Содержание

Введение.. 3

1. Экономические блага: потребности и ресурсы... 4

2. Основные экономические агенты: домохозяйства, фирмы, государство.. 7

3. Упрощенная модель рыночной экономики.. 10

4. Цели и выбор основных экономических агентов.. 14

Заключение.. 18

Список литературы... 20

Введение

На современном этапе в обществе существуют самые различные представления об экономике. Прежде всего, экономика – слово древнегреческого происхождения, дословно означающее "домоводство" (oikos – дом, хозяйство; nomos – учение, закон). Впервые оно встречается у греческих мыслителей Ксенофонта и Аристотеля, которые так обозначали учение о ведении домашнего хозяйства.

Сегодня термин "экономика" используется в трех значениях. Так называют:

-       все народное хозяйство страны или его часть, включая отрасли и отдельные виды материального производства и непроизводственной сферы (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство и т.д.).

-       совокупность отношений людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ и услуг, необходимых для удовлетворения многообразных потребностей, соответствующих данному уровню развития производительных сил.

-       научную дисциплину, которая изучает систему хозяйственной деятельности людей, принципов и законов ее организации (экономическая теория), а также ее отдельных составных элементов (например, экономика труда, экономика управления, экономика отраслей). В этом смысле экономика есть выражение в системе категорий, понятий и законов взаимосвязей и процессов объективного мира.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение базовых понятий экономической науки.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

-             Дать понятие экономическим благам (потребности и ресурсы);

-             Рассмотреть основных экономических агентов;

-             Охарактеризовать механизм функционирования рыночной экономики;

-             Обосновать цели и выбор основных экономических агентов.

1. Экономические блага: потребности и ресурсы

Экономические ресурсы, которые могут использоваться в обществе для удовлетворения потребностей, всегда ограничены, имеют количественный и качественный пределы. Умение обходить частные ограничения принципиально ничего не меняют. Ограниченность ресурсов является фундаментальной проблемой экономической науки: если бы ресурсы имелись в неограниченном количестве, то и все блага, необходимые для удовлетворения потребностей общества, производились бы в достаточном объеме.[1]

В экономической теории выделяют абсолютную и относительную ограниченность ресурсов. Абсолютная ограниченность означает, что ресурсы в принципе невозможно увеличить. Относительная ограниченность означает, что определенные ресурсы могут быть увеличены, но в меньшей степени по сравнению с ростом потребностей.

Ограниченность ресурсов предполагает необходимость определения производственных возможностей. Производственные возможности – это наибольший объем выпуска продукции, который достигается при полном использовании ресурсов. Поскольку ресурсы ограничены, то общество вынуждено делать технологический выбор, решая, какие из потребностей следует удовлетворять, а какие – нет. Таким образом, ограниченность ресурсов определяет альтернативность их использования, обусловливает необходимость альтернативного выбора из числа исключающих друг друга возможностей. Из множества допустимых вариантов использования ресурсов выбирается наиболее оптимальный с точки зрения целей общества.

Альтернативный выбор между направлениями использования ресурсов может быть отражен в виде шкалы производственных возможностей (табличная форма) или в виде кривой производственных возможностей (графическая форма).

Для иллюстрации можно воспользоваться следующим примером, который приводит П. Самуэльсон. Предположим, необходимо произвести два вида благ – пушки и масло. Все ресурсы можно направить на производство какого-то одного блага или же обоих благ, но в определенной пропорции (см. табл.):

Возможности

Пушки, тыс. шт.

Масло, млн. кг

А

15

0

Б

14

1

В

12

2

Г

9

3

Д

5

4

Е

0

5

Надпись: Масло
16

14

12

10

8

6

4

2
 

На основе представленных данных можно построить график производственных возможностей, который иначе еще называют кривой трансформации. Экономический смысл трансформации состоит в том, что общество должно осуществить технологический выбор в экономике, определить необходимый объем производства каждого блага и обеспечить соответствующее распределение ресурсов.

Множество точек на кривой производственных возможностей отражает те состояния в экономике, когда обеспечивается полное использование имеющихся ресурсов и достигается наибольший выпуск благ.

В случае неполного использования имеющихся в распоряжении у общества ресурсов (в случае безработицы или неполной загрузки производственных мощностей) соотношение между производством благ задается точкой, которая оказывается расположенной ближе к началу координат (по сравнению с точками на кривой трансформации). При таком варианте возможно увеличение выпуска этих благ за счет более полного задействования ресурсов.

