Содержание

Введение. 3

1. Виды освобождения от отбывания наказания. 4

2. Порядок освобождения осужденных. 9

3. Контроль за социальной адаптацией лиц, освобожденных от наказания. 12

Заключение. 18

Список литературы.. 19

Введение

Освобождение от отбывания наказания - институт уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права РФ, предусматривающий основания, порядок и условия освобождения от дальнейшего отбывания наказания.

Ныне действующее уголовное законодательство фиксирует достаточно развитую систему обстоятельств, погашающих наказуемость преступного деяния, в силу чего становится возможным освобождение от уголовного наказания, под которым следует понимать выраженный в акте суда и обоснованный им в соответствии с законом отказ от возложения на лицо, привлеченное к уголовной ответственности, обязанности (под условием либо безусловно) понести полностью либо частично уголовное наказание за совершенное преступление.

Поскольку наказание может быть назначено только по приговору суда, то и освобождение от него производится только судом.

Исключения из этого правила составляют случаи освобождения от наказания в силу актов амнистии и помилования. Особое место занимает освобождение от наказания в случаях принятия нового закона, устраняющего уголовную ответственность или смягчающего наказание.

В соответствие со ст. 10 УК, подобный закон имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, осужденных до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение сущности освобождения от отбывания наказания в российском уголовно-исполнительном праве.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

-             Рассмотреть виды освобождения от отбывания наказания

-             Описать порядок освобождения осужденных;

-             Раскрыть особенности контроля за социальной адаптацией лиц, освобожденных от наказания.

1. Виды освобождения от отбывания наказания

Глава 12 УК РФ посвящена регламентации различных видов освобождения от наказания.

В развернутом виде уголовная ответственность включает в себя вынесение судом обвинительного приговора, назначение и реализацию наказания и судимость. Вместе с тем «УК РФ предусматривает возможность реализации уголовной ответственности при полном или частичном освобождении осужденного от отбывания назначенного судом наказания (например, при условном осуждении, условно-досрочном освобождении от наказания). Такое освобождение от отбывания наказания предопределяется нецелесообразностью или невозможностью его исполнения».[1]

Лишь два вида освобождения от наказания носят безусловный характер:

-             освобождение от наказания военнослужащих в случае заболевания, делающего их негодными к военной службе (ч. 3 ст. 81 УК РФ);

-             освобождение от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора (ст. 83 УК РФ).

В УК РФ определено, что «лицо, осужденное за совершение преступления, освобождается от исполнения наказания, если истекли следующие сроки со дня вступления приговора в законную силу:

а) два года при осуждении за преступление небольшой тяжести;

б) шесть лет при осуждении за преступление средней тяжести;

в) десять лет при осуждении за тяжкое преступление;

г) пятнадцать лет при осуждении за особо тяжкое преступление».[2]

Приведенные сроки давности исполнения уголовного наказания тождественны срокам давности привлечения к уголовной ответственности. Их продолжительность также зависит от категории совершенного преступления.

Освобождение от исполнения наказания в связи с истечением срока давности носит безусловный характер. Поэтому лица, освобожденные от исполнения наказания в соответствии с ч. 2 ст. 86 УК РФ, не являются судимыми.

Условный характер носят следующие виды освобождения от наказания:

а) условно-досрочное освобождение от отбывания наказания (ст. 79 УК РФ);

б) отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей (ст. 82 УК РФ);

в) освобождение от наказания по болезни (ст. 81 УК РФ).

В этот перечень необходимо включить условное осуждение (ст. 73 и 74 УК РФ), необоснованно, по нашему мнению, помещенное в гл. 10 УК РФ, посвященную назначению наказания.

