Содержание

Введение..................................................................................................... 3

1. Социальная защита населения................................................ 4

1.1. Социальное страхование в РФ.............................................................. 4

1.2. Реформирование пенсионной системы в РФ........................................ 6

1.3. Инфраструктура социального обеспечения государства.................... 8

2. Практическая часть....................................................................... 11

Задача 1....................................................................................................... 11

Задача 2....................................................................................................... 12

Задача 3....................................................................................................... 12

Задача 4....................................................................................................... 13

Задача 5....................................................................................................... 13

3. Тестирование..................................................................................... 16

Заключение............................................................................................. 23

Список литературы............................................................................. 24

Введение

Экономика и социология труда объединяет две науки, имеющие различные предметы исследования. Предметом экономики труда являются труд в его исторически определенной форме, общественная организация труда. Экономика труда относится к числу конкретных дисциплин, она изучает трудовую деятельность человека и определяет пути повышения ее эффективности. Предметом социологии труда являются структура и механизм социально-трудовых отношений, социальные вопросы в сфере труда. Экономика труда и социология труда тесно связаны, постоянно взаимодействуют, обогащают друг друга своими выводами, позволяют получить более дифференцированные представления о сущности труда и его месте в жизни общества и человека.

Методы анализа трудовых отношений включают:

- методы формальной логики – анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция, гипотеза и др.,

- общенаучные методы – историко-генетический, математическое моделирование, статистический метод,

- экономические методы – категориальный анализ, метод абстракции и др.

Тема «Социальная защита населения в РФ» как никогда актуальна для нашей страны. В условиях реформирования страны десятки миллионов людей (пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, беженцев и др.) нуждаются в немедленной социальной помощи и защите.

1. Социальная защита населения

Социальная защита – политика и целенаправленная деятельность, а также средства государства и общества по обеспечению индивиду, социальной группе, в целом населению комплексной, разносторонней поддержки в решении различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального восстановления или приобретения.

Основные формы социальной защиты: социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовых стандартов и программ, регулирование доходов и расходов населения, социальное страхование, социальное вспомоществование, социальные услуги, целевые социальные программы.

1.1. Социальное страхование в РФ

Социальное страхование – институт социальной защиты экономически активного населения от рисков утраты дохода (заработной платы) из-за потери трудоспособности (болезнь, несчастный случай, старость), места работы или дополнительных непредвиденных расходов, связанных с лечением. Существуют две формы социального страхования: обязательное по закону для субъектов страхования (государственное) и добровольное. Типичные виды социального страхования – пенсионное, медицинское, от несчастных случаев на производстве и в связи с безработицей.

По объему финансовых средств, массовости охвата, разнообразию и качеству услуг социальное страхование служит базовым институтом социальной защиты. В России на долю государственных внебюджетных социальных фондов приходится около 45% затрат на цели социальной защиты и 8% ВВП.

Современная система государственного страхования в России включает: страхование старости; страхование инвалидности; потери кормильца; временной нетрудоспособности; по беременности и родам; в случае безработицы; медицинское страхование.

Финансирование всех видов социального страхования основано на страховых взносах работодателей, работников, самозанятого населения.

В данный период времени в РФ идет процесс реформирование всей системы социального страхования. Это означает необходимость изменения структуры затрат на реализацию социальных программ, более равномерного распределения бремени расходов между государством, работодателями и трудящимися.

Важным шагом в этом направлении было принятие целого ряда законодательных актов и создание наряду с Фондом социального страхования и Пенсионным фондом Российской Федерации Государственного фонда занятости как самостоятельной финансовой системы. За счет средств этого фонда обеспечивается финансирование подготовки и переподготовки кадров, стимулирование создания новых рабочих мест, выплата пособий по безработице и т. д.

