Содержание

1. Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. 3

1. Как определяет Налоговый кодекс «участников отношений», регулируемых законодательством о налогах и сборах?. 3

2. Каковы понятия «налогоплательщики» и «плательщики сборов»?. 3

3. Какие физические лица и организации признаются взаимозависимыми лицами для целей налогообложения?. 4

4. Различается ли объем прав налогоплательщиков и плательщиков сборов?. 4

5. Какие основные обязанности возлагаются Налоговым кодексом на всех налогоплательщиков (плательщиков сборов)?. 4

6. Какие дополнительные обязанности возлагаются на налогоплательщиков – организаций, налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей?. 5

7. В течение какого срока сохраняются налогоплательщиком данные бухгалтерского учета и других документов, необходимых для начисления и уплаты налогов?. 5

8. Каково определение понятия «налоговый агент»?. 5

9. В каком порядке должен осуществляться учет у налогового агента по каждому налогоплательщику?. 6

10. Какое правоотношение по Налоговому кодексу определяется как «представительство»?. 6

11. Какие виды представителей имеются?. 6

12. Различаются ли система налоговых органов и система Министерства по налогам и сборам России?. 6

13. В чем особенность прав налоговых органов, указанных в Налоговом кодексе?  7

14. Какие обязанности, возлагаются Налоговым кодексом на налоговые органы?  7

15. Каковы полномочия таможенных органов и органов государственных внебюджетных фондов в области налогов и сборов?. 8

16. Кто признается сборщиком налогов и (или) сборов?. 8

2. Практические задания. 9

Задание 1. Сборщики налогов и (или) сборов. 9

Задание 2. Субъекты налоговых правоотношений. 9

Задание 3. Налоговые органы.. 10

Задание 4. Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов. 11

Задание 5. Права и обязанности налогоплательщиков. 12

Задание 6. Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. 12

Задание 7. Учет налогоплательщиков. 13

Список литературы.. 15

1. Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах

1. Как определяет Налоговый кодекс «участников отношений», регулируемых законодательством о налогах и сборах?

Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:

1) организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками или плательщиками сборов;

2) организации и физические лица, признаваемые налоговыми агентами;

3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);

4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, и его территориальные органы);

5) государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов;

6) органы государственных внебюджетных фондов.[1]

2. Каковы понятия «налогоплательщики» и «плательщики сборов»?

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

3. Какие физические лица и организации признаются взаимозависимыми лицами для целей налогообложения?

Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.

4. Различается ли объем прав налогоплательщиков и плательщиков сборов?

Согласно статье 21, п.3. НК РФ, плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики

5. Какие основные обязанности возлагаются Налоговым кодексом на всех налогоплательщиков (плательщиков сборов)?

Налогоплательщики обязаны:

1) уплачивать законно установленные налоги;

2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Налоговым Кодексом;

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

4) представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете";

5) представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Налоговым Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

6) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

7) предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном Налоговым Кодексом.

6. Какие дополнительные обязанности возлагаются на налогоплательщиков – организаций, налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей?

Налогоплательщики-организации и индивидуальные предприниматели – помимо основных обязанностей, предусмотренных Налоговым кодексом обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

об открытии или закрытии счетов - в десятидневный срок;

обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, - в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;

о реорганизации - в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения.[2]

7. В течение какого срока сохраняются налогоплательщиком данные бухгалтерского учета и других документов, необходимых для начисления и уплаты налогов?

Согласно абз.8. п.1 статьи 23 НК РФ налогоплательщик обязан в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги.

8. Каково определение понятия «налоговый агент»?

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

9. В каком порядке должен осуществляться учет у налогового агента по каждому налогоплательщику?

Учет у налогового агента по каждому налогоплательщику должен осуществляться в следующем порядке:

-             В течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;

-             Вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

-             Представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

10. Какое правоотношение по Налоговому кодексу определяется как «представительство»?

Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Налоговым Кодексом.

11. Какие виды представителей имеются?

