№ заказа

149.5

Вариант, тема

Организация управления в области юстиции

Дисциплина

Административное право

Исполнитель

Лещенко Н.А.

  Содержание

Введение. 3

Раздел 1: Министерство юстиции РФ, основные функции и организация деятельности. 6

Раздел 2:Организация управлением уголовно- исполнительной системой. 13

Раздел3: Организация управления службой судебных приставов исполнителей. 17

Раздел4: Организация управления Федеральной регистрационной службой. 21

Заключение: 26

Библиография: 28

Введение

Управление в области юстиции является одной из старейших отраслей государственного управления. Министерство юстиции Российской Империи было создано в 1802 г. и обладало большой значимостью, активно занималось подготовкой и проведением правовых реформ, включая судебную реформу 1864 г.

В советский период роль Министерства юстиции оказалась приниженной и государственное управление в этой области за­ключалось в основном в организационном обеспечении функцио­нирования судов, нотариата, органов записи актов гражданского состояния (загс), судебно-экспертных учреждений, регулирова­нии деятельности юридической службы в народном хозяйстве, ад­вокатуры

По мере становления в России правового государства происходит совершенствование правовой системы страны, укрепляются демокра­тические институты. В такой ситуации неизбежно возрастает роль и значение органов юстиции, расширяется сфера их деятельности. Дан­ный процесс происходит не только за счет появления у органов юсти­ции новых полномочий, обусловленных изменениями в. законодатель­стве, но и за счет перераспределения в пользу Министерства юстиции РФ (полномочий, ранее входивших в компетенцию других федеральных органов исполнительной власти, таких, напри­мер, как МВД России или Минэкономразвития России. Одновремен­но Минюст России передал значительную часть полномочий по орга­низационному обеспечению деятельности судов Судебному департа­менту при Верховном Суде, образованному в соответствии со ст. 31 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. «О су­дебной системе Российской Федерации»1.

Как видно, положение Минюста России претерпело существенные изменения. Поэтому вполне закономерно, что численность аппарата органов юстиции значительно возросла. Четко просматривается тен­денция усиления в России системы органов юстиции, которые реали­зуют задачи по укреплению законности, обеспечивают защиту консти­туционных прав и свобод граждан. Вот почему становится достаточно актуальным вопрос о законодательном закреплении единой системы органов и учреждений юстиции на всей территории Российской Феде­рации.   .

Минюст России занимает особое положение в системе федераль­ных органов исполнительной власти. Министерство имеет многове­ковую историю и является одним из старейших в стране. Оно было образовано в числе первых российских министерств еще в 1802 г. Ми­нистр юстиции по должности являлся генерал-прокурором Россий­ской империи, под эгидой которого состояли и суды, и адвокаты, и но­тариат. С момента образования Мини­стерство юстиции прошло сложный путь, но всегда- оставалось одним из главных инструментов по укреплению и развитию российской государственности, обеспечению законности и становлению граждан­ского общества3.

Актуальность написания данной работы заключается в том, что в настоящее время происходит реформирование органов юстиции, расширяется сфера их деятельности.

Новизна данной работы состоит в том, что в ней впервые проводится полное обобщение научных трудов и публикации в периодических изданиях за последние годы посвященные государственному управлению в области юстиции с учетом внесенных изменений в действующее законодательство.

 Цель написания данной работы- раскрыть организацию управления в области юстиции. Достижение поставленной цели возможно через решения следующих задач: необходимо раскрыть организацию деятельности Министерство юстиции, его основные функции, раскрыть организацию управления уголовно- исполнительной системой, организацию управления службой судебных- приставов- исполнителей, организацию управления Федеральной регистрационной службой

Объектом нашего исследования- является административное право. Предмет исследования- управление в области юстиции.

При написании данной работы мной были использованы следующие истопники:

1.                Нормативно правовые акты, регулирующие деятельность органов юстиции:

2.                Публикации в периодических изданиях.

3.                Учебные пособия.

При написании данной курсовой работы использовались следующие принципы: принцип научности, который выразился в том, что наши суждения были построены исключительно на источниках подлинность и точность которых проверены; принцип объективности, использование которого выразилось в том, что установленные при написании курсовой работы нами истины логически непротиворечивы.

При написании данной работы так же были использованы следующие методы: формально- догматический метод, который заключается в формально- юридическом анализе фактов, имеющих правовое значение и подлежащее истолкованию с помощью юридических терминов, определений; и юридико - догматический метод под которым понимается совокупность приемов узнавания и исследования юридических фактов, их оценка и истолкование с использованием специальных терминов, определений и конструкций.

