1.     Основные законодательные и нормативные документы

1.     Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ 

2.     Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ 

3.     Гражданский Кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая и третья. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 448 с.

4.     Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ

5.     Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001г. № 119-ФЗ.

6.     Приказ Минфина РФ от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» // «Финансовая газета», № 33, 2003

7.     Постановление Правительства РФ от 23.09.2002г. № 696 «Об утверждении Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности».

8.     Приказ Минфина РФ от 29.07.1998г. № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации».

9.     Постановление Госкомстата РФ от 06.04.2001 № 26 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» // «Финансовая газета», № 20, 2001

10.                         План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. – М.: Информационное агентство ИПБ-БИНФА, 2001. – 176с.

2. Цель проверки и источники информации

 Аудиторская проверка расчетов с персоналом является весьма трудоемкой по причине их разнообразия и систематического характера. Данная группа  расчетов помимо взаимоотношений предприятия со своими работниками по поводу оплаты труда включает также расчеты по прочим операциям: личному страхованию, предоставленным ссудам, оплате товаров в кредит, возмещению причиненного ущерба и др.

Целью аудита является установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по оплате труда и расчетов с персоналом, действующим в Российской Федерации в проверяемом периоде нормативным документам, для того чтобы выявить имеющиеся ошибки или нарушения и степень их влияния на достоверность бухгалтерской отчетности.

Целью проверки являются:

1.     изучение и ознакомление с трудовым законодательством и нормативной базой расчетов по оплате труда и налогообложению физических лиц;

2.     проверка соблюдения законодательства о труде;

3.     проверка документального оформления трудовых соглашений;

4.     проверка расчетов по оплате труда со штатным и внештатным персоналом, в том числе по прочим операциям с персоналом и расчетам по возмещению материального ущерба и операциям займа;

5.     проверка правильности начисления и уплаты налогов и внебюджетных платежей по расчетам с физическими лицами.

Источниками информации для проверки расчетов с персоналом являются: штатное расписание, положения, приказы, распоряжения, контракты, договоры гражданско-правового характера (подряда, возмездного оказания услуг и другие формы трудового договора), договоры личного страхования, на выдачу ссуд, продажу товаров кредит т др., табеля учета использования рабочего времени и учета заработной платы (ф. № Т-12), наряды, путевые листы, листки временной нетрудоспособности, исполнительные листы, расчетно-платежные, расчетные и платежные ведомости (ф. №№ Т-49, Т-51 и Т-53), лицевые счета (ф. № Т-54) и налоговые карточки работников, авансовые отчеты с приложенными к ним первичными документами, акты инвентаризации имущества, учетные регистры (журналы-ордера, ведомости) по счетам 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 91 «Прочие доходы и расходы», 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и др., Главная книга, бухгалтерская отчетность, Положение об учетной политике и др.

    

3. Основные комплексы задач и вопросы для составления программы проверки

Задачами аудита расчетов с персоналом являются:

-         оценка существующей в организации системы расчетов с персоналом и ее эффективности;

-         подтверждение первоначальной оценки систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета расчетов с персоналом;

-         проверка соблюдения организацией налогового законодательства по операциям, связанным с расчетами по оплате труда;

-         подтверждение достоверности производимых начислений и выплат работникам по всем основаниям и отражения их в учете;

-         установление законности и полноты удержаний из заработной платы и из других выплат сотрудникам в пользу предприятия, бюджета, Пенсионного фонда РФ, других юридических и физических лиц;

-         проверка организации аналитического учета расчетов с персоналом по оплате труда и взаимосвязи аналитического и синтетического учета;

-         проверка правильности оформления и отражения в учете расчетов с персоналом по прочим операциям.

 Аудиторская проверка должна быть спланирована на основе достигнутого аудиторской организацией понимания деятельности экономического субъекта. Целью планирования является организация эффективной и экономически оправданной проверки. На этапе планирования необходимо определить стратегию и тактику аудита, сроки его проведения; разработать общий план и программу аудита.

