1. Меры государственной поддержки субъектов малого предпринимательства

Международная практика показывает, что развитие малого бизнеса является одним из самых эффективных методов стабилизации экономики.

Безусловно, российская экономика нуждается в развитии малого бизнеса. При этом важную роль играет возможность малых предприятий и индивидуальных предпринимателей выбирать систему налогообложения, учета и отчетности.

Понятие "субъекты малого предпринимательства" было впервые введено в России в 1991 г. Постановлением Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991 г. N 406 "О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР". Правительство РСФСР считало развитие сети малого бизнеса одной из важнейших мер по формированию товарных рынков.

В 1991 г. к малым предприятиям относились предприятия всех организационно-правовых форм со среднесписочной численностью работающих, не превышающей 200 человек, в том числе:

в промышленности и строительстве - до 200 человек;

в науке и научном обслуживании - до 100 человек;

в других отраслях производственной сферы - до 50 человек;

в отраслях непроизводственной сферы - до 15 человек.

Следует отметить, что субъекты малого предпринимательства с самого начала признания их на федеральном уровне имели специфику в выборе и систем налогообложения, и систем бухгалтерского учета, и состава отчетности. Субъекты малого предпринимательства в наибольшей степени по сравнению с предприятиями, не имеющими этого статуса, пользовались привилегиями по добровольному применению систем налогообложения, а также, что не менее важно, имели ряд льгот по налогообложению.

В 1991 г. для субъектов малого предпринимательства была впервые в России разработана упрощенная система налогообложения и учета. В такой редакции Закон об упрощенной системе налогообложения действовал до 1 января 2003 г.

В 1998 г. был введен один из самых спорных налогов - единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности. Прежде всего этот налог затронул малый бизнес, поскольку именно субъекты малого предпринимательства преимущественно осуществляют те виды деятельности, которые переводятся на уплату вмененного налога.

С 1998 г. субъекты малого предпринимательства постепенно лишались предоставляемых текущим законодательством льгот по налогообложению.

Так, при переходе на уплату единого налога на вмененный доход субъекты малого предпринимательства утратили одну из самых ощутимых льгот - отказ от применения налогового режима в виде единого налога на вмененный доход, даже если это ухудшает их экономическое положение по сравнению с ранее действовавшим налоговым режимом.

С 1 января 1999 г. вступила в действие часть первая Налогового кодекса РФ. С этого периода НК РФ устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ. При этом в Налоговом кодексе по сравнению с ранее действовавшим налоговым законодательством не встречается словосочетание "субъект малого предпринимательства".

Статьей 18 НК РФ введено понятие "специальный налоговый режим" - особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных НК РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами. При установлении специальных налоговых режимов элементы налогообложения, а также налоговые льготы определяются в порядке, предусмотренном НК РФ.

С 1 января 2003 г. к специальным налоговым режимам относятся:

упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства;

система налогообложения в свободных экономических зонах;

система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях;

система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции;

специальный налоговый режим в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

специальный налоговый режим в виде единого сельскохозяйственного налога.

С 1 января 2002 г. вступила в силу новая глава НК РФ: гл. 26.1 "Единый сельскохозяйственный налог", а с 1 января 2003 г. - гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" и гл. 26.3 "Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности".

Безусловно, при каждой системе налогообложения для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей выработана своя специфика ее применения.

В 2003 г. по сравнению с 1991 г. количество и, если можно так сказать, "качество" льгот по налогообложению для субъектов малого предпринимательства снизилось. Тем не менее, ряд льгот по налогообложению, организации бухгалтерского учета, объему бухгалтерской и статистической отчетности для субъектов малого предпринимательства действуют и в настоящее время. Применение льгот всегда имеет и плюсы и минусы. С одной стороны - это снижение налогового бремени или упрощение ведения бухгалтерского учета, снижение затрат и времени на ведение учета. С другой стороны - повышенное внимание и интерес контролирующих органов к таким налогоплательщикам. А неправильное или неправомерное применение льгот приводит к штрафным санкциям.  

В 1995 г. вступил в силу Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", определяющий критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства юридических и физических лиц, а также регламентирующий их деятельность.

Согласно этому документу под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия): в промышленности - 100 человек; в строительстве - 100 человек; на транспорте - 100 человек; в сельском хозяйстве - 60 человек; в научно - технической сфере - 60 человек; в оптовой торговле - 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

 С 1 января 2005 г. у предпринимателей России началась совсем иная жизнь - без государственной поддержки, без гарантий и льгот. Без четырехлетнего моратория на негативные изменения законодательства. Без ускоренной амортизации. И без государственной финансовой поддержки мероприятий, направленных на содействие малому бизнесу. Вне закона оказались и фонды поддержки предпринимательства.

Похоже, нашей великой сырьевой державе совсем не нужен малый бизнес. Иначе как расценить намерения властей, принявших Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вступивший в силу согласно его ст.155 с 1 января 2005г.?

Тот самый Закон, который отменил с 1 января 2005 г. наиболее важные статьи (ст.ст.2 «Разграничение полномочий между РФ и субъектами РФ», 8 «Фонды поддержки малого предпринимательства», 9 «Налогообложение субъектов малого предпринимательства», 10 «Ускоренная амортизация», 15 «Поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства» и 22 «Переходные положения») Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". С изъятием этих статей Закон превратился из защитника интересов малого бизнеса, прежде всего, от произвола самих властей и резких движений законодателей, в обычную профанацию, которую хорошо демонстрировать на международном уровне, доказывая, что у нас все же имеется Закон о поддержке предпринимательства. Хотя в нем теперь не содержится ничего, что говорило бы о реальной государственной поддержке малого бизнеса.

Однако, несмотря на отмену ст. ст. 2, 8, 9, 10, 15 и 22 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 88-ФЗ), судебные споры о его применении не прекращаются. Ведь многие предприниматели до 1 января 2005 г. успели воспользоваться льготами данного Закона, прежде всего, правом на ускоренную амортизацию и на мораторий на неблагоприятные изменения налогового законодательства в течение четырех лет с момента государственной регистрации. Хотя сегодня эти нормы утратили силу, по спорам, возникшим из правоотношений, возникших до 1 января 2005г., суд применяет те положения, которые действовали на момент совершения данной хозяйственной операции (или на момент очередной декларационной кампании). Например, если предприниматель использовал льготу по ускоренной амортизации до 31 декабря 2004 г., что и указано в декларации по налогу на доходы физических лиц за 2004 г., представленной в 2005 г., то он имеет право на судебную защиту такого права, если налоговый орган не согласится с правомерностью применения им льготы. Это подтверждает и судебная практика последних месяцев по этим вопросам.

