Содержание

1. Система нормативно-правовых актов, регламентирующих сертификацию в РФ.. 3

2. Основные положения закона «О техническом регулировании». 9

3. Основные положения закона «О защите прав потребителей». 12

4. Нормативные акты, регулирующие процедуру сертификации в РФ.. 17

5. Международные акты по сертификации. 21

Список литературы.. 25

1. Система нормативно-правовых актов, регламентирующих сертификацию в РФ

Подтверждение соответствия продукции и услуг является одной из составляющих механизма оценки их безопасности. В отличие от других способов оценки, подтверждение соответствия применяется на дорыночной стадии обращения продукции и может быть осуществлено как изготовителями, то есть первой стороной (декларирование соответствия), так и независимыми от изготовителей и потребителей органами третьей стороной (сертификация). Обе формы подтверждения соответствия используются в настоящее время в Российской Федерации.

Сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.[1]

Основными вопросами, которые необходимо решать менеджменту предприятий в области сертификации (подтверждения соответствия), являются:

-             подлежит ли производимая предприятием (или поставляемая организацией на рынок) продукция обязательному подтверждению соответствия (обязательной сертификации);

-             каким обязательным требованиям должна соответствовать эта продукция;

-             какие органы по сертификации могут провести оценку и выдать сертификат соответствия;

-             каковы правила и процедуры подтверждения соответствия;

-             требуются ли для подтверждения соответствия продукции документы Минздрава России и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль и надзор за этой продукцией;

-             каковы права и обязанности производителя (поставщика) сертифицированной продукции.[2]

Система сертификации это совокупность участников сертификации, действующих по установленным в системе правилам.

Системы сертификации можно разделить на системы обязательной сертификации и системы добровольной сертификации.

Системы сертификации должны соответствовать следующим общим критериям:

-             иметь область распространения, определенную установленными в ее документах объектами сертификации и используемыми для подтверждения соответствия нормативными документами;

-             иметь организационную структуру и правила взаимодействия участников сертификации;

-             иметь единые правила и процедуры проведения сертификации;

-             иметь сертификат (или сертификаты) соответствия и знак (знаки) соответствия, обладающие отличием от других систем сертификации;

-             иметь реестр сертифицированных объектов и участников системы.

Учитывая, что проведение обязательной сертификации необходимо для обеспечения допуска продукции на рынок, целесообразно остановиться подробнее на системах обязательной сертификации.

В настоящее время в Российской Федерации действуют 18 систем обязательной сертификации, основные из них приведены ниже.

Система сертификации ГОСТ Р, в которой сертифицируются товары и услуги (работы), обращающиеся на потребительском рынке России, создана Госстандартом России для проведения обязательной сертификации, предусмотренной такими законодательными актами, как Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации», Закон Российской Федерации «О ветеринарии», Федеральный закон «Об оружии» (N 150-ФЗ), и др.

В Системе сертификации ГОСТ Р обязательной сертификации подлежат:

-             товары для личных (бытовых) нужд граждан;

-             продукция производственно-технического назначения;

-             строительная продукция;

-             выполняемые работы и оказываемые услуги.

К основным принципам деятельности Системы сертификации ГОСТ Р относятся:

-             открытость; (Система сертификации ГОСТ Р является открытой для участия в ней других федеральных органов исполнительной власти, других организаций, признающих и выполняющих ее правила)

-             единство правил и процедур (отечественная и импортируемая продукция в Системе сертификации ГОСТ Р сертифицируется по единым правилам)

-             объективность и достоверность сертификации (обеспечивается аккредитацией органов по сертификации и испытательных лабораторий, а также сертификацией экспертов в установленном порядке).

Для проведения сертификации многих видов продукции необходимо наличие документов федеральных органов исполнительной власти России, таких как:

-             Санитарно-эпидемиологическое заключение;

-             Ветеринарное свидетельство;

-             Сертификат пожарной безопасности и др.

