Содержание

Введение. 3

1. Виды транспорта, его особенности. 4

2. Формы транспортно – экспедиционного обслуживания. 11

Заключение. 16

Список литературы.. 17

Введение

Транспорт — одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая функцию своеобразной кровеносной системы в сложном организме страны. Он не только обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но вместе с городами образует «каркас» территории, является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом.

Рассматривая транспорт как отрасль материального производства, необходимо отметить ряд его специфических особенностей. Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит новой продукции, а только участвует в ее создании, обеспечивая сырьем, материалами, оборудованием производство и, доставляя готовую продукцию потребителю, увеличивая тем самым её стоимость на величину транспортных издержек, которые включаются в себестоимость про­дукции. По некоторым отраслям промышленности транспортные издержки очень значительны, как, например, в лесной, нефтяной промышленности, где они могут достигать 50%.

Значение транспорта, как важной составной части экономики Россий­ской Федерации, определяется его ролью в территориальном разделении общественного тру­да: специализация районов, их комплексное развитие невоз­можны без системы транспорта. Транспортный фактор оказы­вает влияние на размещение производства. Не принимая его во внимание, нельзя достичь рационального размещения произво­дительных сил.

Целью данной работы является рассмотрение следующих вопросов:

-             Описать виды транспорта, их особенности и характеристика;

-             Рассмотреть формы транспортно-экспедиционного обслуживания.

1. Виды транспорта, его особенности

Транспортный комплекс обеспечивает связи между отдельными отраслями и районами страны, своевременное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках. При размещении производства учитывается потребность в перевозках, масса исходных материалов готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность и т.д. В зависимости от влияния этих составляющих и размещаются предприятия.

Отличительной особенностью транспорта как сферы экономики является то, что он сам не производит продукцию, а только участвует в ее создании, обеспечивая производство сырьем, материалами, оборудованием и доставляет готовую продукцию потребителю.

Различают следующие основные виды транспорта: Железнодорожный; Автомобильный; Авиационный; Трубопроводный; Морской; Внутренний водный.[1]

Взаимодействуя между собой, они образуют транспортную систему России. Транспортная система - это совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами, то есть пунктами, в которых сходится несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузами между ними.

Железнодорожный транспорт

В условиях России железнодорожный транспорт наиболее эффективен для перевозки массовых видов грузов на средние и дальние расстояния с высокой концентрацией грузовых потоков, а также для перевозки пассажи­ров на средние расстояния и в пригородном сообщении.

Таблица 1

Основные показатели работы железнодорожного транспорта в 1994-2002 годах.

 

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

Перевозки

грузов,

млн.тонн

1058,2

1028,0

911,5

887,2

834,8

947,4

1046,8

1057,5

1084,2

Грузооборот, млрд. т-км.

1195,5

1213,

1131,3

1100,3

1019,5

1204,5

1373,2

1433,6

1508,8

Перевозки

пассажиров, млн.чел.

2062,0

1833,0

1622,6

1599,6

1471,3

1337,5

1418,8

1305,9

1270,7

Пассажиро-оборот, млрд. пасс-км

227,1

192,2

181,2

170,3

152,9

141,0

167,0

157,9

153,0

На начало 2004 года эксплуатационная длина сети железных дорог составляла 86 тыс. км, в том числе протяженность участков, имеющих два и более пути – 36,2 тыс. км. Общее протяжение железнодорожных линий, обслуживаемых электрической тягой составляет 48,5% от эксплуатационной длины). В парке насчитывалось 3,6 тыс. грузовых электровозов, 1,2 тыс. грузовых тепловозов, 497 тыс. грузовых и 20,1 тыс. пассажирских вагонов.

Автомобильный транспорт

Автомобильный транспорт не может составить конкуренции железнодо­рожному в массовых межрайонных грузовых перевозках прежде всего из-за его высокой удельной энергоемкости и себестоимости перевозок, большой дальности перевозок и отсутствия современной сети автодорог высокого технического уровня.

Сфера применения автомобильного транспорта в России - внутригород­ские, пригородные и внутрирайонные грузовые и пассажирские перевозки, а также перевозки на средние и дальние расстояния ценных малотоннажных и скоропортящихся грузов.

