1. Основные законодательные и нормативные документы
1. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ
3. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая и третья. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 448 с.
4. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ
5. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001г. № 119-ФЗ.
6. Приказ Минфина РФ от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» // «Финансовая газета», № 33, 2003
7. Постановление Правительства РФ от 23.09.2002г. № 696 «Об утверждении Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности».
8. Приказ Минфина РФ от 29.07.1998г. № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации».
9. Постановление Госкомстата РФ от 06.04.2001 № 26 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» // «Финансовая газета», № 20, 2001
10. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. – М.: Информационное агентство ИПБ-БИНФА, 2001. – 176с.
2. Цель проверки и источники информации
Аудиторская проверка расчетов с персоналом является весьма трудоемкой по причине их разнообразия и систематического характера. Данная группа расчетов помимо взаимоотношений предприятия со своими работниками по поводу оплаты труда включает также расчеты по прочим операциям: личному страхованию, предоставленным ссудам, оплате товаров в кредит, возмещению причиненного ущерба и др.
Целью аудита является установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по оплате труда и расчетов с персоналом, действующим в Российской Федерации в проверяемом периоде нормативным документам, для того чтобы выявить имеющиеся ошибки или нарушения и степень их влияния на достоверность бухгалтерской отчетности.
Целью проверки являются:
1. изучение и ознакомление с трудовым законодательством и нормативной базой расчетов по оплате труда и налогообложению физических лиц;
2. проверка соблюдения законодательства о труде;
3. проверка документального оформления трудовых соглашений;
4. проверка расчетов по оплате труда со штатным и внештатным персоналом, в том числе по прочим операциям с персоналом и расчетам по возмещению материального ущерба и операциям займа;
5. проверка правильности начисления и уплаты налогов и внебюджетных платежей по расчетам с физическими лицами.
Источниками информации для проверки расчетов с персоналом являются: штатное расписание, положения, приказы, распоряжения, контракты, договоры гражданско-правового характера (подряда, возмездного оказания услуг и другие формы трудового договора), договоры личного страхования, на выдачу ссуд, продажу товаров кредит т др., табеля учета использования рабочего времени и учета заработной платы (ф. № Т-12), наряды, путевые листы, листки временной нетрудоспособности, исполнительные листы, расчетно-платежные, расчетные и платежные ведомости (ф. №№ Т-49, Т-51 и Т-53), лицевые счета (ф. № Т-54) и налоговые карточки работников, авансовые отчеты с приложенными к ним первичными документами, акты инвентаризации имущества, учетные регистры (журналы-ордера, ведомости) по счетам 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 91 «Прочие доходы и расходы», 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и др., Главная книга, бухгалтерская отчетность, Положение об учетной политике и др.
3. Основные комплексы задач и вопросы для составления программы проверки
Задачами аудита расчетов с персоналом являются:
- оценка существующей в организации системы расчетов с персоналом и ее эффективности;
- подтверждение первоначальной оценки систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета расчетов с персоналом;
- проверка соблюдения организацией налогового законодательства по операциям, связанным с расчетами по оплате труда;
- подтверждение достоверности производимых начислений и выплат работникам по всем основаниям и отражения их в учете;
- установление законности и полноты удержаний из заработной платы и из других выплат сотрудникам в пользу предприятия, бюджета, Пенсионного фонда РФ, других юридических и физических лиц;
- проверка организации аналитического учета расчетов с персоналом по оплате труда и взаимосвязи аналитического и синтетического учета;
- проверка правильности оформления и отражения в учете расчетов с персоналом по прочим операциям.
Аудиторская проверка должна быть спланирована на основе достигнутого аудиторской организацией понимания деятельности экономического субъекта. Целью планирования является организация эффективной и экономически оправданной проверки. На этапе планирования необходимо определить стратегию и тактику аудита, сроки его проведения; разработать общий план и программу аудита.
Аудиторская организация при выполнении вышеуказанных работ должна руководствоваться правилами (стандартами) аудиторской деятельности «Понимание деятельности экономического субъекта» и «Планирование аудита» В последнем п.2.2 предусмотрено, что планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита (табл.1), а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации (табл.2).