Борьба за преференции чаще всего заканчивается победой предпринимателей. Так, суды поддерживают мнение, что на индивидуальных предпринимателей распространяется действующий на момент их государственной регистрации порядок налогообложения, которым им предоставлялись льготные условия в первые четыре года деятельности (Постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 13.01.2005 N КА-А40/12384-04, от 29.12.2004 N КА-А40/12438-04, от 29.11.2004 N КА-А41/11197-04, от 26.11.2004 N КА-А40/11145-04, от 17.11.2004 N КА-А41/10551-04), то есть льгота, установленная ст. 9 Закона N 88-ФЗ.

Аналогичные решения, касающиеся введения гл. 21 НК РФ по НДС, принял Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (Постановления от 27.12.2004 N А05-7795/04-29, от 17.12.2004 N А42-7722/03-15): иск индивидуального предпринимателя, применяющего специальный режим налогообложения, о признании незаконным решения налоговой инспекции в части доначисления недоимки по НДС начисления пеней и взыскания штрафа удовлетворен, так как субъекты малого предпринимательства в течение первых четырех лет своей деятельности после государственной регистрации подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации. Такое же мнение в отношении НДС высказано в Постановлении Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17.11.2004 N Ф09-4974/04АК: "обязанность по исчислению и уплате НДС у предпринимателя до истечения четырех лет с момента государственной регистрации отсутствует", и в Постановлении Федерального арбитражного суда Уральского округа от 09.11.2004 N Ф09-4659/04АК.

Еще одно дело коснулось единого социального налога. Суд согласился с предпринимателем, что изменение объекта налогообложения по единому социальному налогу и порядка определения налоговой базы по нему привело к увеличению суммы подлежащего уплате налога для предпринимателя в четыре раза, что свидетельствует об ухудшении его положения в виде установления обязанности по внесению дополнительных налоговых платежей, поэтому суд сделал вывод о наличии законной возможности использовать систему налогообложения, действовавшую на момент регистрации предпринимателя (Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.12.2004 N А17-831/5). Аналогичное решение принято Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15.11.2004 N А17-1194/5: "поскольку изменения налогового законодательства привели к значительному увеличению суммы единого социального налога, подлежащего уплате, по сравнению с ранее действующими ставками, что могло привести к ухудшению положения налогоплательщика, апелляционная инстанция правомерно указала, что объектом налогообложения ЕСН является доход, определяемый исходя из стоимости патента, то есть согласно порядку, действовавшему на момент государственной регистрации". Ему вторит Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11.11.2004 N А17-661/5-1298/5.

Очень важное замечание высказал в этой связи Федеральный арбитражный суд Московского округа в Постановлении от 21.12.2004 N КА-А41/11730-04: "Федеральным законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" предоставлена не льгота по налогообложению, а гарантия стабильности условий хозяйствования субъектам малого предпринимательства в течение четырех лет их деятельности", и поэтому если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то предприниматель вправе воспользоваться гарантией, установленной для него ст. 9 Закона N 88-ФЗ. Также предприниматель смог воспользоваться льготой по земельному налогу после ужесточения налогообложения (Постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16.12.2004 N Ф09-5351/04АК, Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.11.2004 N А56-15342/04).

Что касается иных, не связанных с начислением налогов, случаев применения четырехлетнего моратория, то суды и здесь встают на стороны предпринимателей и со ссылкой на п. 4.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 19.06.2003 N 11-П и Определение Конституционного Суда РФ от 07.02.2002 N 37-0 утверждают, что в соответствии с нормами налогового законодательства ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться не только в возложении дополнительного налогового бремени, но и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности (см., например, Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 24.12.2004 N КА-А41/11074-04).

В отношении других льгот, установленных Законом N 88-ФЗ, можно сделать вывод, что отстаивание права на них в суде также приводит к победе налогоплательщика. В Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.11.2004 N А56-21406/04 рассмотрена ситуация, когда налогоплательщик воспользовался льготой, позволяющей субъектам малого бизнеса, осуществляющим производство и переработку сельхозпродукции; производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, в первые два года работы не уплачивать налог на прибыль при условии, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции, и при этом днем начала работы предприятия считается день его государственной регистрации. Суд поддержал налогоплательщика и признал незаконным решения ИМНС о начислении ему налога на прибыль, пеней и штрафа.

Дела по использованию права на ускоренную амортизацию, предоставленного ст. 10 Закона N 88-ФЗ, также решаются в пользу предпринимателей. Так, Федеральный арбитражный суд Московского округа в Постановлении от 19.10.2004 N КА-А40/9512-04 указал, что законодательство о государственной поддержке малого предпринимательства не содержит каких-либо ограничений для применения субъектами малого предпринимательства льготы по дополнительному списанию 50 процентов первоначальной стоимости основных средств при применении ими одновременно права на ускоренную амортизацию в остальной части стоимости основного средства.

Даже если предприниматель вынужден был уплатить начисленные ему при проверке налоги, пени и штрафы, но не согласен с начислением, он может заставить инспекцию вернуть свои деньги. Так, суд обязал налоговую инспекцию возместить индивидуальному предпринимателю излишне уплаченные НДС и налог с продаж, т.к. предприниматель не являлся плательщиком данных налогов в спорный период, поскольку законодательством установлена гарантия стабильности условий хозяйствования субъектам малого предпринимательства в течение четырех лет их деятельности (Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 03.11.2004 N КА-А41/10154-04). Поэтому предпринимателям не стоит терпеть произвол налоговых органов, а следует обращаться в суд, который наверняка признает правоту предпринимателя и вынесет решение, защищающее предпринимателя от неправомерных решений налоговых органов.

Однако отмены неработающих либо противоречащих современному российскому законодательству положений Закона N 88-ФЗ недостаточно - необходимо разработать новую нормативную правовую базу, которая введет в действие те правила игры, те механизмы поддержки малого бизнеса, которые используются в развитых странах мира и работают. Для этого Минэкономразвития России разработал ведомственную целевую программу поддержки малого предпринимательства и комплексные проекты - программы поддержки, которые в ближайшее время будут утверждены постановлением Правительства РФ.  

Первый проект - создание бизнес-инкубаторов

Обычно у малого бизнеса на старте присутствуют две глобальные проблемы - помещение и финансы. Эти трудности поможет преодолеть проект по созданию бизнес-инкубаторов, подготовленный Минэкономразвития России.

