Содержание
Введение. 3
1. Основы теории корпоративного управления. 4
1.1. Постулаты теории корпоративного управления. 4
1.2. Основные принципы теории корпоративного управления. 14
2. Организация корпоративного управления в акционерном обществе "Большевик" 17
2.1. Характеристика организации. 17
2.2. История возникновения и приватизации. 18
2.3. Анализ организационной структуры ОАО "Большевик". 19
2.4. Анализ финансового состояния ОАО "Большевик". 21
2.5. Особенности корпоративного управления в ОАО "Большевик". 29
2.6. Стратегическое управление. 31
3. Предложения по совершенствованию управления акционерным обществом "Большевик". 33
Заключение. 36
Список литературы.. 37
Введение
Одна из существенных тенденций экономических преобразований российской экономики – становление крупных интегрированных корпоративных структур. Их создание и функционирование имеют смысл, прежде всего при получении реального синергетического эффекта от объединения. Корпорация, прежде всего – это акционерное общество, в силу чего предметом корпоративного анализа и регулирования выступают организационно-управленческие отношения по поводу формирования и использования акционерного капитала (собственности).
В связи с отделением собственности от контроля или иначе – текущего управления, когда права принятия решений делегируются акционерами наемному менеджеру, возникают проблемы корпоративного управления. Под корпоративным управлением понимается система управленческих отношений между взаимодействующими хозяйствующими субъектами (в том числе руководящими и подчиненными) по поводу субординации и гармонизации их интересов, обеспечения синергии как их совместной деятельности, так и их взаимоотношений с внешними контрагентами (включая государственные органы) в достижении поставленных целей.
Целью выполнения курсовой работы является изучение основ теории корпоративного управления и исследование деятельности действующей корпорации.
В качестве объекта исследования выбрано типичное акционерное общество г. Новосибирска – деревообрабатывающее предприятие "Большевик".
Предметом исследования является корпоративное управление.
В качестве методов исследования в работе использованы анализ и сравнение.
Основными задачами работы являются: изучение теоретических основ корпоративного управления, а также анализ корпоративного управления в реально действующей корпорации с предложением рекомендаций по его совершенствованию.
1. Основы теории корпоративного управления
1.1. Постулаты теории корпоративного управления
Реализация сущностных особенностей корпоративного управления в практике менеджмента – актуальнейшая задача, решение которой предполагает отработку множества принципиальных управленческих установок, конкретных норм и правил корпоративного взаимодействия и регулирования. Учитывая многообразие типов корпоративных структур и сложившихся зарубежных и отечественных методологических подходов к их анализу, можно сформулировать следующие наиболее общие и ясные постулаты корпоративного управления[1]:
1. Цели и стратегии корпоративного собственника, а также механизмы их осуществления не должны противоречить общенациональным социально-экономическим интересам, общепринятым критериям общественного блага и права. Напротив, они призваны всемерно способствовать воплощению разделяемых большинством общества стратегических установок социально-экономического развития.
2. Эти цели и стратегию надлежит реализовать прежде всего посредством ответственных и компетентных управляющих (исполнительных органов компании) при том, что должны эффективно задействоваться функции контроля последних со стороны собственников.
3. Экономическое поведение отдельных компонентов корпоративной системы (юридических лиц – участников объединения) необходимо рационализировать с позиций отношений собственности и организационной иерархии с целью достижения синергии совместной деятельности.
Понятие корпорации
В практике стран с развитой рыночной экономикой корпорация – наиболее распространенная форма организации управления крупным производством. Корпорация – это организация или союз организаций, созданных для защиты каких-либо интересов или привилегий участников и образующих самостоятельное юридическое лицо. Основы корпоративного законодательства устанавливают за корпорацией право действовать на правах юридического лица независимо от своих владельцев. Корпорация может от своего имени подписывать контракты, брать кредиты, выдавать ссуды и т.д., причем отдельные акционеры не несут никакой ответственности за ее действия. Такое юридически независимое существование корпорации крайне необходимо для того, чтобы компания могла нормально функционировать при наличии огромного числа индивидуальных акционеров.
Современная корпорация – это, как правило, материнская компания, с целой сетью дочерних обществ, отделений, филиалов, агентств и прочих хозяйственных образований, имеющих различных юридический статус и разную степень хозяйственно-оперативной самостоятельности. Поэтому принципиальное значение для деятельности корпорации имеют формы и методы управления ею[2].
Акционеры не руководят компанией непосредственно. Вместо этого они делегируют такое право президенту (генеральному директору), однако при этом оказывают влияние на его решения различными путями и, главным образом, посредством своего права голоса.
Акции корпоративной собственности обычно являются также голосующими акциями, т.е. представляют их обладателю определенное число голосов в корпорации. Как правило, акционеры избирают совет директоров, который контролирует деятельность исполнительного органа. Совет обычно правомочен не только нанимать и увольнять управляющих, но и пересматривать и даже отменять их решения. По корпоративному законодательству правление обязано представлять интересы избирающих его пайщиков, но не администрации.
Одной из важнейших особенностей большинства корпораций является тот факт, что их акции могут свободно продаваться и покупаться на рынке.
В рамках корпорации права и ответственность разделяются между разными органами, руководящим маркетингом, техническими разработками, снабжением, производством и сбытом.
Отличительные особенности корпоративной модели
Корпорация в отличие от единоличного владения или партнерства имеет юридическое существование людей, которые являются собственниками корпорации в любой конкретный момент времени. Таким образом, корпорация не прекращает своего существования, когда один из ее владельцев, акционер или пайщик, умирает или когда появляются новые владельцы.
Собственность корпорации разделена между ее акционерами. Первоначальными акционерами являются те, кто вносит вклад в виде денег или других ресурсов в момент создания корпорации. В качестве возмещения своих затрат они получают права на участие в доходах корпорации. Это осуществляется с помощью распространения листков бумаги, называемых сертификатами акций, устанавливающих характер дохода для их владельцев, на получение которого они имеют право. Держатели акций, или акционеры, каждой корпорации (т.е. обладатели сертификатов акций) избирают совет директоров, который отвечает за найм высшей администрации корпорации и осуществляет контроль за ее работой.
По мере роста фирма может получать деньги за счет увеличения выпуска акционерных сертификатов и их продажи. В обмен на права владения корпорация получает необходимые ей ресурсы для функционирования и роста. В свою очередь акционеры могут, как правило, перепродать свои акции за наличные деньги любому, кто может их купить. Таким образом, сегодняшние владельцы корпорации не обязательно являются теми, кто приобрел акции первого выпуска. Более вероятно, что сегодняшние владельцы приобрели свой капитал у предыдущих владельцев через посредника (брокера) на фондовой бирже. В некоторых небольших компаниях существуют ограничения на право владельца продавать акции, чтобы помешать аутсайдерам приобрести контроль над фирмой.