Существуют представители налогоплательщика-организации и налогоплательщика - физического лица.

12. Различаются ли система налоговых органов и система Министерства по налогам и сборам России?

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

Министерство по налогам и сборам России включается в систему налоговых органов, и круг их полномочий уже, чем у налоговых органов в целом.

Так, например, органы МВД, обладают функциями налоговой полиции и также входят в систему налоговых органов.

13. В чем особенность прав налоговых органов, указанных в Налоговом кодексе?

Особенность прав налоговых органов состоит в том, что они имеют полномочия в области контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.[3]

14. Какие обязанности, возлагаются Налоговым кодексом на налоговые органы?

Налоговые органы обязаны:

1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;

2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

3) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;

4) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения;

5) осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Налоговым Кодексом;

 6) соблюдать налоговую тайну;

 7) направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым Кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.[4]

15. Каковы полномочия таможенных органов и органов государственных внебюджетных фондов в области налогов и сборов?

Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации, Налоговым Кодексом, иными федеральными законами о налогах и (или) сборах, а также иными федеральными законами.

16. Кто признается сборщиком налогов и (или) сборов?

В случаях, предусмотренных Налоговым Кодексом, прием от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов и перечисление их в бюджет может осуществляться государственными органами, органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами и должностными лицами - сборщиками налогов и (или) сборов.[5]

2. Практические задания

Задание 1. Сборщики налогов и (или) сборов

Студент специальности «менеджер» утверждал, что сборщиками налогов являются юридические лица, которые обязаны перечислять в бюджет удержанный налог с доходов физических лиц, состоящих в трудовых правоотношениях.

Студент специальности «бухгалтерский учет» пояснил, что такого понятия «сборщик налогов» в налоговом кодексе не существует.

Кто прав? Сформулируйте свою позицию на основе НК РФ?

Решение:

Не прав ни один не другой.

Студент специальности «менеджер» не прав в том, что сборщики налогов - юридические лица, которые обязаны перечислять в бюджет удержанный налог с доходов физических лиц, состоящих в трудовых правоотношениях.

Студент специальности «бухгалтерский учет» не прав в том, что такого понятия нет в Налоговом кодексе.

На самом деле, прием от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов и перечисление их в бюджет может осуществляться государственными органами, органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами и должностными лицами - сборщиками налогов и (или) сборов.[6]

Задание 2. Субъекты налоговых правоотношений

На практическом занятии по налоговому праву при обсуждении темы: «Субъекты правоотношений» студент говорил, что понятие «налоговые агенты», «агенты валютного контроля», «страховые агенты» выполняют одну и туже функцию.

Какова ваша позиция? Сформулируйте Вашу позицию на основании законодательных актов.

Решение:

Итак, налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации[7]

Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям. Центральный банк Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, а также специально уполномоченные на то Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций, регулируемых Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ (ред. от 29.06.2004)., без ограничений.

Страховые агенты - граждане Российской Федерации, осуществляющие свою деятельность на основании гражданско-правового договора, или российские юридические лица (коммерческие организации), представляющие страховщика в отношениях со страхователем по поручению страховщика в соответствии с предоставленными полномочиями.[8]

Задание 3. Налоговые органы

Дополните предложение. Налоговыми органами являются Министерство по налогам и сборам РФ и его подразделения, государственные налоговых инспекции при министерствах финансов республик, входящих в состав РФ, государственных налоговых инспекций по краям, областям, автономной области, автономным округам, районам, городам и районам в городах, которые являются юридическими лицами, таможенные органы, органы министерства внутренних дел.[9]

Задание 4. Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов

Продолжите таблицу «Корреспондирующих прав налогоплательщиков и обязанностей налоговых органов»

Права налогоплательщиков

(плательщиков сборов)

Обязанности налоговых органов

получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения.

бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения.

на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов

осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом

требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков

соблюдать законодательство о налогах и сборах

получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

требовать соблюдения налоговой тайны.