Производство благ в объемах сверх тех, которые заданы кривой производственных возможностей (точки выше кривой), т.е. выйти за ее рамки на данном уровне развития невозможно.

На основе анализа кривых трансформации, если они построены для разных стран, можно судить об их производственном потенциале. Здесь следует заметить, что не исключается переход с более низкой к более высокой кривой производственных возможностей, который становится возможным в результате применения новых технологий и техники, научных открытий и изобретений.

По форме графика можно видеть экономические последствия (своего рода "цену") принятия решения о пропорциях производства благ. В данном случае цена не всегда выражается в деньгах, но она всегда отражает альтернативную стоимость, или вмененные издержки (издержки упущенных возможностей).

Под альтернативной стоимостью (вмененными издержками) понимают то количество благ одного вида, от которого следует отказаться (отдать, "принести в жертву"), чтобы получить определенное количество благ другого вида (более предпочтительных).

В нашем примере, чтобы увеличить производство масла от 0 до 1 млн. кг, нужно отказаться от производства 1 тыс. пушек (их производство уменьшится с 15 до 14), т.е. вот эта 1 тыс. пушек – и есть альтернативная стоимость (вмененные издержки).

Для увеличения производства масла еще на 1 млн. кг, т.е. с 1 до 2 млн. кг, уже придется отказаться от производства 2 тыс. пушек (14 тыс. – 12 тыс.) и т.д. Последнее приращение объема производства масла (с 4 млн. кг до 5 млн. кг) потребует отказаться от 5 тыс. пушек (5 тыс. – 0 тыс.). Таким образом, за каждый дополнительный миллион килограммов масла обществу придется платить все большую "цену" в виде непроизведенных пушек.

Аналогичная закономерность действует и в обратном направлении, т.е. при переходе от производства масла к производству пушек. Отказ от каждого последующего миллиона килограмма масла будет выражаться во все меньшем приросте производства пушек.

Приведенные примеры являются иллюстрацией действия закона возрастающих вмененных издержек: производство дополнительных единиц одного блага влечет за собой жертвование возрастающим количеством единиц другого блага.

2. Основные экономические агенты: домохозяйства, фирмы, государство

Экономический агент, [economic actor, agent] — действующее лицо в экономике (как физическое, так и юридическое), которое может принимать экономические решения, самостоятельно составлять хозяйственные планы и действовать согласно им,  получать задания на производство или распределение тех или иных продуктов или услуг, или выступать в качестве  их покупателя.[2]

В качестве производителей и потребителей на рынке могут выступать различные экономические агенты, или субъекты, рынка. Экономические агенты - это участники рыночных экономических отношений, обладающие собственностью на факторы производства и принимающие экономические решения. Основными экономическими агентами являются домашние хозяйства, предприятия (фирмы), государство. Положение каждого экономического агента зависит от его собственности на ресурсы. Например, если экономический агент обладает лишь собственной рабочей силой, то его возможности влиять на организацию производства и распределение доходов незначительны. Если же участник рынка владеет как своей рабочей силой, так и денежным капиталом, то у него значительно больше возможностей организовать и управлять предприятием и распределять доходы.

Домашние хозяйства как экономические агенты принимают решения, главным образом, о потреблении благ, необходимых для поддержания жизнедеятельности членов семьи. В качестве домашнего хозяйства могут выступать как семья, так и индивид, если он живет отдельно и ведет собственное хозяйство. В конечном итоге все экономические ресурсы принадлежат домашним хозяйствам, но они распределены крайне неравномерно между ними. Абсолютное большинство домашних хозяйств владеют и распоряжаются рабочей силой. В рыночной экономике рабочая сила является главным товаром, создаваемым в рамках домашнего хозяйства и предлагаемым на рынке факторов производства. Получая доходы от продажи своих ресурсов, домашние хозяйства принимают решения о распределении ограниченных доходов для приобретения различных потребительских благ. Главный экономический интерес домашних хозяйств состоит в том, чтобы максимизировать полезность приобретаемых благ. Выбор потребительских благ домашними хозяйствами формирует спрос в рыночной экономике.

Предприятие, или фирма, - это экономический агент, принимающий решения о производстве благ на продажу с использованием ресурсов, приобретаемых на рынке. Производимые блага - это и материальные блага и услуги, поэтому когда речь идет о предприятии, то имеют в виду и чисто производственные предприятия, и торговые, и финансовые, и обслуживающие. В длительном историческом процессе возникновения и развития рыночной экономики производство благ отделилось от домашних хозяйств и стало осуществляться на предприятиях. Главный экономический интерес предприятия состоит в том, чтобы максимизировать прибыль. Другими экономическими мотивами деятельности предприятий могут быть максимизация продаж, увеличение доли на рынке, удержание монопольных позиций на рынке, стабильный экономический рост, увеличение рыночной стоимости предприятия. Решения предприятий об объеме и структуре производства формируют предложение на рынке.