Если группа акционеров владеет большей частью акций корпорации, говорят, что эта группа контролирует корпорацию. Такая группа может избирать членов совета директоров фирмы, а совет может затем уволить существующую администрацию или вынудить корпорацию слиться с другой фирмой.
Прибыль корпорации может быть выплачена акционерам в виде дивидендов или может остаться в фирме в виде нераспределенных доходов (нераспределенной прибыли). Выплаты дивидендов представляют собой прямые доходы на вложения акционеров. Корпорации не обязаны платить дивиденды, но большинство корпораций их платят. Крупные фирмы, как правило, пытаются поддерживать устойчивый поток выплат дивидендов своим владельцам. Ставка выплачиваемых дивидендов, как и норма прибыли фирмы и процентная ставка курса акций, существенно изменяется от фирмы к фирме.
Часть прибыли, остающаяся в распоряжении фирмы в виде нераспределенной прибыли, обычно используется для финансирования инвестиций и, таким образом, увеличивает стоимость акций фирмы. В конечном счете, нераспределенная прибыль обеспечивает акционерам отдачу в виде доходов на прирост капитала. Корпорация может использовать нераспределенную прибыль для увеличения своей способности к получению прибыли многими способами. Она может финансировать новые вложения в оборудование или в заводы, может приобрести другую компанию, увеличить остаток на своем счете в банке или увеличить другие финансовые активы.
Акционеры, являющиеся собственниками какой-либо части корпорации, несут ограниченную ответственность. Это означает, что они не несут ответственности сверх той суммы денег, которую они вручили корпорации.
Акционер компании, очевидно, имеет гораздо меньше поводов для беспокойства, чем партнер[3].
Два важных преимущества корпоративной, или акционерной, модели организации производства заключаются в том, что части акционерного капитала могут быть быстро и легко куплены и проданы и что акционеры имеют ограниченную ответственность. Эти преимущества привели к тому, что корпорации стали основной формой организации крупного бизнеса.
Типы корпоративных формирований
Одна из существенных тенденций экономических преобразований российской экономики – становление крупных интегрированных корпоративных структур. Их создание и функционирование имеют смысл, понятно, прежде всего, при получении реального синергетического эффекта от объединения[4].
Корпорации (в том числе ФПГ), классифицируются по степени глубины обоснования целесообразности их создания и ожидаемой эффективности:
а) не имеющие предварительных концептуальной, маркетинговой и технико-экономической проработок;
б) имеющие (наряду с учредительными документами) проработки ожидаемой эффективности, однако преимущественно формального характера;
в) имеющие достаточно полные и качественные технико-экономические обоснования.
Различающиеся по степени взаимоучастия в капитале:
а) полностью объединившие свои активы (полное слияние);
б) объединившие свои капиталы под эгидой материнской (холдинговой) компании в объеме контрольного или блокирующего пакета;
в) частично (в относительно незначительной степени) объединившие активы с целью участия в органах управления группой, но без права решающего голоса;
г) ведущие совместную деятельность на основе механизмов доверительного управления;
д) организующие такую деятельность с использованием "мягких" (договорных) форм без включения механизмов консолидации капиталов.
Корпорации, группирующиеся по роли государства в их образовании:
o сформированные путем директивной передачи части госсобственности в уставной капитал вновь созданного юридического лица;
o созданные на основе передачи госсобственности в доверительное управление конкретного юридического лица;
o санкционирование определенными решениями исполнительной власти (федерального или регионального уровня), гарантирующими государственную ресурсную поддержку;
o аналогичные, но без подобных гарантий.
Корпорации, имеющие существенно различные целевые установки и ориентированные на конечный результат в виде:
- наращивая объемов производства и реализации в рамках сложившейся номенклатуры изделий;
- реализации диверсифицированной номенклатуры продукции на расширяющихся рынках;
- увеличения экспорта отечественных товаров или выпуска импортозаменяющей продукции;
- экономии финансовых затрат (в производстве, управлении);
- реализации заданий федеральных целевых и государственных научно-технических программ, выполнения поставок для госнужд.
С неодинаковой мотивацией своего ресурсного обеспечения и ориентированные преимущественно на:
· использование собственных (консолидированных) финансовых ресурсов;
· привлечение (путем выпуска ценных бумаг, увеличения залоговой стоимости корпорации, реализации механизмов солидарной ответственности) дополнительных (внешних) финансовых ресурсов;
· задействование финансового капитала кредитных организаций – участников;
· получение государственной ресурсной поддержки.
Корпорации по характеру деятельности лидирующих предприятий дифференцируются на:
1) не имеющие явного "лидера" (вследствие, скажем, примерного равенства взносов участников в консолидированный капитал);
2) имеющие в качестве лидера базовое промышленное предприятие или конструкторскую организацию;
3) включающие в свой состав лидирующую финансово-кредитную структуру;
4) выдвигающие на роль лидера сбытовую (торговую) организацию.
Классифицирующиеся по степени консолидации имущества в рамках вновь образованной центральной (управляющей) компании, а именно:
- консолидирующие капитал в размере, достаточном для налаживания эффективной деятельности центральной компании с точки зрения самофинансирования, гарантирования привлечения внешних инвестиций для совместных проектов, создания необходимой информационной инфраструктуры и т.д.;
- консолидирующие капитал в размере, необходимом для формальной регистрации центральной компании в том или ином правовом статусе.
Характеризующиеся разной глубиной отработки и реализации принципов интегрированного (корпоративного) управления:
- фактически реализующие корпоративные планы (программы) совместной деятельности, основанные на единых информационно-аналитических и учетных процедурах и экспертизе со стороны органов управления объединением в целом;
- выполняющие лишь отдельные функции (элементы) интегрированного управления, которые, как правило, не охватывают деятельность всех участников объединения и совокупности его задач;
- не руководствующиеся на деле общекорпоративными планами (программами).
Принципиальные организационные структуры управления корпорацией
Действующее законодательство об акционерных обществах предусматривает трехзвенную систему управления, включающую общее собрание акционеров, совет директоров (наблюдательный совет) и исполнительный орган (рис.1).
Собрание акционеров
Общее собрание акционеров является высшим органом управления акционерным обществом. Высшим, но не властным. Оно не может рассматривать вопросы, относящиеся к ведению совета директоров или исполнительного органа, и не вправе принимать решения по ним.
Собрание акционеров представляет собой неоднородный орган с точки зрения его состава. В самом общем виде акционеры могут быть разделены на три группы[5]:
1. Акционеры, приобретающие акции в целях спекуляции или в качестве рантье. С акционерной компанией их связывает чисто денежный интерес. Это мелкие акционеры, каждому из которых принадлежит небольшая доля собственности; их забота состоит в том, чтобы их доля принесла как можно больше денег. При возможности увеличения дохода они продают акции и вкладывают деньги в более выгодные ценные бумаги.