Формирование принципиально новой для нашей страны системы социального страхования (если не брать во внимание короткого исторического периода его существования в 1912-1917 г.г.) происходит на законодательной основе. Приняты новые законы “О государственных пенсиях в Российской Федерации” (1990 г. и 1997 г.), Федеральный закон “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий” (1997 г.), “О Медицинском страховании граждан в Российской Федерации” (1991 г.), “О занятости населения в Российской Федерации” (1991 г.), Федеральный закон “Об основах обязательного социального страхования” (1999 г.).

Переход на обязательное медицинское страхование следует также рассматривать как одну из форм социальной защиты граждан в ряду социальных гарантий государства.

Сейчас в РФ возрастает роль внебюджетных государственных фондов социального страхования.

Деятельность внебюджетных фондов строится по-разному. Пенсионный фонд большую часть средств собирает на единый счет, чтобы иметь возможность перераспределять средства от регионов-доноров к дотируемым субъектам. Фонд социального страхования на федеральном уровне централизует только 26 % общих поступлений. Фонд обязательного медицинского страхования — территориальный, на федеральном уровне сосредоточивается всего 0,2 % при общем взносе 3,6 %. Фонд занятости также формируется в основном на территориях, в федеральную службу поступает только 20 %.

1.2. Реформирование пенсионной системы в РФ

Пенсионная система РФ претерпевает в настоящее время существенные изменения. От пенсионной системы, сформированной на исключительно распределительных принципах, происходит переход к пенсионной системе, построенной на страховых принципах и включающей в себя распределительный и накопительный компоненты. В этой связи особенно важным становится факт появления в пенсионном законодательстве нормативных правовых актов, не только являющихся законодательной основой для назначения и выплаты трудовых пенсий, но и регулирующих финансовые основы пенсионной системы.

Основополагающим документом в этом смысле является Федеральный закон от 15.12.01 № 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” (с учетом последующих изменений и дополнений), который впервые устанавливает правовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации и определяет, что право на обязательное пенсионное страхование реализуется в случае уплаты страховых взносов. Положениями указанного Федерального закона устанавливаются источники формирования средств для финансирования каждой из частей трудовой пенсии, а также ставки страховых взносов, в соответствии с которыми осуществляется их уплата. Кроме этого, устанавливаются правовые основы формирования бюджета Пенсионного фонда РФ и определяются порядок учета и направления страховых взносов для финансирования накопительной части трудовой пенсии на инвестирование. Последнее является существенным моментом и новацией в пенсионном законодательстве.

Принципы формирования накопительной части трудовой пенсии построены на реализации накопительных механизмов, которые подразумевают сохранение накоплений и их прирост за счет дохода от инвестирования. Конечно, любой человек может вкладывать свои деньги в фондовый рынок и делать это с прибылью для себя или с потерей капитала. Однако средства, направляемые на инвестирование частным инвестором, не идут ни в какое сравнение с ресурсами больших инвесторов, таких как пенсионные фонды, поскольку частный инвестор в большей степени должен принимать в расчет комиссионные посредников, а также нехватку собственного знания фондового рынка. Поэтому, принимая во внимание мировую практику развития пенсионных систем и организацию накопительных составляющих, при реформировании пенсионной системы в РФ было принято решение о следующем порядке формирования трудовой пенсии.

Трудовая пенсия в РФ будет формироваться из трех составляющих:

- базовой части, которая будет иметь фиксированный размер для каждой категории получателей государственных пенсий;

- страховой части, зависящей от результатов труда конкретного человека, отражаемых на его индивидуальном счете в форме расчетного пенсионного капитала, под которым понимается объем приобретенных гражданином пенсионных прав в связи с уплатой за него страховых взносов в течение всей трудовой деятельности с учетом индексации;

- накопительной части, выплачиваемой в пределах сумм, отраженных в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц.

Формирование накопительной части трудовой пенсии будет осуществляться путем уплаты работодателем страховых взносов за каждое застрахованное лицо. Суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, поступившие за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда РФ, учитываются в специальной части его индивидуального лицевого счета системы персонифицированного учета Пенсионного фонда РФ и подлежат дальнейшему инвестированию.

