Содержание

1. Особенности налогового учета при начислении НДФЛ.. 2

1.1 Налогоплательщики и налоговые агенты.. 2

1.2. Общие требования по заполнению справки о доходах. 3

2. Порядок переноса убытка на будущий период. 5

3. Применяемые в практике налоговые регистры.. 9

3.1. Регистр учета операций выбытия имущества, работ, услуг, прав. 10

3.2. Регистр учета поступлений денежных средств. 13

Список литературы.. 16

1. Особенности налогового учета при начислении НДФЛ

 

1.1 Налогоплательщики и налоговые агенты

Согласно статье 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (НДФЛ) признаются непосредственно физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. В общем случае налогоплательщик должен самостоятельно исчислять и уплачивать в бюджет сумму налога, плательщиком которого он является. Но для НДФЛ предусмотрен несколько иной порядок. В частности, в отношении большинства видов доходов, источником выплаты которых являются российские организации, индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, постоянные представительства иностранной организации в РФ, исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет сумму налога обязан источник выплаты, т.е. фактически должен выполнить функции налогового агента[1].

Налоговые агенты должны вести учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде по форме № 1-НДФЛ, а также представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц за налоговый период и суммах начисленных и удержанных налогов по форме № 2-НДФЛ не позднее 1 апреля года, следующего на истекшим налоговым периодом. Таким образом, в части доходов, выплаченных физическим лицам в 2004 году, сведения налоговым агентам необходимо подать не позднее 1 апреля 2005 года.

Ввиду постоянных изменений в налогообложении доходов физических лиц, ранее формы № 1-НДФЛ и № 2-НДФЛ утверждались, как правило, на каждый налоговый период. В частности, по доходам за 2003 год формы Налоговой карточки по доходам физических лиц (№ 1-НДФЛ) и Справки о доходах физических лиц (№ 2-НДФЛ) были утверждены приказом МНС России от 31.10.2003 № БГ-3-04/583.

В ходе административной реформы, проведенной в 2004 году, МНС России было преобразовано в Федеральную налоговую службу (ФНС), которая теперь находится в ведение Минфина России. В результате перераспределения функций теперь Минфин России определяет форму, по которой налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами, а также порядок представления сведений о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов на магнитных носителях или с использованием средств телекоммуникаций, а ФНС России утверждает форму сведений о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов. На момент подписания номера в печать приказ ФНС России от 20.12.2004 № САЭ-3-04/163@, утверждающий эти формы, находился на регистрации в Минюсте России. Следует отметить, что форма по сравнению с 2003 годом не изменилась. Таким образом, для ведения налогового учета и составления налоговой отчетности по НДФЛ за 2004 год налоговым агентам следует использовать формы №1-НДФЛ и №2-НДФЛ, которые применялись в предыдущем налоговом периоде.

1.2. Общие требования по заполнению справки о доходах

В соответствии с установленным порядком сведения о доходах физических лиц по форме № 2-НДФЛ представляются на магнитных носителях или с использованием средств телекоммуникаций. Исключение сделано только для налоговых агентов, у которых численность физических лиц, получивших доходы в 2004 году, не превышает 10 человек. В этом случае сведения можно представлять на бумажных носителях. Для заполнения справки используются данные, содержащиеся в налоговой карточке, а также справочная информация, приведенная в приложении к формам № 1-НДФЛ и № 2-НДФЛ "Справочники", утвержденном приказом МНС России от 01.11.2000 № БГ-3-08/379. Из справочников выбираются значения реквизитов, помеченных значком "*".

В справке отражаются сведения о доходах, выплаченных физическому лицу налоговым агентом - источником дохода, суммах предоставленных вычетов, а также суммах исчисленного и удержанного налога. При этом все суммы, за исключением сумм НДФЛ, указываются в рублях и копейках через десятичную точку. Суммы НДФЛ отражаются в целых рублях. Заполняя формы № 2-НДФЛ на бумажном носителе, в случае отсутствия в данных копеек, после десятичной точки нужно проставить два нуля.