Бизнес-инкубатор - это помещения площадью 1,5 - 2 тыс. кв. м и больше, где размещаются малые предприятия. Начинающему предпринимателю выделяется, в зависимости от потребностей, 2 - 3 рабочих места либо небольшая комната (20 - 30 кв. м). В результате один бизнес-инкубатор может вместить до 100 компаний. В первый год для них действует льготная арендная ставка, во второй год она повышается, а на третий предприниматель выходит из инкубатора, а на его место приходит другой. За десятилетний цикл через один инкубатор пройдет порядка 500 субъектов малого бизнеса, которые могут быть зарегистрированы в форме организации или в качестве индивидуального предпринимателя. Умножьте на 100 инкубаторов - 50 тыс. - столько их появится за три года по всем регионам России. Регионы сами будут решать, где им создавать инкубаторы. Ведь это может быть не только областной центр, хотя понятно, что для города с населением 10 тыс. человек бизнес-инкубатор вряд ли нужен.

Процедура создания бизнес-инкубатора проста. Выбрав место, региональные власти представляют в Минэкономразвития России заявку, она рассматривается. При принятии решения будет учитываться и уровень депрессивности региона, и уровень развития малого бизнеса в нем, и уровень безработицы, и потенциал предпринимательской активности, и инновационная направленность. При этом регион должен быть готов к вложению средств, ведь федеральный центр будет давать деньги на строительство или реконструкцию здания, обеспечение связью, компьютерами, оргтехникой, а не на покрытие операционных расходов. Объект будет находиться в собственности субъекта РФ, а бремя расходов на его содержание у нас несет собственник. В идеале регион нанимает частную компанию, которая эксплуатирует бизнес-инкубатор: получает арендную плату от малых предприятий, оплачивает коммунальные услуги, услуги юристов, образовательные программы и т.д.

Субъекты малого бизнеса, в свою очередь, получают доступ к инкубатору на конкурсной основе. Отмечу, что это конкурс бизнес-планов, а не идей. Бизнес-инкубаторы оказывают и консалтинговые услуги, и бухгалтерские, и юридические, в том числе учат разрабатывать бизнес-планы. Так что это еще и своеобразная бизнес-школа, школа для малышей. А поскольку администраторы инкубаторов заинтересованы в прибыли размещенных там предпринимателей (иначе ведь не удастся собрать арендную плату), возникает обоюдный интерес, желание помочь предпринимателю правильно оформить бизнес-план, все просчитать, наладить ведение учета в зависимости от формы регистрации (фирма или предприниматель) и выбранной системы налогообложения (общая или упрощенная), помочь организовать рабочий процесс в соответствии со всеми техническими регламентами (санитарными, пожарными и прочими правилами), проконсультировать по юридическим вопросам и т.д.

Для региона же создание инкубаторов - это налоги, новые рабочие места, а на выборах - голоса избирателей. Об этом не стоит забывать, ведь предприниматель - человек рискующий, имеющий свою точку зрения, который сталкивается с властью не только на бытовом уровне, но и на деле. На сегодняшний день примерно треть регионов страны уже нашли деньги на создание у себя бизнес-инкубаторов и готовы участвовать в этом проекте уже в 2005 г.

Второй проект – поддержка

экспортно-ориентированного малого бизнеса

Есть достаточно большое количество маленьких фирм и предпринимателей, которые пытаются пробиться на внешние рынки, но этот выход требует слишком больших расходов. Так, есть малые предприятия, делающие конкурентоспособные ювелирные изделия, компьютерные компании - разработчики уникального программного обеспечения, да и в сельском хозяйстве много таких (например, поставка на экспорт экологически чистой сельскохозяйственной продукции).

Поэтому здесь предполагается три варианта поддержки:

- субсидирование процентной ставки. Предполагается компенсировать 50% ставки, под которую бизнес получил в банке кредит под экспортный контракт, и таким образом удешевляются кредитные ресурсы;

- помощь при выходе на внешний рынок. Зачастую для этого требуются сертификаты, лицензии, подтверждения соответствия, которые стоят немалых денег, - компенсация таких затрат малому бизнесу может составлять до 50%;

- компенсация затрат на аренду выставочных площадей за рубежом. Чтобы заключить экспортный контракт, необходимо, чтобы потенциальные покупатели смогли узнать о продукции. Именно для этих целей проводится огромное количество выставочно-ярмарочных мероприятий.   Предпринимателю предлагается компенсацию в размере 75% от его затрат на аренду площади для организации стенда со своей продукцией.

На реализацию механизма компенсации в рамках этой программы органу исполнительной власти региона предоставляются субсидии. Орган исполнительной власти (как правило, это Комитет по поддержке предпринимательства) определяет орган, который будет выдавать компенсацию. Для ее получения предпринимателями предусмотрен заявительный порядок: в уполномоченный орган предоставляются документы (экспортный контракт, справка об отсутствии задолженности по налогам, копии учредительных документов, кредитного договора, расчет), они в обязательном порядке регистрируются в журнале учета, и в десятидневный срок принимается решение.

Третье направление - поддержка

микрофинансовых организаций (кредитных кооперативов)

Поддержка кредитных кооперативов - это помощь наиболее нуждающейся части малого бизнеса.

Сегодня в России рынок микрокредитов (маленьких кредитов, на короткий срок, под большие проценты) составляет порядка 350 млн. долл. По оценкам это всего 5 - 7% емкости кредитного рынка. То есть этот рынок недоразвит, хотя такие кредиты (средний размер - 1000 долл.) очень нужны и востребованы.

Суть кредитных кооперативов проста: физические лица объединяются в такие кооперативы с целью кредитования друг друга на осуществление предпринимательской деятельности на основе взаимных поручительств.

Понятно, что деньги у каждого из них ограничены, у каждого предпринимателя возникает желание получить дешевый ресурс в банке. Однако, хотя банк удовлетворяет высокая степень возвратности такого кредита - 99%, но не устраивает непрозрачность, не очень хорошее обеспечение клиента или вовсе отсутствие залогового имущества, и потому кредит дается под очень высокий процент. Поэтому, начиная с 2005г. будет компенсироваться процентная ставка (не больше половины) для микрофинансовых организаций, чтобы стоимость кредита для конечного заемщика была ниже. За счет небольшого вливания денег  можно увеличить рынок на 30%.  

Четвертый проект – поддержка малых инновационных компаний

Суть в том, что Минэкономразвития России вместе с регионами создает несколько фондов, через которые с привлечением частного инвестора и под управлением частной компании будет осуществляться инвестирование в малые инновационные предприятия (по классической инвестиционной схеме - покупка доли компании, то есть доля в обмен на финансирование). Чтобы реализовать такой проект предпринимателю нужно будет зарегистрировать организацию, а затем продать долю в ней такому фонду.

