Содержание

Введение. 3

1. Организация и цели системы здравоохранения в России. 4

2. Экономические нововведения последних лет в Здравоохранении Российской Федерации. 6

3. Программа государственных гарантий предоставления населению бесплатной медицинской помощи. 12

Заключение. 16

Библиография. 17

Введение

Здравоохранение – один из важнейших и жизненно необходимых критериев, определяющих качество жизни граждан любого государства. Кроме того, здравоохранение – это вклад в будущее государства, в его благополучие.

В экономике широко известно понятие эффективности. Эффективность, как экономическая категория, означает результативность процесса, определяемого как отношение результата к затратам, обеспечившим его получение. Применительно к здравоохранению данное понятие можно интерпретировать как отношение «здоровья нации» к затратам системы здравоохранения. Но, если затраты самой системы поддаются точному учету - их можно сравнивать, анализировать, прогнозировать, совершенствовать, одним словом, контролировать и регулировать сам процесс осуществления затрат, то «здоровье нации» – понятие условно – относительное, оно не поддается экономическим расчетам. Разумеется, существует ряд статистических показателей, характеризующих эффективность работы лечебных учреждений, к примеру, динамика посещаемости, работа «койки», снижение смертности, повышение рождаемости и т.д. В целом же здоровье нации – это прерогатива государства, которое регулированием совершенствования самой системы здравоохранения может оказывать влияние на ее эффективность.

В настоящей контрольной работе речь пойдет о системе организации здравоохранения в Российской Федерации, о ее преобразованиях в период переходной рыночной экономики, о новых формах и источниках финансирования медицины в стране, о государственной политике России в области здравоохранения.

1. Организация и цели системы здравоохранения в России

«Система здравоохранения (здравоохранение) Российской Федерации — система отношений, целью которых является охрана здоровья человека посредством организации и оказания медицинской помощи, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, а также организации предоставления и  предоставления сопутствующих товаров, работ и услуг»[1].

В соответствии с Конституцией Российской Федерации целями управления здравоохранением Российской Федерации являются:

1) создание условий, обеспечивающих реализацию права на бесплатную медицинскую помощь, как неотъемлемую часть достойной жизни;

2) создание условий, обеспечивающих доступность платной медицинской помощи в частной системе здравоохранения в целях свободного развития личности;

3) поощрение развития добровольного медицинского страхования, как части добровольного социального страхования;

4) обеспечение равенства граждан в отношении права на охрану здоровья и медицинскую помощь, в том числе, на бесплатную медицинскую помощь, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

5) осуществление иных мер по защите, в том числе по обеспечению действия прав и свобод человека и гражданина в системе здравоохранения.

Управление здравоохранением Российской Федерации осуществляется на трех уровнях: Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и местного самоуправления.

Основными задачами управления здравоохранением в Российской Федерации являются:

 1) реализация федеральных программ охраны и укрепления здоровья населения;

2) принятие мер по развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения;

3) поощрение деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию, развитию физической культуры и спорта;

4) недопущение сокрытия должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей;

5) осуществление мер по развитию обязательного медицинского страхования и по поощрению конкуренции в нем;

6) осуществление мер по поощрению конкуренции в добровольном медицинском страховании и в частной системе здравоохранения;

7) обеспечение оказания бесплатной медицинской помощи за счет средств бюджетов, страховых взносов и иных поступлений в соответствии  со стандартами, нормативами и формулярами для медицинской помощи;

8) развитие государственных и муниципальных имущественных и иных комплексов, включая финансовые ресурсы, использующихся в решении задач оказания бесплатной медицинской помощи для обеспечения равенства граждан в отношении права на бесплатную медицинскую помощь.

Вывод: Либерализация государственного устройства, децентрализация управления, разделение единой системы здравоохранения на три системы - государственную, муниципальную и частную - требует более четкой правовой регламентации медицинской деятельности и организации работы органов управления и учреждений здравоохранения. Между тем специальных законов пока нет. Концепция законопроекта "О здравоохранении в Российской Федерации" предусматривает установление правовых основ единой системы здравоохранения России. Он предполагает охватить «все основные аспекты организации, финансирования и оказания медицинской помощи».[2]

2. Экономические нововведения последних лет в Здравоохранении Российской Федерации

В период развития рыночной экономики в России система финансирования здравоохранения претерпела радикальные перемены как по структуре, так и по схеме финансирования. В советское время источником финансирования здравоохранения был прежде всего бюджет, в некоторой степени - средства предприятий и лишь в малой дозе средства населения (прежде всего в стоматологии).