Таблица 1
Общий план аудита операций по оплате труда и расчетам
с персоналом организации
Планируемые виды работ |
Период проведения |
Исполнитель |
1. Аудит оформления первичных документов |
||
2. Аудит системы начислений заработной платы |
||
3. Аудит обоснованности льгот и удержаний из заработной платы |
||
4. Аудит тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета |
||
5. Аудит расчетов по начислению платежей во внебюджетные фонды |
Таблица 2
Программа аудита
Перечень аудиторских процедур |
Период проведения |
Испол-нители |
Проверяемые документы |
1. Аудит оформления первичных документов |
|||
1.1 Определение степени унификации первичных документов по учету персонала и рабочего времени |
Приказы о приеме на работу, увольнении, перемещении, табели учета использования рабочего времени, личные карточки, коллективный договор |
||
1.2 Проверка правильности учета рабочего времени |
Табели учета использования рабочего времени, график – календарь |
||
1.3 Проверка правильности оформления расчетно-платежных документов |
Расчетно – платежные ведомости, расчетные ведомости, платежные ведомости, расходные кассовые ордера |
||
1.4 Проверка правильности учета депонированной заработной платы |
Книга учета депонированной заработной платы, депонентские карточки, расходные кассовые ордера |
||
2. Аудит системы начислений заработной платы |
|||
2.1 Проверка обоснованности начислений за особые условия труда: а) сверхурочные работы и работу в ночное время; б) работу в выходные и праздничные дни; в) выполнение работ с тяжелыми и вредными условиями труда; г) работы в районах с неблагоприятными климатическими условиями |
Приказы руководителя, табели учета использования рабочего времени, расчетно- платежные ведомости, лицевые счета (а, б) Табели учета рабочего времени, Перечень работ (Постановление Минтруда России от 27.05.1994 № 41), расчетно – платежные ведомости, личные карточки (в) Расчетно – платежные ведомости, табели учета рабочего времени, личные карточки (г) |
||
2.2 Проверка правильности документирования и оплаты простоев |
Табель учета рабочего времени, листки о простое, расчетно-платежные ведомости, акты с приложением списка работников |
||
2.3 Проверка правильности документирования и оплаты работы в случае брака |
Акты о браке, приказы руководителя, расчетно – платежные ведомости, личные карточки |
||
2.4 Проверка правильности расчета среднего заработка для различных целей |
Приказы руководителя, заявления работников, расчетно – платежные ведомости, личные карточки |
||
2.5 Проверка правильности расчета пособий, выплачиваемых за счет средств ФСС РФ |
Заявления работников на выплату пособий, листки нетрудоспособности, путевки на санаторно-курортное лечение, счета организаций, оказывающих услуги, расчетно – платежные ведомости, личные карточки |
||
2.6 Проверка правильности определения совокупного дохода для целей налогообложения физических лиц |
Личные карточки, расчетно – платежные ведомости, сведения о полученных доходах работников, подаваемые в налоговую инспекцию |
||
2.7 Проверка правильности образования и корректировки резервов: на предстоящую оплату отпусков работников; на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; на выплату вознаграждений по итогам года |
Журналы – ордера № 10, 10/1, 10а, 12, 13, 13а, 15, 18 |
||
3. Аудит обоснованности применения льгот и удержаний из заработной платы |
|||
3.1 Проверка правомерности применения вычетов и льгот для исчисления подоходного налога |
Личные карточки, расчетно – платежные ведомости, сведения о полученных доходах, подаваемые в налоговую инспекцию |
||
3.2 Определение соответствия применяемых ставок подоходного налога действующему законодательству |
Личные карточки, расчетно-платежные ведомости, расчетные ведомости, сведения о полученных доходах работников, подаваемые в налоговую инспекцию |
