Введение

Любое научно обоснованное решение в сфере управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия должно основываться на результатах экономического анализа.

В условиях рыночной экономики и усиления конкуренции экономический анализ становится единственным инструментом обеспечения научной обоснованности принимаемых управленческих решений. Особую актуальность приобретают оперативность проведения аналитических исследований, их прогнозный характер, возможность учета широкого круга существенных факторов, многовариантность подходов.

Финансово-экономический анализ деятельности организации изучает причинно-следственные взаимосвязи между экономическими явлениями и хозяйствующими субъектами. Он позволяет выявить и количественно (либо на качественном уровне) оценить влияние отдельных факторов на экономические показатели деятельности организации. Финансово-экономический анализ представляет собой базу, инструментарий для обоснования грамотных управленческих решений. Непосредственно «анализ» является одним из этапов управления, в ходе которого обосновываются те или иные управленческие решения в организации и оцениваются их экономические последствия.

В настоящей контрольной работе проводится решение задач на основе анализа и диагностики хозяйственной деятельности в отраслях туризма.

Задача 1. Проанализируйте динамику объема реализации туристических услуг. Определите влияние сезонности на объем реализации услуг, рассчитав среднеквартальный объем реализации услуг, коэффициент сезонности, размах вариации.

Таблица 1

Квартал

Объем реализации туристических услуг, тыс. руб.

Предыдущий год

Отчетный год

Первый квартал

25650

28430

Второй квартал

16920

14810

Третий квартал

36840

32650

Четвертый квартал

10830

18935

Проанализируем динамику объема реализации туристических услуг.

Таблица 2

Квартал

Объем реализации туристических услуг, тыс. руб.

Абсолютное отклонение, тыс. руб.

Темп роста, %

Предыдущий год

Отчетный год

Первый квартал

25650

28430

2780

110,8

Второй квартал

16920

14810

-2110

87,5

Третий квартал

36840

32650

-4190

88,6

Четвертый квартал

10830

18935

8105

174,8

Всего

90240

94825

4585

105,1

Объем реализации туристических услуг в отчетном году по сравнению с предыдущим годом увеличился на 4585 тыс. руб. или на 5,1%. Наибольший темп роста реализации (174,8%) наблюдался в четвертом квартале отчетного года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Во втором и третьем квартале отчетного года объем продаж снизился по сравнению со вторым и третьим кварталом предыдущего года.

Таблица 3

Квартал

Объем реализации туристических услуг, в % от общего объема за год

Предыдущий год

Отчетный год

Первый квартал

28,4

30,0

Второй квартал

18,8

15,6

Третий квартал

40,8

34,4

Четвертый квартал

12,0

20,0

Всего

100,0

100,0

Рассматривая удельный вес реализации по кварталам в общем объеме реализации за год, видим, что структура реализации туристических услуг в отчетном году значительно не изменилась по сравнению с предыдущим годом. В предыдущем году основной объем продаж приходился на третий (40,8%) и первый квартал (28,4%). В отчетном году основной объем продаж также приходится на третий (34,4%) и первый квартал (30,0%). Возросли продажи в четвертом квартале (его удельный вес увеличился с 12 до 20%).

В числе основных рыночных факторов, оказывающих влияние на объем реализации услуг, можно рассматривать сезонность. Сезонность проявляется в неравномерной загрузке предприятия по месяцам и кварталам года, вызываемой сезонными колебаниями спроса на услуги. Для анализа влияния сезонности на объем реализации услуг необходимо располагать данными о ежемесячном (ежеквартальном) объеме реализации услуг (Qi), на основании которых рассчитывается среднемесячный (среднеквартальный) объем реализации услуг (Qср), коэффициенты сезонности (Кс), коэффициент (размах) вариации (V).

Кс = Qi ср / Qср,                                          (1)

где Qi ср – средний объем продаж за данный квартал за ряд лет;

Qср – общий среднеквартальный объем продаж за ряд лет.

V = s × 100% / Qср,                                       (2)

где s - средее квадратичное отклонение.

s = Ö(å(Qi – Qср)2 / n)                                    (3)

Чтобы определить влияние сезонности на объем реализации услуг, необходимо рассчитать по приведенным выше формулам (1-3) коэффициенты сезонности за каждый квартал базисного и отчетного года и определить максимальное и минимальное значение коэффициентов сезонности (табл.4).