Сведения о доходах по тем физическим лицам, по которым налоговый агент (источник дохода) произвел перерасчет НДФЛ за предшествующие периоды в связи с уточнением налоговых обязательств указанных лиц, представляются в виде новой справки вместо ранее представленной. Поэтому ей следует присвоить новый номер и указать новую дату составления.

При представлении на бумажном носителе справка печатается на лазерном, матричном или струйном принтере или на пишущей машинке.

Если какие-либо разделы (пункты) справки не заполняются, то и их наименования можно не печатать. При этом нумерация разделов не изменяется. Какие-либо исправления в справке не допускаются[2].

В разделе 1 приводятся сведения о налоговом агенте - источнике дохода. Они включают следующие данные: ИНН/КПП налогового агента (пункт 1.1), телефон для контактов (пункт 1.2), код территории муниципального образования (ОКАТО), в бюджет которого перечисляется налог (пункт 1.3), наименование налогового агента (пункт 1.4). Эти сведения, за исключением контактного телефона, переносятся из раздела 1 налоговой карточки.

В разделе 2 Справки о доходах приводятся данные о физическом лице - получателе дохода.

В пункте 2.1 приводится идентификационный номер налогоплательщика, если он имеется у физического лица. Если он указан, то в разделе 2 можно не заполнять пункты 2.5 и 2.6, в которых указывается код вида документа, удостоверяющего личность и данные этого документа, а также 2.7 "Дата рождения" и 2.9 "Адрес постоянного места жительства.

В пункте 2.2 указывается номер страхового свидетельства ПФ РФ.

При заполнении пункта 2.3 "Статус" в том случае, если физическое лицо находилось в России в общей сложности менее 183 дней, то есть оно не является налоговым резидентом РФ, проставляется цифра 2. Если налогоплательщик - налоговый резидент РФ, то вписывается цифра 1.

Фамилия, имя, отчество налогоплательщика указываются в пункте 2.4. Эти данные записываются полностью, без сокращений, в соответствии с документом, удостоверяющим личность физического лица. В случае двойной фамилии слова разделяются дефисом. Для иностранных физических лиц допускается при написании использование букв латинского алфавита.

Пункт 2.5 заполняется выбором из Справочника "Виды документов, удостоверяющих личность налогоплательщика", а пункт 2.8 и показатель "Код страны" пункта 2.9 - из Общероссийского классификатора стран мира (ОКСМ), принятого постановлением Госстандарта России от 14.12.2001 № 529-ст. Из классификатора выбирают цифровой код государства, гражданином которого является физическое лицо, на которое подается справка.

При составлении Справки о доходах вручную сведения в этот раздел переносятся из раздела 2 налоговой карточки. В программе "1С:Зарплата и кадры 7.7" для заполнения разделов 2 форм № 1-НДФЛ и № 2-НДФЛ используются данные, приведенные в справочнике "Сотрудники" на закладке "Основное".[3]

2. Порядок переноса убытка на будущий период

Процесс пересчета налоговых обязательств для многих налогоплательщиков является трудноразрешимой задачей. Хочется напомнить, что Конституционный Суд РФ в Постановлении от 19.06.2003 № 11-П указал, что "...ухудшение условий в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, может заключаться как в возложении дополнительного налогового бремени, так и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности по исчислению и уплате налога, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности...".

С учетом вышеуказанного автор хотел бы предложить налогоплательщикам следующий механизм решения вопроса о применении отдельных вступивших в силу положений Закона № 58-ФЗ, действие которых распространено на отношения, возникшие до вступления в силу указанных изменений[4]:

·                     если положения Закона № 58-ФЗ, предполагающие пересчет налоговых обязательств вследствие введения закона в силу "задним числом" - с 01.01.2002 или с 01.01.2005, приводят к пересчету налога в сторону его увеличения, либо в сторону уменьшения, но при существенных трудозатратах, налогоплательщик вправе не производить никаких пересчетов. В таком случае соответствующие положения Закона № 58-ФЗ как ухудшающие положение налогоплательщика с указанных дат не применяются и вступают в силу в соответствии с пунктами 1-3 статьи 8 Закона № 58-ФЗ;

·                     если положения Закона № 58-ФЗ, предполагающие пересчет налоговых обязательств вследствие введения закона в силу "задним числом" - с 01.01.2002 года и с 01.01.2005 года, приводят к уменьшению налоговых обязательств и налогоплательщик готов произвести пересчет соответствующих показателей, то есть налогоплательщик не рассматривает данный закон как ухудшающий его положение, тогда он применяет закон в установленном порядке.