Важное значение приобретают дополнительные формы пенсионного обеспечения в соответствии с указом Президента РФ от 16 сентября 1992 г. «О негосударственных пенсионных фондах». Суть создания таких фондов состоит в том, что граждане и работодатели перечисляют пенсионные страховые взносы на именные счета в негосударственные пенсионные фонды. Специализированные компании, управляющие деятельностью этих фондов, должны обеспечивать сохранность вкладов, защиту их от инфляции, гарантированное увеличение размеров доходов и направление прибыли на именные счета граждан. При создании таких фондов происходит соединение элементов банковской, страховой и инвестиционной деятельности.

Как недостаток следует отметить, что плательщики не гарантированы от банкротства фонда. Высокий размер пенсии своим клиентам могут обеспечивать только сравнительно богатые компании. В связи с этим необходимо принятие законов, регулирующих деятельность пенсионных фондов.

1.3. Инфраструктура социального обеспечения государства

В условиях перехода к рыночным отношениям проблема совершенствования системы социального обеспечения населения становится особенно острой и актуальной.

В ст. 39 Конституции РФ упоминается лишь денежная форма социального обеспечения - государственные пенсии и социальные пособия. Однако в необходимых случаях денежные выплаты могут заменяться либо дополняться натуральными формами социального обеспечения - содержанием в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в детских домах, интернатах для детей, лишенных попечения родителей, социальным обслуживанием на дому и др.

Функции социального обеспечения выполняют различные государственные органы, министерства, ведомства, службы и учреждения социальной защиты и негосударственные учреждения.

Социальная служба — это система социальных мер, а также реализующих их государственных и негосударственных организационных структур по предоставлению населению социальных услуг и помощи в преодолении сложной жизненной ситуации и побуждению граждан к активной самопомощи в ее преодолении. Правовой основой, регламентирующей деятельность учреждений социальных служб, является федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», вступивший в действие в декабре 1995 г.

Социальное обслуживание понимается как деятельность социальных служб по социально-экономической поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг, осуществлению социальной адаптации и реабилитации отдельного человека и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

К основным видам социального обслуживания относятся: материальная помощь (денежная и продуктово-товарная); социальный патронаж в стационарных учреждениях, на дому или в группах дневного пребывания ЦСО; предоставление временного приюта; консультативная помощь по различным направлениям; реабилитационные услуги и т. д.

Все учреждения социального обслуживания можно подразделить на две группы: общепрофильные и специализированные.

К общепрофильным относятся учреждения, открываемые для обслуживания жителей определенной территориально-административной единицы (микрорайона, поселка, муниципалитета и т. п.). Они оказывают первичную социальную поддержку всем обратившимся за помощью.

Преобладающей моделью общепрофильных социальных служб в настоящее время являются центры социального обслуживания (ЦСО), где имеются отделения социальной помощи на дому, дневного пребывания, срочной социальной помощи. Кроме того, к общепрофильным учреждениям можно отнести территориальные центры социальной помощи семье и детям, дома милосердия, комплексные центры социального обслуживания и др.

К специализированным относятся учреждения, обслуживающие определенные группы населения (пожилые люди, одинокие, инвалиды, мигранты и т. п.) или оказывающие специфические услуги. К ним относятся:

— социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

— центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

— социальные приюты для детей и подростков;

— центры экстренной социальной помощи по телефону;

— центры (отделения) социальной помощи на дому;

— дома ночного пребывания;

— специальные дома для одиноких престарелых;

— стационарные учреждения социального обслуживания;

— геронтологические центры и др.

Службы могут работать полностью на бюджетном финансировании, на благотворительные средства, на деньги от своей коммерческой деятельности или быть на смешанном финансировании.

Общепрофильные и специализированные учреждения и предприятия социального обслуживания становятся важнейшим элементом механизма социальной поддержки наиболее уязвимых категорий граждан в системе социальной защиты населения. Экономика их деятельности направлена на обеспечение экономической эффективности их функционирования.

