Содержание
Задание № 1____________________________________________________ 3
Задание № 2____________________________________________________ 5
Задание № 3____________________________________________________ 7
Задание № 4____________________________________________________ 9
Задание № 5___________________________________________________ 11
Задание № 6___________________________________________________ 13
Задание № 7___________________________________________________ 14
Список литературы____________________________________________ 17
Задание № 1
1. Какими чертами характеризуется современное международное право:
1) дискриминационный характер;
2) запрет агрессивной войны;
3) насильственный способ решения международных споров;
4) уважение прав и основных свобод человека;
5) общепризнанность принципов международного права, характеризующих социальные ценности всего человеческого сообщества;
6) диспозитивный характер большинства норм международного права;
7) универсальность международного регулирования;
8) провозглашение традиционного права вооруженных репрессалий;
9) закрепление исчерпывающего перечня субъектов международного права;
10) провозглашение международного права для цивилизованных стран;
11) самоопределение народов;
12) невмешательство во внутренние дела государств.
Ответ:
Международное право - это система юридических норм, регулирующих межгосударственные отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества. Под межгосударственными понимаются отношения с участием государств, межгосударственных организаций и государствоподобных образований, таких, например, как нация, борющаяся за создание собственного государства, вольный город.
Международное право выполняет координирующую и регулирующую функцию. Также в нем сложились механизмы, защищающие законные права и интересы государств, так что можно говорить об охранительной функции международного права.
Норма международного права - это созданное соглашением субъектов формально определенное правило, устанавливающее для них права, обязанности и обеспечиваемое юр механизмом. Норма представляет собой общее правило, рассчитанное на неопределенное количество случаев. Поэтому в доктрине издавна ведется спор о том, является ли нормой постановление договора, закрепляющее конкретное урегулирование и не подлежащее применению к другим случаям. Подобное постановление обладает признаками нормы: оно регулирует отношения сторон, юридически обязательно, однако не рассчитано на неоднократное применение. Такого рода постановления обычно именуют индивидуальными нормами.
Следовательно, современное международное право характеризуется следующими чертами:
2) запрет агрессивной войны;
4) уважение прав и основных свобод человека;
5) общепризнанность принципов международного права, характеризующих социальные ценности всего человеческого сообщества;
6) диспозитивный характер большинства норм международного права;
7) универсальность международного регулирования;
9) закрепление исчерпывающего перечня субъектов международного права;
10) провозглашение международного права для цивилизованных стран;
12) невмешательство во внутренние дела государств.
Задание № 2
Какие нормы международного права носят императивный характер? Каков порядок их образования? Приведите примеры таких норм.
Ответ:
Любая правовая система включает в себя нормы обязательные, императивные для соответствующих субъектов права, - публично-правовые нормы, устанавливаемые, по идее, в интересах всего общества - всей "публики". Но, кроме того, существует большая или меньшая область частноправовых отношений. Правовые системы определенным субъектам права в силу дискреционной государственной воли предоставляют свободу в установлении между собой на диспозитивной основе определенных обязательственных договорных и иных правоотношений. Это область частного, в основе своей договорного права. Роль государства при этом заключается в обеспечении соблюдения "правил игры" в области таких "частных" отношений. Но основой национальных, внутригосударственных правовых систем, несомненно, повсюду остаются публично-правовые нормы, обеспечивающие общий, публичный правопорядок. Государства диктуют соблюдение императивных норм даже в таких, казалось бы, сугубо личных, частных отношениях, как семейные, наследственные и т.п.
Что касается публичного международного права, оно содержит сравнительно небольшое количество обычноправовых императивных, общепризнанных принципов (jus cogens) и норм. В основном же это межгосударственное договорное право, но в силу изначального императивного принципа pacta sunt servanda международные договорные нормы могут приобретать императивную силу, а исполнение их обеспечивается, как и вообще в праве, - государственной властью коллективно или индивидуально.
Например, ст. 15 Конвенции ООН по морскому праву о средней линии при делимитации территориального моря, если между государствами нет соглашений об ином.
Например в Декларации об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях (18 ноября 1987 г.) закреплен принцип отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях является универсальным по своему характеру и обязательным, независимо от политической, экономической, социальной или культурной системы или союзнических отношений каждого государства.
Задание № 3
Перед родителями встал вопрос об определении гражданства ребенка, родившегося на территории России. Отец ребенка является гражданином Туркменистана, мать - гражданкой России.
Какие решения данной ситуации предусматривает Закон РФ о гражданстве?
Могут ли родители выбрать гражданство ребенка по обоюдному согласию?
Допускает ли законодательство России двойное гражданство? Как решен вопрос в Конституции? В законе о гражданстве?
Какие ответы на поставленные вопросы дают нормы международного права?
Сравните нормы международного права и законодательства и определите гражданство ребенка.
Ответ:
На основании ст. 12 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.
На основании ст. 3 Соглашения между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства (Ашгабат, 23 декабря 1993 г.) дети, каждый из родителей которых состоял на момент рождения ребенка в гражданстве обеих Сторон, приобретают с момента рождения гражданство обеих Сторон. До достижения этими детьми 18-летнего возраста их родители могут выбрать им гражданство одной из Сторон путем отказа от гражданства другой Стороны в форме совместного письменного заявления.