Средства будут вкладываться в следующей пропорции:

- 25% - Федерация;

- 25% - регион;

- 50% - частный инвестор (венчурный капиталист).

При этом очень важно, что государственные деньги следуют за деньгами частного инвестора, а не вкладываются в полном объеме на основе решения некоего чиновника из фонда (как это часто имело место в деятельности ныне упраздненного Федерального фонда поддержки малого предпринимательства).

Вкладывая деньги, частный инвестор реальнее оценивает риски (ведь инновации - это всегда риск), а значит, и у государства вероятность выигрыша выше. Кстати, такая схема неплохо отработана в европейских странах (Великобритания, Франция).

Эта схема хороша еще тем, что по истечении срока окупаемости проекта (который обычно составляет лет пять) государство может из него выйти, продать свою долю в бизнесе и вернуть себе вложенные средства. В том числе и сам предприниматель может выкупить эту долю. И в результате государство поучаствует в проекте и уйдет. А малое предприятие будет работать.

На 2006 г.  запланирована минимальная планка: на выходе должно быть инвестирование в 100 проектов во всех регионах России.

2. Правовая база и порядок применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход на малых предприятиях

С 1 января 2003г. вступила в силу гл. 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" НК РФ.

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности является региональным налогом, но введен не во всех субъектах РФ.

 Многие субъекты РФ, так же как и г. Москва, в 2003г. отказались от применения единого налога на вмененный доход. С точки зрения пополнения бюджета от поступлений единого налога на вмененный доход субъекта РФ этот факт вполне объясним. С 2003г. субъекты РФ фактически утратили право устанавливать размер вмененного дохода и возможность влиять на величину единого налога на вмененный доход путем увеличения (дополнительного введения) корректирующих коэффициентов, применяемых при расчете налога. Кроме этого, значительно снизилась доля поступлений в бюджет субъекта РФ от единого налога на вмененный доход. Причем поступления в бюджет субъекта РФ от налога осуществляются не прямыми платежами, как ранее, а через счета органов федерального казначейства.

Не все субъекты РФ отказались от применения единого налога на вмененный доход. Например, в Московской области согласно Закону от 27 февраля 2001 г. N 27/2001-оз "О внесении изменения в Закон Московской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных вдов деятельности в Московской области" указанный налог введен с 1 июля 2001 г.  

 В добровольном порядке на уплату единого налога на вмененный доход перейти нельзя.

Налогоплательщиками вмененного налога могут быть организации и индивидуальные предприниматели. Следует уточнить, что на уплату вмененного налога переводятся не организации и индивидуальные предприниматели, а виды предпринимательской деятельности, которые в соответствии с законодательством облагаются вмененным налогом. При этом в данном контексте организационно-правовая форма организации, доходы от реализации, стоимость имущества и т.п. значения не имеют. Для того чтобы организация или индивидуальный предприниматель были обязаны уплачивать вмененный налог, необходимо одновременное выполнение следующих условий:

на территории субъекта РФ введен единый налог на вмененный доход;

налогоплательщик фактически осуществляет предпринимательскую деятельность на территории этого субъекта РФ;

налогоплательщик осуществляет виды деятельности, которые по законодательству субъекта РФ переводятся на уплату вмененного налога. При этом виды деятельности должны быть в пределах перечня видов деятельности, установленных гл. 26.3 НК РФ.

При переводе на уплату единого налога на вмененный доход важно, что налогоплательщик фактически осуществляет виды деятельности на территории того субъекта РФ, в котором введен вмененный налог.

Согласно ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может применяться в отношении следующих видов предпринимательской деятельности.

1. Оказание бытовых услуг.

 На уплату единого налога на вмененный доход могут быть переведены следующие виды деятельности:

ремонт обуви;

ремонт швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи;

ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры;

ремонт металлоизделий и ювелирных изделий;

ремонт мебели;

химическая чистка, крашение, услуги прачечных;

ремонт жилья и других построек;

услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий;

услуги бань, душевых;

парикмахерские услуги;

услуги предприятий по прокату;

ритуальные и обрядовые услуги;

услуги телефонной связи;

услуги по ремонту телефонных аппаратов;

жилищные услуги, услуги коммунальных гостиниц и прочих коммунальных мест проживания;

услуги учреждений кино, кинопроката, услуги театрально-зрелищных предприятий, концертных организаций и коллективов филармонии;

проведение занятий по физической культуре и спорту, проведение спортивно-зрелищных мероприятий;

услуги, оказываемые адвокатурой;

услуги в системе образования;

услуги по работе на вычислительной технике и связанному с этим обслуживанию;

услуги в области составления счетов, бухгалтерского учета и ревизии, консультации по вопросам налогообложения и управления производством;

услуги в области рекламы;

услуги по установке охранной сигнализации, услуги по охране жилищ;

услуги по страхованию;

услуги, связанные с операциями с недвижимым имуществом.

 2. Оказание ветеринарных услуг.

 3. Оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств.

 На уплату вмененного налога могут быть переведены виды деятельности по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств, а также услуги по заправке автотранспортных средств (топливозаправочные работы), услуги по хранению автотранспортных средств на платных автостоянках.

4. Розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади.

5. Оказание услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 150 квадратных метров.

Согласно ст. 346.27 НК РФ розничной торговлей является торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет.

На основании ст. 861 Гражданского кодекса РФ продажа за наличный расчет - это расчет наличными деньгами.

Расчеты, проведенные посредством кредитных и иных карточек, по расчетным чекам банков, по перечислению со счетов в банках и иных кредитных организациях по поручениям физических лиц, а также передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) в обмен на другие товары (работы, услуги) являются формой безналичных расчетов. Исходя из этого в 2003 г. подобные расчеты не являлись деятельностью, облагаемой единым налогом на вмененный доход. Налогоплательщики, ведущие расчеты наличными средствами и посредством банковских карт, являлись плательщиками одновременно двух систем налогообложения - вмененной и общего режима налогообложения.

В 2004 г. ситуация изменилась. Согласно Федеральному закону от 7 июля 2003 г. N 117-ФЗ к розничной торговле относится торговля за наличный расчет и расчеты с применением платежных карт.

При отнесении видов деятельности к розничной торговле, облагаемой единым налогом на вмененный доход, к данному виду предпринимательской деятельности не относится реализация продуктов питания и напитков, в том числе алкогольных, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без них, в барах, ресторанах, кафе и других точках общественного питания, подакцизных товаров. Также не облагается вмененным налогом реализация подакцизного минерального сырья.

