Министерство образования и науки Российской федерации

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Безопасность жизнедеятельности»

ВАРИАНТ № 8

Преподаватель: Барабаш Олег Евгеньевич.

Работа выполнена: Аришиной Т. В.

учетно-статистический факультет,

личное дело № 05убб03828,

3 курс, специальность бух. учет,

анализ и аудит.

Пенза – 2007

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . . . 3

1.     Характеристика аварий на радиационно-опасных объектах . . . . . . . . 7

2.     Опишите и проанализируйте 1-2 известных вам события, связанных с проявлением опасностей в сфере экологии. . . . . . . . . . .  . . . . . . . . . . 13

2.1       Экологическая катастрофа в Южной Корее . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

2.2       Разлив нефтепродуктов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

3.     Тесты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22

3.1       Тест №1. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

3.2       Тест №2. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

3.3       Тест №3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23

3.4        Тест№4 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26

Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30

Введение

Целью выполнения контрольной работы является изучение характеристик аварий на радиационно-опасных объектах, приобретение навыка анализа событий, связанных с проявлением опасности в сфере экологии. Для достижения этой цели необходимо сформировать понятие о том, что есть радиоактивность, радиоактивно-опасный объект, что считается аварией на радиоактивно-опасном объекте, разобрать характеристики аварий.

Радиоактивность - это самопроизвольное превращение (распад) атомных ядер некоторых химических элементов, приводящее к изменению их атомного номера и массового числа. Такие химические элементы называю радионуклидами. С экологической точки зрения все радионуклиды целесообразно разделить на естественные, присутствие которых на Земле не связано с деятельностью человека, и искусственные (техногенные).

Естественные радиоактивные вещества широко распространены в природе. Их излучение создаёт естественный радиационный фон внешнего облучения. Естественная радиоактивность почв обусловлена в основном содержанием в них урана, радия, тория и изотопа калия-40. Обычно в почвах они находятся в сильно рассеянном состоянии и распределяются относительно равномерно. При радиоактивном загрязнении природной среды соотношение между внешним облучением человека и внутренним - от потребления загрязненных продуктов питания - определяется конкретными особенностями ситуации. Внешнее облучение в большинстве ситуаций вносит основной вклад в дозу облучения человека в течение весьма короткого периода после загрязнения среды, поскольку преимущественно обусловлено излучением короткоживущих радионуклидов. Наличие долгоживущих радионуклидов цезия и стронция приводит к внутреннему облучению организма.

      В настоящее время на многих ОЭ, военных объектах, НЦ и т.д. используются радиоактивные вещества. Отдельные системы, блоки и устройства этих объектов преобразуют энергию делящихся ядер в электрическую и другие виды энергии. Ряд предприятий  использует радиоактивные вещества в технологических процессах или хранят их на своей территории. Все эти предприятия относятся к объектам с ядерными компонентами. Однако радиационно-опасными из них являются далеко не все.

       Радиационно-опасный объект (РОО) – это объект, на котором хранят, перерабатывают или транспортируют РВ, при аварии или разрушении которого может произойти облучение людей, с/х животных, растений, ОЭ и окружающей природной среды [2].

       К радиационно-опасным объектам (РОО) относятся:

·                         АЭС с водоводяными реакторами с водой под давлением (относятся Балаковская, Нововоронежская, Калининская, Кольская, Костромская, Ростовская АЭС);

·                          АЭС с водоводяными реакторами с водой кипящей;

·                          АЭС с графитовыми реакторами с водой кипящей;

·                          АЭС с реакторами на быстрых нейтронах (Курская, Ленинградская, Смоленская АЭС);

·                          АЭС с реакторами прочими (Белоярская, Южно-уральская АЭС);

·                          Атомные станции теплоснабжения и теплоэлектроцентрали с водо-водяными реакторами с водой кипящей (Воронежская, Горьковская, Томская, Хабаровская атомная станция теплоснабжения);

·                          Исследовательские ядерные реакторы;

·                          Заводы по производству ядерного топлива;

·                          Заводы по переработке и обогащению ядерного топлива;

·                          Заводы по обработке ядерных отходов;

·                          Урановые рудники;

·                          Склады радиоактивной руды, хранилища радиоактивных отходов, ядерных боеприпасов;

·                          Морские суда и подводные лодки с ядерными двигательными установками;

·                          Транспортные средства с радиоактивными грузами;

·                          Полигоны для испытаний ядерных боеприпасов, радиационно-опасная военная техника.

  Под аварией на РОО понимается выход из строя или повреждение отдельных узлов и механизмов объекта во время его эксплуатации, приводящей к радиоактивному заражению.

В условиях научно-технической революции значительно усложнились взаимоотношения человеческого общества с природой. Человек получил возможность влиять на ход естественных процессов. Добывая полезные ископаемые, он изымает вещества из почвы и грунта; загрязняя промышленными выбросами воздух, внедряя в его состав новые компоненты, забирая воду на орошение, осушая болота, меняет водный баланс; сжигая топливо, что ведет за собой выделение тепла, влияет на энергетический баланс планеты. Вопросы защиты естественных основ жизни от опасностей стали в последнее время узловыми, ключом к будущему. Причинами экологической опасности являются технологические и экологические кризисы, в которых оказались многие страны мира.