В 2004 на долю грузового автомобильного транспорта приходилось 74% объема грузовых перевозок. Перевозки осуществляли 175 тыс. организаций различных отраслей экономики и 170 тысяч индивидуальных владельцев автотранспортных средств. Перевозки грузов автомобильным транспортом общего пользования (предприятия и предприниматели, работающие по найму) в 2004 составили 565,0 млн. тонн, а грузооборот - 23,0 млрд. т-км. Характерной особенностью рынка является высокая – свыше 80% - доля перевозок, выполняемых парком нетранспортных организаций.

Таблица 2

Основные показатели работы грузового автомобильного транспорта в 1994 – 2002 годах (все автотранспортные организации и индивидуальные предприниматели)[2]

 

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

Перевозки грузов, млн. т

7845,3

6786,4

6305,0

5647,6

5307,8

5491,1

5878,4

6125,3

6347,7

Грузооборот, млрд. т-км.

166,7

156,5

147,0

137,1

125,8

140,0

152,7

160,0

167,2

Парк подвижного состава грузового автомобильного транспорта, включая пикапы и легковые фургоны, в 2004 достиг 3,5 млн. ед. При этом в организациях отраслей экономики числится 1,6 млн. ед., в предприятиях, выполняющих перевозки по найму – 0,12 млн. ед. Количество грузовых автомобилей в индивидуальной собственности граждан выросло в период 1999-2004 более чем на 60% и достигло 1,8 млн. ед. Структура парка не вполне отвечает характеру спроса на перевозки. При избытке среднетоннажных бортовых автомобилей ощущается нехватка малотоннажных и большегрузных автомобилей, а также специализированного подвижного состава.

Морской транспорт

Морской транспорт выполняет в основном внешние, экспортно-импорт­ные перевозки (в том числе все грузовые перевозки в межконтинентальном сообщении). Велика его роль в каботажных (внутренних) перевозках для северных и восточных прибрежных регионов страны.

По состоянию на 1 января 2004 года морской транспортный флот, зарегистрированный в России, составлял 841 судно суммарным дедвейтом 4,8 млн. т. со средним возрастом более 19 лет. Кроме того, российские судовладельцы контролируют зарегистрированные в иностранных судовых реестрах 186 судов суммарным дедвейтом 7,2 млн.т., средний возраст которых не превышает 10 лет. За период 1996-2004 было построено 149 морских судов общим дедвейтом 4,3 млн. тонн. Основная часть новых судов, регистрируется в иностранных реестрах с более благоприятными, чем в России, условиями налогообложения. Свыше 90% доставляемых морем российских внешнеторговых грузов перевозится судами, находящимися в иностранной регистрации. Значительные объемы перевозок судами российских судовладельцев, не отражаемые статистикой, выполняются между портами иностранных государств. Транспортный флот практически полностью приватизирован. Ледоколы, аварийно-спасательные, учебные, гидрографические суда находятся в государственной собственности.

Таблица 3

Тоннаж морского транспортного флота и объемы перевозок

Тоннаж транспортного флота, млн. т. дедвейта

1996

2000

2002

2004

Всего

13,0

12,8

11,2

12,0

В т.ч. зарегистрированного в России

10,6

6,8

4,5

4,8

зарегистрированного за рубежом

2,4

6,0

6,7

7,2

Объем морских перевозок флотом, зарегистрированным в России, млн. т.

91,0*

41,2

35,4

35,8

Особую роль в транспортной системе России играет ледокольный флот, основу которого составляют 6 атомных ледоколов. Он обеспечивает устойчивые перевозки по трассе Северного морского пути, своевременный завоз грузов в районы крайнего Севера (2004 – 3,8 млн. тонн), экспорт леса и руд цветных металлов, а также освоение перспективных нефтяных и газовых месторождений арктической зоны.

Внутренний водный (речной)

Внутренний водный (речной) транспорт предназначен для перевозок отдель­ных массовых видов грузов на средние и дальние расстояния, а также для пассажирского сообщения (особенно пригородного). Однако в последние деся­тилетия он не выдерживает конкуренции с другими видами транспорта и практически превратился в специфический вид технологического транспорта, предназначенного для перевозки минерально-строительных материалов.

