Содержание

Введение 3

Глава 1. Общие положения стандартизации_ 4

Глава 2. Анализ ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»_ 9

Заключение 16

Список литературы_ 17

Введение

Стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленную на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг[1]. Первое, что обращает на себя внимание в данном понятии, - направленность стандартизации работ и услуг только на повышение их конкурентоспособности, одним из способов которого является повышение уровня обслуживания. В отношении продукции, кроме этого, обозначена еще и другая цель стандартизации - достижение упорядоченности ее производства и обращения.

Понятие стандартизации претерпело принципиальное изменение по сравнению с определением этого понятия в Законе РФ «О стандартизации» - из него исключен нормативный (обязательный) характер этой деятельности и упоминание о ее направленности на обеспечение безопасности соответствующих объектов, а также качества продукции, работ и услуг.

Указанные изменения отражают новое место стандартизации в условиях рыночной экономики. Однако в определении данного понятия также, как в понятии стандарта, отсутствует указание на главную цель стандартизации в этих условиях, отличающую ее от деятельности по установлению обязательных требований.

Некоторый свет на понимание существа стандартизации в условиях рыночной экономики проливает указание в понятии на ее роль как средства повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг. Эта цель может быть достигнута в том случае, если стандарты будут разрабатываться для отражения в них прогрессивных требований, основанных на достижениях науки и техники. Это и должно являться главной целью стандартизации.

Вот как раз порядок разработки и всех нюансов с ней связанных и отражают соответствующие ГОСТы, поэтому так важно их изучение.

Глава 1. Общие положения стандартизации

Основные теоретические моменты относительно стандартизации закреплены в главе 3 Федерального закона «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ[2] - цели, принципы, документы и стандарты организации. Рассмотрим их более подробно.

Закон выделяет следующие цели стандартизации (ст.11 Закона):

−                  повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;

−                  повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

−                  обеспечения научно-технического прогресса;

−                  повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;

−                  рационального использования ресурсов;

−                  технической и информационной совместимости;

−                  сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;

−                  взаимозаменяемости продукции.

По существу, цели стандартизации являются областями ее применения.

Говоря о конкретных целях стандартизации, определенных в законе, следует обратить внимание на отсутствие среди них цели обеспечения качества продукции, работ и услуг.

Говоря о целях стандартизации и ее новой роли, следует обратить внимание на отсутствие в Законе нормы, определяющей содержание национальных стандартов. Это содержание определяется целями стандартизации. Вместе с тем надо отметить, что поскольку стандартизация является деятельностью по разработке рекомендаций, то предусмотренные в законе ее цели не следует считать исчерпывающими.

Теперь определим основные начала (принципы) – ст. 12 закона.

Данные принципы условно можно разделить на две группы.

Первая группа - принципы, направленные на недопущение в стандартах необоснованных ограничений свободы предпринимательства путем установления завышенных или дополнительных требований, не отвечающих целям стандартизации:

−                  добровольного применения стандартов;

−                  максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;

−                  недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации;.

Вторая группа - принципы технического характера:

- разработка национальных стандартов, как правило, на основе международных стандартов;

- недопустимость установления требований, противоречащих основополагающим требованиям технических регламентов (речь идет именно о противоречии, а не о прогрессивном повышении требований);

- установление требований, обеспечивающих единообразие применения стандартов.

Хотя указанный в качестве первого принцип добровольного применения стандартов по существу не является принципом деятельности по стандартизации, а определяет юридический статус стандартов как документов, не имеющих обязательного характера.

Однако в связи с этим возникает вопрос о роли самой стандартизации в новых условиях: является ли она добровольной деятельностью граждан или организаций или имеет какую-то государственно-правовую основу, независимо от того, что ее результат - национальные стандарты - не имеют обязательного характера, не являются нормативными документами.

Отвечая на этот вопрос, прежде всего, следует отметить, что регулирование стандартизации в Законе само по себе не означает еще признание за ней государственного статуса.

Законодательство РФ регулирует немало отношений, которые в своей основе являются чисто добровольными, возникающими в результате самодеятельности граждан и не порождающими прав и обязанностей в отношении государства.

Но в Законе имеются положения, которые однозначно свидетельствуют, что стандартизация является функцией государства, несмотря на добровольность применения стандартов.