В соответствии со ст. 73 УК РФ условное осуждение заключается в том, что суд, назначив виновному лицу наказание в виде исправительных работ, ограничения по военной службе, ограничения свободы, содержания в дисциплинарной воинской части или лишения свободы, приходит к выводу о возможности достижения целей уголовной ответственности без отбывания осужденным наказания. В таком случае суд постановляет считать назначенное наказание условным, реально не исполняемым, если условно осужденный в течение испытательного срока не нарушит предъявляемые к нему законом требования. Уголовная ответственность, как известно, шире наказания. В развернутом виде уголовная ответственность включает в себя вынесение обвинительного приговора, осуждающего лицо, совершившее преступление, и содеянное им, наказание и судимость. При условном осуждении выпадает среднее звено уголовной ответственности - исполнение наказания.

В ст. 73 и 74 УК РФ ранее существовавшие отдельно условное осуждение (ст. 44 и 45 УК РСФСР) и его разновидность - отсрочка исполнения приговора (ст. 46.1 УК РСФСР) объединены в единое условное осуждение.

По вопросу о юридической природе условного осуждения в юридической литературе нет единого мнения. Между тем правильное решение этого вопроса имеет практическое и теоретическое значение. В зависимости от того, как сформулирована юридическая природа условного осуждения, определяется решение ряда вопросов при назначении наказания по совокупности приговоров, отмене вышестоящей судебной инстанцией условного осуждения, назначенного судом первой инстанции, включении условного осуждения в систему наказаний или отказе от этого, определении места условного осуждения в системе Общей части Уголовного кодекса и т.п.

В юридической литературе наиболее распространенными являются следующие определения юридической природы условного осуждения: в качестве особого вида наказания; в качестве отсрочки исполнения наказания; как особого средства воспитания (исправления) осужденного; как особой меры общественного воздействия; как условного освобождения от исполнения (отбывания) наказания.

«Условное осуждение сопряжено с осуществлением определенных элементов принуждения. За условно осужденным в течение испытательного срока осуществляется контроль».[3] Помимо этого суд может наложить на него некоторые обязанности, например, не менять постоянное место жительства, учебы, работы без уведомления уголовно-исполнительной инспекции и т.п. Но это принуждение не сопряжено с покаранием. Оно вне наказания.

В ст. 79 УК РФ определено, что лицо, отбывающее исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы, может быть условно-досрочно освобождено от продолжения их исполнения при наличии ряда обстоятельств, перечисленных в законе. При этом возможно частичное или полное освобождение и от дополнительного наказания.

В прошлом многолетняя практика применения условно-досрочного освобождения от наказания в основном относилась к лишению свободы. Условно-досрочное освобождение осужденных от отбывания исправительных работ и от нахождения в дисциплинарном батальоне носило единичный характер. В прошлом освобождение от наказания по болезни являлось безусловным и устанавливалось не в УК, а в УПК (ст. 362 УПК РСФСР). В ст. 81 УК РФ такое освобождение приобрело условный характер. В ч. 4 этой статьи определено, что в случаях выздоровления лиц, освобожденных от наказания по болезни, они могут подлежать отбыванию наказания, если не истек срок давности его исполнения.

Статья 81 УК РФ имеет следующий заголовок: "Освобождение от наказания в связи с болезнью". Содержание этой статьи шире ее названия. Она предусматривает не только освобождение от наказания по болезни, но и освобождение от уголовной ответственности, и замену одного наказания другим. И все эти варианты объединены одним основанием - заболеванием лица, совершившего преступление.

В ст. 81 УК РФ предусматривается освобождение лица, совершившего преступление, "от наказания". Но это не означает, что имеется в виду освобождение от всех уголовных наказаний. «Невозможно освобождение по болезни от следующих наказаний: лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. Исполнение этих наказаний не зависит от наличия заболевания у осужденного. Представляется, что в законе об этом должно быть прямо указано».[4]

Статья 81 УК РФ различает два вида заболеваний: психическое расстройство, лишающее лицо возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими (ч. 1 ст. 81), и иную тяжелую болезнь, препятствующую отбыванию наказания (ч. 2 ст. 81). Чаще всего такие заболевания являются хроническими, но могут быть и временными.