Государство как экономический агент, а точнее правительство, принимает решения о перераспределении благ, производимых в частном секторе, и о производстве так называемых общественных благ. К последним относятся блага, потребляемые совместно, например почта, общественная безопасность, образование, общественное здравоохранение. Перераспределение производимых благ государство может осуществлять, например, с целью помощи инвалидам и безработным. Экономические интересы государства отражают интересы общества в целом. Важнейшими из них являются поддержание экономического роста для удовлетворения растущих потребностей общества, повышение эффективности национальной экономики и ее конкурентоспособности на мировом рынке.

Экономические агенты действуют в разных условиях, на разных рынках, отличающихся по месту их расположения и по широте охвата, по объекту купли-продажи, по тому, как там устанавливаются цены и т.д. Соответственно можно выделить следующие основные формы рынков: по широте охвата это локальные, национальные и международные рынки; в зависимости от объекта купли-продажи это рынки товаров и услуг и рынки ресурсов (рынок труда, капитала, земли, предпринимательских способностей); по способу установления цен это рынки с заранее установленными ценами и рынки, где цены устанавливаются в процессе купли-продажи; по форме организации это рынки, требующие личного контакта или не требующие контакта.

3. Упрощенная модель рыночной экономики

Как показывает практика, рынок в чистом виде не существует ни в одной стране. Чтобы понять, как действует рыночная экономика, следует признать существование пяти фундаментальных вопросов, на которые каждая экономическая система должна находить ответ. Вот эти вопросы.

1. Сколько следует производить? В каком объеме или какую часть имеющихся  ресурсов нужно занять или использовать в производственном процессе?

2. Что следует производить? Какой набор товаров и услуг наиболее полно удовлетворит материальные потребности общества?

3. Как эту продукцию следует производить? Как должно быть организовано  производство? Какие фирмы должны осуществлять производство и какую применять  технологию производства?

4. Кто должен получить эту продукцию? В частности, как должна распределяться  экономики между индивидуальными потребителями?

5. Способна ли система адаптироваться к изменениям? Может ли система добиться  надлежащих коррекций в связи с изменениями в потребительском спросе, в поставках ресурсов и технологии производства?[3]

Все эти вопросы существуют лишь потому, что потребности общества безграничны, а ресурсы, способные данные потребности удовлетворить, ограничены.

Функционирование рыночного хозяйства базируется на конкуренции между  товаропроизводителями и покупателями. Именно они устанавливают цены на товары и  услуги. Но, памятуя то, что предприятия руководствуются мотивом получения  прибыли и недопущения убытков, можно сделать вывод: производиться будут лишь те товары, выпуск которых  может принести прибыль, а те товары, производство которых  влечет за собой убытки, выпускать не будут. При этом известно, что получение  прибыли или ее отсутствие переопределяют две вещи: общий доход, получаемый  фирмой от продажи своего продукта; общие издержки его производства.

Как общий доход, так и общие издержки -  это величины, образуемые  соотношением "цены - время - количество продукта". Общий доход исчисляется  умножением цены продукта на количество проданного продукта, общие издержки -  умножением цены каждого ресурса на количество использованного в производстве, а  затем - суммированием затрат на каждый ресурс.

Однако возникает вопрос: действительно ли не будут выпускаться товары, не приносящие предприятию прибыль? Чтобы ответить на него, нужно уяснить такое понятие, как "экономические издержки". Это  - платежи, которые необходимо произвести, чтобы приобрести и сохранить в своем распоряжении нужные количества  таких ресурсов, как капитал, сырье, рабочая сила и предпринимательские способности (плата за последние называется нормальной прибылью). Следует отметить, что талант  предпринимателя - тоже редкий ресурс, и должен быть заслуженно оплачен, поскольку без  него существование предприятия, т.е. производство продукции путем объединения  перечисленных четырех факторов, стало бы невозможным. И продукт будет  производиться лишь тогда, когда общий доход от его продажи достаточно велик,  чтобы можно было выплатить заработную плату, процент, ренту и нормальную прибыль. В  том случае, когда доход превышает экономические издержки, т.е. появляется чистая прибыль,  эта часть доходов также оседает у предпринимателя и может быть расходована  так, как ему представляется нужным. Если же рассматривать макроэкономические  тенденции, то наличие прибыли в отрасли служит свидетельством того, что отрасль  процветает. У такой отрасли возникнет тенденция к превращению в расширяющуюся   отрасль по мере того, как новые фирмы, привлекаемые этой сверх нормальной прибылью, станут создаваться или перемещаться сюда из менее прибыльных отраслей. 