В настоящее время структура финансирования изменилась радикальным образом. В соответствии с реформой межбюджетных отношений каждый из бюджетов – федеральный, субъекта Федерации, муниципальный – стал финансировать только свои учреждения.

Возник и совершенно новый источник финансирования государственных обязательств в сфере здравоохранения – система обязательного медицинского страхования (ОМС), призванная не содержать медицинские учреждения, как это было в советские времена, а финансировать медицинские услуги, оказанные застрахованным гражданам в рамках территориальной программы обязательных государственных гарантий по оказанию медицинской помощи.

Финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование. Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.

Развитие предпринимательской деятельности в России начало развиваться и в области здравоохранения. Рост этого сектора позволил закрыть многие проблемы в области обслуживания, более быстро реагировать на изменение конъюнктуры рынка. Развитие частного сектора в области здравоохранения необходимо, но также надо учитывать, что в настоящее время предприятия здравоохранения находятся в сложном экономическом положении.

Для стабилизации положения необходимо проводить  процедуры финансового оздоровления, выявления и устранения «больных» мест в экономической работе организаций.

Для выявления новых механизмов необходим экономический анализ, как способ выявления слабых мест в финансовой и экономической деятельности предприятия.

Когда в 1993 году ввели систему обязательного медицинского страхования в России пошло на здравоохранение 4% от ВНП, в силу того, что налоги не собираются, продолжается спад в экономике - выделено 2,9% от ВНП. Страхование идет не как дополнительный источник финансирования, как это было задумано, а как источник замещающий недостаток бюджетных средств. С учетом этого, можно предполагать главным станет амбулаторно-поликлиническое звено, а не стационары. 70% всех расходов идет на стационарную помощь, следовательно при недостатке ресурсов в здравоохранении держать стационарную помощь государство просто не сможет. Приватизация стационаров будет в скором будущем. «В настоящее время численность медицинского персонала должна сократиться на 20%, поэтому грядет конкуренция, или просто борьба за выживание»[3].

Способы оплаты медицинских услуг в зависимости от источника поступления денежных средств можно классифицировать следующим образом.

1. Тарифы на оплату медицинской помощи, оказанной гражданам, имеющим на руках полис обязательного медицинского страхования. Оплата медицинской помощи в пределах  территориальной программы ОМС осуществляется по тарифам, принятым в рамках  тарифного соглашения по обязательному медицинскому страхованию на  территории субъекта Российской Федерации.

В составе тарифа  возмещению за счет  средств обязательного медицинского  страхования в обязательном порядке подлежат:

§  оплата  труда;

§  начисления на оплату труда;

§  медикаменты и перевязочные средства;

§  мягкий инвентарь и обмундирование;

§  продукты питания                                                                                

     Оплата коммунальных услуг, приобретение оборудования и  предметов  длительного  пользования,  капитальный  ремонт  могут быть включены в  состав  тарифа  на  медицинские   и  иные  услуги  по  обязательному медицинскому  страхованию  при  условии  отсутствия  задолженности по  заработной  плате   (с  начислениями)   и  утверждении   платежей  на  обязательное медицинское  страхование неработающих  граждан субъектов  Российской Федерации.

Страховая медицинская организация оплачивает медицинским учреждениям счета за оказанную застрахованным гражданам медицинскую помощь в соответствии с установленными тарифами  в системе обязательного медицинского страхования соответствующей территории в соответствии с заключенным договором на оказание медицинских услуг.

2.  Цены на медицинские услуги,  предоставляемые  населению за плату, устанавливаются в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

Предоставление   платных   медицинских   услуг  оформляется договором,  которым  регламентируются  условия  и сроки их получения, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон.

Согласно Постановлению Государственного комитета Российской Федерации по статистике  от 30 октября 1996 г. N 132 «Об утверждении методических указаний о порядке регистрации цен и  тарифов на отдельные виды платных услуг населению» цены на платные медицинские услуги подлежат регистрации в органах статистики.