2. Акционеры – работники предприятия. Интересы работника предприятия, как правило, не замыкаются на дивиденде. Ему совсем не безразлична судьба предприятия, от которого зависит его заработная плата, получение ряда социальных льгот и даже социальный престиж. Побудительный мотив работника представляет собой сочетание мотивов денежного вознаграждения и солидаризации с целями фирмы. Вместе с тем работники – владельцы акций скорее держатели и распорядители, чем ответственные собственники.
3. Крупные акционеры, приобретающие акции из предпринимательских соображений. Один и тот же инвестор в одних случаях приобретает предприятие для того, чтобы развивать производство, в других – налаживает управление, санирует предприятие, затем продает, в третьих – покупает пакет акций в целях перепродажи. Но в каждом конкретном случае инвестор выступает в весьма определенной роли. В процессе приватизации или продажи крупного пакета акций эта роль должна учитываться исходя из интересов государства.
Совет директоров (наблюдательный совет)
Общее руководство деятельностью акционерного общества по всем вопросам, не отнесенным к исключительной компетенции общего собрания, осуществляет совет директоров (наблюдательный совет). В зависимости от числа акционеров – владельцев обыкновенных акций или иных голосующих акций количественный совет директоров не может быть меньше семи или девяти членов.
Введение в действие Закона "Об акционерных обществах" внесло существенные изменения в организацию и деятельность совета директоров. Прежде всего усилена роль этого органа управления. Его члены избираются на один год, хотя могут переизбираться неограниченное число раз. Полномочия любого члена совета директоров решением общего собрания могут быть прекращены досрочно, однако в случае избрания членов совета директоров кумулятивным голосованием досрочное прекращение полномочий может быть принято в отношении всех его членов.
Закон ограничивает участие в совете директоров членов коллегиального исполнительного органа акционерного общества, которые не могут составлять в нем большинство. Одновременно установлено, что лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, не может быть одновременно председателем совета директоров. Этим достигается разделение функций стратегического управления и контроля и функций текущего управления.
Совет директоров представляет собой не только полноправного представителя акционеров, но и стратегического управляющего по широкому кругу вопросов.
Исполнительный орган
Все вопросы управления текущей деятельностью акционерного общества, кроме отнесенных законодательством к исключительной компетенции общего собрания и совета директоров, решает исполнительный орган общества. На него же возложена организация выполнения решений общих собраний и совета директоров.
Образование исполнительного органа и досрочное прекращение его полномочий осуществляются в соответствии с уставом акционерного общества либо общим собранием, либо советом директоров.
Установлено, что имеется два варианта организации исполнительного органа акционерного общества:
единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор);
коллегиальный исполнительный орган (директор, генеральный директор и правление, дирекция).
Права и обязанности единоличного исполнительного органа устанавливаются договором, заключаемым с ним председателем совета директоров от имени общества. Компетенция единоличного и коллегиального исполнительных органов управления (при втором варианте) должна быть определена уставом общества, а также утвержденными советом директоров другими документами.
1.2. Основные принципы теории корпоративного управления
Постулаты теории корпоративного управления разворачиваются в более конкретные положения – принципы, которые имеют более ясное операционное значение. В литературе предлагаются различные принципы корпоративного управления.
Следующая таблица составлена на основании статьи Винслава Ю.Б.
Таблица 1
Характеристика принципов корпоративного управления
Постулат |
Принцип |
Цели и стратегия корпоративного собственника не должны противоречить общественным интересам |
1) методологическое и информационное сотрудничество ведущих национальных корпораций и власти в процессе разработки отраслевых и общегосударственных социально-экономических прогнозах и программных документов; 2) определенности, регламентации и стабильности состава функций и методов госрегулирования крупного бизнеса; 3) разумная открытость крупного бизнеса власти и обществу, объективность и полнота информирования широкой общественности об основных результатах, приоритетах и ценностях ведущих корпоративных объединений; 4) признание наличия зон "взаимного невмешательства"; 5) ответственность руководителей корпоративных структур перед обществом и государством за состояние контролируемых сфер экономики; 6) функционирование института независимой и квалифицированной государственно-общественной экспертизы по проблемам формирования инвестиционных программ ведущих корпораций, их реструктурирования. |
Ответственные и компетентные действия корпоративных управляющих |
Менеджмент головного предприятия должен способствовать гармонизации и консолидации позиций всех акционеров, принятию реализующих их интересы планов и программ совместной деятельности, доведению целевых задач до нижестоящих управляющих и контролю их выполнения. |
Рационализация поведения отдельных компонентов корпоративной системы |
Уяснение высшим менеджментом корпорации возможностей взаимодополнения деятельности участников объединения, создание совместных фондов, подготовка и выполнение общих программ и проектов, внедрение общекорпоративных норм и ценностей, технологий принятия согласованных решений |
В отличие от этих принципов, ключевая установка "Принципов корпоративного управления" Организации экономического сотрудничества и развития, принятых в 2002 г., - императивное внимание менеджеров к интересам акционеров. Корпоративное управление должно обеспечивать: 1) защиту прав акционеров и равное к ним отношение; 2) своевременное и точное раскрытие информации по всем существенным вопросам деятельности корпорации, включая систему управления, собственность, финансовое положение и результаты работы; 3) стратегическое управление компанией, эффективный контроль за администрацией со стороны правления, а также его подотчетность компании и акционерам.
Согласимся с Ю.Б. Винславом, что российским корпорациям еще далеко до реализации данных принципов. "Не секрет, в частности, что советы директоров отечественных акционерных компаний часто выполняют пассивную, наблюдательную роль по отношению к исполнительным органам: не владеют методами разработки корпоративных стратегий и контроля их реализации, не умеют адекватно оценивать корпоративные риски, не содействуют своевременному пересмотру организационных структур и использованию современных методов бюджетирования. Мелкие акционеры зачастую лишены прав на участие в управлении"[6].
Поэтому, я считаю, что в российских условиях более применимы принципы, предложенные Винславом Ю.Б.
Таким образом, объектом изучения теории корпоративного управления является корпорация и все внутренние и внешние отношения, которые складываются по поводу управления корпорацией.
2. Организация корпоративного управления в акционерном обществе "Большевик"
2.1. Характеристика организации
Деревообрабатывающее предприятие «Большевик» – старейшее в Новосибирске. Возникло в 1924 году на базе лесопильного завода частного владельца, как государственное предприятие по переработке древесины с целью изготовления столярных изделий. За это время не раз изменялся ассортимент, неизменной осталась лишь основная идея создания предприятия – миссия организации. А она заключается в следующем: обеспечение фирм г. Новосибирска и всего Сибирского региона, строящих жильё и производящих ремонт помещений, а также индивидуальных заказчиков качественными столярными изделиями.