||
3.3 Проверка правильности удержаний по исполнительным листам |
Исполнительные листы, расчетно - платежные ведомости, расчетные ведомости |
||
4. Аудит тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета |
|||
4.1 Проверка правильности отражения оборотов по счетам и субсчетам Главной книги с аналогичными показателями регистров синтетического учета |
Журналы – ордера № 10, 10/1, 10а, ведомости № 12, 13, 13а, 15 , 18, Главная книга |
||
4.2 Проверка правомерности отнесения на себестоимость продукции (работ, услуг) выплат, начисленных персоналу организации |
Журналы – ордера № 10, 10/1, 10а, ведомости № 12, 13, 13а, 15, 18, Главная книга, приказы |
||
4.3 Проверка правильности отнесения страховых взносов во внебюджетные фонды на себестоимость продукции (работ, услуг) |
Журналы – ордера № 9, 10, 10/1, 10а, Главная книга |
||
4.4 Проверка обоснованности расходов организации по подготовке и переподготовке кадров, правильности отнесения таких выплат на себестоимость продукции (работ, услуг) |
Журналы – ордера № 10, 10/1, 10а, ведомости № 12, 13, 13а, 15, 18, Главная книга, приказы, первичные документы (договоры на обучение, акты о выполненных работах) |
||
5. Аудит расчетов по единому социальному налогу и платежам во внебюджетные фонды |
|||
5.1 Проверка правильности исчисления единого социального налога и страховых взносов во внебюджетные фонды и своевременность их перечисления по назначению |
Разработочная таблица «Сводка начисленной заработной платы по составу и категориям работников, учета расчетов с работниками по страхованию и распределение заработной платы (с вкладным листом)», журналы – ордера № 10, 10/1, 10а, ведомости № 12, 13, 15, отчетные декларации по расчетам с органами социального страхования и обеспечения |
4. Методика проверки основных комплексов работ
При проведении аудита операций по соблюдению трудового законодательства и расчетов по оплате труда используют следующие методы и приемы:
проверка арифметических расчетов клиента (пересчет);
проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, подтверждение;
устный опрос персонала, руководства экономического субъекта и независимой (третьей) стороны;
проверка документов, прослеживание, аналитические процедуры.
Проверка арифметических расчетов клиента (пересчет) используется для подтверждения достоверности арифметических подсчетов сумм по оплате труда персонала и точности отражения их в бухгалтерских записях.
Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций позволяет аудиторской организации осуществлять контроль за учетными работами, выполняемыми бухгалтерией, и корреспонденцией счетов по оплате труда.
Подтверждение используется для получения информации о реальности остатков на счетах расчетов по оплате труда бюджетом и внебюджетными фондами.
Устный опрос используется в ходе получения ответов на вопросник аудитора при предварительной оценке состояния учета расчетов с персоналом по оплате труда, а также в процессе их проверки, при уточнении у специалистов отдельных совершенных хозяйственных операций, вызывающих сомнение.
Проверка документов позволяет аудитору убедиться в реальности определенного документа. Рекомендуется выбрать определенные записи в бухгалтерском учете и проследить отражение операций в учете вплоть до того первичного документа, который должен подтверждать реальность и целесообразность выполнения этой операции.
Прослеживание используется при изучении кредитовых оборотов по аналитическим счетам, ведомостям, отчетам, синтетическим счетам, отраженным в Главной книге, обращая внимание на нетиповые корреспонденции счетов.
Аналитические процедуры используются при сопоставлении фонда заработной платы отчетного периода с данными предыдущих периодов.
При проведении аудита операций по оплате труда используются также аудиторские процедуры (табл. 3).
