Содержание
Введение...................................................................................................................... 2
1. Назначение и источники формирования бюджета текущих расходов................ 4
2 Назначение и источники формирования бюджета развития................................. 9
3 Бюджетный дефицит, его причины и пути преодоления..................................... 12
4 Секвестр бюджета текущих расходов и бюджета развития................................ 15
Заключение............................................................................................................... 17
Список использованной литературы....................................................................... 19
Введение
Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.
Сложившаяся в нашей стране экономическая, в том числе и финансовая, ситуация не позволяет местным органам власти и управления при бюджетном дефиците всерьез рассчитывать на пополнение доходной части бюджетов территорий путем введения дополнительных местных налогов и сборов.
Следует помнить, что расходы любого бюджета осуществляются за счет средств налогоплательщиков и, следовательно, государство взяло на себя ответственность перед ними за выполнение определенных функциональных обязательств.
В курсовой работе исследуется бюджет текущих расходов и бюджет развития.
Бюджет развития – часть бюджета органов государственной власти или местного самоуправления любого уровня. В бюджете развития предусматриваются ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность, связанную с капитальными вложениями как в производственную, так и в непроизводственную сферы, и иные расходы по расширенному воспроизводству в целях социально-экономического развития страны или её отдельных территориальных образований, а также расходы по восстановлению окружающей среды. Разграничение бюджета на бюджет развития и бюджет текущих расходов не является обязательным, если это не предусмотрено законодательством. В Российской Федерации такое разграничение проводится в обязательном порядке. Целесообразность выделения таких бюджетов возникает тогда, когда требуется особо учитывать различия в подходах к формированию и оценке расходной части бюджета в зависимости от направления средств на указанные цели. При этом исходят не только из необходимости первоочерёдного финансирования текущих расходов, но и из признания важности обеспечения социального и экономического развития страны и её отдельных территориальных образований, а также выбора приоритетных направлений такого развития. Расходная часть бюджета развития может содержать ассигнования-дотации, трансферты и субвенции бюджетам нижестоящего территориального уровня.
Бюджет текущих расходов – часть центрального бюджета или бюджета любого территориального уровня, в которую включаются расходы на текущее содержание органов власти и управления, правоохранительных органов, судов, бюджетных учреждений, затраты на текущий и капитальный (восстановительный) ремонт их помещений, оборудования и другие расходы, носящие текущий характер и не включаемые в бюджет развития.
1. Назначение и источники формирования бюджета текущих расходов
Бюджет текущих расходов – часть центрального бюджета или бюджета любого территориального уровня, в которую включаются расходы на текущее содержание органов власти и управления, правоохранительных органов, судов, бюджетных учреждений, затраты на текущий и капитальный (восстановительный) ремонт их помещений, оборудования и другие расходы, носящие текущий характер и не включаемые в бюджет развития.
Государственные финансы в силу их широты и огромного объёма задач, решаемых с их помощью, требуют определённого упорядочивания для обеспечения учёта и систематизации информации о состоянии бюджета. Эта задача решается составлением бюджетной классификации, которая представляет собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемую для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающую сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы.
Согласно Статьи 19 Бюджетного Кодекса Российской Федерации бюджетная классификация включает в себя:
¨ классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;
¨ функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;
¨ экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;
¨ классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации;
¨ классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
¨ классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
¨ классификацию видов государственного внешнего долга Российской Федерации и государственных внешних активов Российской Федерации;
¨ ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
Экономическое содержание расходов бюджетов всех уровней представлено экономической классификацией расходов бюджетов. Именно в экономической классификации выделяются текущие и капитальные статьи расходов. На её основе составляются сметы бюджетных учреждений.