К ним могут быть отнесены положения ст. 14 Закона о возложении на Национальный орган РФ по стандартизации представительства РФ в международных организациях по стандартизации, участие в их работе и обеспечение учета интересов РФ при разработке международных стандартов.

Эти функции имеют безусловно государственный характер.

В связи с этим их выполнение, согласно п. 2 ст. 14 Закона, Правительство РФ возлагает на определенный орган исполнительной власти.

При решении поставленного вопроса необходимо также учитывать положение п. "р" ст. 71 Конституции РФ об отнесении к ведению РФ стандартов и эталонов, метрической системы и исчисления времени. Из этого следует, что установление стандартов, т.е. стандартизация, является функцией государства.

Из всего сказанного следует, что стандартизация как вид деятельности сохраняет государственный характер и порядок ее осуществления должен регулироваться государством в соответствии с упомянутой нормой Конституции РФ.

Несмотря на добровольный характер применения национальных стандартов, законодатель все же определяет некоторые принципы, которыми обязаны руководствоваться разработчики стандартов, что является реализацией полномочий РФ, определенных Конституцией РФ.

Также рассматриваемый закон приводит перечень документов в области стандартизации:

−                  национальные стандарты;

−                  правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

−                  применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

−                  стандарты организаций.

Название «национальный стандарт» отражает негосударственный (т.е. не обязательный) статус этого документа, но указывает на возможность его применения на всей территории РФ.

Следует отметить принципиальное различие правовой природы национальных стандартов и стандартов организаций. Первые являются по существу рекомендациями общероссийского масштаба, а вторые - локальными нормативными правовыми актами, обязательными для применения всеми работниками организации, их утвердившей.

Из этого вытекает возможность установления и применения ответственности за несоблюдение требований стандартов организации в соответствии с трудовым законодательством РФ.

Отнесенные к документам в области стандартизации классификации и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации несомненно являются документами, направленными на достижение целей стандартизации.

Однако их правовой статус принципиально отличается от статуса других документов в этой области.

Основное предназначение классификаций состоит в обеспечении информационной совместимости во всех областях деятельности. Поэтому по своей правовой природе классификаторы должны иметь статус обязательных для применения и соблюдения документов.

Основными объектами классификации являются виды экономической деятельности, продукция, предприятия, организации, специальности, профессии, услуги и т.д.

В настоящее время действует значительное количество общероссийских классификаторов.

И, наконец, стандарты организаций.

Стандарт организации предусмотрен Законом как единственный документ, в котором юридически закрепляются локальные правовые требования, нормы и правила, необходимые для обеспечения деятельности организации в области технического регулирования.

Деятельность организации в других областях регулируется другими правовыми актами в зависимости от характера и организационно-правовой формы организации. Наименования этих актов определяются законодательством РФ, иными нормативными правовыми актами РФ. Это могут быть уставы организаций, решения, постановления, приказы, другие акты руководящих органов организации.

Одним из таких актов утверждаются стандарты организации.

Содержание стандартов организаций определяется целями и принципами стандартизации, необходимостью совершенствования производства и обеспечения качества продукции, работ и услуг.

Стандарты организаций не являются элементом национальной системы стандартизации. Организации самостоятельно решают все вопросы разработки, утверждения, учета, изменения и отмены своих стандартов.

Указанные вопросы могут быть решены в основополагающем стандарте организации.

Закон не уточняет содержание и состав этой документации.

Состав технической документации определен в других актах законодательства.

Так, ст. 456 ГК РФ к сопроводительной документации отнесены технический паспорт, сертификат качества, инструкция по эксплуатации и тому подобные документы, предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором. Как это очевидно, эти документы не имеют отношения к изготовлению продукции и не устанавливают требования к ней (сертификат качества - документ изготовителя, лишь подтверждающий соответствие продукции установленным требованиям).

Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» относит к техническим документам такие документы, в соответствии с которыми осуществляются изготовление, хранение, перевозки и реализация пищевых продуктов, материалов и изделий, а именно: технические условия, технологические инструкции, рецептуры и другие.

Таким образом, в каждом случае содержание и состав документации индивидуален.

Хотелось бы отметить еще один важный момент. Когда вопрос касается определения договорных требований к продукции (работам, услугам), то для этой цели используются  стандарты организации.

