Содержание

Введение. 3

1. Изменения в системе органов власти и управления во второй половине XIX века. 4

2. Госуправления в России в период I российской революции и после нее (1900 -1914 гг.) 8

3. Государственное управление в России в период I мировой войны (1914-1917 гг.) 11

4. Причины краха самодержавия. 14

Заключение. 16

Список литературы.. 17

Введение

После крестьянской реформы 1861 г. начался период капиталистического развития России.

Реформы 60-70-х годов ввели в государственный строй России элементы буржуазной государственности: создали выборные представительные учреждения местного административно-хозяйственного управления (земские и городские органы "самоуправления"), выборные органы суда (мировые судьи), установили основы буржуазного судоустройства и судопроизводства, более гибкие буржуазные формы государственного финансового контроля и цензуры, ввели принцип всесословности в комплектование армии и в деятельность органов народного просвещения и т п. В организации и деятельности старых, наследованных от крепостнической монархии учреждений, появились новые элементы: представители буржуазии стали чаще приглашаться в качестве членов в совещательные отраслевые учреждения министерств (комитеты, советы) при сохранении в них преобладания чиновников-дворян, в министерствах была проведена децентрализация управления с расширением полномочий местных органов. В деятельности высших государственных органов (Комитет министров, Государственный совет, Сенат) все большее место стали занимать дела, связанные с буржуазным предпринимательством и собственностью, акционерными обществами и компаниями; правительственный аппарат самодержавия все больше считался с мнениями дворянской и буржуазной общественности, выраженными через периодическую печать и публицистику.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение процесса изменения в государственно-политическом управлении со второй половины XIX века по 1917 год, а также падение монархии в России.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

-             Рассмотреть особенности изменения в системе органов власти;

-             Описать изменения в системе госуправления в период 1900 -1914 гг.;

-             Раскрыть особенности госуправления в период Первой Мировой войны;

-             Рассмотреть основные причины краха самодержавия.

1. Изменения в системе органов власти и управления во второй половине XIX века

Развитие Российского государства во второй половине XIX в. проходит как бы два основных этапа. Вначале проводятся буржуазные реформы 60- 70-х годов. В 80-е годы устанавливается жестокий полицейский режим, предпринимаются попытки отказаться от основных положений буржуазных реформ. В 60-70 годы революционное и демократическое движение заставило царизм несколько изменить внутреннюю политику в связи с тем, что была при Николае I. В кругах, близких к царю, стали вынашиваться идеи ограничения власти монарха, т.е. идеи перехода России к конституционной монархии. Конечно, предложения были весьма умеренными. Прямо о конституции в них не говорилось, предлагалось лишь включение в Государственный совет выборных лиц от земств и городов, но эти попытки были отброшены после убийства Александра II.

Новый царь, Александр III, некоторое время выжидал, опасаясь активности народников. Однако 29 апреля 1881 г. он подписал Манифест о незыблемости самодержавия. Абсолютный монарх сохранил все свои прежние неограниченные права в области законодательства, исполнительной и судебной деятельности.

В 1861 г. был создан новый высший орган - Совет министров, председателем которого считался император. Комитет министров сохранялся, но он рассматривал главным образом текущие дела. Совету министров поручалось рассмотрение наиболее важных государственных вопросов. В его состав входили министры, начальники главных управлений, председатель Комитета министров, председатель Государственного совета, другие высшие чиновники. Несмотря на свое название, Совет министров не являлся правительством. Он имел только совещательное значение. Никакой самостоятельностью в решении вопросов государственного управления Совет министров не обладал.[1]

Ослабевает значение Государственного совета, члены которого назначались пожизненно и вели себя иногда относительно независимо, что не нравилось Александру III. Он при решении большинства государственных вопросов опирался на комитет министров, который и становиться в это время основным совещательным органом.

Высшим судебным органом страны продолжал оставаться Сенат. Он постепенно превращался в своеобразную богадельню. В него назначались потерявшие способность к работе в других сферах государственного управления высшие и средние чиновники. В Сенате они, получая солидные денежные вознаграждения, практически ничего не делали.

После крестьянской реформы 1861 г. усилилась роль Министерства финансов. На него возлагалось проведение выкупных операций по всей стране. В связи с этим в Составе министерства финансов создается специальное главное выкупное учреждение, которое и наблюдало за тем, чтобы крестьяне своевременно выплачивали долги за полученные ими земельные наделы.