     Аудиторская организация при выполнении вышеуказанных работ должна руководствоваться правилами (стандартами) аудиторской деятельности «Понимание деятельности экономического субъекта» и «Планирование аудита» В последнем п.2.2 предусмотрено, что планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита (табл.1), а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды  и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации (табл.2).

                                                                                                        Таблица 1

Общий план аудита операций по оплате труда и расчетам

с персоналом организации

Планируемые виды работ

Период проведения

Исполнитель

1. Аудит оформления первичных документов

2. Аудит системы начислений заработной платы

3. Аудит обоснованности льгот и удержаний из заработной платы

4. Аудит тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета

5. Аудит расчетов по начислению платежей во внебюджетные фонды

                                                                                                 Таблица 2

Программа аудита

Перечень аудиторских процедур

Период проведения

Испол-

нители

Проверяемые документы

1. Аудит оформления первичных документов

1.1 Определение степени унификации первичных документов по учету персонала и рабочего времени

Приказы о приеме на работу, увольнении, перемещении, табели учета использования рабочего времени, личные карточки, коллективный договор

1.2 Проверка правильности учета рабочего времени

Табели учета использования рабочего времени, график – календарь

1.3 Проверка правильности оформления расчетно-платежных документов

Расчетно – платежные ведомости, расчетные ведомости, платежные ведомости, расходные кассовые ордера

1.4 Проверка правильности учета депонированной заработной платы

Книга учета депонированной заработной платы, депонентские карточки, расходные кассовые ордера

2. Аудит системы начислений заработной платы

2.1 Проверка обоснованности начислений за особые условия труда:

а) сверхурочные работы и работу в ночное время;

б) работу в выходные и праздничные дни;

в) выполнение работ с тяжелыми и вредными условиями труда;

г) работы в районах с неблагоприятными климатическими условиями

Приказы руководителя, табели учета использования рабочего времени, расчетно- платежные ведомости, лицевые счета

 (а, б)

Табели учета рабочего времени, Перечень работ (Постановление Минтруда России от 27.05.1994 № 41), расчетно – платежные ведомости, личные карточки (в)

Расчетно – платежные ведомости, табели учета рабочего времени, личные карточки (г)

2.2 Проверка правильности документирования и оплаты простоев

Табель учета рабочего времени, листки о простое, расчетно-платежные ведомости, акты с приложением списка работников

2.3 Проверка правильности документирования и оплаты работы в случае брака

Акты о браке, приказы руководителя, расчетно – платежные ведомости, личные карточки

2.4 Проверка правильности расчета среднего заработка для различных целей

Приказы руководителя, заявления работников, расчетно – платежные ведомости, личные карточки

2.5 Проверка правильности расчета пособий, выплачиваемых за счет средств ФСС РФ

Заявления работников на выплату пособий, листки нетрудоспособности, путевки на санаторно-курортное лечение, счета организаций, оказывающих услуги, расчетно – платежные ведомости, личные карточки

2.6 Проверка правильности определения совокупного дохода для целей налогообложения физических лиц

Личные карточки, расчетно – платежные ведомости, сведения о полученных доходах работников, подаваемые в налоговую инспекцию

2.7 Проверка правильности образования и корректировки резервов: на предстоящую оплату отпусков работников; на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; на выплату вознаграждений по итогам года

Журналы – ордера № 10, 10/1, 10а, 12, 13, 13а, 15, 18

3. Аудит обоснованности применения льгот и удержаний из заработной платы

3.1 Проверка правомерности применения вычетов и льгот для исчисления подоходного налога

Личные карточки, расчетно – платежные ведомости, сведения о полученных доходах, подаваемые в налоговую инспекцию

3.2 Определение соответствия применяемых ставок подоходного налога действующему законодательству

Личные карточки, расчетно-платежные ведомости, расчетные ведомости, сведения о полученных доходах работников, подаваемые в налоговую инспекцию

3.3 Проверка правильности удержаний по исполнительным листам

Исполнительные листы, расчетно - платежные ведомости, расчетные ведомости

4. Аудит тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета

4.1 Проверка правильности отражения оборотов по счетам и субсчетам Главной книги с аналогичными показателями регистров синтетического учета