В то же время экономическая эффективность деятельности социальных служб зависит от организации их деятельности, профессионализма кадров, материального и морального поддержания работающих.

2. Практическая часть

Задача 1

Распределить бригадную заработную плату, которая составляет 37000 рублей между членами данной бригады с учетом отработанного времени и квалификации.

Исходные данные приведены в таблице.

Фамилия

Разряд

Отработано, N, дней

Дневная тарифная ставка, Тдн, руб.

Петров

1

20

241

Плотников

2

24

316

Свиридов

4

20

333

Иванов

5

19

336

Ступин

3

21

282

Решение:

1. Определяем заработок по тарифу по формуле Зтариф = Тдн x N.

2. Определяем общую сумму заработка бригады по тарифу как сумму заработков каждого члена бригады.

3. Вычисляем коэффициент распределения заработка по формуле

К = Зобщ / Зобщ.по тарифу = 37000 / 31370 = 1,17947.

4. Конечная заработная плата каждого члена бригады определяется по формуле Зконечная = Зтариф х К

Результаты расчетов приведены в таблице.

Фамилия

Раз-ряд

Дневная тарифная ставка, Тдн, руб.

Отрабо-тано, N, дней

Сумма по тарифу, Зтариф, руб.

Заработная плата, Зконеч,руб.

Петров

1

241

20

4820

5 685,05 

Плотников

2

316

24

7584

8 945,11 

Свиридов

4

333

20

6660

7 855,28 

Иванов

5

336

19

6384

7 529,74 

Ступин

3

282

21

5922

6 984,83 

Итого

31370

37 000,00 

Задача 2

Рассчитать сдельную заработную плату при следующих условиях.

Дневная тарифная ставка

Часовая норма выработки, шт.

Продолжительность смены, час.

Изготовлено за месяц, шт.

356

13

8

1920

Решение:

1. Определяем часовую тарифную ставку по формуле

Тст.час = Тст.дн / Тсм = 356 / 8 = 44,5 руб.

2. Сдельная расценка единицы работы определяется по формуле

Р = Тст.час / Нвыр = 44,5 / 13 = 3,42 руб.

3. Сдельная заработная плата рабочего определяется по формуле

ЗПсд = Р х VВП = 3,42 х 1920 = 6566,40 руб.

Задача 3

Определить рост производительности труда работников мастерских по ремонту погрузо-разгрузочных машин в планируемом периоде на основе данных, представленных в таблице.

Объем ремонта машины А., ед.

Объем ремонта машины В., ед.

Цена ремонта машины А., тыс. руб.

Цена ремонта машины В., тыс. руб

Число ремонтных рабочих по классу, чел.

Выработка на одного рабочего в прошлом году, тыс. руб.

79

107

2228

1536

36

8005

Решение:

1. Определяем объем работ в тыс. руб. в планируемом периоде

Q = VА х ЦА + VВ х ЦВ = 79х2228 + 107х1536 = 340364 тыс. руб.

2. Производительность в планируемом периоде определяется по формуле                        П = Q / N = 340364 / 36 = 9455 тыс. руб.

3. Относительное изменение производительности определим по формуле              DП = (П2 – П1)*100%/ П1 = 1450*100% / 8005 = 18,11%

Задача 4

Определить потребное число рабочих ремонтного цех. Исходные данные приведены в таблице.

Объем капитального ремонта машин А, ед., VA

Объем капитального ремонта машин В, ед., VB

Трудоемкость капитального ремонта машин А, чел-час, tA

Трудоемкость капитального ремонта машин В, чел-час, tB

Фонд времени рабочего за год, ч, Тфр

Коэффициент перевыполнения норм, КП

Коэффициент замещения рабочих в отпуске, больничных и др., Кз

63

89

128

746

2080

1,3

1,07

Решение:

1. Определяем годовую производственную программу ремонтных работ Q = VA*tA + VB*tB = 63*128 + 89*746 = 74458 нормо-часов.