Под текущими расходами бюджетов понимают часть расходов бюджетов, обеспечивающих текущее функционирование органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций. Согласно Закону «О бюджетной классификации Российской Федерации» текущие расходы бюджета включают в себя:
¨ закупки товаров и оплату услуг;
¨ расходы, связанные с оплатой труда государственных, гражданских и военнослужащих (включая довольствия, социальные и страховые выплаты);
¨ приобретение предметов снабжения и расходных материалов (включая медицинские расходы, канцелярские, приобретение инвентаря, ГСМ и т.п.);
¨ командировочные расходы (включая расходы по служебным поездкам);
¨ транспортные расходы и расходы по перевозке;
¨ оплата услуг связи;
¨ оплата коммунальных услуг (включая оплату аренды);
¨ оплата геологоразведочных, проектных, научно-исследовательских, ремонтных и прочих работ;
¨ представительские расходы;
¨ выплаты процентов по заимствованиям (включая расходы по обслуживанию внутреннего и внешнего долга);
¨ субсидии, субвенции и текущие трансферты.
Субсидии – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов в рамках бюджетной системы физическим и юридическим лицам. Например, дотирование цен происходит в виде выделения субсидий на покрытие убытков организаций, возникающих при продаже товаров, работ или услуг.
Субвенции - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.
Субсидии и субвенции юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями, а также гражданам-предпринимателям предоставляются из:
¨ федерального бюджета в соответствии с федеральными целевыми программами и законами на условиях и в порядке, которые определены федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
¨ бюджетов субъектов РФ в соответствии с федеральными целевыми программами и законами, региональными целевыми программами и законами субъектов РФ, на условиях и в порядке, которые определены законами субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год;
¨ местных бюджетов в соответствии с федеральными целевыми программами и законами, региональными целевыми программами и законами субъектов РФ и решениями представительных органов местного самоуправления, на условиях и в порядке, которые определяются правовыми актами органов местного самоуправления.
При нецелевом использовании в сроки, устанавливаемые органами исполнительной власти, а также в случаях неиспользования в установленные сроки субсидии и субвенции подлежат возврату в соответствующий бюджет.
Под текущими трансфертами подразумеваются переводы средств в бюджеты нижестоящих уровней, трансферты неприбыльным организациям и населению, куда включаются:
¨ выплата пенсий и пособий;
¨ стипендии;
¨ прочие трансферты населению;
¨ компенсации на лечение;
¨ ссуды на обзаведение хозяйством.
В Российской Федерации размеры трансфертов фиксируются в соответствующих Законах о бюджете и производятся из фонда финансирования поддержки регионов или местного самоуправления на нормативной основе. Доля в этом фонде каждой территории, нуждающейся в финансовой помощи, устанавливается расчётным путём. Указанный фонд образуется в основе вышестоящего бюджета также на нормативной основе, от соответствующих фактически поступающих бюджетных доходов в этот фонд отчисляется определённый процент. Трансферты бывают в виде выплат в денежной форме (стипендии, пособия) или в натуральной форме (выдача бесплатных автомобилей инвалидам, бесплатные завтраки в школах и т.п.)
Капитальные расходы – это часть расходов бюджетов, связанных с расширенным воспроизводством, при осуществлении которых создаётся или увеличивается имущество, находящееся в собственности российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Капитальные расходы обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность. В капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией включаются:
¨ приобретение оборудования и предметов длительного пользования для государственных предприятий и учреждений;
¨ капитальное строительство (включая жилищное строительство, строительство объектов производственного и непроизводственного назначения, военных объектов);
¨ капитальный ремонт жилых, производственных, непроизводственных, военных и прочих объектов;
¨ создание государственных запасов и резервов;
¨ приобретение земли и нематериальных активов;
¨ капитальные трансферты внутри страны бюджетам других уровней, предприятиям и организациям и трансферты за границу.