Срок действия данного документа определялся в пять лет со дня вступления в силу и автоматически продлевался на последующий пятилетний период, если ни одна из Сторон не заявит об обратном за шесть месяцев до истечения указанного срока. Однако в ходе визита в Москву туркменского лидера Сапармурата Ниязова 10 апреля 2003 г. был спонтанно подписан Протокол о прекращении действия Соглашения между Туркменистаном и Российской Федерацией об урегулировании вопросов двойного гражданства. Вскоре после этого события Президент Туркменистана подписал указ о том, что все лица, имеющие двойное гражданство, должны в срок не более двух месяцев определиться с выбором, гражданами какого государства они являются. В противном случае теперь уже бывшие бипатриды будут считаться гражданами Туркменистана, а их российский паспорт автоматически аннулируется. В течение двух месяцев на лиц, имевших двойное гражданство и проживавших за пределами Туркменистана, распространялся режим въезда, пребывания и выезда, аналогичный установленному для иностранных граждан.
Таким образом, был нарушен правовой постулат lex ad praeteriam non valet, и Протоколу, еще не вступившему в силу на территории Туркменистана, придана обратная сила.
Задание № 4
Гражданин А., имеющий двойное гражданство (России и Венгрии), постоянно проживающий в России, совершил преступления, влекущие его выдачу компетентным органам, — сбыт наркотических средств в крупном размере в России и разбойное нападение в Германии, после чего скрылся в Финляндии.
Какие из перечисленных государств и по каким основаниям имеют право на уголовное преследование А.?
Какие из них могут обратиться с ходатайством о выдаче А.?
Какие аргументы будут учитываться при рассмотрении требований о выдаче А.?
Может ли А. сам определять, гражданином какого государства он себя считает в момент принятия решения о выдаче?
Ответ:
В соответствии со ст. 56 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.) (с изменениями от 28 марта 1997 г.) договаривающиеся Стороны обязуются в соответствии с условиями, предусмотренными настоящей Конвенцией, по требованию выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение.
На основании Протокола к Договору о правовой защите и правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанному между Союзом Советских Социалистических Республик и Финляндской Республикой в Хельсинки 11 августа 1978 г. (Хельсинки, 11 августа 1978 г.) просьбы о вручении документов по уголовным делам могут направляться только судами и органами прокуратуры Союза Советских Социалистических Республик и судами Финляндской Республики.
С просьбами о возбуждении уголовного преследования могут обращаться друг к другу только органы прокуратуры Союза Советских Социалистических Республик и официальный обвинитель Финляндской Республики.
В Финляндской Республике уголовное преследование за преступление, совершенное за границей, возбуждается по распоряжению Канцлера юстиции.
Следовательно, в данном случае Финляндия должна выдать гражданина А. России.
Задание № 5
Космический спутник сошел с орбиты, упал на территорию государства А. и причинил существенный ущерб. Потерпевшее государство предъявило претензии о возмещении ущерба. Запускающее государство утверждало, что не совершило никаких противоправных действий, падение объекта произошло по объективным причинам, и поэтому отсутствует его вина в причинении ущерба.
Образуют ли действия запустившего спутник государства состав правонарушения? Каковы особенности возникновения ответственности за невиновное причинение вреда?
Ответ:
На основании ст. 1219 ГК РФ к обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, применяется право страны, где имело место действие или иное обстоятельство, послужившие основанием для требования о возмещении вреда. В случае, когда в результате такого действия или иного обстоятельства вред наступил в другой стране, может быть применено право этой страны, если причинитель вреда предвидел или должен был предвидеть наступление вреда в этой стране.
Конвенция стран - участниц Европейского союза 1980 г. о праве, применимом к договорным обязательствам, получившей по месту своего принятия названия "Римской". В данной Конвенции после установления общего принципа lex loci delicti излагаются дополнительные требования, наличие или отсутствие которых может привести к применению не основного принципа, а иного правила. В ст.4-6 данной Конвенции установлена следующая альтернативная схема нахождения применимого права:
применяется право страны причинения вреда, если в этой стране проживает пострадавший, или имеет основное место деятельности делинквент, или был приобретен товар пострадавшим (ст.4);
применяется право страны постоянного жительства пострадавшего, если в этой стране имеет основное место деятельности делинквент или был приобретен товар пострадавшим (ст.5);
если не применяется право, указанное в вышеприведенных случаях, то применяется право страны, где имеет основное место деятельности делинквент, при условии, что пострадавший не избирет право места причинения вреда (ст.6).
Задание № 6
В июне 1998 г. государственные власти Республики Беларусь (РБ) заявили о необходимости капитального ремонта в посольской резиденции «Дрозды». В июле был снесен забор вокруг резиденции посла США в РБ, которая принадлежала правительству США на праве собственности. На территории посольства стали появляться белорусские рабочие. В июле МИД РБ потребовал от дипломатов указать дату, до которой дипломатическая миссия намерена покинуть резиденцию и вывезти вещи. В случае неповиновении власти РБ намерены распорядиться иностранным имуществом по своему усмотрению. Оцените действия властей РВ, опираясь на анализ Венской конвенции 1961 г.