         Экологическая опасность – вероятность разрушения среды обитания человека, растений и животных в результате неконтролируемых развитий экономики, отставания технологий, естественных и антропогенных аварий и катастроф, вследствие чего нарушается приспособленность живых систем к условиям существования.

Проблемы экологической опасности не безразличны для населения России. Повсеместно создаются общественные организации и объединения, деятельность которых направлена на выявление проблем экологической безопасности, охраны среды и здоровья людей; на распространение достоверной информации о состоянии природной среды и здоровья населения РФ; на проведение общественной экологической экспертизы и оценку экологического риска; защиту прав и интересов граждан, общественный контроль за соблюдением законодательства в области природопользования. От правительства требуется принятие решений для оптимального природопользования. Эти организации имеют связи с международными организациями, фондами,  которые работают в области защиты окружающей среды.

Однако основным и наиболее комплексным универсальным инструментом призвано быть государство. При разработке Концепции и обсуждении важнейших вопросов на Совете Безопасности РФ определено, что компонент «экологическая безопасность» входит в структуру национальной безопасности государства, общества и отдельной личности человека.

.

Характеристика аварий на радиационно-опасных объектах

Для классификации аварий на радиационно-опасных объектах существует несколько подходов. Это обусловлено тем, что подобные аварии отличаются большим разнообразием присущих им признаков, а также объектов, на которых они могут происходить. В большинстве случаев аварии, сопровождающиеся выбросами радиоактивных веществ и формированием радиационных полей, классифицируют применительно к АЭС. В зависимости от характера и масштабов повреждений и разрушений аварии на  радиационно-опасных объектах подразделяют на проектные, проектные с наибольшими последствиями (максимально проектные) и запроектные (гипотетические)[3,4]. Под проектной аварией понимается авария, для которой определены в проекте исходные события аварийных процессов, характерных для того или иного объекта (типа ЯР) или другого радиационно-опасного узла, конечные состояния (контролируемые состояния элементов и систем после аварии), а также предусмотрены системы безопасности, обеспечивающие ограничение последствий аварий установленными пределами. Максимально проектные аварии характеризуются наиболее тяжелыми исходными событиями, обусловливающими возникновение аварийного процесса на данном объекте. Эти события приводят к максимально возможным в рамках установленных проектных пределов радиационным последствиям. Под запроектной (гипотетической) аварией понимается такая авария, которая вызывается не учитываемыми для проектных аварий исходными событиями и сопровождается дополнительными по сравнению с проектными авариями отказами систем безопасности. В радиационной аварии различают четыре фазы развития: начальную, раннюю, промежуточную и позднюю (восстановительную). Начальная фаза аварии является периодом времени, предшествующим началу выброса (сброса) радиоактивности в окружающую среду или периодом обнаружения возможности облучения населения за пределами санитарно-защитной зоны предприятия. В отдельных случаях подобная фаза может не существовать вследствие своей быстротечности. Ранняя фаза аварии (фаза "острого" облучения) является периодом собственно выброса радиоактивных веществ в окружающую среду или периодом формирования радиационной обстановки непосредственно под влиянием выброса (сброса) в местах проживания или нахождения населения. Продолжительность этого периода может быть от нескольких минут до нескольких часов в случае разового выброса (сброса) и до нескольких суток в случае продолжительного выброса (сброса). Для удобства в прогнозах продолжительность ранней фазы аварии в случае разовых выбросов (сбросов) целесообразно принимать равной 1 суткам. Промежуточная фаза аварии охватывает период, в течение которого нет дополнительного поступления радиоактивности из источника выброса в окружающую среду и в течение которого принимаются решения о введении или продолжении ранее принятых мер радиационной защиты на основе проведенных измерений уровней содержания радиоактивных веществ в окружающей среде и вытекающих из них оценок доз внешнего и внутреннего облучения населения. Промежуточная фаза начинается с нескольких первых часов с момента выброса (сброса) и длится до нескольких суток, недель и больше. Для разовых выбросов (сбросов) протяженность промежуточной фазы прогнозируют равной 7-10 суток. Поздняя фаза (фаза восстановления) характеризуется периодом возврата к условиям нормальной жизнедеятельности населения и может длиться от нескольких недель до нескольких лет в зависимости от мощности и радионуклидного состава выброса, характеристик и размеров загрязненного района, эффективности мер радиационной защиты. В зависимости от границ зон распространения радиоактивных веществ и радиационных последствий потенциальные аварии на АЭС делятся на 6 типов [3]. Локальная авария. Радиационные последствия аварии ограничиваются пределами объекта. При этом возможно облучение персонала и загрязнение зданий и сооружений, находящихся на территории АЭС, выше уровней, установленных для нормальной эксплуатации. Местная авария. Радиационные последствия аварии ограничиваются пределами пристанционного поселка и населенных пунктов в районе расположения АЭС. При этом возможно облучение персонала и населения выше уровней, установленных для нормальной эксплуатации. Территориальная авария. Радиационные последствия аварии ограничиваются пределами субъекта Российской Федерации, на территории которого расположена АЭС, и включают, как правило, две и более административно-территориальные единицы субъекта. При этом возможно облучение персонала и населения нескольких административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации выше уровней, установленных для нормальной эксплуатации. Региональная авария. Радиационные последствия аварии ограничиваются пределами двух и более субъектов Российской Федерации и приводят к облучению населения и загрязнению окружающей среды выше уровней, установленных для нормальной эксплуатации. Если при региональной аварии количество людей, получивших дозу облучения выше уровней, установленных для нормальной эксплуатации, может превысить 500 человек, или количество людей, у которых могут быть нарушены условия жизнедеятельности, превысит 1000 человек, или материальный ущерб от аварии превысит 5 млн. минимальных размеров оплаты труда, то такая авария будет федеральной. Трансграничная авария. Радиационные последствия аварии выходят за территорию Российской Федерации либо данная авария произошла за рубежом и затрагивает территорию Российской Федерации. Радиоактивное загрязнение окружающей среды является наиболее важным экологическим последствием радиационных аварий с выбросами радионуклидов, основным фактором, оказывающим влияние на состояние здоровья и условия жизнедеятельности людей на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению. Степень опасности радиоактивно загрязненных поверхностей определяется радионуклидным составом загрязнений, плотностью загрязнений, характером загрязненных поверхностей, временем, прошедшим после загрязнения, и некоторыми другими характерными для соответствующего загрязнения причинами. Наиболее характерные особенности имеет радиоактивное загрязнение вследствие аварий ядерных реакторов различного характера. В соответствии с удельным весом в составе выбросов биологически наиболее значимых радионуклидов при аварии ядерных реакторов в развитии радиационной обстановки выделяют, как правило, два основных периода: "йодовой опасности", продолжительностью до 2-х месяцев, и "цезиевой опасности", которые продолжается многие годы. В "йодном периоде", кроме внешнего облучения (до 45% дозы за первый год), основные проблемы связаны с молоком и листовыми овощами - главными "поставщиками" радионуклида йода внутрь организма. "Цезиевый период", наступающий по прошествии 10 периодов полураспада 131J, является периодом, когда цезий определяет основную причину радиационного воздействия на население и окружающую среду. На первом этапе радиационное воздействие на людей складывается из внешнего и внутреннего облучений, обусловленных соответственно радиоактивными облучениями от загрязненных радионуклидами объектов окружающей среды и вдыханием радионуклидов с загрязненным воздухом, на втором этапе - облучением от загрязненных радионуклидами объектов окружающей среды и введением их в организм человека с потребляемой пищей и водой, а в дальнейшем - в основном за счет употребления населением загрязненных продуктов питания. Принято считать, что 85 % суммарной прогнозируемой дозы облучения на последующие 50 лет после аварии составляет доза внутреннего облучения, обусловленного потреблением продуктов питания, которые выращены на загрязненной территории, и лишь 15 % падает на дозу внешнего облучения. Радиоактивное загрязнение водоемов, как правило, представляет опасность лишь в первые месяцы после аварии. Приоритетной целью ликвидации последствий радиационных  аварий (ЛПА) является обеспечение требуемого уровня мер защиты населения. Принятие решений по ликвидации последствий аварий зависит от целей и задач, определяемых каждой конкретной стадией работ.

