Содержание

Введение. 3

1. Характеристика железнодорожного района города Хабаровска. 4

2. Состояние экологии железнодорожного района города Хабаровска. 7

2.1. Общее состояние экологии. 7

2.2. Загрязнение вод. 7

2.3. Кризисная ситуация со сбором, переработкой и использованием вторичных отходов производства и потребления. 8

2.4. Шум.. 8

2.5. Загрязнение воздуха. 8

3. Проектные предложения по улучшению экологической ситуации. 9

Заключение. 11

Список литературы.. 12

Введение

Хорошо известны оценки, согласно которым на территории России ареалы острых экологических ситуаций занимают площадь 2,5 млн км2, или 15% всей территории, или 4,5 Франции. Не подвергая сомнению эти цифры, отметим, что здесь и в других источниках, использующих данные оценки (а они вошли и в государственные доклады «О состоянии окружающей природной среды РФ», и в школьные и вузовский учебники), не оговаривается относительность применяемой шкалы «оценки остроты». Эта шкала — сугубо российская, она не годится для международных сопоставлений. Российские экологические проблемы менее остры, чем даже в центральноевропейских странах, не говоря уже о западноевропейских.

Выявление экологического облика Хабаровска, его экологического синдрома имеет не только научное, познавательное значение. Это не только интересно, но и очень важно для практики. Негативный экологический имидж города отражается на его инвестиционной и рекреационной привлекательности.

Иными словами, экологический образ Хабаровска превращается в важную внешнеэкономическую категорию, влияющую и на развитие региона, и на его позиции в международных отношениях. Особенно обидно, когда наши экологические проблемы необоснованно гипертрофируются, а международные сопоставления проводятся некорректно.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение экологического состояния Железнодорожного района г. Хабаровска.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

-             Дать общую характеристику Железнодорожному району города;

-             Рассмотреть общие экологические проблемы;

-             Описать возможные перспективы выхода из сложившейся ситуации.

1. Характеристика железнодорожного района города Хабаровска

Железнодорожный район г.Хабаровска образован в 1938 году. Площадь района 88 квадратных километров, что составляет более 40 процентов от площади города. На 1 января 2004 года в районе проживает 138,2 тыс. человек, из них 29569 пенсионеров, 47 тыс. детей до 18 лет, 29,1 тыс. молодежи.[1]

Социально-экономическое развитие Железнодорожного района характеризует:

-             развитая транспортная инфраструктура (авиаотряды и аэропорты, автомобильный и железнодорожный транспорт);

-             большое количество строительно-монтажных предприятий;

-             мощная сеть оптовой и розничной торговли;

-             машиностроительные предприятия;

-             социальная инфраструктура:

-             жилищно-коммунальное и ведомственное хозяйство (9 предприятий, 1229 жилых домов);

-             образование (25 школ, 2 ВУЗа, 10 средних специальных учебных заведений);

-             здравоохранение (4 больницы, 7 поликлиник);

-             имеющиеся трудовые и интеллектуальные ресурсы.

Экономическая ситуация в 2004 году в Железнодорожном районе характеризовалась обвальным ростом неплатежей предприятий, сокращением совокупного спроса и затяжным спадом объемов производства, прогрессирующей задолженностью предприятий, нарастающей напряженностью в финансовом положении банков и торговых организаций.

В результате разбалансированности экономических связей значительно ухудшилось обеспечение населения продуктами пищеперерабатывающей промышленности - сырьем и материалами. И ценовых условиях 1992 года животноводство осталось нерентабельной отраслью, поэтому производители товарной животноводческой продукции в подсобных сельских хозяйствах предприятий и организаций продолжит сокращать производство.

Выпуск промышленной продукции на основных промышленных предприятиях района постоянно снижался, тем самым увеличивая незанятость трудоспособного населения. Увеличилась миграция населения. Наиболее стабильным оставалась работа предприятий, формирующих транспортную инфраструктуру района (железнодорожный, воздушный и автомобильный транспорт), но при этом наблюдается резкое снижение как грузовых, так и пассажирских перевозок.