Сертификация продукции в Российской Федерации осуществляется органами по сертификации. Изготовитель (продавец) вправе обратиться для проведения обязательной сертификации в любой орган по сертификации, аккредитованный на право проведения работ по сертификации конкретной продукции.

Создание правовых основ системы подтверждения соответствия в Российской Федерации началось с принятия Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ред. от 30.12.2001). Соответствующим Постановлением Верховного Совета «О введении в действие Закона РФ «О защите прав потребителей» с 1 мая 1992 г. вводилась в действие обязательная сертификация товаров (работ, услуг).

22 июля 1992 г. Правительство Российской Федерации принимает Постановление № 508 «О поэтапном введении в 1992 году обязательной сертификации товаров (работ, услуг)», которым был утвержден Порядок подтверждения безопасности товаров (работ, услуг) изготовителем, исполнителем, продавцом и номенклатура производимых в Российской Федерации и ввозимых на ее территорию товаров, подлежащих подтверждению безопасности с 1 сентября 1992 г. В связи с отсутствием аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий в этот период предусматривалась упрощенная схема подтверждения безопасности посредством заявления-декларации. Изготовитель должен был подтверждать безопасность товаров на основе результатов испытаний и разных форм контроля. Допускалось признание зарубежных протоколов испытаний. Проверка наличия заявления-декларации возлагалась на органы государственного контроля.

Закон «О защите прав потребителей» поставил новые сложные задачи организационного и научно-методического характера по созданию сети органов по сертификации, разработке нормативных документов, выполнению других мероприятий, среди которых главным была разработка Закона «О сертификации продукции и услуг», который ныне утратил силу в связи с введением Федерального закона «О техническом регулировании».

В 1993 г. были приняты три закона, установившие правовое, нормативное и метрологическое обеспечение процедуры подтверждения соответствия в стране: Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4871-1 «Об обеспечении единства измерений»; Закон Российской Федерации от 10 июня 1993 г. № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг»; Закон Российской Федерации от 10 июня 1993г. № 5154-1 «О стандартизации», который тоже Нине не действует.[3]

Принятие четырех вышеперечисленных законов заложило фундамент для формирования системы подтверждения соответствия в стране, а также явилось стимулом для активной законотворческой работы в этой области. В последующие годы было принято свыше 30 законодательных актов Российской Федерации по разным отраслям народного хозяйства, которыми вводилась обязательная сертификация продукции и услуг данных отраслей, вышел ряд указов президента, около 50 актов Правительства Российской Федерации. Госстандартом Российской Федерации был принят целый ряд основополагающих документов, регламентирующих процедуры подтверждения соответствия продукции и услуг.

В настоящее время на смену Законам № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг» и № 5154-1 «О стандартизации» пришел Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ, который вобрал в себя положения о сертификации из предыдущих нормативных актов.

В целом весь комплекс нормативно-правовых актов, регулирующих процедуру подтверждения соответствия продукции (работ, услуг и иных объектов) в Российской Федерации, можно разделить на несколько групп:

1. Законы Российской Федерации. К ним относятся уже перечисленные Федеральные законы («О техническом регулировании», «О защите прав потребителей», «Об обеспечении единства измерений»), а также более 20 Законов РФ, относящихся к определенным отраслям: «О ветеринарии», «О пожарной безопасности», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об оружии», «О связи», «Об информации, информатизации и защите информации», «Об энергоснабжении» и др.

2. Документы Госстандарта России как специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области сертификации. К ним относятся постановления, утверждающие: Правила по проведению сертификации в Российской Федерации; Порядок проведения сертификации продукции в Российской Федерации; Положение о системе сертификации ГОСТ Р; Правила сертификации работ и услуг в Российской Федерации. Кроме того, к таким документам относится комплекс государственных стандартов по нормативному обеспечению сертификации, разработанных на основе международных стандартов ИСО, руководств ИСО/МЭК и других международных документов.

3. Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, направленные на решение отдельных социально-экономических задач и регулирующие конкретные правовые механизмы проведения процедуры подтверждения соответствия. В частности, Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1013 (ред. от 10.02.2004 г.) «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации», Постановление Правительства РФ от 7 июля 1999 г. № 766 (ред. от 10.02.2004) «Об утверждении перечня продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, порядка принятия декларации о соответствии и ее регистрации».