Роль внутреннего водного транспорта определяется географическим расположением внутренних водных путей и сезонностью их использования. Особенно велико значение внутреннего водного транспорта в районах с недостаточно развитыми сухопутными путями сообщения. Значительное развитие получили также международные перевозки грузов с использованием судов река-море плавания.

В 2004 году лицензии на коммерческую деятельность имели 2262 субъекта, в том числе на перевозочную деятельность – 1731. 94 лицензиата осуществляют международные перевозки. Около 30% общего числа лицензиатов составляют малые предприятия, 24% - индивидуальные предприниматели.

Таблица 4

Основные показатели работы внутреннего водного транспорта

в 1996 – 2004 годах

 

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

Перевозки грузов, млн. тонн

160,4

144,9

106,1

106,7

104,0

102,8

116,8

129,4

115,7

Грузооборот, млрд. т-км.

89,6

90,9

73,2

77,4

68,7

66,0

71,0

82,9

80,2

Перевозки пассажиров, млн. чел.

28,5

26,8

18,9

24,9

18,9

23,8

27,7

30,0

31,1

Пассажирооборот, млн. пасс-км

1194,0

1147,1

936,7

911,6

847,3

836,5

952,8

999,2

1059,2

По состоянию на конец 2003 в организациях внутреннего водного транспорта имелось 30815 судов, в том числе на учете в Российском Речном Регистре 29788 судов, в Российском Морском Регистре судоходства - 1027 судов. При общем избытке тоннажа в структуре флота ощущается дефицит современных специализированных судов (танкеров, химовозов, газовозов, комфортабельных пассажирских судов, судов река-море плавания). Средний возраст транспортных судов превышает 26 лет. Доля судов со сроками эксплуатации, превышающими нормативные, приближается к 60%.[3]

На внутренних водных путях России функционирует 125 портов, в том числе 11 устьевых речных портов, открытых для захода иностранных судов. При наличии резервов пропускной способности большинства портов они не полностью соответствуют современным требованиям по состоянию и составу перегрузочной техники, по развитию портовых терминальных комплексов. Многие порты совмещают портовую деятельность с выполнением перевозок.

Грузовые перевозки в международном сообщении составляют 24% общего объема, но по грузообороту они практически эквивалентны внутренним перевозкам, а по доходам превосходят их.

Перевозки пассажиров в целом являются убыточным сегментом рынка и дотируются за счет бюджетных средств. Вместе с тем, туристические, круизные и прогулочные пассажирские перевозки, осуществляемые, главным образом, по водным путям Единой глубоководной системы европейской части страны, высокорентабельны и представляют собой растущий сегмент рынка.

Трубопроводный транспорт

Трубопроводный транспорт, в отличие от вышеописанных универсальных видов транспорта, пока остается узкоспециализированным, предназначен­ным для перекачки на дальние расстояния жидких и газообразных продуктов ограниченной номенклатуры.

К трубопроводному транспорту относятся магистральные нефте- и газопроводы, а также продуктопроводы. Значимость трубопроводного транспорта для Российской Федерации определяется значительной удаленностью основных месторождений нефти и газа от потребителей, а также высокой долей нефти, нефтепродуктов и газа в экспортном балансе России.

Таблица 5

Основные показатели работы трубопроводного транспорта в 1996 – 2004 годах

 

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

Газ, млн.т

483

474

482

480

487

499

511

509

514

Нефть, млн.т

300

288

282

284

282

282

295

320

360

Нефте-продукты, млн.т

18

21

20

22

21

21

23

25

26

Протяженность магистральных трубопроводов России составляет 217 тыс. км., в т.ч. 151 тыс.км. газопроводных магистралей, 46,7 тыс. км. нефтепроводных, 19,3 тыс.км. нефтепродуктопроводных. В состав сооружений трубопроводного транспорта входят 487 перекачивающих станций на нефте- и нефтепродуктопроводах, резервуарные парки вместимостью 17,4 млн. куб.м., а также 247 компрессорных станций, 4053 газоперекачивающих агрегата и 3300 газораспределительных станций. По магистральным трубопроводам перемещается 100% добываемого газа, 99% нефти, более 50% продукции нефтепереработки. В общем объеме грузооборота трубопроводного транспорта доля газа составляет 55,4%, нефти – 40,3%, нефтепродуктов – 4,3%.

