Содержание
Введение. 3
1. Сущность и содержание международной трудовой миграции. 5
1.1. Теории международной трудовой миграции. 5
1.2. Государственное регулирование миграции. 11
2. Общемировая миграционная ситуация. 17
2.1. Глобальная международная экономическая миграция в мире. 17
2.2. Государственная политика стран мира в области международных миграций 21
2.3. Влияние основных экономических показателей на международные миграционные потоки. 27
2.4. Проблемы использования иностранной рабочей силы.. 32
Заключение. 38
Список литературы.. 40
Введение
Сегодняшний мир – мир динамики и скорости. Чтобы в нем выжить, необходимо постоянно меняться вместе с ним и постоянно приобретать новые знания и умения. Более того, мало ими обладать. Ими надо уметь грамотно воспользоваться с тем, чтобы они принесли наибольшую выгоду их владельцу. Но и этого, как показывает практика, мало. Необходимо, и наиболее важно, найти такое место и время применения своих знаний, которое в максимальной мере удовлетворяло бы насущные потребности человека.
И, если над временем, в котором мы живем, мы не властны, то место работы нам никто не запрещает поменять. Именно за этим человек может отправиться «за тридевять земель», ища достойного места работы с соответствующим заработком.
Трудовая миграция, как явление, известна более тысячи лет. Она беспрестанно изменялась в связи с тем, что менялся общественный строй, а, следовательно, и мировоззрение людей. И во все времена этот процесс нуждался в управлении и контроле. В наши дни это – вполне сформировавшийся процесс, занимающий важное место в жизни практически каждой страны.
Проблема трудовой миграции всегда была актуальной, а для нашей страны за последние годы стала еще актуальнее. У многих есть возможность беспрепятственного въезда на территорию иностранных государств. По большей части люди выезжают на территорию другой страны в попытках найти временную или более высокооплачиваемую работу.
Усиливающееся мировое разделение труда способствует тому, что миграционные потоки постоянно направляются из одной страны в другую, и влекут за собой как проблемы, так и выгоды для стран, участвующих в миграционном процессе.
За последние десятилетия происходит интенсификация процессов миграции, выражающаяся как в количественных показателях, так и в качественных: изменяются формы и направления передвижения трудовых потоков. Теперь это явление достигло таких размеров, что государства и международные организации, ранее не испытывавшие проблем с миграцией, вынуждены объединять усилия для разрешения возникающих проблем, связанных с миграцией.
В настоящее время во многих странах мира резко обострилась проблема вынужденных мигрантов (беженцев и вынужденных переселенцев), вопрос приема и адаптации которых не связан, по крайней мере, в первоначальной стадии, с экономической выгодой для принимающего государства, однако заставляет страны-участницы этого процесса вступать в международные, в том числе экономические связи для решения целого ряда проблем, связанных с мигрантами. Не избежала этой участи и Россия: поток беженцев с начала 90-х годов стихийно усиливался и никак не регулировался принимающей стороной, использование же трудового потенциала беженцев и вынужденных переселенцев, равно как и их влияние на рынок труда различных регионов Российской Федерации, анализировались недостаточно, а в практике государственных органов соответствующе научные рекомендации находили воплощение еще реже.
Цель работы – раскрыть сущность вопроса, связанного с международной миграцией рабочей силы.
Задачи работы:
- Рассмотреть сущность и содержание международной трудовой миграции
- Определить глобальную международную экономическую миграцию в мире
- Рассмотреть государственную политику стран мира в области международных миграций.
1. Сущность и содержание международной трудовой миграции
1.1. Теории международной трудовой миграции
Активно происходящий во всем мире процесс интернационализации производства сопровождается интернационализацией рабочей силы. Трудовая миграция стала частью международных экономических отношений. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в другие. Порождая определенные проблемы, трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, принимающим рабочую силу и поставляющим ее.
Наблюдающаяся в последние десятилетия интенсификация процессов миграции выражается как в количественных показателях, так и в качественных: изменяются формы и направления передвижения трудовых потоков.
Одним из проявлений интернационализации и демократизации хозяйственной и социально-культурной жизни человечества, а также последствий острых межнациональных противоречий, прямых столкновений между странами и народами, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий являются крупномасштабные внутристрановые и межстрановые перемещения населения и трудовых ресурсов в разных формах. Это – добровольные мигранты, пользующиеся правами и возможностями, предоставленными им мировой цивилизацией и международными рынками труда для выбора места жительства и работы. Это – беженцы и вынужденные мигранты, покидающие отчий кров не по своей воле, а под давлением «обстоятельств».
Увидеть численность беженцев из различных регионов можно в таблице 1.1.
Таблица 1.1. Численность беженцев и вынужденных переселенцев на 1 января 2003 года, тысяч человек
Страны выхода |
Всего на 1 января |
||
Всего |
в том числе: |
||
вынужденные переселенцы |
беженцы |
||
Всего |
960300 |
880394 |
79906 |
Россия |
157425 |
157425 |
- |
в том числе: |
|||
Чеченская Республика |
130943 |
130943 |
- |
Республика Ингушетия |
1868 |
1868 |
- |
Республика Северная Осетия-Алания |
23421 |
23421 |
- |
Другие районы России |
1193 |
1193 |
- |
Западные страны |
19652 |
18105 |
1,547 |
Средняя Азия |
305344 |
277410 |
27934 |
Страны Балтии |
28514 |
27659 |
855 |
Итого страны СНГ и Балтии |
802178 |
722802 |
79376 |
Другие зарубежные государства |
9 |
- |
9 |
Мировое сообщество, еще недавно не ощущавшее непосредственно размеры, особенности и последствия миграционных процессов на международном уровне, столкнулось с необходимостью координации усилий многих стран по разрешению острых ситуаций и коллективному регулированию миграционных потоков.[1]
Виды трудовой миграции
Различают внутреннюю миграцию рабочей силы, происходящую между регионами одного государства, и внешнюю миграцию, затрагивающую несколько стран. Наука международной экономики занимается внешней миграцией рабочей силы и ее экономическими причинами. Основные понятия, используемые при изучении проблем международной миграции, следующие:
Миграция рабочей силы – переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера.
Иммиграция – въезд трудоспособного населения в данную страну из-за ее пределов.
Эмиграция – выезд трудоспособного населения из данной страны за ее пределы.
Миграционное сальдо – разность иммиграции из страны и эмиграции в страну.
«Утечка мозгов» - международная миграция высококвалифицированных кадров.
Реэмиграция – возвращение эмигрантов на родину на постоянное место жительства.
Международная миграция рабочей силы возникла многие столетия назад и за прошедшее с тех пор время претерпела серьезные изменения. Наиболее активная теоретическая разработка проблем международной миграции началась с конца 60-х годов в рамках моделей экономического роста. Их основная идея заключается в том, что международное перемещение рабочей силы, как одного из факторов производства, оказывает влияние на темпы экономического роста, ее причиной являются межстрановые различия в уровне оплаты труда. Сторонники неоклассического подхода, в соответствии с которым каждый человек получает и потребляет предельный продукт своего труда, считают, что эмиграция приводит к росту благосостояния принимающей страны, причем экономическое развитие государства, из которого происходит эмиграция, остается прежним или, во всяком случае, не ухудшается.
Неокейнсианцы признавали возможность ухудшения в результате миграции экономического положения страны, экспортирующей рабочую силу, особенно если эмигрируют высококвалифицированные работники. В этой связи широко обсуждалась идея введения налога на «утечку мозгов», доходы от которого предлагалось передавать в распоряжение ООН и использовать на нужды развития. В последние годы акцент в анализе миграции сместился на исследование аккумуляции человеческого капитала как эндогенного фактора экономического роста стран. Исходя из того, что накопленный человеческий потенциал является важнейшей предпосылкой экономического развития, в рамках этой группы моделей международная миграция является одним из объяснений различий в темпах экономического роста между странами.
В зависимости от времени пребывания на территории другой страны (другого региона одной страны) выделяют постоянную, временную и маятниковую миграцию.
Постоянная (долгосрочная) миграция характеризуется численностью прибывших или выбывших на постоянное место жительства. При этом в некоторых странах иностранец начинает считаться иммигрантом (эмигрантом) если он присутствует (или отсутствует) в стране в течение определенного периода времени.
Временная (краткосрочная) миграция представляет собой въезд или выезд, связанный с текущими потребностями без смены гражданства и постоянного места жительства. Однако во многих странах из числа временных мигрантов исключают число сезонных работников (иногда довольно значительное).