2 Назначение и источники формирования бюджета развития
Бюджет развития – часть бюджета органов государственной власти или местного самоуправления любого уровня. В бюджете развития предусматриваются ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность, связанную с капитальными вложениями как в производственную, так и в непроизводственную сферы, и иные расходы по расширенному воспроизводству в целях социально-экономического развития страны или её отдельных территориальных образований, а также расходы по восстановлению окружающей среды. Разграничение бюджета на бюджет развития и бюджет текущих расходов не является обязательным, если это не предусмотрено законодательством. Российской законодательство такое разграничение предусматривает. Целесообразность выделения таких бюджетов возникает тогда, когда требуется особо учитывать различия в подходах к формированию и оценке расходной части бюджета в зависимости от направления средств на указанные цели. При этом исходят не только из необходимости первоочерёдного финансирования текущих расходов, но и из признания важности обеспечения социального и экономического развития страны и её отдельных территориальных образований, а также выбора приоритетных направлений такого развития. Расходная часть бюджета развития может содержать ассигнования-дотации, трансферты и субвенции бюджетам нижестоящего территориального уровня, а также дотации только бюджетам.
В составе капитальных расходов бюджетов формируется бюджет развития. Порядок и условия формирования бюджета развития определяются федеральным законом. В соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года № 181-ФЗ "О Бюджете развития Российской Федерации" этот бюджет используется для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения инвестиционных проектов.
Объем денежных средств, направляемых в Бюджет развития, устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Средства бюджета развития формируются за счет следующих источников:
¨ внутренние и внешние заимствования РФ на инвестиционные цели;
¨ часть доходов федерального бюджета от использования и продажи имущества, находящегося в федеральной собственности;
¨ доходы федерального бюджета от использования и приватизации объектов федеральной собственности, созданных в результате финансирования инвестиционных проектов за счет средств бюджета развития;
¨ доходы федерального бюджета от ранее произведенных бюджетных инвестиционных ассигнований на условиях возвратности, платности и срочности;
¨ отчисления части поступлений в федеральный бюджет от размещения государственных ценных бумаг в доле, устанавливаемой федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
¨ 50 процентов средств сумм превышения фактически поступивших доходов от внешнеэкономической деятельности над доходами от указанной деятельности, установленными федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
¨ другие источники, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
В соответствии с законом денежные средства бюджета развития направляются на финансирование инвестиционных проектов, отобранных на конкурсной основе, и исполнение обязательств Правительства Российской Федерации по предоставленным инвесторам государственным гарантиям за счет средств Бюджета развития. Использование указанных денежных средств осуществляется исключительно на конкурсной основе на условиях возвратности, платности и срочности. Выделение денежных средств за счет средств бюджета развития осуществляется путем кредитования отобранных на конкурсах инвестиционных проектов, обеспеченных собственными средствами инвестора и иными источниками финансовых ресурсов в дополнение к бюджетным средствам, и посредством прямых инвестиций в имущество коммерческих организаций, осуществляющих инвестиционные проекты, при соответствующем увеличении доли государства в уставных капиталах этих организаций. При этом кредитование инвестиционных проектов осуществляется исключительно путем оплаты счетов за товары, услуги, необходимые для реализации указанных проектов, в объемах и по графикам, которые согласованы с уполномоченными на то Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Управление Бюджетом развития осуществляет Правительство Российской Федерации.
По поручению Правительства Российской Федерации уполномоченный на то федеральный орган исполнительной власти:
q осуществляет оперативное управление Бюджетом развития;
q проводит анализ, оценку и отбор инвестиционных проектов для предоставления денежных средств и государственных гарантий за счет средств Бюджета развития;
q обеспечивает согласованное финансирование инвестиционных проектов за счет средств инвесторов и средств, выделяемых из федерального бюджета;
q предоставляет инвесторам от имени Правительства Российской Федерации государственные гарантии за счет средств Бюджета развития.
3 Бюджетный дефицит, его причины и пути преодоления
Дефицит постоянно характеризовал бюджет России, но за последние годы, с 2001г., 2002г. и в планах 2003г. наблюдается профицит. С учетом расходов на обслуживание государственного долга превышение расходов над доходами выразилось в следующих размерах; в 1995 г. — 49,1 млрд. руб., 1996 г.-9б,7, в 1997 г. - 118,4, в 1998 г. - 155,3 и в 1999 1 — 54,0 млрд. руб. В 2000 году государственный бюджет выполнен с профицитом в размере 207,4 млрд. руб.[18] Превышение доходов над расходами в 2002 году в сумме 68 566,6 млн. рублей на погашение государственного долга Российской Федерации и в сумме 109 765,3 млн. рублей на образование финансового резерва.