В юридической литературе в рассматриваемый перечень освобождения от наказания включают иногда амнистию и помилование. Это необоснованно. Амнистия и помилование - специфические формы освобождения как от уголовной ответственности, так и от наказания, что предопределяет необходимость отдельного их анализа.

Уголовный закон предусматривает различные варианты освобождения от наказания, предопределенные различными обстоятельствами.

Так, условно-досрочное освобождение от отбывания наказания применимо к осужденным в тех случаях, когда суд устанавливает, что для их исправления они не нуждаются в полном отбывании назначенного судом наказания (ст. 79 УК РФ).

Возможны и иные ситуации. Так, исполнение наказания становится невозможным в связи с заболеванием осужденного тяжелой психической болезнью, лишающей его возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими - освобождение от наказания по болезни (ч. 1 ст. 81 УК РФ). «При заболевании тяжелой болезнью в интересах гуманизма возможно освобождение от дальнейшего отбывания по болезни».[5]

Достижение целей, стоящих перед уголовным правом, возможно в ряде случаев и без реального исполнения наказания. Для этого достаточно, например, условного осуждения без реального исполнения наказания (ст. 73 и 74 УК РФ).

Иными словами, при освобождении от наказания уголовная ответственность реализуется не полностью, а частично. Но этого достаточно для обеспечения уголовно-правовой борьбы с преступностью. Освобождение от наказания сужает границы применения уголовно-правовой репрессии, отвечает требованиям гуманизма.

В отличие от освобождения от уголовной ответственности, которое может осуществляться не только судом, но и прокурором, следователем, органом дознания с разрешения прокурора, освобождение от наказания осуществляется только судом. В интересах методики изучения рассматриваемой тематики анализ освобождения от наказания военнослужащих вследствие заболевания, сделавшего их негодными к военной службе, будет рассмотрено совместно с иными видами освобождения от наказания по болезни (ст. 81 УК РФ).

2. Порядок освобождения осужденных

Значительная часть наказаний, предусмотренных Уголовным кодексом, является срочными. Их отбывание прекращается в последний день срока наказания с учетом тех изменении, которые могут быть внесены в срок наказания при пересмотре приговора, применении амнистии или помилования.

«Осужденные к наказаниям, связанным с пребыванием лица вне места жительства (ограничение свободы, арест и лишение свободы на определенный срок), подлежат освобождению в первой половине последнего дня срока наказания. В том случае, если срок наказания оканчивается в выходной или праздничный день, или такого дня нет в месяце - лицо освобождается накануне».[6]

При освобождении по другим основаниям закон обязывает освободить осужденного в день поступления документов или, если документы поступили после окончания рабочего дня, утром следующего рабочего дня.

При освобождении осужденный сдает все имеющееся у него имущество учреждения (например, книги, инструменты, постельные принадлежности), получает хранящиеся в личном деле документы, в том числе паспорт, трудовую книжку, пенсионное удостоверение, документы об образовании и о профессиональной квалификации, вещи, а также деньги, имеющиеся на его лицевом счете, ценности и ценные бумаги.

В трудовой книжке производится запись о трудовом стаже в соответствии с ч. 3 ст. 104 УИК РФ. При этом если время систематического уклонения осужденного от работы не включается в общий трудовой стаж осужденного, ему разъясняется его право обжаловать решение администрации исправительного учреждения в суд.

При отсутствии в личном деле паспорта, трудовой книжки и пенсионного удостоверения они должны быть получены администрацией исправительного учреждения заблаговременно. Если ко дню освобождения трудовая книжка не получена, администрация выписывает новую трудовую книжку.

Если осужденный приговорен к дополнительному наказанию в виде лишения права зажимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, об этом производится запись в трудовой книжке в точном соответствии с приговором на основании пункта “г” части 2 ст. 34 УИК РФ.