Маятниковая миграция является особым видом миграции в зависимости от времени и представляет собой передвижения работающих к месту работы из одного региона в другой и обратно к месту своего жительства в случае, если срок отсутствия лица на постоянном месте составил менее одной недели.[2]
Экономические эффекты миграции
Международная миграция рабочей силы может осуществляться как по экономическим, так и по внеэкономическим причинам. В число последних включается политические и религиозные причины, объединение и распад государств, природные бедствия, войны, экологические проблемы, причины личного характера. Каждая из этих и многие другие неэкономические причины способны привести, и приводят к крупным государственным перемещениям рабочей силы, которые будут иметь те же экономические последствия, что и международная миграция рабочей силы, по экономическим причинам, под которыми понимаются главным образом межстрановые различия в оплате труда. Миграция рабочей силы ведет к выравниванию уровней оплаты труда в различных странах.
В результате международной миграции трудовых ресурсов за рубеж перемещается товар особого свойства – рабочая сила. Его принципиальное отличие от других товаров заключается в том, что сама рабочая сила является фактором производства других товаров. Страна, экспортирующая рабочую силу, то есть откуда эмигрируют работники, обычно получает своеобразную оплату за такой экспорт в виде переводов обратно на родину части доходов эмигрантов. В условиях относительной избыточности трудовых ресурсов во многих странах вывоз рабочей силы помогает снизить безработицу, обеспечить приток денежных поступлений из-за рубежа. Но, с другой стороны, отлив высококвалифицированной рабочей силы приводит к снижению технологического потенциала экспортирующих стран, их общего научного и культурного уровня.
Количественные показатели
Наиболее приемлемыми количественными показателями межстранового перемещения трудовых ресурсов являются показатели, фиксируемые в платежном балансе. Нерезидентом в этом случае считается частное лицо, находящееся в стране менее года. Если человек пребывает в стране более года, то в целях статистического учета он переклассифицируется в резиденты. В статистике платежного баланса показатели, связанные с миграцией рабочей силы, являются частью баланса текущих операций и классифицируются по трем статьям:
Трудовой доход, выплаты занятым – зарплаты и прочие выплаты наличными или натурой, полученные частными лицами-нерезидентами за работу, выполненную для резидентов и оплаченную ими. В эту категорию включаются также и все выплаты резидентов в пенсионные, страховые и иные фонды, связанные с наймом на работу нерезидента. К кругу частных лиц-нерезидентов относятся все иностранные работники, находящиеся в данной стране менее года, в том числе сезонные рабочие, рабочие из приграничных стран, приезжающие в данную страну на временные заработки, а также местный персонал иностранных посольств.
Перемещения мигрантов – оценочный денежный эквивалент стоимости имущества мигрантов, которое они перевозят с собой, перемещаясь в другую страну. При этом вывоз имущества эмигрантов в натуре показывается как экспорт товаров из страны, а его оценочный денежный эквивалент (как бы оплата за этот экспорт) – по данной статье.
Переводы работников – пересылка денег и товаров мигрантов своим родственникам, оставшимся на родине. В случае пересылки товаров учитывается их оценочная стоимость.
Принципиальная разница между статьей «трудовые доходы» и статьями «перемещения мигрантов» и «переводы работников» заключается в том, что в статье «трудовые доходы» учитываются доходы нерезидентов, т. е. временно находящихся в данной стране. В то же время в статьях «перемещение мигрантов» и «переводы работников» показываются доходы и расходы резидентов, т. е. мигрантов, которые уехали с родины и остались за рубежом, по крайней мере, сроком более чем на год. Эти две статьи объединяются в рамках текущих операций в группу частных неоплаченных переводов.
Частные неоплаченные переводы – это оценочный денежный эквивалент имуществ, перемещаемого мигрантами в момент их отъезда за границу и последующих посылок товаров на родину. Включает статьи «перемещение мигрантов» и «переводы работников».
Увидеть динамику показателей межстранового перемещения трудовых ресурсов можно в таблице 1.2.
Таблица 1.2 Показатели межстранового движения трудовых ресурсов.
|
|
|
|
|
Трудовой доход |
Кредит |
13,8 |
19,5 |
20,7 |
Дебет |
-16,0 |
-25,6 |
-26,7 |
|
Частные неоплаченные переводы |
Кредит |
64,9 |
100,1 |
95,6 |
Дебет |
-58,2 |
-91,8 |
-102,5 |
|
Итого |
Кредит |
78,7 |
119,6 |
116,3 |
Дебет |
-74,2 |
-117,4 |
-129,1 |
На практике точно определить, по какой именно статье должны фиксироваться те или иные международные переводы, довольно сложно. Человек изначально может поехать за рубеж просто на временные заработки, но затем по каким-либо причинам задержаться там более чем на год, став мигрантом. И наоборот, люди, намеревавшиеся эмигрировать за рубеж навсегда, чье имущество было зарегистрировано как переводы работников, вдруг решают вернуться на родину, не прожив за рубежом и года. Общее правило, которое действует в данном случае, заключается в том, что учет ведется по состоянию на момент пересечения границы, и если даже позже выяснится, что запись произведена неверно, ее, тем не менее, обычно не пересматривают.[3]
1.2. Государственное регулирование миграции
Механизмы контроля миграции
В то время как большинство стран мира продвигаются по пути либерализации своей внешней торговли, практически все они принимают меры, ограничивающие международную миграцию. Миграция приводит к росту совокупного объема производства, хотя распределение экономических выгод от миграции далеко не равномерно. Однако положительные экономические эффекты миграции могут перекрываться негативными эффектами, которые также имеют место. Одно из них – финансовое бремя, которое иммигранты возлагают на бюджет более развитых стран. Особенно четко это проявляется, когда развитые страны близко расположены или даже граничат с менее развитыми государствами. Типичным примером является, с одной стороны, США, Мексика и страны Карибского бассейна, с другой стороны – Франция и страны Магриба, Германия и Турция. Такое близкое соседство приводит к наплыву не только легальных иммигрантов, которые требуют финансовых расходов либо для материальной поддержки, либо для депортации. По оценкам, в США постоянно находится около 4 млн., а в Западной Европе – около 3 млн. нелегальных иммигрантов. В это же время численность легальных мигрантов по сравнению с нелегальными относительно невысока. Но с течением времени количество людей, пересекающих границу со всеми необходимыми документами, постоянно растет. Особенно четко проследить процесс динамики можно на примере миграции за период с 1960 по 2003 годы, что отражено в следующей таблице.
Таблица 1.3. Динамика численности иммигрантов в период с 1960 по 2003 гг.
Направление миграций (тыс. чел.) |
1960-1969 |
1969-1975 |
1975-1983 |
83-1990 |
1990-1997 |
97-2003 |
В США |
128.7 |
237 |
372.9 |
605.2 |
728.2 |
704.3 |
В Западную Европу |
114.4 |
274.3 |
441.4 |
366.6 |
336.8 |
361.7 |
В другие регионы |
8 |
14 |
27.2 |
29 |
90.4 |
57.7 |
Всего |
251.1 |
525.3 |
841.5 |
1000.8 |
1155.4 |
1123.7 |
Проблемы, которые несет с собой международная миграция рабочей силы, привели к созданию широкой системы государственного и межгосударственного регулирования. Вмешательство государства в международное движение рабочей силы началось значительно раньше, чем его участие в регулировании международной торговли. Уже в конце XVIII века в Англии были приняты законы, запрещавшие промышленным рабочим эмигрировать за границу. В течение XIX века многие европейские страны принимали законы, ограничивающие въезд нежелательных лиц. Тогда же страны стали заключать двусторонние конвенции, регулирующие миграцию, часть из которых действует по настоящее время.
Законодательства большинства стран, регулирующие въезд иностранцев, прежде всего, проводят четкое различие между иммигрантами – людьми, переезжающими в страну на постоянное место жительства, и неиммигрантами – людьми, приезжающими в страну временно и (или) не претендующими там на постоянное место жительства. Несмотря на то, что неиммигранты зачастую могут находиться и работать в принимающей стране в течение продолжительного периода времени, наиболее важным с экономической точки зрения является регулирование трудовой иммиграции.
Обычно государственное регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммигрантов) либо на стимулирование мигрантов к возвращению на родину (реэмиграции).[4]
Регулирование иммиграции
Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Перечень желательных иммигрантов варьируется от страны к стране, но обычно они относятся к одной из следующих категорий:
- работники, готовые за минимальную оплату выполнять тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную работу, - строительные, подсобные, сезонные, вахтенные, муниципальные рабочие;
- специалисты для новых и перспективных отраслей – программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие;
- представители редких профессий - огранщики алмазов, реставраторы картин, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения;
- специалисты с мировым именем – музыканты, артисты, ученые, спортсмены, врачи, писатели;
- крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну, инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места.
