№ заказа

256.1

Вариант, тема

Дисциплина

Аграрное право

Исполнитель

Лещенко Н.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача

Сельскохозяйственный производственный кооператив им. Горько­го и АО «Колосс» 14 февраля 1995 года заключили договор контракта­ции на 2500 т картофеля в 1995 году на промышленную переработку с поставкой в период апреля-декабря. АО «Колосс» перечислило коопе­ративу в августе 900 млн. руб. Кооператив поставил в течение апреля-августа картофеля на сумму 511 млн. руб. и побочную продукцию на сумму 6 млн. руб. 13 июня 1996 года АО «Колосс» обратилось в арбит­ражный суд с исковым заявлением на сумму 915 млн. руб., из которых 389 млн. руб — стоимость недопоставленной кооперативом продук­ции, именуемая истцом основным долгом; а 526 млн. руб. составили проценты за пользование денежными средствами по ставке ЦБ РФ 180% годовых, начиная с 01.09.95 по 31.05.96. Истец сослался на ст. 15, 307, 393, 395 ГК РФ, а также на Федеральный закон РФ от 2 декабря 1994 г. «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сы­рья и продовольствия для государственных нужд».

Определите правовую природу договора между сельскохозяйст­венным кооперативом им. Горького и АО «Колосс».

Каков порядок заключения и изменения договоров на реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия?

Каков субъектный состав указанного договора? Определите поря­док формирования' федерального и регионального продовольствен­ных фондов для государственных нужд, порядок размещения государ­ственных заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной про­дукции, сырья и продовольствия.

Раскройте содержание правовых актов, регулирующих договор­ные отношения по закупкам и поставкам сельскохозяйственной про­дукции, сырья и продовольствия в федеральный и региональные про­довольственные фонды для государственных нужд.

Какова ответственность сторон за неисполнение договора закупки и поставки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольст­вия? Каковы основания для освобождения от ответственности за не­исполнение обязанностей по договорам закупки и поставки сельско­хозяйственной продукции, сырья и продовольствия сельскохозяйст­венных коммерческих организаций (предприятий)? Какими доказа­тельствами подтверждается невозможность исполнения договорных обязательств сельскохозяйственными коммерческими организациями (предприятиями)? Как следует решить данный спор?

Решение:

По  условию задачи между производственным кооперативом им. Горького и АО «Колос» 14 февраля 1995г. был заключен договор контрактации картофеля на промышленную переработку с поставкой в период апреля- декабрь .  

Ст.535 ГК РФ устанавливает, что по договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю- лицу, осуществляющему закупку такой продукции для переработки или продажи.

Отношения между производителем продукции (продавцом) и заготовителем (контрактантом)  могут классифицироваться как отношения по договору контрактации только при одновременном выполнении следующих условий:

1) одной из сторон договора является производитель сельскохозяйственной продукции;

2) в рамках договора производитель реализует произведенную (выращенную) им сельскохозяйственную продукцию (а не закупленную у других производителей);

3) другая сторона договора - заготовитель закупает продукцию с целью осуществления предпринимательской деятельности, т.е. для перепродажи или переработки, а не для личного потребления.

Предметом данного договора является поставка будущего картофеля с целью его переработки заготовителем.

Обязанности производителя сельскохозяйственной продукции заключается  в передаче заготовителю произведенной продукции. Единственная особенность условия о передаче товара в договоре  контрактации связана с необходимостью передать ее в согласованном ассортименте. Как следует из ст.537 ГК РФ, ассортимент относится к существенным условиям договора контрактации.

Обязанности заготовителя сводятся к принятию товара и его оплате. В отличие от общих норм, применяемых к купле- продаже, заготовитель, как правило, обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения. Кроме того, заготовитель обязан обеспечить ее вывоз за пределы хозяйства производителя (п.1 ст.536 ГК РФ.)