Для расчета необходимого числа рабочих воспользуемся формулой

N = (Q*Кз) / (Тфр * Кп) = (74458*1,07) / (2080*1,3) = 29,46

Округляем до ближайшего большего целого числа, т.е. необходимо 30 человек рабочих.

Задача 5

Рассчитать нормы труда для рабочего-сдельщика при следующих исходных данных, приведенных в таблице.

Основное время to, мин

Вспомогательное время tв, мин

Повышение часовой тарифной ставки DС, %

Выполнение нормы выработки до их пересмотра У1, %

Снижение нормы времени х, %

14

6

18

140

14

Дополнительные исходные данные:

Время на обслуживание рабочего места 3% от Топ.

Время на отдых и личные надобности 6% от Топ.

Время смены Тсм = 8 час.

Подготовительно-заключительное время Тпз = 12 мин.

Пусть часовая тарифная ставка С = 44,5 руб.

Решение:

1. Оперативное время состоит из Топ = to + tв = 14 +6 = 20 мин.

2. Время на обслуживание рабочего места Тоб = 3%*Топ = 0,6 мин.

3. Время на отдых и личные надобности Тотл = 6%*Топ = 1,2 мин.

4. Норма штучного времени рассчитывается по формуле

Тшт = Топ + Тоб + Тотл = 20 + 0,6 + 1,2 = 21,8 мин.

5. Нормы выработки (ед. в смену) определяется исходя из выражения

Нвыр = (Тсм - Тпз) / Тшт = (8*60 - 12) / 21,8 = 21,47 ед. = 21 ед.

6. Определяем время на партию изделия Тпар = Тшт.*n + Тпз = 21,8*21 + 12 = 469,8 мин = 7,83 час.

8. Штучно-калькуляционное время – полная норма время времени Нвр определяется по формуле

Тш-к = Тшт + Тпз/n = 21,8+12/21=22,4 мин = 0,37 час. = Нвр

9. Определим нормы выработки по другой формуле

Нвыр = Тсм / Тш-к = 8 / 0,37 = 21,6 = 21 ед.

10. Сдельная расценка на единицу выполняемой работы

Р = С*Нвр = 44,5 * 0,37 = 16,5 руб.

11. Определяем норму времени после ее снижения

Н'вр = Нвр (100 - х) / 100 = 0,37 * (100-14) / 100 = 0,32 час.

12. Определяем норму выработки после снижения нормы времени

Н'выр = Тсм / Н'вр = 8 / 0,32 = 25 ед.

Или Н'выр = Нвыр. * (100+У) / 100, где У – процент повышения нормы выработки У = 100*х / (100-х) = 16,3%, Н'выр = 21,6* (100+16,3)/100 = 25

13. Рассчитываем процент возможного выполнения нормы выработки У2 после снижения нормы времени на х%:

У2 = 100*У1/(100+У) = 100*140/(100+16,3) = 120,4%.

14. Изменение сдельной расценки  при повышении тарифной ставки и одновременном снижении нормы времени рассчитывается по формуле

DР = 100 - DС(100 - х) = 100 – 1,4*(100-14) = -20,4% - расценка повышается.

15. Сдельная расценка после повышения тарифной ставки и одновременном снижении нормы времени рассчитывается по формуле

Р’ = Р * (100 - DР) / 100 = 16,5 * (100 + 20,4) / 100 = 19,9 руб.

Результаты расчетов приведем в таблице.

Нормы труда до изменений

Нормы труда после повышения тарифной ставки и одновременном снижении нормы времени

Норма времени

Норма выработки

Сдельная расценка на ед. продукции

Норма времени

Норма выработки

Сдельная расценка на ед. продукции

0,37 час

21 ед.

16,5 руб.

0,32 час

25 ед.

19,9 руб.