Проблемами трудовой иммиграции занимаются государственные институты принимающих стран, действующие на основе национального законодательства, а также подписанных двусторонних и многосторонних соглашений. Обычно в разрешении проблем иммиграции задействованы как минимум три государственных ведомства: министерство иностранных дел, ведающее через свое консульское управление выдачей въездных виз, министерство юстиции в лице службы по иммиграции или иные органы пограничного контроля, которые непосредственно исполняют определенный законом режим въезда, и министерство труда, надзирающее за использованием иностранной рабочей силы.
В большинстве стран разрешение на въезд иммигранту выдается на основании подписанного контракта с нанимателем о его трудоустройстве и заключения министерства труда о том, что данная работа, поскольку требует специальных навыков или по другим причинам, не может выполняться местными рабочими. В некоторых странах перед выдачей разрешения на въезд потенциального иммигранта его работодатель обязан получить согласие министерства внутренних дел и профсоюзов данной отрасли.
Нормативно-правовая база для иммиграции в большинстве принимающих стран представлена огромным количеством законов и подзаконных актов. Основные черты иммиграционного законодательства следующие:
Профессиональная квалификация. Законодательства всех принимающих стран устанавливают жесткие требования к уровню образования и стажу работы по специальности. Минимальным требованием к образованию считается окончание полного курса средней школы или профессионально-технического училища, что должно подтверждаться соответствующим дипломом. В большинстве случаев диплом необходимо переподтверждать или оценивать в принимающей стране на предмет соответствия требований к специалисту в соответствующей сфере в данной стране требованиям, предъявлявшимся к выпускнику по данной специальности в стране – экспортере рабочей силы. Приоритет при найме на работу отдается принимающими странами специалистам, имеющим как минимум 3-5 лет стажа работы по специальности. Могут потребоваться также и рекомендательные письма.
Ограничения личного характера. Разумеется, законодательство принимающих стран предъявляет жесткие требования к состоянию здоровья иммигрантов. В страны не допускаются наркоманы, психически больные люди, люди, зараженные вирусом СПИД. Иммигранты обязаны представить справку о состоянии своего здоровья, заверенную консульским учреждением принимающей страны, или пройти специальное медицинское обследование. Возрастной ценз иммигрантов устанавливается законодательством в зависимости от отрасли промышленности, в которой они намереваются работать. Обычно он колеблется в пределах 20-40 лет. Наконец, чрезвычайно серьезными являются законодательные требования к политическому и социальному облику иммигрантов. Чаще всего законодательно запрещено иммигрировать лицам, ранее судимым за уголовные преступления, членам террористических и профашистских организаций.
Количественное квотирование. Большинство стран, принимающих иммигрантов, устанавливают их максимальное количество. Количественные квоты могут вводиться в рамках всей экономики в целом, определяя максимальную долю иностранной рабочей силы в числе всех трудовых ресурсов; в рамках отдельных отраслей, определяя максимальную долю иностранных рабочих в числе всех занятых в данной отрасли; в рамках определенных предприятий, определяя максимальную долю иностранных рабочих на одном предприятии; либо как ограничение на общее количество иммигрантов, приезжающих в страну в течение года. Количественное квотирование является весьма жестким методом государственного регулирования импорта рабочей силы и обычно определяется соответствующими законами, за соблюдением которых надзирают правоохранительные органы.
Экономическое регулирование. Оно вводит определенные финансовые ограничения, обеспечивающие сокращение численности иммигрантов. Что касается юридических лиц, то в некоторых странах фирмы имеют право нанимать иностранную рабочую силу только по достижении определенного объема оборота и продаж или после внесения определенных платежей в государственных бюджет. Частные лица имеют право иммигрировать, только если они готовы инвестировать в экономику принимающей страны определенную законом сумму, доказать легальность происхождения этих денег и создать определенное количество рабочих мест. По законодательству некоторых стран за оформление иммиграции и трудоустройство на местное предприятие иммигранты обязаны платить. Некоторые льготы предоставляются для руководящего состава корпораций, имеющих право заключать сделки от ее лица, состоятельным иностранцам, готовым использовать труд местных граждан в домашнем хозяйстве.
Временные ограничения. Законодательства большинства стран устанавливают максимальные сроки пребывания иностранных работников на их территории, по истечении которых они должны либо покинуть принимающую страну, либо получить от компетентных органов разрешение на продление своего пребывания в ней. Зачастую для лиц, имевших в принимающей стране статус стажеров или студентов, предусматриваются жесткие правила, не позволяющие продлить свое пребывание в ней, требующие обязательного выезда на родину, пребывания там минимум в течение нескольких лет, только после чего они приобретают право вновь приехать в принимающую страну.
Географические приоритеты. Практически каждая страна, принимающая иммигрантов, законодательно устанавливает географическую и национальную структуру иммиграции. Она обычно регулируется с помощью количественных квот на въезд иммигрантов из определенных стран. Иногда, чтобы избежать обвинений в предвзятости и нарушении прав человека, правительства проводят в рамках географических квот лотереи на право иммигрировать между представителями разных стран из одного географического региона.
Запреты. Явные и скрытые запреты нанимать иностранную рабочую силу обычно содержатся в законах о профессиях, которые иностранцам заниматься запрещено. Явные запреты прямо перечисляют отрасли или специальности, в которых работать иностранцам нельзя. Скрытые запреты, напротив, устанавливают перечень отраслей или специальностей, в которых могут работать только граждане данной страны, перекрывая тем самым доступ к ним иностранцев. Обычно для любых передвижений иммигранта, изменения специальности, смены места работы требуется получать дополнительное разрешение иммиграционных властей, которые могут и отказать в его выдаче. Разумеется, запрещена нелегальная иммиграция, которая в большинстве стран пересекается полицейскими методами, которые, правда, далеко не всегда эффективны.
Законодательно устанавливаются санкции на нарушение порядка иммиграции. Они могут накладываться как на самих иммигрантов, так и на тех, кто помогает им незаконно въехать в страну или нанимает их на работу. Незаконное проникновение в страну считается преступлением. За его совершение предусматривается депортация, денежные штрафы и (или) тюремное заключение. Подобное преступление, совершенное повторно, карается повторной депортацией, большим денежным штрафом и более длительными сроками заключения. За незаконное посредничество или наем на работу нелегального иммигранта, которые также считаются преступлением, предусматриваются настолько крупные штрафы, что они могут вести к разорению некоторых больших фирм и предприятий.[5]
2. Общемировая миграционная ситуация
2.1. Глобальная международная экономическая миграция в мире
В конце XX века можно с уверенностью сказать, что страны мира в подавляющем своем большинстве являются включенными в мировую экономическую миграцию. По данным ООН участниками международного трудового обмена являются более 80 стран.
Все страны участницы глобальной экономической миграции в мире могут быть распределены по трем категориям. Первая — страна, посылающая трудовые ресурсы (или посылающая страна), страна, получающая трудовые ресурсы (или получающая страна), и страна, участвующая в международных миграциях и в обоих вышеперечисленных вариантах (обозначаемая в международной статистике и документах ООН — S/R).
К странам, получающим трудовые ресурсы, относятся: Аргентина, Австралия, Австрия, Бахрейн, Бельгия, Бруней, Камерун, Франция, Гана, Гаити, ФРГ, Иран, Израиль, Кувейт, Ливия, Люксембург, Малайзия, Нидерланды, Новая Зеландия, Оман, Катар, Саудовская Аравия, Сингапур, Швеция, Швейцария, Объединенные Арабские Эмираты, Великобритания, США.
К странам, посылающим трудовые ресурсы, относятся: Алжир, Бангладеш, Колумбия, Кипр, Доминиканская Республика, Египет, Греция, Индонезия, Ирландия, Южная Корея, Ливан, Лесото, Мексика, Марокко, Пакистан, Филиппины, Польша, Португалия, Шри-Ланка, Судан, Сирия, Таиланд, Тунис, Турция, Уругвай, Осман.
Кроме того, к группе стран и посылающих, и использующих трудовые ресурсы, относятся: Буркина-Фасо, Иордания, Италия, Испания, Мали, Сенегал, Того, ЮАР, Ямайка.
Наглядно проследить миграцию можно на рисунке 2.1.
Рис 2.1. Межгосударственная миграция за 1991-2001 гг.
Особняком стоят страны СНГ. В статистике ООН они обозначены как страны одновременно и посылающие, и получающие трудовые ресурсы. Однако их положение в международном учете трудовых ресурсов характеризуется неверно выбранной базой данных. Так, в большинстве стран СНГ все некоренное население, т.е. не титульной нации обозначено как иностранное население. И, таким образом, все страны СНГ независимо от их реальной позиции на рынке рабочей силы в одно мгновение превратились в крупных импортеров рабочей силы. Особенно странным такое явление выглядит для Российской Федерации, предоставлявшей гражданство всем бывшим гражданам СССР без ограничений до 2000 года, т.е. прибывавшие в Россию беженцы и вынужденные переселенцы из СНГ и Балтии не рассматривались Россией как иностранцы, а, напротив, как потенциал для ассимиляции.