Поскольку Россия вступила на путь капиталистического развития, то требовалось усиление деятельности правительственных органов по руководству промышленностью и торговлей.

Возникла необходимость поощрять развитие частного капитала. Эта деятельность называлась попечительством. В аппарате Министерства финансов образовался департамент торговли и мануфактур. Он руководил казенной промышленностью, т. е. предприятиями, которые принадлежали государству и лично царю. Кроме того, этот департамент оказывал финансовую помощь частной промышленности.

Закономерности экономического развития заставляли самодержавие принимать меры по строительству в стране железных дорог. В 50-60-х годах царизм испытывал серьезные затруднения в финансовых средствах для проведения этой работы. Ему приходилось опираться на частный капитал, поощряя деятельность буржуазии по участию в железнодорожном строительстве. В связи с этим в 1865 г. образовалось Министерство путей сообщения, которое и координировало деятельность по "строительству железных дорог. В дальнейшем царизм стал вести строительство и за счет государственных средств. В начале данного периода продолжало функционировать 3-е отделение канцелярии царя. В качестве вспомогательного органа, в 1862 г. образовалась Следственная комиссия по делам о распространении революционных воззваний. Материалы этой комиссии послужили основой для организации ряда политических судебных процессов (нечаевцев и других).

В 70-х годах главная задача 3-го отделения состояла в ведении дознаний по делам народников. Необходимо было усилить органы политического сыска, поскольку народники упорно продолжали преследовать царя, готовя его убийство. Обстановка требовала усиления охраны самодержавного строя, 3-е отделение явно не справлялось со своей основной задачей. В связи с этим возникла необходимость перестройки всей системы организации полицейских органов.

В феврале 1880 г. создается Верховная распорядительная комиссия по охране государственного порядка и общественного спокойствия во главе с генералом Лорис-Меликовым. Он был за твердую диктатуру в борьбе с революционным движением, но считал, что чересчур крутые меры могут повредить царизму. Верховной комиссии временно подчинялись 3-е отделение и корпус жандармов. Комиссия вела. расследование по делам о политических преступлениях в Петербурге и окрестностях. Кроме того, она осуществляла надзор за такими делами в целом по стране. Ее главная задача состояла в объединении всех карательных органов для борьбы с революционным движением.

В июле 1880 г. последовало упразднение 3-го отделения, а функции политического сыска перешли в Министерство внутренних дел.

В системе МВД создается Главное управление по делам печати, первые шаги которого выразились в запрещении печатных органов революционных демократов. В 1879 г. в МВД образуется Главное тюремное управление. Прекратили существование смирительные и работные дома, долговые тюрьмы. Создавались крупные тюрьмы с центральным подчинением - так называемые централы (например, Александровский централ вблизи Иркутска). С ликвидацией 3-го отделения политические тюрьмы (Петропавловская крепость и др.) перешли в ведение Главного тюремного управления. Возрастает в это время число каторжных тюрем, главным образом в Сибири. В 1895 г. тюрьмы перешли в ведение Министерства юстиции.[2]

6 августа 1880 г. при МВД создается департамент полиции - важнейшая часть министерства. Руководство им возлагалось на товарища (заместителя) министра. В контакте с ним действовал Отдельный корпус жандармов, который вошел в МВД. Шефом жандармов стал министр внутренних дел. В составе департамента полиции было семь делопроизводств. Главную роль среди них играло третье делопроизводство, ведавшее политическим сыском и охраной царя. В 1898 г. вместо этого делопроизводства образовался Особый отдел департамента полиции,

В 80-е годы, особенно после убийства Александра II, усилилась роль губернаторов, которые получили право запрещать собрания, закрывать печатные органы. Особые права они имели в местностях, объявленных на положении усиленной охраны. Губернаторы могли арестовывать и высылать из таких мест в административном порядке неблагонадежных лиц.

В 1862 г. была проведена полицейская реформа, которая внесла некоторые изменения в организацию местной полиции. В связи с тем, что после освобождения крестьян произошло упразднение вотчинной полиции, потребовалось укрепить уездные полицейские органы. Вместо городских и земских исправников создавались уездные полицейские управления во главе с исправниками. Одновременно усиливалась полиция и в более мелких территориальных единицах - станах. В помощь становому приставу вводилась должность полицейского урядника.