Результаты расчетов показывают, что в каждом из рассматриваемых периодов максимальное значение коэффициента сезонности наблюдается в третьем квартале, а минимальное – в четвертом.

Таблица 4

Квартал

Предыдущий год

Отчетный год

Всего за два года

Средний объем продаж

Коэффициент сезонности

Первый квартал

25650

28430

54080

27040

1,17

Второй квартал

16920

14810

31730

15865

0,69

Третий квартал

36840

32650

69490

34745

1,50

Четвертый квартал

10830

18935

29765

14882,5

0,64

Всего

90240

94825

185065

-

-

Среднекварталь-ный объем реализации

22560

23706,2

-

23133,13

-

Таблица 5

Квартал

Предыдущий год

Отчетный год

Тыс. руб.

Qi – Qср

(Qi – Qср)2

Тыс. руб.

Qi – Qср

(Qi – Qср)2

Первый квартал

25650

3090

9548100

28430

4723,8

22314286

Второй квартал

16920

-5640

31809600

14810

-8896,2

79142374

Третий квартал

36840

14280

203918400

32650

8943,8

79991558

Четвертый квартал

10830

-11730

137592900

18935

-4771,2

22764349

Всего

90240

-

382869000

94825

-

204212568

Qср

22560

-

-

23706,2

-

-

s

9783,5

7145,1

V

0,43

0,30

Коэффициент вариации в базисном периоде (предыдущем году) составляет 0,43, а в отчетном периоде – 0,3.

Полученные результаты позволяют сделать вывод, что сезонные колебания спроса в отчетном году оказывали меньшее влияние на объем реализации услуг, чем в предыдущем году. В отчетном году предприятие было загружено более равномерно по кварталам, чем в базисном периоде.

Задача 2. Проанализируйте эффективность использования трудовых ресурсов туристической фирмы. Определите влияние на ее изменение следующих факторов:

-         среднегодовой численности работников (Ч);

-         среднегодового количества дней работы одного сотрудника (Д);

-         средней продолжительности рабочего дня (Пчас);

-         среднечасового объема оказанных услуг (Очас).

Таблица 6

Показатели

Предыдущий период

Отчетный период

Численность работников, чел.

13

9

Количество отработанных дней в году всеми работниками, дни

2925

2070

Количество отработанных часов в году всеми работниками, час

23107,5

15525

Объем оказанных услуг, тыс. руб.

6701,2

4657,5

Эффективность использования трудовых ресурсов характеризуется выработкой объема туристических услуг на одного работника. В отчетном периоде выработка на одного работника составила 517,5 тыс. руб. (4657,5 / 9), в предыдущем периоде – 515,5 тыс. руб (6701,2 / 13). Таким образом, эффективность использования трудовых ресурсов увеличилась на 0,4%.

Для оценки влияния изменения факторов на эффективность использования трудовых ресурсов определим значение этих факторов (табл.7).

Таблица 7

Показатели

Предыдущий период

Отчетный период

Среднегодовая численность работников (Ч), чел.

13

9

Среднегодовое количество дней работы одного сотрудника (Д), дни

225

230

Средняя продолжительность рабочего дня (Пчас), час

7,9

7,5

Среднечасовой объем оказанных услуг (Очас) на одного работника, тыс. руб. / час.

0,290

0,300

В нашем случае для оценки влияния изменения факторов на эффективность использования трудовых ресурсов воспользуемся формулой расчета годовой выработки на одного работника (Вгод) и методом цепных подстановок:

Вгод = Ч*Д*Пчас*Очас                                             (4)

В формулу сначала подставляем количественные параметры, а затем качественный (часовая выработка на одного работника). Определяем влияние на изменение годовой выработки (Вгод) изменения факторов:

1)    среднегодовой численности работников:

Вгод (баз) = Чбаз * Дбаз * Пчас (баз) * Очас (баз) =

= 13 * 225 * 7,9 * 0,29 =  6701,2

Вгод (DЧ) = Чотч * Дбаз * Пчас (баз) * Очас (баз) =

= 9 * 225 * 7,9 * 0,29 = 4639,3

DВгод (DЧ) = 4639,3 – 6701,2 = - 2061,9

За счет снижения численности работников объем оказанных услуг снизился на 2061,9 тыс. руб.