В этой связи следует обратить внимание на два аспекта использования стандартов в указанных целях.

Во-первых, они могут использоваться для установления требований, направленных на обеспечение выполнения требований технических регламентов.

Во-вторых, и это главное, стандарты организаций являются документом, в котором устанавливаются потребительские характеристики продукции, которые не установлены в технических регламентах и без которых продукция вообще не может быть изготовлена.

Исходя из этого, в договорах на реализацию продукции должны содержаться ссылки не только на технические регламенты, но и на соответствующие стандарты организаций, которые должны прилагаться к договорам, в частности к договорам присоединения, предусмотренным ст. 428 ГК РФ.

Глава 2. Анализ ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

На данный момент ГОСТ 1.0 - 92 утратил силу, вместо него действует ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения».

Рассмотрим более подробно интересующий нас ГОСТ.

Над разработкой данных правил работал Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации. Введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2004 г. № 154-ст[3].

Указанный стандарт реализует положения Федерального закона «О техническом регулировании»: конкретно статей 11-13 и 17. Данные статьи подробно были проанализированы нами в первой главе,

Рассмотрим более подробно, как регулирует данные положения, анализируемый нами ГОСТ.

Остановимся на области применения данного документа. Он устанавливает объекты стандартизации и общие положения при разработке и применении стандартов организаций.

Положения данного стандарта предназначены для применения организациями, расположенными на территории Российской Федерации.

Данный документ содержит основные дефиниции, применяемые в области стандартизации[4].

Так, техническая документация (на продукцию) - совокупность документов, необходимая и достаточная для непосредственного использования на каждой стадии жизненного цикла продукции.

Организация - юридическое лицо, которое имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, а также имеющее самостоятельный баланс или смету и зарегистрированное в установленном порядке.

Перейдем теперь непосредственно к разработке и применению стандартов организации.

Стандарты организаций, в том числе коммерческих, общественных, научных организаций, саморегулируемых организаций, объединений юридических лиц, разрабатываются этими организациями в случаях и на условиях: стандарты организаций могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок[5].

Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно.

Проект стандарта организации может представляться разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта. На основании результатов экспертизы данного проекта технический комитет по стандартизации готовит заключение, которое направляет разработчику проекта стандарта.

Стандарты организаций применяются равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Стандарты организации могут разрабатываться на применяемые в данной организации продукцию, процессы и оказываемые в ней услуги, а также на продукцию, создаваемую и поставляемую данной организацией на внутренний и внешний рынок, на работы, выполняемые данной организацией на стороне, и оказываемые ею на стороне услуги в соответствии с заключенными договорами (контрактами). Например, на составные части (детали и сборочные единицы) разрабатываемой или изготавливаемой продукции, процессы менеджмента, процессы выполнения работ на стадиях жизненного цикла продукции и др.

Стандарты организации могут разрабатываться для обеспечения соблюдения требований технических регламентов и применения в данной организации национальных российских стандартов, международных, региональных стандартов (в том числе межгосударственных), национальных стандартов других стран, а также стандартов других организаций.

Стандарты организации могут разрабатываться на полученные в результате научных исследований принципиально новые виды продукции, процессы, услуги, методы испытаний, в том числе на нетрадиционные технологии, принципы организации и управления производством и другими видами деятельности, а также с целью распространения и использования результатов фундаментальных и прикладных исследований, полученных в различных областях знаний и сферах профессиональных интересов.

Необходимо отметить важный момент: стандарты организации не должны противоречить требованиям технических регламентов, а также национальных стандартов, разработанных для содействия соблюдению требований технических регламентов, причем не должны противоречить и всем остальным стандартам, применяемым в данной сфере. То есть действует принцип верховенства стандартов[6].

Следует отметить, что при установлении процедур разработки и утверждения стандартов организации целесообразно предусмотреть:

−                  создание условий для свободного участия в обсуждении проектов стандартов широкого круга сотрудников заинтересованных структурных подразделений организации, а при разработке стандартов на продукцию, поставляемую на внутренний и (или) внешний рынок, на работы, выполняемые организацией на стороне, или на оказываемые ею на стороне услуги - представителей других организаций, заказчиков и (или) приобретателей поставляемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг;

−                  при разработке стандарта организации на продукцию, которая может поставляться для федеральных государственных нужд, - согласование проекта этого стандарта с государственным заказчиком[7].