4. Также разнообразны нормативные документы, устанавливающие требования к сертифицируемой продукции, товарам, услугам, а также нормативные документы на методы и способы оценки соответствия при сертификации и организационно-методические документы по организации и проведению сертификации.

В целях дальнейшего анализа механизмов и процедур, связанных с процедурой подтверждения соответствия, рассмотрим основные законодательные и нормативные акты в этой области более подробно.

2. Основные положения закона «О техническом регулировании»

Как уже отмечалось, в Законе РФ «О защите прав потребителей» были заложены «основы подтверждения соответствия в стране. Тем не менее, о появлении общей системы можно было говорить только после принятия ряда других нормативно-правовых актов, в первую очередь законов «О стандартизации» и «О сертификации продукции и услуг», которые сегодня объединены в законе «О техническом регулировании».

Стандартизация является нормативной базой подтверждения соответствия. Стандартизация как область практической деятельности также очень тесно связана с сертификацией. И стандартизация, и сертификация призваны решать одну общую задачу - обеспечить необходимый уровень качества продукции, процессов, услуг.

Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ регулирует отношения, возникающие при:

-             разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

-             разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

-             оценке соответствия.[4]

Данный Федеральный закон также определяет права и обязанности участников регулируемых этим законом отношений.

В соответствии с Законом, стандартизация - это деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения:

-             повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;

-             повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

-             обеспечения научно-технического прогресса;

-             повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;

-             рационального использования ресурсов;

-             технической и информационной совместимости;

-             сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;

-             взаимозаменяемости продукции.[5]

Уже исходя из целей стандартизации очевидна тесная взаимосвязь стандартизации и сертификации.

Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ является базовым документом, обеспечивающим правовые основы сертификации в России. Он устанавливает правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов в Российской Федерации, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации. Данный Закон является основополагающим актом в области сертификации. Все ранее принятые акты должны быть приведены в соответствие с его нормами и не применяются, если противоречат им.

С учетом новых дополнений Закон установил правовые основы сертификации продукции, услуг и иных объектов, в частности:

-             введено понятие сертификации продукции, определены цели сертификации (подтверждение соответствия);

-             определены полномочия специального уполномоченного органа исполнительной власти (Госстандарта России) в области сертификации;

-             введено понятие системы сертификации;

-             введено понятие сертификата и знака соответствия, а также правила применения знака соответствия;

-             установлены правовые основы обязательной сертификации продукции, услуг и иных объектов, основания для ее проведения, ее участники, формы, правомочия федеральных органов власти, а также обязанности ее участников;

-             установлены условия ввоза импортной продукции;

-             установлен порядок осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией;

-             установлен порядок финансирования работ по сертификации и государственному контролю и надзору;

-             установлены правовые основы добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов;

-             установлена ответственность за нарушения положений Закона.

Статья 81 определяет следующие цели подтверждения соответствия:

-             удостоверения соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров;

-             содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;

-             повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;

-             создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.

Закон определяет национальный орган по сертификации - Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии (Госстандарт России), права его деятельности и следующие полномочия:

-             требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) материалы проверки достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов;

-             запрашивать у изготовителя (исполнителя, продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) и иных лиц дополнительную информацию о продукции, процессах производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в том числе результаты исследований (испытаний) и измерений, проведенных при осуществлении обязательного подтверждения соответствия;

-             направлять запросы в другие федеральные органы исполнительной власти;

-             при необходимости привлекать специалистов для анализа полученных материалов.[6]

3. Основные положения закона «О защите прав потребителей»

Как уже отмечалось, первым нормативным актом, направленным на создание системы подтверждения соответствия в нашей стране, является Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ред. от 30.12.2001).