Раздел 1: Министерство юстиции РФ, основные функции и организация деятельности.

 

Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере исполнения уголовных наказаний, адвокатуры и нотариата, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрации общественных объединений, религиозных организаций и политических партий.

Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент Российской Федерации.

Минюст России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федераций, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением, утвержденного Указом Президента от 13 октября 2004года.

 Минюст России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы исполнения наказания, Федеральной регистрационной службы, Федеральной службы судебных приставов.

Основными задачами Минюста России являются:

1) разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;

2) нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности;

3) обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина.

Минюст России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы- главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу, а также руководит деятельностью федеральных государственных учреждений, созданных в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач в установленной сфере деятельности.

Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу обеспечивает, в федеральном округе осуществление и реализацию выработанной Министерством государственной политики в установленной сфере деятельности, а также в сфере исполнения уголовных наказаний, адвокатуры и нотариата, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрации общественных объединений, религиозных организаций и политических партий, а также осуществляющим координацию и контроль деятельности территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной регистрационной службы, Федеральной службы судебных приставов, подведомственных Минюсту России.[1]

Главное управление осуществляет свою деятельность на территории субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах федерального округа, во взаимодействии с аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе, органами прокуратуры, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

Минюст России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

Министерство юстиции России возглавляет Министр юстиции Российской Федерации (назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.)

Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Минюст России задач и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.

Министр имеет заместителей Министра, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

Количество заместителей Министра устанавливается Президентом Российской Федерации.

 Структурными подразделениями Минюста России являются департаменты по основным направлениям деятельности, в состав которых могут входить отделы.

Минюст России, его территориальные органы, иные органы и учреждения юстиции, а также организации, обеспечивающие их деятельность образуют систему министерства.

Минюст России имеет следующие полномочия: вносит Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, другие документы, по которым требуется решение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России и подведомственных ему федеральных служб, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Минюста России и подведомственных ему федеральных служб; обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также международных договоров Российской Федерации по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности; самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации; обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, разрабатывает на этой основе меры по совершенствованию своей деятельности; участвует в организации работы по систематизации законодательства Российской Федерации и подготовке Свода законов Российской Федерации; поводит в установленном законодательством Российской Федерации порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Минюста России, а также на проведение научно-исследовательских работ для иных государственных нужд по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России; осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минюста России и реализацию возложенных на него функций; проводит юридическую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов; проводит в установленном порядке правовую экспертизу проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, предлагаемых для включения в планы законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации; принимает участие в подготовке проектов официальных отзывов и заключений на проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также проектов поправок к ним; разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации по его поручению предложения о приоритетных направлениях законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, а также проекты планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации; обобщает практику подготовки федеральными министерствами проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, осуществляет методическое обеспечение их подготовки; координирует работу федеральных органов исполнительной власти по подготовке предложений к проектам планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации и при необходимости дает правовые заключения о целесообразности разработки законопроектов; осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также актов иных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; осуществляет проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти по отбору нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации; ведет контрольные экземпляры нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих государственной регистрации; обобщает практику государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, представляет по поручению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации соответствующую информацию Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации; проводит юридическую экспертизу нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам; осуществляет государственный учет нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; организует государственную регистрацию уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы; и др.

Минюст России по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Минюста России и подведомственных ему федеральных служб, не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, предусмотренных указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.

При осуществлении правового регулирования в установленной сфере деятельности Минюст России не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции и полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также не вправе устанавливать ограничения на осуществление прав и свобод человека и гражданина, прав негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, когда возможность введения таких ограничений актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти предусмотрена Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и издаваемыми на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Таким образом, Министерство юстиции Российской Федерации явялется федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере юстиции, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

В настоящее время Министерство юстиции осуществляет организацию управления уголовно- исполнительной системой Российской Федерации, организацию управления службой судебных приставов исполнителей, организацию управления Федеральной регистрационной службой рассмотрим ниже их организацию деятельности.