3. Тестирование

1. Можно ли ранжировать (расставить) по степени значимости общественные, коллективные и личные интересы (какие из них главнее, важнее и т.п.)? Если нет, то почему? Если да, то что при этом следует учитывать и принимать во внимание:

в) конкретный вид интереса, лежащего в основе побуждения людей к действию[1].

2. Расставьте по степени значимости наиболее приоритетные формы обучения работников в Японии.

1 – в) обучение во время работы (ОВР);

2 – б) самообразование;

3 – а) обучение вне работы (ОВнеР).

Внутрифирменное обучение в Японии включает в себя, во-первых, обучение во время работы, проводимое на рабочем месте, при котором более опытные работники показывают, как надо работать; во-вторых, обучение вне работы, проводимое на фирме и вне ее; в-третьих, самообразование. На предприятиях основными считаются обучение во время работы и самообразование. Организуются и краткосрочные курсы обучения вне работы, дифференцированные по должностям и квалификации, по темам, обучение по которым необходимо для их профессионального роста[2].

3. Оценка эффективности политики занятости осуществляется по формуле СЭПЗ = ЧПСУ / ЧБк, где СЭПЗ – социальная эффективность политики занятости в течение определенного календарного периода, ЧПСУ - численность безработных, снятых с учета по всем основаниям в течение календарного периода, ЧБк – численность безработных на конец календарного периода[3].

4. Каково соотношение понятий «структурная» и «технологическая» безработица?

в) структурная безработица включает в себя технологическую.

Технологическая безработица — безработица, появляющаяся при сокращении занятых на производстве в связи с его автоматизацией, внедрением новых технологий. Происходит “выталкивание” и одновременное притяжение рабочей силы, т. е. в конечном итоге занятость может и расти, но спрос может предъявляться другими предприятиями, отраслями и часто на работников других профессий и квалификации.

Структурная безработица вызвана научно-техническим прогрессом и зачастую тесно переплетается с технологической безработицей. Последствиями НТП являются не только технологические изменения производственных процессов, но и масштабные подвижки в отраслях производства и социосфере, структурные преобразования в экономике: сокращение и свертывание традиционных отраслей общественного производства, появление новых[4].

5. В динамике численности и возрастного состава населения прослеживается

д) старение населения.

ПАРИЖ, 11 октября. /ПРАЙМ-ТАСС/. Быстрое старение населения в развитых индустриальных странах приведет в ближайшие 30 лет к значительному падению темпов роста мировой экономики. Как сообщает ИТАР-ТАСС, такой вывод содержится в опубликованном сегодня в Париже докладе Организации по экономическому сотрудничеству и развитию /ОЭСР/. Согласно подсчетам специалистов ОЭСР, в течение ближайших 3-х десятилетий темпы роста мировой экономики будут падать ежегодно на 1,7% из-за старения населения. Наибольший урон понесут страны Европы. Выходом из подобного положения является продление трудовой активности за пределы нынешнего пенсионного возраста, а также кардинальная реформа социальных программ в сторону сокращения государственных расходов, говорится в докладе[5].

6. Организация труда и трудовые отношения на предприятиях с иностранным капиталом в России в качестве главной правовой основы имеют:

г) Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ».[6]

Такой ответ дан в учебнике под ред. Волгина Н.А., но современное законодательство, в частности Трудовой кодекс РФ в статье 11 говорит: «На территории Российской Федерации правила, установленные настоящим Кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных ими либо с их участием, работников международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.»

7. Кто из субъектов рынка труда впервые в истории попытался противостоять его стихии?

Б) наемные рабочие.

Среди участников рынка труда именно трудящиеся сделали первые шаги, противодействующие стихии рынка в сфере труда. Это проявилось в создании первых рабочих объединений, ставших впоследствии основой профессиональных союзов, формировавшихся в течение XIX века практически во всех индустриально развитых странах.[7]

8. Можно выделить следующие функции общественного труда:

1. Удовлетворение человеческих потребностей.

2. Производство общественного богатства.

3. Формирование и развитие общества.

