Глава 2. Взаимосвязь эмоциональной и ролевой структуры и влияние на стабильность брака
2.1. Эмоциональные отношения в семье
Проблема эмоциональной устойчивости занимает одно из важных мест в современной психологии. На важную мобилизационную, интегративно-защитную роль эмоции в свое время указывал П.К.Анохин. Он писал: «Производя почти моментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций организма, эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализация воздействий и конкретный механизм ответной реакции организма»[1].
Благодаря вовремя возникшей эмоции организм имеет возможность чрезвычайно выгодно приспособиться к окружающим условиям. Он в состоянии быстро, с большой скоростью отреагировать на внешнее воздействие, не определив еще его тип, форму, другие частные конкретные параметры.
Эмоциями называются переживания человека, сопровождаемые чувствами приятного и неприятного, удовольствия и неудовольствия, а также их разнообразными оттенками и сочетаниями. Удовольствие и неудовольствие – это простейшие эмоции. Более сложные их варианты представлены такими чувствами, как радость, печаль, грусть, страх, гнев.
От ощущений эмоции отличаются тем, что ощущения никакими специфическими субъективными переживаниями типа удовольствия или неудовольствия, приятного или неприятного обычно не сопровождаются. Они дают человеку объективную информацию о том, что происходит в нем и вне него. Эмоции же выражают собой субъективные состояния человека, связанные с его потребностями и мотивами[2].
Практически, однако, отделить эмоции от ощущений нелегко, так как они в едином переживании человека сливаются. Интересная, удачная мысль, творческая деятельность сопровождаются эмоциями. Разного рода воспоминания также связаны с образами и несут в себе не только информацию, но и чувство. Простейшие вкусовые ощущения, такие, как кислое, сладкое, горькое и соленое, также настолько слиты с эмоциями, что без них не встречаются в жизни.
В эмоциях отражаются физическое и психологическое состояния человека и его организма. Здоровый человек, у которого удовлетворены все основные жизненные потребности, чувствует удовлетворенность; больной, а также человек, потребности которого хронически не удовлетворяются, испытывает неудовлетворенность. Удачно выполненное действие, хорошо сделанное дело порождают приятные эмоции, а неудачи сопровождаются неприятными эмоциональными переживаниями. Какой бы психический или органический процесс, какой бы поведенческий акт мы ни рассматривали — всюду и везде можно обнаружить их тесную связь с эмоциями. Следовательно, эмоции — необходимый атрибут любых проявлений жизни.
Какова же их роль? Эмоции, во-первых, отражают в своем качестве характер протекания различных жизненных процессов. Во-вторых, они управляют этими процессами, активизируя или тормозя их в зависимости от необходимости. Под жизненными процессами здесь понимается то, что связано с удовлетворением потребностей человека[3].
Хотя эмоции есть у всех живых существ, но эмоциональная жизнь человека все же самая богатая. Кроме простейших эмоций, свойственных всем высшим живым существам: приятное и неприятное, страх, ярость и т. п., у человека есть и более сложные эмоции, связанные с тем, что он приобретает в жизни. У человека есть настроения, аффекты, чувства, страсти и стрессы.
Настроение — это сравнительно слабо выраженное, долгое время сохраняющееся эмоциональное состояние, связанное или с общим физическим, или с психологическим самочувствием человека в данный период времени. Аффектом называется кратковременное и достаточно сильное эмоциональное переживание, бурно протекающее, затрагивающее основные физиологические процессы в организме и связанное с важными событиями в жизни человека, достижениями и упущениями, успехами и неудачами. Примеры аффектов: радость, гнев, печаль, страх.
Чувства — это сложные соединения разнообразных настроений и аффектов, связанные у данного человека с различными, личностно существенными событиями в его жизни, с людьми и предметами, с видами деятельности.
Иногда слово «чувство» употребляют в более широком значении, используя его как синоним понятия «эмоция». Но в более строгом, научном смысле это слово обозначает те комплексы специфических эмоций, которые вызывают у человека значимые для него люди, события и предметы окружающей действительности, а также виды его занятий. Это и есть те эмоции, которыми обычно сопровождаются образы, представления и мысли людей о том, что их окружает и что с ними происходит.
Страстью называется чрезмерно сильное, все подавляющее чувство, подчиняющее себе все остальные эмоции и желания, побуждающее человека помимо его воли к определенным действиям по отношению к предмету страсти. Эти эмоции с трудом управляются сознанием и мышлением человека, более того — часто подчиняют их себе, делая поведение неразумным и фактически безвольным. Предметом страсти человека может стать какой-либо другой человек, какой-то определенный род или вид занятий, какая-либо жизненная цель, стремлению к которой человек посвящает всю свою жизнь.
Стрессом называется эмоциональное переживание, достигшее такой силы, что оно начинает отрицательно сказываться на общем физическом состоянии, на психологических процессах и поведении.
Эмоциональные реакции связаны не только с деятельностью внутренних органов. Они проявляются во внешних движениях выразительных или экспрессивных[4].