На ранней стадии решаются следующие задачи ЛПА: локализация источника аварии, т.е. прекращение выброса радиоактивных веществ в окружающую среду; выявление и оценка складывающейся радиационной обстановки; снижение миграции первичного загрязнения на менее загрязненные или незагрязненные участки, путем локализации или удаления загрязненных фрагментов технологического оборудования, зданий и сооружений, просыпей и проливов радиоактивных веществ; создание временных площадок складирования радиоактивных отходов. Характерной особенностью ранней стадии аварии является высокая вероятность возникновения вторичных загрязнений за счет переноса нефиксированных, первично выпавших радиоактивных веществ на менее загрязненные или незагрязненные поверхности. С течением времени происходит увеличение прочности фиксации загрязнения на поверхностях, приводящее к необходимости применения более сложных и дорогостоящих методов его ликвидации, увеличению объемов образующихся радиоактивных отходов, продолжительности и стоимости работ по обеспечению требуемого уровня защиты населения. Поэтому эффективность и оперативность принятия решений по ликвидации выявленных нефиксированных загрязнений на ранней фазе имеет первостепенное значение. Эти решения надо прежде всего принимать по наиболее критическим объектам загрязнения. На промежуточной стадии решаются следующие задачи ЛПА: стабилизация радиационной обстановки и обеспечение перехода к плановым работам по ЛПА; организация постоянного контроля радиационной обстановки; принятие решения о методах и технических средствах ЛПА; проведение плановых мероприятий по ЛПА до достижения установленных контрольных уровней радиоактивного загрязнения; создание временной или стационарной системы безопасного обращения с радиоактивными отходами (локализация и ликвидация объектов первичного и вторичного загрязнений, удаление образующихся радиоактивных отходов на временные или стационарные площадки и т.д.); обеспечение требуемого уровня мер защиты населения, проживающего на загрязненных территориях. На этой стадии производится уточнение и детализация данных инженерной и радиационной обстановки, зонирование территорий по видам и уровням излучений и реализация мероприятий, необходимых и достаточных для обеспечения заданного уровня мер защиты населения. В этот период на поверхностях объектов радионуклиды находятся в нефиксированных или слабо фиксированных формах. Методы ЛПА на этой фазе должны исключить возможность возникновения вторичных загрязнений, предотвратить процесс фиксации радиоактивных веществ на поверхности и проникновение их вглубь объема и, как следствие, снизить уровень требований к необходимым мерам защиты населения. На поздней стадии решаются следующие задачи ЛПА: завершение плановых работ по ЛПА и доведение радиоактивного загрязнения до предусмотренных Нормами радиационной безопасности уровней; ликвидация временных площадок складирования радиоактивных отходов или организация радиационного контроля безопасности хранения на весь период потенциальной опасности; обеспечение проживания населения без соблюдения мер защиты. Работы на поздней стадии ЛПА наиболее трудоемки и продолжительны. Радионуклиды, определяющие радиационную обстановку на загрязненных объектах, в этот период находятся преимущественно в фиксированных и трудно удаляемых известными методами дезактивации формах. Выбор наиболее эффективных методов может быть сделан только по данным детальных исследований нуклидного состава и физико-химических форм радиоактивного загрязнения. Основными принципами планирования работ по локализации загрязнений и ликвидации последствий аварии являются следующие: оценка состава и основных форм нахождения радионуклидов загрязнения; учет свойств основных типовых поверхностей территории и объектов; оценка предполагаемого характера (прочности) фиксации радиоактивного загрязнения на различных поверхностях; определение приоритетов (очередности) проведения работ по локализации и ликвидации загрязнений на различных объектах (участках) в зависимости от их влияния на формирование радиационной обстановки; выбор наиболее эффективного и реально осуществимого способа локализации и ликвидации радиоактивного загрязнения объектов исходя из возможности имеющихся в распоряжении сил и технических средств.

