Содержание

Введение. 3

1. Развитие системы образования в России. 4

2. Проблемы и направления развития образования в России. 6

2.1. Проблемы образования. 6

2.2. Направления развития образования в России. 9

Заключение. 11

Список литературы.. 12

 

Введение

Образование – автономная система, имеющая относительную самостоятельность, способная оказывать активное воздействие на функционирование и развитие общества. Как отрасль социальной сферы образование – это процесс и результат, система учреждений и государственная политика в области получения гарантированного Конституцией образования. Образование – неотъемлемая и важная сфера человеческой деятельности. В процессе получения образования непосредственно одновременно участвуют около миллиарда учащихся и пятидесяти миллионов педагогов. Являясь фактором социально-экономического прогресса, образование не может не входить в поле зрения политики государства. Человек как субъект процесса, выступая производительной силой в общественном производстве, должен по своим качествам соответствовать уровню современного социально-экономического развития государства, в котором живет и трудится.

От уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а следовательно, и состояние экономики общества. Образование выступает фактором воспроизводства социально-профессиональной структуры общества. Система образования формирует гражданина, тем самым воздействует на политическую сферу общественной жизни. Образование через культурно-воспитательную функцию влияет на духовную жизнь общества.

Цель работы – рассмотреть социальную политику в сфере в области образования.

Задачи работы – рассмотреть сущность реформирования и модернизации образования как отрасли социальной сферы; проанализировать проблемы и направления развития образования в России.

1. Развитие системы образования в России

Рассмотрим развитие системы образования в России с начала 90-х годов. По данным Госкомстата РФ, основанных на результатах Всероссийской переписи населения 2002 г., порядка 109,4 млн. человек в России в возрасте 15 лет и более имеют образование основное общее и выше, что составляет 90,2% этой возрастной группы. По сравнению с 1989 г. число лиц с указанным уровнем образования увеличилось на 18,3 млн. человек, или на 20%. При этом из группы населения в возрасте 15 лет и более 71,4 млн. человек (59%) имеют профессиональное образование (высшее, среднее и начальное).

Всего с 1989 г. по 2002 г. число специалистов с высшим образованием увеличилось на 6,6 млн. человек (на 52%), со средним профессиональным – на 11,2 млн. человек (на 52%), с начальным профессиональным – на 0,7 млн. человек (на 5%). Число лиц, имеющих послевузовское образование (закончивших аспирантуру, докторантуру, ординатуру), составило по итогам переписи 4 тыс. человек. Кроме того, увеличилось на 5% (1 млн.) число лиц, имеющих среднее образование.

На начало 2002 учебного года количество студентов в стране выросло по сравнению с 1990 г. в 2,1 раза и составило 5,95 млн. человек. При этом наблюдались схожие тенденции роста числа высших учебных заведений (в 2 раза), количество которых к 2003 г. составило 1039. При этом, если наиболее высокие темпы роста количества ВУЗов наблюдались до 1997 г. (средние темпы прироста – 8,1% в год), то в отношении студентов картина обратная (12,3%).

Также наблюдается рост численности профессорско-преподавательского состава, количество которого выросло с 1990 г. по 2002 г. на 54,6% до 339,6 тыс. чел. При этом по соотношению количества студентов на преподавателя наблюдается устойчивый рост. Так, на начало 2002/2003 учебного года на 1 преподавателя в среднем по стране приходилось 18 студентов, что на более чем на 36% больше, чем в начале 90-х годов.

 По показателям обеспеченности бюджетными ресурсами среднее образование в России сталкивается с серьезным недофинансированием. Так, согласно экспертным оценкам объем финансирования сферы образования в России составляет порядка 4% ВВП, при этом 9,3% душевого ВВП на одного учащегося средней школы. В странах же сопоставимого уровня развития расходы на одного учащегося составляют от 20 до 25% душевого ВВП.

Следует также отметить, что помимо количественных оценок необходимо принимать во внимание качественные оценки системы образования. Так, необходимо оценивать уровень знаний и умений, которые получают учащиеся, и насколько эти знания и умения востребованы экономикой в настоящее время. В этой связи целесообразно рассмотреть вопрос, как быстро трудоустраиваются и насколько эффективно работают лица с различным видом образования.

 Отметим, что в России в последние годы наблюдаются процессы роста занятости дипломированных специалистов в народном хозяйстве страны.

Однако, несмотря на указанные выше тенденции, в России значительная часть выпускников профессионального образования работают не по специальности. Также отметим, что на фоне указанных выше процессов занятости населения с высшим образованием, уровень безработицы по данной категории за последние 10 лет практически не изменился. Основной рост безработицы приходится на население со средним общим образованием.