Выразительные движения в наши дни служат в качестве непроизвольного аккомпанемента эмоций; они играют огромную коммуникативную роль, помогают общению между людьми, обеспечивают эмоциональный контакт между ними. Именно благодаря мимике (выразительные движения лица), пантомимике (выразительные движения всего тела), эмоциональным компонентам речи и т. д. мы узнаем о переживаниях другого человека, сами проникаемся этими переживаниями, строим в соответствии с ними свои взаимоотношения с окружающими. Понимание языка эмоций помогает нам найти верный тон в общении с окружающими. Наиболее полно и ярко эмоции выражаются изменениями человеческого лица. Именно на лице другого человека отражаются радость и печаль, задумчивость и гнев, любовь и ненависть.
Обычно при прочтении эмоции по лицу учитывается вся ситуация, которая подсказывает характер эмоционального переживания. Радость и веселье угадываются быстрее, чем страх и страдание. На точность определения эмоции по внешним проявлениям влияет состояние того, кто оценивает, люди имеют тенденцию приписывать другому те переживания, которыми они сами охвачены.
Поведение человека в значительной мере зависит от его эмоций, причем различные эмоции по-разному влияют на поведение. Есть так называемые стенические эмоции, которые повышают активность всех процессов в организме (положительные эмоции), и астенические эмоции, которые их тормозят (отрицательные эмоции).
Настроение создает определенный тонус организма, то есть его общий настрой на деятельность. Человек, настроенный оптимистически, всегда и внешне привлекательнее для окружающих, чем тот, у которого постоянно плохое настроение. С улыбающимся по-доброму человеком окружающие с большим желанием вступают в общение, чем с человеком, у которого недоброе лицо.
Аффекты играют в жизни людей иную роль. Они способны моментально мобилизовать энергию и ресурсы организма для решения внезапно возникшей задачи или преодоления неожиданно появившегося препятствия. В этом состоит основная жизненная роль аффектов. В соответствующем эмоциональном состоянии человек иногда совершает такое, на что он обычно не способен. Мать, спасая ребенка, не чувствует боли, не думает об опасности для собственной жизни. Она — в состоянии аффекта. В такой момент расходуется масса энергии, причем очень неэкономно, и поэтому для продолжения нормальной деятельности организму обязательно нужен отдых. Аффекты часто играют и отрицательную роль, делают поведение человека бесконтрольным и даже опасным для окружающих[5].
Еще более значительна, чем у настроений и аффектов, жизненная роль чувств. Они характеризуют человека как личность, достаточно устойчивы и обладают самостоятельной мотивирующей силой. Чувствами определяется отношение человека к окружающему миру, они же становятся нравственными регуляторами поступков и взаимоотношений людей. Воспитание человека с психологической точки зрения есть в значительной степени процесс формирования его благородных чувств, к которым относятся сочувствие, доброта и другие. Чувства человека, к сожалению, могут быть и низменными, например чувства зависти, злости, ненависти, В особый класс выделяются эстетические чувства, которые определяют отношение человека к миру прекрасного. Богатство и разнообразие человеческих чувств — хороший индикатор уровня его психологического развития.
С.Л.Рубинштейн выделял семь видов чувств:
¨ моральное чувство;
¨ предметное:
¨ сексуальное:
¨ семейное:
¨ трагическое:
¨ эстетическое:
¨ чувство юмора[6].
Поскольку человек как сознательное существо в соответствии со своими потребностями ставит себе определенные цели, можно сказать, что положительное или отрицательное качество эмоции определяется соотношением между целью и результатом действия.
Страсти и стрессы в отличие от настроений, аффектов и чувств играют в жизни в основном отрицательную роль. Сильная страсть подавляет остальные чувства, потребности и интересы человека, делает его односторонне ограниченным в своих устремлениях, а стресс вообще разрушающе действует на психологию и поведение, на состояние здоровья.
К.Роджерс считает, для того, чтобы взаимоотношения в семье нормально развивались, необходимо свободное выражение и позитивных, и негативных эмоций[7]. В данном случае речь идет не просто о «выпускании пара», а о таких чувствах, где бы проявлялась забота о партнере. Свободное выражение чувств – это смелость восприятия реакции, возникающей у партнера в ответ на открытое выражение чувства. Такая позиция Роджерса идет вразрез с принятыми правилами тактичности, стремления уходить от болезненных выяснений отношений.
Очевидно, что в отдельные периоды супружеской жизни преобладают те или другие негативные либо позитивные эмоции. Позитивный полюс эмоций супружеской жизни, по мнению Э.Шострома, представлен следующими эмоциями:
¨ привязанность, или безусловная забота – отношения, в которых никто из супругов не владеет другим;
¨ дружба – основана на признании ценности другой личности, уважении к ее автономии и индивидуальности;
¨ эрос – романтическая составляющая любви, основанная на сексуальном желании и чувстве исключительности;
¨ эмпатия – основана на милосердии и сострадании;
¨ любовь к себе – умение оценить себя по достоинству, не пренебрегать собственными потребностями.
