Содержание

1. Теоретическая часть: Акционерные общества, малые и совместные предприятия. 3

1.1. Основы функционирования акционерных обществ. 3

1.2. Основы функционирования малых предприятий. 5

1.3. Основы функционирования совместных предприятий. 9

2. Практическая часть. 15

Задача 1. 15

Задача 2. 17

Список литературы.. 18

1. Теоретическая часть: Акционерные общества, малые и совместные предприятия

1.1. Основы функционирования акционерных обществ

Акционерным обществом является  организация, созданная на основе добровольного  оглашения юридических и физических лиц (в том числе и иностранных),объединивших свои средства путем выпуска акций, и имеющая целью удовлетворение общественных потребностей и извлечение прибыли. Общества осуществляют любые виды деятельности, за исключением запрещенных  законодательством России[3, с. 189].

Акционерные  общества создаются без ограничения срока  деятельности, если иное не оговорено  в  их уставе. Общества являются юридическими лицами ,имеют фирменное наименование, зарегистрированный фирменный знак, печать со своим наименованием и фирменным знаком. Права юридического лица общество приобретает с момента его регистрации. Акционерные общества обладают полной хозяйственной самостоятельностью в вопросах определения формы управления, принятия хозяйственных решений, сбыта, установления цен, оплаты труда, распределения чистой прибыли. Общество вправе  совершать все действия, предусмотренные законом. Акционерные общества могут иметь представительства, филиалы на территории РФ и за границей, а также участвовать в капитале других обществ. Акционерное общество может быть открытым или закрытым, что отражается в уставе. Акции  открытого общества могут переходить от одного лица к другому без согласия других акционеров. Акции закрытого общества могут переходить от одного лица к другому только с согласия большинства акционеров, если иное не оговорено в уставе. Акционеры отвечают по обязательствам общества в пределах личного вклада в капитал. Акционеры не вправе требовать от общества возврата  их  вкладов за исключением случаев, предусмотренных уставом общества. Акционерное общество несет  ответственность  по своим обязательствам всеми активами (всем имуществом).Если недобросовестные действия директоров и членов правления   общества привели к его несостоятельности, суд может возложить на них ответственность по возмещению ущерба, причиненного обществу[1,с . 109].

         Все действующие в настоящее время акционерные общества могут быть разделены на три основные группы по признаку их создания.

         Первая группа-акционерные общества, образованные в результате  преобразования  и  последующей приватизации государственных и муниципальных предприятий.

         Вторая группа-акционерные общества, образованные в результате преобразования  бывших арендных предприятий.

Среди них достаточно большое количество закрытых акционерных обществ.

         Третья  группа- открытые и закрытые акционерные общества, создание которых не было связано с преобразованием и приватизацией государственных и арендных предприятий.

         Создание  акционерного общества включает в себя заявление учредителями о намерении создать акционерное общество, осуществлении подписки на акции, проведения учредительной конференции, государственной регистрации акционерного общества. Учредителями акционерного общества могут выступать российские юридические лица и граждане. Учредители заключают между собой договор, определяющий порядок осуществления ими совместной  деятельности по созданию акционерного общества и ответственность  перед лицами, подписавшимися на акции, и третьими лицами. Учредители несут солидарную ответственность по обязательствам, возникшим до регистрации общества. Акции приобретаются акционерами при создании акционерного общества на основе договора, заключаемого с его учредителями. При дополнительном выпуске акций в связи с увеличением уставного фонда, если иное не предусмотрено уставом общества, они могут быть реализованы также по договорным ценам, получены по наследству, в порядке правопреемства юридических лиц и по иным основаниям. Акции могут быть реализованы их держателями непосредственно либо через банки. При создании акционерного общества акции могут быть распространены путем открытой подписки на них либо в порядке распределения всех акций между учредителями. Открытая подписка  на акции при создании акционерного общества организуется учредителями. Акции могут быть реализованы учредителями непосредственно либо через банки. При этом учредители должны быть держателями акций в размере не менее 25 процентов уставного фонда в течение двух лет.

1.2. Основы функционирования малых предприятий

Понимание роли малого предпринимательства требует ясного представления о том, какое место оно занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности. Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности. Рассматривая частный сектор экономики, можно говорить о трёх группах предприятий, которые по общепринятой терминологии определяются как крупные, средние и малые предприятия в зависимости от их размеров. Собственников этих предприятий объединяет единый корпоративный интерес - сохранение, развитие и защита частной собственности, - которым обусловлены общие черты в их поведении во всех отношениях, связанных с собственностью. Вместе с тем предпринимательство в целом весьма неоднородно, каждая из этих трёх групп имеет свои внутренние интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к государству и проводимой им политике, к социально-экономическим, политическим и национальным проблемам[7,с . 34].