За исключением 1999 г., главной причиной возникновения бюджетных дефицитов было постоянное превышение расходов над доходной частью в силу низкой собираемости налогов. Для увеличения поступления в бюджет налогов последние годы правительством сделан акцент на улучшение собираемости налогов.
В результате проведения таких мер не было резкого падения доходов бюджета, но и не было обеспечен приращение доходов до уровня, соответствующего расходам государства. В 2002г. покрытие расходов за счет налоговых поступлений от заимствования денежных средств на внешнем рынке.
В 1999 г. ситуация с бюджетом изменилась: впервые доходы превысили текущие расходы на сумму 108,6 млрд. руб. Однако необходимость расплачиваться в 1999 г. по долгам прошлых лет все равно привела к общему дефициту, объем которого составил 54,0 млрд. руб.
В 2000 г. положительная тенденция превышения дохода над расходами была закреплена, и бюджетных поступлений хватило, чтобы профинансировать расходы по обслуживанию государственного долга.
В 1999 г. произошла смена тенденции динамики госдолга. Уровень государственного долга России уменьшился и составил 120,4% к ВВП, в том числе внутренний долг — 13,0%, внешний — 107,4%. В 2000 г. положительная тенденция сохранилась и вышеназванные показатели составили 102,8%, 11,4% и 91,4% соответственно.
Назовем наиболее значимые причины изменения показателей уровня долговой нагрузки.
Во-первых, произошло абсолютное сокращение размера внутреннего долга с 782,6 млрд. руб. в 1998 г. до 583,6 млрд. руб. в 1999 г. Уменьшение долга вызвано тем, что в 1999 г. из состава внутреннего долга исключена задолженность по внутреннему валютному долгу в сумме 230 млрд. руб., которая стала учитываться в составе внешней задолженности. Следует отметить, что основная часть долга, оформленная государственными облигациями, выросла в 1999-2000 г., как в абсолютной сумме, так и относительно общей суммы долга. Объем прямых заимствований в виде целевых займов и правительственных кредитов снизился.
Во-вторых, за последние два года значительно вырос рублевый эквивалент внешней задолженности по сравнению с 1998 г. При этом объем внешнего долга, выраженный в валюте, также возрос, несмотря на списание некоторых внешних долгов.
Приведенные данные показывают, что основной причиной уменьшения в 1999-2000 гг. соотношения между госдолгом и ВВП был более быстрый рост стоимости ВВП.
Рост государственной задолженности не просто увеличил расходы на ее обслуживание, по и радикально изменил структуру расходной части бюджета России: все большие суммы бюджетных средств направлялись на выплату процентов по государственным ценным бумагам и на погашение суммы долга.
Динамика расходов на обслуживание государственного долга находится в прямой зависимости от доходности ранее выпущенных и выпускаемых ценных бумаг. В отношении процентных ставок российский рынок ГКО-ОФЗ характеризуется двумя особенностями: во-первых, органом регулирования доходности по государственным ценным бумагам, во-вторых, большей по сравнению с другими странами величиной выплачиваемых доходов.
В соответствии с действующим законодательством эмитентом облигаций федеральных займов выступает Минфин, которому предоставлено право устанавливать доходность отдельным выпускам облигаций. Однако Минфин России не всегда располагает реальной возможностью регулировать доходность государственных ценных бумаг. Уровень доходности в конечном счете определялся стремлением Правительства получить в бюджет средства для покрытия текущих расходов. Это подтверждается динамиков доходности государственных облигаций, выпущенных в первой половине 1998 года, когда необходимость выплат по ранее выпущенным займам заставляла Минфин идти на новые эмиссии под более высокие проценты.
По состоянию на 1 января 2001 г. облигационный долг почти наполовину состоял из бумаг со сроками обращения 4-5 лет, а более 10% государственных ценных бумаг имели сроки обращения от 6 до 8 лет. Удлинение срока госдолга произошло, в основном, в результате проведения новации ГКО-ОФЗ, выпущенных в обращение до 17 августа 1998 г.