Сегодня «Большевик» – одно из наиболее стабильно работающих предприятий города, продукцию которого хорошо знают не только в Новосибирской области, но и по Алтайскому, Приморскому, Красноярскому краю, Омской, Томской, Кемеровской, Тюменской областях, Республике Казахстан. На настоящий момент ОАО «Большевик» производит современные деревянные окна, разработанные Всероссийским научно-исследовательским и конструкторским институтом деревообрабатывающего машиностроения «ВНИИДМАШ» и Государственным Научно-исследовательским и Проектным предприятием «Научстандарт-Гипролеспром». Также производит широкий диапазон современных межкомнатных (филенчатых и щитовых) дверей для общественных и жилых зданий до 50 тысяч квадратных метров в год. При изготовлении дверей используются самые передовые технологии и лакокрасочные материалы. Освоено изготовление практически любых изделий из дерева: фасадов встроенных шкафов, панелей для отделки офисов, профильные изделия (более 50 видов), дачное строение и т.д.
Помимо технологий и оборудования предприятие располагает:
· собственной сырьевой базой (20030 м²) для деревообрабатывающего производства;
· необходимым транспортом;
· административными, производственными и складскими помещениями.
«Большевик» имеет собственный причал на берегу Оби. Завод стремится к созданию технологического цикла, максимально независимого от экономической ситуации. Подтверждение тому – создание на заводе автономной системы энергоснабжения. На заводе сегодня используется два вида топлива: газ, производственные отходы – опилки, стружка, щепа.
Постоянное увеличение социальной роли предприятий, как в городе, так и в области является одной из основных задач предприятия, так, например: в 2004 г. ОАО «Большевик» предоставил дополнительно 114 рабочих мест. Осуществляется программа по социальному обеспечению работников предприятия.
Предприятие постоянно участвует в федеральных и областных социальных программах: по решению социально-экономических проблем молодежи, в том числе в строительстве жилья, по строительству школ, больниц, домов ветеранов и т.д.
2.2. История возникновения и приватизации
Как уже отмечалось, компания образовалась в 1924 году на базе лесопильного завода частного владельца – как государственное предприятие.
В период реформ, в соответствии с законом "Об акционерных обществах" завод "Большевик" был преобразован вначале в АООТ "Большевик", а затем (август 1996 г.) в ОАО "Большевик".
Приватизационный период состоял из четырех этапов. Первый (с 3 по 11 октября 1993 г.) – закрытая подписка на акции, в результате которой 51% акций завода был размещен между членами трудового коллектива, бывшими работниками предприятия, неработающими пенсионерами, уволенными на пенсию с завода. Второй (с 9 февраля по 9 марта 1994 г.) – чековый аукцион, когда было размещено еще 29% акций предприятия. Третий (с 26 июня по 2 июля 1995 г.) – реализация акции ФАРП (фонда акционеров-работников предприятия), в результате которой были реализованы еще 5% акций завода. Четвертый (20 сентября 1995 г.) – инвестиционный конкурс.
Уставной капитал ОАО "Большевик" составляет 468985 руб., или 2344925 акций номинальной стоимостью 20 коп. (акции именные, они размещены между акционерами, юридическими и физическими лицами). Сложившаяся структура акционерного капитала распределяется следующим образом: крупные структуры – 86%, работники ОАО – 8,6%, прочие физические лица – 3,2%, прочие юридические лица – 2,2% (по состоянию на начало 2004 г.).
Акции предприятия обращаются только на местном фондовом рынке. Рыночная цена акций имеет тенденцию к постоянному росту. Так, за три года рыночная стоимость акций возросла с 20 руб. (в 1998 г.) до 50 руб. за одну акцию (номиналом 20 коп.) в настоящее время.
Размер дивидендов составил:
за 1998 г. – 8,4 руб. на одну акцию номиналом 20 коп.;
за 2002 г. – 25,6 руб. на одну акцию номиналом 20 коп.
2.3. Анализ организационной структуры ОАО "Большевик"
Реализуемые на "Большевике" схемы корпоративного регулирования находятся в процессе становления, постепенно приближаясь к традиционно используемым большинством западных компаний аналогичного уровня. Это касается в первую очередь организационной структуры, потом системы стратегического планирования, бюджетирование и оперативно-производственное планирование.
В Приложении 1 представлена организационная структура ОАО "Большевик". Рассмотрим её основные элементы.
Высший орган управления ОАО "Большевик" – общее собрание акционеров. Оно проводится раз в год (годовое общее собрание акционеров). Сроки проведения установлены в уставе акционерного общества. Годовое собрание акционеров проводится в начале второго квартала финансового года, следующего за отчетным.
Чаще всего на этом собрании рассматриваются следующие вопросы:
² об определении количественного состава директоров (наблюдательного совета) общества;
² об избрании членов директоров (наблюдательного совета) общества и о досрочном прекращении их полномочий;
² об определении предельного размера объявленных акций;
² об увеличении (или уменьшении) уставного капитала общества путем увеличения номинальной стоимости акций или путем размещения дополнительных акций;
² об образовании исполнительного органа общества;
² об утверждении годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счета прибылей и убытков общества, распределении его прибылей и убытков;
² о добавлении и консолидации акций;
² о заключении сделки, если сумма оплаты по сделке и стоимость имущества, являющего предметом сделки, превышают 2% активов компании и др., о заключении всех крупных сделок;
² о приобретении и выкупе обществом размещенных акций;
² об участии в холдинговых компаниях, ФПГ и т.д.
² другие вопросы, находящиеся в компетенции общего собрания.
Средний уровень корпоративного управления в ОАО "Большевик" – совет директоров. Он представляет собой выборный орган для осуществления общего руководства деятельностью компании.
Совет директоров общества в первую очередь:
1) определяет приоритетные направления деятельности общества;
2) созывает годовое и внеочередное собрание акционеров общества;
3) утверждает повестки дня общего собрания акционеров;
4) определяет даты составления списка акционеров, имеющих право участие в общем собрании;
5) размещает облигации и ценные бумаги;
6) определяет рыночную стоимость имущества;
7) рекомендует размеры дивиденда по акциям и порядку его выплаты;
8) утверждает внутренние документы общества;
9) принимает решения о создании филиалов общества, заключении крупных сделок и др.
Члены совета директоров в ОАО "Большевик", соответственно законодательству, избираются годовым общим собранием акционеров в порядке, установленном уставом общества, сроком на один год.
Количественный состав совета директоров ОАО "Большевик" – 8 членов.
Низовой уровень управления ОАО "Большевик" – исполнительный орган общества – единоличный исполнительный орган. Он организует выполнение решений общего собрания акционеров и совета директоров.
Исполнительный директор компании – генеральный директор – может представлять интересы компании, совершать сделки от имени общества, утверждать штат, издавать приказы и давать указания. Он несет ответственность перед обществом за убытки, причиненные обществу его виновными действиями (бездействием).
2.4. Анализ финансового состояния ОАО "Большевик"
Финансовое состояние организации характеризуется двумя группами показателей – финансовыми результатами (прибыльностью) ее деятельности и финансовым положением.