Таблица 3
Описание использованных аудиторских процедур и их результатов
№ п/п |
Перечень аудиторских процедур |
Объем инфор-мации |
Техника исполнения |
Характер возможных нарушений |
1 |
Проверка наличия штатного расписания, коллективного договора, положений о премировании |
Последовательно просматриваются все приказы об изменениях штатного расписания, изменения (дополнения) к положению о премировании |
||
2 |
Проверка оформления учетных первичных документов, служащих основанием отражения в учете операций по оплате труда |
Последовательно просматриваются все платежные ведомости за период, предусмотренный выборкой, и выясняют: 1) имеется ли подпись руководителя и главного бухгалтера; 2) в случаях временной подмены первых лиц уполномоченными, на которых возложены обязанности письменным распоряжением руководителя предприятия, нет ли платежных ведомостей с подписями этих лиц более раннего (позднего) срока, чем дата их назначения |
||
3 |
Установление полноты документов для предоставления льгот персоналу предприятия и выплаты пособий |
Последовательно сверяют льготы, указанные в лицевых счетах, и наличие справок по каждому из работников в проверяемом периоде |
||
4 |
Проверка наличия справок – вызовов из учебных заведений, договоров на обучение, актов о выполненных работах |
Последовательно просматривают табели рабочего времени за проверяемый период и дни отпуска по учебе сверяют с наличием справок – вызовов из учебных заведений, затем проверяют начисленную оплату в расчетно – платежных ведомостях и отражение в учете этих операций |
||
5 |
Проверка регистрационных документов в фондах социального страхования |
Проверить расчеты с фондами социального страхования, соответствие данных в них Главной книге и наличие подписей уполномоченных лиц при сдаче расчетов в фонды |
Поскольку аудиторская проверка соблюдения трудового законодательства и расчетов по оплате труда весьма трудоемка, то для сокращения сроков ее проведения можно использовать схему аудита синтетического и аналитического учета при журнально – ордерной форме счетоводства (Табл.4) и схему соответствия операций, отраженных в бухгалтерском учете, совершенным хозяйственным операциям (Табл.5).
Таблица 4
Схема аудита синтетического и аналитического учета
при журнально-ордерной системе счетоводства
№ п/п |
Номер и наименование счета |
Регистры синтетического учета |
Регистры аналитического учета |
Документы, на основании которых производятся записи |
1 |
70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» |
Ж/о № 10, 10/1, 10а |
Ведомость № 8 «Книга учета депонированной заработной платы» Ведомость № 12 учета затрат цехов (предназначена только к ж/о № 10) Ведомости № 13, 13а учета затрат в обслуживающих производствах и хозяйствах Ведомость № 15 по аналитическому учету сч. 26, 31,43 Ведомость № 18 учета затрат по капитальным вложениям к сч. 08 |
Личная карточка, расчетно – платежная ведомость, Главная книга, ж/о № 1, 2, 7, 8, 9, 10, 15 |
2 |
68 «Расчеты по налогам и сборам» (по соответствующим субсчетам) |
Ж/о № 8 |
Ведомость № 7 учета с разными дебиторами и кредиторами (с вкладным листом на каждые 20 дебиторов или кредиторов) |
Декларация о доходах физического лица, расчетно - платежные ведомости, Главная книга, ж/о № 1, 2, 8, 13, 15 |
3 |
69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» |
Ж/о № 9, 10, 10/1, 10а |
Ведомости № 12, 13, 15, 18 |
Расчеты в фонды социального страхования и обеспечения, по единому социальному налогу, расчетно – платежные ведомости, Главная книга, ж/о № 1, 2, 9, 10, 10/1, 10а, 15 |
Таблица 5
Схема аудита операций по расчетам по оплате труда
Наименование операций |
Дт |
Кт |
В каких документах операция отражена |
Цели и процедуры аудита |
|
|
Операции по начислению дополнительной заработной платы |
|
|||||
Начислена оплата труда за работу в выходной день (основные производственные рабочие) АУП |
20 26 |
70 70 |
Расчетно – платежные ведомости, свод по зарплате, ж/о № 10, 10с |
Проверить правильность отражения в учете операций, связанных с доплатой, и обоснованность их отнесения в себестоимость продукции (работ, услуг) |
||
Начислена заработная плата рабочим, выполнявшим работы по исправлению производственного брака |
28 |
70 |
Акт о браке, расчетно – платежные ведомости, свод по зарплате, ж/о № 10, 10с |
Проверить обоснованность отражения в учете оплаты за изготовление бракованной продукции. Следует обратить внимание на условия, повлекшие за собой изготовление бракованной продукции (период освоения производства, скрытые дефекты и т.д.) |
||
Начислено пособие по временной нетрудоспособности |
69 |
70 |
Листок нетрудоспособ-ности, табель учета использования рабочего времени, расчетно – платежные ведомости, ж/о № 10, 10с, ведомости № 12, 13 |