ГЛАВА 2:Организация управлением уголовно- исполнительной системой

Относительно новым направлением деятельности Минюста Рос­сии является управление уголовно-исполнительной системой. Исто­рия отечественной уголовно-исполнительной системы как единой централизованной структуры управления ведет свой отсчет с 12 мар­та 1879 г., когда в аппарате тогдашнего Министерства внутренних дел появилось Главное тюремное управление. До этого систему центра­лизованного управления в сфере исполнения наказаний заменяли со­бой губернаторы. На протяжении более чем столетия Министерство юстиции попеременно делило данную функцию с Министерством внутренних дел. Уголовно-исполнительная система периодически то передавалась в ведение Министерства юстиции, то вновь возвраща­лась Министерству внутренних дел. Впервые такая передача состоя­лась в соответствии с Законом Российской империи от 13 декабря 1895 г., когда Главное тюремное управление было выделено из состава Министерства внутренних дел и присоединено к Министерству юс­тиции с присвоением министру юстиции звания президента попечи­тельского совета о тюрьмах2. В прошлом Министерство юстиции ру­ководило уголовно-исполнительной системой трижды: в 1895—1922, 1930-1934, 1953-1954 гг.

После вступления России в Совет Европы произошла окончатель­ная передача уголовно-исполнительной системы из ведения МВД Рос­сии в ведение Минюста России. Она проводилась в соответствии с ре­комендациями Кабинета Министров Совета Европы о единых евро­пейских пенитенциарных правилах. Начало передачи было положено Указом Президента РФ от 8 октября 1997 г. «О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Рос­сийской Федерации»1, согласно которому была создана специальная правительственная комиссия. В дальнейшем, указом Президента РФ от 28 июля 1998 г.2 уголовно-исполнительная система МВД России с входящими в ее состав центральными территориальными органами, предприятиями, организациями и имуществом окончательно переда­валась в ведение Минюста России.

В результате мероприятий административной реформы Федераль­ная служба исполнения наказаний выделилась как самостоятельный федеральный орган исполнительной власти. Она действует на основа­нии положения, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г.[2]

Согласно выше названного положения Федеральная служба исполнения наказаний является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.

Федеральная служба исполнения наказаний России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Минюста России, а также настоящим Положением.

Федеральная служба исполнения наказаний России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.

Федеральная служба исполнения наказаний России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

Основными задачами Федеральной службы исполнения наказаний России являются:

1) исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний, содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых (далее - лица, содержащиеся под стражей);

2) контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания;

3) обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей;

4) обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (далее - учреждения, исполняющие наказания), и в следственных изоляторах, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов;

5) охрана и конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирование граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции;

6) создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов;

7) организация деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации;

8) управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями.

Федеральную службу исполнения наказаний России России возглавляет директор Федеральной службы исполнения наказаний, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

Директор несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Федеральную службу исполнения наказаний России полномочий.

Директор имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации.

Количество заместителей директора устанавливается Президентом Российской Федерации.

Назначение на должности высшего начальствующего состава сотрудников уголовно-исполнительной системы и освобождение от указанных должностей осуществляется Президентом Российской Федерации по представлению Министра юстиции Российской Федерации, если иное не установлено федеральным законом.

В Федеральную службу исполнения наказаний России входят территориальные органы, которые осуществляют руководство колониями, тюрьмами, следственными изоляторами, находящимися на определенной территории (как правило, совпадающей с административно- территориальным делением государства) обеспечивают ведомственный контроль за их деятельностью, распределяют осужденных под стражу.

Таким образом, Федеральная служба исполнения наказаний исполнительным органом власти, осуществляющая правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных

Глава 3: Организация управления службой судебных приставов исполнителей.

        

Закрепление в ст. 10 Конституции РФ принципа разделения вла­стей способствовало укреплению и развитию судебной системы, повы­шению ее значения и авторитета в жизни общества и государства. Су­дебная система становится эффективным инструментом защиты прав и свобод человека и гражданина, приоритет которых провозглашен в российской Конституции. Однако ожидаемый результат судебной ре­формы вряд ли будет достигнут, если не будет создан действенный ме­ханизм исполнения судебных решений, вступивших в законную силу. С этой целью в России создана служба судебных приставов.

         Должность судебных приставов была учреждена в России еще в древности. В российском судопроизводстве они вызывали на суд ответчика и свидетеля, производили по определению суда различные взыскания. В XVIII веке должность пристава была упразднена и исполнительная часть судебного процесса перешла в ведении полиции. Поскольку полицейские чины не были материально заинтересованы в том, что бы обеспечить явку в суд всех приглашенных лиц, судебные разбирательства, а соответственно и исполнение их решений затягивались на многие десятилетия.