Ответ:
На основании ст. 22 Венской конвенции о дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961 г.) помещения представительства неприкосновенны. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения иначе, как с согласия главы представительства.
На государстве пребывания лежит специальная обязанность принимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства.
Помещения представительства, предметы их обстановки и другое находящееся в них имущество, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий.
Следовательно, в данном случае со стороны властей РБ было явное нарушение Венской конвенции.
Задание № 7
Гражданин России К. совершил в г. Тюмени убийство, грабеж, а также причинил легкие, не повлекшие расстройства здоровья, телесные повреждения, после чего скрылся на территории Белоруссии. Генеральная прокуратура РФ обратилась в Генеральную прокуратуру Белоруссии с ходатайством о выдаче К. для последующего привлечения к уголовной ответственности.
Будет ли выдан гражданин К. следственным органам Российской Федерации?
Что является основанием для его выдачи?
Каковы обязательные условия выдачи?
Что такое обязательная выдача, выдача под условием и выдача на время?
Ответ:
В соответствии со ст. 56 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.) (с изменениями от 28 марта 1997 г.) договаривающиеся Стороны обязуются в соответствии с условиями, предусмотренными настоящей Конвенцией, по требованию выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение.
Обязательная выдача производится только при наличии договора в отношении собственных граждан и не распространяется на требования о выдаче граждан третьей страны. Как правило, каждое государство в таком случае поступает по своему усмотрению. Можно выделить несколько обязательных требований, предъявляемых к этой процедуре: вопрос о выдаче решается только по общеуголовным преступлениям, которые признают обе стороны; совершенное деяние должно предусматривать наказание в виде лишения свободы на срок, как правило, не менее одного года; совершенное преступление должно быть наказуемым лишением свободы как по закону запрашивающей, так и запрашиваемой сторон. Но международными договорами не исключается применение и других правил, обуславливающих выдачу. По вопросам выдачи лиц заинтересованные стороны на межгосударственном уровне сносятся друг с другом в порядке, предусмотренном договорами о правовой помощи, а при их отсутствии - по дипломатическим каналам. Дополнительный способ передачи копии официального ходатайства Генеральной прокуратуры - по каналам Интерпола или по факсимильной связи непосредственно в соответствующее учреждение юстиции иностранного государства.
Установлены также правила, которые влекут обязательную выдачу, а также выдачу на определенных условиях. Эти виды выдачи предусмотрены и Минской и Европейской конвенциями. Согласно Минской конвенции (ст. 56) государство обязано выдать лицо, находящееся на ее территории, в связи с уголовным преследованием, если совершенное этим лицом преступление является наказуемым по законам обеих стран и предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок не менее года. Причем на момент получения требования о выдаче это лицо не было привлечено к уголовной ответственности, в отношении него не принималось решения о прекращении уголовного преследования, не выносился приговор судом запрашиваемого государства, а также не истек срок давности для привлечения к уголовной ответственности за преступление, в связи с которым направлен запрос о выдаче. Срок давности учитывается по законам запрашиваемой и запрашивающей сторон. Для приведения приговора в исполнение подлежат выдаче также и лица, осужденные иностранным судом к лишению свободы на срок не менее шести месяцев. Европейской конвенцией о выдаче 1957 г. основания для выдачи ограничены некоторыми видами преступлений и другими условиями. Согласно ст. 6 Конвенции понимание термина “граждане” каждая страна может определять самостоятельно на момент принятия решения о выдаче. В случае отказа в выдаче собственного гражданина по просьбе стороны, возбудившей уголовное преследование, предусмотрено возбуждение уголовного дела компетентными органами государства, отказавшего в выдаче, по материалам уголовного дела, переданного запрашивающей стороной. При этом правило о невыдаче собственных граждан действует (ч. 1 ст. 7). Необходимым условием является также признание обеими сторонами деяния, совершенного запрошенным к выдаче лицом, преступлением, влекущим наказание в виде лишения свободы не менее 1 года (ч. 1 ст. 2 Конвенции). Выдаче подлежит также лицо, совершившее ряд преступлений, наказуемых лишением свободы, даже если срок наказания за некоторые из них не отвечает условиям выдачи (ч. 2 ст. 2 Конвенции).
Следовательно, согласно ст. 56 Минской конвенции Белоруссия обязана выдать А. России как ее гражданина.
Список литературы
1. Венская конвенция о дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961 г.)
2. Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.) (с изменениями от 28 марта 1997 г.)
3. Протокол к Договору о правовой защите и правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанному между Союзом Советских Социалистических Республик и Финляндской Республикой в Хельсинки 11 августа 1978 г. (Хельсинки, 11 августа 1978 г.)
4. Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства (Ашгабат, 23 декабря 1993 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 марта 1996 г., N 10, ст. 830
5. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 июня 2002 г. N 22 ст. 2031