4 Секвестр бюджета текущих расходов и бюджета развития
Секвестр расходов бюджета - сокращение расходов бюджета, утвержденных в законе о бюджете. Секвестр проводится путем пропорционального сокращения расходов по всем получателям бюджетных средств, предметным статьям, за исключением защищенных статей.
В Законе Российской Федерации "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" предусмотрен порядок, при котором, в случае значительного снижения поступлений доходных источников бюджета, вводится механизм секвестра расходов. Секвестр заключается в пропорциональном снижении государственных расходов ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года. Исходя из смысла данной нормы, механизм пропорционального снижения бюджетных расходов распространяется на все платежи, неисполненные бюджетом к моменту принятия решения о секвестре в рамках текущего финансового года.
Сокращение расходов бюджета
1. Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов бюджета или поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов не более чем на 10 процентов годовых назначений, Правительство Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления вправе принять решение о введении режима сокращения расходов бюджета и ввести указанный режим.
2. В решении о введении режима сокращения расходов бюджета должны быть указаны дата, с которой вводится указанный режим, и размеры сокращения расходов бюджета. При этом сокращение бюджетных ассигнований не должно составлять более 10 процентов годовых назначений по каждому главному распорядителю бюджетных средств, а также по каждому объекту, включенному в адресную инвестиционную программу, целевые программы.
3. Уведомление распорядителей и получателей бюджетных средств о введении режима сокращения расходов бюджета производится не позднее чем за 15 дней до даты его введения.
4. На основании решения о введении режима сокращения расходов бюджета производится сокращение неиспользованных лимитов бюджетных обязательств.
5. Отмена режима сокращения расходов бюджета, изменение размеров сокращения расходов бюджета производятся органом, принявшим решение о введении указанного режима.
Сокращение расходов бюджета более чем на 10 процентов
1. Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов бюджета или поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов более чем на 10 процентов годовых назначений, орган исполнительной власти представляет законодательному (представительному) органу проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете.
2. Законодательный (представительный) орган рассматривает указанный в пункте 1 настоящей статьи законопроект в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для федерального бюджета, законами субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления соответственно для бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.
3. Если проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете не принимается в течение 15 дней со дня его внесения в законодательный (представительный) орган, орган исполнительной власти имеет право на пропорциональное сокращение расходов бюджета впредь до принятия законодательного решения по данному вопросу при условии, что законом (решением) о бюджете субъекта Российской Федерации, местном бюджете не предусмотрено иное [1, ст.29].
Заключение
В ходе работы было показано, что текущие расходы бюджетов представляют собой часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
В заключении можно заметить, что расходы бюджета на сегодняшний день значительны во всех отношениях, было отмечено, что рост расходов увеличивается ежегодно, это вызывает дефицит бюджета и увеличивает государственный долг. Проблему финансирования бюджетного дефицита нельзя рассматривать только относительно обязательств федерального бюджета. На самом деле она охватывает бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты, многие из которых нуждаются в получении финансовой помощи, субвенциях и дотациях.
Очень часто происходит несвоевременная выплата средств на финансирование таких направлений как: сельское хозяйство, рыболовство, содействие научно-техническому прогрессу и реализации космических программ. Увеличение временного лага между установленными и фактическими сроками выделения бюджетных ассигнований приводит к росту задолженности бюджета перед предприятиями и населением, а также взаимной задолженности предприятий. Невыполнение государством собственных обязательств нарушает денежный оборот и финансовую стабильность.
Наиболее важными проблемами бюджетного регулирования в настоящее время являются:
· закрепление доходных источников за бюджетами соответствующего уровня;
· отработка механизма определения фонда финансовой поддержки субъектов Федерации;
· определение финансовых полномочий по расходованию бюджетных средств между федеральным, региональными и местными бюджетами.