Из-за резкого ухудшения финансовых условий существования практически всех учреждений культуры происходит быстрая деградация этой сферы. Положение остается критическим.

Предприятия малого бизнеса, учитывая их ключевую роль в структурной перестройке экономики, из-за несовершенного регулятора развития - налога, таковыми не являются. В формировании градостроительной инфраструктуры района участвуют лишь десятки кооперативов от общего состава предприятий малого и среднего бизнеса.

Социально-экономическая ситуация по итогам 2004 года в Железнодорожном районе, как и в целом по городу, характеризуется продолжающимся снижением объемов промышленного производства, ростом неплатежей, ухудшением финансового положения предприятий, ростом безработицы и падением жизненного уровня населения.

Объем промышленной продукции снизился на 18,3% в сравнении с 2003 годом. В связи с ухудшением финансового положения и снижением объемом производства на 5 предприятиях признано целесообразным консервация основных фондов.

На конец 2004 года просроченная задолженность по выплате заработной платы составила 50,8 млрд. рублей. Основной причиной задолженности является отсутствие средств из-за неплатежей за готовую продукцию.

Среднесписочная численность работающих в 2004 году сократилась: в промышленности на 20,8%, в строительстве на 6,8%, на транспорте на 5,7%, на сельскохозяйственных на 29,6%. Хотя официально уровень безработицы в районе остался на уровне 1995 года и составил 1,7%, однако по-прежнему, высокий уровень "застойной безработицы" - свыше 60% и "хронической безработицы" 10%.[2]

Следствием снижения жизненного уровня населения, снижения его покупательной способности явилось снижение товарооборота в розничной торговле и общественном питании. По сравнению с 2004 годом товарооборот в сопоставимых ценах снизился на 10,9%. Доля продовольственных товаров составила 63,6%, продажа алкогольных напитков в объеме продовольственных товаров составила 24,2%.

Рассматривая социально-экономический потенциал Железнодорожного района с точки зрения базы для организации научных экспедиций, туризма и экологических исследований, необходимо отметить, прежде всего, развитую транспортную и снабженческо-складскую инфраструктуру.

На территории Железнодорожного района расположены пассажирские и грузовые автопредприятия, способные осуществлять доставку экспедиций (грузы, людей) в различные участки тайги.

В связи с развитой транспортной инфраструктурой в Железнодорожном районе в течение многих лет активно развивалось региональное снабженческо-складское хозяйство (электроопторг, Химопторг, Металлопторг и др.), способные в короткое время предоставить свои услуги для подготовки и организации различных экспедиций.

2. Состояние экологии железнодорожного района города Хабаровска

2.1. Общее состояние экологии

Данный район занимает почти 42 процента правобережной территории города, где расположены десятки предприятий и организаций, оказывающих значительное влияние на окружающую среду.

Особую тревогу вызывает состояние малых городских рек Черной, Полежаевки и Березовой, превращенных в сточные канавы промышленных отходов, что стало основанием для отнесения их экологами к высшему классу загрязненности. По оценке в эти реки каждые сутки сбрасывается более 370 тонн органических веществ и нефтепродуктов. Что касается воздушной среды, то за год в атмосферу чадящими производствами района выбрасывается не менее 1600 тонн вредных веществ. Долговременная программа оздоровления экологической обстановки в Хабаровске, утвержденная недавно городской думой, предусматривает целый комплекс необходимых мероприятий, на реализацию которых, помимо бюджетных потребуются средства городского экологического фонда и предприятий. При значительных масштабах загрязнения в районе его доля в пополнении этого фонда фактически составила в прошлом году 16,2 процента. Причем, хуже всего отчисляют средства на экологию, как раз те, кто наносит природе больший урон – это предприятия железнодорожного транспорта и организации военного ведомства.[3]

2.2. Загрязнение вод

Качество воды всех рек, протекающих в черте Железнодорожного района, оценивается 4-7 классом (загрязнённая - чрезвычайно грязная).