Воздушный транспорт

По своим функциям воздушный транспорт также относится к узкоспеци­ализированным: он осуществляет в основном пассажирские перевозки на дальние и средние расстояния, хотя и имеет большое значение в транспор­тировке ряда ценных, скоропортящихся и срочных грузов.

В силу размеров территории России воздушному транспорту принадлежит особая роль в обеспечении транспортной доступности регионов и населенных пунктов. Основными сферами использования воздушного транспорта являются внутренние и международные перевозки пассажиров на дальние расстояния, доставка срочных и дорогостоящих грузов, а также транспортное обслуживание территорий, лишенных других видов транспорта.

Таблица 6

Основные показатели работы воздушного транспорта в 1996 – 2004 годах[4]

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

Перевозки пассажиров, млн. чел.

33,82

32,10

28,10

26,20

23,30

22,40

23,00

26,40

27,90

Пассажирооборот, млрд. пасс-км

72,3

71,7

64,5

61,5

55,5

53,4

53,4

60,6

64,6

Перевозки грузов, млн. тонн

0,68

0,60

0,77

0,84

0,65

0,75

0,77

0,86

0,90

Грузооборот, млн. т-км.

1455,20

1562,40

2051,30

2496,00

1981,30

2256,60

2515,30

2626,10

2660,00

Реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации на начало 2004 насчитывал 5971 ед., в т.ч. 1998 магистральных пассажирских и грузовых самолетов, 2040 вертолетов. В собственности авиакомпаний – регулярных перевозчиков находится порядка 4 тысяч воздушных судов. На рынке авиаперевозок действует 267 авиакомпаний, имеющих свидетельства эксплуатанта, в т.ч. 85 – в государственной и муниципальной собственности. 150 авиакомпаний выполняют полеты по международным линиям.

Значение того или иного вида транспорта в транспортной системе определяется прежде всего его долей в общем грузообороте и пассажирообороте, правда, пассажирские перевозки составляют лишь 1/10 часть от общей нагрузки на транспортную систему в целом.

Ведущее место по грузообороту среди универсаль­ных видов транспорта принадлежит железнодорожному — 32,4%, а на долю автомобильного, морского и речного приходится менее 8% от общего грузооборота. Доля железнодорожного и речного транспорта в общем грузо­обороте последние десятилетия падает. В то же время доля узкоспециализи­рованного трубопроводного транспорта постоянно увеличивается и в насто­ящее время составляет 60%. Доля воздушного транспорта в грузообороте крайне незначительна.

Роль отдельных видов транспорта в пассажирских перевозках выглядит иначе. Важное место в пассажирообороте занимают железнодорожный, автомобильный и воздушный транспорт. Та­кая структура грузо- и пассажирооборота связана с техникою экономическими особенностями каждого вида транспорта, обширной территорией, природно-климатическими условиями России. Немаловажное значение имеет и себестоимость пере­возок различными видами транспорта.

2. Формы транспортно – экспедиционного обслуживания

Транспортная экспедиция - отрасль экономики, являющаяся составным элементом транспортного комплекса РФ, которая объединяет юридические лица и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих транспортно-экспедиционную деятельность, а также органы, уполномоченные осуществлять управление транспортно-экспедиционной деятельностью.

Транспортно-экспедиционная деятельность - вид предпринимательской деятельности, связанный с организацией выполнения по договору транспортной экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза и операций по доставке груза.

Экспедиторские организации -это полномочные нейтральные посредники между отправителями, получателями и транспортом. Экспедиция выделяется из сферы производства и торговли и функционирует в качестве третьего юридического лица.

Виды услуг, выполняемые по договору транспортной экспедиции согласно Гражданского Кодекса РФ включают:

-       услуги, связанные с перевозкой груза;

-       выбор транспорта и маршрута перевозки;

-       заключение договора (договоров) перевозки груза;

-       услуги по обеспечению отправки и получения груза;

-       сопровождение груза в пути, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.[5]

Порядок их выполнения определяется настоящим Законом, ‘‘Правилами транспортно-экспедиционного обслуживания’’, уставами и кодексами различных видов транспорта.