2)    среднегодового количества дней работы одного сотрудника:

Вгод (DД) = Чотч * Дотч * Пчас (баз) * Очас (баз) =

= 9 * 230 * 7,9 * 0,29 = 4742,4

DВгод (DД) = 4742,4 – 4639,3 = + 103

За счет увеличения среднегодового количества дней работы на 5 дней объем оказанных услуг увеличился на 103 тыс. руб.

3)    средней продолжительности рабочего дня:

Вгод (DПчас) = Чотч * Дотч * Пчас (отч) * Очас (баз) =

= 9 * 230 * 7,5 * 0,29 =4502,3

DВгод (DПчас) = 4502,3 – 4742,4 = - 240,2

За счет сокращения продолжительности рабочего дня объем оказанных услуг уменьшился на 240,2 тыс. руб.

4)    среднечасового объема оказанных услуг:

Вгод (DОчас) = Чотч * Дотч * Пчас (отч) * Очас (отч) =

= 9 * 230 * 7,5 * 0,3 = 4657,5

DВгод (DОчас) = 4657,5 – 4502,3 = +155,2

За счет увеличения среднечасовой выработки одного работника объем оказанных услуг увеличился на 155,2 тыс. руб.

Общее влияние факторов:

- 2061,9 + 103 – 240,2 + 155,2 = - 2043,7 тыс. руб.

Объем оказанных услуг в отчетном периоде по сравнению с предыдущим периодом снизился на 2043,7 тыс. руб.

Задача 3. По данным бухгалтерской отчетности составьте агрегированный сравнительный аналитический баланс в разрезе разделов. Сделайте выводы об изменении состава и структуры имущества и капитала организации.

Таблица 8

Показатели

На начало отчетного периода

На конец отчетного периода

Откло-нение, тыс. руб.

Темп роста, %

Тыс. руб.

Уд. вес в валюте баланса, %

Тыс. руб.

Уд. вес в валюте баланса, %

Валюта баланса

16229

100

14743

100

-1486

90,84

1. Внеоборотные активы

10477

64,56

9500

64,44

-977

90,67

Нематериальные активы

1100

6,78

1300

8,82

200

118,18

Основные средства

9377

57,78

8200

55,62

-1177

87,45

2. Оборотные активы

5752

35,44

5243

35,56

-509

91,15

Запасы

2744

16,91

2983

20,23

239

108,71

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)

80

0,49

80

0,54

0

100,00

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

220

1,36

170

1,15

-50

77,27

Денежные средства

2708

16,69

2010

13,63

-698

74,22

3. Капитал и резервы

273

1,68

174

1,18

-99

63,74

Уставный капитал

55

0,34

55

0,37

0

100,00

Добавочный капитал

7

0,04

7

0,05

0

100,00

Резервный капитал

71

0,44

71

0,48

0

100,00

Нераспределенная прибыль отчетного года

140

0,86

41

0,28

-99

29,29

4. Долгосрочные обязательства

0

0,00

0

0,00

0

-

5. Краткосрочные обязательства

15956

98,32

14569

98,82

-1387

91,31

Займы и кредиты

3620

22,31

2040

13,84

-1580

56,35

Кредиторская задолженность

12336

76,01

12529

84,98

193

101,56

Валюта баланса организации за рассматриваемый период снизилась на 1486 тыс. руб. и составила на конец периода 90,84% уровня на начало периода. Состав и структура имущества и капитала организации практически не изменилась. Основную долю в структуре активов организации составляют внеоборотные активы, их удельный вес на конец рассматриваемого периода уменьшился с 64,56 до 64,44%. В структуре внеоборотных активов произошли некоторые изменения: несколько снизилась доля основных средств (с 57,78 до 55,62% к валюте баланса) и увеличилась доля нематериальных активов (с 6,78 до 8,82% к валюте баланса). Остальную часть активов представляют оборотные активы, их доля увеличилась с 35,44 до 35,56%, в абсолютном выражении их величина снизилась на 509 тыс. руб. В составе оборотных активов увеличились запасы (на 239 тыс. руб.), снизилась краткосрочная дебиторская задолженность (на 50 тыс. руб.), а также уменьшилась сумма денежных средств (на 698 тыс. руб.). За счет этого в структуре оборотных активов увеличилась доля запасов (с 16,91 до 20,23%) и долгосрочной дебиторской задолженности, доля которой в валюте баланса незначительна. При этом доля краткосрочной дебиторской задолженности и денежных средств, соответственно, снизилась.

