Изолированных от общества с раннего детства детей не возникает человеческого сознания – наблюдение.
5. Впишите пропущенное слово: «Откровение есть способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без основания и доказательства»
6. Какую гносеологическую установку защищает английский философ? «В мыслях нет ничего, чего бы раньше не было в чувствах» (Д.Локк).
a) Эмпиризм;
b) Рационализм;
c) Сенсуализм;
d) Иррационализм.
7. С именами каких философов XVIII века связан «гносеологический поворот» в философии?
a) Ф. Бэкон;
b) Ф.Аквинский;
c) Н.Кузанский;
d) Т.Гоббс;
e) Д.Локк;
f) А.Августин.
8. Философская концепция, выдвигающая в качестве главного принципа познания относительность истины, есть:
a) Агностицизм;
b) Релятивизм;
c) Скептицизм;
d) Догматизм.
9. Что такое категория?
a) Обозначение чего-либо;
b) Форма «чистого мышления»;
c) Понятие, отражающее тип связи;
d) Форма осознания мира во всеобщих понятиях.
10. Какие из указанных ниже методов используются только на эмпирическом уровне научного познания?
a) Наблюдение;
b) Уравнение;
c) Идеализация;
d) Формализация.
e) Описание.
Список литературы
1. Нерсесянц В.С. История Философии. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа ИНФРА-М – НОРМА, 1997.
2. Овертов В.А. Философия курс лекций. – М,: Изд-во «Центр», 1996.
3. Рассел Б. История философии /пер. с англ. В 2 томах. – М.: МИФ, 1993.
4. Философия: Учебник для ВУЗов / под ред. проф. В.Н.Антонова, проф. В.П.Ратникова – М.: Культура , 1998.
5. Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. - М.: Инфра-М, 1999.
6. Философский энциклопедический словарь. / Под ред. Губского Е.Ф. – М.: ИНФРА-М, 2001.
[1] Философский энциклопедический словарь. / Под ред. Губского Е.Ф. – М.: ИНФРА-М, 2001.
[2] Нерсесянц В.С. История Философии. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа ИНФРА-М – НОРМА, 1997. – с.489.
[3] Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. - М.: Инфра-М, 1999. – с. 18.
[4] Философия: Учебник для ВУЗов / под ред. проф. В.Н.Антонова, проф. В.П.Ратникова – М.: Культура , 1998. – с. 201.
[5] Овертов В.А. Философия курс лекций. – М,: Изд-во «Центр», 1996. – с. 157.
[6] Овертов В.А. Философия курс лекций. – М,: Изд-во «Центр», 1996. – с. 163.
[7] Философия: Учебник для ВУЗов / под ред. проф. В.Н.Антонова, проф. В.П.Ратникова – М.: Культура , 1998. – с. 220.