соблюдать налоговую тайну.

Задание 5. Права и обязанности налогоплательщиков

Общество с ограниченной ответственностью стало учредителем ОАО и не сообщило в налоговый орган об этом. Молодой специалист – выпускник ХГАЭП успокоил директора общества, сказав, что такая обязанность не предусмотрена НК РФ.

Хорошо ли знал НК РФ молодой специалист?

Решение:

Молодой специалист оказался не прав, т.к. согласно статье 23 п.2. налогоплательщики-организации и индивидуальные предприниматели - обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя: о реорганизации - в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения.

Задание 6. Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах

Начальник финансового отдела АО, явившись в налоговый орган утверждал, что он является законным представителем налогоплательщика АО, показав доверенность организацией. Должностным лицом налогового предложено представить и устав АО.

Чем отличаются по своему правовому положению «представитель налогоплательщика», «законный представитель налогоплательщика», «уполномоченный представитель налогоплательщика»?

Дайте ссылки на нормы законодательства.

Решение:

Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Налоговым Кодексом.

Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.[10]

Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Задание 7. Учет налогоплательщиков

Студент специальности «бухгалтерский учет» утверждал, что плательщикам таможенных сборов присваивается идентификационный номер налогоплательщика (плательщика таможенных сборов), отличный от идентификационного номера налогоплательщика (плательщика налогов).

Другой студент сказал, что нет соотношения в этой части таможенного и налогового законодательства.

Структурно изобразите таможенное правоотношение, определив стороны, объект, содержание, юридические факты на основе таможенного кодекса РФ.

В какой мере субъект таможенных правоотношений выполняет обязанности налогоплательщика?

Решение:

Схема таможенного правоотношения, где определены субъекты, объекты, содержание, юридические факты.

 

Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации, Налоговым Кодексом, иными федеральными законами о налогах и (или) сборах, а также иными федеральными законами.

Список литературы

1.     Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ (ред. от 29.07.2004). – Справочная система Гарант.

2.     Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 года N 61-ФЗ. – Справочная система Гарант.

3.     Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ (ред. от 29.06.2004). – Справочная система Гарант.

4.     Закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 ноября 1992 года N 4015-1 (ред. от 10.12.2003). – Справочная система Гарант.

5.     Баглай М. В. Налоговое право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов. - М.: Издательская группа ИНФРА М - НОРМА, 2004.

6.     Коваленко И. А. Налоговое право России. - М.: ТЕИС, 2004.

7.     Литвак С. Н. Налоговое право. – СПб.: Питер, 2004.

8.     Налоговое право. Учебник для юридических вузов. / Общ. Ред. А. С. Пиголкина - второе издание, исправленное и дополненное. - Издательство МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2004.

9.     Налогообложение. Учебник для ВУЗов / Под ред. Иванченко Н.С. - М.: Инфра-М, 2004.

10.           Сокуренко С.И. Налоги и налоговые отчисления в РФ. - М.: Финансы, 2003.


[1] Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ (ред. от 29.07.2004). – Справочная система Гарант. – ст.9.

[2] Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ (ред. от 29.07.2004). – Справочная система Гарант. – ст. 32. п.2.

[3] Коваленко И. А. Налоговое право России. - М.: ТЕИС, 2004. – с. 159.

[4] Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ (ред. от 29.07.2004). – Справочная система Гарант. – ст.32. п.1.

[5] Там же. – ст.25.

[6] Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ (ред. от 29.07.2004). – Справочная система Гарант. – ст.25.

[7] Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ (ред. от 29.06.2004). – Справочная система Гарант. – ст.5.

[8] Закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 ноября 1992 года N 4015-1 (ред. от 10.12.2003). – Справочная система Гарант. – ст.8.

[9] Баглай М. В. Налоговое право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов. - М.: Издательская группа ИНФРА М - НОРМА, 2004. – с. 248

[10] Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ (ред. от 29.07.2004). – Справочная система Гарант. –ст.27.