Причины:

-             недостаточные мощности городских КОС;

-             сброс неочищенных промышленных стоков;

-             отсутствие дождевых коллекторов и очистных сооружений дождевых стоков; захламление русел малых рек;

-             трансграничные переносы;

-             загрязнение рек во время паводков;

-             несоблюдение требований режима использования и застройки водоохранных зон рек, протекающих в черте города.

2.3. Кризисная ситуация со сбором, переработкой и использованием вторичных отходов производства и потребления

В районе отсутствует система сбора, переработки и утилизации твёрдых бытовых отходов.   Район имеет одну необорудованную и необустроенную свалку, которая представляет собой объект повышенной экологической опасности.[4]

2.4. Шум

В городе расположено три аэродрома, зоны подлёта которых проходят над Железнодорожным районом. В шумовых зонах от воздушного транспорта расположено порядка 800 га жилой застройки. Через район проходит транзитный транспорт, в том числе и грузовой.  

2.5. Загрязнение воздуха

Основные источники загрязнения воздушного бассейна Железнодорожного района:

-             Автотранспорт;

-             Объекты теплоэнергетики (ТЭЦ железнодорожного района), работающие на угле;

-             Промышленные предприятия, для большинства которых характерно наличие устаревшего и физически изношенного газоочистного оборудования.

3. Проектные предложения по улучшению экологической ситуации

В планировочных решениях генерального плана предусматривается:

-             Вынос военного аэродрома;

-             Вынос промышленных предприятий, расположенных среди жилой застройки Железнодорожного района, в промрайоны.

-             Из санитарно-защитной зоны НПЗ выносится индивидуальная застройка. Капитальная застройка перепрофилируется из жилой в общественно-коммунальную;

-             Выносу подлежит индивидуальная застройка в районе ТЭЦ-1. Капитальная жилая застройка перепрофилируется  в общественно-коммунальную;

-             Ликвидация канализационных очистных сооружений КЭЧ в черте Железнодорожного района (исключение сброса сточных вод выше городского водозабора).[5]

-             Ликвидация свалки ТБО, расположенной в черте Железнодорожного района.

 Организация санитарно-защитных зон. Проектные санитарно-защитные зоны (СЗЗ) построены в соответствии  с учётом выноса промышленных предприятий на новые площадки (согласно планировочным решениям), с учётом уменьшения размеров СЗЗ от объектов энергетики (в результате перевода их на газ).

Водоохранные мероприятия: реконструкция и строительство новых канализационных сетей в черте Железнодорожного района;  реконструкция, модернизация и увеличение мощности очистных сооружений Железнодорожного района; ликвидация неорганизованных сбросов загрязнённых сточных вод; строительство и реконструкция локальных очистных сооружений на предприятиях Железнодорожного района; расчистка русел рек и прибрежных территорий в черте Железнодорожного района.

Воздухоохранные мероприятия: Повышение качества используемого топлива; Использование альтернативных видов топлива;   Перевод котельного оборудования на природный газ в Железнодорожном районе; Реконструкция и внедрение новых технологий  воздухоочистки на предприятиях Железнодорожного района; Оптимизация движения автотранспорта, позволяющая до минимума снизить образование автомобильных пробок в черте Железнодорожного района; Вывод крупных автопредприятий за территорию Железнодорожного района; Вывод междугородних транспортных потоков за территорию города; Мероприятия по организации санитарной очистки Железнодорожного района.[6]

Организовать селективный сбор ТБО с целью получения вторичных ресурсов и сокращения объема обезвреживаемых отходов.    

 Создание ландшафтно-экологического каркаса. Сегодня площадь зеленых насаждений общего пользования в Железнодорожном районе составляет 27% от нормативов (287 га). При реализации проектных решений обустроенные территории зеленых зон общего пользования составят 1889 га (в том числе 497 га за чертой Железнодорожного района).  Проектируется организация двух лесопарков и парковой зоны на базе уникальных дубовых рощ. Береговая зона Амура расчищается и максимально озеленяется на всем протяжении; организуется парковая рекреационная зона на рекультивируемых золоотвалах. Зеленые массивы наиболее неблагополучных территорий Железнодорожного и Индустриального районов сохраняются и преобразуются частично в лесопарковую зону.