Проверить правильность исчисления среднедневного заработка для оплаты больничного листа, процентов оплаты в зависимости от непрерывного стажа работы, правомерность возмещения начисленной оплаты за счет средств Фонда социального страхования |
||
Начислена материальная помощь к юбилейным датам |
84 |
70 |
Приказы руководителя, расчетно – платежные ведомости, ж/о № 10,13 |
Проверить правильность учета налогооблагаемой базы по фондам социального страхования и обеспечения, а также по налогу на прибыль |
||
Начислены отпускные за счет резерва |
96 |
70 |
Расчетно-платежные ведомости, свод по зарплате, ж/о № 10, 10с |
Проверить соответствие принятой учетной политики созданию резерва на оплату отпусков и размера ежемесячных отчислений |
||
Удержаны алименты из заработной платы работников |
70 |
76 |
Исполнительный лист, расчетно – платежные ведомости, Главная книга, ведомость № 7 |
Проверить соответствие базы для начисления алиментов Перечню видов заработной платы, неудержанные суммы алиментов по вине предприятия, взыскатель вправе предъявить иск к этому предприятию. Также следует проверить, куда отнесены расходы по перечислению алиментов |
||
Произведены удержания задолженности по подотчетным суммам |
70 |
71 |
Расчетно – платежные ведомости, Главная книга, ж/о № 7 |
Проверить сроки задолженности по подотчетным суммам, наличие приказа об установлении круга лиц, которым предоставлено право получать деньги под отчет, своевременность хозяйственных операций, так как в случае приобретения ТМЦ и искажения расчетов текущего месяца по подотчетным суммам может повлечь и искажение расчета налога на имущество и соответственно налогооблагаемой прибыли текущего месяца |
||
Произведены частичные удержания полученных работниками ссуд |
70 |
73 |
Расчетно – платежные ведомости, Главная книга, ж/о № 8, ведомость № 7 |
Проверить договоры с работниками на получение возвратных ссуд, установить, правильно ли применены ставки рефинансирования при обложении подоходным налогом, включаются ли проценты за пользование ссудами во внереализационные доходы предприятия |
||
Удержана недостача ТМЦ у материально ответственных лиц |
70 |
84 |
Акт инвентаризации, расчетно – платежные ведомости, ж/о № 10/1, ведомость № 10 |
Проверить наличие договора о материальной ответственности, правомерность удержания сумм недостачи |
||
Операции по отчислениям взносов по единому социальному налогу и в фонды социального страхования и обеспечения |
|
|||||
Произведены отчисления по ЕСН в части ФСС (3,2%) от заработной платы основных производственных рабочих |
20 |
69 |
Свод по заработной плате, Главная книга, ж/о № 9, 10, 10/1 |
Проверить правильность определения налогооблагаемой базы. При излишнем начислении налога будет завышена себестоимость продукции (работ, услуг) и соответственно занижена налогооблагаемая прибыль |
||
Произведены отчисления по ЕСН в части ПФ от фонда заработной платы производственного персонала (20%) |
20 |
69 |
То же |
То же |
||
Произведены отчисления в ФФОМС (0,8%) от фонда заработной платы производственных рабочих |
20 |
69 |
То же |
То же |
||
Произведены отчисления в ТФОМС (2%) от фонда заработной платы производственных рабочих |
20 |
69 |
То же |
То же |
||
5. Типичные ошибки
Типичные ошибки, которые выявляются в ходе проверки расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям, следующие:
- в организации не ведется аналитический учет расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям, неправильно используется План счетов бухгалтерского учета;
- отсутствуют документы, подтверждающие начисление и удержание заработной платы;
- допущены ошибки при начислении выплат по среднему заработку (отпускных, по временной нетрудоспособности и др.);
- ненадлежащим образом ведется учет (неправильная корреспонденция счетов, расхождения между данными аналитического и синтетического учета и т.п.);
- не оформляются приказы (распоряжения) руководителя организации на удержание своевременно не возвращенных подотчетных сумм, с которым должно ознакомиться лицо, с которого производится удержание;
- отсутствие договоров о полной материальной ответственности с работниками;
- незаконность привлечения работников к полной материальной ответственности (работник не достиг 18-летнего возраста; работник не занимает должность или не выполняет работы, непосредственно связанные с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных ему ценностей);
- не правильно определен размер причиненного организации ущерба (включение в общую сумму фактических затрат, подлежащих удержанию с доходов работника недополученных доходов организации).