В 2002 г. федеральный бюджет предусматривает выплату государственного долга, включая платежи по внешнему долгу в полном объеме. Эти обязательства будут выполняться даже при пессимистическом сценарии развития. Общий объем выплат по внешнему долгу составит: по основной части долга — 6,45 млрд. дол., по процентам — 7.209 млрд. дол. Всего — 14,05 млрд. дол. Это — серьезные платежи, но это — на уровне 2001 г.
В целом бюджет 2002 г. является сбалансированным и реалистичным даже при пессимистическом сценарии развития экономики.
Проект федерального бюджета на 2003 год обеспечивает сбалансированность доходов и расходов и формировался с учетом проведения профицитной бюджетной политики, ориентированной на выполнение обязательств по обслуживанию государственного долга. Проект бюджета на 2003 год – социально ориентированный с приоритетными направлениями, в число которых входит обеспечение оборонной безопасности страны, судебная реформа, поддержка науки и образования. Рост расходов по этим позициям значительно опережает другие направления расходования государственных средств.
Список использованной литературы
1. Бюджетный Кодекс РФ.
2. Федеральный закон от 15 августа 1996г. № 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (с изм. и доп. от 2 марта, 26 марта 1998г.).
3. Федеральный закон от 31 декабря 1995г. № 228-ФЗ "О федеральном бюджете на 1996 год" (с изм. и доп. от 20 июня, 19, 21, 23 августа, 28 ноября, 17 декабря 1996г., 8 января, 26 февраля, 20 марта 1997г.).
4. Федеральный закон от 26 февраля 1997г. № 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" (с изм. и доп . от 14 июля, 26 и 30 декабря 1997г., 9 января 1998г.).
5. Федеральный закон от 26 марта 1998г. № 42-ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 год" (с изм. и доп. от 16, 21, 23, 31 июля 1998г.).
6. Федеральный закон от 22 февраля 1999г. № 36 "О Федеральном бюджете на 1999 год"
7. Федеральный закон "О федеральном бюджете РФ на 2000 год".
8. Федеральный закон "О федеральном бюджете РФ на 2001 год".
9. Федеральный закон "О федеральном бюджете РФ на 2002 год".
10. Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год"
11. Федеральный закон от 25 сентября 1997г. N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации".
12. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник/ Под ред. Г.Б.Поляка-М.:Юнити, 1999
13. Актуальные вопросы формирования бюджета 2003 года (семинар В Репин). // Финансы - 2002 - №8 - с.16-20.
14. Бюджетная система РФ/ под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской – Москва: Юрайт,1999г.
15. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов. Под ред. проф. Л. Дробозиной - М., Финансы, ЮНИТИ, 2001
16. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России. М. ИНФРА-М. 1997 г.
17. Белова В.Л. Введение в макроэкономику: бюджетный дефицит// Социально-политический журнал – 1998г. - №6.
18. Блинов М.В. Бюджетная реформа в РФ и Бюджетный кодекс РФ. Налоговый вестник М., №11 1998г.
19. Вестник Банка России. Нормативные акты и оперативная информация ЦБ РФ", "Бюллетень банковской статистики" за 1999-2002 гг
20. Задорнов М.М. Финансовая политика государства и возможности ее реализации// Финансы.- 1999.- N 1с.6
21. Задорнов М.М. «Бюджет жесткий, но реальный»// Финансы.- 1999.- N 3с.3
22. Задорнов М.М. в интервью газете «Экономика и жизнь», 1999 г. №12 (март).
23. Ивантер А. «На пол пути к оживлению» // Эксперт – 1998. - №46.с.10
24. Илларионов А. Раздувание расходов – путь к финансовой катастрофе. Экономика и жизнь М., №7 1998 г.
25. Найшуль В. Время дисбаланса. Экономика и жизнь М., №45 (ноябрь) 1998 г.
26. Орлов Д. Бюджетный эксцесс// Новое время – 1999г. - №44.
27. Павлова Л. Источники формирования бюджетного дефицита: проблемы и тенденции// Экономист – 1998г. - №1.
28. Пансков В.Г., Проблемы формирования расходов бюджета. Вестник ФА, №3 1997 г.