Практические ситуации

2.1 Экологическая катастрофа в Южной Корее

Нефть, вылившаяся из танкера в Желтом море, достигла побережья Южной Кореи. Местные жители говорят, что берег покрыт слоем нефти. Катастрофа угрожает рыбному промыслу.

В пятницу при столкновении танкера с грузовым судном в море попало свыше 10 тысяч тонн нефти. Фото: Chung Sung-Jun/Getty Images

 

Десятки кораблей береговой охраны стянуты в район бедствия, чтобы попытаться минимизировать ущерб. В пятницу при столкновении танкера с грузовым судном в море попало свыше 10 тысяч тонн нефти, сообщает Радио Свобода.

По данным властей Южной Кореи, стоявшее на якоре судно получило три пробоины в результате столкновения с баржей, сорвавшейся с буксировочных тросов. Сразу же была начата экстренная операция по предотвращению последствий происшедшего. Власти направили в район инцидента 28 кораблей и специальных судов.

Танкер доставлял в Южную Корею нефть с Ближнего Востока. Груз предназначался для одной из южнокорейских компаний, передает телеканал EuroNews.

Корейские специалисты прогнозируют, что ущерб от нефти, вылившейся из потерпевшего накануне аварию в Желтом море танкера "Hebei Spirit", может составить несколько сотен миллионов долларов, сообщает РИА "Новости" со ссылкой на агентство Киодо цусин.

Президент Южной Кореи Но Му Хен дал указание привлечь большие людские ресурсы и технические средства, чтобы не допустить усугубления ситуации и увеличения ущерба. К работе привлечены морская полиция, силы ВМФ Южной Кореи, активную помощь оказывают местные рыбаки.

По границе пятна устанавливают специальные боны, которые должны сдерживать распространение нефти, а в месте разлива разбрызгивают реагенты, однако остановить расползание пятна мешают высокие волны и сильный ветер.

Предыдущий случай масштабного разлива нефти у берегов Южной Кореи был зарегистрирован в 1995 году. Тогда в результате аварии танкера "Sea Prince" на южное побережье страны было выброшено 5 тысяч тонн нефти, а ущерб составил почти 100 миллионов долларов. Еще около 27 миллионов долларов были потрачены на устранение последствий катастрофы, по информации NEWSru.ua.

Дата: 12-12-2007 Материал подготовила Наталья Карпенко. Великая Эпоха

Великая Эпоха ( The Epoch Times ) - международный информационный проект: www.epochtimes.ru [7].

Разбор события

1)                    Место и время события. Столкновение танкера с грузовым судном, повлекшее за собой попадание в море 10 тыс. тонн нефти произошло в пятницу , 7 декабря, 6.35 в Желтом море.