Осужденный получает справку об освобождении. Ему выдается также справка о заработке. Она является основанием для определения, в случае необходимости, размера пособия по безработице

При освобождении осужденного от наказания в виде исправительных работ уголовно-исполнительная инспекция направляет по месту работы осужденного сообщение об отбытии им наказания и предлагает прекратить удержания из его заработной платы. Одновременно отпадают и все остальные правоограничения.

Контроль за поведением осужденных беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, которым судом отсрочено отбывание наказания, осуществляют уголовно-исполнительные инспекции.

Одновременно с освобождением женщины в уголовно-исполнительную инспекцию по месту ее жительства направляется извещение об освобождении и копия определения суда о предоставлении отсрочки отбывания наказания; в извещении указывается дата освобождения и дата предполагаемого прибытия освобожденной женщины к месту жительства.

Женщина следует к месту жительства самостоятельно за счет государства. О дне освобождения извещаются родственники. При необходимости, если родственники не прибыли за осужденной, с учетом состояния ее здоровья для сопровождения может быть выделен сотрудник учреждения.

По прибытии к месту жительства женщина обязана в трехдневный срок встать на учет в уголовно-исполнительную инспекцию. Инспекция в течение трех суток направляет в исправительную колонию подтверждение о прибытии осужденной. При неприбытии женщины в течение двух недель с момента освобождения уголовно-исполнительная инспекция осуществляет первоначальные розыскные мероприятия. Если эти мероприятия не привели к установлению места пребывания осужденной - объявляется ее розыск.

Во время срока отсрочки контроль за поведением женщины, проявлением ею заботы о ребенке осуществляет уголовно-исполнительная инспекция и орган внутренних дел.

Закон предусматривает возможность применения санкций к осужденной, если она уклоняется от воспитания ребенка или ухода за ним либо допускает нарушения общественного порядка. В этом случае, независимо от административного взыскания, ей объявляется предупреждение.

Если после объявления предупреждения женщина продолжает уклоняться от воспитания ребенка, ухода за ним либо вновь допускает нарушение общественного порядка, а также в случае, если она отказалась от ребенка, -уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства направляет в суд

представление об отмене отсрочки отбывания наказания. К представлению прилагается копия определения суда об отсрочке отбывания наказания. Такое же представление вносится, если осужденная самовольно покинула место жительства и скрылась. При установлении этих фактов суд может направить осужденную для отбывания наказания, назначенного приговором суда.

Аналогичное представление направляется в случае смерти ребенка. При этом судом учитывается, заботилась ли осужденная о ребенке в период болезни, не связана ли смерть ребенка с плохим уходом за ним, а также другие указанные выше обстоятельства.

При возобновлении отбывания наказания суд вправе полностью или частично зачесть время отсрочки отбывания наказания в срок наказания либо отказать в этом. Если судом вынесено определение об отмене отсрочки отбывания наказания и о возобновлении отбывания наказания, осужденная берется под стражу и направляется к месту отбывания наказания.

При совершении в период отсрочки нового преступления наказание назначается по правилам совокупности приговоров, предусмотренным ст. 70 УК РФ.

3. Контроль за социальной адаптацией лиц, освобожденных от наказания

Социальная адаптация есть приспособление личности к социальной среде, усвоение ею правил, норм, социальных позиций, установок, характерных для данной среды, приобретение навыков, позволяющих нормально жить бывшему лишенному свободы в обществе свободных людей.

«Имеется ряд факторов, объективно осложняющих адаптацию этих граждан. Прежде всего, это предшествующее пребывание их в условиях лишения свободы, которые по своему характеру противоречивы, т.к.:

-             с одной стороны, они должны оказывать положительное воздействие на осужденного, поскольку весь карательно-воспитательный процесс способствует созданию контрмотива преступной деятельности, показывая, что преступление влечет целый ряд неблагоприятных последствий.