     Регистрируется фактическая  цена услуги  для взрослого  человека,  оплаченная им за наличный расчет  или по перечислению с его  лицевого  счета (цены на услуги для детей не наблюдаются, так как, как правило,  указанные  цены  льготные  или  бесплатные).  При  регистрации цен не учитывается   надбавка   за   срочность,   например,   при   оказании стоматологических услуг.

Цены на услуги, оказываемые работникам предприятий и организаций,  оплаченные   этими   предприятиями   по   безналичному   расчету  (по  договорам), регистрации не подлежат.

Рекомендуется вести наблюдение за ценами по следующим  медицинским услугам:

§  первичный прием к врачу;

§  ультразвуковые  диагностические  исследования  (печени,  желчного  пузыря, поджелудочной железы, селезенки);

§  физиотерапевтическое лечение (УВЧ, электрофорез);

§  лабораторные анализы (анализ крови);

§  стоматология:

       осмотр первичного больного;

       лечение кариеса (пломба цементная);

       удаление зуба под местным обезболиванием;

        зубопротезирование:

       изготовление съемного протеза с 14 зубами из пластмассы,

       поставленными в анатомическом артикуляре - за одну штуку;

       изготовление одной коронки стальной с напылением;

§  косметические услуги (массаж лица);

§  лечебный массаж шейно - грудного пояса.

При   наблюдении   за   косметическими   услугами  регистрируется   стоимость одной процедуры  только в специализированных  косметических  кабинетах.

При наблюдении  стоматологических и  зубопротезных услуг  следует  иметь  в  виду,  что   при  лечении  и  хирургическом   вмешательстве  регистрируется  цена  с  учетом  работ  и материалов, необходимых для  лечения,  изготовления  и   восстановления  изделий,  кроме   золота,  серебряно  -  палладиевого  и  других  сплавов  драгоценных металлов.

Стоимость    перечисленных    материалов     в    прейскуранте     на  стоматологические   работы   не   включена.   Также   не   учтена   в  прейскурантной  стоимости  при  изготовлении  бюгельного  и   полного  съемного  пластинчатого  протезов  стоимость  огнеупорной  модели   и  индивидуальной  ложки,  которые  оплачиваются  сверх  стоимости  этих  протезов.

           Расчеты    с    населением    за   предоставление  платных  услуг осуществляются    медицинскими     учреждениями     с     применением контрольно-кассовых машин.

Оказание    медицинской    помощи    за   счет  средств  негосударственных источников финансирования осуществляются:         

§  больным,  не  имеющим  документально  подтвержденных оснований на  получение бесплатной помощи за счет бюджетных и внебюджетных средств;

§  за счет резервов  мощностей, не используемых  (не использованных)  для выполнения государственных обязательств Учреждения;             

§  по  ценам на платные медицинские услуги, утверждаемым руководством  Учреждения, обеспечивающим, как минимум, полное возмещение финансовых  затрат Учреждения на оказание услуг.                                

3. Тарифы по добровольному медицинскому страхованию формируются по договорным ценам. Объектом добровольного медицинского страхования является страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая. Добровольное медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования.

«При наступлении страхового случая страховая медицинская организация оплачивает счета медицинского учреждения, предъявленного к оплате, по установленным в договоре тарифам»[4]. Способы оплаты медицинских услуг могут быть:

- по среднедушевому нормативу;

- за посещение;

- по законченному случаю.

При оплате по законченному случаю - Страховщик производит оплату счетов за медицинские услуги, оказанные гражданам, застрахованным на территории НСО, в стационарных и амбулаторно-поликлинических учреждений в течение 5-ти банковских дней после его принятия, с указанием в платежном поручении номера и даты счета, предъявленного медицинским учреждением к оплате, с разбивкой суммы по статьям ЭКР.

Оплата счетов по стационарной медицинской помощи производится Страховщиком в пределах утвержденного в установленном порядке государственного (муниципального) заказа согласно условиям Договора на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию.