Однако появление в  отрасли новых фирм представляет собой самоограничивающийся  процесс. С вступлением новых фирм в отрасль рыночное предложение ее продукта  возрастет по отношению к рыночному спросу. Это постепенно снижает рыночную цену на данный продукт, пока она со временем не достигнет уровня, при котором экономическая прибыль исчезнет; иными словами, конкуренция сводит эту прибыль на нет. Такое  соотношение рыночного предложения и спроса, когда экономическая прибыль  становится нулевой, и определяет общее количество произведенного продукта. В  этой ситуации отрасль достигает своего "равновесного объема производства", по  крайней мере до тех пор, пока новые изменения в рыночном спросе и предложении не  нарушат это равновесие. Обратное происходит тогда, когда в отрасли после насыщения  (стабилизации) рынка падает спрос на ее продукцию или уровень предложения выше уровня  спроса. В этом случае чистая прибыль пропадает, и возникает нехватка средств на покрытие  экономических издержек. Тогда фирмы вынуждены сокращать производство или   переходить в другую отрасль. В свете сказанного "рыночная свобода" - понятие  относительное: с одной стороны, инициатива предпринимателя свободна, с другой -  сами рыночные механизмы весьма сильно ограничивают предпринимателя.

Как же должно быть организовано производство в смешанной экономике? Этот  фундаментальный вопрос состоит из трех подвопросов: как  должны распределяться  ресурсы между отдельными отраслями? какие именно фирмы должны осуществлять  производство в данной отрасли? какие комбинации ресурсов, какую технологию каждая фирма должна применять? На первый вопрос ответ уже был дан: рыночная система  направляет ресурсы в те отрасли, на продукты которых потребители предъявляют  достаточно высокий спрос, чтобы производство этих продуктов могло быть прибыльным; одновременно такая система лишает неприбыльные отрасли редких  ресурсов. Второй и третий подвопросы тесно  взаимосвязаны. В конкретной рыночной экономике  производство осуществляют лишь те фирмы, которые желают и  способны применять экономически наиболее эффективные технологии производства,  при выборе которых следует учитывать, что экономическая эффективность зависит,  прежде всего, от двух факторов: от имеющейся технологии, т.е. от альтернативных   комбинаций ресурсов, производства, которые обеспечивают выпуск желаемой  продукции; от цен, по которым можно приобрести необходимые ресурсы.[4]

Комбинация ресурсов, которая экономически наиболее эффективна, зависит не от  физических или инженерных характеристик продукции, обеспечиваемых имеющейся  технологией, но также от относительной стоимости необходимых ресурсов, измеряемой рыночными ценами на них. Следовательно, технология, требующая применения  лишь нескольких физических ресурсов для производства данного объема продукции,  может оказаться экономически отнюдь не эффективной, если на необходимые ресурсы  существуют слишком высокие рыночные цены. Иными словами, экономическая  эффективность означает получение данного объема продукции при наименьших затратах  редких ресурсов, причем как продукция, так и применяемые ресурсы измеряются в  стоимостном выражении. Следовательно, наиболее экономичная комбинация ресурсов и  будет наиболее эффективной, а значит, будет использоваться для производства  данного товара.

В разрешении проблемы распределения общего объема продукции рыночная система  играет двоякую роль. Вообще говоря, любой данный продукт распределяется между  потребителями на основе их способности и желания заплатить за него существующую  рыночную цену.

А что определяет способность потребителя заплатить равновесную цену за  определенный продукт? Размер его денежного дохода. В свою очередь, денежный доход  зависит от количества различных материальных и людских ресурсов, поставляемых  получателем дохода на рынок, и от цен, по которым эти ресурсы могут быть проданы на  ресурсном рынке. Таким образом, цены на ресурсы играют ключевую роль в формировании размера дохода, который каждое домохозяйство готово предложить в обмен на  часть общественного продукта. А такая готовность купить данный продукт зависит от  того, отдает ли потребитель предпочтение этому продукту, когда он сравнивает его с  другими имеющимися близкими заменителями продукта и относительными ценами на них.  Следовательно, цены на продукты, в свою очередь, играют ключевую роль в   формировании структуры расходов потребителей.  Необходимо подчеркнуть, что рыночной системе как механизму распределения общественного продукта не свойственны какие-либо этические принципы.  Домохозяйства, которым различными путями удалось сосредоточить в своем  распоряжении крупные суммы денег,  могут распоряжаться большими долями  общественного продукта. Другие, поставляющие на рынок неквалифицированные и  сравнительно непроизводительные трудовые ресурсы в обмен на низкую заработную плату,  получают скудные денежные доходы и соответственно малые доли национального  продукта.