С учетом вышеизложенного, налогоплательщик обязан учитывать изменения, внесенные Законом № 58-ФЗ, не ранее чем с 15 июля 2005 года (наиболее ранняя из дат, предусматривающая вступление в силу отдельных положений Закона № 58-ФЗ) или с еще более поздней даты соответственно. Таким образом, при любом развитии событий налогоплательщик имел право в декларации по налогу на прибыль за полугодие 2005 года вообще не учитывать положения Закона № 58-ФЗ, поскольку в течение полугодия 2005 года ни в какой части Закон № 58-ФЗ в силу не вступил, а применение улучшающих положений Закона № 58-ФЗ является правом налогоплательщика, а не обязанностью.

Разбирая вопросы вводных статей Закона № 58-ФЗ, нельзя не отметить положения статьи 5. Упомянутая статья предусматривает, что в 2006 году совокупная сумма переносимого убытка, предусмотренного пунктом 2 статьи 283 НК РФ, ни в каком отчетном (налоговом) периоде не может превышать 50 % налоговой базы, исчисленной в соответствии со статьей 274 НК РФ (против 30 % по существующему правилу). Тогда как с 2007 года будет снято всякое ограничение на перенос убытка.

Отдельно хочется обратить внимание налогоплательщиков, что пунктом 4 статьи 8 Закона № 58-ФЗ предусмотрен порядок введения в действие нового механизма учета в целях налогообложения прибыли от курсовых разниц по ценным бумагам, номинированным в иностранной валюте. Законодатель решил, что начиная с 1 января 2002 года начисление как положительных, так и отрицательных курсовых разниц по указанным активам производиться не должно. Поскольку оценить экономический эффект от пересчета налога в данной ситуации весьма тяжело, автор предлагает налогоплательщикам воспользоваться теми выводами, которые были изложены выше: есть существенная экономия на налоге - пересчитываем, нет - вспоминаем про Конституцию РФ и НК РФ. Однако обращает на себя внимание тот факт, что соответствующие поправки вступают в силу с 15 июля 2005 года.

В первую очередь среди таковых необходимо отметить положения статьи 7 Закона № 58-ФЗ, в соответствии с которой впредь до утверждения норм естественной убыли в порядке, установленном подпунктом 2 пункта 7 статьи 254 НК РФ, применяются нормы естественной убыли, утвержденные ранее соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Данная норма вступает в силу с 15 июля 2005 года и распространяется на отношения, возникшие с 01.01.2002, то есть с момента введения в действие главы 25 НК РФ. Благодаря указанной норме теперь в законодательстве есть буквальный ответ на вопрос о возможности применения "старых" норм естественной убыли.

Проблема для налогоплательщиков возникла с 01.01.2002 года. В соответствии с подпунктом 2 пункта 7 статьи 254 НК РФ налогоплательщик в составе материальных расходов учитывает расходы в виде потери и недостачи материальных ценностей в пределах норм естественной убыли, утвержденных в установленном порядке Правительством РФ. Фискальные органы в одноголосье стали информировать налогоплательщиков о невозможности применения норм, утвержденных в установленном порядке до 1 января 2002 года - по их мнению, в рамках главы 25 НК РФ должны приниматься исключительно "новые" нормы (которые в подавляющем большинстве отраслей до сих пор не утверждены). При отсутствии таковых делался вывод о невозможности учета потерь и недостач материальных ценностей в пределах норм естественной убыли. При этом полностью игнорировался общеправовой принцип, в соответствии с которым нормативные правовые акты, принятые до введения в действия нового законодательного акта, если они не признаны утратившими силу, подлежат применению в части, не противоречащей более поздним законодательным актам. Таким образом, при взвешенном с правовой точки зрения подходе к нормативным правовым актам, которыми были утверждены нормы естественной убыли в период с 1 января 2002 года до принятия Закона № 58-ФЗ у налогоплательщиков и так не должно было существовать проблем с применением "старых" норм - они могли применяться, поскольку не вступали в противоречие с главой 25 НК РФ. Правомерность применения "старых" норм неоднократно поддерживалась судами (см., в частности, Постановление ФАС ЗСО от 06.10.2004 № Ф04-7116/2004, Постановление ФАС СКО от 31.08.2004 № Ф08-3809/2004-1475А). С принятием же Закона № 58-ФЗ данная проблема полностью исчерпана, вследствие чего налогоплательщик за соответствующие периоды может представить уточненные налоговые декларации с отражением в составе расходов указанных сумм.