Номенклатура и перечень услуг транспортной экспедиции регламентируется Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и Общероссийским классификатором услуг населению, утверждаемыми федеральным транспортным органом и Госстандартом РФ.

Транспортно-экспедиционные операции, являясь дальнейшим развитием и совершенствованием организации транспортного процесса, имеют большое значение. Наиболее важным в процессе перевозок грузов для экономики явля­ется сокращение транспортных расходов, которое может быть достигнуто в ре­зультате рациональной организации перевозочной работы всех видов транс­порта, участвующих в процессе перемещения грузов, что является основной це­лью в работе транспортно-экспедиционных предприятий или организаций. Транспортно-экспедиционные операции выполняют специализированными предприятиями или организациями, которые освобождают грузоотправителей и грузополучателей от многих функций, связанных с процессом перемещения груза, и являются организаторами транспортного процесса в целом. Итак, вышеописанные услуги выполняют предприятия ТЭО, они, в свою очередь де­лятся на три группы:

-       комплексные ТЭП (узловые транспортно-экспедиционные предприятия);

-       транспортные предприятия и организации;

-       специализированные фирмы.[6]

Осуществляются экспедиционные операции в соответствии с договором по заявкам клиентуры, в котором указываются объем и перечень ТЭО, передавае­мых грузоотправителями и грузополучателями для выполнения ТЭП, сроки вы­полнения, порядок и условия расчетов между сторонами (грузоотправитель — грузополучатель — ТЭП), взаимная ответственность сторон, порядок предъяв­ления и рассмотрения претензий, вытекающих из договора. В зависимости от вида перевозок ТЭП при заключении договора руководствуются уставом соот­ветствующего вида транспорта. Формы транспортно-экспедиционного обслужи­вания:

-       местная экспедиция (простейшая);

-       частичное обслуживание;

-       полное обслуживание (без участия грузовладельца).

Рассмотрим, что представляют из себя основные операции, выполняемые при транспортно-экспедиционном обслуживании: местная экспедиция будет включать пункты с 1 по 4 и последний пункт, а экспедиция по прибытию — пункты с 6 по 9:

-       прием грузов к перевозке на складе грузоотправителя и погрузка его на а/м;

-       доставка груза на железнодорожный транспорт;

-       выгрузка груза из автомобилей, погрузка в железнодорожные вагоны;

-       отправление и оформление всей необходимой документации и оплата провозных платежей;

-       наблюдение за прохождением груза;

-       выгрузка груза из вагона и погрузка на автомобили с оформлением не­обходимой документации;

-       доставка на склад грузополучателей;

-       выдача с соответствующей документацией;

-       выполнение расчета за перевозку и все виды оказываемых услуг.

Порядок выполнения экспедиционных операций может быть различен в за­висимости от вида перевозки. При прямой автомобильной перевозке ТЭП при­нимает груз на складе грузоотправителя, доставляет его с полной ответственно­стью за сохранность в пункт назначения, сдает грузополучателю и возвращает грузоотправителю товарно-транспортные документы с распиской грузополуча­теля о приеме груза. Возможны также и частичные формы транспортно-экспеди­ционного обслуживания:

-       консультации по выбору, способу и условиям перевозки (консалтинг);

-       приведение груза в транспортабельное положение;

-       выполнение коммерческих операций, связанных  с передачей груза с од­ного вида транспорта на другой;

-       оформление документов при погрузке и выгрузке грузов;

-       складское хранение и складская обработка грузов;

-       выдача различных справок по перевозкам.