С 2004 г. согласно Федеральному закону от 7 июля 2003 г. N 117-ФЗ реализация подакцизного минерального сырья может облагаться единым налогом на вмененный доход.

При определении площади торгового зала и зала обслуживания посетителей необходимо учесть, что площадь определяется налогоплательщиками по каждому объекту организации торговли или общественного питания.

На уплату вмененного налога может быть переведена розничная торговля через стационарную торговую сеть и нестационарную торговую сеть.

Под стационарной торговой сетью следует понимать торговую сеть, расположенную в специально оборудованных, предназначенных для ведения торговли зданиях (их частях) и строениях. Стационарную торговую сеть образуют строительные системы, прочно связанные фундаментом с земельным участком и подсоединенные к инженерным коммуникациям. Например, к данной категории торговых объектов относятся магазины, павильоны и киоски.

Магазин - специально оборудованное стационарное здание (его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже.

Павильон - строение, имеющее торговый зал и помещения для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.

Киоск - строение, которое не имеет торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитано на одно рабочее место продавца и на площади которого хранится товарный запас.

Под нестационарной торговой сетью понимается торговая сеть, функционирующая на принципах развозной и разносной торговли, а также иные объекты организации торговли, не относимые к стационарной торговой сети. К данной категории торговых объектов относятся открытая площадка, палатка, торговое место, разносная торговля.

Открытая площадка - специально оборудованное место, расположенное на земельном участке, предназначенном для организации торговли или общественного питания.

Палатка - легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала (зала обслуживания посетителей) и помещений для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест продавца, на площади которой размещен товарный запас на один день торговли.

Торговое место - место, используемое для совершения сделок купли-продажи.

Также на уплату вмененного налога может быть переведена разносная торговля, осуществляемая индивидуальными предпринимателями. Исключение составляют торговля лекарственными препаратами, изделиями из драгоценных камней, оружием и патронами к нему, меховыми изделиями и технически сложными товарами бытового назначения.

К технически сложным товарам бытового назначения относятся бытовая радиоэлектронная аппаратура, средства связи, вычислительная и множительная техника, фото- и киноаппаратура, часы, музыкальные товары, электробытовые приборы, машины и инструменты, другие технически сложные товары бытового назначения. Идентифицировать технически сложные товары бытового назначения можно исходя из требований, предъявляемых к их реализации. Особенности реализации таких товаров установлены Постановлением Правительства РФ от 1 января 1998 г. N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, Перечня товаров длительного использования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации".

Исходя из норм законодательства под действие единого налога на вмененный доход подпадает только розничная торговля. Оптовая торговля не является облагаемым вмененным налогом видом деятельности.

Из содержания ст. ст. 492 и 506 Гражданского кодекса РФ следует, что основным критерием, позволяющим отличить розничную торговлю от оптовой, является конечная цель использования приобретаемого покупателем товара. Также согласно Государственному стандарту Российской Федерации Р51303-99 "Торговля. Термины и определения" от 1 января 2000 г. розничной торговлей является торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Оптовая торговля - это торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием. При этом в данном контексте количество реализованного товара значения не имеет.

Также под действие единого налога на вмененный доход не подпадают производство и реализация, в том числе розничная, продукции собственного производства, так как розничная реализация продукции собственного производства является одним из способов извлечения субъектами предпринимательской деятельности доходов от осуществления деятельности в сфере производства готовой продукции.

После ввода в действие гл. 26.3 НК РФ в отдельных письмах региональных отделений МНС России указывалось, что оптовая торговля товарами может попадать под налогообложение вмененным налогом. Сейчас этот вопрос решен в пользу налогоплательщиков. В Письме МНС России N СА-6-22/657 дано разъяснение, что ни оптовая торговля товарами, ни розничная реализация продукции собственного производства не являются видами деятельности, облагаемыми вмененным налогом.

Согласно Методическим рекомендациям к услугам общественного питания относятся платные услуги: услуги питания ресторанов, кафе, баров и т.п., и  услуги по организации досуга, например музыкальное сопровождение, программы варьете, бильярд, игровые автоматы и т.п.

6. Оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, использующими не более 20 транспортных средств.

Формулировка законодательства "транспортные средства" обозначает, что в данном контексте следует понимать не только автомобили, но и все другие транспортные средства, используемые налогоплательщиком для перевозки пассажиров и грузов. Например, автобусы любых типов, мотоциклы и т.п. К транспортным средствам не относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски.  Виды деятельности, которые могут быть переведены на вмененный налог: перевозка пассажиров рейсовыми автобусами; специальные перевозки пассажиров - работников, школьников; перевозки туристов и экскурсии; такси; услуги грузового транспорта.

7. Оказание услуг по хранению автотранспортных средств на платных автостоянках.

Этот вид деятельности может быть переведен на уплату единого налога на вмененный доход с четвертого квартала 2004 г., если субъекты РФ своевременно внесут изменения в региональные законодательные акты.

Под платными автостоянками согласно НК РФ следует понимать площади (как открытые, так и закрытые площадки), используемые в качестве мест для оказания платных услуг по хранению транспортных средств.

8. Распространение и (или) размещение наружной рекламы.

Этот вид деятельности переводится на уплату единого налога на вмененный доход с 1 января 2005 г.

Под распространением и (или) размещением наружной рекламы понимается деятельность организаций или индивидуальных предпринимателей по доведению до потребителей рекламы рекламной информации путем предоставления и (или) использования средств наружной рекламы. К ним относятся: щиты, стенды, плакаты, световые и электронные табло и иные стационарные технические средства, которые предназначены для неопределенного круга лиц и рассчитаны на визуальное восприятие.

Если налогоплательщик обязан перейти на уплату вмененного налога, но не состоит на учете в налоговом органе на территории субъекта РФ, в котором он осуществляет деятельность,  то он обязан встать на учет в налоговом органе по месту осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой вмененным налогом, в срок не позднее пяти дней с начала осуществления этой деятельности. И, соответственно, производить уплату вмененного налога, введенного субъектом РФ. Такая обязанность установлена ст. 346.28 НК РФ.

В этом случае налогоплательщику необходимо подать заявление о постановке на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности по установленной форме. Форма Заявления утверждена Приказом МНС России от 19 декабря 2002 г. N БГ-3-09/722 "Об утверждении форм документов и порядка постановки на учет налогоплательщиков единого налога на вмененный доход в налоговых органах по месту осуществления предпринимательской деятельности".