2)                    Участники события. Всего в событии было задействовано 64 человека, из них никто не пострадал. Количество свидетелей – 38, из них косвенных 29, прямых 9. Лица при исполнении своих обязанностей, допустивших нарушение – 4.

3)                    Результат событий. В результате столкновения в море попало 10 тысяч тонн нефти.  Катастрофа привела к загрязнению 20 км. пляжей. Экологи считаю, что  катастрофа угрожает рыбному промыслу. Ущерб составил около 250 мил. долларов.  Четыре  представителя судна, буксировавшего баржу,  получили по 2 года условно.

4)                    Хронология событий.

30 ноября, 12.30 (по местному времени) - Танкер "Hebei Spirit", груженный нефтью,  отошел от берегов Ближнего Востока.

6 декабря, 22.33 танкер вошел в Желтое море.

7 декабря, 05.10 – танкер вошёл в залив, встал на якорь

7 декабря, 05.20 – над заливом образовался плотный туман

7 декабря, 05.40 – помощник капитана  судна, буксировавшего баржу, предложил сбавить скорость из-за плохой видимости и обратил внимание на скрежет тросов.

7 декабря, 05.42 – капитан судна игнорировал эти предложения и велел идти на прежней скорости.

7 декабря, 06.24 – члены экипажа танкера увидели объект, приближающийся к ним.

7 декабря, 06.26 –  капитан танкера передал сообщение капитану судна, буксировавшего баржу, что баржа откланяется от курса судна.

7 декабря, 06.28 – капитан судна обнаруживает,  что баржа сорвалась с тросов и движется по направлению к танкеру.

7 декабря, 06.32 -  капитаном танкера предпринимается попытка избежать столкновения

7 декабря, 06. 35 –  баржа, сорвавшаяся с тросов, задевает  танкер.

7 декабря, 06.42 – обнаружены три  пробоины, и началась утечка нефти

7 декабря, 06.43 – сообщение о происшествии отправлено береговой охране

7 декабря, 07.50 – началась эвакуация членов экипажа

7 декабря, 07.54 – на место бедствия прибывают десятки кораблей береговой охраны.

7 декабря, 22.35 – количество разлившейся нефти достигает 10 тысяч тонн .

7 декабря, 22.39 – о происшествии доложено экологам

8 декабря, 05.47 – привлечены большие людские ресурсы и технические средства, чтобы не допустить усугубления ситуации и увеличения ущерба. К работе привлечены морская полиция, силы ВМФ Южной Кореи, активную помощь оказывают местные рыбаки.

5)                    Степень риска события.

0% - в связи с тем, что пострадавших нет

2 балла - Не смотря на то, что при аварии никто не пострадал, степень риска события оценивается в 2 балла, так как состояние экологии непосредственно влияет на жизнедеятельность человека.

6)                    Меры противодействия событию.

Организационные меры: местные власти и береговая охрана должны своевременно информировать о происшествиях экологов, не скрывать масштабы происшествия.

Технические меры: усилить буксировочные тросы, укрепить крепление.

Экономические меры: ввести штрафные санкции для лиц при исполнении своих обязанностей, допустивших нарушение, приведшее к нарушению экологического равновесия.

7)                    Рекомендации: во избежании повторения инцидента властям необходимо выполнить технические и организационные меры противодействия событию, а так же частично ограничить судоходство при плохих погодных условиях.

2.2 Разлив нефтепродуктов.

ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО

В Якутии на месте разлива нефти обнаружены трупы птиц

Версия для печати

Версия для печати

01.06.2007 15:00  |  видео |  фото |  

ЯКУТСК, 1 июня (Корр. АНН Андрей Верхотуров). Правоохранительные органы Якутии расследуют причины разлива нефтепродуктов на технологической территории, расположенной в 8 километрах от поселка Таас-Юрях. Как сообщили в пятницу корреспонденту Агентства национальных новостей в Министерстве охраны природы Якутии, аварийный разлив нефтепродуктов произошел 22 мая на технологической территории, принадлежащей ООО «ТЮНГД». На следующий день оперативно созданная из компетентных специалистов комиссия Министерства охраны природы республики провела внеплановую проверку.

По результатам проверки был составлен соответствующий акт. Согласно этому документу, общая площадь загрязнения (предположительно – мазутом) составляет 4268 квадратных метров. Основная масса разлитого нефтепродукта сейчас находится внутри обвалования технологической территории. За пределами обвалования на грунтовой дороге обнаружено нефтяное пятно площадью 38 квадратных метров.

Окончательно уточненные данные об истинных объемах аварийного разлива будут получены только после обработки отобранных проб. По предварительным данным, разлито 1142 кубических метров.

В Министерстве охраны природы отмечают, что на месте аварии уже обнаружены десятки мертвых птиц, в том числе - утки. Несколько безжизненных туш пернатых найдены также за пределами загрязненного участка.

Приказом министра охраны природы республики Владимира Григорьева для координации работ по ликвидации последствий аварии в Мирнинский район в срочную командировку направлен представитель министерства.