-             с другой - лишение свободы неизбежно связано с рядом отрицательных социальных последствии как для осужденного, так и для общества в целом».[7]

Одно ид таких последствии — разрыв многих социально полезных связей — с семьей, родственниками, знакомыми, трудовым коллективом по месту работы и т д. Для того, чтобы ослабить отрицательные последствия такого разрыва, закон предусматривает меры компенсационного характера - нет ограничений в переписке осужденных, они получают посылки, передачи, свидания. Однако эти меры полностью заменить постоянное общение, конечно, не могут

Вторым последствием является помещение осужденного в отрицательную среду таких же лиц, как он сам, т.е. преступников Естественно, что такая среда не може! не оказать отрицательного влияния на осужденного, особенно, если он впервые осужден и характеризуется небольшой степенью социально нравственной запущенности.

Компенсационные меры выражаются в раздельном содержании впервые осужденных и ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы Однако такая классификация не учишвает индивидуальных особенностей разных осужденных. Известно, что иногда одну судимость может иметь опасный преступник, имеющий за плечами десятки преступлении,, а вторую - человек, совершивший преступления под влиянием ситуации и т.п. Первый может оказывать куда более отрицательное влияние на других отбывающих наказание, чем второй.

Следующая трудность, осложняющая адаптацию, связана с тем, что:

-             осужденные во многих случаях отучаются принимать самостоятельные решения;

-             весь порядок жизни определяет администрация учреждения;

-             они не планируют свои бюджет, т.к. не имеют наличных денег;

-             они не пользуются городским транспортом;

-             не обеспечивают себя жильем, одеждой, продуктами питания.

Они становятся пассивными, отучаются решать возникающие вопросы.

В 1963 году были созданы колонии-поселения, в которых установлен режим полусвободы, направленный на постепенное приобщение осужденного к условиям, максимально приближенным к свободе. Однако этот этап проходят лишь положительно характеризующиеся осужденные, хотя ступенчатое освобождение с точки зрения облегчения адаптации особенно важно как раз для отрицательно характеризующихся, ибо рецидив среди них значительно выше. Подавляющее большинство осужденных освобождается непосредственно из колоний закрытого типа (общего, строгого и особого режима), а также из тюрем.

Немаловажное значение с точки зрения осложнения адаптации имеет и тот отрицательный прием, с которым сталкиваются многие освобожденные с первых шагов на свободе. Особенно сильное влияние этот фактор оказывает на тех, кто не был подготовлен к нему в колонии.

«Для облегчения социальной адаптации предусмотрена специальная система норм, призванных, с одной стороны, помочь освобожденному в решении наиболее важных проблем, которые он в целом ряде случаев сам решить не может (трудовое, бытовое, жилищное устройство), а с другой - установить социальный контроль за теми освобожденными, от которых можно ждать каких-либо антиобщественных проявлений, в том числе, совершения новых преступлений».[8]

Опыт борьбы с преступностью в России и многих других странах показал целесообразность установления контроля за лицами, освобожденными от отбывания наказания, в целях закрепления положительных результатов применения к ним уголовно - правовых мер предупреждения рецидива преступлений. В юридической литературе такой контроль называется "криминологическим", "профилактическим", "посткриминальным", "постпенитенциарным" и т.д. Его суть заключается в наблюдении за поведением лица, освобожденного от наказания, с последующим сообщением об обнаруженных нарушениях компетентному органу для принятия необходимых мер. Иногда контролирующий субъект наделяется законом правом самостоятельного применения некоторых превентивных мер.

Контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания, выходит за рамки отношений, регулируемых нормами уголовно - исполнительного права. Поэтому комментируемая статья лишь в общей форме указывает на его применение, а подробная правовая регламентация предполагается в отдельном федеральном законе, проект которого находится на стадии обсуждения. В настоящее время контроль за некоторыми категориями лиц, освобожденных от отбывания наказания и имеющих судимость, предусмотрен федеральными законами и ведомственными нормативными правовыми актами.