Крупный бизнес в основном определяет экономическую и техническую мощь страны. В целях самосохранения и развития он тяготеет к интеграции, поглощая или контролируя более мелких партнёров, с одной стороны, а с другой - объединяясь в международные структуры, теряя частично свою независимость и подпадая под влияние более сильных партнёров. При этом, руководствуясь ситуацией на международном рынке и выполняя волю более сильных партнёров, крупный капитал становится орудием экспансии международных предпринимательских структур на внутреннем рынке страны. В определённых условиях такая зависимость приводит к интернационализации интересов крупного капитала в ущерб национальным интересам.

Средний бизнес в большей мере зависит в своей деятельности от внутренней экономической конъюнктуры и вынужден вести конкурентную борьбу внутри своей группы, а также с крупным отечественным и иностранным капиталом. Это и определяет заинтересованность среднего предпринимательства в защите на внутреннем рынке путём проведения протекционистской государственной экономической политики и формирования, определённых правил рыночных отношений, что предопределяет более тесную связь среднего предпринимательства с национальными интересами.

Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг. Сектор малого предпринимательства образует самую разветвлённую сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка[2, с. 54].

Сектор малого предпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Хотя "лицо" любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы — крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования являются малые предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.

Высокая приспособляемость и массовый охват практически всех сфер внутреннего рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности политического климата.

Одна из причин успешного развития малого и среднего бизнеса в странах с развитой экономикой состоит в том, что крупное производство не противопоставляется мелкому. В развитых странах культивируется принцип кооперирования крупных и малых предприятий, причём крупные объединения не подавляют там малый бизнес, а взаимодополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках.

Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная взаимосвязь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти черты малого бизнеса являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке, но при определенных условиях становятся недостатками, сдерживающими его развитие. С одной стороны, быстрое реагирование малых предприятий на изменения условий функционирования делает его более мобильным и приспосабливаемым, а с другой - зависимым от конъюнктуры рынка, динамики внешних социально-экономических и политических условий. Относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность привлечения дополнительных ресурсов (научно-технических, финансовых, производственных, трудовых и т.д.). Ограниченные масштабы производства и небольшое количество занятых обусловливают простоту и эффективность управления предприятием.

Малый бизнес в России обладает некоторыми отличающими его от малого бизнеса большинства зарубежных стран особенностями. Отличает его совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности, невозможность в большинстве случаев ориентироваться на однопродуктовую модель развития; стремление к максимальной самостоятельности, в то время как значительная часть зарубежных малых предприятий работает на условиях субподряда и т.п.; - общий низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом.

Вообще, говоря, о малом бизнесе нельзя не упомянуть о том, что именно региональный уровень является основообразующим для малого предпринимательства.

Малые предприятия обладают высокой степенью приспособляемости к сложной экономической обстановке, усугубляемой дезорганизацией в системе государственного управления и нарастающей криминализацией общества. В то время как неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки малых предприятий негативно сказывается на функционировании данного сектора.

Важным экономическим условием становления малого бизнеса, которое во многом зависит от эффективности методов государственного управления, регулирования и контроля, является наличие и степень развитости рынков факторов производства, таких как, рынок капитал, рынок труда, рынок инвестиционных товаров, включая землю и иные объекты недвижимости.

При этом подразумевается не просто существование в России этих рынков и наличие соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей их эффективную работу, но и возможность доступа на них малых предприятий, повышения их роли в формировании спроса, а также полной и достоверной информации о состоянии рынков, причем в национальном масштабе.

Нельзя не отметить социальную роль, которую играет малый бизнес в регионах. Социальная значимость малого бизнеса определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наёмных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка[4,с . 231].

Развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.

Также следует отметить, что занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности. Объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью.

1.3. Основы функционирования совместных предприятий

За последнее время в России сложилась довольно непростая политическая и экономическая ситуация. Чтобы решить множество появившихся  при этом проблем, необходимо пересмотреть и переоценить достоинства и недостатки нашего народного хозяйства, а также найти и изучить новые перспективные направления и формы деятельности. И именно сейчас, когда становится реальным оживление нашей экономики, особенно актуальными становятся привлечение прямых иностранных инвестиций и создание совместных предприятий (СП) в стране.