 На уплату единого налога на вмененный доход нельзя перейти добровольно, а также нельзя и отказаться от его уплаты. С 2003 г. отменена льгота, которая позволяла добровольно применять единый налог на вмененный доход общественным организациям инвалидов, их региональным и территориальным организациям, организациям, уставный капитал которых полностью состоит из вклада общественных организаций инвалидов, а также предприятиям и учреждениям, единственным собственником имущества которых являются общественные организации инвалидов.

Для того чтобы не уплачивать единый налог на вмененный доход, достаточно выполнить только одно условие - перестать быть обязанным уплачивать этот налог. Такое право могут получить налогоплательщики при выполнении одного из нижеперечисленных условий:

нарушении физических показателей, установленных гл. 26.3 НК РФ. Например, по величине квадратных метров при розничной торговле или оказании услуг общественного питания;

прекращении осуществления вида деятельности, облагаемого вмененным налогом;

прекращении осуществления вида деятельности, облагаемого вмененным налогом на территории субъекта РФ, в котором вмененный налог введен.

Если налогоплательщик утратил обязанность уплачивать единый налог на вмененный доход, то ему необходимо подать заявление в налоговый орган по месту регистрации в качестве плательщика вмененного налога. МНС России для этого случая не разработано никаких специальных форм. Организации и индивидуальные предприниматели подают соответствующее заявление в произвольной форме с указанием даты прекращения предпринимательской деятельности или другой причины. Одновременно с заявлением необходимо представить выданное ранее Уведомление о постановке на учет налогоплательщика единого налога на вмененный доход - организации или индивидуального предпринимателя. О снятии с учета налоговый орган уведомляет организацию и индивидуального предпринимателя также в произвольной форме.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели находятся в приблизительно равных условиях относительно освобождения или уплаты налогов при переходе на единый налог на вмененный доход. Тем не менее некоторые различия все же есть.

При уплате единого налога на вмененный доход его уплата для организаций заменяет уплату:

налога на прибыль организаций;

налога на добавленную стоимость, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

налога на имущество организаций;

единого социального налога.

Организации освобождаются от уплаты вышеперечисленных налогов только в отношении операций, являющихся объектами обложения этими налогами, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход. Таким образом, налогоплательщики, имеющие доходы, не облагаемые единым налогом на вмененный доход, являются плательщиками налогов по общеустановленной системе налогообложения. При желании налогоплательщика виды деятельности, не переведенные на уплату вмененного налога, могут облагаться налогами по упрощенному режиму налогообложения. Но это возможно только с 1 января 2004 г. при соблюдении налогоплательщиком критериев, установленных гл. 26.2 НК РФ.

Исходя из этого малые предприятия, кроме единого налога на вмененный доход с доходов от видов деятельности, облагаемых этим налогом, являются плательщиками налогов и сборов, не перечисленных выше.

Так же как и юридические лица, индивидуальные предприниматели освобождены от уплаты вышеперечисленных налогов только в отношении операций, являющихся объектами обложения этими налогами, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход.

 

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование с доходов, начисленных в пользу наемных работников. При этом индивидуальные предприниматели должны еще уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование со своих доходов. Индивидуальные предприниматели с доходов от предпринимательской деятельности уплачивают суммы страховых взносов в бюджет ПФР в общем порядке в виде фиксированного платежа. Налоговым кодексом установлен минимальный размер страховой и накопительной частей платежей в Пенсионный фонд. Так, минимальный размер фиксированного платежа в Пенсионный фонд составляет 150 руб., из них 100 руб. направляется на финансирование страховой части взноса, а 50 руб. - на финансирование накопительной части.

Также юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с доходов, начисленных в пользу наемных работников.

Плательщики единого налога на вмененный доход не освобождены от выполнения обязанностей налогового агента. Например, при начислении вознаграждений в пользу наемных работников они обязаны удержать и уплатить в бюджет налог на доходы с физических лиц.  

 Сумму единого налога на вмененный доход, подлежащую уплате, можно рассчитать следующим образом:

определить сумму объекта налогообложения - сумму вмененного дохода;

определить сумму вмененного налога (15% от вмененного дохода);

уменьшить сумму вмененного налога на вычеты, предусмотренные законодательством.

 

 

3. Перечислите субъектов, не имеющих права применять упрощенную систему налогообложения

Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:

1) организации, имеющие филиалы и (или) представительства;

2) банки;

3) страховщики;

4) негосударственные пенсионные фонды;

5) инвестиционные фонды;

6) профессиональные участники рынка ценных бумаг;

7) ломбарды;

8) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

9) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;

10) нотариусы, занимающиеся частной практикой;

11) организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;

 12) организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с главой 26.1 настоящего Кодекса;

13) организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов;

14) организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек; (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

15) организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. рублей. (пп. 16 в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ)

4. Практическое задание № 2

ООО «Форум»  в течение налогового периода применяло упрощенную систему  налогообложения и в качестве объекта налогообложения заявило доходы, уменьшенные на величину расходов. В течение года ООО «Форум» имело следующие показатели деятельности:

1.     получило доход в размере 13 200 000 руб., в том числе за первый квартал – 2 800 000 руб., за второй – 1 200 000 руб., за третий – 4 000 000 руб., за четвертый – 5 200 000 руб.;

2.     осуществила расходы:

- на оплату труда в размере 3 150 000 руб., в том числе за первый квартал – 460 000 руб., за второй – 360 000 руб., за третий – 920 000 руб., за четвертый – 1 410 000 руб.;

- на приобретение основных средств в период применения УСН в размере 220 000 руб., в том числе за первый квартал – 55 000 руб., за четвертый – 165 000 руб.; 

- материальные расходы в размере  6 200 000 руб., в том числе за первый квартал – 1 310 000 руб., за второй – 1 110 000 руб., за третий – 1 140 000 руб., за четвертый – 2 640 000 руб.;

- расходы на рекламу в размере 170 000 руб., в том числе за первый квартал – 70 000 руб., за второй – 20 000 руб., за третий – 50 000 руб., за четвертый – 30 000 руб.;

- на содержание служебного транспорта в размере 125 000 руб., в том числе за первый квартал 30 000 руб., за второй – 25 000 руб., за третий – 25 000 руб., за четвертый – 30 000 руб.;

- на аудиторские услуги в размере 50 000 руб., в том числе за первый квартал – 50 000 руб.

Суммы НДС по вышеперечисленным приобретенным товарам (работам, услугам) по году составили 1 190 000 руб., в том числе за первый квартал -  240 000 руб., за второй – 230 000 руб., за третий – 210 000 руб., за четвертый – 510 000 руб.

Задание: Исчислить суммы единого налога, подлежащие начислению и уплате в бюджет по итогам отчетных и налогового периодов.