Предлагается законодательно утвердить природоохранный статус этой территории как особо-охраняемой территории международного значения.

Проектом предлагается организация благоустроенной рекреационной зоны в черте Железнодорожного района с воссозданием паркового ландшафта - гидропарка и лугопарка для сезонного использования и организации  рекреационной инфраструктуры выходного дня.

Заключение

В результате проделанной работы были рассмотрены особенности экологического состояния Железнодорожного района г. Хабаровска.

При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи:

-             Дана общая характеристика Железнодорожному району города;

-             Рассмотрены общие экологические проблемы;

-             Описаны возможные перспективы выхода из сложившейся ситуации.

Основные причины деградации биосферы — чрезмерное изъятие живых и минеральных ресурсов планеты и ее отравление техногенными отходами человеческой экономической деятельности.

Биосфера может сохранять устойчивость при изъятии примерно до 1% чистой первичной ее продукции. Как показали расчеты В.Б. Горшкова, производство биомассы во всей биосфере в энергетическом эквиваленте соответствует мощности 74 ТВт (74 • 1012 Вт), а человек забирает в свой антропогенный канал использования биопродукции свыше 16 ТВт, то есть 20%. Извлечение биопродукции из естественного кругооборота веществ разрушает системные связи в пищевых цепочках и обедняет видовой состав естественных биоценозов.

Таким образом, одна из причин и составляющих экологического кризиса состоит в примерно двадцати кратном превышении потребления человечеством продукции биосферы над допустимым для стабильных биосистем уровнем.

Ресурсный кризис распространяется также и на минеральные ресурсы, обеспечивающие, в основном, социальные потребности общества. В течение последнего века было добыто минеральных ресурсов в 10 раз больше, чем за всю предшествующую историю человечества. Мы вошли в период, когда ресурсов Земли уже недостаточно, чтобы обеспечить приемлемый жизненный уровень всему населению. «Все ресурсы Земли конечны» — один из законов экологии, подтверждающий неотвратимость их исчерпания. Уже сегодня ощущается нехватка платины, золота, цинка и свинца, а большинства ресурсов хватит только на 50-150 лет.

Список литературы

1.           Киселев В.Н. Основы экологии. – Минск: ВЭВЭР, 2004.

2.           Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А.П. Экология - М.: Издательский дом "Дрофа", 1998.

3.           Чернова Н.М., Былова А.М. Экология. Учебное пособие для педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1999.

4.           Шилов И.А. Экология. – М.: Высшая школа, 2001.

5.           Яншин А. Д. Состояние экологии в районах города Хабровска // Экология и жизнь. – 2004. - №12 – с. 12 - 17.

6.           http://buro-dv.ru/public/erofeev/er_25.htm - информация по железнодорожному району Хабаровска.

7.           http://www.newsru.com/dossier/2549.html - новости экологии Хабаровска.

8.           http://laurel-realty.ru/publ.html - Хабаровск, экология, здоровье.


[1] http://buro-dv.ru/public/erofeev/er_25.htm - информация по железнодорожному району Хабаровска.

[2] http://buro-dv.ru/public/erofeev/er_25.htm - информация по железнодорожному району Хабаровска.

[3] Яншин А. Д. Состояние экологии в районах города Хабровска // Экология и жизнь. – 2004. - №12 – с. 12.

[4] http://laurel-realty.ru/publ.html - Хабаровск, экология, здоровье.

[5] Яншин А. Д. Состояние экологии в районах города Хабровска // Экология и жизнь. – 2004. - №12 – с. 15.

[6] http://buro-dv.ru/public/erofeev/er_25.htm - информация по железнодорожному району Хабаровска.