По-видимому, из-за неточного перевода термина “nationality” в источниках ООН в иностранное население попали все лица некоренной национальности РФ.
Распределение всех стран мира на экспортеров и импортеров рабочей силы, опираясь на современную статистику ООН, ломает привычные стереотипы восприятия экспортеров рабочей силы как исключительно развивающихся и даже наименее развитых стран. Одновременно видно, что не все страны-импортеры рабочей силы входят в группу промышленно развитых государств.
Вместе с тем в группе стран экспортеров и импортеров рабочей силы имеются свои сущностные признаки, определяющие лицо этих стран на мировом рынке трудовых ресурсов. В частности, это показатели доли экономически активного населения в общей численности населения. Казалось бы, страны-экспортеры, поставляющие рабочую силу на внешний рынок, должны иметь ее избыток, т.е. должны иметь большую занятость трудовых ресурсов и, следовательно, большую долю экономически активного населения.
Напротив, анализ трудовых ресурсов группы стран-экспортеров и импортеров рабочей силы показывает противоположную картину. Так, доля экономически активного населения в странах-экспортерах существенно ниже, чем у стран-импортеров рабочей силы. Так, условная средняя доля (как среднеарифметическая) этого показателя у стран-импортеров 47,42% с наивысшим показателем в группе 75 % (Катар) и низшим 23,9 % (Ливан), тогда как у стран-экспортеров условная средняя доля 31,42% с наивысшим показателем 55,9% (Таиланд) и низшим — 15,45% (Колумбия).
При этом нельзя не отметить, что у стран, характеризующихся обеими формами участия в международном трудовом обмене, и эти показатели находятся где-то посередине двух вышеописанных групп стран и составляют около 35,5 % с низшим показателем 22,5 % (Иордания) и высшим 51,1% (Буркина-Фасо).
Подобная ситуация означает, что в одних странах создаются и эффективно действуют рабочие места, а в других создание подобных рабочих мест не происходит из-за целого ряда причин. Безусловно, расширенное создание рабочих мест — признак динамичного экономического развития, вследствие которого внутреннего резерва трудовых ресурсов не хватает и требуется иностранная рабочая сила.
Интересно, что разрыв в условных средних показателях экономической активности населения в странах-экспортерах и импортерах рабочей силы, составляющий 15,8%, кажется существенным. Однако страны-импортеры используют не только национальную, но и иностранную рабочую силу, которая, включенная в общую численность рабочей силы, увеличивает показатель экономически активного населения. Кроме того, отток трудовых ресурсов в другие страны понижает показатель доли экономически активного населения в странах-экспортерах рабочей силы.
Углубленный анализ международной статистической информации позволил выявить влияние на этот разрыв, как стран-экспортеров, так и стран-импортеров рабочей силы. Так, условно доля экономически активного населения повышается у стран-экспортеров рабочей силы, если учесть их экономически активное население, находящееся за рубежом с 31,42% до 35,6 %.
В то же время у стран-импортеров рабочей силы этот же показатель понижается, если рассчитывать его, опираясь на долю экономически активного только своего населения с 47,42% до 40,7%.
Таким образом, разрыв в условной доле экономически активного населения между странами-экспортерами и импортерами уменьшается на 6,72% за счет стран-импортеров рабочей силы и на 4,18% , т.е. в 3,2 раза. Учитывая, что не по всем странам данные публикуются в международной статистике, можно предположить, что экономически активное население во всех странах имеет тенденцию к гармонизации на некоем общемировом уровне 37-38% от общей численности населения.
Вторым существенным показателем, безусловно, влияющим на международный трудовой обмен является реальный доход на душу населения. В странах-экспортерах рабочей силы он, как известно, ниже, чем в странах-импортерах. По состоянию на середину 90-х годов страны-импортеры имели подушевой доход на уровне 13 204 долларов США в год, а страны-экспортеры 4 174 долларов, т.е. в 3 раза ниже. И это притом, что в страны-экспортеры включены такие страны, как Алжир и Кипр, с относительно высокими уровнями реального подушевого дохода в 3 011 и 9 953 доллара соответственно.
Тогда как в группу стран-импортеров, напротив, попали страны с относительно низшим уровнем реального подушевого дохода, такие как Камерун (1646 долларов) и Гамбия (913 долларов).
Что касается постсоветского пространства, то здесь есть свои особенности. По уровню занятости страны СНГ и страны Балтии имеют аналогичные показатели, близкие к группе стран-импортеров рабочей силы. Хотя внутри группы стран СНГ наметилось некоторое расслоение и такие государства, как Грузия, Туркменистан, Кыргызстан, имеют сравнительно невысокие показатели доли экономически активного населения (от 26 до 40%), тогда как Азербайджан, Армения, Узбекистан, Молдова и Таджикистан не дают соответствующих показателей в международную статистику.
В то же время такие страны, как РФ, Белоруссия, Украина, и все Прибалтийские страны имеют долю экономически активного населения даже выше, чем у крупных импортеров рабочей силы, таких как ФРГ, Франция, Нидерланды, Бельгия — и других.
Что касается стран СНГ и Балтии, то в плане подушевого дохода они в целом ближе к странам-экспортерам рабочей силы — 4793,8 долларов США. При этом следует отметить, что в Российской Федерации реальный подушевой доход не только выше, чем у всех остальных стран СНГ и Балтии, и превышает средний уровень по этой группе стран в 1,7 раза. Кроме того, реальный подушевой доход населения в РФ, составляя 7 968 долларов, приближается к уровню стран-импортеров рабочей силы, таких как Оман и Катар, и превышает уровень таких стран, как Малайзия и Венесуэла.
В будущем, видимо, страны СНГ и Балтии разделятся на 2 группы с более ярко выражающими признаками импортеров и экспортеров рабочей силы. К первой группе, по-видимому, можно будет отнести Россию и страны Балтии. В то же время формально страны СНГ еще длительное время будут продолжать относиться к странам, которые и посылают, и принимают трудовые ресурсы.[6]
2.2. Государственная политика стран мира в области международных миграций
Фонд народонаселения
Организации Объединенных Наций провел опрос компетентных государственных
органов всех стран мира с целью выяснить все аспекты их государственной
политики в области народонаселения и выпустил результаты этого опроса в
Нью-Йорке в
Все варианты миграционной политики государств мира объединены в 8 типов, как по иммиграционной, так и по эмиграционной политике. Формулировка типа государственной политики в области международной миграции в каждой стране включает в себя две части: во-первых, оценку уровня эмиграции (или иммиграции) в данной стране и, во-вторых, требуется ли, по мнению отвечавших, государственное вмешательство и если да, то с какой целью - увеличить, уменьшить или сохранить на данном уровне эмиграцию (или иммиграцию). Из этих ответов и сложилась общая картина государственной миграционной политики стран мира.
Государственная эмиграционная политика стран мира в целом характеризуется либеральным подходом к эмиграции. Так, 69,0% стран считают, что эмиграция в их странах - удовлетворительная, при этом из них 46,8% считают, что государственного вмешательства не требуется, а 24,0% декларируют политику государственного вмешательства с целью сохранения эмиграции на существующем уровне. Кроме того, к либеральной группе можно прибавить и страны, придерживающиеся такого типа политики, как “эмиграция слишком высокая, но государственного вмешательства не требуется” - 5,4%, равно как и страны, считающие, что “эмиграция слишком низкая, но государственного вмешательства не требуется”. Таким образом, общая доля стран с либеральной эмиграционной политикой составляет более 85%. Подробно миграционная политика основных стран-экспортеров рабочей силы разбирается ниже.
Табл. 2.1. Типы государственной эмиграционной политики стран мира
Формулировка типа государственной миграционной политики |
Тип |
Частота |
Доля в процентах |
Эмиграция слишком низкая, но государственного вмешательства не требуется |
1 |
2 |
11.1 |
Эмиграция слишком низкая: требуется государственное вмешательство с целью ее усиления |
2 |
6 |
3.21 |
Эмиграция удовлетворительная: требуется государственное вмешательство с целью ее усиления |
3 |
1 |
0.53 |
Эмиграция удовлетворительная требуется государственное вмешательство с целью сохранения |
4 |
45 |
24.06 |
Эмиграция удовлетворительная: государственного вмешательства не требуется |
5 |
87 |
46.52 |
Эмиграция удовлетворительная: требуется государственное вмешательство для ее понижения |
6 |
6 |
3.21 |
Эмиграция слишком высокая и требуется государственное вмешательство для ее понижения |
7 |
30 |
16.04 |
Эмиграция слишком высокая, но государственного вмешательства не требуется |
8 |
10 |
5.35 |
Всего |
- |
187 |
100 |
Что касается государственной иммиграционной политики стран мира, то она несколько отличается от эмиграционной политики большей сдержанностью. Так, ни одна страна в мире не признала свою иммиграцию слишком низкой до такой степени, что не требуется государственного вмешательства.