Совместное предприятие - это объединение инвестиций (как правило, в форме юридического лица), принадлежащих двум и более лицам (физическим или юридическим), одно из которых является неместным или иностранным, а также иностранному государству, произведенное на территории принимающего государства для осуществления предпринимательской деятельности[5, с. 78].

От экспорта, выступающего в качестве одной из форм внешнеэкономической деятельности, совместное предпринимательство отличается тем, что оно формирует партнерство иностранной и местной фирмы, в результате которого создаются производственные мощности. Если внешняя торговля есть экспорт товара, то совместное предпринимательство представляет собой экспорт за рубеж национального капитала.

Необходимость создания СП в России обусловлена тем, что совместное предпринимательство способствует вхождению страны в систему мирового экономического хозяйства, а также играет значительную роль в формировании рыночной инфраструктуры. Для СП характерны более передовая технология, высокая производительность труда, высокая фондоотдача и высокий уровень заработной платы, что оказывает положительное влияние на российскую экономику.

При анализе сложившейся экономической ситуации и перспектив в сфере организации и становления СП представляются разумными рассмотрение и оценка деятельности СП как основной составляющей предприятий с иностранными инвестициями с точки зрения их развития на территории всей Российской Федерации в отдельных областях государства.

В 1991 г. на территории России было создано 2022 СП с участием фирм из более чем 60 стран. Это не много, т.к., например, в маленькой по сравнению с Россией Венгрии в том же году действовали более 7 тыс. СП, в Польше - 5 тыс. Основной причиной, сдерживавшей создание СП в нашей стране, является неконвертируемость рубля. Однако, несмотря на сложность обстановки на российском рынке, число ПИИ только за 1993 г. возросло в 2,5 раза и в конце года почти в четыре раза превысило их количество на конец 1991 г. 

Объяснением этого может являться целый ряд причин: отсутствие сложившейся рыночной конкуренции среди национальных предпринимателей, заинтересованность России в привлечении иностранного капитала, дешевая рабочая сила, емкий рынок относительно дешевого сырья и всепоглощающий рынок потребления, успехи России в продвижении к экономике свободного рыночного хозяйства и, самое главное, высокий процент прибыли, во много раз превышающий среднюю прибыль в странах со зрелой рыночной экономикой. Принятие России в ведущие международные финансовые организации (такие как МВФ, МБ, ЕБРР) в какой-то степени повлияло на повышение доверия к России как к участнику международного сотрудничества и открыло ей доступ к новым источникам внешнего финансирования. Эти обстоятельства и делают российскую экономику привлекательной для иностранных инвесторов. Однако большинство иностранных предпринимателей, не желая рисковать большими суммами, лишь формируют структуры для своей предпринимательской деятельности, не наполняя их финансовыми средствами, выжидая, когда ситуация будет стабильной. Для предпринимательства с иностранным капиталом в целом являются характерными: небольшой уставный фонд, стремление привлечь дополнительные средства в форме краткосрочных кредитов, диверсифицированные направления деятельности, ориентация на продажу готовой продукции за СКВ[1,с . 133].

 При общем сокращении производства в стране выпуск продукции на совместных предприятиях заметно увеличивается. По данным Госкомстата РФ на 1 октября 1993 г., на внутреннем рынке России СП реализовали продукции за рубли на сумму 521080692,3 тыс. рублей и за инвалюту - на сумму 547296,4 тыс. долл. По итогам девяти месяцев 1993 года сумма совокупного уставного капитала предприятий с иностранными инвестициями составила 97692,5 млн. рублей, в том числе на долю иностранных инвесторов приходилось 52,5%, или 51288,6 млн. рублей, а на долю российских инвесторов приходилось 47,5% уставного капитала, или 46403,9 млн. рублей. Из общего числа предприятий с иностранным капиталом 5249 на развитые капиталистические страны приходилось 3002 предприятия, или 57,2%.

По оценкам зарубежных специалистов, наиболее привлекательными районами для инвестирования в РФ считаются Москва и Санкт-Петербург, затем - Республика Карелия, Калининградская область, Самарская область и Краснодарский край, а также дальневосточные районы - Сахалин, Хабаровский край и Приморский край. Замыкают список Калмыкия, Дагестан и Тамбовская область, где в 1994 г. было всего по одному предприятию с иностранным капиталом.

