Содержание

Введение 2

Теоретическая часть 3

Заключение 10

Список литературы_ 11

Введение

Стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленную на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг[1].

Первое, что обращает на себя внимание в данном понятии, - направленность стандартизации работ и услуг только на повышение их конкурентоспособности, одним из способов которого является повышение уровня обслуживания. В отношении продукции, кроме этого, обозначена еще и другая цель стандартизации - достижение упорядоченности ее производства и обращения.

Понятие стандартизации претерпело принципиальное изменение по сравнению с определением этого понятия в Законе РФ «О стандартизации» - из него исключен нормативный (обязательный) характер этой деятельности и упоминание о ее направленности на обеспечение безопасности соответствующих объектов, а также качества продукции, работ и услуг.

Указанные изменения отражают новое место стандартизации в условиях рыночной экономики. Однако в определении данного понятия также, как в понятии стандарта, отсутствует указание на главную цель стандартизации в этих условиях, отличающую ее от деятельности по установлению обязательных требований.

Некоторый свет на понимание существа стандартизации в условиях рыночной экономики проливает указание в понятии на ее роль как средства повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг. Эта цель может быть достигнута в том случае, если стандарты будут разрабатываться для отражения в них прогрессивных требований, основанных на достижениях науки и техники. Это и должно являться главной целью стандартизации.

Вот как раз порядок разработки и всех нюансов с ней связанных и отражают соответствующие ГОСТы, поэтому так важно их изучение.

Теоретическая часть

На данный момент ГОСТ 1.0 -92 утратил силу, вместо него действует ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения».

Рассмотрим более подробно интересующий нас ГОСТ.

Над разработкой данных правил работал Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации. Введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2004 г. № 154-ст[2].

Указанный стандарт реализует положения Федерального закона «О техническом регулировании»: конкретно статей 11-13 и 17.

Данные статьи закона определят:

1.                цели стандартизации:

−                  повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;

−                  повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

−                  обеспечения научно-технического прогресса;

−                  повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;

−                  рационального использования ресурсов;

−                  технической и информационной совместимости;

−                  сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;

−                  взаимозаменяемости продукции.

2.                Принципы стандартизации:

−                  добровольного применения стандартов;

−                  максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;

−                  применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;

−                  недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;

−                  недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;

−                  обеспечения условий для единообразного применения стандартов.

3.                Документы в области стандартизации:

−                  национальные стандарты;

−                  правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

−                  применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

−                  стандарты организаций.

4.                Стандарты организаций.

Рассмотрим более подробно, как регулирует данные положения, анализируемый нами ГОСТ,

Остановимся на области применения данного документа. Он

устанавливает объекты стандартизации и общие положения при разработке и применении стандартов организаций.

Положения данного стандарта предназначены для применения организациями, расположенными на территории Российской Федерации.

Данный документ содержит основные дефиниции, применяемые в области стандартизации[3].

Так, техническая документация (на продукцию) - совокупность документов, необходимая и достаточная для непосредственного использования на каждой стадии жизненного цикла продукции.

Организация - юридическое лицо, которое имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, а также имеющее самостоятельный баланс или смету и зарегистрированное в установленном порядке.

Перейдем теперь непосредственно к разработке и применению стандартов организации.

Стандарты организаций, в том числе коммерческих, общественных, научных организаций, саморегулируемых организаций, объединений юридических лиц, разрабатываются этими организациями в случаях и на условиях: стандарты организаций могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок[4].

Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно.

Проект стандарта организации может представляться разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта. На основании результатов экспертизы данного проекта технический комитет по стандартизации готовит заключение, которое направляет разработчику проекта стандарта.

Стандарты организаций применяются равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Стандарты организации могут разрабатываться на применяемые в данной организации продукцию, процессы и оказываемые в ней услуги, а также на продукцию, создаваемую и поставляемую данной организацией на внутренний и внешний рынок, на работы, выполняемые данной организацией на стороне, и оказываемые ею на стороне услуги в соответствии с заключенными договорами (контрактами). Например, на составные части (детали и сборочные единицы) разрабатываемой или изготавливаемой продукции, процессы менеджмента, процессы выполнения работ на стадиях жизненного цикла продукции и др.

Стандарты организации могут разрабатываться для обеспечения соблюдения требований технических регламентов и применения в данной организации национальных российских стандартов, международных, региональных стандартов (в том числе межгосударственных), национальных стандартов других стран, а также стандартов других организаций.

Стандарты организации могут разрабатываться на полученные в результате научных исследований принципиально новые виды продукции, процессы, услуги, методы испытаний, в том числе на нетрадиционные технологии, принципы организации и управления производством и другими видами деятельности, а также с целью распространения и использования результатов фундаментальных и прикладных исследований, полученных в различных областях знаний и сферах профессиональных интересов.