Журналы – ордера № 10, 10/1, 10а, ведомости № 12, 13, 13а, 15 , 18, Главная книга

4.2 Проверка правомерности отнесения на себестоимость продукции (работ, услуг) выплат, начисленных персоналу организации

Журналы – ордера № 10, 10/1, 10а, ведомости № 12, 13, 13а, 15, 18, Главная книга, приказы

4.3 Проверка правильности отнесения страховых взносов во внебюджетные фонды на себестоимость продукции (работ, услуг)

Журналы – ордера № 9, 10, 10/1, 10а, Главная книга

4.4 Проверка обоснованности расходов организации по подготовке и переподготовке кадров, правильности отнесения таких выплат на себестоимость продукции (работ, услуг)

Журналы – ордера № 10, 10/1, 10а, ведомости № 12, 13, 13а, 15, 18, Главная книга, приказы, первичные документы (договоры на обучение, акты о выполненных работах)

5. Аудит расчетов по единому социальному налогу и платежам во внебюджетные фонды

5.1 Проверка правильности исчисления единого социального налога и страховых взносов во внебюджетные фонды и своевременность их перечисления по назначению

Разработочная таблица «Сводка начисленной заработной платы по составу и категориям работников, учета расчетов с работниками по страхованию и распределение заработной платы (с вкладным листом)», журналы – ордера № 10, 10/1, 10а, ведомости № 12, 13, 15, отчетные декларации по расчетам с органами социального страхования и обеспечения

 

4. Методика проверки основных комплексов работ

 При проведении аудита операций по соблюдению трудового законодательства и расчетов по оплате труда используют следующие методы и приемы:

проверка арифметических расчетов клиента (пересчет);

проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, подтверждение;

устный опрос персонала, руководства экономического субъекта и независимой (третьей) стороны;

проверка документов, прослеживание, аналитические процедуры.

Проверка арифметических расчетов клиента (пересчет) используется для подтверждения достоверности арифметических подсчетов сумм по оплате труда персонала и точности отражения их в бухгалтерских записях.

Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций позволяет аудиторской организации осуществлять контроль за учетными работами, выполняемыми бухгалтерией, и корреспонденцией счетов по оплате труда.

Подтверждение используется для получения информации о реальности остатков на счетах расчетов по оплате труда бюджетом и внебюджетными фондами.

Устный опрос используется в ходе получения ответов на вопросник аудитора при предварительной оценке состояния учета расчетов с персоналом по оплате труда, а также в процессе их проверки, при уточнении у специалистов отдельных совершенных хозяйственных операций, вызывающих сомнение.

Проверка документов позволяет аудитору убедиться в реальности определенного документа. Рекомендуется выбрать определенные записи в бухгалтерском учете и проследить отражение операций в учете вплоть до того первичного документа, который должен подтверждать реальность и целесообразность выполнения этой операции.

Прослеживание используется при изучении кредитовых оборотов по аналитическим счетам, ведомостям, отчетам, синтетическим счетам, отраженным в Главной книге, обращая внимание на нетиповые корреспонденции счетов.

Аналитические процедуры используются при сопоставлении фонда заработной платы отчетного периода с данными предыдущих периодов.

При проведении аудита операций по оплате труда используются также аудиторские процедуры (табл. 3).

Таблица 3

Описание использованных аудиторских процедур и их результатов

№ п/п

Перечень аудиторских процедур

Объем инфор-мации

Техника исполнения

Характер возможных нарушений

1

Проверка наличия штатного расписания, коллективного договора, положений о премировании

Последовательно просматриваются все приказы об изменениях штатного расписания, изменения (дополнения) к положению о премировании

2

Проверка оформления учетных первичных документов, служащих основанием отражения в учете операций по оплате труда

Последовательно просматриваются все платежные ведомости за период, предусмотренный выборкой, и выясняют:

1) имеется ли подпись руководителя и главного бухгалтера;

2) в случаях временной подмены первых лиц уполномоченными, на которых возложены  обязанности письменным распоряжением  руководителя предприятия, нет ли платежных ведомостей с подписями этих лиц более раннего (позднего) срока, чем дата их назначения