Кроме того, несмотря на широкий охват образованием, его уровень по сравнению с зарубежным довольно неоднозначен. В частности, согласно ряду экспертных оценок (ОЭСР) знаний и умений учащихся на основе проведенных тестов в сопоставлении со странами ОЭСР, российская система образования не выглядит столь эффективной и развитой, как может показаться на первый взгляд. По ряду показателей (например, по научной грамотности) в России уровень ниже среднего[1].

2. Проблемы и направления развития образования в России

2.1. Проблемы образования

В Российской Федерации работают 60,25 тыс. дошкольных образовательных учреждений, которые посещают 4,7 млн. детей; 66,7 тыс. общеобразовательных учреждений различных видов (свыше 21,1 млн. учащихся), в том числе 568 негосударственных (доля в системе общего образования составляет 0,8%, контингент - 0,2%), обучение ведется на 80 языках народов России; свыше 4,0 тыс. учреждений начального профессионального образования (1,67 млн. обучающихся). В 8,7 тыс. учреждений дополнительного образования занимались 4,4 млн. детей и подростков.

Важной, ответственной и уникальной образовательной сферой, охватывающей 68,9% от общего числа общеобразовательных учреждений России, является сельская школа, которая остается очагом знаний и культуры на селе.

Численность воспитанников в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, увеличивается и составила в 1998 г. более 96 тыс. чел. Увеличивается и численность учащихся в школах-интернатах для детей с отклонениями в развитии.

В обеспечении социальной защиты, адаптации и реабилитации детей и молодежи велика роль вечерних (сменных) общеобразовательных школ. На уровне среднего образования работали 1706 вечерних (сменных) школ с общим охватом обучающихся 0,47 млн. чел., в том числе около 30% учащихся в возрасте 15 лет и моложе, 45% в возрасте 16-17 лет, 34% - 18-19 лет, 1,3% составляют обучающиеся старше 30 лет[2].

В образовательных учреждениях дошкольного, общего и начального профессионального образования занято свыше 2,4 млн. педагогических работников. Сеть образовательных учреждений в целом по сравнению с 1995/96 учебным годом сократилась по количеству образовательных учреждений на 8%, по контингенту обучающихся на 5,5%.

Реализации различных образовательных запросов способствует структурная перестройка сети образовательных учреждений. Число учреждений нетрадиционных видов - лицеев, профессиональных лицеев, гимназий - достигло 2547 с 1,7 млн. обучающихся.

Учреждения дополнительного образования детей продолжают способствовать взаимодействию и взаимному обогащению культуры и традиций в воспитании детей.

В ряде территорий закрываются и перепрофилируются станции и центры юных техников, юных натуралистов, центры и дворцы детского творчества, дома пионеров и школьников, ряд других учреждений дополнительного образования детей.

В начальном профессиональном образовании введен новый, значительно сокращенный перечень профессий и новые государственные образовательные стандарты, разработан новый базисный учебный план.

Среднее, высшее и послевузовское профессиональное образование (основные и дополнительные образовательные программы).

На начало 1998/99 учебного года в Российской Федерации функционировали:

- 2649 государственных и муниципальных образовательных учреждений среднего профессионального образования с контингентом учащихся 2052 тыс. чел., в том числе 935 колледжей, реализующих программы подготовки повышенного уровня, и 60 негосударственных колледжей с контингентом 18,8 тыс. чел.;

- 587 государственных высших учебных заведений с контингентом студентов более 3,3 млн. чел. и 334 негосударственных вуза, где обучаются 250,7 тыс. чел.

В государственных средних профессиональных учебных заведениях работают 123,1 тыс. преподавателей, в государственных вузах - 249,6 тыс.

В 1998 г. на все формы обучения в государственные и негосударственные высшие учебные заведения принято 912,9 тыс. чел. Показатель числа студентов высших учебных заведений на 10 тыс. чел. населения в 1998 г. составляет 246. Численность учащихся средних профессиональных учебных заведений на 10 тыс. чел. населения образованием расширяется в основном за счет увеличения доли студентов, обучающихся с полным возмещением затрат в государственных и негосударственных вузах.

Подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием ведется по 92 направлениям и 443 специальностям. За последние три года открыто 15 новых специальностей, из них 10 - инженерные.

В результате изменений в структуре приема студентов их численность в вузах промышленности, транспорта, связи, сельского хозяйства уменьшается, а по экономическим и юридическим специальностям резко возрастает. Такая тенденция начинает приобретать негативный характер, связанный с диспропорцией в подготовке специалистов относительно потребностей в трудовых ресурсах, прогнозов развития экономики страны и потребности научно-технического прогресса.