Решение:

Книга учета доходов и расходов

Регистрация

Сумма

№ п/п

Дата и номер перви-чного доку-мента

Содержание операции

Доходы - всего

в т.ч. доходы, учитываемые при расчете единого налога

Расходы - всего

в т.ч. расходы, учитываемые при расчете единого налога

 1 квартал

1

 

 Доходы

2 800 000

2 800 000

2

 

 Расходы на оплату труда

460 000

460 000

3

 

Приобретение основных средств

 

 

55 000

55 000

4

 

Материальные расходы

 

 

1 310 000

1 310 000

5

 

Расходы на рекламу

70 000

70 000

6

 

Содержание служебного транспорта

30 000

30 000

7

 

Аудиторские услуги

 50 000

50 000

8

 

НДС

 

 

240 000

240 000

 Итого за 1 квартал 200__ г.

 2 800 000

2 800 000

2 215 000

2 215 000

2 квартал

9

 

 Доходы

1 200 000

1 200 000

 

 

10

 

 Расходы на оплату труда

360 000

360 000

11

 

Материальные расходы

1 110 000

1 110 000

12

 

Расходы на рекламу

 20 000

20 000

13

 

Содержание служебного транспорта

 25 000

25 000

14

 

 НДС

 230 000

230 000

Итого за 2 квартал 200__ г.

1 200 000

1 200 000

 1 745 000

1 745 000

3 квартал

15

 

 Доходы

4 000 000

4 000 000

 

 

16

 

 Расходы на оплату труда

920 000

920 000

17

 

Материальные расходы

1 140 000

1 140 000

18

 

Расходы на рекламу

 50 000

50 000

19

 

Содержание служебного транспорта

 25 000

25 000

20

 

 НДС

 210 000

210 000

Итого за 3 квартал 200__ г.

4 000 000

4 000 000

2 345 000

2 345 000

4 квартал

21

 

 Доходы

5 200 000

5 200 000

22

 

 Расходы на оплату труда

1 410 000

1 410 000

23

 

Приобретение основных средств

 

 

165 000

165 000

24

 

Материальные расходы

 

 

2 640 000

2 640 000

25

 

Расходы на рекламу

30 000

30 000

26

 

Содержание служебного транспорта

30 000

30 000

27

 

НДС

 

 

510 000

510 000

 Итого за 4 квартал 200__ г.

5 200 000

5 200 000

 4 785 000

4 785 000

Расчет налоговой базы по единому налогу

За  200__ год

Наименование показателя

Код строки

200__ год

1 квар-тал

Полуго-дие

9 месяцев

год

Доходы, учитываемые при расчете единого налога

010

2800000

4000000

8000000

13200000

Расходы, учитываемые при расчете единого налога

020

2215000

3960000

6305000

11090000

Итого:

- доходы, уменьшенные на величину расходов (строка 010 – строка 020)

030

 585000

40000

1695000

2110000

-превышение расходов над доходами (строками 020 – строка 010)

040

Ставка налога

15%

Сумма налога, руб.

050

87 750

254 250

316 500

5. Сквозная задача

С 2005 года ООО «Альфа» перешло на упрощенную систему налогообложения. В качестве объекта налогообложения выбраны доходы, уменьшенные на величину расходов. Организация зарегистрирована в 2002 году и находится по адресу: 680000, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, д. 144, ИНН 2721074278, КПП 272101001. Книга учета доходов и расходов ведется в бумажном виде.

На 1 января текущего года в учете ООО «Альфа» числятся следующие объекты:

- автомобиль первоначальной стоимостью 160 000 руб. (введен в эксплуатацию в ноябре прошлого отчетного года, ежемесячная норма амортизации 2,083% оплата произведена в феврале текущего года);

- исключительное право на товарный знак (первоначальная стоимость  185 000 руб., ежемесячная норма амортизации 1,389%, остаточная стоимость  на 01.01.2005 г. составляет 133 607 руб.).

В 1 квартале текущего года организация произвела следующие расходы и получила доходы:

- 05.01.2005 г. реализованы товары оптом на сумму 500 000 руб., получен аванс под предстоящую поставку товаров на сумму 100 000 руб. Себестоимость товаров, реализованных оптом, составляет 180 000 руб., НДС по этим товарам 32 400 руб. (товары приобретались у организации – плательщика НДС).

- 06.01 2005 г. получен штраф за нарушение покупателем сроков платежа по договору поставки 5 000 руб.

- 08.01.2005 г. получены доходы в виде процентов по договорам займа, выданные ранее сотрудникам в сумме 15 000 руб.

- 11.01.2005 г. приобретен персональный компьютер стоимостью 29 500 руб., в том числе НДС 4 500 руб. Доставку компьютера осуществляла сторонняя организация, стоимость доставки 590 руб. (в том числе НДС 90 руб.). Срок полезного использования данного компьютера 4 года, ежемесячная норма амортизация 2,083%. Компьютер введен в эксплуатацию 20.01.20 __г. (акт приемки-передачи № 1 от 20.01.20 __г.).

- 25.01.2005 г. (платежное поручение № 15) Перечислена арендная плата за 1 квартал 2005 г. в сумме 35 400 руб., в том числе НДС 5 400 руб.

- 02.02.2005 г. через подотчетных лиц приобретены канцелярские товары на сумму 3 562 руб.

- 09.02.2005 г. безвозмездно получены товарно-материальные ценности на сумму 3 700 руб.

- 24.02.2005 г. введено в эксплуатацию законченное строительством здание склада (акт приемки-передачи основного средства № 3). Затраты по строительству составили 947 800 руб., в том числе зарплата рабочим, осуществляющим строительство, с отчислениями 423 000 руб., стоимость материалов 524 800 руб., плата за государственную регистрацию собственности 6 000 руб. (перечислена 22.02.2005г. платежным поручением № 16). Ежемесячная норма амортизационных отчислений 0,32%.

- 26.03.2005 г. Реализованы излишки материалов, оставшихся после строительства, на сумму 336 300 руб., в том числе НДС 51 300 руб. (себестоимость реализованных материалов 224 200 руб., НДС по этим материалам 40 56 руб.).

- 15.01.2005 г., 15.02.2005 г., 15.03.2005г. выплачивалась зарплата 48 333 руб. ежемесячно всего на сумму 144 999 руб. по платежным ведомостям № 1, 2, 3.

- 12.01.2005 г., 12.02.2005 г., 12.03.2005 г. перечислены взносы на обязательное   пенсионное страхование и страхование от несчастных случаев на производстве ежемесячно по 9 677 руб. на общую сумму 29 031 руб.