4. Цели и выбор основных экономических агентов

Как уже отмечалось, информацию о том, что производить и каким способом, в рыночной экономике предоставляют цены. С их помощью выявляются общественные потребности и ограниченные ресурсы общества направляются туда, где эти ресурсы могут быть использованы наилучшим способом. Если попробовать в самом общем виде представить себе рыночный экономический механизм, то есть каким способом рыночная экономика решает фундаментальные экономические проблемы общества, то это будет выглядеть следующим образом.

Что производить? Речь идет, о том, какие продукты лучше всего будут удовлетворять многочисленные потребности общества и сколько их нужно произвести. Потребности общества выражаются в спросе на тот или иной товар, а масштабы спроса определяются тем, сколько люди могут заплатить за разные товары. Будут покупаться те продукты, цена и качество которых удовлетворяют потребителей. С другой стороны, объем произведенных товаров и их ассортимент выражаются в предложении товаров. Производители будут производить те товары, цена на которые возмещает им затраты на производство и приносит прибыль. Во взаимодействии спроса и предложения формируются цены на товары. Потребительский спрос играет важнейшую роль при определении того, что и сколько производить. Потребители "голосуют рублем". Если в пользу данного продукта отдано достаточно голосов, чтобы обеспечить прибыль предприятиям, то они будут его производить. При повышении потребительского спроса прибыль увеличивается, что служит сигналом для расширения производства. И, наоборот, если потребительский спрос уменьшается, то прибыль снижается и производство начинает сокращаться.[5]

Как производить? Другими словами, какие ресурсы и какую технологию надо использовать при производстве той или иной продукции? В рыночной экономике производство осуществляют те предприятия, которые применяют наиболее эффективную, то есть наиболее выгодную, технологию. Эффективная технология предполагает выбор таких ресурсов, цены на которые относительно низкие. Если в стране существует нехватка капитала, чтобы купить дорогое оборудование, но вместе с тем есть дешевая рабочая сила, то выбирается трудоемкая технология. Таким образом, цены на ресурсы, в данном случае стоимость оборудования и уровень заработной платы, дают основание для решения проблемы, как производить.

Для кого производить? То есть, как произведенная продукция должна быть распределена между членами общества? В принципе продукция распределяется между потребителями в соответствии с возможностями потребителей заплатить за нее рыночную цену. Эти возможности, в свою очередь, определяются доходами потребителей. А денежные доходы зависят от количества и качества ресурсов (от количества и качества труда, капитала, земли, предпринимательского таланта), которые домохозяйства поставляют на рынок ресурсов. В обмен на поставляемые ресурсы домохозяйства получают доходы. Величина дохода непосредственно зависит от цен на ресурсы. Это значит, что цены на ресурсы в конечном итоге определяют как доход, так и количество продукции, которое получает потребитель при распределении произведенного общественного продукта. Что купит потребитель, зависит от цен на товары и услуги, другими словами, цена продукта играет ключевую роль в определении ассортимента товаров и услуг, которые получит потребитель.

Таким образом, роль цены в рыночном экономическом механизме весьма значительна, цены (1) выявляют общественные потребности, (2) сигнализируют о том, что производить и в каких количествах, (3) передают информацию о том, какая технология является наиболее эффективной, (4) определяют механизм распределения общественного продукта, (5) влияют на масштабы и структуру потребления людей.[6]

В экономике происходит обмен между домашними хозяйствами и предприятиями (фирмами). Домашние хозяйства владеют ресурсами и предоставляют их фирмам посредством рынков ресурсов. Фирмы используют ресурсы, производят продукты и поставляют их на рынки товаров и услуг. В результате взаимодействия между домашними хозяйствами и предприятиями формируется общий объем производства в экономике. Домашних хозяйств и фирм в экономике великое множество. Например, в США число домашних хозяйств примерно 96 млн., количество фирм составляет более 20 млн. В российской экономике в 2004 г. действовало около 40 млн. домашних хозяйств и около 3 млн. предприятий.