Финансовое положение свидетельствует о наличии финансовых ресурсов для оперативной деятельности, об успешности ее бизнеса, оно интересует собственников организации, потенциальных инвесторов, ее партнеров по бизнесу. На основе анализа финансового положения организации делают вывод о возможности предоставления ей займа, приобретения ею имущества, купли-продажи ее акций. Ухудшение финансового положения – неспособность отвечать имуществом по принятым на себя обязательствам, - может привести организацию к банкротству.
Для анализа финансового положения привлекается учетная, отчетная и оперативная информация – балансы предприятия (форма № 1) с приложениями (форма № 5); отчет о себестоимости продукции (форма № 5-з); договора, заключенные организацией; первичная учетная документация – журналы-ордера, платежные поручения и т.п.
Основные и относительные показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Большевик» за 2002, 2003 и 2004г.г. можно увидеть в табл. 2 – 5.
Таблица 2
Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности
ОАО «Большевик» за 2002 г., руб.
Наименование показателей |
Услов. обозн. |
Величина |
Формула расчета и источник информации |
Балансовая стоимость основных средств - на начало года - на конец года - среднегодовая |
Фб |
11027504 11764304 11395904 |
Форма № 1, с. 120 |
Оборотные средства - на начало года - на конец года - среднегодовая |
ОС или ТА |
15444338 14330724 14887531 |
Форма № 1, с. 290 |
Запасы товарно-материальных ценностей - на начало года - на конец года - среднегодовая |
ЗТМЦ |
4071314 6951810 5511562 |
Форма № 1, с. 210 |
Источники собственных средств - на начало года - на конец года - среднегодовая |
Иc |
15280067 15280067 15280067 |
Форма № 1, с. 490 |
Внешние обязательства - на начало года - на конец года - среднегодовая Краткосрочные обязательства - на начало года - на конец года - среднегодовая Долгосрочные обязательства - на начало года - на конец года - среднегодовая |
ВО КО ДО |
12640009 12156561 12398285 12610009 12156561 12383285 30000 - 30000 |
ВО=КО+ДО Форма № 1, с. 690 Форма № 1, с. 590 |
- Стоимость выполненных и реализованных работ - на начало года - на конец года - среднегодовая |
В |
29291400 31640256 30465828 |
Форма № 2, с. 010 |
- Себестоимость выполненных и реализованных работ - на начало года - на конец года - среднегодовая |
С |
27597000 29556611 28576805,5 |
Форма № 2, с. 020 |
Таблица 3
Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности
ОАО «Большевик» за 2003 г., руб.
Наименование показателей |
Услов. обозн. |
Величина |
Формула расчета и источник информации |
Балансовая стоимость основных средств - на начало года - на конец года - среднегодовая |
Фб |
11764304 12706540 12235422 |
Форма № 1, с. 120 |
Оборотные средства - на начало года - на конец года - среднегодовая |
ОС или ТА |
14330724 21560435 17945579,5 |
Форма № 1, с. 290 |
Запасы товарно-материальных ценностей - на начало года - на конец года - среднегодовая |
ЗТМЦ |
6951810 11236750 9094280 |
Форма № 1, с. 210 |
Источники собственных средств - на начало года - на конец года - среднегодовая |
Иc |
15280067 15294773 15287420 |
Форма № 1, с. 490 |
Внешние обязательства - на начало года - на конец года - среднегодовая Краткосрочные обязательства - на начало года - на конец года - среднегодовая Долгосрочные обязательства - на начало года - на конец года - среднегодовая |
ВО КО ДО |
12156561 22367052 17261806,5 12156561 22367052 17261806,5 - - - |
ВО=КО+ДО Форма № 1, с. 690 Форма № 1, с. 590 |
- Стоимость выполненных и реализованных работ - на начало года - на конец года - среднегодовая |
В |
31640256 42290693 36965774,5 |
Форма № 2, с. 010 |
- Себестоимость выполненных и реализованных работ - на начало года - на конец года - среднегодовая |
С |
29556611 39430810 34493710,5 |
Форма № 2, с. 020 |
Таблица 4
Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности
ОАО «Большевик» за 2004 г., руб.
Наименование показателей |
Услов. обозн. |
Величина |
Формула расчета и источник информации |
Балансовая стоимость основных средств - на начало года - на конец года - среднегодовая |
Фб |
12706540 12714315 12710427,5 |
Форма № 1, с. 120 |
Оборотные средства - на начало года - на конец года - среднегодовая |
ОС или ТА |
21560435 23286518 22423476,5 |
Форма № 1, с. 290 |
Запасы товарно-материальных ценностей - на начало года - на конец года - среднегодовая |
ЗТМЦ |
11286750 16701362 13994056 |
Форма № 1, с. 210 |
Источники собственных средств - на начало года - на конец года - среднегодовая |
Иc |
15294773 15279148 15286960,5 |
Форма № 1, с. 490 |
Внешние обязательства - на начало года - на конец года - среднегодовая Краткосрочные обязательства - на начало года - на конец года - среднегодовая Долгосрочные обязательства - на начало года - на конец года - среднегодовая |
ВО КО ДО |
22367052 24246264 23306658 22367052 24246264 23306658 - - - |
ВО=КО+ДО Форма № 1, с. 690 Форма № 1, с. 590 |
- Стоимость выполненных и реализованных работ - на начало года - на конец года - среднегодовая |
В |
42290693 89307749 65799221 |
Форма № 2, с. 010 |
- Себестоимость выполненных и реализованных работ - на начало года - на конец года - среднегодовая |
С |
39430810 84627863 62029336,5 |
Форма № 2, с. 020 |
Таблица 5
Относительные показатели финансово-хозяйственной деятельности
ОАО «Большевик»
Наименование показателей |
Услов. обозн. |
Ед. изм. |
Величина |
Формула расчета и источник информации |
||
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
||||
Коэффициенты ликвидности предприятия |
||||||