Негативный полюс содержит следующие эмоции:
¨ гнев – основан на заботе и сильной вовлеченности в отношения;
¨ вина – враждебное чувство к себе за совершение какого-либо поступка;
¨ обида – эмоция, за которой скрывается мстительность;
¨ ненависть – застывшая враждебность, содержащая молчание и сарказм;
¨ критичность – не способствует эмоциональному реагированию и не создает контакта;
¨ дистанцирование от партнера, уход – способ держать его под контролем, препятствовать прояснению ситуации;
¨ безразличие – полное отсутствие каких-либо отношений, губительное для супругов состояние[8].
Многие авторы, исследующие динамику эмоциональных отношений в браке, пишут о том, что эмоционально насыщенные отношения начала супружества неизбежно сменяются отношениями рационального сотрудничества, дружескими и родственными чувствами. Большинство браков нельзя назвать ни счастливыми, ни несчастными, потому что в них постепенно благодаря взаимному воспитанию и общей судьбе возникает глубокое чувство взаимопонимания и дружбы, которое дороже романтической любви[9].
Определенный уровень тревожности в семье – естественная и обязательная особенность активной деятельности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности, что обязательно скажется на взаимоотношениях в семье.
Проявления тревожности в различных ситуациях не одинаковы. В одних случаях люди склоны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств.
Ситуативно-устойчивые проявления тревожности принято называть личностными и связывать с наличием у человека соответствующей личностной черты (так называемая «личностная тревожность»). Это устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающий, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанные со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, самоуважению[10].
Ситуативно-изменчивые проявления тревожности именуют ситуативными, а особенность личности проявляющей такого рода тревожность, обозначают как «ситуационная тревожность». Это состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Такое состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.
Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности. Поведение повышенно тревожных людей в деятельности направленной на достижение успехов, имеет следующие особенности:
Личностная тревожность предрасполагает индивида к восприятию и оценке многих, объективно безопасных ситуаций как таких, которые несут в себе угрозу.
Деятельность человека в конкретной ситуации зависит не только от самой ситуации, от наличия или отсутствия у индивида личностной тревожности, но и от ситуационной тревожности, возникающей у данного человека в данной ситуации под влиянием складывающихся обстоятельств.
Воздействие сложившейся ситуации в семье, собственные потребности, мысли и чувства человека, особенности его тревожности как личностной тревожности определяют когнитивную оценку им возникшей ситуации. Эта оценка, в свою очередь, вызывает определенные эмоции (активизация работы автономной нервной системы и усиление состояния ситуационной тревожности вместе с ожиданиями возможной неудачи). Информация обо всем этом через нервные механизмы обратной связи передается в кору головного мозга человека, воздействуя на его мысли, потребности и чувства.
Те, кто не умеет регулировать свои эмоции, не проявляют выдержку, подвергаются различным видам нервных и психологических заболеваний (например, депрессия). Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физиологическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при появлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта[11].
Эмоциональная устойчивость уменьшает отрицательное воздействие сильных эмоциональных явлений, предупреждает крайний стресс, способствует проявлению готовности к действиям в напряженной ситуации. Поэтому эмоциональная устойчивость - один из важных психологических факторов надежности, эффективности и успеха в семейных взаимоотношениях.
Степень эмоциональной экспрессивности оказывает существенное влияние на характер межличностных отношений. Чрезмерная сдержанность приводит к тому, что человек воспринимается как холодный, равнодушный, высокомерный. В некоторых случаях это вызывает только удивление, в других — порождает неприязнь и становится препятствием для установления нормальных отношений между людьми. Можно думать, что развитие способности адекватно выражать свои чувства в соответствующий момент и с надлежащей интенсивностью является одной из главных проблем социального развития человека. Чрезмерная или недостаточная эмоциональная экспрессивность, ее неадекватность условиям — один из важнейших источников конфликтов в межличностных отношениях[12].
Но эмоциональный процесс обусловливает формирование не только тех или иных выразительных реакций, но и более сложных, развернутых и продолжительных форм поведения — эмоциональных действий.
Для описания структуры взаимоотношений внутри семьи Мюррей Боуэн использует понятие эмоциональный треугольник – систему взаимоотношений, включающую в себя троих эмоционально связанных между собой людей[13].
Триада по сравнению с диадой – более гибкая и стабильная система. В период нарастания эмоционального диада приводит к разрыву, так как тенденция к преследованию и удовлетворению собственных, индивидуальных потребностей начинает преобладать над тенденцией к поддержанию совместимости. Возможность найти понимание, поддержку у третьего в триаде позволяет избежать разрыва и сохранить отношения в диаде. В периоды стресса диада автоматически «вовлекает в себя» другого (третьего), что позволяет снизить тревогу. Если этой меры оказывается недостаточно, то в систему будут вовлекаться дополнительные люди.
В семьях с низким уровнем дифференцированности от прародительских семей могут быть описаны 3 вида взаимодействия в эмоциональном треугольнике:
1. Семья, в которой супруги в течение длительного времени не могут адаптироваться друг к другу и сформировать взаимоотношения. Они находятся в нутрии эмоционального треугольника и тратят всю свою энергию на внутренний конфликт, не вовлекая в свои взаимоотношения третьих людей.