3

Установление полноты документов для предоставления льгот персоналу предприятия и выплаты пособий

Последовательно сверяют льготы, указанные в лицевых счетах, и наличие справок по каждому из  работников в проверяемом периоде

4

Проверка наличия справок – вызовов из учебных заведений, договоров на обучение, актов о выполненных работах

Последовательно просматривают табели рабочего времени за проверяемый период и дни отпуска по учебе сверяют с наличием справок – вызовов из учебных заведений, затем проверяют начисленную оплату в расчетно – платежных ведомостях и отражение в учете этих операций

5

Проверка регистрационных документов в фондах социального страхования

Проверить расчеты с фондами социального страхования, соответствие данных в  них Главной книге и  наличие подписей уполномоченных лиц при сдаче расчетов в фонды

     Поскольку аудиторская проверка соблюдения трудового законодательства и расчетов по оплате труда весьма трудоемка, то для сокращения сроков ее проведения можно использовать схему аудита синтетического и аналитического учета при журнально – ордерной форме счетоводства (Табл.4) и схему соответствия операций, отраженных в бухгалтерском учете, совершенным хозяйственным операциям (Табл.5).

                                                                                      Таблица 4

Схема аудита синтетического и аналитического учета

при журнально-ордерной системе счетоводства

№ п/п

Номер и наименование счета

Регистры синтетического учета

Регистры аналитического учета

Документы, на основании которых производятся записи

1

70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Ж/о № 10, 10/1, 10а

Ведомость № 8 «Книга учета депонированной заработной платы»

Ведомость № 12 учета затрат цехов (предназначена только к ж/о № 10)

Ведомости № 13, 13а учета затрат в обслуживающих производствах и хозяйствах

Ведомость № 15 по аналитическому учету сч. 26, 31,43

Ведомость № 18 учета затрат по капитальным вложениям к сч. 08

Личная карточка, расчетно – платежная ведомость, Главная книга, ж/о № 1, 2, 7, 8, 9, 10, 15

2

68 «Расчеты по налогам и сборам» (по соответствующим субсчетам)

Ж/о № 8

Ведомость № 7 учета с разными дебиторами и кредиторами (с вкладным листом на каждые 20 дебиторов или кредиторов)

Декларация о доходах физического лица, расчетно - платежные ведомости, Главная книга, ж/о № 1, 2, 8, 13, 15

3

69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»

Ж/о № 9, 10, 10/1, 10а

Ведомости № 12, 13, 15, 18

Расчеты в фонды социального страхования и обеспечения, по единому социальному налогу, расчетно – платежные ведомости, Главная книга, ж/о № 1, 2, 9, 10, 10/1, 10а, 15

Таблица 5

Схема аудита операций по расчетам по оплате труда

Наименование операций

Дт

Кт

В каких документах операция отражена

Цели и процедуры аудита

 

Операции по начислению дополнительной заработной платы

 

Начислена оплата труда за работу в выходной день (основные производственные рабочие)

АУП

20

26

70

70

Расчетно – платежные ведомости, свод по зарплате, ж/о № 10, 10с

Проверить правильность отражения в учете операций, связанных с доплатой, и обоснованность их отнесения в себестоимость продукции (работ, услуг)

Начислена заработная плата рабочим, выполнявшим работы по исправлению производственного брака

28

70

Акт о браке, расчетно – платежные ведомости, свод по зарплате, ж/о № 10, 10с

Проверить обоснованность отражения в учете оплаты за изготовление бракованной продукции. Следует обратить внимание на условия, повлекшие за собой изготовление бракованной продукции (период освоения производства, скрытые дефекты и т.д.)