4. Формирование и развитие самого человека.[8]

9. Выберите правильное продолжение фразы. Интенсивность труда – это …

в) количество энергии человеческого организма, затрачиваемого работником в единицу времени.[9]

10. Выберите правильное продолжение фразы. Монопольная власть – это возможность влияния на …

в) цены товаров по почину товаропроизводителя, продавца.

Продавец обладает монопольной властью над рынком, если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения собственного объема выпуска[10].

11. Какое определение и почему более правильное.

г) заработная плата – цена рабочей силы.

Если мы признаем, то рабочая сила – это товар, значит она должна продаваться не по стоимости а по цене, которая кроме компенсаций затрат (стоимости), имевших место в процессе труда должна включать некую прибыль, необходимую для развития  рабочей силы, содержания семьи работника и т.д. Заработная плата не может быть ценой труда, так как она отражает не только одну фазу процесса воспроизводства рабочей силы – потребление (использование рабочей силы), но и ее производство (формирование рабочей силы), распределение и обмен в целом.[11] 

12. Заработная плата как форма цены рабочей силы – это основная часть фонда жизненных средств работников, распределяемая между ними в соответствии с количеством и качеством затраченного труда, реальным вкладом и зависящим от конечного результата работы предприятия[12].

13. Социальное обеспечение – это …

д) социальное страхование и адресная социальная поддержка.

Социальное обеспечение – содержание нетрудоспособных за счет государственного бюджета в установленных законом случаях, видах и размерах. Осуществляется в рамках социального страхования и адресной социальной поддержки. Включает денежные выплаты, натуральную помощь и услуги систем социальных служб.[13]

14. Социальная защита включает в себя защиту не только нетрудоспособных, но и бедных граждан, ибо социальная защита есть система обеспечения социальной поддержки населению.[14]

15. Каким законодательным актом Российской Федерации закреплена основная классификация конфликтов на индивидуальные и коллективные трудовые споры?

А) Конституция Российской Федерации.

Основная классификация конфликтов дана в п.4 статьи 37 Конституции РФ, закрепившей их деление на индивидуальные и коллективные трудовые споры.[15]

16. Согласно действующему законодательству формирование и создание трудового арбитража в целях разрешения коллективного трудового спора должно осуществляться при обязательном участии полномочного представителя службы по урегулированию коллективных трудовых споров.

а) ДА[16].

17. Какое условие на Ваш взгляд является определяющим для возникновения социального партнерства?

Б) наличие относительного равновесия сил между наемными работниками и работодателями.

«События последнего десятилетия как раз доказывают, что не изменение роли государства явилось причиной социального партнерства, а возрастание мощи рабочего и профсоюзного движения и установление относительного равновесия сил между трудом и капиталом заставили работодателей сесть за стол переговоров, а государство изменить свою политику.

Таким образом, современные тенденции в области социального партнерства доказывают, что в тех случаях, когда капитал в силу каких-либо обстоятельств (политических или экономических) слаб, он активно идет на социальное партнерство. Поддержка профсоюзов в таких случаях дает возможность капиталу выжить и сохранить свои доходы. Но как только капитал обретает былую силу, он тут же стремится освободиться от опеки профсоюзов, не забывая доказывать при любом удобном случае, кто же в действительности является истинным хозяином.»[17]

18. Какие функции должно выполнять государство в регулировании трудовых отношений между работниками и работодателями?

в) выступать гарантом выплаты минимальной заработной платы.

В случае, когда социальное партнерство рассматривают в качестве механизма регулирования социально-трудовых отношений, который приходит на смену классовой борьбе, роль государства ограничивается лишь созданием необходимой правовой основы, созданием общей системы регламентации.

Напротив, если социальное партнерство рассматривать как способ согласования противоположных по сути интересов наемных работников и работодателей, роль государства расширяется: государство не только определяет общие «правила игры», но и более активно участвует в процессе переговоров как непосредственно, через своих представителей, так и опосредованно, через арбитражные органы, согласительные комиссии.