2. Семья, в которой процесс супружеской адаптации завершается таким образом, что один из супругов утрачивает автономию и относительную дифференцированность, подчиняясь другому. В результате образуются два «псевдо – Я», которые сливаются по мере того, как один становится все более доминирующим. В этой ситуации у зависимого супруга могут развиваться психосоматические или психиатрические заболевания. По мнению Боуэна, такие браки являются очень стабильные.
3. Семья, в которой супружеская пара находится в спокойных взаимоотношениях, а низкодифференцированный родитель вступает в тесное эмоциональное взаимодействие с ребенком.
А.Адлер пишет об эмоциях двух видов: социально разделяющих эмоциях, которые соотносимы с индивидуалистическими целями, и социально объединяющих эмоциях, которые способствуют социальному взаимодействию[14].
2.2. Ролевая структура в отношениях между супругами
Каждый человек играет определенную роль, как на работе, так и в частной жизни. Роль определяется своими названием, позицией и ожиданиями других людей.
Актерская роль – это построение поведения на сцене в соответствии с тем, что от тебя ждут. В жизни каждому человеку иной приходится в какой-то мере актерствовать, но мы играем не актерские, а психологические роли. Понятие «психологической роли» можно раскрыть так: построение поведения в соответствии с тем, чего ждут окружающие[15].
На протяжении жизни мы играем роли отца, матери, мужа, жены, ребенка, студента, подчиненного, начальника. Каждая из этих ролей состоит:
¨ из задач, которые должен решать «актер»,
¨ из поведения в этой роли, которое ожидают люди, с которыми «актер» входит в контакт.
«Пьеса» исполнителя психологической роли – это реальная ситуация.
В социальной психологии есть понятие «социальной роли», под которой понимается функция, нормативно одобренный образ жизни, поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию[16].
Понятие психологической и социальной ролей перекликаются между собой и при таком подходе естественно поставить вопрос о разновидностях ролевого поведения – о тех его формах, которые используют все люди при контакте. Можно выделить четыре разновидности роли:
¨ формальная роль;
¨ внутригрупповая роль;
¨ межличностная роль;
¨ индивидуальная роль.
Формальная роль – это поведение, которое строится в соответствии с усвоенными ожиданиями общества, выполняя ту или иную социальную функцию. Социальная функция может быть одной и той же, а исполнение роли меняется.
Социальная функция жены, несмотря на глубоко личный характер супружеских взаимоотношений, диктует человеку необходимость исполнять определенную формальную роль Жены. Даже охладев к мужу, женщина, если остаются в браке, продолжает исполнять свою роль Жены.
Внутригрупповая роль – это поведение, которое люди строят с учетом ожиданий, предъявляемых участниками конкретной группы. Внутригрупповые роли труднее поддаются классификации, чем формальные, так как узнать функцию человека внутри группы бывает очень непросто, потому что каждый играет то одну, то другую роль.
Межличностные роли – это поведение, которое строится с учетом ожиданий, предъявляемых знакомым или близким человеком на основе сложившихся отношений. Если не считаться с этими ожиданиями и не подтверждать их, появляется большая вероятность в конфликтах и наживании недругов.
Индивидуальные роли – это поведение, которое строится на основе собственных ожиданий, или ожидании воображаемых партнеров.
Также необходимо определиться с такими понятиями как «ролевой веер» и «актуальная роль». При всех поправках, которые формальная, межличностная или внутригрупповая роль вносят в исполнение индивидуальной роли все же можно почувствовать, каковы его многообразные индивидуальные роли. Набор всех усвоенных человеком психологических ролей носит название ролевого веера. В каждый отдельный момент общения человек приоткрывает лишь часть этого веера, все остальные чуть виднеются.
Актуальная роль – это не одна из исполняемых психологических ролей, а их комбинация в конкретный момент, то, как человек выглядит и каким позволяет себе выглядеть.
Следует принимать во внимание и внешние воздействия на роль общества и его культуры латентных ролей самого человека, то есть ожиданий человека в отношении друзей, родителей, жены, детей. Таким образом, возникает иерархия задач внутри совокупности ролей, которая меняется в зависимости от ситуации. Здесь могут возникать различные проблемы.
Это, во-первых, ролевой конфликт, при котором требования на различные элементы совокупности несовместимы. Во-вторых, ролевая перегрузка – когда слишком много требований имеют приоритет. В-третьих, ролевая неопределенность – когда человек не знает, что от него ожидают. Может возникнуть из-за неспособности найти в иерархии лицо, отдающее приказы, или от ролевой перегрузки. В-четвертых, ролевой стресс, что не обязательно плохо. Некоторые элементы стресса могут привести к хорошему исполнению. Эти проблемы не всегда исключают друг друга и могут сосуществовать вместе.
Если роль не соответствует потребностям и способностям человека, возможно возникновение конфликтов, которые могут принимать форму.
Многие проблемы возникают из-за несовместимости людей и их ролей. Для одного человека проблемы эти могут быть очень серьезными.
Приемлемыми вариантами являются:
¨ принятие роли (принятие роли не всегда приводит к отмеченным выше проблемам);
¨ изменение роли (изменение роли зависит от многих переменных);
¨ обучение человека (обучение человека включает изменения в шкале ценностей и отношений, а также в навыках и способностях).