Уголовным кодексом РФ (ч. 6 ст. 79) предусмотрен контроль за поведением лица, освобожденного от отбывания наказания условно - досрочно, в течение неотбытой им части срока наказания. Такой контроль осуществляется в отношении военнослужащих командованием воинских частей и учреждений, а в отношении других освобожденных - "уполномоченным на то специализированным государственным органом". Точное название последнего, видимо, будет определено нормативными правовыми актами в ближайшее время в соответствии со ст. 6 Федерального закона "О введении в действие Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации". Таким органом могут стать уголовно - исполнительные инспекции.

Применяя условно - досрочное освобождение, как указано в ч. 2 ст. 79 УК РФ, суд может возложить на осужденного обязанности, предусмотренные ч. 5 ст. 73 УК РФ. В этом случае орган, осуществляющий контроль за освобожденным, должен следить за исполнением данным лицом возложенных на него обязанностей, информировать суд о фактах их неисполнения.

В соответствии со ст. 13 Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних их районные (городские) звенья осуществляют наблюдение за поведением досрочно освобожденных от отбывания наказания несовершеннолетних. На основании ст. 27.1 названного Положения каждая комиссия по делам несовершеннолетних, действующая по месту постоянного жительства освобожденного из воспитательной колонии, должна до достижения им 18-летнего возраста принимать меры к трудоустройству или направлению в учебное заведение этого лица, а также контролировать его поведение.

На территории России еще действует Положение об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Такой надзор имеет целью предупреждение преступлений со стороны данных лиц и оказание на них необходимого воспитательного воздействия.

Административный надзор является принудительной мерой и применяется в отношении освобожденных от отбывания наказания совершеннолетних лиц:

а) осужденных ранее за совершение преступлений при особо опасном рецидиве;

б) судимых ранее к лишению свободы за тяжкие преступления или судимых два и более раза к лишению свободы за любые умышленные преступления либо ранее освобождавшихся из мест лишения свободы условно - досрочно и вновь совершивших умышленное преступление в течение неотбытой части наказания. Надзор за ними устанавливается, если поведение данных лиц свидетельствует об их упорном нежелании встать на путь исправления, приобщиться к честной трудовой жизни.

К лицам, в отношении которых устанавливается административный надзор, могут применяться следующие ограничения:

а) запрещение ухода из дома (квартиры) в определенное время;

б) запрещение выезда или ограничение времени выезда по личным делам за пределы района (города);

в) запрещение пребывания в определенных пунктах района (города);

г) явка в милицию для регистрации от одного до четырех раз в месяц.

Ограничения применяются в полном объеме или раздельно в зависимости от образа жизни, семейного положения, места работы и других обстоятельств, характеризующих личность поднадзорного.

Административный надзор устанавливается по месту жительства освобожденного на срок от шести месяцев до одного года. В необходимых случаях он может быть продлен каждый раз еще на шесть месяцев, но не свыше сроков судимости. Вместе с тем предусмотрена возможность досрочного прекращения надзора, если лицо положительно характеризуется по работе и в быту.

В случае нарушения правил административного надзора поднадзорные могут привлекаться к административной ответственности по ст. 167 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях со взысканием штрафа от 10 до 50% минимального размера месячной оплаты труда.

Согласно ст. 4 упомянутого Положения об административном надзоре его осуществление возлагается на органы внутренних дел. В соответствии с п. 3.3.7 Инструкции по организации работы участкового инспектора милиции, утвержденной Приказом МВД РФ от 14 июля 1992 года, участковый инспектор обязан контролировать соблюдение лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них законом ограничений.

Следует отметить, что эффективность административного надзора как меры предупреждения рецидива преступлений в настоящее время невысока вследствие прежде всего большой загруженности участковых инспекторов милиции, отмены уголовной ответственности за злостное нарушение правил административного надзора. В перспективе планируется заменить его иными формами социально - правового контроля за лицами, освобожденными от отбывания наказания.