Коэффициент краткосрочной (текущей) ликвидности - на начало года - на конец года |
Ккл |
1,056 1,047 |
1,047 0,964 |
0,964 0,960 |
Ккл=ТА/(Кt+Rp+Кo) ТА – ф. № 1, с.290 Кt – ф. № 1, с. 610 Rp – ф. № 1, с. 620+c.670 Кo – ф. № 5, с. 231 |
|
Коэффициент срочной (критической) ликвидности - на начало года - на конец года |
Ксл |
0,961 0,992 |
0,992 0,914 |
0,914 0,951 |
Ксл=ЛА/(Кt+Rp+Кo) ЛА – ф. № 1, с.250+260+240+210+220-217-214-ф. №5, с. 211 |
|
Коэффициент абсолютной ликвидности - на начало года - на конец года |
Кал |
0,00183 0,00139 |
0,00139 0,0189 |
0,0189 0,0435 |
Кал=d/(Кt+Rp+КT) d – ф. № 1, с. 250+c.260 КT – ф. № 1, с. 590 |
|
Коэффициент ликвидности - на начало года - на конец года |
Кл |
0,819 0,905 |
0,905 0,406 |
0,406 0,257 |
Кл=Ra/(Кt+Rp+КT) Ra – ф. № 1, с. 290-(210+220) |
|
Коэффициент покрытия - на начало года - на конец года |
Кп |
1,222 1,179 |
1,179 0,964 |
0,964 0,960 |
Кп=ТА/(Кt+Rp+КT) |
|
Показатели финансовой устойчивости предприятия |
||||||
Коэффициент автономии - на начало года - на конец года |
Ка |
0,547 0,547 |
0,557 0,406 |
0,406 0,387 |
Ка=Ис/ВБ Ис – ф. № 1, с. 490 ВБ – ф. № 1, с. 699 |
|
Коэффициент соотношения собственных и заемных средств - на начало года - на конец года |
Ка/с |
0,827 0,796 |
0,796 1,462 |
1,462 1,587 |
Ка/с=(Кt+Rp+КT)/Ис |
|
Коэффициент инвестирования - на начало года - на конец года |
Ки |
1,225 1,166 |
1,166 0,949 |
0,949 0,941 |
Ки=Ис/F F – ф. № 1, с. 190 |
|
Коэффициент задолженности - на начало года - на конец года |
Кз |
0,453 0,443 |
0,443 0,594 |
0,594 0,613 |
Кз=(Кt+Rp+КT)/ВБ |
Таблица 6
Показатели эффективности деятельности и деловой активности корпорации
Наименование показателей |
Услов. обозн. |
Ед. изм. |
Величина |
Формула расчета и источник информации |
||
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
||||
Показатели эффективности деятельности организации |
||||||
Рентабельность продаж - на начало года - на конец года |
Рпродаж |
% % |
5,785 6,587 |
6,587 6,762 |
6,762 5,240 |
Рпродаж=Пр/ВР Пр = ВР-С ВР – ф. № 2, с. 010 С – ф. № 2, с. 020 |
Рентабельность производства - на начало года - на конец года |
Рпр |
% % |
6,139 7,052 |
7,052 7,253 |
7,253 5,529 |
Рпр=Пр/С |
Рентабельность предприятия - на начало года - на конец года |
Рпред |
% % |
2,778 3,851 |
3,275 2,517 |
2,123 3,474 |
Рпред=Пб/ВБср Пб – ф. № 2, с. 140 ВБср – ф. №1, с.699 |
Рентабельность собственного капитала - на начало года - на конец года |
Рск |
% % |
5,031 6,976 |
6,976 5,359 |
5,359 8,771 |
Рск=Пб/ Исср Исср – ф. №1, с.490 |
Показатели деловой активности деятельности организации |
||||||
Общая оборачиваемости капитала - на начало года - на конец года |
Коб к |
1,058 1,143 |
0,972 1,299 |
1,096 2,314 |
Коб к=ВР/ВБср |
|
Оборачиваемости собственного капитала - на начало года - на конец года |
Коб ск |
1,917 2,071 |
2,069 2,766 |
2,766 5,842 |
Коб ск=ВР/ Исср |
|
Оборачиваемости оборотных средств - на начало года - на конец года |
Коб |
1,968 2,125 |
1,763 2,357 |
1,866 3,983 |
Коб =ВР/ ТАср |
|
Оборачиваемости запасов и затрат - на начало года - на конец года |
Коб z |
4,574 4,940 |
3,142 4,199 |
2,865 6,049 |
Коб z=ВР/ Zср Zср – ф. № 1, с. 210+220 |
|
Оборачиваемости готовой продукции - на начало года - на конец года |
Коб ГП |
8,002 8,644 |
5,939 7,938 |
5,549 11,717 |
Коб ГП=ВР/ГПср ГПср – ф. № 1, с. 215+216+218+ 220 |
|
Оборачиваемости дебиторской задолженности (ДЗ) - на начало года - на конец года |
Коб ДЗ |
3,461 3,739 |
4,147 5,543 |
6,109 12,902 |
Коб ДЗ=ВР/ДЗср ДЗср – ф. № 1, с. 240 |
|
Оборачиваемости кредиторской задолженности (КЗ) - на начало года - на конец года |
Коб КЗ |
2,365 2,555 |
1,848 2,469 |
1,825 3,855 |
Коб КЗ=ВР/КЗср КЗср – ф. № 1, с. 620 |
|
Средний срок оборачиваемости (погашения) дебиторской задолженности - на начало года - на конец года |
tДЗ |
дн. дн. |
105,461 97,619 |
88,015 65,849 |
59,75 28,29 |
tДЗ =365/Коб ДЗ |
Средний срок оборачиваемости (погашения) кредиторской задолженности - на начало года - на конец года |
tКЗ |
дн. дн. |
154,33 142,857 |
197,511 147,833 |
200,00 94,68 |
tКЗ =365/Коб КЗ |
Фондоотдача основных средств - на начало года - на конец года |
Фотд |
2,290 2,474 |
2,167 2,896 |
2,615 5,523 |
Фотд=ВР/Fср Fср – ф. №1, с.190 |
Условные обозначения:
· F – основные средства и прочие внеоборотные активы;
· ТА – текущие (оборотные) активы;
· Z – запасы и затраты;
· Rа – денежные средства и расчеты;
· d – денежные средства и краткосрочные финансовые вложения;
· r=R-d – расчеты и прочие оборотные активы;
· Ис – источники собственных средств (капитал и резервы);
· К – кредиты, заемные средства, расчеты и прочие пассивы;
· Кt – краткосрочные кредиты и займы;
· КТ – долгосрочные кредиты и займы;
· Ко – ссуды, займы и задолженности, не погашенные в срок;
· Rp – расчеты и прочие пассивы;
· ВБ – валюта баланса (баланс).
Общее заключение о состоянии дел в ОАО «Большевик» за 2004 г. и его перспективах
Коэффициент краткосрочной ликвидности Ккл=0,962 меньше 1, это означает, что организации нечем покрыть внешние обязательства. Погасить свои обязательства немедленно ОАО «Большевик» не смогло бы, потому, что коэффициент срочной ликвидности Ксл=0,933 меньше 1. Несоответствие коэффициентов ликвидности Кл=0,332 меньше 1,5 и покрытия Кп=0,933 меньше 3 рекомендуемым нормам говорит о финансовой несостоятельности предприятия.
Для нормальной хозяйственной деятельности и своевременного выполнения организацией платежей по своим обязательствам слишком малая способность оборотных средств превращаться в наличность. Банки, поставщики не будут заключать сделки с организацией, у которой такие низкие значения этих показателей.
