Содержание
Задача № 1_____________________________________________________ 3
Задача № 2_____________________________________________________ 6
Задача № 3_____________________________________________________ 8
Список источников и литературы_______________________________ 10
Задача № 1
Израилев, Чудинов и Песочный решили заняться сбором лекарственных растений. В августе они поехали за клюквой и кедровыми шишками и набрали 80 кг ягод и около 100 кг шишек. Разместившись на опушке леса, они разожгли костер, от которого начался пожар. На лесной площади 1,5 га выгорели кедры.
Какие нормы нарушили эти лица и к какой ответственности они могут быть привлечены?
Ответ:
На основании ст. 80 Лесного кодекса РФ в лесном фонде могут осуществляться следующие виды лесопользования:
заготовка древесины;
заготовка живицы;
заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок и других);
побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, лесной подстилки и опавших листьев, камыша и другие виды побочного лесопользования, перечень которых утверждается федеральным органом управления лесным хозяйством);
пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства;
пользование участками лесного фонда для научно-исследовательских целей;
пользование участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей.
Использование участков лесного фонда может осуществляться как с изъятием лесных ресурсов, так и без их изъятия.
Участок лесного фонда может предоставляться для осуществления одного или нескольких видов лесопользования одному или нескольким лесопользователям.
Особенности использования участков лесного фонда при осуществлении определенных видов лесопользования, а также виды и особенности пользования лесами, не входящими в лесной фонд, определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии с Кодексом.
В соответствии со ст. 81 ЛК РФ деятельность по использованию лесного фонда подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Также на основании ст. 120 Лесного кодекса РФ при массовой заготовке второстепенных лесных материалов оформляется лесорубочный билет, дающий его владельцу право на проведение этих работ в лесу. Выдается он лесхозом. На основании лесорубочного билета лесничество оформляет ордер, дающий лесопользователю право на проведение отдельных конкретных видов заготовки второстепенных лесных ресурсов. Если заготовка второстепенных лесных материалов производится в незначительных количествах, то ордер может быть выдан без выписки лесорубочного билета. Такой ордер также оформляется лесничеством.
В данном случае Израилев, Чудинов и Песочный не получили соответствующих документов, разрешающих сбор кедровых орешек.
Израилев, Чудинов и Песочный могут понести административную ответственность по ст. 8.32. КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
Задача № 2
Фирма «Беркут» взяла у администрации района в аренду охотничьи угодья сроком на 30 лет и установила плату за именные разовые лицензии (путевки) и за разовое пользование объектом животного мира (лицензия на отстрел лося). Деньги от их реализации она решила оставить у себя для проведения биотехнических мероприятий. Кроме того, фирма наняла на работу егерей, которые составили 26 протоколов о незаконном пользовании животным миром. Егеря взимали штрафы с браконьеров по таксе, установленной руководством фирмы. Поступившие штрафные средства фирма потратила на премирование егерей.
Правомерны ли действия фирмы?
Ответ:
На основании ст. 121 Лесного кодекса РФ участки лесного фонда гражданам и юридическим лицам могут предоставляться в пользование для нужд охотничьего хозяйства в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Порядок пользования участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесного хозяйства.
Пользование участками лесного фонда для охотничьего хозяйства, согласно ст.80 Лесного кодекса Российской Федерации, является одним из видов лесопользования. На этих участках ведется лесное хозяйство; проводятся мероприятия, направленные на увеличение числа животных; возводятся необходимые постройки, производятся посевы кормовых растений и др.
Граждане осуществляют пользование животным миром на основании именных разовых лицензий на добычу определенного количества объектов животного мира в определенном месте или на конкретный срок.
При закреплении охотничьих угодий за организациями необходимо помнить, что одним из основных принципов государственного управления в области охраны и устойчивого использования объектов животного мира, согласно Федеральному закону от 24 апреля 1995 г. "О животном мире" (ст.12), является отделение права пользования животным миром от права пользования землей и другими природными ресурсами. Это означает, что владелец земельного участка не получает автоматически права на охоту.
Следовательно, в данном случае фирма «Беркут» не имела право пользоваться объектами животного мира.
В соответствии со ст. 7.11 КоАП РФ пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией), а равно самовольная переуступка права пользования объектами животного мира - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
Задача № 3
В результате сброса заводом неочищенных сточных вод погибла рыба. Областной комитет по охране природы предъявил заводу претензию о возмещении ущерба в сумме 120 тыс. руб. Считая ее завышенной, директор завода обратился в природоохранную прокуратуру с жалобой (он согласился возместить ущерб, но в меньшей сумме).
Какое решение должен принять прокурор?
Как определяется ущерб, причиненный запасам пресноводной рыбы?
Ответ:
На основании ст. 8.14. КоАП РФ нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со ст. 131 Водного кодекса РФ граждане и юридические лица, причинившие ущерб водным объектам, возмещают его добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с методиками исчисления ущерба, причиненного водным объектам, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление водных объектов с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Иски о возмещении ущерба, причиненного водным объектам в результате нарушения водного законодательства Российской Федерации, вправе предъявлять федеральный орган исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда, федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды, федеральный орган исполнительной власти в области санитарно-эпидемиологического надзора.
Суммы возмещения ущерба, взыскиваемые по решению суда или арбитражного суда, перечисляются в федеральный бюджет или бюджеты субъектов Российской Федерации в установленном порядке.
Условия и порядок возмещения ущерба, причиненного водным объектам в результате нарушения водного законодательства Российской Федерации, регулируются законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (с изменениями от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г.)загрязнение окружающей природной среды может рассматриваться как причинение ей имущественного вреда. За такой вред устанавливаются платежи, определяемые на основе базовых нормативов за нормативное и сверхнормативное загрязнение окружающей природной среды. Это относится и к водным объектам. Такие нормативы были установлены утвержденным Правительством РФ 28 августа 1992 г. Положением N 632. Эти платежи не связываются с экологическим правонарушением, поскольку такое загрязнение является как бы разрешенным (лицензиями), т.е. поэтому не является нарушением природоохранительного, в том числе водного законодательства, и здесь не возникает вопрос о вине причинителя.
Список источников и литературы
1. Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10, 23 декабря 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 февраля 1997 г., N 5, ст. 610
2. Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 30 июня, 23 декабря 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 ноября 1995 г., N 47, ст. 4471,
3. Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995 г., N 17, ст.1462
4. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 января 2002 г., N 2, ст. 133