Заключение

В результате проделанной работы были рассмотрены особенности освобождения от отбывания наказания в российском уголовно-исполнительном праве.

При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи:

-             Рассмотрены виды освобождения от отбывания наказания;

-             Описан порядок освобождения осужденных;

-             Раскрыть особенности контроля за социальной адаптацией лиц, освобожденных от наказания.

Таким образом, институт подготовки осужденных к освобождению из исправительных учреждений, основания и порядок освобождения являются частями более крупного межотраслевого института освобождения от наказания. Этот институт и само понятие “освобождение от наказания” имеют широкое значение и применяются неоднозначно.

 В правовой науке освобождение от наказания разделяют по видам на три основные группы:

а) освобождение от отбывания наказания в момент его назначения (полное и частичное);

б) освобождение от применения наказания с заметной или без замены его другим мерами воздействия;

в) освобождение (полное и частичное) от отбывания наказания в процессе его исполнения или отсрочки исполнения.

Новый УК РФ, который начал действовать с 01.01.97 г. последовательно проводит принципы демократизации и гуманизациии. Уголовный кодекс исходит из того, что преступность деяния, его наказуемость и иные уголовно – правовые последствия определяются только уголовным законом.

УК РФ в отличие от УК РСФСР вдвое сокращает сроки давности освобождения от уголовной ответственности или отбывания наказания лицам, совершившим преступление в несовершеннолетнем возрасте.

Список литературы

1.     Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 25.07.2003). – Справочная система Гарант 2004.

2.     Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года N 174-ФЗ (ред. от 22.04.2004). – Справочная система Гарант.

3.     Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года N 63-ФЗ (ред. от 08.12.2003). – Справочная система Гарант.

4.     Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 года N 1-ФЗ (ред. от 08.12.2003). – Справочная система Гарант.

5.     Закон «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде  лишения свободы» от 21 июля 1993 года N 5473-1 (ред. от 09.03.2001). – Справочная система Гарант.

6.     Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 21 июля 1997 года N 119-ФЗ (ред. от 10.01.2003) . – Справочная система Гарант.

7.     Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / Под ред. С.В. Степашина., М.: Юристъ, 2005.

8.     Селиверстов В.И. Уголовно-исполнительное право: Схемы и комментарии, М.: Юриспруденция, 2004.

9.      Уголовно-исполнительное право. Учебник / Под ред. А.И. Зубкова. - М.: Юристъ, 2003.

10.           Уголовно-исполнительное право: Учебник / Под ред. В.И. Селиверстова, М.: Юриспруденция, 2004.

11.            Уголовно-исполнительное право: Учебник / Под ред. И.В. Шмарова. - М.: Юристъ, 2004.


[1] Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / Под ред. С.В. Степашина., М.: Юристъ, 2005. – с. 167.

[2] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года N 63-ФЗ (ред. от 08.12.2003). – Справочная система Гарант.ст.83. ч.1.

[3] Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 года N 1-ФЗ (ред. от 08.12.2003). – Справочная система Гарант. – ст.188.

[4] Уголовно-исполнительное право. Учебник / Под ред. А.И. Зубкова. - М.: Юристъ, 2003. – с. 189.

[5] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года N 63-ФЗ (ред. от 08.12.2003). – Справочная система Гарант. – ч.2. ст. 81

[6] Уголовно-исполнительное право. Учебник / Под ред. А.И. Зубкова. - М.: Юристъ, 2003. – с. 194.

[7] Уголовно-исполнительное право: Учебник / Под ред. И.В. Шмарова. - М.: Юристъ, 2004. – с. 214.

[8] Селиверстов В.И. Уголовно-исполнительное право: Схемы и комментарии, М.: Юриспруденция, 2004. – с. 112.