Финансирование амбулаторно-поликлинической помощи осуществляется по подушевому нормативу. «Подушевой норматив финансирования амбулаторно-поликлинической помощи – расчетный показатель, отражающий потребность в финансовых средствах на обеспечение одного застрахованного амбулаторно-поликлинической помощью в рамках программы обязательного медицинского страхования».[5]

Оплата счетов амбулаторно-поликлинических учреждений, финансируемых по подушевому нормативу производится Страховщиком в пределах планового месячного размера подушевого финансирования в установленном порядке. Перечень медицинских учреждений, финансируемых по подушевому принципу и порядок расчетов определяется совместными приказами главного управления охраны здоровья населения Новосибирской области и Областным фондом ОМС.

Выводы: Финансовые средства государственной, муниципальной систем здравоохранения предназначены для реализации государственной политики в области охраны здоровья населения. Правительство Российской Федерации, местная администрация определяют размеры финансирования государственной, муниципальной систем здравоохранения. Однако, в процессе функционирования системы здравоохранения в новых рыночных условиях в обществе возникают новые экономические отношения, основной смысл которых заключается в финансировании здравоохранения из новых источников.

3. Программа государственных гарантий предоставления населению бесплатной медицинской помощи

«В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию»[6].

Задача государства – обеспечить гарантированный уровень оказания бесплатной медицинской помощи гражданам России, оплата которой производится за счет средств обязательного медицинского страхования.

Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Кроме этого в РФ принят ряд важнейших законов и других актов, направленных на социальную защиту отдельных категорий граждан, например: Закон РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18.10.1991, ФЗ РФ “О повышении минимального размера пенсии и порядке индексации пенсий” от 27.05.1997 и др.

Финансовые средства государственной, муниципальной систем здравоохранения используются для:

·        финансирования мероприятий по разработке и реализации целевых программ, утвержденных правительством РФ и местной администрацией;

·        обеспечения профессиональной подготовки кадров;

·        финансирования научных исследований;

·        развития материально-технической базы учреждений здравоохранения;

·        субсидирования конкретных территорий с целью выравнивания условий оказания медицинской помощи населению по обязательному медицинскому страхованию;

·        оплаты особо дорогостоящих видов медицинской помощи;

·        финансирования медицинских учреждений, оказывающих помощь при социально значимых заболеваниях;

·        оказания медицинской помощи при массовых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий, катастроф и других целей в области охраны здоровья населения.

«Задача региональных властей – обеспечить гарантированный уровень оказания бесплатной медицинской помощи населению региона не ниже, установленного программой государственных гарантий. Так, Постановлением губернатора Хабаровского края от 21 марта 2005 года №152 "О порядке финансирования ЛПУ в системе ОМС" установлен следующий порядок финансирования здравоохранения на территории области за счет средств ОМС»[7]:

1) Оплата медицинской помощи, оказанной лечебно-профилактическими учреждениями, работающими в системе обязательного медицинского страхования, производится по следующим подстатьям экономической классификации расходов:

211 - заработная плата;

213 - начисления на оплату труда;

- услуги по содержанию имущества (в части оплаты договоров на оказание услуг по текущему ремонту, техническому и метрологическому обслуживанию медицинского оборудования и инвентаря);

- приобретение услуг (в части расходов на оплату труда врачам- консультантам);

310 - увеличение стоимости основных средств (в части оборудования, мебели, медицинского инструментария, мягкого инвентаря);

340 - увеличение стоимости материальных запасов (в части медикаментов, перевязочных средств, продуктов питания).

2) Оплата стоимости лекарственных средств, отпускаемых по бесплатному рецепту при дополнительном лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи за счет средств федерального бюджета.

3) Оплата стоимости лекарственных средств, отпускаемых по бесплатным и льготным рецептам по расходным обязательствам Новосибирской области за счет средств областного бюджета.

При осуществлении оплаты медицинской помощи исходить из следующего расчета уровня затрат:

Экономические отношения в системе здравоохранения в части обязательного и добровольного медицинского страхования строятся на договорной основе между медицинскими учреждениями, страховщиками, физическими и юридическими лицами.

Экономические взаимоотношения администрации медицинского учреждения с его подразделениями (оплата труда, выплата премиальных и т.п.) строятся на основании ряда нормативно-правовых документов, к важнейшим из которых относятся законы РФ, Трудовой кодекс, локальные нормативные акты (приказы, распоряжению по учреждению, Положения об оплате труда, премиях, надбавках и т.п.).