Необходимо отметить важный момент: стандарты организации не должны противоречить требованиям технических регламентов, а также национальных стандартов, разработанных для содействия соблюдению требований технических регламентов, причем не должны противоречить и всем остальным стандартам, применяемым в данной сфере. То есть действует принцип верховенства стандартов[5].

Следует отметить, что при установлении процедур разработки и утверждения стандартов организации целесообразно предусмотреть:

−                  создание условий для свободного участия в обсуждении проектов стандартов широкого круга сотрудников заинтересованных структурных подразделений организации, а при разработке стандартов на продукцию, поставляемую на внутренний и (или) внешний рынок, на работы, выполняемые организацией на стороне, или на оказываемые ею на стороне услуги - представителей других организаций, заказчиков и (или) приобретателей поставляемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг;

−                  при разработке стандарта организации на продукцию, которая может поставляться для федеральных государственных нужд, - согласование проекта этого стандарта с государственным заказчиком[6].

Стандарты организации утверждает руководитель организации приказом и (или) личной подписью на титульном листе стандарта.

Стандарты организации утверждают, как правило, без ограничения срока действия.

По решению организации, утверждающей стандарт, срок действия стандарта организации может быть ограничен.

Перед утверждением стандартов организации на продукцию, поставляемую на внутренний и (или) внешний рынок, на работы, выполняемые организацией на стороне, или на оказываемые ею на стороне услуги проводят их экспертизу (в том числе экспертизу на соответствие законодательству Российской Федерации, действующим техническим регламентам и национальным стандартам, а также научно-техническую, метрологическую, правовую, патентную экспертизы, нормоконтроль).

Экспертизы проекта стандарта могут проводиться силами организации, разработавшей проект стандарта, при наличии в ней квалифицированных специалистов и/или экспертов. При необходимости проект стандарта может быть направлен организацией-разработчиком в специализированные организации для проведения экспертиз, например научно-технической, правовой, на соответствие национальным стандартам и др.

Организация, разработавшая проект стандарта организации, может представлять его для экспертизы в соответствующий технический комитет по стандартизации (ТК).

ТК организует проведение экспертизы проекта стандарта организации и на основании ее результатов направляет заключение по проекту стандарта организации, представившей его.

Требования стандарта организации подлежат соблюдению в организации, утвердившей данный стандарт, и ее структурных подразделениях (в случае корпоративной или ведомственной подчиненности) с момента (даты) введения стандарта в действие.

Требования стандартов организаций к продукции, процессам, работам и услугам подлежат соблюдению другими субъектами хозяйственной деятельности и приобретателями в случае, если эти стандарты указаны в сопроводительной технической документации изготовителя (поставщика) продукции, исполнителя работ и услуг или в договоре (контракте).

Стандарт организации, разработанный и утвержденный одной организацией, может использоваться другой организацией в своих интересах только по договору с утвердившей его организацией, в котором при необходимости предусматривается положение о получении информации о внесении в стандарт последующих изменений.

Организация, разработавшая и утвердившая стандарт организации на продукцию, поставляемую на внутренний или внешний рынок, может при необходимости готовить предложения о разработке национального стандарта на основе этого стандарта.

Организациями также самостоятельно устанавливается порядок тиражирования, распространения, хранения и уничтожения утвержденных ими стандартов.

Заключение

Данный ГОСТ имеет большое значение, поскольку направлен на регулирование порядка разработки и принятия стандартов организации. Таким образом, данный документ содержит общие положение, которыми организации руководствуются, а не подчиняются, то есть фактически вся деятельность в данной сфере осуществляется организациями самостоятельно.

Это предполагает дальнейшую дебюрократизацию экономики, освобождение предпринимателей от мелочной опеки органов исполнительной власти, кардинальное повышение уровня правового регулирования в важной сфере деятельности.

ГОСТ разработан в соответствии с практикой работы в данной области стран с развитой рыночной экономикой, требованиями международных экономических организаций, включая Всемирную торговую организацию. Это обстоятельство является необходимым условием интеграции России в мировой экономический процесс.

ГОСТ  устанавливает на высшем юридическом уровне порядок осуществления работ по стандартизации регулируемых объектов.

Вместе с тем следует отметить, что наличие ГОСТа что в свидетельствуют: стандартизация является функцией государства, несмотря на добровольность применения стандартов. Это важно учитывать при разработке своих собственных стандартов на уровне фирмы.

Список литературы

1.     Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ / Правовая система Консультант.

2.     Федеральный закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ / Правовая система Консультант.

3.     Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2004г. № 154-ст «Об утверждении национального стандарта» / Правовая система Консультант.

4.     ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» / Правовая система Консультант.

5.     Парций Я.Е. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ / Правовая система Консультант.


[1] Ст. 2 Федерального закона «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ / Правовая система Консультант.

[2] Правовая система Консультант.

[3] ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» / Правовая система Консультат.

[4] Ст. 17 Федерального закона «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ / Правовая система Консультант.

[5] ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» / Правовая система Консультат.

[6] Федеральный закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ / Правовая система Консультант.