По показателям финансовой устойчивости предприятия судят об устойчивости и независимости организации. Так как Ка=0,397 меньше 0,5 и Кз=0,604 больше 0,5, то можно сказать о вероятности банкротства ОАО «Большевик», а также высоком финансовом риске. О вероятности банкротства говорит еще и то, что значение Кз/с=1,525 больше 0,7 очень высокое, превышающее в два раза рекомендуемое значение. При изъятии из деятельности ОАО «Большевик» всех заемных средств жизнеспособность предприятия почти соответствует рекомендуемому значению Ки=0,945 меньше 1.
Рентабельность производства 6,391 % слишком мала по сравнению со среднеотраслевой – 25 %, рентабельность предприятия 2,798 % ниже средней ставки за пользование банковскими кредитами, рентабельность собственного капитала 7,066 % больше рентабельности предприятия.
Положительным моментом является рост оборачиваемости собственного капитала. Также наблюдается рост оборачиваемости оборотных средств. Рост оборачиваемости запасов и затрат свидетельствует об активизации производства. Увеличение оборачиваемости готовой продукции в два раза говорит о том, что повысился спрос на продукцию.
Рост оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженностей показывает улучшение соблюдения платежной дисциплины дебиторами и организацией. Положительным моментом является снижение среднего срока оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженностей, что говорит о том, что уменьшились сроки их погашения.
Рост фондоотдачи основных средств и прочих внеоборотных активов показывает улучшение использования недвижимого имущества организации.
Надежность и перспективность ОАО «Большевик» как делового партнера в настоящее время не очень велика, так как значения рентабельности слишком малы для того, чтобы быть «на плаву» в современных нестабильных условиях. Но коэффициенты ликвидности приближаются к рекомендуемым значениям, и во всех показателях деловой активности организации наблюдается рост, что является положительным моментом.
2.5. Особенности корпоративного управления в ОАО "Большевик"
Акционерами предприятия являются трудовой коллектив и директорат, причем влияние первого на процесс принятия решений весьма незначительно (предприятие контролируется менеджерами).
Предприятие контролируется акционерами, владеющими контрольным пакетом акций (более 50%). Доминирующими собственниками являются администрация и аффилированные с ней лица.
При такой модели поведения ОАО "Большевик" существенно сглаживается основной недостаток корпоративной формы организации бизнеса – отделение собственности от контроля. Менеджеры высоко мотивированы в эффективном использовании ресурсов организации. Но положение менеджера, как доминирующего акционера может привести и к негативному воздействию на результаты деятельности компании. Чем крупнее пакет акций в собственности менеджеров, тем, естественно, труднее добиться их отставки. Поэтому концентрация собственности в руках менеджеров, не способных эффективно управлять предприятием, негативно может сказаться на результатах работы предприятия.
Контрольным пакетом акций владеют наряду с менеджерами предприятия внешние акционеры, хотя первые имеют большее влияние на деятельность организации.
Сложившаяся структура владения акциями в ОАО "Большевик" в период с 1994 г. быстро изменилась. В частности, произошло:
- существенное сокращение доли работников – акционеров;
- рост доли менеджеров;
- рост доли внешних крупных акционеров – аутсайдеров;
- сокращение доли государства.
Таблица 7
Обзор основных корпоративных элементов, обеспечивающих защиту прав акционеров в ОАО "Большевик"
№ |
Элементы корпоративного управления |
Наличие |
1. |
Одна акция – один голос |
Есть |
2. |
Голосование по почте с помощью бюллетеней |
Есть |
3. |
Отсутствие блокировки акций перед собранием акционеров |
Есть |
4. |
Кумулятивное голосование[7] |
Есть |
5. |
Права меньшинства акционеров отменить решения менеджмента |
Нет |
6. |
Права меньшинства акционеров требовать выкупа акций по справедливой цене в случае крупных сделок, реорганизации или изменения устава акционерного общества |
Есть |
7. |
Процент акций для сбора чрезвычайного собрания акционеров (%) |
10 |
8. |
Обязательные дивиденды |
Нет |
2.6. Стратегическое управление
Стратегическое управление в ОАО "Большевик" строится на принципах стратегического планирования.
Стратегическое планирование на предприятии представляет собой систему составления бюджетов деятельности подразделений. Разработанная система позволяет учитывать максимальный объем информации внутреннего и внешнего происхождения, что обеспечивается участием всех подразделений в процессе составления планов.
Стратегическое планирование рассматривается как комплекс программ развития различных направлений деятельности компании в целом.
В системе планирования компании можно выделить четыре основных блока: программу стратегического развития на среднесрочную перспективу; стратегический план компании; бюджетную систему; комплекс бизнес-планов по проектам новых видов продуктов и направлений деятельности компании.
Принципиальная схема разработки стратегического плана компании включает в себя ряд основных звеньев. На основе анализа тенденции изменения ранка, а также на основе информации, получаемой от крупнейших потребителей продукции и поставщиков, анализа возможностей производства определяются темпы роста на 5 – летний план.
Прогнозные показатели и направления обсуждаются и согласовываются в дирекции компании. Стратегический план обсуждается правлением компании и утверждается советом директоров. Схема организации разработки бюджетов включает в себя следующие этапы и механизмы. Перед началом планового периода (в конце года) руководство компании определяет генеральные цели и задачи. С учетом определенных среднесрочных целей и задач каждое подразделение компании формирует бюджет на следующий год, причем начинает с сентября разрабатывать собственную смету для формирования расходной части бюджета компании. Важнейшим сегментом стратегического планирования является проектная работа и разработка бизнес-планов.
3. Предложения по совершенствованию управления акционерным обществом "Большевик"
Совершенствование контроля за использованием акционерного капитала
Действенность прямого контроля акционеров зависит прежде всего от структуры прав собственника и степени их защиты. В современной России необходимым, но вместе с тем недостаточным условием является наличие доминирующих акционеров или группы акционеров, имеющие схожие интересы. На то есть по меньшей мере две причины. Во-первых, контроль за действиями менеджмента сопряжен со значительными издержками. При высокой распыленности акционерного капитала вероятна ситуация, когда ни один из акционеров не желает заниматься контролем, поскольку, неся все сопряженные с ним издержки, получает лишь часть выгод пропорционально своей доле в акционерном капитале. Во-вторых, причиной, обуславливающей необходимость концентрации собственности, является слабая защита прав собственника, в первую очередь из-за несовершенства системы российских арбитражных судов.
С одной стороны, наличие группы доминирующих менеджеров на "Большевике" способствует повышению контроля за использованием акционерного капитала, а с другой, такая концентрация капитала в одних руках приводит к нарушению прав других акционеров и снижению эффективности деятельности предприятия.
Анализ финансового состояния показал, что предприятие имеет неустойчивое финансовое положение, что является следствием непрофессионального руководства.