Данный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.[7]

Таким образом, Закон закрепил права потребителей на безопасность товаров, работ и услуг для жизни и здоровья, право на надлежащее качество приобретаемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг; право на возмещение ущерба и судебную защиту прав и интересов потребителя; предусмотрел механизм защиты потребителей, права которых нарушены при продаже недоброкачественных товаров либо при ненадлежащем выполнении работ и оказании услуг. Такие цели закона тесно связаны с целями сертификации, которые можно определить как защиту потребителя от недобросовестности изготовителя; контроль безопасности продукции для окружающей среды и др.

В Законе введено понятие обязательной сертификации, закреплена обязанность предпринимателя реализовывать товар (работу, услугу), подлежащий обязательной сертификации только при наличии знака соответствия. Кроме того, были определены меры для предотвращения продажи небезопасных товаров, установлены полномочия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг) и их права налагать штрафы в пределах своей компетенции и в случаях, предусмотренных Законом.

Статьей 7 Закона определяется право потребителя на безопасность товара (работы, услуги). В частности, данная статья содержит следующие нормы:

Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред, имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются в порядке, определяемом законом.[8]

В соответствии с пунктом 4 данной статьи Закона, товар (работа, услуга), на который законами или стандартами установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителя и охрану окружающей среды предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, а также средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителя, подлежат обязательно сертификации в установленном порядке. Перечни товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, видно, что Закон содержит нормы непрямого действия. Так, в нем не содержится закрытого перечня таких товаров (работ, услуг), а установлено, что он утверждается Правительством Российской Федерации.

Кроме того, согласно пункту 4 статьи 7 Закона, не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного, без информации о проведении обязательной сертификации и не маркированного в установленном порядке знаком соответствия требованиям, указанным в пункте 1 статьи 7.

Таким образом, партия товара, реализуемого через розничную торговую сеть, или каждая единица товара должны сопровождаться сертификатом соответствия (знаком соответствия), который продавец обязан предъявить покупателю по его требованию. Законом установлена ответственность за нарушение продавцом данной нормы, в том числе МАП России вправе направить предписание о приостановлении продажи товаров (выполнении работ, оказании услуг) при отсутствии достаточной информации о товаре (работе, услуге), в том числе отсутствии подтверждения соответствия.

Та же статья 7 Закона предусматривает комплекс мер, предотвращающих поступление в продажу товаров, в отношении которых известны факты причинения вреда человеку и окружающей среде.

Согласно пункту 5, если установлено, что при соблюдении потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы) он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан незамедлительно приостановить его производство (реализацию) до устранения причин вреда, а в необходимых случаях принять меры по изъятию его из оборота и отзыву от потребителя (потребителей).

Если причины вреда устранить невозможно, изготовитель (исполнитель) обязан снять такой товар (работу, услугу) с производства. При невыполнении изготовителем (исполнителем) этой обязанности снятие товара (работы, услуги) с производства, изъятие из оборота и отзыв от потребителей производятся по предписанию соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).

Убытки, причиненные потребителю в связи с отзывом товара (работы, услуги), подлежат возмещению изготовителем (исполнителем) в полном объеме.

Безопасность товаров, работ, услуг, предусматриваемая Законом как основная задача сертификации, характеризуется конкретными требованиями к ним. В статье 42 Закона определяются полномочия федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов), осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг). Основными федеральными органами, устанавливающими требования к товарам, выполняемым работам и услугам и обеспечивающими контроль за их соблюдением являются: федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России), федеральный орган санитарно-эпидемиологического надзора (Госсанэпиднадзор), федеральный орган по охране окружающей среды и природных ресурсов и другие федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие контроль за и безопасностью товаров (работ, услуг), в пределах своей компетенции. В соответствии с пунктом 3 этой статьи Закона на Госстандарт России в области сертификации возложены следующие основные задачи: координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), а также организация и проведение работ по обязательной сертификации товаров (работ, услуг).

Статьей 43 Закона устанавливаются основания для применения санкций государственными органами, осуществляющими контроль за безопасностью товаров для потребителей.

Кроме того, Госстандарту России и другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг) законом предоставлено право налагать штрафы.