В целом состоянием иммиграции в своих странах удовлетворены 60,6% государств. К ним примыкают страны, которые хотя и не считают иммиграцию удовлетворительной, но не находят нужным осуществлять государственное вмешательство, увеличивая группу стран с либеральным отношением к иммиграции до 62%, что существенно ниже, чем либеральное отношение государств мира к эмиграции.
Довольно велико число стран, считающих иммиграцию слишком высокой и государственное вмешательство с целью ее понижения - необходимым, - почти 18% (тип 7).
Лишь небольшое число стран хочет усилить иммиграцию - 4,8%, при этом половина из них считает ее слишком низкой, а вторая удовлетворительной.
Изучение эмиграционной политики основных стран-экспортеров рабочей силы обнаруживает несколько подходов к ее формированию. Одним из наиболее распространенных подходов является либеральный. Этот тип миграционной политики формулируется следующим образом: “эмиграция удовлетворительная, государственного вмешательства не требуется”. Этого типа политики придерживается большинство стран мира (более 46%). Среди стран-экспортеров рабочей силы этот подход характерен для таких стран, как Австралия, Иордания, Италия, Португалия, Марокко, Филиппины. В основном в этой группе те страны-экспортеры рабочей силы, для которых экспорт рабочей силы не является главной статьей валютного дохода.
Таблица 2.2. Типы государственной иммиграционной политики стран мира
Формулировка типа Государственной эмиграционной политики |
Тип |
Частота |
Доля в процентах |
Иммиграция слишком низкая, но государственного вмешательства не требуется |
1 |
0 |
0 |
Иммиграция слишком низкая: требуется государственное вмешательство с целью ее усиления |
2 |
4 |
2.13 |
Иммиграция удовлетворительная: требуется государственное вмешательство с целью ее усиления |
3 |
5 |
2.66 |
Иммиграция удовлетворительная требуется государственное вмешательство с целью сохранения |
4 |
55 |
29.26 |
Иммиграция удовлетворительная: государственного вмешательства не требуется |
5 |
59 |
31.38 |
Иммиграция удовлетворительная: требуется государственное вмешательство для ее понижения |
6 |
29 |
15.43 |
Иммиграция слишком высокая и требуется государственное вмешательство для ее понижения |
7 |
33 |
17.55 |
Иммиграция слишком высокая, но государственного вмешательства не требуется |
8 |
3 |
1.60 |
Всего |
- |
188 |
100 |
Другим видом подхода является политика мягкой поддержки экспорта рабочей силы. Эти страны формулируют свою эмиграционную политику так: “эмиграция удовлетворительная, требуется государственное вмешательство с целью ее сохранения”. К таким странам относятся: Турция, Индия, Бангладеш, т.е. те страны, для которых экспорт рабочей силы имеет весьма существенное влияние. Рассмотрим также две страны, для которых экспорт рабочей силы является особо важным. Это Йемен и Пакистан. Йемен, в платежном балансе которого экспорт рабочей силы - основная статья доходов, превышающая все остальные, придерживается политики усиленного стимулирования экспорта: “эмиграция удовлетворительная, требуется государственное вмешательство с целью ее усиления”. Что касается Пакистана, то эта страна, имеющая в настоящее время самые высокие в мире доходы от экспорта рабочей силы, чего она добилась в последнее десятилетие. Политика этой страны носит характер явной стимуляции экспорта рабочей силы и выражается формулой: “эмиграция слишком низкая, требуется государственное вмешательство для ее усиления”. Посткоммунистические страны придерживаются политики сдерживания экспорта рабочей силы. Либо скрытого - как Польша, формулирующая свою политику так: “эмиграция слишком высокая, но государственного вмешательства не требуется”, либо открытого, как Югославия (новая), формулирующая свою позицию так: “эмиграция слишком высокая, требуется государственное вмешательство для ее уменьшения”. При этом надо учесть, что Польша относится к числу новых и быстро укрепляющихся стран на рынке экспортеров рабочей силы, тогда как Югославия, занимавшая в середине 80-х гг. первое место по доходам от экспорта рабочей силы, ныне значительно уступила свои позиции как экспортер рабочей силы. Таким образом, основной группы стран-экспортеров рабочей силы тип миграционной политики определяется их положением на рынке рабочей силы — в настоящем и прошлом.[7]
Группа стран - основных мировых импортеров рабочей силы
Группа основных мировых импортеров рабочей силы разбивается на две подгруппы: первая подгруппа проводит ассимиляционную иммиграционную политику, т.е. имеет в виду в перспективе включить иммигрантов в состав своего населения — такие как США, Австралия, ЮАР, Новая Зеландия, — ведет поощрительную иммиграционную политику. Те страны, которые относительно пресыщены иммиграцией, формулируют свою политику так: “иммиграция удовлетворительная, требуется государственное вмешательство с целью ее сохранения” (США, Австралия, ЮАР).
Те же страны, которые не выполнили своих государственных иммиграционных программ, формулируют ее более твердо: “эмиграция слишком низкая, требуется государственное вмешательство с целью ее усиления (Новая Зеландия), или “иммиграция удовлетворительная, но требуется государственное вмешательство с целью ее усиления” (Канада).
Таблица 2.3. Основные страны-импортеры рабочей силы с ассимиляционным типом иммиграции
Страна |
Тип политики |
|
Иммиграционной |
Эмиграционной |
|
Австралия |
4 |
5 |
Канада |
3 |
5 |
Нов. Зеландия |
2 |
8 |
США |
4 |
5 |
ЮАР |
4 |
5 |
Что касается стран, ведущих отходническую иммиграционную политику, т.е. принимающую иностранную рабочую силу на строго определенные сроки, то они придерживаются, как правило, политики сдерживания иммиграции, в основном в жесткой форме: “иммиграция слишком высокая, требуется государственное вмешательство для ее понижения”. К данной группе относятся все основные импортеры иностранной рабочей силы (Германия, Франция, Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Швейцария, Австрия, Саудовская Аравия). Те страны, которые используют иностранную рабочую силу, но в гораздо меньших объемах, придерживаются более либеральной политики: “иммиграция удовлетворительная, требуется государственное вмешательство для ее сохранения” (Швеция, Дания, Катар).[8]
Таблица 2.4. Основные страны-импортеры рабочей силы с отходническим типом иммиграции
Страна |
Тип политики |
|
Иммиграционной |
Эмиграционной |
|
Австрия |
7 |
5 |
Бельгия |
7 |
5 |
Великобритания |
7 |
5 |
Германия |
7 |
5 |
Дания |
4 |
4 |
Бахрейн |
5 |
5 |
Катар |
4 |
4 |
Нидерланды |
7 |
5 |
Франция |
7 |
4 |
Швейцария |
7 |
5 |
Швеция |
4 |
5 |
Кувейт |
6 |
5 |
Сауд. Аравия |
7 |
4 |
2.3. Влияние основных экономических показателей на международные миграционные потоки
На миграционную политику стран мира не могут не влиять основные экономические показатели этих стран. Известный ученый В. Бенинг - руководитель департамента международных миграций МОТ - приводит в качестве основных параметров стран — участниц мирового рынка рабочей силы в числе прочих и такие, как объем ВНП, объем денежных переводов, численность иностранного населения и населения этих стран за рубежом. Однако он не анализирует многих зависимостей этих экономических показателей и международной миграции и тем более не касается вопросов миграционной политики стран мира.
Учитывая, что у Бенинга приводится список из 88 стран мира, имеющих точные данные по ВНП, общей численности рабочей силы и реального дохода на душу населения, целесообразно сократить рассматриваемую группу стран до этого уровня.
Экономические показатели могут выявить глубинное влияние на тип государственной миграционной политики той или иной страны. Рассмотрение всей совокупности анализируемых стран мира по миграционной политике подсказало объединить их в группы по типу проводимой миграционной политики и рассматривать экономические показатели как средние по данной группе, отмечая выявившиеся зависимости.
Страны-импортеры рабочей силы, как правило, входят в группу стран с высоким реальным доходом на душу населения в стране. В этих странах (кроме ЮАР и России) этот показатель колеблется от 3 до 14,5 тыс. долларов в год (по состоянию на начало 2000 года).