В структуре капитала основную долю занимают краткосрочные обязательства. За рассматриваемый период она увеличилась с 98,32 до 98,82%. В абсолютном выражении сумма краткосрочных обязательств снизилась на 1387 тыс. руб. и составила на конец периода 91,31% к величине на начало периода. Таким образом, пассивы (источники) организации представлены в основном краткосрочными обязательствами. Долгосрочные обязательства в составе капитала организации отсутствовали как на начало, так и на конец периода.

Таким образом, оборотный и внеоборотный капитал организации сформирован практически полностью за счет краткосрочных обязательств. В связи с этим предприятие несет неоправданно завышенный риск финансовой деятельности, его баланс отличается минимальной ликвидностью, повышенной финансовой зависимостью от кредиторов. Краткосрочную финансовую стратегию организации можно охарактеризовать как агрессивную.

Задача 4. Используя данные формы №1 «Бухгалтерский баланс», проведите анализ платежеспособности организации коэффициентным методом (рассчитайте коэффициенты, имеющие и не имеющие нормальные ограничения).

Платежеспособность предприятия – это его способность погасить свои займы при наступлении оговоренного срока. Оценка платежеспособности строится на сравнении суммы текущих активов с внешней задолженностью.

При оценке финансового положения характеризуют ее платежеспособность и ликвидность активов (имущества).

При оценке платежеспособности на дату составления баланса рассчитывают следующие показатели:

- общая или предварительная платежеспособность (ПЛо):

ПЛо = ТА – К,                                               (5)

где ТА – текущие (оборотные) активы;

К – кредиты, заемные средства, расчеты и прочие обязательства.

- уточненная платежеспособность (ПЛу):

ПЛу = ЛА - К,                                             (6)

где ЛА - легко реализуемые активы, в состав которых входят денежные средства, не просроченные дебиторские задолженности и часть запасов, за исключением залежалых;

- чистый оборотный капитал (ЧОК):

ЧОК = ТА - (Кt - Rp),                                     (7)

где Кt – краткосрочные кредиты и займы;

Rp – кредиторская задолженность и прочие краткосрочные обязательства;

- коэффициент покрытия привлеченных источников (Кп*):

Кп* = ТА*/К,                                            (8)

где ТА* - текущие активы за исключением расходов будущих периодов и прочих оборотных активов.

Таблица 9

Показатель

На начало отчетного периода

На конец отчетного периода

Изменение

Нормальное ограничение

Общая платежеспособность (ПЛо)

10204

9326

-878

10% от ТА

Уточненная платежеспособность (ПЛу)

10204

9326

-878

10% от ТА

Чистый оборотный капитал (ЧОК)

14468

15732

+1264

Рост

Коэффициент покрытия привлеченных источников

0,36

0,36

0

Более 1

По рассчитанным показателям платежеспособности организации можно сделать вывод о том, что она укрепляется. Минимальное значение общей и уточненной платежеспособности должно составлять на уровне рекомендаций Минфина РФ - 10 % от ТА. Для рассматриваемой организации минимальная платежеспособность составляет на начало периода 575,2 тыс. руб., на конец периода 524,3 тыс. руб. Как видим, и на начало, и на конец периода платежеспособность организации гораздо выше рекомендуемой минимальной. Рост показателя ЧОК показывает то, что организация устойчива в финансовом плане и расширяется. Низкое значение показателя Кп* (коэффициента покрытия привлеченных источников) говорит о том, что организация не может полностью покрыть обязательства за счет оборотного капитала.

Ликвидность – это способность оборотных средств превращаться в наличность, необходимую для нормальной хозяйственной деятельности и своевременного выполнения организацией платежей по своим обязательствам.

Оценим ликвидность имущества организации на основе вертикального анализа, т.е. расчета коэффициентов ликвидности.