В городах полицейские органы возглавляли градоначальники (более крупные города) и полицмейстеры. Они имели специальные канцелярии, которые и ведали полицейскими вопросами. Города делились на части или участки и околотки, а во главе этих территориальных единиц стояли участковые и околоточные надзиратели. Жандармские округа были упразднены. В каждой губернии появилось жандармское губернское управление.

Если во всех этих изменениях влияние буржуазии почти незаметно, то реформы 60-70-х годов в области самоуправления дают буржуазии реальную власть на местах при всех ограничениях и преградах, которые ставило законодательство. Главная идея изменений в местном управлении состояла во введении или расширении принципа самоуправления.

2. Госуправления в России в период I российской революции и после нее (1900 -1914 гг.)

В конце XIX - начале XX в. Россия одновременно с передовыми капиталистическими странами вступает в новую стадию развития. Это было результатом бурного капиталистического роста, проходившего в стране в пореформенный период. Следует отметить к тому же, что русские капиталисты, используя накопленный опыт других стран, строили свои заводы и фабрики на новейшей технической основе.

В результате революции 1905-1907 гг. И после нее Россия сдала еще один шаг по пути превращения феодальной монархии в буржуазную. При этом справедливо считают данный шаг даже более серьезным, чем тот, что был сделан в эпоху реформ 60-70-х годов. Важнейшим событием в этом плане явилось создание всероссийского представительного органа - Государственной думы.

При выборах в I Государственную думу больше всех мест получили кадеты - одну треть общего числа членов Думы. Много мест имели также октябристы. Блок кадетов с октябристами давал им явное большинство в Думе.

Крайне правые партии - монархические - потерпели на выборах поражение, их представительство в Думе было незначительным.

Царизм недолго терпел оппозиционную I Думу, через 72 дня она была досрочно распущена. После проведения выборов во II Думу и начала ее работы обнаружилось, что она еще долее оппозиционна самодержавию, чем предыдущая. Усилившаяся оппозиционность новой Думы правительству была явлением неожиданным. Во II Думе сохранялось кадетско-октябристское большинство, которое проявило себя как активный противник правительства, что явно не соответствовало трусливой и непоследовательной природе русской буржуазии.

Во II Думе продолжались различные запросы к правительству и отдельным министрам по поводу злоупотреблений и незаконных действий должностных лиц. Дальше терпеть такую Думу царизм не хотел.

Выборы в III Думу дали желательный для царизма результат. По новой системе первая курия, где преобладали дворяне-помещики, получила более 51 % выборщиков. Крестьяне - самая многочисленная часть населения - получила 22,4 % , рабочие - немногим более 2 % . При выборах в III Думу большое место получили правые реакционные монархические партии, слабее были представлены октябристы, но все же их роль оставалась значительной. Потеряли свои прежние позиции кадеты. Таким образом, III Дума была по преимуществу черносотенной, она стала более послушным орудием самодержавия.

Царь, произведя государственный переворот, продемонстрировал, что он всегда может практически единолично изменить любой закон, игнорируя Думу. Он действовал как абсолютный монарх, который никому не должен давать отчет.

Так или иначе, Дума являлась все-таки законодательным, а не законосовещательным органом. Считалось, что ни один закон в государстве не мог быть принят без одобрения Думой. Царь сам принимать законы не мог. Он лишь утверждать (или не утверждал) то, что рассматривалось думой.

В законодательстве предусматривалось одно исключение. Царь мог самостоятельно принимать чрезвычайные законы в неотложных случаях, когда были перерывы между заседаниями Думы. Такой чрезвычайный закон обязательно затем вносился на рассмотрение Думы не позднее чем через два месяца после начала ее заседаний. Если в течение этого времени данный закон не вносился на рассмотрение Думы, то он переставал действовать. Это была определенная лазейка для царизма, и он ею охотно пользовался.

Царь реорганизовал Государственный совет, наделив его полномочиями, которых Совет ранее не имел. Государственный совет стал выступать в качестве как бы второй палаты по отношению к Думе. Его состав был более реакционным. Половина Совета назначалась царем, другая половина была выборной.