Статус подкрепляет роль, так как он обозначает уровень или относительную важность. Статус устанавливает следующие факторы:
¨ власть;
¨ знания и образование;
¨ различия;
¨ исключительность;
¨ система поощрения и символы;
¨ размещение;
¨ ассоциация.
Статус зависит и от факторов, свойственных людям как индивидуумам: от принадлежности к тому или иному классу, обаяния и возраста, личных качеств (рост, внешность и т. д.).
Статус важен для каждого человека, поскольку тесно связан с самоуважением. Конфликты возникают, когда отсутствует уважение к другому человеку.
Более двух тысяч лет назад Аристотель назвал человека «социальным животным» и тем самым выразил склонность людей организовывать себя в социальные группы. Мы все, за небольшим исключением, - «социальные животные». Мы рождаемся в социальной группе – семье – и в течение всей жизни являемся членами различных социальных групп. Мы никогда не бываем изолированы.
Согласно существующему определению, социальная группа состоит из людей, чьи отношения основаны на совокупности взаимовлияющих ролей и статусов. Они взаимодействуют друг с другом по более или менее стандартизированным нормам, определяемым принимаемыми ими ценностями. Они держатся вместе из чувства общности и схожести интересов, которые позволяют им выделять членов и не членов группы.
Социальные группы обычно определяются тремя характеристиками:
¨ стандартизированная линия поведения;
¨ разделенные или схожие ценности, вера;
¨ способность различать членов и не членов группы.
Семья демонстрирует все характеристики социальной группы.
Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль – один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяются в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен четко представлять себе, что значит быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение. Для того чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точно определить свое место и место других в ролевой структуре семьи. Например, может ли он исполнять роль главы семьи, вообще или в частности, главного распорядителя материального достояния семьи. В этом плане немаловажное значение имеет согласованность той или иной роли с личностью исполнителя.
Человек со слабыми волевыми качествами, хотя и старший по возрасту в семье или даже по ролевому статусу, например, муж, далеко не подойдет в роли главы семьи в современных условиях. Для успешного формирования семьи немаловажное значение также имеет чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется в способности без особых затруднений выходить из одной роли, включаться сразу в новую, как этого потребует ситуация. Например, тот или иной богатый член семьи играл роль материального покровителя других ее членов, но его финансовое положение изменилось, и изменение ситуации сразу же требует изменения его роли.
Ролевые отношения в семье, образующиеся при выполнении определенных функций, могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. Ученые отмечают, что ролевой конфликт чаще всего проявляется как:
¨ конфликт ролевых образов, что связано с неправильным их формированием у одного или нескольких членов семьи;
¨ межролевой конфликт, при котором противоречие заложено в противоположности ролевых ожиданий, исходящих из разных ролей;
¨ внутриролевой конфликт, при котором одна роль включает в себя противоречивые требования.
В современной семье такого рода проблемы бывают чаще всего присущи женской роли. Это относится к случаям, когда роль женщины предусматривает сочетание традиционной женской роли в семье (хозяйки, воспитательницы детей, ухода за членами семьи и т.д.) с современной ролью, предполагающей равное участие супругов в обеспечении семьи материальными средствами.
Конфликт может углубиться, если жена занимает более высокий статус в социальной или профессиональной сфере и переносит ролевые функции своего статуса во внутрисемейные отношения. В подобных случаях очень важна способность супругов к гибкому переключению ролей. Особое место среди предпосылок ролевого конфликта занимают трудности с психологическим освоением роли, связанные с такими особенностями личностей супругов, как недостаточная моральная и эмоциональная зрелость, неподготовленность к исполнению супружеских и, в особенности, родительских ролей. Например, девушка, выйдя замуж, никак не хочет переложить на свои плечи хозяйственные заботы семьи или родить ребенка, пытается вести прежний образ жизни, не подчиняясь тем ограничениям, которые накладывает на нее роль матери, и т.д.
В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, неролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролевыми, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддисткой культурами стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, иногда ведущее участие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту самосознания женщины, равенства в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличивая уровень смертности.
Необходимо обратить внимание на манипулятивный характер взаимоотношений в семье. В целом характеристика «манипулятора» может быть выражена так: для него партнер – соперник, у которого необходимо выиграть. В современных семьях манипулятором может выступать как мужчина, так и женщина. Существует несколько фаз:
¨ фаза направленности на партнера – манипулятор подготавливается к подчинению себе «жертвы»;
¨ фаза отражения партнера – манипулятор улавливает его актуальную роль и собственную актуальную роль его глазами, схватываются те особенности «жертвы», которые можно использовать как ее слабые места.
Манипуляции весьма разнообразны по технике и целям, манипуляторы не всегда действуют по осознанному плану, - у некоторых это происходит подсознательно. Манипулятивная тактика иногда улавливается в действиях партнера, который лишен эгоцентрических побуждений и поступает так, думая о благе «жертвы» и о совместном благе.