В ходе судебной реформы 1864 года институт судебных приставов, существовавший к тому времени уже во многих европейских странах был реанимирован. [3]

 Федеральная служба судебных приставов является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов.

 Федеральная служба судебных приставов России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Минюста России, а также настоящим Положением о нем от 13 октября 2004г.

Федеральная служба судебных приставов России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

 Основными задачами Федеральная служба судебных приставов России являются:

1) обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее - суды);

2) организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее - судебные акты), а также актов других органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее - акты других органов);

3) управление территориальными органами Федеральная служба судебных приставов России.

Федеральная служба судебных приставов России возглавляет директор Федеральной службы судебных приставов - главный судебный пристав Российской Федерации (далее директор), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации.

Директор несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Федеральная служба судебных приставов России полномочий.

Директор имеет заместителей директора Федеральной службы судебных приставов - заместителей главного судебного пристава Российской Федерации, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации.

Количество заместителей директора устанавливается Президентом Российской Федерации.

В зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы подразделяются: на судебных приставов, обеспечивающих порядок деятельности судов и безопасность участников процесса, и на судебных приставов- исполнителей, обеспечивающих принудительное исполнение судебных актов и актов других органов, например постановлений органов (должностных лиц) административной юрисдикции, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях

Служба судебных приставов, входящая в систему органов Минюста России и возглавляемая главным судебным приставом Российской Федерации, имеет следующую структуру:

·                   Департамент судебных приставов Минюста России;

·                   служба судебных приставов Управления военных судов Мин­юста России (возглавляет заместитель начальника Управления, военных судов — военный судебный пристав);

·                   службы судебных приставов органов юстиции субъектов РФ (возглавляют заместители начальника органов юстиции субъек­тов РФ — главные судебные приставы субъектов);

·                   районные, межрайонные или соответствующие им, согласно административно-территориальному делению субъектов РФ, под­разделения судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей (возглавляют старшие судебные приставы)

В настоящее время служба судебных приставов последовательно укрепляется, и, как следствие, повышается отдача от ее работы. Благодаря мерам, приня­тым политическим руководством страны, удалось повысить эффектив­ность работы службы судебных приставов. По данным Минюста Рос­сии, в настоящее время исполняются две трети дел, находящихся у них в производстве. Служба судебных приставов работает в весьма напря­женном ритме. Средняя нагрузка на одного судебного пристава-испол­нителя составляет 250 исполнительных производств. Данный показа­тель говорит о необходимости дальнейшего укрепления кадрового со­става службы судебных приставов и совершенствовании ее материаль­но-технического обеспечения.

Глава4: Организация управления Федеральной регистрационной службой

1. Федеральная регистрационная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрации общественных объединений и политических партий, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере адвокатуры и нотариата.

Федеральная регистрационная служба подведомственна Минюсту России.

Федеральная регистрационная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Минюста России, а также Положением «О федеральной регистрационной службы», утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004года. .

Основными задачами Федеральной регистрационной службы являются:

1) обеспечение установленного порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

2) организация деятельности по государственной регистрации общественных объединений и политических партий;

3) осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата;

4) осуществление контроля деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (далее - саморегулируемые организации);

5) управление территориальными органами Федеральная регистрационная служба.

 Федеральная регистрационная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные органы.

Федеральную регистрационную службу возглавляет директор Федеральной регистрационной службы - главный государственный регистратор Российской Федерации (далее директор), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

Директор несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Федеральную регистрационную службу полномочий.

Директор имеет заместителей директора Федеральной регистрационной службы - заместителей главного государственного регистратора Российской Федерации, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации.

Количество заместителей директора устанавливается Президентом Российской Федерации.

Росрегистрация обладает обширными полномочиями по управле­нию нотариатом. Повышение роли личности в обществе, кардиналь­ное изменение всего уклада общественных отношений, прежде всего отношений собственности, которые произошли в постсоветский пе­риод, закономерно привели к бурному развитию гражданского зако­нодательства. Стал совершенствоваться правовой механизм защиты прав и свобод человека и гражданина, что, в свою очередь, потребова­ло принципиального пересмотра статуса нотариальной службы, зна­чение которой значительно возросло.