Совместно с местными правоохранительными органами проводится расследование причин аварийного разлива, установление владельца емкостей для нефтепродуктов и определение ущерба окружающей среде [4].

Разбор события

1)                    Место и время события. Разлив нефтепродуктов произошёл в Якутии в 8 километрах от посёлка Таас-Юрях на технологической территории, принадлежащей ООО «ТЮНГ», 22 мая около 6 часов вечера (17.20).

2)                    Участники события. В событии было задействовано 2 человека (Гусько В.А., Манинков М.П.), являющиеся виновниками происшествия. Гусько В.А. получил перелом руки, Манинков М.П отделался испугом. Лицо при исполнении своих обязанностей, допустившее нарушение – 1(Потапенко С.Я).

3)                    Результаты событий. В результате аварии нанесён значительный ущерб окружающей среде, а так же материальный ущерб в размере 3 млн руб. В результате проведения расследования и постановления суда виновникам был вынесен следующий приговор: Гусько В.А. – лишение водительских прав и штраф в размере 5 минимальных оплат труда, Потапенко С.Я. – 2 года условно, штраф в размере 12 минимальных оплат труда.

4)                    Хронология событий. В результате признательных показаний виновников события и лиц при исполнении своих обязанностей, допустивших нарушение, следствием было установлена следующая хронология событий:

28 февраля – директор ООО «ТЮНГ» Потапенко С.Я. получил распоряжение о необходимости проведения ремонтных работ на нефтепроводе, проходящем на технологической территории.

1 марта – бригада рабочих начала ремонтные работы на этом участке нефтепровода.

5 марта – из-за недостатка финансирования работы были прекращены.

22 мая, 9.05 – отдел закупок ООО «ТЮНГ» связался с поставщиками и договорился о поставке дополнительной партии товара.

22 мая, 15.20 – начался сильный ливень.

22 мая, 17.10 – гружёная товаром автомашина ООО «ТЮНГ». въехала на технологическую территорию  ООО «ТЮНГ».

22 мая, 17.12 – завязалась ссора  между водителем ООО «ТЮНГ» Гусько В.А, находившимся в алкогольном опьянении, и его другом Манинковым М.П.

22 мая, 17.15 – Гусько В.А. из-за разгорающейся ссоры перстал следить за дорогой.

22 мая, 17.18.25 - машину занесло резко влево.

22 мая, 17.18.38 – Гусько В.А. произвёл попытку вернуть автомашину на первоначальную траекторию движения.

22 мая, 17.19.10 – из-за намокшей дороги машина полностью теряет управление.

22 мая, 17.19.50 – автомашина врезается в нефтепровод.

22 мая, 17.20.02 – не смотря на малую силу удара, происходит разрыв нефтепровода, так как из-за недостатка финансирования он не был доремонтирован (отмечалось ранее).

22 мая, 17.21 – придя в себя от испуга и проверив автомашину Гусько В.А. и Манинковым М.П. продолжают движение, забыв о ссоре.

22 мая, 17.23 – началась утечка нефти из повреждённого нефтепровода

22 мая, 17.25 - Гусько В.А. и Манинковым М.П. пребывают в ООО «ТЮНГ» и докладывают о происшествии.

22 мая, 17.28 - Потапенко С.Я. принимает решение скрыть данное происшествие, справившись своими силами.

22 мая, 17.40 - Гусько В.А. и Манинковым М.П покидают территорию ООО «ТЮНГ».

22 мая, 20.08 – площадь разлива нефти достигает 2875 кв. м.

22 мая, 22.45 - комиссия Министерства охраны природы республики узнаёт о происшествии.

22 мая, 22.52 - площадь разлива нефти достигает 3856 кв. м., Потапенко С.Я. осознаёт, что аварию скрыть не удастся.

23 мая, 09.27 - оперативно созданная из компетентных специалистов комиссия Министерства охраны природы республики провела внеплановую проверку.

5)                    Степень риска события:

50% - так как из 2 участников 1 получил травмы

3 балла – нанесён значительный урон окружающей среде, в результате аварии мог произойти взрыв, в следствии чего могли быть жертвы.

6)                    Меры противодействия событию.

Организационные меры: вождение машины в алкогольном опьянении не допустимо; своевременно информировать соответствующие службы о происшествиях; не утаивать информацию, влекущую негативные последствия для окружающей среды и для человека.

Технические меры: проводить ремонтные работы своевременно и в полном объёме, располагать линию нефтепровода вдали от проезжей дороги.

Экономические меры: ввести штрафные санкции для лиц, утаивающих информацию, которая может привести к ухудшению экологической ситуации; своевременно финансировать ремонтные работы.

7)                    Рекомендации: во избежание повторения инцидента необходимо контролировать и не допускать, чтобы подчинённые водили служебные автомобили в состоянии алкогольного опьянения, а так же выполнить технические и экономические (своевременно финансировать ремонтные работы) меры противодействия событию.

Тесты.