Таблица 2.6. Страны мира по типам иммиграционной и эмиграционной политики
Страна |
Тип политики |
|
Иммиграционной |
Эмиграционной |
|
Австралия |
4 |
5 |
Бангладеш |
4 |
4 |
Греция |
7 |
6 |
Индия |
4 |
4 |
Иордания |
6 |
5 |
Испания |
6 |
6 |
Италия |
4 |
5 |
Йемен |
6 |
3 |
Марокко |
5 |
5 |
Мексика |
6 |
7 |
Пакистан |
5 |
2 |
Польша |
4 |
8 |
Португалия |
6 |
5 |
Турция |
6 |
4 |
Филиппины |
6 |
5 |
Югославия |
5 |
7 |
Кроме того, основная группа стран-импортеров рабочей силы характеризуется высокой долей национального дохода в ВНП. У таких стран, как США, Канада, Швейцария, Германия, Швеция, ОАЭ, Бельгия, Австралия, Великобритания, Нидерланды, Кувейт, Новая Зеландия, Саудовская Аравия, Бахрейн, Оман, этот показатель колеблется от 20 до 29%. У остальных стран столь высокий показатель реального дохода встречается крайне редко.
Следует отметить, что у стран-импортеров рабочей силы, как правило, очень высока экономическая активность населения (т.е. доля экономически активного населения в общей численности). Этот показатель колеблется у данной группы от 34 до 56%. Из остальных стран подобный высокий показатель встречается в основном у стран СНГ, независимо от того, какова их позиция на международном рынке рабочей силы.
В количественном выражении это можно увидеть в таблице 2.7.
Таблица 2.7. Экономическая активность населения некоторых стран
Млн. чел. |
1990 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
Россия |
75,3 |
66,4 |
66,0 |
64,7 |
63,8 |
64,0 |
64,3 |
Австралия |
7,8 |
8,2 |
8,3 |
8,4 |
8,6 |
8,7 |
9,0 |
Австрия |
3,4 |
3,8 |
3,7 |
3,7 |
3,7 |
3,8 |
3,8 |
Азербайджан |
3,7 |
3,6 |
3,7 |
3,7 |
3,7 |
3,7 |
3,7 |
Армения |
1,6 |
1,5 |
1,4 |
1,4 |
1,3 |
1,3 |
1,3 |
Белоруссия |
5,2 |
4,4 |
4,4 |
4,4 |
4,4 |
4,4 |
4,4 |
Бельгия |
3,6 |
3,8 |
3,8 |
3,8 |
3,9 |
4,0 |
4,1 |
Венгрия |
4,8 |
3,7 |
3,6 |
3,6 |
3,7 |
3,8 |
3,8 |
Германия |
29,01 |
36,0 |
36,0 |
35,8 |
35,9 |
36,4 |
38,6 |
Италия |
21,5 |
20,2 |
20,3 |
20,4 |
20,6 |
20,9 |
21,2 |
Казахстан |
7,8 |
6,6 |
6,5 |
6,5 |
6,1 |
6,1 |
6,2 |
Канада |
13,2 |
13,5 |
13,7 |
13,9 |
14,3 |
14,5 |
14,9 |
Киргизия |
1,7 |
1,6 |
1,7 |
1,7 |
1,7 |
1,8 |
1;8 |
Китай |
639 |
680 |
689 |
696 |
700 |
706 |
712 |
Литва |
1,9 |
1,6 |
1,6 |
1,6 |
1,6 |
1,6 |
1,5 |
Молдавия |
2,1 |
1,7 |
1,7 |
1,6 |
1,6 |
1,5 |
1,5 |
Нидерланды |
6,4 |
6,8 |
7,0 |
7,2 |
7,4 |
7,6 |
7,7 |
Норвегия |
2,0 |
2,1 |
2,1 |
2,2 |
2,2 |
2,3 |
2,3 |
Польша |
17,3 |
14,8 |
15,0 |
15,2 |
15,4 |
14,7 |
14,5 |
Румыния |
10,8 |
11,2 |
10,9 |
11,1 |
10,8 |
10,8 |
10,8 |
США |
119 |
125 |
127 |
130 |
131 |
133 |
135 |
Таджикистан |
1,9 |
1,9 |
1,7 |
1,8 |
1,8 |
1,7 |
1,7 |
Турция |
19,9 |
21,4 |
21,7 |
20,8 |
22,0 |
22,0 |
20,6 |
Узбекистан |
7,9 |
8,4 |
8,6 |
8,7 |
8,8 |
8,9 |
9,0 |
Украина |
25,4 |
23,7 |
23,2 |
22,6 |
22,3 |
21,8 |
21,3 |
Финляндия |
2,5 |
2,1 |
2,2 |
2,2 |
2,2 |
2,3 |
2,4 |
Франция |
22,4 |
22,2 |
22,3 |
22,4 |
22,8 |
23,3 |
23,7 |
Швейцария |
3,8 |
3,8 |
3,8 |
3,8 |
3,8 |
3,9 |
3,9 |
Швеция |
4,5 |
4,0 |
4,0 |
3,9 |
4,0 |
4,1 |
4,2 |
Япония |
62,5 |
64,6 |
64,9 |
65,6 |
65,1 |
64,6 |
64,5 |
Теперь рассмотрим реальный доход на душу населения у других стран (экспортеров и экспортеров-импортеров). Все страны-экспортеры рабочей силы имеют реальный доход на душу населения ниже среднего (кроме Португалии и Ирландии, у которых он превышает средний уровень на четверть и треть соответственно). У большинства стран-экспортеров рабочей силы этот показатель значительно ниже среднего (Бангладеш, Судан, Пакистан, Марокко, Египет, Гватемала, Сальвадор), но есть и такие, у которых он лишь на треть ниже среднего (Уругвай, Колумбия, Польша, Мексика и др.).
Что касается группы, обозначенной как экспортеры/импортеры рабочей силы, то показатель реального дохода на душу населения в этой группе имеет большой разброс: от Испании с доходом более 11 трлн. долл. в год до Буркина-Фасо - более 600 долл. в год, что не позволяет выявить однородной тенденции в этой группе по данному признаку.
Это подводит к выводу о том, что экспортом рабочей силы занимается отнюдь не только беднейшие страны мира.
Рассмотрим влияние отобранных основных экономических показателей на иммиграционную политику стран мира. Здесь можно увидеть следующие тенденции и перспективы.
Страны, проводящие различную миграционную политику, имеют примерно одинаковые показатели экономической активности своего населения по группам. Однако те страны, которые проводят иммиграционную политику по типу 3: “Иммиграция удовлетворительная, но требуется государственное вмешательство для ее улучшения”, как правило, имеют показатель экономической активности населения несколько выше среднемирового. В то же время, для той группы стран, которые проводят иммиграционную политику по типу 5: “Иммиграция удовлетворительная, государственного вмешательства не требуется”, характерна несколько сниженная экономическая активность населения. Таким образом, общая экономическая активность в стране, доходящая до стадии усиления экономической активности населения, вызывает усиленный интерес к иммиграции, а снижение экономической активности ниже среднемировой у стран-импортеров вызывает и пассивную иммиграционную политику.
Наблюдается и влияние размеров национального дохода на иммиграционную политику. Так, в группе тех стран, которые проводят иммиграционную политику по типу 6: “Иммиграция удовлетворительная, но требуется государственное вмешательство для ее понижения”, размеры национального дохода явно ниже среднемирового. Тогда как существенно выше среднемирового этот показатель у стран, проводящих иммиграционную политику по типу 4: “Иммиграция удовлетворительная, но требуется государственное вмешательство с целью ее сохранения”, и еще выше у группы стран, проводящих иммиграционную политику по типу 3: “Иммиграция удовлетворительная, но требуется государственное вмешательство для ее усиления”.
Таким образом, можно констатировать, что иммиграционная политика тем активнее направлена на привлечение иностранной рабочей силы, чем выше у страны-импортера национальный доход.
Определенное влияние оказывает на иммиграционную политику стран мира и такой показатель, как доля национального дохода в валовом национальном продукте (в %). Так у группы стран, проводящих миграционную политику типа 3: “Иммиграция удовлетворительная, но требуется государственное вмешательство для ее усиления”, показатель доли национального дохода в ВНП явно выше среднемирового. И, напротив, у группы стран с типами иммиграционной политики 5 и 6, т.е. считающими иммиграцию удовлетворительной, но не требующие государственного вмешательства, либо требующие, но для понижения иммиграции, доля национального дохода в ВНП существенно ниже среднемирового. Это еще раз подтверждает нам повышенную заинтересованность в рабочей силе у стран, имеющих возможность платить высокие ставки, и наоборот, вялое или негативное отношение к иностранной рабочей силе там, где платежеспособность на рынке рабочей силы занижена.