В ряду иностранных партнеров по СП, которые осуществляют прямые инвестиции, ведущие позиции занимают США (около 14%), Германия (около 12%), затем Великобритания, Финляндия, Польша и Китай. Т.е. в процессе создания ПИИ в России лидируют промышленно развитые страны - те, которые имеют богатый опыт как в сфере инвестирования, так и в целом в области международного сотрудничества. Кроме Польши, среди бывших стран-членов СЭВ следует отметить Болгарию (2,6%), Венгрию (1,9%), Чехию и Словакию. В создании ПИИ участвуют и бывшие республики СССР: Латвия, Литва и Эстония (3,4% все вместе), а также Казахстан и др.

Активизируется процесс создания предприятий с иностранным капиталом из азиатских стран. Среди этих стран можно выделить группу лидирующих стран: Китай (5,1%), Япония (3,3%), Сингапур, Республика Корея, Индия и Австралия. Пока что слабо участвует в создании ПИИ в России капитал стран Латинской Америки и Африки. Это происходит в основном из-за дефицита накоплений в самих этих странах. Несмотря на это, хоть и в небольшом количестве, на российском рынке представлены СП Бразилии, Венесуэлы, Кубы и Колумбии.

Российская сторона должна понимать, что иностранные инвесторы не могут заниматься простой благотворительностью. Чтобы не рисковать своими капиталами и получать определенный доход от своей деятельности, они применяют в России минимально рисковую стратегию, сосредотачивая свои инвестиции на следующих направлениях:

n на крупных сырьевых проектах, где прибыль гарантируется произведенным продуктом и где финансирование может быть поддержано международными финансовыми организациями;

n на потребительских товарах и услугах, где инвестиции незначительны.

Именно поэтому большинство СП на территории России задействованы в сфере промышленности (около 37%). Это в первую очередь предприятия по добыче и первичной переработке нефти, газа и угля. Торговля и общественное питание составляют около 30% всех СП. Важными сферами деятельности СП являются также: деревообработка, производство товаров народного потребления, строительство, туризм, общественное питание и сфера бытового обслуживания. Крайне медленно создаются СП в машиностроении, металлообработке, металлургии, химии и нефтехимии.

Наибольшее количество экспортируемой продукции СП на территории Российской Федерации - продукция промышленного производства, 2/3 от нее составляет горючее (топливо). Значительные суммы экспорта приходятся на продукцию деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, рыбу и морепродукты. Следует отметить, что структура экспорта ПИИ отражает структуру экспорта России в целом. Экспорт РФ в целом носит сырьевой характер, поэтому нет особых оснований рассчитывать, что экспорт ПИИ будет принципиально иным.

Географический спектр экспортирования продукции российских СП достаточно широк. СП России экспортируют в Польшу, Германию, Финляндию, Великобританию, Канаду, Японию и Италию.

СП России импортируется продукция текстильной промышленности машиностроительной. 1/5 часть всего импорта (примерно 18,5%) СП по России поступает из США, а около 7% товаров импортируется из Германии. Здесь на одно из лидирующих мест выходят Китай и Южная Корея.

Вопрос занятости в СП также весьма важен и его следовало бы рассмотреть подробно. Занятость в СП на общем фоне роста безработицы только за последние два года увеличилась более чем в два раза, причем основная часть их персонала - российские граждане. Специалистов, особенно молодых, привлекает возможность получения новых навыков, более развитая культура производства, денежное поощрение труда и поездки за рубеж. Подобные факторы достаточно трудно измерить количественно, но они весьма важны с качественной стороны. Создание СП и привлечение иностранных инвестиций позволяют пережить трудные времена и обрести новую гражданскую специализацию ряду крупных оборонных заводов.

 

2. Практическая часть

Задача 1

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ

         Строительный трест преобразуется в акционерное общество открытого типа, при этом  на всю стоимость приватизируемого имущества выпускаются простые и привилегированные акции. Привилегированные акции распространяются среди работников строительного треста, вышедших на пенсию. По данным таблицы 1 произвести распределение акций по видам и направлениям  реализации в стоимостном  и количественном выражении.

Таблица 1

Исходные данные задачи

Показатели

Значения

Стоимость приватизируемого имущества, млн. руб.

600

Доля простых акций, %

80

Номинальная стоимость простой акции, руб.

100

Доля привилегированных акций, %

20

Номинальная стоимость привилегированной акции, руб.

1000

Доля акций в распоряжении строительного треста, %

49

Доля акций, поступающих  в распоряжение фонда имущества всего, %

51

из них направляются на свободную подписку, %

50

РЕШЕНИЕ

1.     Производим распределение акций по  видам. Для этого стоимость приватизируемого имущества умножаем на  долю каждого вида акций:

Простые акции:

- стоимостное  выражение: 600 000 000 * 0,8 = 480 000 000 (руб.)