Согласно данному закону федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации (его территориальные органы) и другие федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), в пределах своей компетенции вправе налагать штраф в случаях:

- продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), в том числе импортных, без документов о проведении обязательного подтверждения соответствия товаров (работ, услуг) обязательным требованиям стандартов - в размере стоимости проданных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) (3-й абзац);

- нарушения правил обязательного подтверждения соответствия товаров (работ, услуг) органами по сертификации, а также предоставления испытательными лабораториями (центрами) недостоверных результатов испытаний товаров (работ, услуг) при обязательном подтверждении их соответствия - в размере двукратной стоимости выполненных работ (оказанных услуг) по подтверждению соответствия (4-й абзац).[9]

Суммы взыскиваемых штрафов в полном объеме направляются в федеральный бюджет.

4. Нормативные акты, регулирующие процедуру сертификации в РФ

К нормативным актам, регулирующим процедуру сертификации в Российской Федерации относятся:

-             Постановление «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации» от 13 августа 1997 г. N 1013 (ред. от 10.02.2004);

-             Постановление «Номенклатура продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация» от 30 июля 2002 г. N 64 (с изменениями и дополнениями от 22 июля 2004);

-             Постановление «Об утверждении Правил по сертификации "Оплата работ по сертификации продукции и услуг" от 23 августа 1999 г. N 44 (ред. от 05.07.2002);

-             Постановление «Об утверждении перечня продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, порядка принятия декларации о соответствии и ее регистрации» от 7 июля 1999 г. N 766 (ред. от 10.02.2004);

-             Постановление «Об утверждении Правил по проведению сертификации в Российской Федерации» от 10 мая 2000 г. N 26;

-             Постановление «Об утверждении Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации» от 21 сентября 1994 г. N 15. – Справочная система Гарант.

-             Постановление «О принятии и введении в действие Правил сертификации» от 5 августа 1997 г. N 17 (ред. от 05.07.2002);

-             Постановление «О Правилах применения знака соответствия при обязательной сертификации продукции» от 25 июля 1996 г. N 14;

-             Постановление «Об утверждении Правил проведения государственной регистрации систем сертификации и знаков соответствия, действующих в Российской Федерации» от 22 апреля 1999 г. N 18;

-             Постановление «О принятии и введении в действие Правил по стандартизации» от 2 сентября 1997 г. N 293 (ред. от 02.07.2002). Правила по стандартизации ПР 50.1.007-97, утвердившее Положение о порядке выдачи предписаний и наложения штрафов Госстандартом России за нарушение обязательных требований государственных стандартов и правил обязательной сертификации;

-             Постановление «Об утверждении Положения о системе сертификации ГОСТ Р» от 17 марта 1998 г. N 11 (ред. от 22.04.2002);

-             Приказ «О создании Апелляционной комиссии Госстандарта России по сертификации» от 10 июня 1999 г. N 246 (ред. РФ от 02.12.1999).[10]

Многие из принятых Госстандартом России подзаконных актов содержат нормы, во-первых, не имеющие прямого действия, а во-вторых, просто переписанные из бывшего Закона РФ «О сертификации продукции и услуг», иногда дополненные новыми положениями.

Примером могут служить Правила по проведению сертификации в Российской Федерации, утвержденные постановлением Госстандарта России от 10 мая 2000 г. №26.

В данных Правилах впервые содержится раздел, в котором даются определения основных понятий и терминов, применяемых при сертификации. Однако Правила дублируют ряд определений, уже данных в Законе «О сертификации работ и услуг», при этом определения таких понятий как сертификат соответствия и декларация о соответствии приведены с незначительными изменениями.

Также Правила содержат дополнения к содержащимся в Законе положениям. Так, в Правилах заново перечислены цели сертификации, при этом к ним добавлено содействие экспорту и повышение конкурентоспособности продукции. Вновь повторяются принципы организации обязательной и добровольной сертификации, а также участники обязательной сертификации. В то же время правомочия и обязанности участников обязательной сертификации в Правилах существенно расширены. Так, дополнительно в Правилах появились следующие правомочия и обязанности участников обязательной сертификации.