Рассмотрим теперь влияние основных параметров на эмиграционную политику. Во-первых, страны, придерживающиеся эмиграционной политики типа 3: “Эмиграция удовлетворительная, но требуется государственное вмешательство для ее усиления”, в целом по группе имеют показатель экономической активности населения ниже среднемирового почти на 60%, тогда как группа стран, придерживающихся более либеральной эмиграционной политики типа 5: “Эмиграция удовлетворительная, государственного вмешательства не требуется”, напротив, имеет показатель экономической активности населения выше среднемирового примерно на 30% (среднемировой показатель и в том, и в другом случае можно принять за 100%).
Таким образом, низкая экономическая активность населения усиливает эмиграционный настрой в государственной миграционной политике, а повышенная экономическая активность делает эту политику более либерально-пассивной.
Увеличенный национальный доход характерен для группы стран, ведущих эмиграционную политику по типу 5: “Эмиграция удовлетворительная, государственного вмешательства не требуется”, тогда как для тех стран, которые декларируют эмиграционную политику по типу 3: “Эмиграция удовлетворительная, но требуется государственное вмешательство для ее усиления”, показатель национального дохода ниже среднемирового. Таким образом, страны с явно заниженным национальным доходом требуют государственного вмешательства для усиления эмиграции из этих стран. Что касается доли национального дохода в ВНП, то у этой группы стран (тип 3) она также низка, тогда как у рассмотренной выше группы (тип 5) она явно выше, как и в группе, проводящей эмиграционную политику по типу 6: “Эмиграция удовлетворительная, но требуется государственное вмешательство для ее понижения”.
Все это говорит о том, что внешняя миграционная политика государств мира обусловлена рядом экономических показателей этих стран. Страны мира, проводя миграционную политику, ориентируются на такие важные показатели, как экономическая активность населения и национальный доход (в абсолютной и относительной величинах).
Таким образом, группы стран мира в выборе типа миграционной политики исходят из возможности работать и заработать в их собственных странах.
Чем больше у них такой возможности, тем меньше они склонны допускать эмиграцию и, напротив, все более внимательно присматриваются к возможности привлечь иностранную рабочую силу. Инструмент миграционной политики, таким образом, призван создать механизм гармонизации международного рынка труда.[9]
2.4. Проблемы использования иностранной рабочей силы
Аналитическая работа для объяснения ситуации на рынке труда относится к работе с использованием микроэкономических позиций спроса и предложения. Рассмотрим, как это может быть использовано для описания последовательных изменений в определении цены (зарплаты) и численности (занятости) рабочей силы на рынке. Функция предложения, представляющая поведение продавцов рабочей силы (отдельных рабочих и их представителей), и функция спроса, представляющая поведение потребителей рабочей силы (отдельных фирм и их представителей), раскрываются на каждом рынке рабочей силы. Цена и численность рабочей силы меняются и определяются в точке пересечения двух этих функций.
Спрос и предложение рабочей силы
Кривая предложения рабочей силы показывает численность рабочей силы, по которой отдельные работники или их группы хотят работать по каждому уровню оплаты труда. Продавец рабочей силы — это тот, кто находится в положении определяющего численность рабочей силы, которая может быть предложена к продаже. Может быть на рынке наличие многих продавцов и, следовательно, конкуренция, а может только один продавец, т.е. монополист. Монополизм может возникать тогда, когда работник является обладателем уникальной способности или когда группа индивидов объединяется для единых действий, например, образует профсоюз или профессиональную ассоциацию. Существует уровень оплаты труда, ниже которой работник не имеет желания работать, она называется резервирующей зарплатой, т.к. зарплата выше этого уровня начинает вызывать некоторое предложение рабочей силы на рынке. Одной из определяющих черт резервирующей зарплаты может быть социальное пособие, т.е. тот уровень потребления, который может удовлетворить насущные потребности неработающего (безработного).
Как и следовало ожидать, спрос и предложение рабочей силы отражают ситуацию, когда число физических лиц, желающих работать, увеличивается по мере увеличения реальной заработной платы, тогда как никто не хочет работать, если реальная зарплата падает. С другой стороны, если реальная зарплата падает, то работодатели желают брать больше работников.
Равновесие должно быть достигнуто между ценой и численностью рабочей силы. Такой точкой является точка пересечения двух кривых спроса и предложения на рынке рабочей силы. Это пересечение — результат того, что достигнуто равновесие между реальной зарплатой и уровнем занятости, при котором численность рабочей силы, которая предлагается на рынке, совпадает с численностью потребной рабочей силы.
Результатом подъема реальной заработной платы является как уменьшение излишнего спроса на рабочую силу, так и введение дополнительного предложения. Равновесие, таким образом, будет устанавливаться как результат сокращения потребностей в рабочей силе у работодателей ввиду подъема зарплаты, что привело бы к подъему реальной зарплаты. Эффект подъема уровня реальной зарплаты приведет как к сокращению излишнего спроса на рабочую силу, так и введет дополнительное предложение рабочей силы.
Экономические последствия международной миграции
Международная миграция будет иметь экономические последствия как для принимающей, так и для посылающей страны. В США и Австралии в основном считают, что выигрывает, в конечном счете, принимающая страна, хотя в других странах иной взгляд на эту ситуацию. Результаты будут различаться в зависимости от типа труда, который мигрирует, и от состояния рынка труда в посылающей и принимающей странах.
Как и любое социальное явление, миграция имеет свои плюсы и минусы. Эмиграция уменьшает давление на рынок труда страны-экспортера, сокращая безработицу. Трудовые мигранты, заботясь о благополучии своих семей, как правило, пересылают значительную часть заработанных денег на родину, обеспечивая поступление сюда валюты. Странам-импортерам миграция дает возможность использовать образовательный потенциал квалифицированных иностранных работников без затрат на подготовку.
Иммиграция обеспечивает также некоторое омоложение населения, поскольку средний возраст мигрантов чаще всего меньше, чем коренного населения. К тому же у иммигрантов обычно больше детей. Правда, однозначно судить о влиянии миграции на демографические процессы нельзя.
Миграция обычно сопровождается усилением безработицы в странах-импортерах рабочей силы, осложнением жилищных проблем, понижением уровня оплаты труда (иммигранты готовы работать за низкую зарплату). В районах массового проживания иностранцев нередко ухудшается криминогенная обстановка. В последнее время увеличивается нелегальная трудовая миграция; незаконные иммигранты стараются как можно дольше оставаться в принимающей стране после окончания действия трудовых договоров, вовлекаясь в теневую экономику (включая торговлю оружием и наркотиками). Социальная защита иностранных рабочих, несмотря на принятую МОТ Конвенцию о защите трудящихся-мигрантов, оставляет желать много лучшего. Правда, надо иметь в виду, что удельный вес иммигрантов в общей численности занятых невелик (Таблица 2.8).
Таблица 2.8. Некоторые показатели иностранной рабочей силы.
|
Иностранное население (ИН)* (тысяч человек) |
Доля ИН в структуре населения (%) |
Иностранная рабочая сила (ИНР)* (тысяч человек) |
Доля ИНР в составе рабочей силы (%) |
Австралия |
3908 |
21,1 |
2238 |
25 |
Бельгия |
912 |
9 |
196 |
6,5 |
Великобритания |
1972 |
3,1 |
878 |
3,4 |
Германия |
7314 |
8,9 |
2559 |
9,1 |
Италия |
109,1 |
2 |
332 |
1,7 |
Канада |
4971 |
17,4 |
2681 |
18,5 |
США |
24600 |
7,9 |
11564 |
9,4 |
Франция |
3597 |
6,3 |
1573 |
6,2 |
Швейцария |
1338 |
19 |
709 |
17,9 |
Япония |
1415 |
1,1 |
88 |
0,1 |
Современная схема международных экономических отношений, пришедшая на смену экономически разобщенному миру, модель которого можно назвать однотоварной моделью, без движения факторов (т.е. мобильности населения) немыслима. И, прежде всего, потому что перемещение рабочей силы подразумевает потоки капиталов.
Экспорт рабочей силы приносит доходы государствам-экспортерам от переводов средств мигрантов на родину, выступающие в роли своеобразной платы за экспортируемый товар – рабочую силу. По принятой статистике Международного валютного фонда терминологии доходы от экспорта рабочей силы - это положительное сальдо по статье «частные невостребованные переводы», размер которого служит характеристикой показателя экспортной специализации в этой области.