Коэффициент быстрой ликвидности (строгой ликвидности) является промежуточным коэффициентом покрытия и показывает, какая часть текущих активов за минусом запасов и дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты, покрывается текущими обязательствами. Коэффициент быстрой ликвидности рассчитывается по формуле:

                  Кб = (А1 +  А2) / (П1  + П2)                                      (9)

где А1 – наиболее ликвидные активы - суммы по всем статьям денежных средств, которые могут быть использованы для выполнения текущих расчетов немедленно. В эту группу включаются также краткосрочные финансовые вложения;

А2 – быстрореализуемые активы - активы, для обращения которых в наличные средства требуется определенное время. В эту группу можно включить дебиторскую задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты), прочие оборотные активы;

П1 – наиболее срочные обязательства - кредиторская задолженность, расчеты по дивидендам, прочие краткосрочные обязательства, а также ссуды, не погашенные в срок;

П2 – краткосрочные пассивы - краткосрочные заемные кредиты банков и прочие займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты.

Коэффициент быстрой ликвидности помогает оценить возможность погашения фирмой краткосрочных обязательств в случае ее критического положения, когда не будет возможности продать запасы. Этот показатель рекомендуется в пределах от 0,8 до 1,0, но может быть чрезвычайно высоким из-за неоправданного роста дебиторской задолженности. В розничной торговле этот коэффициент может снижаться до 0,4-0,5.

Коэффициент абсолютной ликвидности определяется отношением наиболее ликвидных активов к текущим обязательствам и рассчитывается по формуле:

                   Каб. лик. = А1 / (П1 + П2)                                    (10)

Этот коэффициент является наиболее жестким критерием платежеспособности  и показывает, какую часть краткосрочной задолженности фирма может погасить в ближайшее время. Величина его должна быть не ниже 0,2.

Таблица 10

Показатель

На начало отчетного периода

На конец отчетного периода

Изменение

Нормальное ограничение

Коэффициент быстрой ликвидности (Кб)

0,184

0,150

-0,034

0,8 – 1,0

в р.т. 0,4 – 0,5

Коэффициент абсолютной ликвидности (Ка)

0,170

0,138

-0,032

Более 0,2

Таким образом, значения коэффициентов ликвидности в нашем случае ниже нормы. На конец отчетного периода коэффициент быстрой ликвидности составляет 0,15, что гораздо ниже нормы. Это означает, что у фирмы недостаточно возможностей погашения краткосрочных обязательств в случае ее критического положения, когда не будет возможности продать запасы. Коэффициент абсолютной ликвидности на начало отчетного периода был близок норме, однако на конец отчетного периода он снизился. Это означает, что в краткосрочном периоде организация может погасить только 13,8% краткосрочных обязательств вместо 20%, соответствующих норме.

Задача 5. По данным формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» проанализируйте влияние на изменение финансового результата от продаж трех факторов:

- объема реализации туристского продукта;

- структуры реализации туристского продукта;

- затрат на единицу стоимости реализованного туристского продукта.

В следующей таблице приведены данные о финансовых результатах организации.

Таблица 11

Наименование показателя

За отчетный период

За предыдущий период

Изменение

Темп роста, %

Выручка от продажи

2010

2708

-698

74,22

Себестоимость проданных товаров, продукции, услуг

1667

2027

-360

82,24

Валовая прибыль

343

681

-338

50,37

Коммерческие расходы

12

52

-40

23,08

Управленческие расходы

321

453

-132

70,86

Прибыль от продаж

10

176

-166

5,68

1. Для анализа влияния фактора объема реализации туристского продукта на изменение прибыли от продаж (П) организации воспользуемся следующей формулой:

П = Q*Рп /100,                                         (11)

где Q – объем продаж, тыс. руб.;

Рп – рентабельность продаж, %.

Рентабельность продаж в отчетном периоде: Рп = (П*100)/Q =10*100/2010 = 0,5

Рентабельность продаж в предыдущем периоде: Рп = 176*100 /2708 = 6,5

С помощью метода цепных подстановок определяем влияние изменения объема реализации на финансовый результат (прибыль от продаж):

Пбаз = Qбаз*Рп(баз) /100 = 2708*6,5 /100 = 176

П(Q) = Qотч*Рп(баз) /100 = 2010*6,5 /100 = 131

П(Q) = 131 – 176 = - 45

Таким образом, в результате снижения объема реализации туристского продукта прибыль уменьшилась на 45 тыс. руб.

П(Рп) = Qотч*Рп(отч) /100 = 2010*0,5 /100 = 10

П(Рп) = 10 – 131 = - 121

А в результате снижения рентабельности продаж прибыль организации уменьшилась на 121 тыс. руб. Общее влияние: уменьшение прибыли на 166 тыс. руб.