3. Применяемые в практике налоговые регистры

·                   Регистр учета операций приобретения  имущества, работ, услуг, прав

·                   Регистр учета операций выбытия имущества (работ, услуг, прав)

·                   Регистр учета поступлений денежных средств

·                   Регистр учета расхода денежных средств

·                   Регистр учета сумм начисленных штрафных санкций

·                   Регистр учета расходов на оплату труда

·                   Регистр учета начисления налогов, включаемых в состав расходов

         Регистры учета хозяйственных операций являются источником систематизированной информации о проводимых организацией операциях, которые тем или иным образом влияют на величину налоговой базы в текущем или будущих периодах[5].

         Настоящий перечень, включает все основные операции, связанные с утратой или получением права собственности на объекты гражданских прав (имущество, в том числе деньги,  работы, услуги, права) по сделкам с третьими лицами. По отношению проводимых организацией операций по признанию задолженностей и иных установленных Кодексом  объектов налогообложения, то перечень может быть дополнен. В частности, в нем отсутствуют регистры по учету операций выявления результатов инвентаризации,  переоценки имущества (кроме амортизируемого имущества и ценных бумаг) и пр.

Регистр формируется для обобщения информации об операциях приобретения налогоплательщиком имущества, работ, услуг, прав.

Записи в регистре производятся по каждому факту приобретения организацией права собственности на имущество, получения прав, результатов выполненных работ, потребления услуг, за исключением видов затрат, не подлежащих включению в состав расходов (доходов) в соответствии с главой 25 НК РФ.

Ведение регистра должно обеспечивать возможность группировки  информации по условиям получения  налогоплательщиком имущества (работ, услуг, прав), видам понесенных им при этом расходов и возникшим при этом объектам учета.

Информация, отраженная в регистре используется для формирования стоимости приобретаемого имущества, работ, услуг, прав, которые в дальнейшем учитываются в качестве доходов или расходов, уменьшающих сумму полученных доходов при определении налоговой базы, в порядке, установленном Кодексом.

3.1. Регистр учета операций выбытия имущества, работ, услуг, прав

Наименование показателя

Источник информации

1

Дата операции

Первичный документ

2

Условия выбытия имущества, работ, услуг, прав

Первичный документ

3

Вид дохода

Первичный документ

4

Основания выбытия (реквизиты операции)

Первичный документ

5

Наименование выбывающего объекта

Первичный документ

6

Сумма

Первичный документ

7

Количество

Первичный документ

Регистр формируется для обобщения информации об операциях выбытия имущества налогоплательщика, реализации им работ, услуг, прав и формирования сумм соответствующих доходов от реализации подлежащих включению в состав налоговой базы в порядке, установленном Кодексом.

Записи в регистре производятся по каждому факту утраты организацией права собственности на имущество, передачи прав, выполнения работ, оказания услуг.

Ведение регистра должно обеспечивать возможность группировки информации по условиям получения налогоплательщиком дохода и по видам полученных доходов.

Рекомендуемые показатели аналитического учета, включаемые в данный регистр:

- «дата операции»

В качестве первичных документов, подтверждающих дату проведения операции, указываются документы, подтверждающие момент передачи права собственности на отчуждаемое имущество, имущественные права, результат выполнения работ, а также момент оказания услуги.