Центральный орган системы сертификации:

- разрабатывает предложения по номенклатуре продукции, сертифицируемой в системе;

- участвует в работах по совершенствованию фонда нормативных документов, на соответствие которым проводится сертификация в системе;

- ведет учет органов по сертификации и испытательных лабораторий, входящих в систему, выданных (аннулированных) сертификатов и лицензий на использование знака соответствия, обеспечивает информацией о них, а также о правилах системы.

Орган по сертификации:

- формирует и актуализирует фонд нормативных документов, необходимых для сертификации;

- регистрирует декларации о соответствии, принятые изготовителями (продавцами, исполнителями) в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 1999 г. № 766.

Изготовители (продавцы, исполнители) продукции, подлежащей обязательной сертификации:

- направляют заявку на проведение сертификации, в соответствии с правилами системы представляют продукцию, нормативную, техническую и другую документацию, необходимую для проведения сертификации;

- принимают декларацию о соответствии на основании документов, подтверждающих соответствие продукции установленным требованиям, и регистрируют ее в органе по сертификации;

- маркируют сертифицированную продукцию и продукцию, соответствие которой подтверждено зарегистрированной в установленном порядке декларацией о соответствии, знаком соответствия в порядке, установленном правилами системы сертификации;

- применяют сертификат, декларацию о соответствии и знак соответствия, руководствуясь законодательными актами Российской Федерации и правилами системы;

- сообщают в трехдневный срок о прекращении действия декларации о соответствии в зарегистрировавший ее орган по сертификации в случае выявления федеральными органами исполнительной власти несоответствия продукции установленным требованиям.

В последнее время встал вопрос о кардинальном обновлении нормативно-правовой базы сертификации и стандартизации. Первым шагом в этом направлении было принятие нового Федерального закона «О техническом регулировании», призванного устранить ведомственность, объединить огромное количество нормативных актов, регулирующих в настоящее время этот процесс. При этом предполагается прямое законодательное регулирование всех технических правил сертификации и стандартизации.

5. Международные акты по сертификации

В системе международной стандартизации и сертификации действуют так называемые стандарты ISO 9000. На сегодняшний день стандарты ИСО серии 9000 признаны практически всеми странами мира, приняты в качестве национальных и внедрены множеством фирм.[11]

В России приняты стандарты ГОСТ Р ИСО 9001-96, ГОСТ Р ИСО 9002-96 и ГОСТ Р 9003-96, которые представляют собой идентичные тексты стандартов ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003.

Отсутствие сертификата на систему качества все в большей степени становится главным препятствием выхода компании на внешний рынок. Транснациональные компании требуют от субпоставщиков обязательного внедрения на их производственных предприятиях международных стандартов ИСО серии 9000.

Стандарты ISO 9000 разработаны Международной организацией по стандартизации (International Standard Organization - ISO) и образуют основу нового подхода к вопросам качества. Стандарты изложены в форме требований (ISO 9001 - 9003) и общих рекомендаций (ISO 9000 и 9004).

В стандартах отсутствует описание методов, с помощью которых изложенные требования и рекомендации могут быть реализованы. Разработчики стандартов полагаются на инициативу и творчество конкретных исполнителей, которые в своих специфических условиях применят требования и рекомендации стандартов.

Требования стандартов относятся к:

-             Наличию стандартного языка документирования процессов управления качеством.

-             Наличию системы отслеживания и получения подтверждения того, что процессы управления качеством применяются корректно на всем предприятии.

-             Наличию подтверждения - аудита, сертификации - от третьей стороны.

Для получения сертификата необходимо создать на предприятии систему управления качеством и выполнить ряд условий, в том числе, пройти аудиторскую проверку организации, которая будет выдавать сертификат. После получения сертификата такие проверки (наблюдательный аудит) будут проводиться регулярно для подтверждения сертификации.