Выборы в Государственный совет были организованы так, что демократические элементы и трудящиеся туда попасть не могли. Выбирались в Государственный совет от губернских земских собраний в соответствии с имущественным цензом представители имущественных классов, а также представители духовенства, члены дворянских обществ. Императорская академия и университеты избирали академиков и профессоров. Представители крупной буржуазии получили возможность выдвигать своих выборных от Совета торговли и промышленности.[3]

Законопроект из Думы поступал в Государственный совет, который мог при желании отклонить его. Многие законопроекты так и не получили одобрения Государственного совета. Так, Государственная дума сделала попытку добиться принятия акта об отмене смертной казни. Этот законопроект был отклонен Государственным советом.

В годы реакции усилилась роль карательных органов, особенно департамента полиции и жандармерии. Создается также широкая сеть специальных охранных отделений, положение о которых было утверждено Столыпиным в феврале 1907 г. Формально они создавались при губернаторах и градоначальниках. Однако последние не вмешивались в деятельность этих органов, которые фактически непосредственно подчинялись департаменту полицию

Важным событием явилось рождение в ходе революции 1905-1907 гг. Принципиально нового политического явления - Советов рабочих, крестьянских, солдатских депутатов - органов революционной власти.

Революция заставила царизм дать народу демократические права и свободы. Возникает свобода печати, собраний, политических организаций. На базе этого возникают политические партии, выходят из подполья ранее созданные.

3. Государственное управление в России в период I мировой войны (1914-1917 гг.)

Во время войны царское правительство предприняло ряд мер, направленных на приспособление деятельности отдельных органов к военным условиям и усиливающих вмешательство государства в экономику страны. Ряд изменений свидетельствует об очередном шаге России по пути превращения феодальной монархии в буржуазную.

Дума четвертого созыва, избранная в 1922 г. На основе избирательного закона от 3 июня 1907 г., представляла собой октябристско-кадетское учреждение. Социал-демократическая фракция, включая большевиков, занимала в Думе 14 мест. Через три месяца после начала войны она была обвинена в государственной измене, арестована, а затем осуждена и выслана на вечное поселение в Туруханский край.

Дума созывалась царем не регулярно. По важнейшим вопросам государственной жизни царь издавал указы в соответствии со Столыпин. 87 Основных законов Российской империи 1906 г. В обход Думы. Лидеры помещичье-буржуазных фракций, которых беспокоила опасность срыва колонизаторских планов русской империалистической буржуазии, пытались повлиять на политику правительства, добиться создания ответственного перед Думой правительства.

Государственный аппарат оказался неспособным решать поставленные войной задачи. Возникла необходимость в создании чрезвычайных органов. В 1915 г. Были образованы межведомственные органы - особые совещания. Эти органы состояли из представителей различных учреждений, ведомств и организаций. Первым было учреждено Особое совещание по снабжению армии, которое несколько позднее было преобразовано в четыре особых совещания: по обороне, топливу, продовольственному делу, по перевозке топлива, продовольственных и военных грузов. 30 августа было создано Особое совещание по устройству беженцев.

Местными органами особых совещаний были их комиссий и уполномоченные. Комиссии особых совещаний были созданы в губернских городах, уполномоченные действовали как в губернских городах, так и в уездных.

Наиболее важное значение имело Особое совещание для обсуждения и объединения мероприятий по обороне, которое относилось к числу высших государственных учреждений и не было подведомственно какому-либо другому органу управления. Оно было наделено широкими полномочиями. Председателем его являлся военный министр, в состав входили: председатели Государственного совета, Думы, по девять членов от этих же органов, по одному представителю по назначению от министерств - морского, финансов, путей сообщения, торговли и промышленности и государственного контроля, пять представителей от военного министерства, по одному представителю от Всероссийского земского и городского союза и четыре представителя от Центрального военно-промышленного комитета.[4]

Военная обстановка вызвала расширение компетенции генерал-гебернаторов и военных властей в местностях, объявленных на военном положении. Объявление местностей на военном положении давало административной власти в лице генерал-губернатора чрезвычайно широкие права - административные, полицейские и судебные. Он имел право издавать обязательные постановления по вопросам, относящимся к предупреждению нарушения общественного порядка и государственной безопасности, устанавливать ответственность в виде тюремного заключения сроком на три месяца или денежного штрафа до 3 тыс. р. за нарушение этих постановлений.