 На реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия могут быть использованы несколько видов договоров: Это может быть договор контрактации,  договор купли- продажи, договор поставки, договор поставки для государственных нужд. Данные договоры являются разновидностью договора купли- продажи

Объединяет эти несколько видов договоров на реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия  то что предметом данных видов договоров являются любые не изъятые из оборота вещи, определенные родовыми признаками. Договор должен быть заключен в письменной форме.

В договорах на реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия должны быть оговорены следующие моменты:

- количество, ассортимент, качество, цена сельскохозяйственной продукции, являющейся предметом оговора контрактации;

- место и сроки передачи продукции;

- ответственность сельскохозяйственного производителя и заготовителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.

Субъектами данного вида продукции, согласно ГК РФ являются с одной стороны, производитель сельскохозяйственной продукции, а с другой- ее заготовитель, осуществляющей закупку такой продукции для переработки или продажи.

Субъектный состав данного договора следующий сельскохозяйственный производственный кооператив им. Горького выступает производителем сельскохозяйственной продукции (продавец)  АО «Колос» является заготовителем (контрактом)

Порядок формирования федерального и регионального продовольственных фондов для государственных нужд осуществляется на основании Федерального закона от 2 декабря 1994 г. N 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» (с изменениями от 10 января 2003 г.), и временном положением о размещении государственного заказа на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в федеральный фонд на конкурсной основе (утвержденного Минэкономики РФ, Минфином РФ, Минсельхозпродом РФ и Роскомрыболовством 26 марта 1996г.)

Согласно Федеральному закону от 2 декабря 1994г.   в Российской Федерации устанавливаются два уровня формирования заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для:

·                    федеральных государственных нужд (федеральный фонд);

·                    региональных государственных нужд (региональные фонды).

Федеральный фонд создается для удовлетворения потребностей в сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, экологически загрязненных территорий, сил обороны и государственной безопасности и приравненных к ним спецпотребителей независимо от их размещения, городов Москвы и Санкт-Петербурга, формирования государственных продовольственных резервов и оперативного резерва Правительства Российской Федерации, обеспечения экспортных поставок.

Перечень и объемы закупок и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в федеральный фонд определяются Правительством Российской Федерации и формируются на договорной основе преимущественно в зонах товарного производства на территории Российской Федерации, а при отсутствии или недостатке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на территории Российской Федерации - за ее пределами.

Региональные фонды создаются для удовлетворения потребностей субъектов Российской Федерации в сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии.

Перечень и объемы закупок и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в региональный фонд определяются соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и формируются на основе договоров с товаропроизводителями (поставщиками), включая личные подсобные хозяйства, как на собственной территории субъекта Российской Федерации, так и за ее пределами.

Согласно временному положению о размещении государственного заказа на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в федеральный фонд на конкурсной основе (утвержденного Минэкономики РФ, Минфином РФ, Минсельхозпродом РФ и Роскомрыболовством 26 марта 1996г.) Правительство Российской Федерации определяет государственных заказчиков для формирования федерального фонда сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Государственные заказчики осуществляют на конкурсной основе выбор товаропроизводителей (поставщиков) сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд и обеспечивают своевременное заключение государственных контрактов на закупку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для федеральных государственных нужд с определением в контрактах объемов поставок указанных товаров, их ассортимента, качества, порядка закупки и поставки, цен, сроков и порядка расчетов, имущественной ответственности сторон.

Целью размещения государственного заказа на закупку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в федеральный фонд на конкурсной основе является выбор поставщиков, предложивших оптимальные условия по поставкам в федеральный фонд.

Организация и проведение конкурсов осуществляется на основании следующих принципов: создание равных конкурентных условий для всех предприятий и организаций (поставщиков), независимо от форм собственности, гласность, объективность оценки и единство требований.

Номенклатура продукции, объемы закупок и поставок в федеральный фонд, а также основные ее потребители определяются Министерством экономики Российской Федерации по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами и утверждаются Правительством Российской Федерации.