В государственных и муниципальных средних профессиональных образовательных учреждениях подготовка специалистов проводится по 275 специальностям[3].

2.2. Направления развития образования в России

Основные направления развития в области государственных и социальных гарантий обучающимся:

·        Обеспечение реализации права граждан на бесплатное общее, в том числе среднее полное образование, начальное профессиональное образование и дополнительное образование детей;

·        Расширение доступности получаемого впервые бесплатного (на конкурсной основе) среднего, высшего и послевузовского профессионального образования с реализацией дополнительных гарантий права на образование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

·        Предоставление возможностей выбора профессиональных образовательных программ, индивидуализация обучение, создание условий, обеспечивающих профессиональное самоопределение и трудоустройство обучающихся;

·        Обеспечение условий для получения обучающимся полноценного питания в столовых образовательных учреждений, в том числе льготных финансовых условиях или бесплатно;

·        Предоставление финансовых льгот обучающимся при пользовании услугами организаций социально-культурного назначения (общежитиями, государственными и муниципальными библиотеками, музеями, объектами культурно-массового и физкультурно-оздоровительного назначения) и транспортом;

·        Развитие самоуправления  обучающихся в учебе, в быту и на отдыхе;

·        Разработка и реализация системы мер охраны жизни и здоровья обучающихся;

·        Обеспечение условий для получения профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья;

·        Разработка системы мер поощрения за успехи в учебе и научной деятельности;

·        Выделение бюджетных ассигнований на содержание объектов социально-культурной инфраструктуры системы образования и социальную поддержку обучающихся в соответствии с законодательством образования;

·        Разработка системы мер по созданию рабочих мест для обучающихся на период прохождения учебно-производственной практики с оплатой труда за выполненную работу;

·        Совершенствование правовых основ взаимоотношений педагогических работников, обучающихся и их родителей (законных представителей)[4].

Заключение

Безусловно, России необходима реформа образования. При существующей системе нельзя рассчитывать на существенное наращивание человеческого капитала, который в принципе определяет перспективы развития всей экономики. Ученые мира уже пришли к выводу, что наиболее важным ресурсом экономики является человеческий ресурс, обладание которым в масштабах страны определяет ее позицию в мире. Конечно, важен еще фактор использования данного ресурса, то есть насколько государство может дать людям возможность реализации накопленного потенциала. Однако в случае растраты этого потенциала на его восстановление могут уйти годы, а первую проблему можно решить в значительно более короткие сроки. Таким образом, при бездействии Правительства в данном направлении конкурентоспособность России в мире ежегодно будет уменьшаться.

По нашему мнению, реформу образования, прежде всего, надо проводить в разрезе кардинального улучшения качества, а именно того, кто и как преподает в российских учебных заведениях, насколько это применимо в реальной жизни и соответствует реалиям сегодняшнего времени. Почему при хваленом качестве нашего образования граждане продолжают отправлять своих детей за границу?[5]

Таким образом, речь пока не идет о полноценной реформе образования. Россия проигрывает в подготовке молодежи, и широта кругозора лучших ее учеников не компенсирует это. Слабая школа равнозначна слабому государству.

Список литературы

1.     Ефремов М.К. Социальная политика государства. М.: Издательство НОРМА, 2004.

2.     Кузьмен О.В. Социальная политика государства: Учебно-методический комплекс. Новосибирск: СибАГС, 2002.

3.     Жуков В.И. Российское образование: проблемы и перспективы развития. М.: Финстатинформ, 1998.

4.     Ракитский Б.В. Концепция социальной политики для современной России. М.: Институт перспектив и проблем, 2002.

5.     Социальная политика: Учебник / Под общ. Ред. Н.А. Волгина. М.: Издательство «Экзамен», 2002.

6.     Социальная политика государства / Под ред. М.И. Михайлова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.


[1] Ракитский Б.В. Концепция социальной политики для современной России. М.: Институт перспектив и проблем, 2002. С. 195-199.

[2] Жуков В.И. Российское образование: проблемы и перспективы развития. М.: Финстатинформ, 1998. С. 212.

[3] Ефремов М.К. Социальная политика государства. М.: Издательство НОРМА, 2004.

[4] Кузьмен О.В. Социальная политика государства: Учебно-методический комплекс. Новосибирск: СибАГС, 2002. С. 51.

[5] Социальная политика государства / Под ред. М.И. Михайлова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 93-94.