Тест 1. Минимальный расход воздуха в час на одного работающего в помещении бухгалтерии, где рабочие места оснащены компьютерами и трудится 5 человек, должен составлять:

1.                     55 м

2.                     30-40 м

3.                     45 м

4.                     70 м

Укажите регламентирующий документ.

ГОСТ 12.1.005-88* ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны [6].

Тест 2. По современным представлениям науки биосфера, это:

1.                     Атмосфера и гидросфера

2.                     Часть атмосферы, гидросферы, литосферы

3.                     Атмосфера, гидросфера, литосфера и абиосфера

4.                     Совокупность экосистем

Дайте определение ноосферы.

Биосфера - область существования и функционирования ныне живущих организмов, охватывающая нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу, поверхность суши и верхние слои литосферы. Не смотря на то, что абиосфера является частью литосферы, она не включается в состав биосферы т.к.  абиосфера – это слои литосферы, не испытывающие и ранее никогда не подвергавшиеся какому бы ни было влиянию живых организмов или биогенных веществ.

Ноосфера - часть планеты и околопланетного пространства, которая несет на себе печать разумной деятельности человека.

Ноосфера - высшая стадия развития биосферы, связанная с возникновением и становлением в ней цивилизованного человечества, когда его разумная деятельность становится главным определяющим фактором целесообразного развития.

Тест 3. Источниками инфразвука могут быть:

1.                     Голоса людей

2.                     Гром

3.                     Орудийные выстрелы

4.                     Рок-музыка

5.                     Землетрясения

6.                     Море

7.                     Лес

8.                     Атмосфера

9.                     Холодильные агрегаты

Поясните ответ, приведите примеры источников инфразвука, с которыми Вы контактируете, укажите на возможные меры защиты от вредного влияния.

Инфразвук (от лат. infra — ниже, под) — упругие волны, аналогичные звуковым, но с частотами ниже области слышимых человеком частот.

      Источниками инфразвука являются газовые разряды, ветер, колебания земной коры (землетрясения)  и поверхности моря. Инфразвуки содержатся в шуме атмосферы, леса и моря; их источник - турбулентность атмосферы и ветер (например, так называемый "голос моря" - инфразвуковые колебания, образующиеся от завихрений ветра на гребнях морских волн). Источником инфразвуковых колебаний являются грозовые разряды (гром), а также взрывы и орудийные выстрелы. К основным техногенным источникам инфразвука относится мощное оборудование — станки, котельные, транспорт,  двигатели внутреннего сгорания, реактивные двигатели, вентиляторы, поршневые компрессоры; машины, работающие с числом работающих циклов менее 20 в секунду.

Современная рок-музыка обязана своим происхождением традиционной африканской “музыке”. Эта, так называемая “музыка”, ни что иное, как элемент ритуальных действий африканских шаманов или коллективных ритуальных действий племени. Большинство мелодий и ритмов рок-музыки взяты непостредственно из практики африканских шаманов. Таким образом, воздействие рок-музыки на слушателя основано на том, что он вводится в состояние, похожее на то, которое переживает шаман во время ритуальных действий. “Сила рока заключена в прерывистых пульсациях, ритмах, вызывающих биопсихическую реакцию организма, способную повлиять на функционирование различных органов. Если ритм кратен полутора ударам в секунду и сопровождается мощным давлением инфразвуковых частот, то способен вызвать у человека экстаз. При ритме же равном двум ударам в секунду, и на тех же частотах, слушающий впадает в танцевальный транс, который сходен наркотическому. Таким образом, и рок-музыка может являться источником инфразвука.

Таким образом, нас окружает множество источников инфразвука, с которыми мы сталкиваемся ежедневно. Это и гром, и шум транспорта, и рок музыка, и многое, многое другое. Однако инфразвук не безобиден для нашего здоровья, поэтому необходимо осуществлять мероприятия по борьбе с инфазвуком.

Мероприятия по борьбе с инфразвуком: повышение быстроходности машин, что обеспечивает перевод максимума излучения в область слышимых частот; повышение жесткости конструкций; устранение низкочастотных вибраций; установка глушителей реактивного типа (резонансных, камерных).

Тест 4. Единая государственная система предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций организационно состоит из:

1.                     Территориальных и функциональных подсистем

2.                     Региональных и городских подсистем

3.                     Объектовых подсистем

4.                     Федеральных и местных подсистем

Дайте ответ и поясните его.

РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем РСЧС определяются положениями об этих подсистемах, утверждаемыми соответствующими органами государственной власти субъектов РФ.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти  для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.

Заключение

  Аварии на таких объектах могут вызвать выброс радиоактивных веществ в окружающую среду и поражение людей и животных. Поэтому при радиационных авариях должен осуществляться комплекс мер, направленных на защиту населения. В его рамках, как правило, осуществляются следующие мероприятия:   

     — ограничение пребывания людей на открытой местности путем временного укрытия их в убежищах и домах с герметизацией жилых и служебных помещений;   

     — проведение йодной профилактики;   

     — эвакуация населения при высоких уровнях радиации и невозможности выполнить соответствующий режим радиационной защиты;   

     — исключение или ограничение потребления тех или иных пищевых продуктов;   

     — проведение санитарной обработки с последующим дозиметрическим контролем;   

     — защита органов дыхания и кожи индивидуальными средствами защиты;   

     — перевод сельскохозяйственных животных на незараженные пастбища или фуражные корма;   

     — дезактивация загрязненной местности;   

     — соблюдение населением правил личной гигиены.   