Согласно практике международной и национальной стандартизации стандарты ISO 9000 вводятся в практику национальной стандартизации методом "смены обложки", то есть международный стандарт переводится и получает новое наименование в национальной системе стандартизации. В России эти стандарты введены как серия стандартов ГОСТ Р ИСО 9000 - 96.

Основополагающим стандартом серии стандартов качества является документ ISO 9000 "Стандарты на управление качеством и обеспечение качества. Руководящие положения по выбору и применению". Он определяет основные принципы политики руководства организаций в области обеспечения качества, описывает три возможных модели управления, устанавливает и разъясняет взаимосвязь между различными понятиями в области качества. Стандарт устанавливает новое для экономических процессов понятие "степень подтверждения", определяющее представление потребителю (заказчику) доказательств того, что система управления качеством и продукция изготовителя (поставщика) соответствует установленным в договорах техническим требованиям. В стандарте ISO 9004 "Система качества. Элементы системы управления качеством. Руководящие положения" рассматриваются 20 элементов системы управления качеством на предприятии и их применение. На основе рекомендаций этого стандарта руководитель предприятия может выбрать соответствующие элементы управления, отвечающие специфике организации. Используя рекомендации стандарта при проектировании системы управления качеством можно сократить затраты и одновременно, за счет применения уже апробированного опыта, повысить экономический эффект от проектируемой системы.

Три модели обеспечения качества, входящие в состав стандартов серии ISO 9000, отражают различные виды (сочетания) производственных этапов предприятия, которые могут быть сертифицированы. Они позволяют сделать обоснованный выбор заказчику и поставщику продукции, а также корректно зафиксировать взаимные обязательства в договоре (контракте) на разработку, поставку или испытание продукции.

Первая модель - стандарт ISO 9001 "Система качества. Модель обеспечения качества на стадиях разработки (проектирования, производства, монтажа и обслуживания)". Он используется тогда, когда изготовитель (поставщик) должен обеспечить соответствие продукции установленным требованиям на всех стадиях жизненного цикла продукции - от проектирования до обслуживания. Область организационного применения - договор (контракт) на поставку, включающий проведение опытно-конструкторских работ. Требования к продукции выражаются в основном с позиций эксплуатационных характеристик. Данная первая модель качества содержит наиболее полный набор требований при строгом соблюдении всех элементов управления качеством.

Вторая модель - стандарт ISO 9002 "Система качества. Модель обеспечения качества на стадиях производства и монтажа". Стандарт применяется в условиях, когда требования к продукции устанавливаются с точки зрения уже разработанного проекта. В этих случаях необходимо подтвердить возможности изготовителя (поставщика) в части производства и монтажа продукции. Хотя в договоре (контракте) рекомендуется использовать полный набор требований, строгость соблюдения некоторых из элементов управления качеством может быть ослаблена.

Третья модель - стандарт ISO 9003 "Система качества. Модель обеспечения качества на стадии контроля и испытания готовой продукции". Эта модель устанавливает возможности и обязанности изготовителя (поставщика) в части контроля и испытания поставляемой продукции. Третья модель качества может содержать полный набор требований или только часть наиболее важных элементов.

Что же получает предприятие, успешно прошедшее процесс сертификации ISO 9000? В 1999 английские фирмы Pera International и Salford University Business Service Ltd. Провели опрос 2300 фирм, успешно прошедших сертификацию ISO 9000. Согласно этому опросу:

-             89% отметили увеличение эффективности организации;

-             48% - увеличение прибыльности;

-             76% - улучшение маркетинговой деятельности;

-             26% - увеличение экспортных продаж.

Эти результаты, по мнению специалистов, являются типичными. Неожиданным оказалось то, что сертификация ISO 9000 дает положительный эффект не только на крупных предприятиях, но и на предприятиях не очень большого размера.