В конкурсе могут принимать участие любые российские предприятия и организации, независимо от форм собственности, а в случае недостаточного предложения продукции российскими предприятиями и организациями - также зарубежные предприятия и организации.

Государственными заказчиками по формированию федерального фонда образуются конкурсные комиссии с участием представителей Минсельхозпрода России, Минэкономики России, Минфина России, Федеральной продовольственной корпорации, Госкомрезерва, Роскомрыболовства, Роскомторга, Центрального банка России, ГКАП России, основных получателей продукции федерального фонда и других по размещению на конкурсной основе государственных заказов на закупку и поставку в федеральный фонд сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Договорные отношения о закупкам и поставкам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в федеральные и региональные продовольственные фонды для государственных нужд как было указано выше урегулированы следующими нормативно- правовыми актами. Федеральным законом от 2 декабря 1994 г. N 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» (с изменениями от 10 января 2003 г.), и временным положением утвержденного Минэкономики РФ, Минфином РФ, Минсельхозпродом РФ и Роскомрыболовством 26 марта 1996г.) «О размещении государственного заказа на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в федеральный фонд на конкурсной основе».

Федеральный закон от 2 декабря 1994 г. N 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» (с изменениями от 10 января 2003 г.), устанавливает, что государственные нужды - федеральные потребности и потребности субъектов Российской Федерации в сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии.

Закупка - форма организованного приобретения государством сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия у товаропроизводителей (поставщиков) для последующей переработки или реализации потребителю (покупателю) на взаимовыгодных договорных условиях.

Поставка - форма организованных договорных отношений между товаропроизводителем (поставщиком) и потребителем (покупателем) готовой для использования сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

Устанавливает два уровня формирования заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для: для федеральных и региональных нужд.

Устанавливает порядок формирования объемов закупок и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд. Закрепляет, что  функции по закупке и поставке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для формирования федерального и региональных фондов могут осуществлять на конкурсной основе с последующим заключением договоров хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, другие предприятия, организации и учреждения независимо от форм собственности.

Закрепляет, что может служить стимулированием закупок и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд, к которым относятся: льготы по налогообложению; целевые дотации и субсидии; кредиты на льготных условиях; валютные средства, оставляемые на льготных условиях в их распоряжении при реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на экспорт; ассигнования из федерального бюджета, необходимые для обеспечения прироста объемов производства и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Устанавливает ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязательств по закупкам и поставкам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд

Временным положением утвержденного Минэкономики РФ, Минфином РФ, Минсельхозпродом РФ и Роскомрыболовством 26 марта 1996г.) «О размещении государственного заказа на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в федеральный фонд на конкурсной основе» установлена процедура проведения конкурсов на выбор поставщика сельскохозяйственной продукции для государственных нужд, определен порядок заключения контрактов, состав конкурсной комиссии, порядок заключения государственного контракта.

      Специфика сельскохозяйственного производства серьезно повлияла на юридическое нормирование ответственности сторон договора. Ст.538 ГК РФ устанавливает, что производитель сельскохозяйственной продукции, не исполнивший либо ненадлежащим образом исполнивший обязательство, несет ответственность при наличии его вины.

При нарушении сторонами тех или иных условий договора контрактации применяются последствия, предусмотренные нормами о договоре поставки и общими положениями о договоре купли-продажи.

Неустойка (штраф, пени) может быть взыскана, как правило, по основаниям и в размере, установленным конкретным договором контрактации (договорная неустойка), однако предусмотрена и законная неустойка.

Ответственность заготовителя за несвоевременную оплату сельскохозяйственной продукции предусмотрена Законом о закупках при поставках для государственных нужд. В случае неисполнения обязательств договора по объему закупок и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд в установленный срок виновная сторона уплачивает другой стороне неустойку (штраф) в размере 50 процентов от стоимости недопоставленной или непринятой продукции. Кроме уплаты неустойки (штрафа) товаропроизводители (поставщики) или потребители (покупатели) возмещают также причиненные по их вине убытки в части, не покрытой неустойкой.