Ролевая структура каждого человека складывается под влиянием детского опыта в родительской семье и существенным образом влияет на установки в будущих супружеских взаимоотношениях. На основе опыта формируются и социальные характеристики человека. Представления о супружеском отношении и супружеских ролях складываются у ребенка из наблюдений за поведением его родителей.
Исходя их этих представлений, в своей супружеской жизни человек пользуется теми установками, которые у него уже сложились.
2.3. Стабильность брака как сущность взаимопонимания
В любой семье между супругами возникают личные и имущественные отношения. Они регулируются нравственными нормами, определяются, исходя из тех представлений о семейной жизни, которые сложились в семьях мужа и жены еще до брака.
Личные правоотношения - это правоотношения, возникающие по поводу выбора супругами фамилии, при заключении и расторжении брака, совместного решения всех вопросов жизни семьи, свободного выбора занятий, профессии и места жительства, дачи согласия на усыновление, решения вопроса о расторжении брака и др.
Супруги имеют право на выбор фамилии при заключении брака. Фамилия выполняет важную социальную функцию индивидуализации личности в обществе. Супруги могут избрать по своему усмотрению фамилию одного из них или сохранить свои добрачные фамилии. В жизни у супругов, как правило, бывает общая фамилия. Эту же фамилию носят и дети, рожденные от брака.
Право супругов на совместное решение вопросов жизни семьи обширно по содержанию и охватывает, по существу, весь уклад семейной жизни:
¨ согласованное ведение хозяйства;
¨ воспитание детей и заботу об их здоровье;
¨ приобретение имущества и др.
Свобода выбора места жительства означает, что перемена места жительства одним супругом не влечет за собой правовой обязанности другого супруга следовать за ним. Отдавая должное значению личных правоотношений, выражающих сущность брака, нельзя недооценивать имущественных отношений, возникающих в семье.
Семья выделяется среди других социальных групп — нет ни одного индикатора социальной жизни, где бы члены счастливых семей не обнаруживали свое преимущество перед одиночками - холостяками, на которых распространяется почти вся социальная патология, весь негатив так называемой моральной статистики. В лучшую сторону выделяются показатели семейных людей в сравнении с несостоящими в браке независимо даже от выяснения степени сплоченности семьи.
Однако в новых условиях распространения малодетности семьи эти различия начинают сглаживаться, тем не менее, еще сохраняются различия между членами разных семейных структур. Известно, что разводы в семьях с несколькими детьми в несколько раз меньше, чем в двухдетных и однодетных семьях, и что, наоборот, в малодетных семьях вероятность заболеваний репродуктивной сферы выше, чем в семьях с тремя и более детьми. То же самое относится и к средней продолжительности жизни, причем если сравнить продолжительность жизни мужчин и женщин без учета семейности, то и тогда большая идентификация женщины с ребенком и с семьей в силу ее функции материнства удлиняет срок жизни женщин в сравнении с мужчинами на несколько лет.
Объяснение такого положения дел можно свести к двум основным теориям:
¨ теории отбора;
¨ теории социальной причинности.
Согласно теории отбора, здоровые подбираются как люди, соответствующие задачам брака, больные отбраковываются как люди, этим задачам не соответствующие.
Согласно теории социальной причинности, брак обладает здоровьесберегающим или здоровьезащищающим эффектом. Таким образом, в теории отбора здоровье как фактор предшествует браку, в теории социальной причинности брак предшествует здоровью.
Важный психосоциальный фактор, действующий на здоровье вступивших в брак партнеров, - это их социальные взаимоотношения. Многие авторы психологических и социобиологических теорий утверждают, что простое присутствие другого человека или чувство связанности с другим организмом положительно влияет на здоровье через относительно прямые мотивационные, эмоциональные или нейроэндокринные эффекты.
Различия в социальных отношениях людей с различным брачным статусом сказывается на уровнях социальной регуляции и контроля. Женатые люди испытывают на себе больше проявлений социального контроля. Жены, например, ориентируют мужей на здоровый образ жизни, устанавливают ее распорядок, сон, диета становятся более упорядоченными, супруги находятся под присмотром друг друга и ищут более адекватную медицинскую помощь в случае необходимости.
При браке снижается проявление поведения, связанного с потреблением алкоголя, курением и другими видами нездорового образа жизни.
Семейная динамика - смена одних семейных событий другими. Причем под событиями понимаются не миллионы повседневных семейных ситуаций, а наиболее значимые из них, существенно влияющие на изменение семейной структуры. Самые заметные и важные события — это рождения и смерти членов семьи, присутствие или отсутствие одних или других.
Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семьи сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем вше культура общества, следовательно, тем выше культура семьи.
Жизнь в семье невозможна без общения в ней, общения между мужем и женой, между родителями и детьми в процессе повседневных отношений. Общение в семье представляет собой отношение членов семьи друг к другу и их взаимодействие, обмен информацией между ними, их духовный контакт. Спектр общения в семье может быть очень разнообразным. Помимо бесед о работе, домашнем хозяйстве, здоровье, жизни друзей и знакомых оно включает в себя обсуждение вопросов, связанных с воспитанием детей, искусством, политикой, и так далее.