2. Анализ структуры реализации по форме №2 «Отчет о прибылях и убытках».

Таблица 12

Наименование показателя

За отчетный период

За предыдущий период

Уд. вес, %

за отч. пер.

за пред. пер.

изме-нение

Доходы, всего

474

1001

100

100

-

В том числе:

Валовая прибыль

343

681

72,4

68,0

+4,4

Прочие операционные доходы

126

301

26,6

30,0

-3,4

Внереализационные доходы

5

19

1,0

2,0

-1

Расходы, всего

421

801

100

100

В том числе:

Коммерческие расходы

12

52

2,9

6,5

-3,6

Управленческие расходы

321

453

76,2

56,6

+19,6

Прочие операционные расходы

81

282

19,2

35,2

-16

Внереализационные расходы

7

14

1,7

1,7

0

Видим, что в отчетном периоде по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года в структуре доходов увеличилась доля валовой прибыли от реализации туристского продукта, при этом снизилась доля поступлений от операционной и внереализационной деятельности. Значительно увеличился удельный вес управленческих расходов в структуре расходов организации (с 56,6 до 76,2%). Управленческие расходы составляют основную долю расходов в деятельности организации. Значительно снизилась доля операционных расходов (с 35,2 до 19,2%), а также на 3,6% снизилась доля коммерческих расходов.

3. Анализ затрат на единицу стоимости реализованного туристского продукта.

В отчетном периоде на 1 руб. реализованного туристского продукта приходится 0,995 руб. затрат ((1667+12+321)/2010), из них 0,171 руб. – издержки обращения; в предыдущем периоде на 1 руб. реализованного туристского продукта приходилось 0,935 руб. затрат, из них 0,186 руб. – издержки обращения. В отчетном периоде по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года несколько снизился уровень издержек обращения.

Для проведения анализа воспользуемся формулой:

П = Рз*З / 100,                                       (12)

где Рз – рентабельность затрат, %;

З – сумма затрат организации.

Рз(баз) = 176*100 /(2027+52+453) = 6,95

Рз(отч) = 10*100 /(1667+12+321) = 0,5

На основе метода цепных подстановок определяем влияние изменения затрат на единицу стоимости реализованного туристского продукта на прибыль от продаж:

Пбаз = Рз(баз)*Збаз / 100 = 6,95*2532 /100 = 176

П(DЗ) = Рз(баз)*Зотч /100 = 6,95*2000 /100 = 139

DП = 139 – 176 = - 37

П(DРз) = Рз(отч)*Зотч /100= 0,5*2000 /100 = 10

DП = 10 – 139 = - 129

Таким образом, за счет снижения рентабельности затрат, роста затрат на 1 руб. реализованного туристского продукта с 0,935 до 0,995 руб. прибыль организации снизилась на 129 тыс. руб.

 
Заключение

При решении задач в контрольной работе на основе анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия использовались методы сравнительного и факторного анализа, статистические методы (при анализе влияния сезонности на объем реализации услуг), расчет коэффициентов.

Факторный анализ основан на постепенном переходе от исходной факторной системы – результативного показателя к конечной факторной системе и наоборот, раскрытие полного набора прямых количественно-измеримых факторов, оказывающих влияние на измерение результативного показателя. При прямом факторном анализе в работе выявлены отдельные факторы, влияющие на изменение результативного показателя, установлены зависимости между результативным показателем и определенным набором факторов в изменении результативного показателя. В качестве метода измерения степени воздействия факторов на результативный признак использован метод цепных подстановок. Сравнительный анализ заключался в сравнении показателей одного периода с другими периодами или нормативными значениями.

Список литературы

1.     Автоматизированные информационные технологии в экономике / Под общ. ред. И.Т. Трубилина. – М.: Финансы и статистика, 1999.

2.     Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 416с.:ил.

3.     Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. – М.: Финансы и статистика, 1995.

4.     Карлин Т.П., Макмин А.Р. Анализ финансовой отчетности. Пер. с англ. – М.: Данлов Ю.Д., 1998.           

5.     Савельева М.Ю. Экономика организаций (предприятий): Учебно-методический комплекс. – Новосибирск: НГАЭиУ, 2002. – 320с.

6.     Смирницкий Е.К. Экономические показатели бизнеса. – М.: Экзамен, 2002.