Стандарты организации утверждает руководитель организации приказом и (или) личной подписью на титульном листе стандарта.

Стандарты организации утверждают, как правило, без ограничения срока действия.

По решению организации, утверждающей стандарт, срок действия стандарта организации может быть ограничен.

Перед утверждением стандартов организации на продукцию, поставляемую на внутренний и (или) внешний рынок, на работы, выполняемые организацией на стороне, или на оказываемые ею на стороне услуги проводят их экспертизу (в том числе экспертизу на соответствие законодательству Российской Федерации, действующим техническим регламентам и национальным стандартам, а также научно-техническую, метрологическую, правовую, патентную экспертизы, нормоконтроль).

Экспертизы проекта стандарта могут проводиться силами организации, разработавшей проект стандарта, при наличии в ней квалифицированных специалистов и/или экспертов. При необходимости проект стандарта может быть направлен организацией-разработчиком в специализированные организации для проведения экспертиз, например научно-технической, правовой, на соответствие национальным стандартам и др.

Организация, разработавшая проект стандарта организации, может представлять его для экспертизы в соответствующий технический комитет по стандартизации (ТК).

ТК организует проведение экспертизы проекта стандарта организации и на основании ее результатов направляет заключение по проекту стандарта организации, представившей его.

Требования стандарта организации подлежат соблюдению в организации, утвердившей данный стандарт, и ее структурных подразделениях (в случае корпоративной или ведомственной подчиненности) с момента (даты) введения стандарта в действие.

Требования стандартов организаций к продукции, процессам, работам и услугам подлежат соблюдению другими субъектами хозяйственной деятельности и приобретателями в случае, если эти стандарты указаны в сопроводительной технической документации изготовителя (поставщика) продукции, исполнителя работ и услуг или в договоре (контракте).

Стандарт организации, разработанный и утвержденный одной организацией, может использоваться другой организацией в своих интересах только по договору с утвердившей его организацией, в котором при необходимости предусматривается положение о получении информации о внесении в стандарт последующих изменений.

Организация, разработавшая и утвердившая стандарт организации на продукцию, поставляемую на внутренний или внешний рынок, может при необходимости готовить предложения о разработке национального стандарта на основе этого стандарта.

Организациями также самостоятельно устанавливается порядок тиражирования, распространения, хранения и уничтожения утвержденных ими стандартов.

Заключение

Данный ГОСТ имеет большое значение, поскольку направлен на регулирование порядка разработки и принятия стандартов организации. Таким образом, данный документ содержит общие положение, которыми организации руководствуются, а не подчиняются, то есть фактически вся деятельность в данной сфере осуществляется организациями самостоятельно.

Это предполагает дальнейшую дебюрократизацию экономики, освобождение предпринимателей от мелочной опеки органов исполнительной власти, кардинальное повышение уровня правового регулирования в важной сфере деятельности.

ГОСТ разработан в соответствии с практикой работы в данной области стран с развитой рыночной экономикой, требованиями международных экономических организаций, включая Всемирную торговую организацию. Это обстоятельство является необходимым условием интеграции России в мировой экономический процесс.

ГОСТ  устанавливает на высшем юридическом уровне порядок осуществления работ по стандартизации регулируемых объектов.

Вместе с тем следует отметить, что наличие ГОСТа что в свидетельствуют: стандартизация является функцией государства, несмотря на добровольность применения стандартов. Это важно учитывать при разработке своих собственных стандартов на уровне фирмы.

Список литературы

1.     Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ / Правовая система Консультант.

2.     Федеральный закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ / Правовая система Консультант.

3.     Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2004г. № 154-ст «Об утверждении национального стандарта» / Правовая система Консультант.

4.     ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» / Правовая система Консультант.

5.     Парций Я.Е. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ / Правовая система Консультант.


[1] Ст. 2 Федерального закона «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ / Правовая система Консультант.

[2] Правовая система Консультант.

[3] Правовая система Консультант.

[4] ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» / Правовая система Консультат.

[5] Ст. 17 Федерального закона «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ / Правовая система Консультант.

[6] ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» / Правовая система Консультат.

[7] Федеральный закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ / Правовая система Консультант.