- количественное выражение (стоимостное выражение акций делим на номинальную стоимость акции): 480 000 000 : 100 = 4 800 000 (штук)

Таким образом,  простых акций 4 800 000 штук , в стоимостном выражении 480 млн. руб.

Привилегированные акции:

- стоимостное выражение: 600 000 000 *0,2 = 120 000 000 (руб.)

- количественное выражение: 120 000 000 : 1000 = 120 000 (шт.)

Таким образом, привилегированных акций в размере 120 000 штук на сумму 120 млн. руб.

2. Распределяем акции по направлениям  реализации:

- акции, остающиеся в распоряжении организации: 600 *0,49 = 294 (млн. руб.)

- акции, поступающие в распоряжение фонда имущества: 600 *0,51 = 306 (млн. руб.)

- акции, направленные на свободную подписку: 306*0, 5 = 153 (млн. руб.)

Результаты расчетов сведены в  таблицу 2

Таблица 2

Результаты расчетов

Виды акций

Количественное выражение, шт

Стоимостное выражение, млн. руб.

Простые

4800000

480

Привилегированные

120000

120

Акции, остающиеся в распоряжении

-

294

Акции, поступающие в фонд имущества

-

306

из них на свободную подписку

-

153

Задача 2

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ

         По данным таблицы 3  определить, какая  сумма  из прибыли, полученной малым ремонтно- строительным предприятием в отчетном году, останется в его распоряжении, если учесть год работы предприятия и осуществленное расширение  собственной производственной базы, а также льготы по налогообложению малых предприятий. Ставка  налога на прибыль 35 %. Льгота по налогообложению при направлении  прибыли на обновление ОФ составляет 50 % от налогооблагаемой прибыли.

Таблица 3

Исходные данные задачи

Показатели

Значение

1. Выручка от реализации, млн. руб. (без НДС)

10

2. Затраты на производства СМР, млн. руб.

7

3. год деятельности, г

1

4. Осуществление технического перевооружения, расширения ОФ

нет

РЕШЕНИЕ

1. Определяем валовую прибыль предприятия в отчетном году:

П = ВР – С                   (1)

Где    ВР – выручка от реализации, млн. руб.

         С – себестоимость, млн. руб.

П = 10 – 7 = 3 (млн. руб.)

2. Определяем сумму чистой прибыли при условии, что льгот нет  и расширения ОФ тоже нет:

ЧП = П – П * СН         : 100           (2)

Где    СН – ставка налога на прибыль, %

ЧП = 3 – 3 *0,35 = 1,95 (млн. руб.)

ОТВЕТ

         Сумма прибыли, остающейся в распоряжении предприятии равна 1,95 млн. руб.

Список литературы

1)    Джай К. Шим, Джойл Г.Сигел. Основы коммерческого бюджетирования/ Пер. с англ. – СПб.: Азбука, 2001 .- 496 с.

2)    Друри К. Введение в управленческий и производственный учет: Учеб. пособ. – 4 изд., переаб., доп. – М.: Аудит-  ЮНИТИ, 2001.- 783 с

3)    Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 560 с.: ил.

4)    Ковалев В.В., Уланов В,А. Курс финансовых вычислений. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 328 с.: ил.

5)     Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб.  – 2 изд., переаб., доп. – М.: Финансы и статистика, 2001.- 504 с.: ил.

6)    Справочник директора предприятия/ Под ред.  М.Г. Лапусты. – 6 изд., переаб., доп. – М.: Инфра- М, 2003 .- 832 с.

7)    Справочное пособие директору производственного объединения (предприятия). В 2 т./ под ред. Г.А. Егизаряна и А.Д. Шеремета. – М.: Экономика, 2000

8)    Управленческий учет: Учеб. пособ. / Под ред. А.Д. Шеремета. -  2 изд., переаб., доп. – М.: ФБК – ПРЕСС, 2002. – 512 с.

9)    Уткин Э.А. Финансовый менеджмент: Учеб. пособ. – М.: Зерцало, 2001. – 272 с.

10)                      Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры задач, выбор оптимальных вариантов решений, финансовое прогнозирование: Учеб. пособ./ Под ред. М.И. Баканова, А.Д. Шеремета. – М.: Финансы и статистика, 2001 .- 656 с.: ил.

11)                      Экономика предприятия: Учеб./ Под ред. О.И. Волкова. – М.: Инфра- М, 2003. – 457 с.

12)                      Экономика предприятия: Учеб./ Под ред. В.Я. Горфинкеля. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003. – 768 с.