Расчет среднего ежегодного дохода за последние 10 лет (1990-2000 гг.) от экспорта рабочей силы этой группы стран показал, что лишь у 18 стран (Буркина-Фасо, Венгрия, Гана, Новая Зеландия и др.) из числа ведущих государств-экспортеров рабочей силы он составил меньше 500 млн. долл. У 4 стран (Алжир, Бангладеш, Иордания, Колумбия) этот показатель колеблется от 500 млн. до 1 млрд. долл. ежегодного дохода. В группу стран, среднегодовой доход которых от экспорта рабочей силы в настоящее время превышает 1 млрд. долл., входит 15 стран.
Исследования показывают, что реальные поступления в национальный доход страны-экспортера рабочей силы по оценкам в два раза выше декларированных, поскольку мигранты, как правило, возвращаясь на родину, привозят с собой ценности и сбережения.
По данным Международного валютного фонда по средней норме прибыльности экспорт товаров приносит в среднем доход 20%, экспорт услуг – 50%. Так, например, экспорт рабочей силы является главным источником валюты для Югославии, являющейся ведущим мировым экспортером трудовых ресурсов. В 90-е годы ее доходы по этой статье в среднем ежегодно составляли по 10 млрд. долл. Из них в виде переводов трудящихся за рубежом своим семьям страна получала 3,5 млрд. долл., и около 7 млрд. долл. по возвращению мигрантов.
Расчеты показывают, что валютный эффект экспорта рабочей силы в 10 раз превышает валютный эффект лот поступлений по товарному экспорту. В последнее десятилетие наиболее высокими темпами (свыше 10% в среднем за год) поступления по этой статье росли в развивающихся странах.
Получая от экспорта трудовых ресурсов миллиарды долларов ежегодно, многие государства поддерживают подобную экспортную специализацию, ставшую для многих не только единственным источником валютных поступлений, но и катализатором социальной стабильности, не требующей в этом случае государственных средств. Кроме того, по мнению специалистов, развитие экспорта рабочей силы улучшает положение национальной валюты. Так, например, Турция и бывшая Югославия могли сделать свою валюту конвертируемой в значительной степени благодаря тому, что их платежные балансы ориентировались на пополнение за счет трудовых переводов из-за рубежа.
Существует и ряд других причин, побуждающих обращаться к экспорту рабочей силы не только развивающиеся страны, но и такие государства, как Италия, Португалия, Греция и Канада, которые к концу века вошли в группу крупных экспортеров трудовых ресурсов. Так, при переводе части заработной платы на родину трудящиеся иммигранты сдают в банк заработанную свободно конвертируемую валюту, а дома их семьи по действующим национальным законам получают переводы в отечественной валюте, как правило, обладающей пониженной покупательной способностью по сравнению с валютой перевода или вовсе неконвертируемой, как в случае с Россией. Кроме того, мигрантский перевод создает временной лаг в расчетах, приносящий, как известно, доходы банковской системе страны-экспортера рабочей силы.
В подавляющем большинстве стран правительства проводят политику максимального поощрения как ввоза мигрантами средств производств, снижая или убирая вообще таможенные пошлины и другие платежи, так и их дальнейшего использования в предпринимательских целях путем предоставления льгот и кредитов. Одним из новых явлений в этой области стало появление кооперирование мигрантов, объединение их в кооперативы с целью приобретения необходимой дорогой техники складчину с целью ее дальнейшего совместного коммерческого использования.[10]
Заключение
Подводя итог работы, отметим, что поставленные задачи работы были решены:
- Рассмотрена сущность и содержание международной трудовой миграции
- Определена глобальная международная экономическая миграция в мире
- Рассмотрена государственная политика стран мира в области международных миграций.
Проблемы миграции затрагивают почти все страны мира. Основные потоки мигрантов направляются в США, Канаду, Австралию, Западную Европу и Ближний Восток, причинами столь огромных масштабов миграции являются как экономические, так и политические основания. Для России вопрос миграции - один из самых важных, но, к сожалению, ресурсов для решения этого вопроса катастрофически не хватает. Из России уезжают не только неквалифицированные рабочие, но и специалисты из самых разных областей науки покидают свою родину с целью увеличения заработка и проведения исследований в определенной области науки. В эпоху стремительного научно-технического развития наша страна лишается человеческого потенциала, обеспечивающего экономическую и научную конкурентоспособность. Именно поэтому Правительство РФ должно побеспокоиться о создании необходимых условий работы и проживания как квалифицированных специалистов, так и неквалифицированных, чтобы к середине XXI века Россия не деградировала и стояла на самой низшей ступени развития в области науки, образования, экономики и других областях.
Все страны мира в различной степени втянуты в международную трудовую миграцию. Основная проблема, которая стоит перед государствами мира, - как обеспечить свое участие в международном трудовом обмене. Степень участия стран мира в международном трудовом обмене различна и зависит от основных экономических параметров их развития в современных условиях. Участие России в этом мировом процессе неизбежно. Введение типов миграционной политики показало, что страны мира ведут политику, обусловленную их положением в мировых миграционных потоках. Исключение составляет лишь небольшая группа стран с небольшой международной миграцией, но декларирующих “запретительную политику”, сюда входит и Российская Федерация с 1991 года, единственная из стран СНГ. Как правило, это страны, не имеющие научно обоснованной политики в области международной миграции. Так, у стран–экспортеров рабочей силы доля экономически активного населения в целом ниже, чем у стран–импортеров, что служит признаком того, что экономическая ситуация способствует созданию рабочих мест. В то же время, если в экономически активное население стран–экспортеров включить их население, находящееся за рубежом, то уровень экономически активного населения у стран-экспортеров повышается, подтягиваясь к уровню стран–импортеров, а у последних, за вычетом заемных трудовых ресурсов, понижается. Причем обе группы стремятся к гармоничному уровню 35–40%, который можно считать демографически обоснованным.
Видно также, что миграция оказывает существенное влияние на социально–экономическое и демографическое развитие практически всех стран, участвующих в этом процессе. Это одно из самых сложных демографических явлений, так как на миграционное поведение населения воздействует целый комплекс межнациональных, политических, экономических и социальных факторов.
В самой группе основных мировых государств–экспортеров рабочей силы происходят определенные сдвиги, меняющие наши устойчивые представления о том, что экспорт рабочей силы — удел только слаборазвитых стран. Напротив, крупнейшие экспортеры — это среднеразвитые развивающиеся страны, а также промышленно развитые страны мира, которые поставляют рабочую силу в более промышленно развитые страны. Таким образом, эффективность участия в экспорте рабочей силы привлекательна для любого государства, независимо от уровня его развития. Миграция рабочей силы всегда была неотъемлемой частью интеграции.
Список литературы
1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. – М.: Юристъ, 2004.
2. Башкатов Б.И., Карпухина Г.Ю. Международная статистика труда. – М.: Дело и Сервис, 2004.
3. Билсборроу Р., Хьюго Г., Оберай А., Злотник Х. Статистика международной миграции. – М.: ILO, 2003.
4. Бояркин Г. Трудовая миграция.//Человек и труд, 2003, №2 2003. – С. 25-27.
5. Власова В.М., Сидоркина В.А. Стабилизация занятости в условиях рынка. - М.: Финансы и статистика, 2004.
6. Долгучиц Л.А. Планета иммигрантов. – М.: Логос, 2003.
7. Ионцев В.А. Международная миграция населения: теория и история изучения. - М.: ЮНИТИ, 2003.
8. Киреев А. Международная экономика. – М.: Международные отношения, 2003.
9. Костин Л. Миграция и мигранты//Человек и труд, 2004, №8. – С. 34-37
10. Пристанева А.А. Трудовая миграция. – М.: ЮНИТИ, 2004.
[1] Киреев А. Международная экономика. – М.: Международные отношения, 2003. – С. 174
[2] Ионцев В.А. Международная миграция населения: теория и история изучения. - М.: ЮНИТИ, 2003. – С. 91
[3] Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. – М.: Юристъ, 2004. – С. 127
[4] Власова В.М., Сидоркина В.А. Стабилизация занятости в условиях рынка. - М.: Финансы и статистика, 2004. – С. 177
[5] Долгучиц Л.А. Планета иммигрантов. – М.: Логос, 2003. – С. 114
[6] Костин Л. Миграция и мигранты//Человек и труд, 2004, №8. – С. 34-37
[7] Пристанева А.А. Трудовая миграция. – М.: ЮНИТИ, 2004. – С. 194
[8] Билсборроу Р., Хьюго Г., Оберай А., Злотник Х. Статистика международной миграции. – М.: ILO, 2003. – С. 110
[9] Бояркин Г. Трудовая миграция.//Человек и труд, 2003, №2 2003. – С. 25-27.
[10] Башкатов Б.И., Карпухина Г.Ю. Международная статистика труда. – М.: Дело и Сервис, 2004. – С. 215