Начислено пособие по временной нетрудоспособности

69

70

Листок нетрудоспособ-ности, табель учета  использования рабочего времени, расчетно – платежные ведомости, ж/о № 10, 10с, ведомости № 12, 13

Проверить правильность исчисления среднедневного заработка для оплаты больничного листа, процентов оплаты в зависимости от непрерывного  стажа работы, правомерность возмещения начисленной  оплаты за счет средств Фонда социального страхования

Начислена материальная помощь к юбилейным датам

84

70

Приказы руководителя, расчетно – платежные ведомости, ж/о № 10,13

Проверить правильность учета налогооблагаемой  базы по фондам социального страхования и обеспечения, а также по налогу на прибыль

Начислены отпускные за счет резерва

96

70

Расчетно-платежные ведомости, свод по зарплате, ж/о № 10, 10с

Проверить соответствие принятой учетной политики созданию резерва на оплату отпусков и размера ежемесячных отчислений

Удержаны алименты из заработной платы работников

70

76

Исполнительный лист, расчетно – платежные ведомости, Главная книга, ведомость № 7

Проверить соответствие базы для начисления алиментов Перечню видов заработной платы, неудержанные суммы алиментов по вине предприятия, взыскатель вправе предъявить иск к  этому предприятию. Также следует проверить, куда отнесены расходы по перечислению алиментов

Произведены удержания задолженности по подотчетным суммам

70

71

Расчетно – платежные ведомости, Главная книга, ж/о № 7

Проверить сроки задолженности по подотчетным суммам, наличие приказа об установлении круга лиц, которым предоставлено право получать деньги под отчет, своевременность хозяйственных операций, так как в случае приобретения ТМЦ и искажения расчетов текущего месяца по подотчетным суммам может повлечь и искажение расчета налога на имущество и соответственно налогооблагаемой прибыли текущего месяца

Произведены частичные удержания полученных работниками ссуд

70

73

Расчетно – платежные ведомости, Главная книга, ж/о № 8, ведомость № 7

Проверить договоры с работниками на получение возвратных ссуд, установить, правильно ли применены ставки рефинансирования при обложении подоходным налогом, включаются ли проценты за пользование ссудами во внереализационные доходы предприятия

Удержана недостача ТМЦ у материально ответственных лиц

70

84

Акт инвентаризации, расчетно – платежные ведомости, ж/о № 10/1, ведомость № 10

Проверить наличие договора о материальной ответственности, правомерность удержания сумм недостачи

Операции по отчислениям взносов по единому социальному налогу и в фонды социального страхования и обеспечения

 

Произведены отчисления по ЕСН в части ФСС (3,2%) от заработной платы основных производственных рабочих

20

69

Свод по заработной плате, Главная книга, ж/о № 9, 10, 10/1

Проверить правильность определения налогооблагаемой базы. При излишнем начислении налога будет завышена себестоимость продукции (работ, услуг) и соответственно занижена налогооблагаемая прибыль

Произведены отчисления по ЕСН в части ПФ от фонда заработной платы производственного персонала (20%)

20

69

То же

То же

Произведены отчисления в ФФОМС (0,8%) от фонда заработной платы производственных рабочих

20

69

То же

То же

Произведены отчисления в ТФОМС (2%) от фонда заработной платы производственных рабочих

20

69

То же

То же

5.     Типичные ошибки

 Типичные ошибки, которые выявляются в ходе проверки расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям, следующие:

- в организации не ведется аналитический учет расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям, неправильно используется План счетов бухгалтерского учета;

- отсутствуют документы, подтверждающие начисление и удержание заработной платы;

- допущены ошибки при начислении выплат по среднему заработку (отпускных, по временной нетрудоспособности и др.);

- ненадлежащим образом ведется учет (неправильная корреспонденция счетов, расхождения между данными аналитического и синтетического учета и т.п.);

- не оформляются приказы (распоряжения) руководителя организации на удержание своевременно не возвращенных подотчетных сумм, с которым должно ознакомиться лицо, с которого производится удержание;  

 - отсутствие договоров о полной материальной ответственности с работниками;

- незаконность привлечения работников к полной материальной ответственности (работник не достиг 18-летнего возраста; работник не занимает должность или  не выполняет работы, непосредственно связанные с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных ему ценностей);

- не правильно определен размер причиненного организации ущерба (включение в общую сумму фактических затрат, подлежащих удержанию с доходов работника недополученных доходов организации).