Но опыт других стран показывает, что именно государство должно выступать гарантом минимально необходимого уровня жизни. С предпринимателем можно договариваться, но только относительно того, что превышает этот необходимый уровень, гарантированный государством.[18]

Заключение

С переходом российской экономики к рыночным отношениям изменяются теоретическое и практическое представление о труде, вырабатываются совершенно новые основы жизнедеятельности и развития общества. Будучи важнейшей экономической категорией, понятие труд является многоплановым, многоаспектным, требующим постоянного исследования и уточнения.

Социальная защита населения являются важнейшей составной частью любого цивилизованного государства. Развитие социальной защиты населения тесно связано с экономическим положением страны. В нашей стране это развитие только началось, и в будущем должно стать отлаженной системой социального обеспечения, помогающих людям удовлетворять их социально-экономические и духовные потребности в новых условиях рыночных отношений.

 

Список литературы

1. Федеральный закон РФ от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ. Об основах обязательного социального страхования.

2. Федеральный закон РФ от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ. О государственном пенсионном обеспечении в РФ.

3. Микроэкономика / Под ред. Проф. Яковлевой Е.Б. – М.-СПб.: Поиск, 2002. – с.165.

4. Арво Куддо. Политика занятости в России в контексте международного опыта. – М.: Библиотека публикаций Московского Центра Карнеги, 1998, декабрь.

5. Белокрылова О.С., Михалкина Е.В. Экономика труда: Конспект лекций. – Ростов н/Д:Феникс, 2002.

6. Криворученко К.С. Непрерывное и опережающее профессиональное образование. Сборник  «Научные труды аспирантов и докторантов». – М.: Изд-во Московского Гуманитарного университета, 2004, № 15.

7. Экономика труда: (социально-трудовые отношения): Учебник / Под ред. Волгина Н.А., Одегова Ю.Г. – М.: Издательство «Экзамен», 2004.


[1] Экономика труда: (социально-трудовые отношения): Учебник / Под ред. Волгина Н.А., Одегова Ю.Г. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – с.32.

[2] Криворученко К.С. Непрерывное и опережающее профессиональное образование. Сборник  «Научные труды аспирантов и докторантов». – М.: Изд-во Московского Гуманитарного университета, 2004, № 15.

[3] Арво Куддо. Политика занятости в России в контексте международного опыта. – М.: Библиотека публикаций Московского Центра Карнеги, 1998, декабрь.

[4] Новиков П.М., Зуев В.М. Опережающее профессиональное образование: Научно-практическое пособие. – М.: РГАТиЗ. 2000. – с.163.

[5] http://www.prime-tass.ru/news/show.asp?id=538393&ct=news

[6] Экономика труда: (социально-трудовые отношения): Учебник / Под ред. Волгина Н.А., Одегова Ю.Г. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – с.205.

[7] Там же. – с.211.

[8] Экономика труда: (социально-трудовые отношения): Учебник / Под ред. Волгина Н.А., Одегова Ю.Г. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – с.227.

[9] Там же. – с.284.

[10] Микроэкономика / Под ред. Проф. Яковлевой Е.Б. – М.-СПб.: Поиск, 2002. – с.165.

[11] Экономика труда: (социально-трудовые отношения): Учебник / Под ред. Волгина Н.А., Одегова Ю.Г. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – с.335-336.

[12] Там же. – с.335.

[13] Там же. – с.718.

[14] Там же. – с.627.

[15] Там же. – с.686.

[16] Федеральный закон РФ от 23.11.1995 № 175-ФЗ. О порядке разрешения коллективных трудовых споров. – статьи 8, 10.

[17] Мысляева И.Н. Современная идеология и практика социального партнерства. – М.: Институт перспектив и проблем страны, Школа трудовой демократии, 1998 (http://syndikalist.narod.ru/sopar2.htm)

[18] Экономика труда: (социально-трудовые отношения): Учебник / Под ред. Волгина Н.А., Одегова Ю.Г. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – с.704, 708.