Домашние хозяйства получают доход, поставляя рабочую силу на рынок труда, капитал на рынок капитала, землю и сырье на рынки земли и сырья. Они продают фирмам услуги факторов производства, получают доходы (зарплату, процент, прибыль, ренту) и покупают производимые фирмами товары и услуги. Доходы домашних хозяйств превращаются в их расходы, когда они покупают потребительские товары и услуги на рынках товаров.

Фирмы покупают ресурсы на рынках факторов производства, используют их для производства продукции и затем поставляют эту продукцию на рынки товаров и услуг. Расходы фирм на покупку факторов производства превращаются в доходы домашних хозяйств. Продавая свою готовую продукцию на рынках товаров и услуг, фирмы получают доходы и тем самым возмещают свои расходы на покупку ресурсов. Управление потоками факторов производства и товаров осуществляется посредством рынков факторов производства и рынков товаров и услуг. Внешний кругооборот на схеме показывает физическое движение товаров и факторов производства между домашними хозяйствами и фирмами. Внутренний финансовый кругооборот на схеме показывает потоки платежей, потоки расходов и доходов. Потоки доходов домашних хозяйств движутся в направлении от фирм к домашним хозяйствам в нижней части внутреннего кругооборота. Выходящий из сектора домашних хозяйств поток представляет собой сумму платежей за приобретаемые товары.

Из модели экономического кругооборота следует, что в экономике в целом: сумма продаж фирм равна сумме доходов домашних хозяйств; величина общего объема производства равна общей величине доходов домашних хозяйств; доходы равны расходам на приобретение товаров и услуг.

Заключение

В результате проделанной работы были рассмотрены базовые понятия экономической науки.

При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи:

-             Дано понятие экономическим благам (потребности и ресурсы);

-             Рассмотреть основные экономические агенты: домохозяйства, фирмы и государство;

-             Охарактеризован механизм функционирования рыночной экономики;

-             Обоснованы цели и выбор основных экономических агентов.

Итак, экономическая теория, это научное руководство к познанию экономической действительности. Причинно-следственная связь экономических явлений выявляется через экономический анализ.

Сущность экономической теории раскрывается в предмете этой науки. Предмет экономической теории как науки в современном понимании определился далеко не сразу и являлся результатом длительного исторического развития. В ходе развития экономической теории как науки менялись и взгляды на ее предмет, причем здесь с известной степенью условности можно выделить три основных этапа (периода): экономия – как набор знаний по организации хозяйства;  политическая экономия – как отражение появления систематизированного знания о сущности, целях и задачах экономической системы; экономикс – как современный этап эволюционного развития экономической науки, учитывающий изменения в методологии исследований и подходах к анализу экономических процессов, явлений. В центре внимания – проблемы использования людьми ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.

Действительно, если рассматривать начальные стадии формирования экономической науки (древний мир, средневековый период), то о сколько-нибудь внятном определении ее предмета говорить не приходится, поскольку экономические проблемы не вычленялись в самостоятельную область для исследований. Этому периоду соответствует термин "экономия".

Список литературы

1.     Экономическая теория (политэкономия): Учебник /Под общей ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. – М.: ИНФРА-М, 1999.

2.     Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, и проблемы и политика. – М.: ИНФРА-М, 1999.                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

3.     Рыночная экономика. Учебник. Том 1, часть 1. – Москва.: Издательство “Соминтек”. 2001.

4.     Современная экономика / под ред. Мамедова О.Ю. – РД: Феникс, 2000. 

5.     Экономика: Учебник / Под ред. А.И. Архипова и др. – М.: Проспект, 1998.

6.     Экономическая теория: Учебник // Под ред. А.И. Добрынина. – СПб.: Питер, 1997.


[1] Экономическая теория (политэкономия): Учебник /Под общей ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. – М.: ИНФРА-М, 1999. – с. 47.

[2] Современная экономика / под ред. Мамедова О.Ю. – РД: Феникс, 2000. – с. 41.

[3] Рыночная экономика. Учебник. Том 1, часть 1. – Москва.: Издательство “Соминтек”. 2001. – с. 39.

[4] Экономика: Учебник / Под ред. А.И. Архипова и др. – М.: Проспект, 1998. – с. 47.

[5] Экономика: Учебник / Под ред. А.И. Архипова и др. – М.: Проспект, 1998. – с. 35.

[6] Экономическая теория: Учебник // Под ред. А.И. Добрынина. – СПб.: Питер, 1997. – с. 21.