     Люди, проживающие на местности, загрязненной радиоактивными веществами, должны соблюдать специальный режим поведения, обеспечивающий их безопасность. Основные мероприятия этого режима заключаются в следующем:   

     — принимать пищу можно только в закрытых помещениях;   

     — ограничить пребывание на открытом воздухе;   

     — не употреблять в пищу рыбу и раков из местных водоемов;   

     — заготавливать и употреблять местные сельскохозяйственные продукты, дикорастущие ягоды, грибы и травы только после разрешения специалистов;   

     — уборку помещений проводить влажным способом, мусор и использованную ветошь складывать в специальную емкость для последующего захоронения.

Чрезвычайные ситуации, связанные с радиационно-опасными объектами, радиоактивными веществами и отходами, источниками ионизирующих излучений и имеющие долговременные негативные последствия, представляют серьезную угрозу национальной безопасности, социально-экономическому развитию Российской Федерации.

 Для достижения последовательного снижения до приемлемого уровня техногенного воздействия на население и окружающую среду необходимо обеспечить концентрацию усилий и ресурсов на следующих приоритетных направлениях:

·                          совершенствование государственного управления и координации работ в области ядерной и радиационной безопасности, в первую очередь государственной системы обеспечения радиационной безопасности Российской Федерации, осуществляемое с учетом международной практики;

·                          усиление защиты радиационно-опасных объектов от вредного влияния техногенных, природных факторов и террористических проявлений, повышение защищенности населения и окружающей среды от воздействия неблагоприятных факторов, связанных с использованием атомной энергии, и природных источников ионизирующих излучений;

·                          реабилитация территорий Российской Федерации, на которых сложилась неблагополучная радиационная обстановка;

·                          проведение радиационно-эпидемиологических исследований для оценки состояния здоровья лиц, подвергшихся радиационному воздействию;

·                          совершенствование медицинского обеспечения и системы реабилитации персонала радиационно-опасных объектов и населения;

·                          повышение эффективности международного сотрудничества в области ядерной и радиационной безопасности.

Для решения задач по совершенствованию государственного управления, координации и контроля в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности необходимо:

1) разработать проекты федеральных законов о радиационной безопасности, об обращении с радиоактивными отходами и внести их в установленном порядке на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

2) обеспечить развитие государственной системы радиационной безопасности, в первую очередь в части, касающейся совершенствования ее структуры и уточнения задач, обеспечения иерархической подчиненности и взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения радиационной безопасности;

3) добиться выделения необходимых для обеспечения радиационной безопасности бюджетных средств и их рационального использования;

4) усилить контроль на таможенной границе Российской Федерации за транспортировкой радиоактивных веществ и изделий на их основе;

5) провести инвентаризацию радиационно-опасных объектов и материалов (включая выведенные из эксплуатации);

6) обеспечить совершенствование и развитие:

- системы гарантированного государственного страхования и социальной защиты граждан, профессиональная деятельность или условия проживания которых связаны с повышенным радиационным воздействием, а также граждан, подвергшихся сверхнормативному радиационному воздействию по вине государства;

- системы страхования радиационных рисков;

- единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации;

- единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения населения и персонала радиационно-опасных объектов;

7) установить административно-правовой статус зон безопасности вокруг радиационно-опасных объектов с учетом необходимости повышения их защищенности в условиях усиления террористических угроз;

8) обеспечить поддержание необходимого уровня готовности сил и средств для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также террористических актов на радиационно-опасных объектах;

9) обеспечить социальную защищенность лиц, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, в том числе совершенствовать механизмы дополнительного экономического стимулирования и социальной защиты персонала радиационно-опасных объектов, включая персонал, обеспечивающий защиту и охрану этих объектов, а также медицинский персонал, входящий в формирования повышенной готовности;

10) обеспечить государственный контроль за транспортировкой радиационно-опасных объектов и материалов на территории Российской Федерации, включая непрерывный автоматизированный мониторинг их местоположения и состояния в процессе транспортировки.

Литература

1.                     Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / Под ред. Шлендер П.Э., Маслова В.М., - М.: Вузовский учебник, 2003.

2.                     Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие / Под ред. Ю.Н.Сычёва, - М.: Москва «Финансы и статистика», 2007.

3.                     Оценка риска и управление техногенной безопасностью / Под ред. Владимиров В.А.,Измалков В.И., Измалков А.В.. М.: Деловой экспресс, 2002.

4.                     Правила и нормы в атомной энергетике (ОПБ-88) Т-1-011-89, М.: Энергоатомиздат. 1990.

5.                     www.annews.ru

6.                     www.skonline.ru

7.                     www.rsoft.ru

8.                     www.epochtimes.ru.