- «условия выбытия имущества, работ, услуг, прав»

Условия выбытия имущества, работ, услуг, прав отражаются в регистре, исходя из первичных документов (договор и т.п.):

1.     Безвозмездная передача имущества, работ, услуг, прав;

2. Передача имущества, работ, услуг, прав в рамках благотворительной деятельности;

3.  В порядке целевого финансирования (одновременно формируется запись в Регистре Учета целевого финансирования);

4.   Списание имущества за непригодностью;

5. Возврат сырья, материалов поставщику за непригодностью   (одновременно формируется запись в Регистре-расчете стоимости сырья/материалов, списанных в отчетном периоде);

6. Возврат товара поставщику за непригодностью (одновременно формируется запись в Регистре учета стоимости приобретенных товаров);

7. В заем (одновременно формируется запись в Регистре учета операций по движению дебиторской задолженности);

8.  С последующей оплатой (одновременно формируется запись в Регистре учета операций по движению дебиторской задолженности);

9. В счет погашения ранее полученных авансов (одновременно формируется запись в Регистре учета операций по движению кредиторской задолженности);

10.  В счет расчетов по договору мены;

11.  Другие существенные условия.

- «вид дохода»

Если передача имущества, работ, услуг, прав происходит на условиях, поименованных пунктами 7-10 предыдущего показателя регистра, то целесообразно организовать учет операций по видам доходов от реализации, а именно:

-     Выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства;

-     Выручка от реализации амортизируемого имущества (одновременно формируется запись в Регистре-расчете финансового результата от реализации амортизируемого имущества);

-     Выручка от реализации прочего имущества (одновременно формируется запись в Регистре учета стоимости реализованного прочего имущества);

-     Выручка от реализации покупных товаров (одновременно на основании данных о количестве товара  формируется запись в Регистре-расчете стоимости реализованных товаров);

-     Выручка от реализации права требования в рамках осуществления финансовых услуг (одновременно формируется запись в Регистре-расчете финансового результата от реализации прав, ранее приобретенных в рамках операции по оказанию финансовых услуг);

-     Выручка от реализации уступки права требования согласно статье 279 НК, в том числе:

- до наступления срока платежа;

- после наступления срока платежа.

По данной операции одновременно формируется запись в Регистре-расчете финансового результата от уступки прав требования.

Код вида дохода должен содержать информации о принадлежности выручки к сделкам по реализации товаров (работ, услуг, прав) на экспорт в понимании главы 21 НК РФ. Возможно для этих целей ведение отдельного показателя;

- «основания выбытия (реквизиты операции)»

Показатель заполняется на основании первичных документов. В регистр переносится информация о реквизитах договора и/или первичных документов, в соответствии с которыми осуществлялась данная операция;

- «наименование выбывающего объекта»

Показатель заполняется на основании первичных документов, содержащих информацию о наименовании каждого выбывающего объекта учета;

- «сумма»

Суммы отражаются отдельно по каждой операции, связанной с выбытием имущества, работ, услуг, прав, с учетом корректировок, предусмотренных Кодексом. Величина и основание корректировки должны быть подтверждены.

В случае если доходы налогоплательщика выражены в иностранной валюте, следует пересчитать эти доходы в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату признания этих доходов (п.1 настоящего регистра).

- «количество»

Отражается количество выбывающего имущества одного наименования. Одновременно данная информация о выбывающем сырье, материалах и товарах заносится в соответствующие регистры информации о товарах или сырье и (или) материалах (в зависимости от порядка оценки стоимости выбывающего имущества)[6].

3.2. Регистр учета поступлений денежных средств

           

Наименование показателя

Источник информации

1

Дата поступления

Первичные документы

(банк, касса)

2

основание поступления (реквизиты договора)

Первичные документы (платежный документ)

3

условия поступления

Первичные документы (платежный документ) или дополнительная информация

4

Сумма

Первичные документы

(банк, касса)

5

признак операции в иностранной валюте

Первичные документы

(банк, касса)

            Регистр формируется для обобщения информации о поступлении в организацию денежных средств с целью выявления доходов, относящихся как к текущему, так и к будущим периодам, или операций, определяющих суммы признаваемых в будущем расходов.

         Записи в регистре производятся по каждому факту поступления денежных средств на расчетный (валютный) счет организации или в  кассу, влекущему за собой появление объекта налогового учета.