Правовую базу деятельности нотариата в России составляют Осно­вы законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г., которые закре­пили параллельное существование государственных нотариальных контор и нотариусов, занимающихся частной практикой. Вместе с тем государство сохранило обширные полномочия по организации и регулированию дея­тельности нотариата, которые осуществляет Росрегистрация. В настоящее время управление нотариатом имеет существенную особенность. Дело в том, что Государство в основном осуществляет свои полномочия в данной сфере при участии профессиональных объединений нотариусов. Таковыми являются нотариальные палаты в субъектах РФ, а также Федеральная но­тариальная палата, представляющая собой объединение нотариальных па­лат субъектов РФ. Нотариальные палаты являются некоммерческими организациями.

Согласно ст. 3 Основ законодательства РФ о нотариате нотариаль­ная деятельность подлежит лицензированию. Соответствующая ли­цензия выдается уполномоченными органами юстиции субъектов РФ лицам, прошедшим стажировку и успешно сдавшим квалификацион­ный экзамен. Квалификационная комиссия образуется при органах юстиции субъектов РФ с участием представителей нотариальной па­латы соответствующего субъекта РФ. Одновременно при Минюсте России на паритетных началах с Федеральной нотариальной палатой образуется апелляционная комиссия по рассмотрению жалоб на реше­ния квалификационных комиссий. Положения о квалификационной и апелляционной комиссии утверждаются Минюстом России совместно с Федеральной нотариальной палатой. В соответствии со ст. 12 Основ законодательства РФ о нотариате должность нотариуса учреждается и ликвидируется уполномоченным государственным органом совместно с нотариальной палатой. Число должностей нотариусов в нотариаль­ном округе определяется органами юстиции совместно с нотариальной палатой. В ходе мероприятий, проводимых в рамках административ­ной реформы, Правительство РФ признало функцию установления органами юстиции предельного числа должностей нотариусов в нота­риальных округах избыточной. Наделение нотариуса полномочиями производится на основе рекомендации нотариальной палаты Феде­ральной регистрационной службой на конкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензии. Нотариальный округ устанавливается в соответствии с административно-территориальным делением Россий­ской Федерации. Открытие и упразднение государственных нотари­альных контор является прерогативой Федеральной регистрационной службы.

Организация правовой помощи гражданам также является важней­шей функцией органов юстиции. Ее реализация осуществляется в том числе посредством регулирования отношений в области адвокатуры.

Органы юстиции совместно со струк­турами профессионального сообщества адвокатов принимают участие в организации адвокатуры, в том числе имеют отдельные регулирую­щие и контрольные полномочия. Они закреплены в Федеральном за­коне от 31 мая 2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»2. Минюст России утверждает форму ордера на исполнение поручения, который в случаях, предусмотренных зако­ном, должен иметь адвокат. Территориальный орган Росрегистрации ведет реестр адвокатов субъекта РФ, в который вносятся лица, кото­рым присвоен статус адвоката. Порядок ведения региональных реест­ров определяется Минюстом России, который, кроме того, утверждает форму удостоверения адвоката. Само удостоверение выдает в месяч­ный срок со дня присвоения лицу статуса адвоката территориальный орган юстиции. Большое значение имеет контроль за деятельностью адвокатов. Территориальный орган Росрегистрации, располагающий сведениями об обстоятельствах, являющихся основаниями для пре­кращения статуса адвоката, направляет представление о прекращении статуса адвоката в адвокатскую палату. В случае, если в месячный срок со дня поступления соответствующего представления решение о пре­кращении статуса адвоката не принято, орган Росрегистрации вправе обратиться для решения данного вопроса в суд. Кроме того, два пред­ставителя органа Росрегистрации по закону входят в состав квалифи­кационной комиссии для приема квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на присвоение статуса адвоката.

В условиях рыночной экономики важное значение имеют вопросы оздоровления хозяйствующих субъектов, которые в результате различ­ных причин (неэффективный менеджмент, неблагоприятная экономи­ческая конъюнктура, неоправданные финансовые риски и др.) оказы­ваются в трудном экономическом положении. Для их финансового оз­доровления, в частности, используется процедура банкротства, кото­рая помогает вывести хозяйствующий субъект из кризисного состояния, цивилизованно, в рамках права заменить неэффективного собственника более эффективным. Учитывая то обстоятельство, что данная проблема нередко является не только сугубо экономической, но и во многих случаях социальной, затрагивающей интересы многоты­сячных коллективов работников предприятий, государство в лице уполномоченного на то органа осуществляет регулирование в данной области. Указом Президента РФ от 30 сентября 2003 г.в качестве тако­го органа определен Минюст России. Ми­нистерство в качестве регулирующего органа: осуществляет контроль за соблюдением саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность саморегулирующих организаций арбитражных управляющих; проводит в установленном порядке про­верки деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих; обращается в установленном порядке в суд с заявлени­ем о дисквалификации арбитражного управляющего; ведет единый го­сударственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и реестр арбитражных управляющих; реализует ряд других полномочий.