Расширение административной компетенции генерал-губернаторов состояло вправе: воспрещать всякие народные, общественные и частные собрания; делать распоряжения о закрытии всяких торговых и промышленных заведений на срок или на все время военного положения; разрешать чрезвычайные, приостанавливать и закрывать очередные собрания сословных и городских учреждений и в каждом отдельном случае определять вопросы, подлежащие устранению из обсуждения этих собраний; приостанавливать периодические издания на все время объявленного военного положения; закрывать учебные заведения на срок до одного месяца и др.

В начале войны царизм вынужден был дать буржуазии разрешение на создание Всероссийского союза земств и Российского союза городов, объединившихся затем в единый Всероссийский союз земств и городов (Земгор). Этот орган первоначально занимался организацией госпиталей, производством медикаментов, заботой о раненых и больных солдатах, а позднее был допущен к участию в снабжении фронта продовольствием и снаряжением.

Местными органами Земгора были его областные и местные комитеты. Правительство представило Земгору права полувоенной организации. Его чиновники носили полувоенную форму и освобождались от военной службы. При помощи Земгора буржуазия добивалась усиления своего влияния на государственные дела, получила возможность более активного проникновения в государственный аппарат.[5]

В мае 1915 г. Было начато создание влиятельной организации буржуазии - военно-промышленных комитетов. Положением о военно-промышленных комитетах, утвержденным царем 27 августа 1915 г., они создавались для содействия правительственным учреждениям в деле снабжения армии и флота снаряжением и довольствием. Были созданы центральный, областные и местные военно-промышленные комитеты.

Таким образом, война внесла определенные изменения в государственный механизм Российской империи, однако они не были принципиальными и даже сколько-нибудь существенными. Вновь созданные государственные и полугосударственные органы лишь дополняли сложный бюрократический аппарат, часто работавший на холостом ходу. Вместе с тем в годы войны возросло влияние буржуазии на государственное управление, развился процесс сращивания государства и монополий. Буржуазия рвалась к власти.

4. Причины краха Российского самодержавия

  В условиях самодержавия развивался капитализм, но главное самодержавие сохранялось. Но, наконец, строй подошел к той черте, когда капитализм не может развиваться вместе с ним, нужно больше прав и свобод, для развития капиталистических отношений. А строй не дает их и через черту перешагивать не собирается. Болт затягивается и вдруг щелчок – дальше затягивать нельзя.

Этим щелчком была революция 1905 года. Крестьянам надоел голод, рабочим бесправие. Но пока у них была хоть какая-нибудь вера во власть, а кризис власти, в том смысле, что власть беспомощна, еще не наступил. Он наступил потом, в 1917. А пока народ только показал, что он уже не настолько слаб, а от него наоборот теперь зависит вся жизнь страны.

Самодержавию как будто сам Бог дал шанс: такая грандиозная революция окончилась их победой, народ еще верил, хотя по логике вещей, вера должна была бы уже и кончиться.

Конечно, не воспользоваться таким шансом было бы глупо, но следует признать: у России действительно был слабый Царь. Но отнюдь не глупый, как говорят большевики, но и не великий, как считают монархисты, а просто семейный. Государственные дела его не интересовали. Последний Царь не хотел быть правителем России по складу его характера. Он был безволен и всегда доверялся судьбе и верил, что судьба его спасет. В 1905 она его действительно спасла, но в 1917 она от него отвернулась. России просто не повезло: в тяжелейшее время у нее оказался слабый Царь.

Здесь же первая причина свержения: потеря веры в Царя. Сколько раз народ ни терял доверия к трону, все равно всегда верили: Царь просто не знает о нашем угнетении, его там обманывают во дворце, а вот если бы он узнал, то помог. Отсюда и «Кровавое воскресение», где народ шел к нему, чтобы вручить петиции о нуждах рабочих. Думали, что поможет. Но Николай не сумел распорядиться этой верой должным образом.[6]

Вторая причина вытекает из первой, и является главной, по мнению монархистов – слабое монархическое правосознание. Простой Ваня знал что Царь – это где-то рядом с Богом («Что Бог на небе, то Царь на Земле»). И вдруг Царь отрекся – значит, Бог отрекся, а если Бога нет, то все дозволено, а отсюда вседозволенность ЧК, грабежи церквей, мародерство, насилие. А вот эта ошибка целиком по вине Николая II. Т.е. ни при каких условиях нельзя было отрекаться от престола.