         Рекомендуемые показатели аналитического учета, включаемые в данный регистр:

         - «Дата поступления»

         Дата поступления денежных средств на расчетный счет организации или в кассу формируется на основании первичных документов (выписка со счета, расходный кассовый ордер).

         - «основание поступления (реквизиты договора)»

         Показатель отражает реквизиты договора (иного основания), по которому произошло поступление. Используется для анализа информации об условиях договора.

         -  «условия или вид  поступления»

         Учет операций ведется по следующим видам расходов (доходов):

-                     получение денежных средств безвозмездно (одновременно формируется запись Регистра учета доходов текущего  периода);

-                     получение денежных средств в рамках целевых поступлений, целевого финансирования, благотворительности (одновременно формируется запись в Регистре учета целевого финансирования);

-                     получение  денежных средств, переданных ранее  на условиях возврата (одновременно формируется запись в Регистре учета операций по движению дебиторской задолженности);

-                     поступление денежных средств в счет авансов под будущие поставки имущества, работ, услуг, прав (одновременно формируется запись в Регистре учета операций по движению кредиторской задолженности);

-                     поступление в счет оплаты за ранее переданное имущество, работы, услуги, права  (одновременно формируется запись в Регистре учета операций по движению дебиторской задолженности); 

-                     иные виды.

- «сумма»

Заполняется на основании первичных документов, подтверждающих поступление.

 - «признак операции в иностранной валюте»

Заполняется при получении средств в иностранной валюте. Указывается вид валюты. Используется для выборки информации для расчета курсовых разниц и анализа движения кредиторской и дебиторской задолженности.

Список литературы

1)          Налоговый Кодекс Российской Федерации, I,II часть, 2004

2)          Приказ МНС России от 15.06.2004 № САЭ-3-04/366 «Об утверждении форм деклараций по налогу на доходы физических лиц и инструкции по их заполнению»

3)          Богатырева Е.И. Формирование отдельных показателей по расчету налога на прибыль согласно ПБУ 18/02 // Бухгалтерский учет.-2003.-№ 14.-С.10-19.

4)          Малявкина Л.И. Организация бухгалтерского учета // Бухгалтерский учет.-2004.-№ 10.-С.24-36.

5)          Никонова Л.И. Как правильно заполнить налоговую декларацию по НДФЛ? // Бухгалтерский учет.-2004.-№ 11.-С.28-33.

6)          Попова Л.В., Константинов В.А. Целесообразность создания единой системы бухгалтерского и налогового учета // Финансовый менеджмент.-2004.-№ 5.-С.78-84.

7)          Соболева Г.В. Как минимизировать налог на прибыль.- СПб.: Питер, 2003.-172 с.

8)          Терещенко О.В. и др. Налоги и налогообложение: Учебное пособие.- Новосибирск: НГАЭиУ, 2003.- 307 с.

9)          Тумасян Р.З. Бухгалтерский и налоговый учет расходов организации.- М.: ООО «НИТАР-АЛЬЯНС», 2005.-524 с.

10)     Шувалова Е.Б. Раздельный учет и налоговые регистры // Бухгалтерский учет.-2003.-№ 19.-С.33-35.


[1] Никонова Л.И. Как правильно заполнить налоговую декларацию по НДФЛ? // Бухгалтерский учет.-2004.-№ 11.-С.28.

[2] Терещенко О.В. и др. Налоги и налогообложение: Учебное пособие.- Новосибирск: НГАЭиУ, 2003.- С. 166.

[3] Никонова Л.И. Как правильно заполнить налоговую декларацию по НДФЛ? // Бухгалтерский учет.-2004.-№ 11.-С.32.

[4] Соболева Г.В. Как минимизировать налог на прибыль.- СПб.: Питер, 2003.- С. 108.

[5] Тумасян Р.З. Бухгалтерский и налоговый учет расходов организации.- М.: ООО «НИТАР-АЛЬЯНС», 2005.- С. 451.

[6] Тумасян Р.З. Бухгалтерский и налоговый учет расходов организации.- М.: ООО «НИТАР-АЛЬЯНС», 2005.- С. 478.