В последние год-два появилась новая тенденция. Если ранее сертификаты соответствия ISO 9000 требовались в основном при работе на внешних рынках, то сегодня ситуация изменилась. Российские организации и предприятия также стали требовать эти сертификаты, особенно в тех случаях, когда проводятся тендеры с участием российских и иностранных поставщиков. Крупные российские производители, поставляющие продукцию за рубеж, стали требовать сертификаты у своих поставщиков, поскольку ISO 9000 предъявляет требования к системе качества не только предприятия, выпускающего конечную продукцию, но и к тем предприятиям, которые поставляют комплектующие. В этом смысле показателен пример ВАЗа, объявившего о том, что он собирается работать только с теми своими поставщиками, которые смогут пройти сертификацию ISO 9000.

Список литературы

1.           Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ. – Справочная система Гарант.

2.           Закон «Об обеспечении единства измерений» от 27 апреля 1993 года N 4871-1 (ред. от 10.01.2003). – Справочная система Гарант.

3.           Закон «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года N 2300-1 (ред. от 30.12.2001). – Справочная система Гарант.

4.           Постановление «Об утверждении Правил по проведению сертификации в Российской Федерации» от 10 мая 2000 г. N 26. – Справочная система Гарант.

5.           Постановление «Об утверждении Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации» от 21 сентября 1994 г. N 15. – Справочная система Гарант.

6.           Постановление «Об утверждении положения о системе сертификации ГОСТ Р» от 17 марта 1998 г. N 11. – Справочная система Гарант.

7.           Постановление «Об утверждении изменения N 1 "Правил сертификации работ и услуг в Российской Федерации" от 5 июля 2002 г. N 56. – Справочная система Гарант.

8.           Постановление «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации» от 13 августа 1997 г. N 1013 (ред. от 10.02.2004). – Справочная система Гарант.

9.           Постановление «Об утверждении перечня продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, порядка принятия декларации о соответствии и ее регистрации» от 7 июля 1999 г. N 766 (ред. от 10.02.2004). – Справочная система Гарант.

10.      Постановление «Основные положения и порядок сертификации услуг» от 29.12.93 г. N 24. – Справочная система Гарант.

11.      Басовский Л. Е., Протасьев В. Б. Управление качеством: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2005. 

12.      Варакута С. А. Управление качеством продукции: Учебное пособие. – М.: ИНФРА  – М, 2005.

13.      Девид Б. Основы управления качеством. – СПб: Питер, 2005.

14.      Иванченко Г.Н. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов: 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

15.      Козлов А.Л. Стандартизация, метрология и сертификация: Учебник. – М.: Юрайт-издат, 2004.

16.      Медведев А.М. Международная стандартизация. М.: Издательство стандартов, 2005.

17.      Менеджмент систем качества. / Круглов М.Г. и др. - М.: Издательство стандартов, 2004.

18.      Галеев В.И., Варгина М.К. Характеристика ФЗ «О техническом регулировании» // Сертификация. - 2005 - №1. – с. 49 – 59.

19.      Варгина М.К. Направления совершенствования сертификации и стандартизации в России // Сертификация - 2005 - №1. – с. 17 – 31.


[1] Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ. – Справочная система Гарант. – ст.2.

[2] Козлов А.Л. Стандартизация, метрология и сертификация: Учебник. – М.: Юрайт-издат, 2004. – с. 115.

[3] Иванченко Г.Н. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов: 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – с. 137.

[4] Галеев В.И., Варгина М.К. Характеристика ФЗ «О техническом регулировании» // Сертификация. - 2005 - №1. – с. 50.

[5] Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ. – Справочная система Гарант. – ст.11.

[6] Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ. – Справочная система Гарант. – ст.39.

[7] Менеджмент систем качества. / Круглов М.Г. и др. - М.: Издательство стандартов, 2004. – с. 180.

[8] Закон «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года N 2300-1 (ред. от 30.12.2001). – Справочная система Гарант. – ст.7.

[9] Закон «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года N 2300-1 (ред. от 30.12.2001). – Справочная система Гарант. – ст.43.

[10] Варакута С. А. Управление качеством продукции: Учебное пособие. – М.: ИНФРА  – М, 2005. – с. 217.

[11] Медведев А.М. Международная стандартизация. М.: Издательство стандартов, 2005. – с. 69.