Выводы: Программа государственных гарантий предоставления населению бесплатной медицинской помощи осуществляется в рамках исполнения Конституции Российской Федерации, в которой, в частности, сказано: “Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях предусмотренных законом”.

Заключение

Многие исследователи и организаторы здравоохранения при анализе ситуации, сложившейся в настоящее время в России, как одну из самых существенных проблем выделяют крайне низкую эффективность использования ресурсов при оказании медицинской помощи. На фоне постоянно существующего в последние годы дефицита финансирования эта проблема является причиной постоянно ухудшающегося материально-технического и кадрового оснащения лечебно- профилактических учреждений, невозможности внедрения современных технологий диагностики и лечения, снижения качества медицинской помощи.

Между тем, негативные явления во многом обусловлены не только нехваткой финансовых средств или просчетами планирования, но и отсутствием эффективных механизмов контроля, основанных на современных методах мониторинга и оперативного анализа основных показателей результатов деятельности ЛПУ, использующих современные информационные технологии.

Возникновение принципиально новой модели функционирования системы охраны здоровья населения с использованием механизмов обязательного медицинского страхования привело не только к радикальному перераспределению функций управления и финансирования здравоохранения, но и к внедрению в здравоохранение тотального учета оказанных медицинских услуг и совершенно новой системы медицинской и экономической статистики на основе современных информационных систем. Так, типа неизбежно частичное использование денежных средств населения и предприятий на нужды здравоохранения в форме платной  и страховой медицины. Страховая медицина предусматривает формирование страховых фондов из заработной платы и других отчислений предприятий и организаций. Денежные средства страховых фондов передаются медицинским учреждениям, что дает право участнику фонда обратится в любое время за необходимой медицинской помощью ранее оплаченной.

Библиография

1.     Конституция РФ.

2.     Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (с изм. и доп. от 24 декабря 1993 г., 2 марта 1998 г., 20 декабря 1999 г., 2 декабря 2000 г.).

3.     Закон РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» от 28 июня 1991 № 1499-1 (в редакции закона РФ от 2 апреля 1993 г. № 4742-1, с изменениями от 24 декабря 1993 г., 1 июля 1994 г., 29 мая 2002 г.).

4.      Временный порядок финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан, утвержденный ФФОМС от 5 апреля 2001 г. № 1518/21-1.

5.     Положение «О порядке оплаты медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования», утвержденное Протоколом комиссии по согласованию тарифов на медицинские услуги в системе ОМС от 29.11.2004 №9

6.     Постановление губернатора Хабаровского края от 21 марта 2005 года №152 "О порядке финансирования ЛПУ в системе ОМС".

7.     Заседание Правительственной комиссии по охране здоровья граждан // Российская газета, 27.11.2003.

8.     Акулов В.Н. Социальная защита граждан в условиях обязательного медицинского страхования. // Мир медицины, №6 за 1997 год, стр.21-23.

9.     Кадыров Ф.Н. Экономическая служба лечебно-профилактического учреждения. – М.: Грантъ, 2004.

10.           Кузьменко М.М., Варанов В.В. Финансовый менеджмент в здравоохранении России. – М.: Медицина, 2005. – 272 с.


[1] Кадыров Ф.Н. Экономическая служба лечебно-профилактического учреждения. – М.: Грантъ, 2004. – с. 15.

[2]Заседание Правительственной комиссии по охране здоровья граждан // Российская газета, 27.11.2003

[3] Мир медицины, №6 за 1997 год, стр.21-23. Акулов В.Н. Социальная защита граждан в условиях обязательного медицинского страхования.

[4]Кадыров Ф.Н. Экономическая служба лечебно-профилактического учреждения. – М.: Грантъ, 2004. – с. 328

[5] Положение «О порядке оплаты медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования», утвержденное Протоколом комиссии по согласованию тарифов на медицинские услуги в системе ОМС от 29.11.2004 №9

[6] Кузьменко М.М., Варанов В.В. Финансовый менеджмент в здравоохранении России. – М.: Медицина, 2005. – с. 78.

[7] Постановление губернатора Хабаровского края от 21 марта 2005 года №152 "О порядке финансирования ЛПУ в системе ОМС".