Товаропроизводитель (поставщик), не исполнивший или исполнивший ненадлежащим образом обязательства, содержащиеся в договоре, может быть лишен полностью или частично права на получение льгот, установленных в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 7 Федерального закона.

Уплата неустойки и возмещение убытков в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства не освобождают виновную сторону от исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено договором.

Государственный заказчик вправе отказаться полностью или частично от закупки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд, предусмотренных договором, в случае, когда необходимость в продукции данного вида отпала, при условии полного возмещения им товаропроизводителю (поставщику) причиненных по вине государственного заказчика убытков в соответствии с действующим законодательством, если иное не установлено договором.

За несвоевременную оплату закупленной и поставленной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд, а также за несвоевременное авансирование продукции растениеводства потребители (покупатели) уплачивают пеню в пользу товаропроизводителей (поставщиков) в размере 2 процентов от суммы несвоевременно оплаченной продукции за каждый день просрочки платежа, а при просрочке оплаты более 30 дней - в размере 3 процентов. Взыскание пени производится в безакцептном порядке банками потребителя (покупателя) продукции с взиманием в свою пользу до 5 процентов от суммы взысканной пени.

Условия ответственности производителя сельскохозяйственной продукции за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств определены исходя из принципа благоприятствования производителю, применяемого с учетом особенностей сельского хозяйства, подверженного не всегда предсказуемым влияниям воздействия среды, особого риска, присущего сельскохозяйственному производству.

В исключение из общего правила, устанавливающего ответственность должника при осуществлении предпринимательской деятельности независимо от наличия вины предусматривает ответственность производителя перед заготовителем только за виновное нарушение.

 В соответствии с пп.2, 3 ст.401 ГК отсутствие вины либо влияние на исполнение обязательств непреодолимой силы доказывает производитель сельскохозяйственной продукции. В качестве обстоятельств непреодолимой силы, освобождающих производителя от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору контрактации, могут быть названы такие природные стихийные (непредсказуемые заранее) явления, как резкие температурные колебания, влекущие гибель урожая или его позднее созревание, пожары, уничтожившие урожай, градобитие, редко встречаемые в соответствующих условиях паводки или наводнения и т.д.

Доказательством форс-мажорных обстоятельств и сроков их действия служат справки, которые выдаются Торгово-Промышленной палатой или уполномоченными органами местной (по месту форс-мажорных обстоятельств) государственной администрацией

Не несет производитель ответственности и тогда, когда в неисполнении или ненадлежащем исполнении имеется вина заготовителя или когда обязательства не исполнены вследствие просрочки заготовителя в исполнении встречных обязательств (ст.328, 404, 405 ГК РФ)

Таким образом, на основании выше изложенного следует, что исковые требования производственного кооператива им. Горького должны быть удовлетворены в полном объеме, однако  ссылка истца на Федеральный закон от 2 декабря 1994 года «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» неправомерна, так как данным федеральным законом установлены общие правовые и экономические принципы и положения формирования, размещения и исполнения на договорной основе заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд предприятиями, организациями и учреждениями, расположенными на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности.

Библиография:

1.      ГК РФ;

2.      Федеральный закон от 2 декабря 1994 г. N 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» (с изменениями от 10 января 2003 г.);

  1. Временное положение о размещении государственного заказа на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в федеральный фонд на конкурсной основе (утвержденного Минэкономики РФ, Минфином РФ, Минсельхозпродом РФ и Роскомрыболовством 26 марта 1996г.);
  2. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ (постатейный) (под ред. О.Н.Садикова) - М.: Юридическая фирма Контракт; Инфра - М, 1998 г.
  3. Аграрное право, под ред. Г.Е. Быстрова, М.2000 г.;
  4. Гражданское право, ч.2., под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого, М.1998г.