- 12.03.2005 г. выплачено пособие по временной нетрудоспособности грузчику 3 000 руб. Фонд социального страхования должен компенсировать 450 руб.

Дополнительные взносы в Фонд социального страхования на финансирование выплаты пособий по временной нетрудоспособности не выплачивались.

Задание:

1.     Заполнить Книгу учета доходов и расходов.

2.     Заполнить регистры формирования первоначальной стоимости основных средств и регистр начисления амортизации основных средств и нематериальных активов.

3.     Исчислить сумму единого налога, подлежащую начислению и уплате в бюджет по итогам отчетного периода.

4.     Заполнить налоговую декларацию по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения по итогам отчетного периода.

РЕШЕНИЕ:

Регистр формирования первоначальной стоимости

 нематериальных активов

Форма № ___

Утв.приказом об учетной политике ООО «Альфа»

№ ____ от «___» __________ 20__г.

Исключительное право на товарный знак

Фактические затраты, включаемые в первоначальную стоимость объекта

Вид затрат

Первичный документ

Сумма, руб.

Первоначальная стоимость

185 000

Итого

185 000

Карточка учета нематериальных активов ___________________

Регистр составил _________________________________

Дата составления регистра ________________________

Регистр формирования первоначальной стоимости

 основных средств

Форма № ___

Утв.приказом об учетной политике ООО «Альфа»

№ ____ от «___» __________ 20__г.

Автомобиль

Фактические затраты, включаемые в первоначальную стоимость объекта

Вид затрат

Первичный документ

Сумма, руб.

Первоначальная стоимость

160 000

Итого

160 000

Карточка учета основных средств  ___________________

Регистр составил _________________________________

Дата составления регистра ________________________

Регистр формирования первоначальной стоимости

 основных средств

Форма № ___

Утв.приказом об учетной политике ООО «Альфа»

№ ____ от «___» __________ 20__г.

Персональный компьютер

Фактические затраты, включаемые в первоначальную стоимость объекта

Вид затрат

Первичный документ

Сумма, руб.

Первоначальная стоимость

29 500

Доставка

590

Итого

30 090

Карточка учета основных средств  ___________________

Регистр составил _________________________________

Дата составления регистра ________________________

Регистр начисления амортизации по объектам основных средств

и нематериальных активов

Форма № ___

Утв.приказом об учетной политике ООО «Альфа»

№ ____ от «___» __________ 20__г.

1 квартал 2005 г.

Наиме-

нование объекта/

 инв. №

Перво-нач. Стоимо-сть

Норма амортиз. Отчисл. в месяц

Остаточ-ная стоимость объек-тов на начало отчет-ного периода

Сумма амортиз., начисленная в отчетном году

Дата выбытия объекта

Оста-точная стои-мость объек-тов на конец отчет-ного периода

На нача-ло теку-щего квартала

За пер-вый месяц отчет-ного квартала

За второй месяц отчет-ного квартала

За третий месяц отчет-ного квартала

Итого за отчет-ный период

Пер-вич-ный  доку-мент

Дата

автомобиль

160 000

2,083%

156 667

3 333

3 333

3 333

3 333

9 999

146 668

Исключи-тельное право на товарный знак

185 000

1.389%

133 607

51 393

2 570

2 570

2 570

7 710

125 897

Персона-льный компьютер

30 090

2.083%

0

0

0

627

627

1 254

28 836

Здание склада

953 800

0.32%

0

0

0

0

3 052

3 052

950 748

Итого

1328 890

290 274

54 726

5 903

6 530

9 582

22 015

1252 149

Регистр составил ___________

Дата составления регистра ______________

Книга учета доходов и расходов

Регистрация

Сумма

№ п/п

Дата и номер перви-чного доку-мента

Содержание операции

Доходы - всего

в т.ч. доходы, учитываемые при расчете единого налога

Расходы - всего

в т.ч. расходы, учитывае-мые при расчете единого налога

1

05.01.05

Реализованы товары оптом

500 000

500 000

2

05.01.05

Получен аванс

100 000

100 000

3

05.01.05

Себестоимость товаров, реализованных оптом

180 000

180 000

4

06.01.05

Штраф за нарушение сроков платежа

5 000

5 000

5

08.01.05

Доходы в виде %% по договорам займа

15 000

15 000

6

20.01.05

№ 1

Приобретен персональный компьютер

30 090

30 090

7

25.01.05

№ 15

Арендная плата за 1 квартал

35 400

35 400

8

02.02.05

Канцелярские товары

3 562

3 562

9

09.02.05

Безвозмездно полученные ТМЦ

3 700

3 700

10

26.03.05

Реализованы излишки материалов

336 300

336 300

11

26.03.05

Себестоимость реализованных материалов

224 200

224 200

12

15.01.05,

15.02.05, 15.03.05

№1,2,3

Выплата заработной платы

144 999

144 999

13

12.01.05,

12.02.05,

12.03.05

Перечислены взносы на обяз.пенсионное страхование и страх от несчаст. случаев

29 030

29 031

14

12.03.05

Выплачено пособие по временной нетрудоспособности

2 550

2 550

15

01.03.05

Сумма расходов по основному средству (автомобиль) приобретенному в период применения общего режима налогообложения,

но оплаченному после перехода на УСНО

19583

19583

16

24.02.05

№ 3

Введено в эксплуатацию законченное строительством здание склада

953 800

Итого за 1 квартал 2005 г.

960 000

960 000

1623 214

669 414

Расчет налоговой базы по единому налогу

За 1 квартал 2005 год

Наименование показателя

Код строки

2005 год

1 квар-тал

Полуго-дие

9 месяцев

год

Доходы, учитываемые при расчете единого налога

010

960 000

Расходы, учитываемые при расчете единого налога

020

669 414

Итого:

- доходы, уменьшенные на величину расходов (строка 010 – строка 020)

030

290 586

-превышение расходов над доходами (строками 020 – строка 010)

040

Список литературы

  1. Налоговый кодекс
  2. Гражданский кодекс
  3. Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной   поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации"
  4. Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
  5. Постановление Совмина РСФСР от 18.07.1991 № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР»
  6. Морозова Т.В. Малые предприятия: налогообложение, учет и отчетность – М.: Юстицинформ, 2004. -
  7. Федотов К.П. Судебная защита субъектов малого предпринимательства // «Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ», 2005, № 4
  8. Ческидова Ж.Б. Разработка методики дифференциации налоговых ставок при стимулировании развития малого предпринимательства // «Налоги и налогообложение», 2005, № 3
  9. Шаров А.В. Новые формы государственной поддержки малого предпринимательства // «Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ», 2005, № 4
  10.