После реформирования в 2004 г. структуры федеральных органов исполнительной власти указанные регулирующие полномочия Мин­юста России осуществляет Росрегистрация.

Заключение:

Таким образом, рассмотрев в данной работе порядок осуществления организации управления в области юстиции можно сделать следующий вывод:

Назначение органов и учреждений юстиции состоит в реализации основных направлений правовой реформы в России, координации нормотворческой деятельности федеральных орга­нов исполнительной власти, контроля за соответствием норматив­ных актов субъектов Федерации Конституции РФ и федеральному законодательству, контроля за ведомственными нормативными актами, деятельностью общественных и религиозных объедине­ний.

 Важные и многоплановые задачи и функции, возложенные на Министерство юстиции, обусловили сложную организационную структуру системы его органов и учреждений.

Государственное управление в области юстиции разви­вается исключительно интенсивно, подчас проблемно. Вот почему не­обходимо продолжать совершенствовать правовые основы деятельно­сти органов юстиции.

Качественные изменения в деятельности Минюста России — это свидетельство усиления государственного начала во всех сферах жиз­ни общества, проведения последовательной политики высшего руко­водства страны, направленной на реальное закрепление ценностей де­мократического правового государства

В заключении хочу отметить тот факт, что в последние годы выявилась устойчивая тенденция к значительному расширению и углублению участия Минюста России в международном сотрудничестве.

Одно из основных его направлений - расширение и модернизация договорно-правовой базы взаимоотношений России с иностранными государствами в вопросах оказания правовой помощи. За последние годы с учетом региональных конвенций, заключенных в рамках СНГ и Совета Европы, Россия установила договорные отношения в этой сфере почти с 80 государствами.

Ежегодно проводится правовая экспертиза сотен проектов международных договоров Российской Федерации, в том числе по вопросам, непосредственно не относящимся к компетенции Минюста.

Много внимания уделяется правовому обеспечению интеграционных процессов в рамках СНГ, Евразийского экономического сообщества и Союзного государства России и Беларуси.

Широкое участие Российской Федерации, ее субъектов, организаций и граждан в различных международных отношениях обусловило потребность более целенаправленного системного определения приоритетов на ближайшую и среднесрочную перспективы, а также осуществления комплекса мер по повышению эффективности участия подразделений Минюста России в международном сотрудничестве.[4]

Библиография:

1.                Конституция РФ

2.                Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации»

3.                Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» (с изм. и доп. от 12 июля 2005 г.)

4.                Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1315 «Вопросы Федеральной регистрационной службы»

5.                Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов»

6.                Приказ Минюста РФ от 28 января 2005 г. № 7  «Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу и Перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по федеральным округам»

7.                Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации (утв. указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1313)

8.                Положение о Федеральной службе исполнения наказаний (утв. указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1314)

9.                Положение о Федеральной регистрационной службе (утв. указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1315)

10.           Положение о Федеральной службе судебных приставов (утв. указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1316);

11.           Административное право Российской Федерации, под ред. Н.Ю. Хаманева, М.2005г.

12.           Административное право, под ред. Л.Л. Попова, М.2004г.

13.           Л.К. Свюк «правоохранительные органы», М .2004г

14.           Шевляков С.Н. «Образование Министерства юстиции России, его модернизация и трансформация в современную государственно- правовую систему.;//Российский судья, №1, 2003г.

15.           Ю. Чайка «Министерство юстиции в системе российской государственности» «Российская юстиция», №9, сентябрь 2002 г.


[1] Положение о главном управлении Министерства юстиции РФ по федеральному округу, утвержденного приказом Минюста РФ от 28 января 2005г. №17/ Правовая система «Гарант»

[2] Административное право Российской Федерации, под ред. Н.Ю. Хаманева, М.2005г.

[3]Л.К. Савюк «Правоохранительные органы», М.2005г. С.466

[4]Ю. Чайка «Министерство юстиции в системе российской государственности»//»Российская юстиция», N 9, сентябрь 2002 г. С.9