И правы были монархисты, когда говорили, что нельзя было Николаю бросать Россию. И  что «государи отреклись от Трона, и в народном сердце угасла присяга». Самодержавие и Царь – составляющие одного и того же целого, его неразрывные части. И без самодержавия нет Царя, а без Царя – самодержавия. Но вот народ узнал, что Царь отрекся. Значит, для народа больше нет самодержавия и последние кто ему верил (не верьте большевикам – таких было еще много), окончательно разуверились в способности этого строя править.

Но все равно: ни крестьянство, ни пролетариат никогда бы не созрели до революции если бы их постоянно не подстрекали различного рода агитаторы, начавшие свое «благородное дело» с середины XIX века. Все эти «ходоки в народ» и уже тогда посеяли идеи свержения самодержавия в умах полуграмотных крестьян, а «Руссо с Вольтером и Робеспьер с Дантоном убедили этих «свободы сеятелей пустынных», что республика означает свободу и что поэтому она выше монархии. А революционное движение, по меньшей мере процентов на 70 развалило самодержавный строй. Ибо у любого движения протеста есть лидер, а т.к. стихийное движение легко подавить, поэтому  руководство над движениями протеста, происходивших в феврале 1917 года, всевозможные «революционеры», быстренько подсуетившись, взяли в свои руки. А Ленина монархист Ильин назвал «Пугачев с университетским образованием». И ведь действительно: со времен Екатерины Пугачевы поумнели. Несмотря ни на что, император мог еще спасти Россию в феврале, но не смог из-за его медлительности и упрямости, когда нужна была быстрота действий. Вместо этого Николай II положился на свою судьбу, решив «плыть по течению».

Заключение

В результате проделанной работы был рассмотрен процесс изменения в государственно-политическом управлении со второй половины XIX века по 1917 год, а также причины падения монархии в России.

При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи:

-             Рассмотрены особенности изменения в системе органов власти;

-             Описаны изменения в системе госуправления в период 1900 -1914 гг.;

-             Раскрыты особенности госуправления в период Первой Мировой войны;

-             Рассмотрены основные причины краха самодержавия.

Итак, сделаем выводы: в феврале 1917 года в России свергли самодержавие. Все, что произошло в 1917 – это даже не последствия экономического кризиса, а скорее следствие психологических процессов в обществе, основа которых – вера в самодержавие и в его законность как в строй.

Таким образом, проследив ход событий и исследовав процесс изменения в государственном управлении за данный период, можно заключить, что радикальное изменение в судьбе России обусловлено следующими причинами:

1.           I мировая война привела к общенациональному кризису и экономической разрухе.

2.           Нерешенность аграрного вопроса привела к тому, что крестьянство перестало поддерживать самодержавие и из опоры Трона превратилась в злейшего врага его.

3.           Отречение императора Николая II привело к потери народом веры в самодержавие и в его законность, как в строй. Безвольность и нерешительность Николая II в трагические моменты Февральской революции.

4.           Нежелание строя идти на уступки с капитализмом, который развивался в условиях самодержавия.

5.           Постоянная агитация левых сил против самодержавия и слабая реакция правительства на это.

Список литературы

1.           Грушевский М.Н. История России. – СПб: Питер, 1997.

2.           История России. Учебник для вузов. / Под ред. Орлова А.С. – М.: Инфра-М, 1997.

3.           Кобылев В. П. История государственного управления в России. - М.: Наука, 1999.

4.           Мавродин В.В.  История государственного управления. – М.: Инфра-М, 2003.

5.           Смирнов А. Н. Государственное управление в России вXIX - XX веке. -  М.: Наука, 2002.


[1] Смирнов А. Н. Государственное управление в России вXIX - XX веке. -  М.: Наука, 2002. – с. 74.

[2] Мавродин В.В.  История государственного управления. – М.: Инфра-М, 2003. – 237.

[3] Кобылев В. П. История государственного управления в России. - М.: Наука, 1999. – с. 325.

[4] Смирнов А. Н. Государственное управление в России вXIX - XX веке. -  М.: Наука, 2002. – с. 181.

[5] История России. Учебник для вузов. / Под ред. Орлова А.С. – М.: Инфра-М, 1997. – с.375.

[6] Грушевский М.Н. История России. – СПб: Питер, 1997. – с. 418.