Транспортно-экспедиционное обслуживание предприятий и организаций — грузоотправителей и грузополучателей осуществляется автомобильным транс­портом при централизованном завозе-вывозе всех грузов, кроме опасных и на­ливных с железнодорожного транспорта, опасных грузов с водного, а также тя­желовесных (массой свыше 20 т) и крупногабаритных. При этом плата за отдельные операции ТЭО предусматривалась по прейскуранту № 13-01-03, а услуги, не оговоренные в прейскуранте, оплачиваются по договорным тарифам. Однако с 18 мая 1992 г. постановление правительства РФ № 318 «Положение о государственном регулировании цен на энергоресурсы» предполагает примене­ние свободных тарифов. Доходы при выполнении различных форм ТЭО формируются:

-       за оформление документов (используется ставка);

-       за выполнение таможенных операций, упаковку грузов, сопровождение грузов (взимаются комиссионные в зависимости от стоимости, массы — 1-2% от платы, взимаемой перевозчиком);

-       комплектация сборных отправок дает возможность выполнить пере­возку с меньшей стоимостью, чем платит отправитель;

-       за счет разницы на перевозку на отдельных видах транспорта и пред­лагаемой экспедитором сквозной ставки;

-       комиссионные от передачи работы третьим фирмам;

-       консультации (консалтинг).

В перспективе выполнение транспортно-экспедиционных операций при пе­ревозке грузов необходимо передать автомобильному транспорту общего пользования, что целесообразно по следующим факторам:

Автомобильный транспорт может осуществлять транспортно-экспедицион­ную работу по всей стране, включая районы, не имеющие железных дорог и водных путей сообщения; автотранспортные организации общего пользования могут объединять выполнение всех видов ТЭО по междугородным автомобиль­ным перевозкам, по завозу и вывозу грузов с железнодорожных станций, портов и пристаней, по оказанию услуг населению; автомобильный транспорт является в подавляющем большинстве случаев связующим звеном между всеми видами транспорта и клиентурой, выполняя начальные и конечные операции транспортного процесса.

Заключение

В результате проделанной работы были рассмотрены следующие вопросы:

-             Описаны виды транспорта, их особенности и характеристика;

-             Рассмотрены формы транспортно-экспедиционного обслуживания.

Транспорт – это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг.

Транспорт как составная часть более крупной системы, т.е. логистической цепи, привел к необходимости рассматривать его в разных аспектах. С точки зрения изучения эффективности работы отдельных видов транспорта интерес представляют перевозки грузов между пунктами отправления и назначения на каждом из них.

Однако с позиции организации перевозок целесообразно анализировать весь процесс перевозки в целом от двери грузоотправителя до двери грузополучателя. Если же учитывать интересы клиентуры, то здесь необходимо принимать в расчет не только перевозку на магистральных видах транспорта, но и обработку, хранение, упаковку и распаковку, подачу материалов к станкам в цехе и все связанные с этим процессы информации, сопровождающие материальный поток.

Такой подход способствует оптимальному выбору транспортных услуг, ибо качество перевозок, как правило, в большей мере отражается на общих расходах, чем себестоимость перевозок. Для предприятий и организаций особенно актуальным является выбор транспортного канала для реализации продукции и это порождает целую систему методов исследования транспортного рынка для выбора наиболее эффективного канала сбыта.

Список литературы

1.     Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Экономическая география России. – М.: Наука, 2005.

2.     Громов Н.Н., Панченко Т.А., Чудновский А.Д. Единая транспортная система. – М.: Транспорт, 2003.

3.     Сегунин Н.С. Транспортный комплекс / Учебник для вузов - М.: Инфра-М, 2005.

4.     Экономическая и социальная география России Учебник /Под ред. А.Т. Хрущева. – М.: МГУ, 2005.

5.     Федоров С.П. Транспортная система в мировой экономике. – М.: Дрофа, 2004.


[1] Экономическая и социальная география России Учебник /Под ред. А.Т. Хрущева. – М.: МГУ, 2005. – с. 180.

[2] Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Экономическая география России. – М.: Наука, 2005. – с. 157.

[3] Сегунин Н.С. Транспортный комплекс / Учебник для вузов - М.: Инфра-М, 2005. – с. 115.

[4] Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Экономическая география России. – М.: Наука, 2005. – с. 181.

[5] Сегунин Н.С. Транспортный комплекс РФ / Учебник для вузов - М.: Инфра-М, 2005. – с. 314.

[6] Федоров С.П. Транспортная система в мировой экономике. – М.: Дрофа, 2004. – с. 124.