Чтобы улучшить положение предприятия, необходимо принять следующие меры:
¶ ввести прямую ответственность должностных лиц, директоров и контролирующих акционеров за причинение ущерба самому акционерному обществу или акционерам (вплоть до уголовного преследования);
¶ принять в Уставе общества условия, обеспечивающие увольнение (отстранение) главных управляющих и даже конфискацию активов, принадлежащих главным управляющим, в случае нарушения ими правил корпоративного управления;
¶ запретить инсайдеровские сделки;
¶ квалификацию сделок с аффилированными лицами;
¶ расширить требования раскрытия информации и ответственности за содержание раскрываемой информации;
¶ регулировать "размывание" капитала (в том числе путем введения обязательного преимущественного права акционеров);
¶ ограничение "перекрестного" владения акциями.
Совершенствование организационной структуры
Произведем расчет количественных показателей, связанных с оценкой эффективности управления в рамках организационной структуры ОАО «Большевик». Расчет приведен в табл.8.
Таблица 8
Формальные количественные оценки организационной структуры
Наименование коэффициента |
Формула расчета |
Условные обозначения |
Структурный коэффициент централизации |
Ксц=Nцп/Nоп=9/16=0,563 |
Nцп – количество структурных подразделений, управляемых из единого центра; Nоп – общее количество структурных подразделений одного уровня |
Количественный коэффициент централизации |
Ккц=Nцч/Nоч=9/506=0,018 |
Nцч – численность работников подразделений, управляемых из единого центра; Nоч – общее численность работников |
Коэффициент централизации управления |
Кцу=Nуц/Nуо=9/90=0,100 |
Nуц – количество работников центрального управления; Nуо – общее количество работников |
Коэффициент структурной напряженности |
Ксн=N/d=16/17,79=0,899 |
N – общее число подразделений, находящихся в подчинении данному аппарату управления; d – удельный вес работников аппарата управления в процентах от общей численности работников |
С помощью таблицы, сформированной на актуальной статистической базе, можно оценить экономичность управления. Экономичность управления зависит от удельного веса работников аппарата управления в процентах от общей численности работников и от числа подразделений в организации.
ОАО «Большевик» имеет рациональную экономичность управления.
Однако в структуре управления ОАО "Большевик" следует предусмотреть наличие аудитора и ревизионной комиссии.
Совершенствование корпоративного управления в ОАО "Большевик"
Совет директоров должен управлять компанией с учетом интересов всех акционеров путем поиска возможного баланса. Однако в рассматриваемой организации, как и на других отечественных предприятиях, Совет директоров отстаивает интересы только крупного (обладающего контрольным пакетом) акционера, а также свои собственные. Решением Совета директоров об эмиссии акций "размывались" доли нежелательных акционеров в пользу крупных акционеров, появлялись новые акционеры, аффилированные к членам Совета директоров. Кроме того, Советом директоров осуществляется противодействие независимому аудиту финансовой деятельности акционерного общества, на котором настаивают неаффилированные акционеры. Поэтому в структуре управления "Большевика" нет аудитора и ревизионной комиссии.
Для разрешения этой проблемы акционерам компании на общем собрании следует голосовать за назначение аудитора, ревизионной комиссии, а также включение в состав Совета директоров так называемых независимых директоров – лиц, не связанных с компанией деловыми отношениями.
Заключение
В процессе выполнения курсовой работы были изучены теоретические основы корпоративного управления и проведено исследование деятельности действующей корпорации – ОАО "Большевик" г. Новосибирска.
Корпоративное управление представляет собой систему управленческих отношений между взаимодействующими хозяйствующими субъектами (в том числе руководящими и подчиненными) по поводу субординации и гармонизации их интересов, обеспечения синергии как их совместной деятельности, так и их взаимоотношений с внешними контрагентами (включая государственные органы) в достижении поставленных целей.
В связи с тем, что корпоративное управление – система противоречивых, конфликтных отношений, где пересекается множество интересов различных субъектов корпоративного управления, существует множество проблем этого управления. Одна из них – это проблема контроля использования акционерного капитала или проблема акционерной собственности, которая возникает в связи с её отделением от текущего управления.
Эта проблема стала причиной современного состояния ОАО "Большевик", его финансовой несостоятельности.
Доминирующим акционером в компании являются менеджеры. С одной стороны, это способствует повышению контроля за использованием капитала, а с другой стороны, такая концентрация капитала в одних руках приводит к нарушению прав других акционеров и снижению эффективности деятельности предприятия. Кроме того, в структуре управления компанией превалирующее положение имеет Совет директоров, гипертрофированное влияние которого на деятельность ОАО "Большевик" нарушает права и интересы других акционеров.
В связи с этим в работе были предложены некоторые общие рекомендации по улучшению положения предприятия и корпоративного управления в нем.
Список литературы
1. Акционерные общества в России. Словарь-справочник от А до Я. Руководителю. Бухгалтеру. Юристу. Акционеру / Сост. Захарьин В.Р. – М.: Дело и Сервис, 1998.
2. Васильев Д. Корпоративное управление в России: есть шанс для улучшений? // Инвестиции в России. – 2003. – №9.
3. Винслав Ю. Становление отечественного корпоративного управления: теория, практика, подходы к решению ключевых проблем // Российский экономический журнал. – 2004. - №2.
4. Голубков Д.Ю. Особенности корпоративного управления в России: инвестиционный кризис и практика оффшорных операций. – М.: Альпина, 2002.
5. Дагаев А. Деятельность приватизированных предприятий // Экономист. – 1997. - №11.
6. Макаревич Л. Корпоративному управлению, стратегическому планированию, маркетингу – системный подход // Общество и экономика. – 2004. - №7-8.
7. Мильнер Б.З. Теория организаций. – М.: ИНФРА-М, 2002.
8. Могилевский С.Д. Акционерные общества. – М.: Дело, 1998.
9. Муравьев А., Савулькин Л. Корпоративное управление и его влияние на поведение приватизированных предприятий // Вопросы экономики. – 1998. - №7.
10. Радыгин А. Корпоративное управление в России: ограничения и перспективы // Вопросы экономики. – 2002. – №1.
11. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. со 2-го изд. – М.: Дело, 1997.
12. Якутин Ю. Корпоративные структуры: вариант типологизации и принципы анализа эффективности // Российский экономический журнал. – 1998. - №4.
[1] Винслав Ю. Становление отечественного корпоративного управления: теория, практика, подходы к решению ключевых проблем // Российский экономический журнал. – 2001. - №2. – С.17-18
[2] Мильнер Б.З. Теория организаций. – М.: ИНФРА-М, 1999. – С.221
[3] Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. со 2-го изд. – М.: Дело, 1997. – С.125
[4] Якутин Ю. Корпоративные структуры: вариант типологизации и принципы анализа эффективности // Российский экономический журнал. – 1998. - №4. – С.30
[5] Мильнер Б.З. Теория организаций. – М.: ИНФРА-М, 1999. – С.202-203
[6] Винслав Ю. Становление отечественного корпоративного управления: теория, практика, подходы к решению ключевых проблем // Российский экономический журнал. – 2001. - №2. – С.19
[7] Кумулятивное голосование – голосование по выборам членов совета директоров (наблюдательного совета).