Организация досуга играет большую роль в восстановлении. Досуг служит средством восстановления физических и духовных сил человека. Часто досуг происходит у каждого по-своему. Кто-то смотрит ТВ, слушает музыку и т.д. это является пассивным отдыхом. Человек нуждается в активном отдыхе – путешествия, прогулки. Это приносит больше здоровья для семьи в целом и каждого ее членов.
Основой современного брака становятся не экономические или статусные, а эмоциональные стороны межличностных отношений.
Удовлетворённость супругов общением зависит от степени совместимости их взглядов, ценностей. Не вызывает сомнения тот факт, что нервозность, неуравновешенность, замкнутость и другие отрицательные черты характера являются плохими спутниками семейного общения.
Исследования показывают, что при нормальных взаимоотношениях в семье супруги обычно всегда делятся между собой своими огорчениями и получают при этом морально психологическую поддержку, чего не скажешь про неблагополучные семьи.
Однако не бывает идеального общения в семье, то есть общения, состоящего только из согласия. Супружеские отношения неизбежно проходят через противоречия: ссоры, конфликты, и так далее. В этих случаях очень важно понять супругам позицию друг друга, поставить себя на его место.
В семейном общении очень важны нравственные принципы, главным из которых является - уважение другого, его «я». Нередко, после трудного трудового дня супруги стремятся сорвать свое плохое настроение на близких людях, дать выход накопившейся озлобленности. Они начинают ворчать, упрекать, делать замечания, кричать. В результате такой разрядки человек может получить временное облегчение, хотя последствия могут оказаться тяжелыми. Одних начинают мучить угрызения совести за собственную неправоту и несдержанность. Других - обида за несправедливые обвинения и упрёки. В результате это ведет к разрушению семьи. Иногда полезно делать компромиссы, то есть идти на уступки друг другу. Также очень важно уметь признавать свои ошибки, как право других ошибаться. Очень важно чаще делиться своими мыслями, не скупиться на похвалу, добрые слова.
Несложившиеся отношения между мужем и женой ведут к плохим последствиям. Психологами установлено, что существует связь между супружескими конфликтами и нервно психическими расстройствами. Отсутствие взаимопонимания в семье приводит к подавленности, отчуждённости, к ухудшению психологического и физического состояния, значительному понижению работоспособности человека. Неумение общаться разрушает семью. Основными компонентами культуры общения являются сопереживание, терпимость, уступчивость, доброжелательность. Особая способность к общению - умение признать ценность другого человека, даже при несовпадении позиций. Только таким образом можно достичь гармонии в семейной жизни.
Если исходить из того, что изначально супружеские отношения являются позитивными и удовлетворяют супругов, то можно выделить несколько внешних социальных стрессоров, которые негативно влияют на супружеские отношения. По данным исследователей, стрессорами, относящимся к факторам риска разрушения супружеских отношений, являются перегрузки на работе, безработица, финансовые проблемы. Это отрицательно сказывается на индивидуальном благополучии членов семьи, при этом снижается уровень удовлетворенности и повышается вероятность распада супружеских отношений[17].
Стрессоры, связанные с качеством работы, проявляют сходное влияние. Пары общаются с раздражением, становятся более резкими друг с другом, часто конфликтуют.
Сам характер работы тоже оказывает негативное влияние на супружеские отношения. Это влияние может быть прямым – уменьшается удовлетворенность супружескими взаимоотношениями, так как один из супругов становится эмоционально недоступен, либо опосредованно, в результате деформации личности: рост критичности, ироничности, скепсиса и сарказма, формирование зависимостей, чаще всего алкоголизма.
Профессии, которые относятся к разряду помогающих, – врачи, консультанты, психотерапевты, социальные работники и др. – характеризуются высоким риском разводов, что связано с широко известным в настоящее время «синдромом выгорания».
Из-за высокого уровня стресса при воинской службе снижается уровень удовлетворенности жизнью и супружескими отношениями у жен военнослужащих.
Негативно влияют на супружество принадлежность супругов е разным этническим группам, различие культурных установок, стереотипов родительского и собственного поведения, жизненных целей, ценностей и стилей, поэтому межэтнические союзы менее устойчивы.
Кроме внешних стрессоров, на супружеские отношения влияют и внутрисемейные стрессоры, такие как:
¨ рождение ребенка;
¨ продолжительная болезнь;
¨ болезнь ребенка и отставание в психическом развитии;
¨ бесплодие.
Личные отношения людей переживают сейчас болезнь перехода – от одного уклада потребностей к другому, более сложному. И этот переход от одной системы к более сложной всегда ведет к разбалансированию системы, к расшатыванию старых связей между ее элементами и рождению новых, которые не успели еще окрепнуть.
В современных семьях постепенно слабеют одни фундаменты, на смену им приходят другие, более сложные, но приходят медленнее, с отставанием. Отсюда и рассыпчатость многих нынешних браков – эхо от столкновения старых и новых семейных фундаментов, след перестройки всей психологии супружества[18].
Современное общество переживает сейчас скачок в психологических нуждах, у людей рождаются новые массовые потребности, новые ожидания от личной жизни. А семейное поведение, манера личных отношений, стиль любви – все это резко отстает от сегодняшних запросов.
Для гармонизации семейной жизни можно только порекомендовать правила Д.Карнеги. Дейл Карнеги рекомендует придерживаться некоторых правил, которые гарантируют безоблачную брачную жизнь:
1. Не придираться.
2. Не пытаться переделывать супруга.
3. Не критиковать друг друга.
4. Чаще высказывать истинную признательность друг другу.
5. Обоюдно оказывать знаки внимания.
6. Быть предельно предупредительными.
7. Завести хорошую книгу о сексуальной стороне супружеской жизни.
Библиографический список
1. Аболин Л.М. Эмоциональная устойчивость и пути ее повышения. / Вопросы психологии, 1989. - №4. - С.141-149.
2. Адлер А.Превосходство и социальный интерес. – М.: Просвещение, 1997.
3. Андреева В.А. Семейная психология. – СПб.: Речь, 2005.
4. Бейкер К. Теория семейных систем М.Боуэна / Вопросы психологии, 1991. - №6.
- Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. - М.: Изд-во МГУ, 2001. - 537с.
6. Гейци Э.Д. Психодиагностика в педвузе. – Новосибирск: Издательство НГПУ, 2001.
7. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М.: Педагогика, 1992.
8. Голод С.И. Семья и брак: Историко-социологический анализ. – СПб.: Питер, 1998.
9. Дубровин Ю.В. Брак и мораль. – М.: АСТ, 2004. – с.-30.
10. Добрович А.Б. О психологии и психогигиене общения. – М.: Просвещение, 1987.
11. Дьяченко М.И., Пономаренко В.А. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости. / Вопросы психологии, - 1990. - №1. - С.106-112.
12. Изард К. Е. Эмоции человека.– М.: Издательство МГУ, 1980.
13. Коломинский Я. Л. Человек: психология.– М.: Просвещение, 1986.
14. Кон И.С. Социология личности. – М.: Наука, 1989.
15. Краткий словарь по философии. / Под ред. Блауберга И.В. – М.: АСТ, 2001.
16. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. М.: ВЛАДОС, 1998.
17. Немов Р. С. Психология. В 3 кн.– М.: Просвещение, 1995. – Т.1.
18. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. – Л: Наука, 1989.
19. Психология эмоций: Тексты.– М.: Наука, 1984.
20. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1996.
21. Роджерс К. Клиент – центрированная терапия. – М.: Рефлбук, 1997.
22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – М.: Педагогика, 1989. – Т.1.
23. Рюриков Ю.Б. Мед и яд любви. – М.: Молодая гвардия, 1990.
24. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М.: Наука, 1992.
25. Спиноза Б. О происхождении и природе аффектов/Психология эмоций: Тексты.– М.: Наука, 1984. – с.-91.
26. Хэтфилд Э. Любовь. / Психологическая энциклопедия./ Под ред. Корсини Р., Ауэрбаха А. – СПб.: Питер, 2003. – С. – 278 – 279.
27. Шостром Э. Антикарнеги, или Человек-манипулятор. – М.: ВЛАДОС, 2003.
28. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. – М.: ВЛАДОС, 1996.
29. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. – Л.: Наука, 1990.
[1] Цит. по: Психология эмоций: Тексты.– М.: Наука, 1984. – с.-173.
[2] Изард К. Е. Эмоции человека.– М.: Издательство МГУ, 1980. – с.-59.
[3] Коломинский Я. Л. Человек: психология.– М.: Просвещение, 1986. – с.-166.
[4] Немов Р. С. Психология. В 3 кн.– М.: Просвещение, 1995. – Т.1. – с.-218.
[5] Спиноза Б. О происхождении и природе аффектов/Психология эмоций: Тексты.– М.: Наука, 1984. – с.-91.
[6] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – М.: Педагогика, 1989. – Т.1. – с.-296.
[7] Роджерс К. Клиент – центрированная терапия. – М.: Рефлбук, 1997. – с.-67.
[8] Шостром Э. Антикарнеги, или Человек-манипулятор. – М.: ВЛАДОС, 2003. – с.-99 – 101.
[9] Дубровин Ю.В. Брак и мораль. – М.: АСТ, 2004. – с.-30.
[10] Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1996. – с.-234.
[11] Аболин Л.М. Эмоциональная устойчивость и пути ее повышения. / Вопросы психологии, 1989. - №4. - С.141-149.
[12] Дьяченко М.И., Пономаренко В.А. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости. / Вопросы психологии, - 1990. - №1. - С.106-112.
[13] Бейкер К. Теория семейных систем М.Боуэна / Вопросы психологии, 1991. - №6.
[14] Адлер А.Превосходство и социальный интерес. – М.: Просвещение, 1997. – с.228.
[15] Добрович А.Б. О психологии и психогигиене общения. – М.: Просвещение, 1987. – с.-75.
[16] Кон И.С. Социология личности. – М.: Наука, 1989. – с.-23.
[17] Андреева В.А. Семейная психология. – СПб.: Речь, 2005.
[18] Рюриков Ю.Б. Мед и яд любви. – М.: Молодая гвардия, 1990. – с.-403.